Женское движение, социальная активность

Итоговый отчет о работе I независимого женского форума. Выпуск Оргкомитета I независимого женского форума, 1991.
 
В начало документа
В конец документа

Итоговый отчет о работе I Независимого Женского Форума


Продолжение. Перейти к предыдущей части текста

Но, к сожалению, такая постановка вопроса, указывает Л. Шерова, была закономерно обусловлена: долгие годы общество незаконно объявляло чисто женскими целый ряд проблем, вместо того, чтобы признать их общечеловеческими и общедемократическими.

Дискуссия была продолжена другими участницами Форума па специальной секции, которая проходила в два дня.

29 марта тему дискуссии задали два первых выступления. Была высказана идея консолидации женщин для выполнения ими стабилизирующей роли в общественных процессах. Консолидация за "национальное согласие", за "сохранение семьи", "обновленный союз" (Г. Силласте). Лозунг консолидации был поддержан К. Пилыциковым. В процессе дальнейшей дискуссии возник вопрос о том, на каких принципах консолидироваться. Е. Громовой был предложен вариант объединения вокруг борьбы за реализацию Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации женщин. О. Бессолова высказали мысль о том, что пока отсутствует конструктивная идея для реальной консолидации. По ее мнению, у существующих групп есть лишь позиция отрицания, сейчас налицо только процесс самоопределения, а значит консолидироваться еще рано. Н.Сапцина из Кузбасса сделала сообщение о положении бастующих шахтером и о голодовке нескольких депутатов.

Тезис, с обсуждения которого началась работа секции 30 марта, касался вопроса о том, что женщины, составляя большую половину населения, не имеют возможности для реализации своих интересов через ныне существующие структуры власти, а политические решения, принимаемые органами власти, не ведут к решению женских проблем.

 

Было отмечено, что современное состояние советского общества в целом является процессом перехода от его роли пассивного объекта политики к ее субъекту, т.е. становление гражданского общества, включающее в себя процесс трансформации старых, официальных структур, включение в них новых представителей общества; формирование новых структур - движение "снизу". Это можно наблюдать на примере женского движения. С одной стороны, меняются старые институты - трансформируется КСЖ, меняется лицо официальных журналов для женщин, возникают новые журналы и газеты, активизируется деятельность органов, связанных с женскими проблемами. Одновременно создаются все новые женские движения и организации политические, экономические, культурные. Становясь субъектом политики, женщина одновременно выделяет собственные, женские проблемы, создавая тем самым основы для независимого женского движения.

Участницы обсуждения заявили, что для женщин единственный возможный путь реализовать свои интересы состоит в том, чтобы сделать трудный, но необходимый шаг - стать субъектом политики, уйти из того состояния, когда тебе отводится роль только объекта политических решений. Среди конкретных предложений, как пройти этот путь, были следующие:

- создать организацию, которая занималась бы воспитанием нескольких претенденток на высшие политические посты страны (Е. Пильщиков);

-.организовать политическую женскую партию (Т. Фролова, В. Курильченко);

- открыть сеть женских политических клубов;

- вести работу в новых политических партиях с целью включения "женского вопроса" в их политические программы.

Практически сразу был задан высокий уровень обсуждения. О. Бессолова предложила определить позицию женщин в политике: определить ресурсы, расположение сил, т.е. различных женских организаций, по отношению друг к другу, обсудить, как развивается процесс женской деятельности; стоит ли и возможно ли объединиться, чтобы влиять на этот процесс.

После этого идея объединения, сначала захватившая внимание зала, стала приниматься несколько более сдержанно, чему способствовала развернувшаяся далее дискуссия, в ходе которой Е. Кочкиной были предложены три позиции, касающиеся проблемы объединения.

1. Возможно создание единой организации, но целесообразно ли это сейчас? Опасно быть разобщенным движением, но еще более опасно пытаться создать то, чему время еще не пришло и для чего нет еще сил, поэтому вряд ли в настоящее время имеет смысл говорить о жестком объединении.

