Политика

Канапьянова Р. Философия гендерного соотношения в структуре административно-управленческой элиты. Алматы, Жибек Жодлы, 1998.
 
В начало документа
В конец документа

Канапьянова Р. М.

Философия гендерного соотношения в структуре административно-управленческой элиты


Продолжение. Перейти к предыдущей части текста

Теория гендера, перенесенная на почву каждой страны, должна учитывать не только степень разработанности исследуемой темы, но и складывающуюся политико-экономическую реальность, исторический характер развития государственности. На пороге нового тысячелетия все настойчивее в обществе обсуждается тема о вскрытии глубинных процессов человеческих ресурсов, о многообразии их идентичности и идентификации (пол, возраст, раса, этничность,

сексуальная ориентация). Широко и открыто даются трактовки анализа и синтеза не просто природы власти, а конкретно ее правящей элиты. В монографии В. Халипова "Власть. Основы кратологии" впервые в мировой практике в числе первоочередных задач выделяется идея систематизации, конкретизации и координации теоретических усилий в раскрытии "азбуки и алгебры, логики власти, и даже экологии власти" во имя того, чтобы "молодое поколение, вступающее в жизнь, устроило ее в конце концов по-человечески. Здесь и общая кратология, и теоретическая, практическая, сравнительная, частная и т.д."Халипов В. Власть. Основы кратологии. М., 1995, с. 7.. Автор выделяет ряд причин для более углубленной разработки науки о власти. Этот перечень был бы еще более полным, если его дополнить гендерными аспектами теории власти. Именно изучение гендерных отношений становится отправным пунктом антропологического анализа. Это позволило, например, выявить определенную корреляцию между степенью подчиненности женщин и уровнем сегрегации частной и публичной сфер жизнедеятельности сообщества, зависимость статуса женщин и мужчин от соотношения статусов производительного (репродуктивного) труда. Задается иерархия "мужское - женское", при этом "женское" оказывается за границами нормы, и отождествление с "женским" означает снижение социального и культурного статусов. "Эта техника широко используется в политическом дискурсе"Люборакина М. <a name=Гендерные аспекты социальной и культурной антропологии. М.:Феминистский ориентационный центр, 1996.">.

Теория гендера в рамках социальных наук вполне может стать составной частью кратологии в планетарном измерении. Актуальные проблемы

модернизации управленческого аппарата, прежде всего, мотивационные технологии количественных и качественных характеристик персонала управления затрагивают глубинные процессы философии антропологии власти, а это значит, и эволюцию соотношения полов - как рода человеческого. Уже сейчас, в условиях не просто утверждения института государственной службы внутри каждого независимого государства, но и в перспективном будущем - моделировании управленческих и координационных процессов в условиях интеграции, поднимаются задачи человеческого развития с позиции нового измерения этих проблем. Самое ценное достояние рода человеческого гарантирует, что культурная, политическая и духовная эволюция не допустит его падения и подготовит к будущему - нетронутые ресурсы разума, мышления, творчества, моральные силы, генетически присущие каждому человеку. Парадокс заключается в том, что в научной категории антропологии власти вся гамма человеческой идентичности не раскрывается. Поэтому загадка невосприятия теории гендера (от незнания до дискуссионности) вполне объяснима. Половая идентичность как социокультурный феномен неадекватного восприятия социумом вообще, а в кратологии тем более. Понятно другое, что под природой власти воспринимается примат личности над полом. Так оно и должно быть, если б не одно "но". Уязвимым местом новой дисциплины - теории гендера - является то, что сама структура административно-управленческой элиты воспринимается де-юре общностью пола, де-факто - представлена однополовым институтом власти.

 

Поэтому теорию гендера надо воспринимать с учетом этапности его становления и развития: от социально-культурной антропологии (по М. Люборакиной) к кратологии одним из объектов изучения которой и является сама административная элита. Таким образом, задача человеческого развития взаимообусловлена меняющимися мотивациями труда, новыми измерениями проблемы управления информирования элиты власти. Уходящее столетие дало право на самостоятельное существование теории гендера. Этому способствовала в большой степени охранно-защитная политика советского государства. Меняющаяся философия гендерного соотношения в структуре административно-управленческой элиты имеет благодатное поле для практической реализации в странах, прошедших социалистический путь развития.

