Женское движение, социальная активность

Итоговый отчет о работе I независимого женского форума. Выпуск Оргкомитета I независимого женского форума, 1991.
 
В начало документа
В конец документа

Итоговый отчет о работе I Независимого Женского Форума


Дубна - Москва 1991

"ДЕМОКРАТИЯ МИНУС ЖЕНЩИНА - НЕ ДЕМОКРАТИЯ"

В течение длительного времени в нашей стране существовала и работала сеть женских организаций, сформированных "сверху". Сегодня формируются самостоятельные женские группы, нацеленные на решение насущных и неотложных задач, встающих перед женщинами. Пока что эти группы действуют разобщено, часто не имея информации друг о друге. Постепенно возникает и все более дает себя знать необходимость обмена мнениями среди активных женщин для совместного осознания существующего положения дел.

С этими целями с 29 по 31 марта 1991 года в г. Дубне был проведен I Независимый Женский Форум. Работу по его подготовке взял на себя оргкомитет, состоящий из исследователей, занимающихся проблемами женского движения, и представителей неформальных организаций. Идея созыва Форума была поддержана активистками женсовета Объединенного Института Ядерных Исследований г. Дубны. Но их инициативе был создан оргкомитет по подготовке и проведению Форума в Дубне. Объединенный Институт Ядерных Исследований любезно предоставил место - Дом международных совещаний - для проведения встречи и обеспечил многочисленные иные организационные условия.

В процессе предварительных обсуждений оргкомитет в Москве выработал концепцию Форума. В ее основу была положена идея "смотра сил" женщин и женских организаций, реально действующих сейчас в различных сферах социальной активности и осознающих себя так или иначе причастными к нарождающемуся женскому движению. Поэтому оргкомитет считал своим долгом не предлагать со своей стороны ни принципов, ни платформ, ни других форм структурирования и объединения этой активности. Как представляется, в этих условиях единственной общей для всех участниц встречи задачей мог стать взаимный обмен оперативной информацией, который создаст возможности "горизонтального" объединения организаций и отдельных женщин без какого бы то ни было диктата сверху (как "формального", так и "неформального").

Для формирования такого рода информационной сети участницам Форума была предложена анкета, куда они могли внести сведения о себе, о своем понимании целей, задач, методов работы, сфер влияния своих групп и т.д. Полученная информация будет использована для совместного осмысления сегодняшних стратегических и тактических возможностей женской социальной активности.

И без того нелегкая подготовительная работа оргкомитета чуть не оказалась сведенной к нулю действиями журналистов газеты "Московский комсомолец". Они опубликовали заметку, содержащую клеветническую информацию, вследствие которой официальные власти приняли решение о запрещении Форума. И хотя после поддержки демократических сил газета публично признала факт дезинформации и Форум все же состоялся, допущенный "Московским комсомольцем" выпад имел многочисленные последствия (сокращение числа участниц, напряжение членов оргкомитета, ожидающих дальнейших провокаций, присутствие милиции при начале работы Форума и т.д.).

 

Форум открылся 29 марта 1991 г. в 11 часов. После обмена приветственными речами и благодарности немногочисленным спонсорам было решено провести презентацию женских организаций, приславших своих представительниц. Эта традиция взаимного знакомства уже давно практикуется на встречах женских групп в разных странах. Оправдала она себя и на этот раз; в ходе презентации женщины кратко рассказали о своих группах, об основ них достижениях и трудностях. Это помогло многим участницам Форума сразу же найти друг друга: буквально в тот же день стали создаваться новые объединения женщин, обнаруживших общие интересы.

В ходе презентации выяснилось, что Форум собрал около 200 участниц, "география" его оказалась весьма обширной - здесь были женщины-посланницы самых различных регионов страны - от Дальнего Востока до Прибалтики, всего было представлено 48 организаций. Кроме того, на Форуме присутствовало 26 иностранных гостей (из США, Канады, Англии, Индии, Швеции, Австрии, Германии и Франции).

