| Жукова Ю. Первая женская организация России (Женское Патриотическое Общество в Петербурге 1812-1826 гг.)
Настоящая история Патриотического Общества (далее- ПО) еще не написана, о существовании и деятельности этого общества мало известно широкому кругу читателейженского движения в России еще недостаточно изучена, и источником сведений по истории ПО до сих пор служит тенденциозный юбилейный труд официального историографа ПО Е.С.Шумигорского (Императорское Женское Патриотического Общество. 1812-1912. СПб., 1912.)">, между тем, ПО - первая женская светская общественная организация в России, и день ее образования можно считать днем начала женского движения в России, осуществлявшегося в начале XIX века, конечно, в специфических формах.
Историю ПО, как и вообще историю общественных организаций 1-й половины XIX века, изучать очень сложно. В Санкт-Петербургском Государственном Историческом Архиве хранится фонд ПО, а также фонд созданного им Патриотического института, содержащие документы в основном делопроизводственного и хозяйственного характера.
Меня же в истории общественных организаций всегда больше интересовал персональный, личностный момент- кто были эти женщины, о чем они думали, о чем они говорили, собираясь на свои заседания, какие отношения связывали их друг с другом и с теми людьми, которым они помогали и на которых влияли.
Материалов здесь практически нет, и этот текст- лишь первая попытка немного приблизиться к такому пониманию истории этой женской организации.
Предпосылки возникновения Общества
Известно, что важное значение для возникновения женского движения в России имело патриотическое настроение, охватившее русское общество в период Отечественной войны 1812 года.
ПО возникло в Петербурге в начале ноября 1812 года. К этому времени неприятель подверг разорению огромные территории Российской империи, через которые прошли его армии. К этому времени за плечами русского народа были падение Смоленска, пребывание Наполеона в Москве и пожар Москвы, исход вражеских полков из столицы, Бородино и сражение под Малоярославцем. Русская армия начала с боями гнать неприятеля из пределов страны. Исход войны был предрешен. Пришла пора залечивать раны.
Война была кровопролитной и жестокой. По свидетельству генерала Марбо, французские конные егеря, идя в бой на русских кавалергардов, кричали: "Заставим поплакать санкт-петербургских дам!"
Санкт-петербургские дамы, "поплакав", начали действовать.
Основной движущей силой и при основании этого общества было дворянство. И здесь важен вопрос об истинном и ложном патриотизме, как это сформулировал Лев Толстой. В отечественной историографии долго бытовало привнесенное из художественной литературы мнение о пассивности дворянства и показном характере патриотизма. В массе работ, вышедших в 1912 году к юбилею Отечественной войны, проводится мысль о дворянстве как о движущей силе, под руководством царя предводительствующей народом, о четком разграничении обязанностей сословий перед отечеством ("народ должен был поставлять солдат, дворяне-командиров, а купечеству отводилась как бы роль финансиста освободительной войны"войн</A>а 1812 года // Отечественная <A NAME="g0037">войн</A>а и русское общество, т.v. M., 1912. С. 114">). В советской же историографии бытовало представление о патриотизме лишь меньшинства дворян, будущих декабристоввойн</A>е". (Фадеев А. В. Отечественная <A NAME="g0039">войн</A>а 1812 года и русское общество // История СССР. 1962. № 6. С.23.">.
Нельзя присоединиться ко взгляду на дворянство как на сословие, возглавившее народ в войне, хотя масса дворян того времени именно так осознавала свое место в исторических событиях. Но на основе исследованных материалов создается впечатление, что наряду с афишками Растопчина, с трусостью и лже-патриотизмом верхушки дворянства, существовала общая масса РОДОВОГО дворянства, которое можно включить в понятие РУССКИЙ НАРОД в широком смысле этого слова, ибо такие, рядовые дворяне ощущали себя частью народа, вместе со всем народом вставали на защиту Отечества и принимали в этом участие в таких формах, в которых это было возможно для положения и социальной роли каждого отдельного человека.
Для женщин единственной формой участия в войне (не говоря о маргинальном варианте Надежды Дуровой), единственной оставленной им сферой общественной жизни была благотворительность.
Создание Общества
Существуют две версии обстоятельств возникновения Общества. Согласно первой, официальной версии, ПО возникло "по благотворной мысли" императрицы Елизаветы Алексеевны. Согласно второй, инициатива создания общества принадлежала двенадцати представительницам высшего света Петербурга, затем была одобрена императрицей и получила ее покровительство. Также можно предположить, что создать Общество предложил участвовавший в составлении его проекта А.И.Тургенев.