 

______________________

IV. ПРАВД ЧЕЛОВЕКА И ГЕНДЕРНЫЙ НЕЙТРАЛИТЕТ

В КАДРОВОЙ ПОЛИТИКЕ

Права человека, гражданина доминируют в международных соглашениях о построении и развитии открытого гражданского общества. Жизнь показала, как трудно вырабатывать в системе ООН и других неправительственных международных организациях единую согласованную позицию из-за принципиальных расхождений в политике различных государств, регионов и блоков. Со временем разнообразные "мозговые центры" стали обретать общие черты, ориентацию на научную методологию, к числу которых можно отнести теорию гендера. Казалось бы, извечная тема взаимоотношения полов должна стать планетарной проблемой человеческого развития. Но и по сей день политики в борьбе за власть больше подвержены стереотипному подходу в организации института государственного управления с ее однополовой иерархией руководящего состава.

О женщинах, к сожалению, вспоминают во время очередной предвыборной кампании. Способность воспринимать новую информацию вообще ограничена, если человек существует в нищенских условиях, если он борется за выживание семьи, а женщина попадает под определение "

феминизация бедноты", "феминизация нищеты". В массовом и в индивидуальном сознании всегда присутствуют некие психологические "ограничители" затрудняющие понимание подлинной сложности объективных процессов реальности. Однако они не имманентны человеческому сознанию, их можно преодолеть, настойчиво доводя до него информацию в более доступной или в привычной форме  Римский клуб. История создания, избранные доклады и выступления, официальные материалы. УРСС. М.,1997, с.123.

Теория гендера из-за своей закрытости в советский период сегодня потребовала совершенно новых подходов относительно персонала управления. Гендерная философия управления является следствием нетронутых ресурсов разума, мышления, генетически присущих каждому человеку. Люди нуждаются в том, чтобы обрести чувство "самости", реализации своих возможностей. Помимо культур, религий и философий в человеке живет любовь к свободе, дух преодоления своих пределов, стремление к тому, что кажется порой нереальным. "Мы (женщины - Р. К.) можем быть образованы, мы можем обладать критическими навыками мышления, но мы не действуем, не высказываемся о признании несправедливости, нарушающей права человека. Мы должны более смело и открыто заявлять о подлинных правах граждан. Время, когда женщин считали собственностью мужчин, прошло. Но до сих пор мы в состоянии "эффекта стеклянного потолка" women, the family and health. proceedings of the workshop, of the apia werstern pan pasific and southeast asia women association. 1996, p. 5-9.. Безусловно, очень многое зависит от жизненной позиции самой женщины, равно как и от государственной кадровой политики, поскольку нас интересует в данном случае эта проблема. Об отсутствии внимания к гендерной проблематике в средствах массовой информации Свидетельствует стереотипизация взглядов на очередное кадровое назначение женщины в высшие структуры органов государственной власти.

В частности, в директивных документах пекинской платформы действий отмечается необходимость изменить продолжающуюся практику изображения женщин в отрицательном или унизительном свете в материалах СМИ. В меняющемся мире отсутствует ее социальная роль, в системе ценностей прав человека не все женщины знакомы со своими реальными правами и возможностями. В ратифицированных и нератифицированных конвенциях, декларациях и рекомендациях ООН особо подчеркивается стратегическая цель в области прав человека, включая "упразднение всякой дискриминации среди трудящихся по признакам расы, пола, цвета кожи, вероисповедания, принадлежности к племени или профсоюзного членства". Особо это положение отражено в Декларации о ликвидации дискриминации в отношении женщин, провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН 7 ноября 1967 года, где, в частности, говорится о том, что дискриминация в отношении женщины несовместима с достоинством женщины как человека, благосостоянием семьи и общества, мешает ее участию на равных условиях с мужчиной в политической, социальной, экономической и культурной жизни своей страны и является полным препятствием развитию возможностей женщины в деле ее служения своей стране и человечеству. Особо следует выделить позицию ООН и ее обязательство перед обществом в том, что "полное развитие страны, благосостояние всего мира и дело мира требуют максимального участия женщин наравне с мужчинами во всех областях, включая обеспечение в законодательстве и в практике всеобщего признания принципа равенства мужчин и женщин". Кроме того, в Ст. 2 отмечается принятие необходимых мер, "чтобы обеспечить женщинам равные условия с мужчинами без какой-либо дискриминации на право доступа к государственной службе и право выполнения всех общественных функций" <a name=Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин. Провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН 7 ноября 1967, Ст.4">. Кроме того, в ратифицированных СССР Конвенциях ООН о политических правах женщин 1952 года; о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1957 года (Россия является правопреемником по всем международным пактам и конвенциям, касающимся прав человека) подвели к тому, что Конституция РФ провозгласила: "Мужчина и женщина имеют равные права свободы и равные возможности для их реализации" (Ст. 19).

