Женское движение, социальная активность

Лахова Е. Женское движение в годы реформ: проблемы и перспективы. М., 1995.
 
В начало документа
В конец документа

Лахова Е. Ф.

Женское движение в годы реформ: проблемы и перспективы


Продолжение. Перейти к предыдущей части текста

В соответствии с нормами международной юрисдикции права женщины рассматриваются здесь как "неотъемлемая составная часть всеобщих прав человека"[[Там же. С.23.]]. В Программе подчеркивается: соблюдению прав женщин в России все еще препятствуют традиционные стереотипы массового сознания - не только мужского, но и женского. Согласно им, женщина является существом второго сорта, чей социальный потенциал крайне ограничен и может проявляться лишь в исполнении домашних обязанностей, в рождении и воспитании детей. Эти стереотипы препятствуют распространению демократических норм в российском обществе.

Семья в Программе рассматривается как сообщество, которое призвано обеспечивать наиболее благоприятные условия для жизнедеятельности человека и его самореализации. Именно поэтому "общество и государство, декларирующие свою приверженность соблюдению прав человека, должны всемерно поддерживать семью"[[Там же. С.24.]].

Однако поддержка семьи вовсе не предполагает прямого вмешательства государства в сферу частной жизни. Сферы общественной и частной жизни должны быть строго разграничены. В этом - одно из проявлений автономии и независимости человека. Одновременно в Программе подчеркивается, что нарушение прав человека в семье, насилие над личностью не являются внутрисемейными проблемами. Поэтому необходим закон о насилии в семье, предусматривающий жесткие санкции за преступления, связанные с домашним насилием. Чаще всего, как известно, речь идет о насилии над женщинами и детьми.

В разделе утверждается, что в современной семье мужчины и женщины должны нести равную ответственность за воспитание детей, за благополучие семейного очага. Для этого необходимо общественное признание равноценности ролей отца и матери в воспитании детей, и соответственно - предоставление социальных гарантий, связанных с этим воспитанием, в равной мере обоим родителям - и матери, и отцу. Иначе все разговоры о равных правах и возможностях для женщин и мужчин остаются фикцией. И оба партнера по семейному союзу - как женщина, так и мужчина - в разной форме подвергаются дискриминации.

Еще одно важное положение говорит о роли семьи в насыщении рынка товарами и услугами, в создании новых рабочих мест, в повышении платежеспособного спроса, а главное - в расширении слоя экономически самостоятельных людей. Программа объявляет о намерении Движения женщин России добиваться общественной и государственной поддержки семьи как субъекта экономики, исходя из того, что в таком качестве семья превращается в фактор социально-политической стабильности, она укрепляется как институт, способный противостоять кризисным тенденциям и в семейных, и в общественных отношениях.

Тема семьи - одна из главных для российского женского движения в силу особенностей отечественной гендерной системы с характерным для нее "контрактом работающей матери", о котором уже говорилось выше. Программа ДЖР ориентирована на радикальный пересмотр данного гендерного контракта и смену модели семейных отношений. Авторитарная, патриархатная семья, основой которой является мужской авторитет, должна уступить место семье, в которой муж и жена являются равноправными членами семейного союза. Такой союз предполагает взаимопомощь и взаимопонимание, равные возможности для самореализации каждого его члена.

Третий раздел программы посвящен проблеме становления гражданского общества, развития гражданских инициатив, месту женского движения в этом процессе.

В разделе отмечается, что происходящие в стране перемены создали предпосылки для развития общества на демократической основе. Но нынешняя ситуация - сложна и противоречива. Движение женщин России считает, что изменить эту ситуацию к лучшему, сделать так, чтобы повседневная жизнь каждого человека стала стабильной и благополучной, можно лишь с помощью беспрепятственного развития экономических и гражданских инициатив: "Жизнеспособным, динамичным, процветающим может быть только то общество, каждый член которого способен сознательно выбирать и нести ответственность за сделанный выбор"[[Там же. С. 29.]].

Специфика "женского" видения демократического проекта выражается в особом акценте на то обстоятельство, что главным проявлением гражданской ответственности следует считать заботу о слабых, о тех, кто не может обойтись без поддержки со стороны. ДЖР выступает за "сильную социальную политику, которая должна быть делом не только государства, но и гражданского общества"[[Там же. С.30.]]. Такая политика должна выстраиваться на основе диалога и тесного взаимодействия гражданского общества с государством - формироваться не только "сверху", но и "снизу" за счет развития новых социальных проектов, внедрения новых социальных технологий.

В разделе делается упор на необходимость обеспечения равенства стартовых возможностей для всех членов общества за счет ограничения социального неравенства, принятия не минимальных, а достойных жизненных стандартов, сохранения социальной инфраструктуры, и прежде всего - общедоступных и бесплатных услуг в области образования, здравоохранения, культуры[[Там же. С.31.]].