15 ноября проект общества был представлен императору Александру I и получил его одобрение, но уже 12 ноября 1812 года в "Прибавлении к СПб ведомостям" было помещено Объявление такого содержания:
"Сим извещается, что особы, желающие вступить в Патриотическое Женское общество или участвовать в сем заведении, могут записываться в Русской конторе гг. Петербургских банкиров братьев Ливио.
Ежедневно с 10 утра будут приниматься деньги и приношения всякого рода, которые сострадательными людьми будут приносимы, или присылаемы несчастным пострадавшим от войны.
Общество извещает КАК ПРИНЯТЫХ УЖЕ ЧЛЕНОВ, так и желающих вступить в число оных, что для первоначальных издержек на cue заведение, оно принужденным нашлося обложить каждого Члена внести за первый год 200, а на предбудущее время вносить ежегодно по 100 рублей"
В этом объявлении для нас интересны два момента: во-первых, общество существовало еще до этого объявления, то есть изначально без ведома императорской семьи, как "низовое" движение, и было зарегистрировано post factum, во-вторых, в деятельности общества сразу приняло активное участие купечество.
15 ноября в журнале "Сын Отечества" было опубликовано "Приглашение" о вступлении в члены общества, в котором были разъяснены его цели:
"Никогда любовь к Отечеству не ознаменовалась между нами столь блистательными подвигами, столь трогательными чертами, как ныне. Сему священному чувству свойственно умножаться среди народных бедствий, посреди больших опасностей и больших надежд. Сему священному чувству свойственно умножаться посреди народных бедствий, посреди больших опасностей и больших надежд. Любовь к Отечеству рождает Героев, стремящихся с неусыпным рвением на защиту престола и алтарей. Но желание быть полезным обществу не заключается в одном мужеском поле. Руководствуясь сими чувствами, С.Петербургские дамы положили учредить ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО... И так ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО С.ПЕТЕРБУРГСКИХ ДАМ будет иметь единственной целию призрение всех от войны. страждущих семейств, по мере возможности и общего содействия. К сей патриотической цели приглашает оно всех соотечественниц. Оно надеется также, что и в других городах Империи будут основаны на тех же самых правилах, такие же патриотические общества, будучи убеждено в том, что во всех частях пространного нашего Отечества господствует то же самое стремление к спасению оного, та же самая любовь к его независимости и славе"
Вскоре "Проект благотворительного заведения, под именем Патриотического Женского Общества" был напечатан в крупных периодических изданиях того времени- журнале "Сын Отечества", а также в "Санкт-Петербургских" и "Московских ведомостях" (соответственно, 22, 19 и 30 ноября 1812 г.). В преамбуле "Проекта" говорилось:
"В то время, как враг Европы, внеся в мирные пределы наши бесчеловечную войну, и встретя в неизменной груди Российских воинов оплот непреоборимый, с неистовством обращает варварскую руку и меч на беззащитных граждан, на поселян и на их жилища; когда ни стон старости, ни вопль невинной юности не смягчают жестокосердия; когда сопутствуют тирану грабеж и опустошение - мы обретаемся в бедственной необходимости видеть нищими богатых; сиротами провождавших дни среди многочисленного семейства... на месте изобилия голод; развалины и пепел, где великолепие, веками рожденное, поражало взор наш...
С.Петербургские Дамы, исполнясь патриотическими чувствиями, желают также оказать оныя (любовь и усердие к Отечеству - Ю.Ж.) полезным делом и, по свойству пола своего, находят самым приличным к тому средством взять на себя обязанность облегчать участь бедствующих от нашествия врага, с каковою целию и предложили учредить в Санкт-Петербурге заведение под названием Патриотическое Женское Общество, приглашая и прочих соотечественниц составлять в других городах таковые же заведения"
Далее "Проект" содержал "Предварительные правила Общества". Проект Устава был удивительно для того времени демократичен, число возможных членов его-только женщин (мужчины могли быть там только как жертвователи денег на нужды общества) ограничивалось только имущественным цензом- 200 рублей вступительного взноса и 100 рублей ежегодного членского, в ПО могли быть принимаемы и жены купцов. Предусматривалось создание дома для бедных, в котором будут "особые покои для собраний" членов общества. Общество было изначально выборной организацией (пункт 9 проекта: "Члены изберут между собою 8 или 12 особ, которые будут собираться в назначенные дни для сообщения друг другу сведений и известий, собранных каждым о бедных и для совещания о подаянии им помощи").