В соответствии с концепцией Форума предполагалось организовать его работу "без подсказок" так, чтобы но важнейшим темам, естественно выявившимся на Форуме, можно было провести совместную заключительную дискуссию и сформулировать приоритетные вопросы женского движения. Таким образом, Форум работал по программе, позволяющей от "самоотчетов" представителей различных групп (которые звучали иногда в начале заседаний) перейти к обсуждению того, что наиболее существенно.

ПГОГРАММА

29 марта

11.00 - Открытие Форума. Приветствие Оргкомитета. Презентация женских организаций, приехавших на Форум.

12.20 - Пленарное заседание. Доклады:

А.Посадская. Женщина как объект и субъект перемен в современную эпоху

Н.Филиппова Женское движение; взгляд изнутри.

Т.Лукьяненко. Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин: судьба документа в СССР.

14.00 - Обед

15.00 - Продолжение пленарного заседания

О.Липовская. Женщина как объект потребления.

З.Хоткина. Женщина и рыночная экономика.

16.00 - Перерыв на кофе

16.20 18 00 - - работа по секциям

Секция 1 Женщина и рыночные отношения. Женское предпринимательство

Ведущие: Е. Мезенцева, З.Хоткина

Выступления: О.Воробьевой, Т.Забелиной, Г.Кореловой, Т.Комиссаровой, Л.Словеснова, Г.Мороз, Т.Нешерет, Е.Сметанниковой, Е.Ляминой, Л.Пияшевой и др.

Секция II Женщина и политика. Проблемы независимого женскою движения. Ведущая О.Липовская.

Выступления: Г.Силасте, Е.Пильщикова, Т. Мельниковой, Т Ивановой, И Рязанцевой, Н. Рябовой, Е. Кобзевой, М. Ростовской, Н. Григорьевой, В.Ушаковой, Е. Порус, О Бессоловой, Л.Кузнецовой.

Секция III Проблемы женского художественного творчества Ведущая Н. Косинкова.

Выступления: О Костиной, Е.Кузнецовой, Е.Степанян, З.Кутейниковой, И..Савранской и др.

19.00 - Банкет

30 марта

10 00 - Пленарное заседание. Доклады:

Т.Клименкова. Почему трудно бороться с дискриминацией женщин? О причинах мнимых и действительных.

О.Воронина. Образ женщины в средствах массовой информации. В.Константинова. Женщина и демократия.

Л.Шерова. Участие женщин в демократическом движении в СССР в 1988 - 1991 г.

  1. - И. Косинкова. Эстетический эксперимент: голос и тело.
  2. 12.20- Перерыв на кофе

12.40 - Работа по секциям и проблемным группам.

Секция IV. Дискриминация женщины в патриархатной культуре

Ведущая Т. Клименкова.

Выступления: В.Курильченко, Т.Хайруллина, Р.Шарифуллиной, С.Скорняковой, А.Рогожина, М.Аристовой.

Проблемная группа 1.

Проблемная группа 2.

Проблемная группа 3.

14.00 - Обед

15.00 - Продолжение работы по секциям и рабочим группам.

16.20 - Перерыв на кофе

16.40-18.00 - Пленарное заседание. Дискуссия по проблемам организации независимою женского движения.

19 00 - Вечерняя программа в Доме ученых:

Ужин.

Кинопрограмма, подготовленная Ассоциацией женщин-кимематорафистов

СССР. Ведущая Рита Беляковская

 

31 марта

  1. - Круглый стол: Опыт феминистского движения на Западе. На Ваши вопросы отвечают зарубежные гости и обозреватели Форума.
  2. Ведущие: Синтия Кокберн (Великобритания) и О.Липовская.

11.40 - Перерыв на кофе.

12.00 - Закрытие Форума.

13.30 - Заключительный обед.

