Социальный статус

Доклад о выполнении в Российской Федерации Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (Проект). М., 1998.
 
В начало документа
В конец документа

Доклад о выполнении в Российской Федерации Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин


Продолжение. Перейти к предыдущей части текста

Органы власти субъектов Российской Федерации предпринимают усилия для ликвидации задолженностей по выплате пособий и реализуют меры, направленные на поддержку семей с детьми.

Согласно программе социальной поддержки малообеспеченных граждан Сахалинской области, утвержденной постановлением губернатора области в1997 году "О состоянии и мерах по улучшению социальной защиты малообеспеченных граждан Сахалинской области", многодетным малообеспеченным матерям, имеющим трех и более детей, предоставляются льготы по оплате лекарств, приобретаемых по рецептам врачей для детей до 6 лет. Оплачивается посещение музеев, театров, выставок детьми школьного возраста этой категории матерей. В районах области школьники из многодетных семей пользуются бесплатным проездом на внутригородском транспорте, бесплатным горячим питанием. Многодетным, неполным семьям, имеющим детей-инвалидов оказывается материальная помощь в предоставлении путевок в санатории, загородные оздоровительные лагеря.

Администрацией Приморского края разработана и утверждена программа социальной поддержки малообеспеченных групп населения и льготных категорий граждан с целью оказания адресной социальной помощи матерям-одиночкам, матерям, воспитывающим детей-инвалидов, многодетным матерям, на реализацию которой в 1997 году было выделено 8211,8 млн. рублей.

Существенная работа в данном направлении проводится в Республике Татарстан. В соответствии с реализуемой с 1994 года программой адресной социальной защиты населения, законами Республики Татарстан "О прожиточном минимуме в республике Татарстан" и "О минимальной заработной плате" действует система дополнительной социальной поддержки матерей и семей с детьми. Социальная поддержка семей с детьми и других малообеспеченных категорий граждан носит адресный характер и зависит от уровня обеспеченности семьи. Выплата пособий на детей и компенсаций малообеспеченным категориям граждан производится в республике в виде чеков на продовольственные товары и с учетом величины среднедушевого совокупного дохода семьи. Принимая во внимание тот факт, что в отдельных семьях ребенок находится на иждивении только одного родителя или родителей, основным источником доходов которых является доход одного родителя (зарплата, пенсия, пособие по безработице, стипендия и др.), принято решение на детей матерей-одиночек, детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, детей военнослужащих, проходящих службу по призыву, детей из семей, где родители являются безработными, студентами, неработающими пенсионерами, применять повышенный социальный норматив.

В Республике Татарстан установлены дополнительные социальные гарантии для женщин, имеющих детей:

увеличена до 6 месяцев продолжительность выплаты среднемесячной заработной платы женщинам, имеющим на своем иждивении двоих и более детей в возрасте от 3-х до 16 лет, высвобожденным в связи с сокращением численности или штата, а также в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации на период их трудоустройства, но не более 6 мес.

беременным женщинам и женщинам с детьми в возрасте до 3-х лет, уволенным в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций, у которых отсутствует преемственность, в случае невозможности подбора женщинам подходящей работы и оказания помощи в трудоустройстве, органами службы занятости время со дня их увольнения до достижения ребенком возраста 3 лет засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности для назначения пособий по государственному социальному страхованию. Им предусмотрены выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком по достижения им возраста полутора лет в размере, установленном для работающих женщин, за счет средств фонда социального страхования и ежемесячные компенсационные выплаты в размере, установленном для женщин, состоящих в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности и находящимся в момент увольнения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, если они не получают пособия по безработице;

размер компенсационной выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему воспитание трех и более детей в возрасте до 16 лет, увеличен до размера минимальной оплаты труда по российской Федерации.

В республике предусмотрен ряд дополнительных льгот к существующему согласно федерального законодательства. Так, например, женщинам, состоящим в трудовых отношениях с предприятиями, организациями и имеющим детей в возрасте до 16 лет, предоставлено право на 2 часа в неделю или один свободный день в месяц, полностью или частично оплачиваемый за счет средств предприятий и организаций.

В Республике Адыгея в 1996 году принят указ Президента "Об открытии именных накопительных вкладов новорожденным гражданам Республики Адыгея", в соответствии с которым в отделениях сбербанка за 1997 год открыто 3789 счетов на новорожденных граждан.