2. Если мы нуждаемся в объективной информации о самих себе, считает она, значит нам необходим информационный обмен, который может быть осуществлен через создание информационной сети.

3. Если мы хотим выступить в совместных акциях, то потребуется координационный центр.

В результат обсуждения возможностей - уровней и степени жесткости - объединения наиболее реалистичными показались две идеи:

- создание информационной сети;

- создание координационного центра, который бы поддерживал и координировал деятельность разных групп по стране.

 

На Форуме начался процесс самоорганизации: женщины, считающие политические действия необходимыми для себя и своих организаций, договорились собраться в Ленинграде в июне; среди других участниц было намечено провести несколько семинаров и встреч по поводу создания координационного центра.

ЖЕНЩИНА И РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА

Проблема "Женщина и рыночная экономика" была представлена на Форуме двояко; в одноименном докладе, сделанном Зоей Хоткиной на пленарном заседании, и в секционных обсуждениях.

Зоя Хоткина в своем докладе отметила, что сегодня, когда происходят радикальные изменения социально-экономической жизни общества, нас не может не волновать вопрос о том, как женщины будут встраиваться в новую экономическую структуру, какое место они займут в системе рыночных отношений.

В фокусе ее внимания были проблемы "выживания" женщин в условиях экономического кризиса и перехода к рынку. Правомерность постановки вопроса об особенном положении женщин в этих условиях была ею обоснована так: экономический кризис и переход к рыночным отношениям будет иметь для женщин по сравнению с мужчинами более тяжелые отрицательные последствия в результате остро недостаточного уровня социальной поддержки, особенно сильного роста безработицы и роста цен. Женщины столкнулись с этими явлениями в условиях уже и без того сложившейся вертикальной и горизонтальной профессиональной сегрегации, когда они, имея в большинстве случаев более низкий уровень квалификации, были заняты на не престижных менее квалифицированных работах и получали за свой труд заработную плату и пенсию, которая, почти на одну треть ниже, чем у мужчин. Таким образом, новые проблемы, порожденные кризисом и переходом к рынку, наложились на так и не решенные старые проблемы, которые уже существовали в сфере занятости женщин. В результате женщины входят в рынок, имея неравные с мужчинами стартовые возможности, и поэтому они менее конкурентоспособны на нарождающемся рынке труда.

В докладе были проанализированы основные проблемы и перспективы женской занятости и безработицы. При этом отмечалось, что изучение и обсуждение этих проблем необходимо для правильного их осмысления и нахождения путей решения, а вовсе не для того, чтобы запугивать женщин ужасами грядущей безработицы. (А такая тенденция уже наметилась в средствах массовой информации). Одновременно под благовидным предлогом "защитить" женщин от рынка и "чрезмерной" нагрузки на работе и дома им навязывается патриархатная идея возвращения в семью. Но это только часть правды, поскольку при том им не говорится, что вместе с "освобождением от сверхзанятости" они получат и обязанности, главные из которых - бесплатный рутинный домашний труд вместо оплачиваемого и дающего им экономическую самостоятельность, а также обязанность подчиняться экономической зависимости мужа " государства.

В этой связи было предложено обсудить вопрос о том, будет ли нарождающееся независимое женское движение поддерживать государственную по-

 

литику, направленную в первую очередь на инвестирование в женскую занятость, путем выделения средств на различного рода трудовые льготы, пособия и компенсации, или необходима выработка собственной социально-экономической программы решения женского вопроса в условиях рынка. По мнению З. Хоткиной, основу политики в отношении женщин на современном этапе должно составить увеличение вложений, направляемых не на льготы, а на значительное улучшение качества женской рабочей силы, чтобы повысить ее конкурентоспособность на рынке труда.

