Жизнь женщин

Либоракина М. И. Обретение силы: российский опыт. Пути преодоления дискриминации в отношении женщин (культурное измерение). М., ЧеРо, 1996.
 
В начало документа
В конец документа

Либоракина М. И.

Обретение силы: российский опыт. Пути преодоления дискриминации в отношении женщин (культурное измерение)


Продолжение. Перейти к предыдущей части текста

Один из моих любимых "женских портретов" - болгарка Блага Димитрова, "поэтесса по призванию и вице-президент по долгу службы". В ее аппарате пять женщин - специалистов по различным общественно-политическим вопросам. "Одна газета назвала нас "отрядом амазонок". Такое количество женщин-интеллектуалок на вершине власти - явление для Болгарии, мягко говоря, непривычное. Что же, надеюсь нам удастся кое-чему научить общественность",- говорит вице-президент, чьи приоритеты - детское здравоохранение, культура и положение женщин в обществе ("Вы и Мы", № 7/93). Согласитесь, нужно быть смелой, чтобы в пост-социалистической стране заявить "женский вопрос" как первоочередную государственную проблему. Многие женщины-политики не рискуют этого делать, даже понимая необходимость ликвидации дискриминации.

Не обязательно быть политиком, чтобы стать символом достоинства и человеческой состоятельности. Вглядитесь в лица наших подруг, как сделали это женщины из тверского клуба "Женский свет". Их лозунг "Чем проклинать тьму, лучше зажечь одну свечу!" "Сегодня мы представляем Веру Ткаченко. Это необыкновенная женщина, которая своими руками прикрыла нашу свечу от ветров сегодняшней жизни... Верочка, как ласково называют ее в клубе, человек просто незаменимый. Без ее помощи не обходится ни одно мероприятие, ни одна акция. Благодаря своей энергии и коммуникабельности Вера Ткаченко является ниточкой, связующей клуб "Женский свет" с внешним миром... А как она угощает нас чаем!" ("Вестник", № 4/95).

Независимые женские издания помогают переосмыслить опыт и судьбы женщин, подчас незаметных в своем труде, заботе и стойкости...

"Среди русских святых почти нет женщин.

Оглашенья не ждали, их все миновали каноны.

Даже имя не скажут - молиться о ком,- не проси!

Мыть полы да полоть! вот какие мольбы да поклоны.

Испокон как закон:"Мало женщин святых на Руси!"

Не божба, а борьба, а страданье - старанье.

Не держали икон, а кормили чужих да слепых.

Нет, не раны распятия, какие обычные раны:

От иглы посуконной, от сольвычегодской рапы...

И когда канонадою трубы призывные грянут,

Голосами родства выкликая по имени нас,

В разнотравье могил наши тетки и матери встанут,

Запоет Колыма, хором праведниц выйдет Кузбасс"

Ольга Постникова "Преображение", № 2

Даже трагическая история предстает в независимой женской прессе не в черной безысходности отчаяния, а как опыт преодоления и человеческой солидарности. "Благодарю своих соседок по палате в НИИ онкологии на Песочной!"- пишет автор статьи "Не поворачивайтесь спиной к раку груди" (Все люди сестры, № 3). Одна из самых светлых и сильных публикаций дневник Гейл Уорнер, рассказывающий о том, как эта вдохновенная женщина уходила из жизни. Гейл хорошо знают в нашей стране. В конце восьмидесятых годов она вместе с друзьями основала сеть "Голубка", которая поддерживала борцов за мир и охрану окружающей среды. Недавно в русском переводе вышла ее книга "Невидимые нити: вклад независимых русских людей во всеобщее благо и социальные преобразования". Гейл прожила тридцать один год, сгорев от рака лимфатической системы. "Я могла бы очень долго писать о тех поразительных и пронзительных откровениях, которые даровало мне мое теперешнее состояние. Я абсолютно убеждена, что получила уникальную возможность для духовного обогащения и роста. Я уже пережила несколько поистине великих мгновений: прогулка с Дэвидом по берегу сразу же после постановки диагноза; ...пение молитвы на операционном столе с разрешения хирурга, бравшего клетки для биопсии; ...ежедневные вкуснейшие фруктовые пюре, которые готовил для меня Дэвид... Я провела аналогию между своей болезнью и злокачественными образованиями, разъедающими нашу землю: ядерным оружием, экологическими язвами, трущобными городами. В глубине души я верю, что моя опухоль выросла из-за той глубокой и тесной связи между мной, Землей и Богом, которую я культивировала последние несколько лет... Трудясь над своим спасением, я спасала землю...