Это прямое действие реализации обязательств государства перед мировым сообществом. В частности, включение принципа равноправия мужчин и женщин в свои национальные конституции или другое соответствующее законодательство обеспечивает право "участвовать в формулировании и осуществлении политики правительства и занимать государственные посты, а также осуществлять все государственные функции на всех уровнях государственного управления" <a name=Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 декабря 1980 г. // Ведомости ВС ССР. № 2. 1981, ст.7">.

Как видно, универсальность прав и свобод человека подводит в глобальном контексте к теории гендера в целом и содействию сбалансированного распределения реализации равных возможностей мужчин и женщин в управлении государством в частности. Международные требования, касающиеся прав человека, относят пол к числу признаков, по которым дискриминация со стороны государства запрещена. Полному осуществлению равных прав и реализации равных возможностей препятствуют расхождения между некоторыми частями национального законодательства и международным правом. Разрыв между декларированными правами и их эффективным осуществлением обусловлен недостаточной приверженностью правительств делу поощрения и защиты этих прав и тем, что правительства не обеспечивают надлежащего информирования как женщин, так и мужчин об этих правах. Проблема осложняется отсутствием механизмов правовой помощи на национальном и международном уровнях, а также нехваткой ресурсов на обоих уровнях Всемирная конференция по положению женщин. Пекин. Китай. 4-15 сентября 1995, с.106. IV Всемирная конференция по Положению женщин призвала усилить, в первую очередь, Международные механизмы защиты прав женщин.

Например, Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин ООН обратился к ратифицировавшим Конвенцию 1979 года государствам с предложением о подготовке факультативного протокола к Конвенции 1979 года о праве передачи петиций в органы ООН в случае обнаружившихся нарушений Конвенции и последующего присоединения к нему. Согласно международной практике, присоединение должно сопровождаться оговоркой, что обращение в органы ООН по защите прав и свобод женщин может иметь место, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Ряд стран создали механизмы с целью расширения возможностей осуществления своих прав. В России постановлением Государственной Думы в 1997 году утверждена Концепция законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин Концепция законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин. Постановление Государственный Думы РФ. М.,1997, сс. 36-42.. Концепция подготовлена Комитетом Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи с участием известных ученых в лице профессоров С. Полениной, Л. Ржаницыной, доктора медицинских наук 3. Волковой, кандидатов экономических наук О. Самариной и В. Захаровой, кандидата юридических наук Н. Шептулиной и советника юстиции Н. Решетовой и другими общественными деятелями. В документе выделен целый раздел по организации контроля за соблюдением международных стандартов и законодательства РФ по обеспечению равных прав и возможностей мужчин и женщин. В частности, рассматривается судебный и административный механизм защиты прав лиц обоего пола, контроль за соблюдением международных стандартов и международно-правовой механизм защиты прав мужчин и женщин. Прежде чем остановиться более подробно на этом разделе, хотелось бы сказать следующее. Документ, безусловно, интересный, проведена большая коллективная новационно-исследовательская работа большой группы ученых под руководством депутатов Государственной Думы РФ А. Апариной и Н. Кривельской, и поэтому данная Концепция заслуживает поименного названия ее авторов. Во всяком случае, при обсуждении проекта данной Концепции на парламентских слушаниях 13 мая 1997 года все отмечали уникальность такого документа и была достигнута договоренность .ми средствами популяризировать его, что и делается автором данной работы (см. Приложение 1).