Далее в докладе была предпринята попытка рассмотреть различные модели экономического поведения женщин в условиях перехода к рынку. Основное внимание было уделено одной из таких моделей - женскому предпринимательству. Была проанализирована отраслевая и профессиональная структура малого женского бизнеса, рассмотрены основные проблемы, с которыми сталкиваются женщины-предприниматели, показаны сферы экономики, в которых это явление получило наибольшее распространение. Отмечалась важная роль ассоциаций и других добровольных объединений в решении проблем женского бизнеса.

На секции было продолжено обсуждение проблем интеграции женщин в систему рыночных отношений, затронутых в докладе З. Хоткииой на пленарном заседании. Активное участие в дискуссии приняли представительницы многих женских организаций: Ассоциации женских инициатив КамАЗа, газеты "Деловая женщина", Союза женщин-предпринимательниц, Центра Гендерных Исследований, женского Фонда "Миссия", обществ "Женщины и реальность", "Гея", "Гильдия" и др.

В результате работы секции сформировались следующие проблемные группы:

1. Как помочь женскому бизнесу (обучение, законодательство, финансирование);

2. Новые рабочие места для женщин (безработица: группы риска, трудоустройство, социальные гарантии);

3. Социальная ответственность и благотворительность женского бизнеса.

Реальный ход дискуссии показал, что все эти вопросы тесно взаимосвязаны и в их обсуждении заинтересованы все участницы секции, поэтому было решено не проводить параллельного обсуждения в проблемных группах, а всем вместе последовательно рассматривать эти проблемы.

В результате состоявшейся дискуссии и обмена мнениями участницы секции пришли к выводу о том, что предлагаемые на государственном уровне меры регулирования занятости совершенно недостаточны для решения проблем грядущей женской безработицы и обеспечения женщинам равных с мужчинами стартовых возможностей при переходе к рынку. Разделяя идею социальной ответственности бизнеса, секция признала необходимым ориентировать женское предпринимательство на создание новых рабочих мест для женщин, повышение конкурентоспособности женщин на рынке труда.

Присутствующие на секции участницы Форума наметили программу первоочередных мер, направленных на создание системы экономической самоорганизации женщин:

1. Создание Банка коммерческой информации для женщин-предпринимательниц;

2. Создание Фонда поддержки женского предпринимательства;

3. Осуществление постоянных контактов со средствами массовой информации по следующим направлениям:

- формирование у женщин адекватного представления о сущности рынка и перспективах женщин в сфере предпринимательства;

- пропаганда опыта женщин, достигших успеха в сфере малого бизнеса;

- освещение опыта деятельности благотворительных женских организаций, пропаганда идеи социальной ответственности малого женского бизнеса;

4. Создание альтернативных ныне существующим государственном форм подбора рабочих мест для женщин, потерявших работу;

5. Поддержка и пропаганда новых форм социально ориентированного предпринимательства, направленного на трудоустройство женщин, теряющих работу (опыт создания малых предприятий в рамках акционерного общества "КамАЗ");

6. Отбор и разработка программ обучения, психологической адаптации и тестирования, ориентированных на различные социально-профессиональные группы женщин.

Необходимо отметить две важные особенности дискуссии, состоявшейся на экономической секции. Во-первых, круг затронутых здесь проблем значительно отличался от тех, которые традиционно ассоциируются с занятостью женщин (проблема двойной нагрузки работающей женщины; условия и охрана труда; льготы и пособия работающим женщинам). Во-вторых, почти единодушно участницами секции была отвергнута идея государственного протекционизма в отношении женского предпринимательства.

Участвовавшие в работе секции женщины положительно оценили итоги прошедшего на ней обсуждения, расценивая их как попытку разработки альтернативной программы совершенствования занятости женщин в условиях перехода к рыночной экономике.