Мой инстинкт подсказал мне, что я должна жить как можно ближе к природе, живой земле и мелким тварям...Горы, берега рек, леса, островки щедро делились со мной неисчерпаемой энергией. Я постигла, какие огромные исцеляющие силы нам доступны, если мы идем им навстречу. Тем временем друзья организовали для меня в разных странах несколько целительных центров и групп молитвенных собраний в Швеции, в Праге, в Голландии. Я стала получать письма поддержки от незнакомых людей из Южной Африки, Таиланда, Гватемалы. Завибрировала глобальная паутина из тысячи нитей. Все это действовало на меня целебно... Самое поразительное, что последние четыре месяца, сопровождаемые болями, неуверенностью и даже паническим страхом, я все время была очень счастлива. Я жила жизнью, полной активной деятельности, не покорившись своей, казалось бы неотвратимой участи".

Уходя из жизни, Гейл сказала, что намеревается стать ангелом - борцом и сосредоточить свое внимание и энергию на помощи тем, кто на той стороне, на стороне жизни. Никто из тех, кто ее знал, не сомневается: она надела крылья и начала свою работу ангела - борца" (Вы и Мы, № 5/92). История Гейл стала символом Преодоления.

Взаимосвязи

Главные темы независимой прессы - инициативы, проекты, результаты исследований и новые планы женских организаций. Через эти издания (а в последнее время и через телекоммуникацию) обеспечивается обмен опытом внутри женского движения. Это специальные информационные каналы, которые женщины используют для обмена информацией, как в рабочем плане, так и для роста самосознания.

На страницах независимых изданий - мозаика надежд, дел, успехов женщин и женских организаций. Собирание успехов (пусть даже небольших!) - важнейшая функция женской прессы, которая позволяет нам получить ощущение небесполезности каждодневных усилий. "Вы не одиноки! Наш журнал поможет вам найти единомышленников на всех континентах планеты; свяжет с теми, кто решает сходные проблемы, поможет наладить сотрудничество. В этом наша главная цель: дать вам почувствовать, что ваши трудности - наши общие проблемы, ваши успехи - наша общая радость, ваш опыт - ценный вклад в наше общее дело" ("Женщина Плюс", № 1/94). Содействуя сотрудничеству женщин, некоторые издания ведут постоянные рубрики типа "Доска объявлений", "Партнерство", "Рекламная страница" ("Вестник", "Женщина Плюс"); публикуют сведения об организациях ("Вестник", "Женщина Плюс", "Вы и Мы" и другие), контактную информацию из базы данных по женскому движению ("Вестник"). Они публикуют практические советы из опыта женских организаций, например, "Как найти помещение". Женщины делятся своим личным опытом: "ноу-хау" безработной женщины"; как выбрать себе врача, если вы сознательно относитесь к своему здоровью и понимаете, что медицина тоже не свободна от социально-половых стереотипов (Все люди - сестры, № 3/94); что делать в случае сексуальных домогательств на работе ("Вы и Мы", № 4/94).

Женщины рассказывают, почему они хотят сотрудничать с другими женщинами и помогать им, как они пришли в женское движение. "История моей жизни проста, банальна, обычна для других, но для меня единственна. Все, как и других, но и изживала свою привязанность к мужу (он из серии так называемых "бабников") в течение многих лет, потратив на это столько душевных сил, сердца, здоровья, эмоций.., что сейчас думаю - Господи, да где же был мой разум? Зачем я тратила свою жизнь так нерасчетливо? ...Я лечила свою душу, судьбу, сама себя, только длинным, очень длинным оказался этот путь. А сейчас я хочу помогать женщинам, перенесшим то же самое, что и я, но я буду помогать им изживать свою боль, беду за более короткий срок. ..мое личное послужило толчком к тому, что зрело уже долгие годы. В 45 лет я решила пойти учиться, получить диплом практического психолога, организовать в Иркутске муниципальный "Центр психологической помощи семье", куда можно прийти на бесплатную консультацию. В мечтах вижу свой Центр чистым, уютным, со свежим запахом кофе и, надеюсь, с ароматом участия и доброты к людям. Здесь всегда будут ждать женщину (а где нас сейчас ждут, просто так, ради нас самих?). Задачи Центра шире, чем помощь только женщинам, испытавшим насилие любого рода, одна из них - радость общения со своими сестрами.",- пишет о своем пути в женское движение сибирячка Людмила. ("Вы и Мы", № 12/95).