Но вернемся к содержанию Концепции. Для полной и эффективной системы законодательства о коллективных правах женщин, как социального слоя населения, необходима законодательная регламентация на трех уровнях. В Концепции выделяются следующие уровни:

- верхний - конституционный принцип о равных правах и свободах людей независимо от пола и о равных возможностях мужчин и женщин по их реализации;

- нижний - отраслевое законодательство, конкретизирующее конституционную норму применительно к различным Сферам жизни;

- средний - регулирующий процессуальные и процедурные стороны реализации принципа равных прав и равных возможностей полов, а также устанавливающий порядок контроля за осуществлением на практике норм отраслевого законодательства, в том числе ряд льгот: родительских и женских. Авторы Концепции предлагают имеющийся в международной практике опыт Великобритании на примере Закона "О равных правах и равных возможностях мужчин и женщин".

Особое значение в обеспечении равных прав и равных возможностей полов отводится организации системы судебного контроля за действиями и решениями органов исполнительной власти, а также органов местного самоуправления. В условиях строительства правового государства решение проблем судебного контроля за деятельностью администрации только начинает осуществляться в деятельности законодателя. В Концепции особое место уделено Закону РФ "Об обжаловании в суде действий и решений, нарушающих права и свободы граждан". Однако один закон на решает всех вопросов судебной защиты прав граждан. Многое зависит, безусловно, в целом от судебной реформы, которая требует экономической поддержки. Реальность такова, что суды перегружены рассмотрением уголовных и гражданских дел, число судей не соответствует потребностям общества и т. д.

Особое внимание обращается на обсуждение проблемы создания специализированных судов по пенсионным, трудовым делам, опеке и попечительству, способствующих обеспечению законности в сфере охраны прав и свобод граждан, а для женщин, с одной стороны, сокращения этапности в продвижении по службе, а с другой, увеличения возрастного "потолка" ее карьерного роста. В России принят федеральный конституционный Закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации". С точки зрения рассмотрения правообеспечительного механизма контроля за осуществлением конституционных норм равноправия, со временем потребуются, безусловно, организационно-кадровые меры исполнительного характера по реализации закона, как-то заместитель Уполномоченного по равному статусу мужчин и женщин. В его деятельности особое место должен занимать контроль за соблюдением прав в этой области, гарантируемых Конституцией и другими законами. В Концепции также отмечаются конкретные функциональные обязанности в работе заместителя Уполномоченного по равному статусу мужчин и женщин, включая следующее:

- обращаться в суд с заявлением в защиту прав мужчин и женщин, нарушенных решением государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично или через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах;

- входить в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства в отношении должностного лица, в решениях которого допущена дискриминация прав обоего пола;

- обращаться в суд или к прокурору о проверке вступившего в законную силу решения, повлиявшего на нарушение прав и свобод мужчин и женщин и др.

Такая деятельность Уполномоченного по правам человека в области выравнивания прав и возможностей мужчин и женщин должна быть поддержана в регионах и на местах.

Таким образом, гендерная экспертиза законотворческой деятельности способствует более глубокому пониманию актуальности исследуемой проблемы в отношении равных прав и равных возможностей мужчин и женщин в представительстве административно-управленческой элиты. Меняющиеся внутренние "человеческие ресурсы" отражают потребность осуществления

гендерного подхода в подборе кадров на высшие утверждаемые (избираемые) государственные должности, в числе которых - организация системы подготовки кадров среди женщин, входящих в состав резерва и имеющих опыт управленческой работы, выработка гласных критериев сбалансированного состава руководящих должностей, формы морального и материального стимулирования руководителей, осуществляющих гендерный нейтралитет в работе с персоналом управления. Показателен в этом отношении опыт работы Министерства Государственной службы Великобритании и его отдела управления персоналом, где на протяжении второй половины уходящего столетия проводилась и проводится комплексная организационно-правовая и информационно-разъяснительная работа по достижению подлинного равноправия полов в служебной деятельности и их карьерном росте через механизмы практической апробации целевых программ, имеющих свою историю создания, действия и развития.

 

ПРОГРАММА

действий по достижению равенства и

возможностей женщин на государственной службе*

Уважаемый читатель! Перед Вами интересный материал, с которым автору довелось познакомиться во время работы международного Конгресса по обучению высших административных кадров "Высший административный персонал по

* Программа разработана отделом управления персоналом и равных возможностей Министерства Государственной службы Великобритании в 1992 году. Перевод с английского автора. пути к общеевропейскому дому: стратегия, организация методы обучения и развития". Конгресс проводился 29 ноября - 4 декабря 1993 года в Москве.