МЕСТО ЖЕНЩИНЫ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

Последний блок тем "Место женщины в современной культуре". Татьяна Клименкова в своем докладе, посвященном этим проблемам, указала на то, что существуют не только явные, но и косвенные виды угнетения женщины. Самым основным из них является патриархатность ориентации всей современной культуры в целом. Дело в том, что помимо биологического пола в обществе существует социальный конструкт пола (по-английски "гендер"). Живя в обществе, и женщины, и мужчины постоянно подвергаются определенной культурной обработке, которая действует на уровне значительно более глубоком, чем простые словесные увещевания: она складывает сами условия бытия современного цивилизованного мира, причем эти условия для мужчин и женщин строятся весьма неравноценно. Здесь "мужественность" предполагается понимать так, что она как бы совпадает с рациональностью, осмысленностью, а значит, и общезначимостью, объективностью, а "женственность" оказывается только "представленной", всегда преломленной сквозь

 

призму оценок, которые, строго говоря, не являются ее собственными; в результате женщина всегда чувствует себя "ходячим отклонением", постоянно оценивает себя чужой мерой. Поэтому анализ так называемого "женского вопроса", проводимый с маскулинизированных позиций современной культуры, на деле в принципе и с порога отбрасывает именно сам предмет своего исследования - особенность позиции женщины. Отлучение женской духовности от сфер культурного творчества ныне оказывает все более деструктивное воздействие уже не только на женщину, но и на самую культурную ситуацию. Процессу обновления, отмечает Т. Клименкова, препятствует здесь множество обстоятельств, одно из важнейших - глубокая укорененность абстрактно-тоталитарного взгляда на мир, не способного на признание возможности плюрализма.

Тема культуры была затронута и в докладе Ольги Липовской "Женщина как объект потребления". На примере конкурсов красоты она поднимает вопрос об отношении к женщине как к объекту потребления, которое насаждается ныне нашими средствами массовой информации. Патриархатный тип нашей цивилизации диктует стереотип восприятия "слабого пола" как людей "второго сорта". Из этого постулата вторичности женщины вытекает как следствие и отношение к ней как к объекту. Ну, а поскольку женщина - это объект, которым обладаешь или хочешь обладать, то человек вправе требовать, чтобы объект этот был привлекателен, чтобы он нравился. В этом смысле конкурс красоты мало чем отличается от ритуала покупки автомобиля, лошади, собаки или кошки, кроме разве что тем, что здесь женщину не обязательно покупают, а платят только за погляд. В советском обществе отношение к женщине на деле не менялось, несмотря на заявленное большевиками освобождение ее в результате социалистической революции. Конкурс же красоты доказывает это и лишь пытается подсластить пилюлю. Сравнивая положение советской и западной женщины, приходится признать, что мы определенно не в выигрыше. На Западе параллельно с рекламой, выставляющей напоказ женское туловище, - причем рекламироваться могут и автомобили, и стиральные порошки, - параллельно с конкурсами красоты и порнографической продукцией присутствует и широкая кампания неприятия этих явлений, и для любого разумного человека существует выбор: как воспринимать женщину, как относиться к ней. Последние двадцать лет феминистки в Европе и США ведут активную пропаганду своих идей: существуют и женская литература, и исследования в области социальной психологии, и многое другое, что помогает, по крайней мере, тем, кто желает прислушаться к голосу женской культуры. У нас же, в отсутствие феминистской мысли и культуры, такой альтернативы нет.

В средствах массовой информации идет бойкая кампания поношения проституток и "матерей-кукушек", оставляющих своих детей в роддомах. При обсуждении этих проблем гнев общества направляется преимущественно против женщин, отсутствует попытка разобраться в социальных, экономических предпосылках. Мало кто, например, обращает внимание на потребителя и эксплуататора проститутки, на отцов брошенных детей. Происходит это опять же от стереотипного, патриирхального взгляда на роли мужчины и женщины и современном обществе. Поэтому все предлагаемые пути решения проблем не только неэффективны, они просто бессмысленны. А нежелание

взглянуть на наши социальные, демографические трудности неординарно, узость мышления не позволяют нам найти успешные пути для выхода из этого кризиса.