Вместе мы можем не только помогать друг другу, но и влиять на политику и общество. "Почему я участвую в женском движении?,- размышляет фермер Раиса Якубова,- потому что я боюсь, что разорят мое гнездо. И я хочу, чтобы вместе со мной стояли другие женщины, женщины всей России" ("Вестник", № 4/95).

Безработные женщины, предлагая ввести льготное налогообложение для предприятий, создающих рабочие места для безработных, уверены, что "за это должны бороться женские организации", без их настойчивости "само государство не сделает ничего" ("Все люди - сестры", № 3/94).

 

 

 

Поиски языка

Независимые женские издания публикуют материалы о лингвистическом сексизме, то есть дискриминации языковыми средствами ("Вестник" № 4, "Идиома"). Пример лингвистического сексизма - обращение: "Уважаемые дамы и господа". Это не только формула вежливости. "Вряд ли слово "господа" (единственное число - "господин", т.е. хозяин, владелец) можно считать всего лишь нейтрально окрашенной частью лингвистической оппозиции.

"Господа" - это указание не только на пол, но и на роль, значимость этого пола, его доминирующую функцию. В этом раскладе и "дамы" - знак не только пола, но и иерархической подчиненности. Рассматривание женщины как некоторой производной от мужчины достаточно отчетливо проступает уже из беглого анализа самого способа образования некоторых грамматических форм. Возьмем слова, обозначающие профессии... когда женский род образуется от мужского путем приращивания к слову, обозначающему профессию, суффиксов и окончаний женского рода: поэт - поэтесса, депутат - депутатка ... или слова, женский род которых обозначает не профессию, но жену: архитектор - архитекторша (?), президент - президентша (?) и т.д. "Невинно"-грамматический способ на самом деле оказывается не только средством словообразования, но и мощным идеологическим средством внушения, внедрения и глубины сознания мысли о том, что женщина, занимающаяся вышеперечисленными профессиями, является как бы пародией на мужчину, занимается "не своим" делом... Особенности языка таковы, что для обозначения обобщенно-полового одушевленного принято употреблять, как правило, мужской род. Это просматривается на уровне причастий, глаголов прошедшего времени, числительных, множественного числа существительных и т.д. Эта тенденция "выталкивать" женщину из многих языковых форм, тем самым тщательно дозируя ее присутствие в языковом пространстве, по всей видимости, оказывает на психику более устойчивое воздействие, нежели грубые виды дискриминации" [9, с. 172-174].

Независимые журналы стараются выработать свой собственный язык, свободный от лингвистического сексизма. Это обращение "Уважаемые читательницы и читатели!", "Дорогие подруги!" ("Вестник"); использование женского рода для глаголов, относящихся к слову "человек", в случае, когда речь идет о женщинах: "Иногда человек еще не знает, что ОНА хочет сказать, у НЕЕ нет языка для выражения понятного, нового" [27, с. 20]. "Опыт "Идиомы" явился опытом прикладной лингвистики. Размышляя о природе новой лингвистики, мы поняли решающую роль слова... Мы думали о том свойстве языка, которое следовало бы назвать преддействием - задолженностью в языковом знаке грядущего исторического изменения". ("Идиома") Независимые журналы формируют новый видеоряд. Популярные заставки "женщина за книгой", "женщина за компьютером" создают образ компетентной, уверенной женщины. В журнале "Вы и Мы", оформленном в стиле "ретро", с книгами и бумагами за письменным столом - наши бабушки. Восстанавливается "живая связь времен"!

Феминизм в независимой женской прессе

Новая женская пресса не боится слова "Феминизм" (единственного сейчас слова, которое обозначает женское сопротивление традиционной культуре и социальному порядку). "Преображение" носит название "русский феминистский журнал", первый номер "Идиомы" вышел под знаком "журнал феминистской пост-тоталитарной критики". Журналы и бюллетени регулярно публикуют теоретические, обзорные, критические статьи на эту тему, личные размышления женщин: "Что феминизм значит в моей судьбе?". Обзор "Что такое феминизм?" окрашен юмором ("Женщина Плюс", № 2/93). Публикации включают анализ постструктурализма в феминистской теории ("Преображение", № 2), диалог "Россия и феминизм" ("Вы и Мы", №10/94), блестящий "перевертыш" Глории Стайнем "Если бы Фрейд был женщиной" ("Все люди - сестры", № 3), рубрики "Феминистский ликбез" и "Феминистские смешинки" (Вестник").