В результате происходивших дискуссий выявилось несколько проблем, которые, видимо, имеют в настоящее время первоочередную важность. Это:

"Женщина и политика", "Роль и место женщин в системе рыночных отношений", "Место женщины в современной культуре".

ЖЕНЩИНА И ПОЛИТИКА

По теме "Женщина и политика" состоялось наиболее широкое обсуждение. Анастасия Посадская в своем докладе "Женщина как объект и субъект перемен в современную эпоху" отметила, что в дореволюционной России "женский вопрос" был поделен между двумя главными его выразителями: социал-демократами, которые не обособляли его в отдельный от общих задач социальной революции контекст, и феминистками, которые видели не зависимое от общесоциальных преобразований содержание женского вопроса, что на том историческом этапе выражалось в требовании равного права для женщин во всех сферах жизни. После революции сформировался канон марксистско-ленинской стратегии решения "женского вопроса": главное в этой стратегии приписывалось полному участию женщин а общественном производстве, обобществлению сфер воспитания детей и быта, пропаганде новых отношений между полами. К началу 30-х годов существовавшие в партии женотделы были закрыты, а сам "женский вопрос" был провозглашен решенным. В начале 60-х годов, вместе с политической оттепелью, он вновь вышел на повестку дня политических и, главным образом, научных дебатов. С тех пор в социологическом подходе к "женскому вопросу" доминантной теорией, объясняющей положение женщин, является структурно-функциональная теория совмещения женщиной трех ролей: работницы, матери и хозяйки дома. Смени научной парадигмы произошла в конце 80-х годов, когда применительно к положению женщин в СССР была использована концепция гендера - социального пола. Если говорить о показателе, который до сих пор считался главным критерием решенности женского вопроса, - об уров-

 

не участия женщин в общественном производстве, то до недавнего времени это был один из самых высоких показателей в мире - около 90 %. Что же касается доли женщин в составе занятого населения, то этот показатель подвержен значительным колебаниям: в период реформ интенсивного типа доля женщин в народном хозяйстве сокращается, в период экстенсивного роста - растет. С 1970 по 1989 гг. доля женщин среди занятого населения - 51 %, а за 1990 - 48 %. Сами по себе цифры об уровне занятости женщин еще не свидетельствуют об адекватном уровне их эмансипации. Напротив, эти колебания отражают прикладной, инструментальный подход к женщинам со стороны государства. Решались проблемы экономического развития, а женская рабочая сила выступала как инструмент для их решения. Соответственно использовалась либо идеология равенства полов, либо идеология естественного предназначения женщины.

Может быть в сфере семьи женщины добились большего? - задает вопрос А. Посадская и отвечает, что разделение труда в семье по полу не изменилось: по-прежнему за женщиной закреплялся традиционный круг ее обязанностей, что привело к известному феномену двойной нагрузки, который дискредитировал саму идею эмансипации и породил миф о сверхэмансипации женщин. Итак, за 73 года советской власти женский вопрос решен не был. Можно сказать, что в доперестроечный период женщины выступали не как субъекты социальных перемен, но как объект внешней по отношению к их интересам политики.

Далее А. Посадская коснулась проблемы положения женщины в период перестройки. Уже трижды за прошедшие 6 лет, отметила она, меняется официальная линия отношения к женщинам. Официальная политика колеблется между двумя основными подходами: ориентиром на политизацию или на деполитизацию женщин. Линию на политизацию отражает создание структуры женских советов. Однако, как показывают социологические обследования, женсоветы в своем большинстве не рассматриваются самими женщинами как органы, выражающие их интересы, скорее как распределительный придаток в условиях свертывания торговли. Теперь о линии на деполитизацию. В 1987 г. в книге "Перестройка и новое мышление" Генеральный секретарь ЦК КПСС выступил с оправданием деполитизирующего подхода по отношению к женским проблемам, утверждая, что у женщин не хватает времени для выполнения "их" обязанностей - домашней работы, ухода за детьми, создания хорошей семейной обстановки. Он призывал развернуть обсуждение этой проблемы и найти пути "возвращения женщинам их истинного предназначения", то есть провозглашается ориентир на традиционную патриархатную семью.