Кроме принципа выборности в Устав был заложен и принцип отчетности: "Ежегодно, в назначенный день, каждый из членов имеет право подать голос при выборе нового правления, и для сего каждая Дама явится в собрание сама или пришлет имя избранной ею особы; сии выборы, должны, решаться большинством голосов"
В письме кн. А.Н.Голицына председательнице ПО кн. В.А.Репниной, пересказывающем ей благоволение императора Александра I, отмечалось, что "...многие Дамы, движимые состраданием к нещастию ближних, вступили уже в благодетельное cue Общество. Число членов его распространяется уже почти до ста..."
Распространение идей Общества
Еще в проекте общества было написано, что "...если составятся подобные общества в других городах Империи, то приглашаются оные к вступлению в сообщение с Санктпетербургским, для взаимного вспомоществования"Таким образом, основатели общества стремились придать ему всероссийский характер, направив в единое русло благотворительности в рамках одной организации деятельность женщин в различных городах.
А сведения о такой деятельности женщин появлялись на страницах газет, где публиковались длинные списки пожертвователей и пожертвовательниц "на алтарь Отечества", изредка - сообщения иного рода. "Северная Почта или Новая Санктпетербургская Газета" имела раздел "Известия внутренние", где печатались материалы из редакционной почты. Сообщение от 12 ноября 1812 г. из Новочеркасска:
"Жители нашего края не перестают усердствовать к пользе Отечества: недавно еще представили они в добровольное приношение армии 2000 голов рогатого скота. Таковым усердием отличаются и многие женщины, из числа тех, коих мужья находятся в армии. Они весьма охотно жертвуют своим имуществом, говоря: "Теперь такое время, чтоб не щадить своего имущества: оно обратится на спасение отечества, мужей наших и нас самих""В той же газете 14 декабря сообщалось о существовании в Риге с самого начала войны благотворительных обществ, активное участие в которых принимали дамы. Известно также о патриотических женских обществах, организовавшихся в Пензе и городах Пензенской губернии для помощи беженцам.
Их члены собирали для беженцев предметы домашнего обихода, съестные припасы, дрова, свечи, одеждувойне 1812 года. Пенза. 1945.">.
Мы не знаем о том, в каких отношениях было пензенское женское патриотическое общество с петербургским, и долго ли оно просуществовало (здесь сказывается, опять-таки недостаток материалов), но в отчетах о деятельности ПО в Санкт-Петербурге мы встречаем сведения о средствах, поступивших в кассу Общества из самых отдаленных губерний - из Ярославля, Перми, Житомира, Воронежа, Саратова, Астрахани, Томска, из Колыванововоскресенских заводов, Тверской, Киевской, Полтавской и других губерний.
Причину того, что "прочие Губернии в малой только мере уделили от своих избытков в пользу нуждающихся соотечественников сей столицы, другие же вовсе не приняли участие в благодетельном сем подвиге" автор Отчета, секретарь Общества А.И.Тургенев видел "только в малой еще известности о благотворных действиях сего Общества".
Чрезвычайно интересно и следующее замечание, сделанное им в статье о ПО в "Духе Журналов" за 1817 год: "Впоследствии составились также ЖЕНСКИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ОБЩЕСТВА в Австрии, Пруссии и во многих других странах, коих посетили бедствия войны; но Россия была вождем их как на поле славы, так и на поприще благодеяний"
Так, позже, в 1813 году в Пруссии к женщинам обратились принцессы королевской крови 1 апреля 1813 года {"...и мы, женщины, должны помочь достигнуть победы. Также мы должны объединиться с нашими мужьями и детьми в освобождении Отечества").
В Берлине и других городах были созданы "Девичье общество неизвестных сестер", "Женское общество помощи бедным семьям", "Тихое общество вспомоществования" и другие женские организации. В своей книге "Немецкие женщины в освободительной войне" историк Ф.Арндт пишет: "Магдебургские девушки основали союз, целью которого было помощь отечественным воинам необходимой одеждой, пищей, помощь раненым и т.д."
В Венгрии также в 1817 году основалось женское общество с благотворительными целями.
Мы не знаем, на каких основаниях строилась внутренняя жизнь этих организаций, но сам факт их существования, как мне кажется, подтверждает мысль о том, что в Европе 1-й четверти XIX в. происходил мощный процесс вовлечения женщины в общественную жизнь. В период борьбы против наполеоновского господства пробуждалось женское движение- пока в единственно возможной форме- благотворительной деятельности. И создание Женского Патриотического Общества в Петербурге было лишь частью общеевропейского процесса.