Феминизм имеет так много различных выражений, как много существует женских индивидуальностей. Вот мозаика представлений о феминизме, собравшая различные грани женского опыта:

"Кто же дискриминирует женщин? Мужчины? Нет, женщину дискриминируют социальные институты, манипулирующие обоими полами и через различные политические техники вменяющие им определенные ролевые стереотипы, предписывая женщинам подчиненное положение относительно мужчин. Таким образом, любой человек, который считает недопустимой и безнравственной дискриминацию по признаку пола, может считать себя феминистом или феминисткой, а те, кто за дискриминацию, вполне могут считать себя антифеминистами и столь же спокойно пребывать в том "почетном" кругу, где уже пребывают антисемиты, шовинисты и расисты" (Н. Габриэлян "Вестник", № 2&3).

"Феминисткам нетрудно общаться. Дело в том, что феминистки борются. И феминистки на Западе - это все-таки люди, которые возражают, и здесь - это люди, у которых есть опыт "возражения", вот это их объединяет... Вопрос в том, способна ли женщина на сопротивление. Наши женщины очень готовы к пониманию [феминистского опыта]; я в этом совершенно убеждена" (Т. Клименкова "Вы и Мы", № 10/94).

"Феминизм - это некоторый культурный выбор, который совершает часть человечества. В своей основе феминизм - это признание и реализация творческих возможностей женщины. Он включает поиск свободы, например, выбор образа жизни, работы и деятельности, а также свободы "от", то есть от насилия и посягательств на личность женщины. Феминизм включает в себя признание права личности менять образ жизни, как в одиночку, так и в группах или организациях. Феминисты против создания барьеров между кем-либо, тем более между мужчинами и женщинами" [47, с. 73].

Независимые журналы выполняют особую миссию создания культурного пространства для феминизма, языка которым можно содержательно, нескандально, а порой и с юмором говорить о самостоятельности и партнерстве.

Перспективы

Развитие женских независимых изданий - это изменение приоритетов: от самовыражения, рассказа о себе к обмену информацией, идеями, опытом между женщинами и женскими группами. Аудитория независимой женской прессы - это, прежде всего, женское движение, люди заинтересованные, многие из которых систематически и целенаправленно занимаются вопросами, связанными с улучшением положения женщин. Некоторая "замкнутость" женских изданий связана, безусловно, с необходимым для движения этапом накопления сил, нарабатывания профессионализма, формирования собственного языка. Перспективы развития связаны, с одной стороны, с углублением профессионализации, выпуском специализированных изданий для "изучения" (например, московским "Открытым диалогом" задуман информационный бюллетень по репродуктивным правам), а с другой - с выходом в "открытое пространство", расширением аудитории и круга "чтения". Сегодня женские организации, настаивая на сохранении высокого уровня обсуждения проблем, ищут способы такого расширения. Предлагаются различные методы работы с аудиторией, безразличной к женским проблемам, например, "переводы" информационных бюллетеней с "феминистского" на "депутатский"; специальные выпуски для депутатов Думы или сотрудников
мэрии.

Сегодня многие женские организации имеют возможность пользоваться электронной почтой; открыта телеконференция; Информационный Центр Независимого Женского Форума осуществляет регулярную рассылку по электронной почте. Женщины уверены, что будущее принадлежит телекоммуникации и новым информационным технологиям.

 

ГРАЖДАНСКОЕ ДОСТОИНСТВО
И ДЕМОКРАТИЯ

Я буду жить достойно!

Женщина Плюс, №3/94

Эта книга началась с рассуждения о политике и власти, будет логично вернуться к нему в конце. Россия строит демократию с болью и кровью. Уже очевидно, что парламентаризм - не панацея от наших бед. Реальные изменения невозможны без энергии и сознательного усилия граждан, без самодеятельной инициативы и формирования особой публичной позиции - позиции общественности. Независимое женское движение представляет реальное начало демократии прежде всего потому, что оно - живая общественная инициатива "снизу", публично заявившая о своей гражданской позиции (в частности, в ходе антивоенной кампании). "Независимое женское движение становится все более артикулированным и организованным, а главное выходит из цехового подполья" на открытый диалог, вовлекая все больше людей из самых разных слоев общества и регионов, людей, свободных от предрассудков, зависимости от старых структур, желающих жить нормально в нормальной стране. И именно поэтому становится ясно, что женское движение в России - реальная почва демократии, той демократии, которая вырастает "снизу" и преобразует конкретную жизнь конкретных людей - а стало быть, и всего общества" [2, с. 4]. В этом смысле женское движение - в одном ряду с другими социальными движениями, прежде всего, с экологическим и правозащитным.