Этот подход не был поддержан ни большинством женщин, ни учеными, которые приняли участие в подготовке Концепции государственной программы улучшения положения женщин, охраны семьи, материнства и детства. Основным содержанием этого документа является утверждение принципов автономии личности и суверенитета семьи применительно ко всем конкретным правительственным мерам и программам. Не государство, а сам человек, женщина или мужчина, должны решать, исходя из своих личностных, а не поло-ролевых предпочтений, какой тип соотношения между семьей и рабо-

 

той они выберут. Однако, насколько ни была бы прогрессивна концепция, лежащая в основе государственной программы, все-таки это, как и раньше, программа для женщин, а не программа самих женщин. Уже сейчас ясно, что средства, выделяемые на ее финансирование, не позволяют говорить о сколько-нибудь существенной возможности реализации целей. Единственным реальным способом помощи женщинам в настоящее время может быть независимее женское движение.

Есть ли у нас сегодня предпосылки для поворота к "социальной видимости" женщины, какие барьеры необходимо преодолеть, какую стратегию сформировать? - спрашивает автор и выделяет некоторые, особенно важные, на ее взгляд, аспекты, такие как женщина и экономика; женщина и политика; женщина и насилие (женщина и сфера сексуальности).

Касаясь вопроса о том, в каких формах будет развиваться нарождающееся независимое женское движение, А. Посадская отмечает: возможно, что это будут прежде всего неформальные группы женщин, в которых они будут рассказывать о своих проблемах, и их будут слушать и слышать. Такие группы смогут вывести мнение женщин по различным проблемам на уровень социальной видимости. Во-вторых, это вхождение и существующие структуры и их изменение с целью придания им более человеческого, гуманного облика. В-третьих, это создание собственных независимых структур.

Этим же проблемам были посвящены выступления В. Константиновой, Т. Лукьяненко, Л. Шеровой. Так Валентина Константинова отметила, что демократия жизненно важна для эмансипации женщин. Неформальное женское движение создает возможности для поднятия уровня сознании женщин, реализации идеи гражданского общества, политического участия женщин, на равных основаниях с мужчинами, в принятии решений; она отметила, что сейчас в мире, по данным ООН, только 2-3 % женщин участвуют в принятии решений. "Где власть, там нет женщин где женщины, там нет власти", - это высказывание норвежской исследовательницы отражает ситуацию и в СССР. Доля депутаток в парламенте, после частичной отмены квот, даже сократилась: в СССР до 15,7 %, и в РСФСР - до 5 %. Не благоприятствует выдвижению женщин и тип избирательной системы: вплоть до самого последнего времени так называемые безальтернативные выборы. По данным исследовательницы В. Руд (США), оптимальная (для женщин) из существующих - представительская, по партийным спискам, когда выдвигается более 2-3 кандидатов. Вселяет надежду тот факт, что женщины в СССР все активнее участвуют а реальной общественно-политической жизни: новых политических партиях, социальных движениях массового протеста, правозащитных группах, независимых профсоюзах, комитетах социальной защиты, профессиональных ассоциациях. Хотя и сейчас их голос еще очень слаб: сказывается и недостаток опыта политической борьбы, и неуверенность в себе, и стереотип общественного сознания.

Многое, считает она, зависит от того, каких женщин-политиков мы выдвинем (и поддержим!) на уровень принятия решений. Важно, чтобы это были люди не только компетентные, разделяющие общегуманистические ценности и демократические идеалы, но чтобы они еще и сознавали наличие дискриминации женщин и обществе, были готовы устранять ее, разделяли феминистские принципы и идеологию, солидализировались с другими женщи-

 

нами, понимали приоритетность решения так называемых женских проблем и важность лозунга "Личное значит политическое".