В 30 районах Пермской области постановлением главы органа местного самоуправления установлена фиксированная родительская плата за ребенка, посещающего дошкольное учреждение, она значительно ниже двадцатипроцентной стоимости содержания 1 ребенка в детском саду.

С целью совершенствования системы оказания помощи нуждающимся в Омской области принят закон "Об адресной государственной помощи в Омской области", реализация которого позволит повысить адресность и дифференцированность социальной поддержки, что, в конечном итоге, будет способствовать улучшению положения женщин с низкими доходами и высокой иждивенческой нагрузкой. Для упорядочения выплаты пособий в области принято постановление "О мерах по переходу на единую систему назначения и выплаты ежемесячных пособий на ребенка в Омской области". В результате принятых мер налажен контроль за использованием средств на выплату пособий, составляющих около 10 процентов в среднедушевом доходе семьи в области.

Статья 14

  1. Государства-участники принимают во внимание особые проблемы, с которыми сталкиваются женщины, проживающие в сельской местности, и исключительную роль, которую они играют в обеспечении экономического благосостояния своих семей, в том числе их деятельность в нетоварных отраслях хозяйства, и принимают все соответствующие меры для обеспечения применения положений этой Конвенции к женщинам, проживающим в сельской местности.
  2. Государства-участники принимают все соответствующие меры для ликвидации дискриминации в отношении женщин в сельских районах, с тем чтобы обеспечить на основе равенства мужчин и женщин их участие в развитии сельских районов и в получении выгод от такого развития и, в частности, обеспечивают таким женщинам право:

  1. участвовать в разработке и осуществлении планов развития на всех уровнях;
  2. на доступ к соответствующему медицинскому обслуживанию, включая информацию, консультации и обслуживание по вопросам планирования размера семьи;
  3. непосредственно пользоваться благами программ социального страхования;
  4. получать все виды подготовки и формального и неформального образования, включая функциональную грамотность, а также пользоваться услугами всех средств общинного обслуживания, консультативных служб по сельскохозяйственным вопросам, в частности, для повышения технического уровня;
  5. организовать группы самопомощи и кооперативы, с тем чтобы обеспечить равный доступ к экономическим возможностям посредством работы по найму или независимой трудовой деятельности;
  6. участвовать во всех видах коллективной деятельности;
  7. на доступ к сельскохозяйственным кредитам и займам в системе сбыта, соответствующей технологии и на равный статус в земельных и аграрных реформах, а также в планах перезаселения земель;

h) пользоваться надлежащими условиями жизни, особенно жилищными условиями, санитарными услугами, электро- и водоснабжением, а также транспортом и средствами связи.

В предыдущем докладе было подробно освещено законодательное обеспечение недопущения дискриминации в отношении женщин, проживающих и работающих в сельской местности.

В России 21 млн. женщин проживает в сельской местности. Интенсивные процессы урбанизации, отсутствие нормативных условий жизнедеятельности, труда и отдыха на селе и ряд других причин привели к начавшемуся еще в 70-е годы процессу депопуляции сельского населения, который к концу 1997 года захватил 64 сельских региона России. Это не является следствием уменьшения численности женщин в детородном возрасте. Наоборот, в сельской местности к 1997 году численность этой группы женщин составила 44 процента от всех женщин против 38 процентов в 1990 году.

Нестабильность в обществе, крушение жизненных ценностей, прогрессирующий разрыв семейных связей, растущая нищета, увеличение физических нагрузок, сокращение сферы медицинского обслуживания, объектов детского дошкольного воспитания, общеобразовательных школ формирует в молодых сельских семьях установку на однодетность.

Условия труда и социально-бытовые условия на селе гораздо тяжелее, чем в городе. Это находит свое выражение в более высоких показателях смертности сельских женщин. Так, в первой половине 90-х годов (1991-1996 годы) уровень смертности в трудоспособном возрасте возрос на 29 процентов, в том числе среди женщин - на 17 процентов. Средняя продолжительность жизни сельской женщины составила в 1996 году 71,9 лет, что на 0,8 года ниже, чем у городской жительницы.

В результате проводимых мероприятий по улучшению условий труда в агропромышленном производстве за последние годы наметилось устойчивое сокращение производственного травматизма, в том числе и среди женщин. Если в 1994 году количество пострадавших женщин составляло 27,2 тыс. человек, в том числе 92 со смертельным исходом, то к 1998 году этот показатель снизился до 18,6 тыс. человек (76 - смертельных случаев). Только за 1996-1997 годы число женщин, пострадавших на производстве, сократилось более, чем на 3,6 тыс. человек.