В своей Программе Движение женщин России оценивает себя как силу, которая призвана и способна утверждать цивилизованные способы разрешения конфликтов, культуру диалога, а вместе с тем, - ценности солидарности, взаимопонимания, ненасилия. Только через освоение этих ценностей, через их превращение в нормы повседневного практического поведения людей можно добиться практической реализации принципа равных прав, свобод и равных возможностей для женщин и мужчин. Реализация данного принципа рассматривается как необходимое условие утверждения демократии в качестве нормы общественной жизни.

Последний раздел Программы определяет подходы Движения женщин России к строительству российской государственности. Данную часть программных разработок ДЖР можно рассматривать как его вклад в идейно-теоретические споры о возможных путях этого строительства, которые характерны для России последних лет.

Документ констатирует, что исторический опыт выявил функциональную несостоятельность патерналистского государства, которое регламентирует все стороны общественной и частной жизни. Такое государство подминает под себя общество, становится опасным для собственных граждан. Тем не менее, в Программе утверждается: "России необходимо сильное государство". Но представление ДЖР о таком государстве нетрадиционно для российской политической культуры. В Программе говорится: "Сила государства, в нашем понимании, определяется не объемом взятых им на себя функций, не величиной государственной машины, а способностью эффективно служить обществу, т.е. обеспечивать всестороннюю защиту и реализацию прав человека, стимулировать экономическое развитие, гарантировать социальную и национальную безопасность"[[Там же.]]. Прочной опорой такого государства является "жизнеспособное, динамичное общество, не подавляющее, а высвобождающее творческую энергию своих граждан"[[Там же. С.33.]].

Исходя из этого, движение формулирует свою задачу - всемерно способствовать утверждению государства такого типа, какой обозначен в действующей Конституции РФ. Программа исходит из того, что только скрупулезное следование духу и букве этой Конституции придаст российской государственности гуманистический характер.

Укрепление гуманистических, демократических начал российской государственности невозможно без повышения взаимной ответственности между гражданами и государством перед лицом закона. Наивно рассчитывать на законопослушание граждан до тех пор, пока государство не выполняет взятых на себя обязательств, откровенно обнаруживая прямое неуважение к закону, к правовым нормам. Только честное правительство имеет моральные основания требовать от граждан законопослушания.

В заключение программы отмечается, что российское государство станет подлинно демократическим только в том случае, если оно обеспечит фактическое, а не формально-юридическое равноправие женщин и мужчин. Настала пора переходить от слов к делу и создавать реальные механизмы, гарантирующие это равноправие в текущей жизни. Одно из направлений этого процесса - обеспечение паритетного, действительно равного участия женщин и мужчин в государственном управлении, которое можно выразить формулой 50 на 50.

Паритетная демократия - вот та перспектива общественного развития, которую предлагает в своей программе Движение женщин России. Это единственный на сегодняшний день программный документ, рассматривающий проблемы социально-политической адаптации женщин к новым условиям жизни под углом зрения их активного включения в процесс демократизации российского общества.

* * *

Несмотря на свою молодость, Движение женщин России получило признание как в действующей партийно-политической системе, так и в среде женских объединений и организаций. Оно выросло и организационно окрепло. Отделения движения работают уже в преобладающем большинстве регионов Российской Федерации. В состав движения в качестве коллективных участников вступили 102 женские организации. В их числе: Ассоциация "Женщины и конверсия", Ассоциация журналисток, Женский Клуб "Преображение", Межрегиональное общественное движение сельских женщин.

Информационным обеспечением движения занимаются ежемесячная газета "Женщины России", а с апреля 1997 года - и ежеквартальный научно-теоретический журнал "Женщина в российском обществе".

Первой публичной акцией Движения женщин России стала общенациональная научно-практическая конференция "Перспективы паритетной демократии в России".

Конференция была задумана как большой мозговой штурм по одной из самых сложных и самых актуальных проблем современного женского движения, которая стала стратегически значимой для ДЖР.

Состоявшаяся на конференции дискуссия была посвящена поиску конкретных путей преодоления разрыва между юридически закрепленным равноправием женщин и их дискриминацией в реальной жизни[[См. Лахова Е. Перспективы паритетной демократии в России( задачи женского движения ). М., 1997.]].

Как этого добиться? Участницы дискуссии говорили о том, что женское движение является сегодня едва ли не самой динамичной силой, которая формирует гражданское общество в стране, участвует в становлении местного самоуправления. Именно здесь, в отличие от сфер большой политики, открыт простор для женской самодеятельности, реализации женского социального потенциала в самых разных гражданских инициативах. С этой точки зрения, сфера гражданского общества, структуры местного самоуправления становятся плацдармом для выстраивания паритетных, то есть по-настоящему равноправных отношений между мужчинами и женщинами. Такие отношения - основа паритетной демократии.

На конференции содержательно обсуждалась и сама концепция паритетной демократии. Ее главный постулат состоит в том, что мужчины и женщины обладают равным гражданским достоинством. И те, и другие вносят равноценный вклад в развитие общества. Но мужчины и женщины располагают неравными возможностями в отношении участия в структурах власти. Представительство обоих полов в органах государственного и общественного управления должно быть паритетным, в идеале - выраженным формулой "50 на 50". Только в этом случае само понятие "демократия" обретает свой настоящий смысл - власть народа. Всего народа - мужчин и женщин.