Далее В. Константинова рассказала о том, что летом 1990 года в Москве прошел семинар женской общественности, на котором обсуждалась идея создания организации нового типа - Независимая женская демократическая инициатива (НЕ/ЖДИ). Не жди, а действуй! НЕ/ЖДИ - это независимый женский голос, это сеть автономных женских групп и организаций, объединенных принципами первоочередного решения женских проблем и демократических преобразований, это информационная сеть женских организаций, благодаря которой можно найти единомышленниц, обменяться информацией, проводить совместные акции по всей стране.

Вопрос о соблюдении Конвенции ООН о запрещении всех Форм дискриминации в отношении женщин рассмотрела Татьяна Лукьяненко. В своем выступлении она отметила, что Конвенция была ратифицирована уже 10 лет назад, но все эти годы государственные структуры и средства массовой информации замалчивали существование основополагающего для женского движения документа. Принятие на себя Советским государством обязательств по выполнению Конвенции не привело к разработке правового механизма по защите женщин от дискриминации.

Перестройка, разрушив иллюзии о равенстве полов в нашем обществе, обнажила весьма неприглядную картину реального положения женщин.

Женщины не имеют равного с мужчинами представительства ни на одном уровне государственной власти. Падает процент их участия в местных органах управления. Женщины все более и более отстраняются от принятия решений по важнейшим политическим и социальным вопросам. В общественной жизни мы также наблюдаем катастрофическую недопредставленность женщин в ведущих политических группах и партиях, в официальных общественных движениях.

Такая ситуация, по мнению Т.Лукьяненко, привела к активизации неформальных женских движений как единственной форме выражения своих интересов и привлечения к ним общественного внимания.

Людмила Шерова в своем выступлении констатировала, что в сборниках по общественно-политическим организациям в нашей стране не названо ни одной женской организации. Были ли такие организации? - спрашивает она - и отвечает: наверное были, но не вошли в сборник, видимо, по двум причинам: во-первых, потому что не попали в сферу интереса и внимания авторов, во-вторых, их деятельность носила кулуарный характер.

Но отсутствие женских по составу и целям организаций, по ее мнению, не означает, что .женщины не принимали в демократическом движении в это время никакого участия. Более того, если согласно статистике количество женщин в руководящих органах и на руководящих постах составляет 2-3 %, то в общественных организациях этот процент выше. Так, согласно сборнику-справочнику "Самодеятельные общественные организации СССР", ч. I (М.. 1988 г.) в 38 организациях из 194 координаторами являлись женщины. При этом в 20 политических, 7 правозащитных, 7 экологических, 4 культурных. Это составляет 20 % от общего числа. Таким образом, полагает Л. Шерова, мы видим, что женщины не были отстранены от демократического движения с самого его начала, более того, демократичность внутренних взаимо-

 

отношений, отсутствие квот и формализации позволили им занимать ключевые посты в движении, но в количественном отношении женщин и сегодня в общественно-политических организациях немного.

Другая важная проблема, считает Л. Шерова, состоит в степени осознанности женщинами своих собственных интересов. В 15 из 30 просмотренных ею документах различных общественно-политических организаций упоминание и "женском вопросе" вообще отсутствует, в остальных, главным образом, встречаются в числе социальных, где женщина иначе как мать, многодетная, одиночка и т.п. не упоминается. В этих случаях женщина рассматривается не как субъект деятельности, а как объект, на который эта деятельность направлена. Женщину рассматривают как объект, призывают освободить, защитить, сохранить ее как мать - продолжательницу рода, как хранительницу погасшего очага и т.д. И только в четырех документах женщина становится субъектом деятельности. В программе Народного Фронта Эстонии, Декларации Интерфронта Латвии и Манифесте комитета Освобождения России требуется признание действительного равноправия женщин. Но и тут не обошлось без ложки дегтя в бочке меда. Основные положения программы НТО уверяют, что "воспитание грядущих поколений - почетный гражданский долг женщины-матери". А что же является почетным гражданским долгом мужчины-отца?

Далее...