Состояние охраны и условий труда работающих женщин, уровень производственного травматизма оцениваются Правительством Российской Федерации как неблагополучные.

Число погибших женщин возросло в животноводстве, пищевых отраслях промышленности, строительстве, при перевозке к месту работы и обратно.

Возрастает количество рабочих мест с превышением предельно допустимых концентраций в воздухе рабочей зоны паров и газов (до 18 процентов), пыли и аэрозоли (до 23 процентов), предельно допустимый уровень шума и вибрации превышается в настоящее время до 25 процентов.

Сокращается число объектов, предоставляющих женщинам санитарно-бытовые услуги на производстве (гардеробные, душевые, комнаты отдыха и приема пищи, гигиены и др.). Остается высоким уровень профзаболеваний среди женщин и, в первую очередь, поражений опорно-двигательного аппарата, органов дыхания, заболеваний бруцеллезом и др. Чаще всего от таких патологий страдают женщины, работающие в животноводстве: доярки, свиноводы, ветеринарно-зоотехнические специалисты, а также работающие с ядохимикатами.

Среди обстоятельств и условий, приводящих к несчастным случаям, возникновению профзаболеваний и отравлений, на первом месте стоят нарушения правил охраны труда, неправильное применение и отсутствие средств индивидуальной защиты, несвоевременность проведения медицинских осмотров, необученность работающих. Возрастает удельный вес неквалифицированного, ручного труда, особенно в крестьянских (фермерских) хозяйствах.

Средний возраст погибших на производстве женщин в 1997 году составил 40 лет, то есть период расцвета жизненных сил, профессионализма, опыта.

Положение также усугубляется неудовлетворительным состоянием сельской социальной сферы. Прекращение государственного финансирования социального развития села, отсутствие необходимых на эти цели средств у органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также низкая платежная способность сельскохозяйственных предприятий привели к тому, что начался процесс ее разрушения.

За 1991-1996 годы количество общеобразовательных школ на селе сократилось на 1,1 тыс. детских дошкольных учреждений - на 11,2 тыс., врачебно-больничных учреждений - на 1,6 тыс., клубов и домов культуры - на 9,5 тыс. единиц. Произошло сокращение сети предприятий розничной торговли на 42 процента и общественного питания на 75 процентов. Практически повсеместно ликвидировано бытовое обслуживание сельского населения.

Ухудшение социальных условий жизнедеятельности, труда и отдыха сельскохозяйственных товаропроизводителей, особенно женщин, находится в прямой зависимости от состояния социальной инфраструктуры села.

Экономический кризис еще более усугубил и без того тяжелый быт сельских женщин. Ввиду резкого скачка цен для села стали недоступны товары, которые хоть в какой-то мере облегчали бы женский труд: стиральные и швейные машины, пылесосы, холодильники. Закрытие магазинов, домов быта, практически прекращение выездной формы торговли и обслуживания заставляют сельских женщин тратить свободное время и деньги на поездки в районные центры.

На селе закрываются детские сады и ясли. Одни - по причине сокращения рождаемости, другие - из-за дороговизны платы за посещение.

Ухудшаются условия получения среднего образования на селе. Из-за закрытия малокомплектных школ и концентрации ученических мест в крупных поселениях 21 процент сельских школ работают в 2-3 смены.

На село приходится около 30 процентов общей численности зарегистрированных безработных в стране, 60 процентов которых составляют женщины, из них 40 процентов - в возрасте до 30 лет.

Различия в социально-демографическом составе безработных женщин в сельской местности и в городах носят устойчивый характер:

доля сельских женщин-безработных, имеющих малолетних детей, на четыре пункта выше городских. Одновременно несколько ниже доля женщин в возрасте 30-53 лет. Значительно выше, чем в городе, число безработных женщин (многодетных) - на 13 пунктов;

в сельской местности среди официально зарегистрированных безработных значительно выше доля лиц, имеющих среднее общее образование и не имеющих полного среднего образования. Эти показатели составляют соответственно 39,8 и 21,5 процентов против 33,4 и 10,6 процентов в городах. В то же время женщины, имеющие высшее профессиональное образование, на селе составляют 4 процента против 13,1 процента в городах;

отличительной чертой женской безработицы на селе является ее боле длительный, затяжной характер. Если в целом по России средняя продолжительность безработицы составляет 7,7 месяца, то в сельской местности 8,2 месяца. Доля безработных женщин, состоящих на учете более 8 месяцев превышает 47,4 процента против 21,4 процента в целом по России.