Выступая по проблемам дискриминационного положения женщины на государственной службе, в подтверждение моих мыслей, мною были выделены два следующих тезиса. Женщина, независимо от национальности, занимающая высокую государственную должность, - нетипичное явление XX века. В планах подготовки национальных докладов к Конгрессу, рассматривающему вопросы подготовки кадров на высшие административные должности XXI века, вопросы, касающиеся карьеры женщины на государственной службе, не обозначились через политику

гендерного подхода, а отнесены были к блоку проблем государственных служащих из числа национальных меньшинств и инвалидов.

Вот почему эта тема останется актуальной и в новом столетии. В ходе работы Конгресса со мной познакомились представители Министерства Государственной службы Великобритании, которые проявили любезность, предложив для ознакомления отечественную Программу действий по достижению равенства женщин на государственной службе. Как показал анализ, в конце 80-х и начале 90-х годов в Англии произошли существенные изменения в управленческих функциях органов исполнительной государственной власти и управления. Произошел некоторый уход от чрезмерного централизованного контроля и предоставления министерствам и комитетам возможности развития широкой сети гибких управленческих структур.

В целях развенчивания стереотипов мышления в отношении самой сути вопроса на фоне наметившихся тенденций изменения ориентации в отношении персонала управления, прежде всего, его качественных и количественных характеристик, в стране и была разработана уникальная Программа по достижению равенства в возможностях женщины на государственной службе. Как видно из анализа этой Программы, ранние программы первоначально лишь ориентировали на осознание проблемы.

Данная Программа выступает уже как реализация конкретных действий.

Женщине государством предоставляются правовые, моральные и материальные гарантии в достижении равного положения в продвижении по службе и создании условий в успешном сочетании карьеры с домашними обязанностями и воспитанием детей. Государство подходит к данной проблеме с позиции рачительного использования кадрового потенциала. Это принципиально актуальная тема кадровой политики. Цель Программы - сохранение высококвалифицированных специалистов в рамках государственной политики по подготовке кадров для государственной службы и рациональному использованию бюджета на содержание чиновников.

Что можно добавить к этому? Безусловно, общий анализ

Программы показывает ее достоинства и отдельные спорные моменты. Последние зависят от отечественного опыта и самой истории развития государственности в каждой стране в отдельности. Но разве не прекрасно, что женский вопрос, а точнее, как мы привыкли говорить, подготовка женских кадров на административные должности, рассматривается не в целом как проблема, а через рачительное использование выделенного государством бюджета на управленческий аппарат? Государство заботится об управленцах государственной службы через рациональную политику достижения равных прав и возможностей в продвижении по службе.

В советском государстве мы также имели гарантированную государством социальную защиту женщин, совмещающих трудовую деятельность с семейными обязанностями. Но советские женщины, сами того не подозревая, попадали в категорию непривилегированных групп, довольствуясь тем, что об их судьбе, в т.ч. и о продвижении по иерархической лестнице, позаботятся.

Практика показала, что не квоты и проценты, а политика равенства на условиях открытой состязательности и конкуренции через правовые механизмы устранения дискриминационного положения женщины в обществе и есть гарант продвижения ее по службе.

Вот почему проявленная Министерством Государственной службы Великобритании инициатива по конкретным рекомендациям в сохранении и развитии государственных служащих из числа лиц женского пола заслуживает всяческого внимания для изучения и анализа с учетом исторических особенностей и национальных традиции.

В Программу включены следующие ориентиры по осуществлению поставленной цели:

- усиление прав женщин при конкурсном приеме на государственную службу;

- создание наименьших предпосылок для осознания женщинами бесперспективности ее карьеры;

- пропорциональное представительство мужчин и женщин в высших управленческих кругах на административных государственных должностях;

- предоставление широких прав государственным учреждениям в использовании мобильных моделей рабочего дня;

- создание условий по уходу за детьми, а также использование других видов отпусков.

Важно обратить внимание на то, что руководители всех ветвей органов государственной власти и управления берут обязательство по реализации данной Программы, ибо в стране существуют законы о равных правах, о дискриминации по половому признаку, о государственной службе и другие нормативно-правовые акты.

Далее...