В своем докладе на тему "Образ женщины в средствах массовой информации" Ольга Воронина обратила внимание присутствующих на то, что хотя за последние пять лет "перестройки" и "гласности" возросло внимание прессы к проблемам женщин, но сам тип обсуждения внушает глубокую тревогу. Дело в том, что отчетливо прослеживается несколько тенденций в трактовке женских проблем, значительно деформирующих их сущность и искажающих образ женщины, Это, во-первых, усиливающееся стремление возродить пресловутую идеологию женского предназначения и определять "настоящую" женщину только как исполнительницу ролей жены, матери, домохозяйки. При этом, подчеркнула О. Воронина, идеология женского предназначения является в нашем обществе средством усиления дискриминации женщин и на работе, и дома. В сфере общественного производства эта идеология выступает как оправдание и одновременно способ удерживания женщин на второстепенных, малооплачиваемых и малопрестижных рабочих местах и сферах производства (стереотип "женской профессии"). Что касается семейной сферы, то здесь идеология женского предназначения позволяет государству переложить ответственность за свои многолетние упущения и ошибки в социальной политике относительно семьи на плечи "слишком эмансипированных женщин", забывших о своей природе.

Вторая тенденция, отчетливо прослеживаемая в последнее время, это оценка ориентации женщин на профессиональную деятельность и политическую активность как неженственную и антисемейную. Этому часто сопутствует практика представления женщины как существа неполноценного, второсортного, по-человечески дефектного. Происходит это либо через отрицательную оценку традиционно приписываемых женщине качеств (например, эмоциональности), либо через приписывание женщинам только негативных качеств характера и отрицание качеств позитивных. Следующая тенденция, о которой необходимо сказать, - это не просто приписывание женщинам отрицательных качеств характера, а создание резко негативного стереотипизированного имиджа женщины как таковой. И, наконец, это особенно ярко проявившаяся в последние годы тенденция отождествлять женщину только с ее полом, телом, сексуальными функциями. Изображения голой женской натуры заполонили не только кооперативные киоски, но и страницы центральных газет, телеэкран. Обнаженные женские тела фактически являются сегодня единственной моделью презентации женщин в массовой культуре: на ТВ, за исключением нескольких женщин - сотрудниц телевидения, женские лица, судьбы и характеры показываются гораздо реже, чем изображения "ню". Нельзя не видеть аморальную, асоциальную, деструктивную направленность этих тенденций, их противоречивость по отношению к декларируемым принципам перестройки общества в сторону его демократизации и гуманизации

На секции, проведенной по проблемам культуры, обсуждались вопросы, затронутые в выступлениях на пленарных заседаниях. Так, Т. Хайруллин отметил, что попытки приспособить феминизм к требованиям маскулинистской культуры ведут к трансформации его в одну из сфер мужской деятельности,

 

при этом теряется основная направленность феминизма: он приобретает вид так называемого "женского вопроса" и включается в патриархатную культуру как часть последней.

Кроме того, на Форуме спонтанно возникла маленькая проблемная группа по обсуждению насилия в отношении женщин. Было отмечено, что практически на эту проблему в нашем обществе наложено табу: изнасилования, избиения, сексуальное принуждение в семье и на работе - все эти проблемы давно поднимаются феминистками на Западе и в странах "третьего мира". В нашей же стране пока только начинают создаваться пункты юридической помощи женщинам - жертвам насилия, только открываются кризисные центры, где могли бы получить материальную, моральную и психологическую поддержку женщины, оказавшиеся в драматической ситуации.

КРУГЛЫЙ СТОЛ С УЧАСТИЕМ ЗАПАДНЫХ ФЕМИНИСТОК

Круглый стол состоялся 31 марта. Ведущие: Синтия Кокберн (Великобритания), Ольга Липовская (С.-Петербург).

Программа ведения обсуждения была разбита на 4 темы: экономика; секс и репродуктивные права женщин, их здоровье; диалог Север-Юг - между развитыми странами и третьим миром; достижения и нерешенные проблемы феминистского движения.

Далее...