Из 645,5 тыс. сельских безработных, зарегистрированных на конец 1997 года женщины составляют 392,3 тыс., или 61 процент. Причина этого - значительное сокращение работ в общественном животноводстве, в результате чего численность занятых в этой отрасли рабочих сократилась на 450 тыс. человек. Безработица вытеснила из производства и значительную часть специалистов. Закрытие объектов социальной инфраструктуры на селе привело к сокращению численности учителей, воспитателей, медработников и других чисто женских специальностей.

В условиях становления рыночных отношений из-за необходимости в особой охране труда и предоставления социальных льгот и гарантий в связи с выполнением репродуктивной функции женщины оказываются невыгодными работниками.

Отсутствие перспективы трудоустройства, ухудшение социальных параметров жизни приводит к резкому падению престижности крестьянского труда у молодежи, особенно среди сельских девушек.

В целях более активного приобщения женщин к аграрным преобразованиям Министерством сельского хозяйства Российской Федерации осуществляется комплекс мер по повышению их конкурентоспособности на рынке труда.

В сельскохозяйственных вузах за последние годы открыта подготовка по 25 новым специальностям, в том числе 12 - сельскохозяйственного профиля (финансы и кредит, менеджмент, юриспруденция, земельное право, аэроэкология, технология хранения и переработки растениеводческой продукции и др.), причем по экономическим специальностям, традиционно считающимися женскими, прием увеличился на 65 процентов.

Переработан республиканский перечень профессий, по которым осуществляется подготовка в сельских ПТУ и агротехнических лицеях. Во многих из них проводится подготовка по интегрированной профессии "Хозяйка усадьбы", в основу которой заложена профессия бухгалтера сельхозпроизводства. Учащиеся получают также навыки и знания по профессиям оператора машинного доения, повара, швеи и др.

Сельские женщины имеют также возможность повысить свою квалификацию и мастерство в учебных заведениях дополнительного профессионального образования, где проводится учеба по вопросам реформирования и приватизации предприятий, профессиональная переподготовка менеджеров, аудиторов, предпринимателей, фермеров, юристов, оценщиков земли и недвижимости, антикризисных управляющих.

Среди обучающихся в высших учебных заведениях, готовящих кадры для сельского хозяйства, женщины составляют 40,7 процента, техникумах 43,6 процента, во всех формах подготовки и повышения квалификации рабочих кадров - 22 процента, в учебных заведениях системы повышения квалификации - 44 процента.

В целях защиты интересов женщин в сфере сельского хозяйства организовано и функционирует Межрегиональное общественное движение сельских женщин, куда входят женщины-фермеры, имеющие подсобные хозяйства и др.

В январе 1998 года образовался Российский союз сельских женщин, который организован с целью защиты интересов женщин, живущих и работающих в сельской местности, занятых в сельскохозяйственном производстве, для содействия в решении вопросов развития материального производства и социальной сферы, защиты материнства и детства.

Статья 15

    1. Государства-участники признают за женщинами равенство с мужчинами перед законом.
    2. Государства-участники предоставляют женщинам одинаковую с мужчинами гражданскую правоспособность и одинаковые возможности ее реализации. Они, в частности, обеспечивают им равные права при заключении договоров и управлении имуществом, а также равное отношение к ним на всех этапах разбирательства в судах и трибуналах.
    3. Государства-участники соглашаются, что все договоры и все другие частные документы любого рода, имеющие своим правовым последствием ограничение правоспособности женщин, считаются недействительными.
    4. Государства-участники предоставляют мужчинам и женщинам одинаковые права в отношении законодательства, касающегося передвижения лиц и свободы выбора места пребывания и местожительства.

Основные аспекты данной статьи подробно освещены в предыдущем докладе.

В соответствии с Законом Российской Федерации (от 27 апреля 1993 г. N 4866-1) "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы (статья 1).

К действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Граждане вправе обжаловать также бездействие указанных в части первой настоящей статьи органов, предприятий, объединений, должностных лиц, государственных служащих, если оно повлекло за собой последствия, перечисленные в той же части статьи.

Каждый гражданин имеет право получить, а должностные лица, государственные служащие обязаны ему предоставить возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах.

В соответствии со статьей 8 Уголовно-исполнительного Кодекса Российской Федерации уголовно-исполнительное законодательство основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний.

Далее...