Как считает Т. Клименкова, независимые женские организации возникают вследствие новой социальной потребности - потребности в самовыражении общественности. Для государства наша деятельность - это выполнение задач "социальной защиты" определенных групп населения. "Защита" подразумевает продление и принципиальное увековечивание этих групп от "нормальных", их социальную инвалидизацию. Именно с этой точки зрения государство оценивает и женщин, и детей, и лиц с физическими недостатками - большинство населения страны. Работа, которую проводят женские организации - это не традиционная помощь "сверху", это во многом самопомощь, помощь себе тех групп, которые составляют общественные социальные ресурсы. Общественные организации поддерживают женщин, которые вследствие дискриминации не могут испытать ощущения нужности и силы "обычным" путем. Чтобы не принимать навязанные нам интересы за свои собственные, нужно заботиться о том, чтобы эти группы имели возможность как можно лучше осознавать свои интересы. Для женского движения эту функцию выполняет гендерный подход. В этом смысле женское движение имеет свою серьезную интеллектуальную проработку, теорию нетрадиционного типа. Это совсем не похоже на обычную идеологию, привносимую сверху. Лидеры женского движения ничего не выдумывают за других, их задача - открывать доступ к человеческой мотивации [19, с. 33-39].

У женского движения есть специфическая миссия. Со становлением демократии и изживанием тоталитаризма связана особая культурная проблема. Демократия невозможна без индивидуальной ответственности и личной свободы. Россия переживает сегодня исключительный момент: "вновь в ее истории частная жизнь как ниша личной свободы индивида начала выделяться в особую сферу, независимую ни от общества, ни от государства. ...И монархическое, и социалистическое государства беззастенчиво вторгались в частную жизнь граждан. С этой точки зрения, точки зрения защиты индивида и его свободы, разделение сфер общественной и частной жизни есть явление позитивное - оно создает предпосылки для развития демократии, опирающейся на автономного индивида. Но это явление противоречивое, двойственное. В чем эта двойственность и противоречивость? В том, что формирование сферы частной жизни для начала предполагает ее закрепление - через закрепление авторитета отца семейства, мужа, мужчины, и за счет закрепощения или привязывания женщины к этой сфере. Свобода одного означает в данном случае несвободу другой. Протест женщины против такого положения вещей дает толчок становлению женского движения" [3, с. 9].

Это принципиальный момент. Если для оформления автономии индивида и избавления от тоталитарной власти государства использовать перенос контроля на микроуровень (семья), то тоталитаризм не исчезнет. Наоборот, он станет изощреннее, задействуя мощные культурные стереотипы, которые связаны с полом и половой самоидентификацией. Общество, в котором идея тоталитарного контроля, иерархический тип социальных отношений воспроизводится на гендерном уровне, не может быть демократическим. "Автономный индивид" не найдет в нем пространства своего существования. В России агрессия против феминизма связана во многом с тем, что феминизм противостоит манипулированию общественным сознанием за счет эксплуатации социально-половых стереотипов. Феминизм, выступающий за свободный выбор и самоопределение личности,- это культурный выбор в пользу реальной демократии. Он предлагает идею общества, в котором уважается личностный выбор и признается право личности менять образ жизни. Исторически феминизм связан со следующим после парламентской демократии этапом политического развития, когда на первый план выдвигаются требования участия граждан в управлении, интеграции мнения объединений общественности в процессы принятия решений. Не случайно, что большинство российских феминисток сейчас не в политике, не баллотируются на выборах, а решают другую задачу - формирование общественности, независимого общественного сектора. Многие активистки женского движения приобрели личный опыт "пребывания у власти" (прежде всего в системе местного самоуправления) и поняли, что реформы невозможны без сильных и самостоятельных общественных организаций.

Бесценным гражданским и политическим опытом для независимого женского движения стало участие в Форуме неправительственных организаций и Четвертой Всемирной конференции по положению женщин в Пекине. Мы убедились, что в целом никто не сомневается в том, что дискриминация по отношению к женщинам существует, что у нищеты и безработицы - женское лицо, а у собственности и власти - мужское, и необходимы механизмы изживания этой несправедливости. В мировом сообществе обсуждается не наличие дискриминации, а то, как эффективнее ее преодолеть, как сконцентрировать необходимые для этого ресурсы, какие обязательства по этому поводу принимают на себя правительства и межправительственные организации.

Далее...