Деятельность Общества
Общество и после окончания войны не прекратило своей работы - оно нашло новое поле приложения сил в организации дома Трудолюбия и частных школ. Процесс открытия школ активно происходил с 1817 года (в этот же примерно период начал активно действовать преддекабристский Союз благоденствия, с большими филантропическими программами).
Так, общество имело 7 частных школ - Выборгскую, (с июня 1817 года), 1-ю Васильевскую (с 1818 года), Петербургскую (с 1820 года), Литейную (учреждена до 1820 года), 2-ю Адмиралтейскую (с 1817 года), 3-ю Адмиралтейскую (с 1821 года) и 4-ю Адмиралтейскую частную школу (с 1816 года), расположенные в различных частях города. В то время Петербург был разделен на административные части (по полиции, строительству и благоустройству они подчинялись так называемой Управе Благочиния).
Школами заведовали дамы-члены общества. В этих школах обучались грамоте девочки из бедных семей данного района. Надо сказать, что интересной особенностью в организации общества был своеобразный территориальный патронаж-дамы разделяли город на части и как бы осуществляли, каждая над своим районом, инспекторский надзор.
По этому поводу "Дух журналов" писал: "Благодеяние, оказываемое наудачу, без должных разведывании, часто бывает не в пользу, а во вред - во вред и потому уже, что недостойный отнимает подаяние, принадлежащее достойному" (в этом тоже мы видим принципиальное отличие нового, светского характера благотворительности от прежнего, церковного, согласно которому милостыню, подаяние надо давать каждому обращающемуся к тебе- "просите и будет дадено вам").
Такая тактика "разведывания", сбора информации заставляла дам-дворянок глубоко вникнуть в жизнь народа, и столкновение членов общества в их повседневной работе с язвами жизни столицы не могло не навести их на размышления о порядках в государстве: "Должность, согласная с чувствами сердца, вводила членов сего Общества в печальные обители скорби: там видели они отцов отчаянных среди голодающего семейства, старцев, без помощи лежащих на одре болезни, вдов и сирот, ожидающих в нищете прекращения горестной жизни"
Чтобы как-то охарактеризовать размах деятельности Общества, обратимся к его отчетам. Так, за первые три года "более 5 тысяч семейств получили от Общества денежные вспоможения для поправления расстроенного их состояния. Если к тому присоединить несравненно большее число тех, кому общество обязано своим заступлением, ходатайством, пристроением к месту, доставлением честных способов пропитания, и наконец, советом и утешением оказало пособие, то какое количество нещастий загладило оно своей благодетельной рукой! "Помощь от Общества за первые три года получили 1200 бедных семейств, то есть более семнадцатой доли населения столицы". Конечно, наивным было заключение отчета о том, что "скоро ни одна слеза бедности не канет на щастливую землю Русскую"
Хотелось бы еще упомянуть о таком важном деле общества как учреждение Патриотического института благородных девиц. Он находился в ведении общества до 1827 года, когда Николай I выделил институт из ведения ПО и даже изменил его название. Целью основания Патриотического Института или, как его первоначально называли, Училища женских сирот 1812 года, было дать "положенное их званию образование" дочерям младших офицеров, погибших или искалеченных на войне. Здесь надо отметить, что, называя свое воспитательное заведение Училищем, общество, по сути дела основало закрытый институт благородных девиц, по типу уже существующих в России. Такие институты окончили некоторые дамы - члены общества. Наименование "институт", вероятно, не было сразу присвоено Училищу ПО потому, что существующие институты находились в ведении императрицы Марии Федоровны, а училище на первых порах было именно частным учебным заведением.
Программа Института, характер обучения, отношения воспитанниц были подобны другим Институтам благородных девиц.
Благотворительность
Очень важной проблемой в истории женского движения этого периода представляется осознание феномена благотворительности в России - благотворительности как социальном явлении и о понятии, отражающем это явление.
Издревле на Руси широко была развита благотворительность, называвшаяся тогда милосердием. Она была частью души и жизни русской женщины-христианки, поощрялась церковью как богоугодное дело. Под воздействием перемен, происшедших в русском обществе в XVIII веке, после Петровских реформ, перехода образованной части общества от церковной, патриархатной основы быта к светской, изменялось и представление о благотворительности. Такое изменение отношения дворянства к благотворительности - от богоугодного дела к светской обязанности произошло на рубеже XVIII-XIX веков. Определенно и присутствие в этом процессе европейского влияния, в основном идей французского Просвещения.
Далее...
|