Концепция паритетной демократии направлена не "против" мужчин. Она исходит из того, что доминирование любого пола ведет к дисгармонии в социальных отношениях. Лозунг ее сторонниц: не "вместо", а "вместе" с мужчинами.

В ходе дискуссии были намечены конкретные шаги по продвижению к паритетной демократии в России. Это и организация широкой кампании по пропаганде идей равноправия, "гендерному просвещению" общества - и рядовых граждан, и представителей власти. И координация действий женских организаций, их сотрудничество и солидарность в отстаивании общих интересов и целей. И отработка механизмов реализации принципа равных прав и равных возможностей в тех регионах, где женские организации уже добились определенных успехов. И активное подключение женских организаций к процессу подготовки и заключения коллективных договоров на предприятиях. И работа женских организаций с политическими партиями, государственными структурами и институтами власти.

В работе Конференции приняли участие депутаты Государственной Думы, представители исполнительной власти, научные работники, активистки различных женских организаций.

В ходе конференции Движение женщин России еще раз заявило, что в своей программе оно берет на себя обязательство добиваться реализации идей паритетной демократии, действуя и как политическая, и как социальная сила.

Выполняя это обязательство, движение стало одним из инициаторов подписания "Хартии женской солидарности". Этот документ возник по инициативе пятнадцати женских организаций - ДЖР, Конфедерации деловых женщин, Консорциума неправительственных женских объединений, Ассоциации журналисток, Ярославской региональной общественной организации "Равновесие", Всероссийского общественного союза "Движение женщин за здоровье нации", Комитета солдатских матерей, Ассоциации женщин-предпринимателей, Межрегионального общественного движения сельских женщин, Московского центра гендерных исследований, Ассоциации "Конверсия и женщины", Информационного центра независимого женского Форума, Женской информационной сети "Восток-Запад", московской организации "Фальта", женского Клуба "Преображение".

Они обратились ко всем женским объединениям страны с призывом подписать этот небольшой по объему документ, стержневой идеей которого является идея равных прав и равных возможностей, чтобы тем самым показать, что в этом вопросе они единодушны. В первых строках Хартии отмечается: "Ответственность за Россию, за наших детей побуждает нас, представительниц женских организаций, принять Хартию женской солидарности. Мы убеждены в том, что солидарность женщин является одной из гарантий преодоления социально-экономического кризиса и предотвращения социальных потрясений в нашей стране"[[Хартия женской солидарности, принята 4 марта 1997 г.]].

Далее в документе обозначены приоритетные направления деятельности женских организаций, подписавших Хартию, определены ее главные цели. В их числе: совершенствование национального механизма, обеспечивающего проведение в жизнь принципа равных прав и равных возможностей; развитие практики социального заказа и партнерских отношений между женскими неправительственными организациями и структурами власти всех уровней; разработка и осуществление региональных и отраслевых программ, направленных на реализацию Национального плана действий по улучшению положения женщин Российской Федерации.

Содержавшиеся в Хартии идеи не были принципиально новыми для российского женского движения. Принципиально новым был сам акт подписания Хартии. Акт символический. Его главный смысл - демонстрация способности российских женщин объединять свои усилия в отстаивании общих позиций. За этими привычными словами скрыта очень важная, не всегда очевидная проблема - женская разобщенность, недоверие, подозрительность даже к подруге - плод воздействия традиционных стереотипов сознания и поведения, когда другая женщина воспринимается преимущественно как соперница. Как уже говорилось в книге, именно такой подход обусловил стратегию поведения целого ряда женщин - кандидатов в депутаты на парламентских выборах 1995 г., он же проявляется в рассогласованности действий, а зачастую и в прямом - скрытом или явном - соперничестве женских организаций. Это соперничество провоцируется не только жесткими условиями рыночной, конкурентной среды, толкающей женщин на борьбу за выживание - за рабочее место, за приличный заработок, за мужчину, за прочность семейного уклада и т.д., но и действием определенных психологических механизмов, которые, как верно отмечает одна из российских исследовательниц, обрекают женщин "на одиночество и безысходность..., направлены на культивирование социальной пассивности женщин..."[[Соколова Е. Феминизм в России: между прошлым и будущим. // "Преображение", 1995, № 3. С.25.]].

Женское движение способно преодолеть этот психологический комплекс взаимного недоверия, только утверждая навыки общего дела, общности и солидарности. Солидарности - как проявления доверия и взаимного уважения. Задача очень непростая в условиях нынешней российской жизни, но выбора у женщин нет - они либо преодолеют взаимную подозрительность, недоверие друг к другу, а порой - и взаимное неприятие, либо так и не сумеют состояться как самостоятельные индивиды, ответственные за свою жизнь, как гражданки своей страны.

"Хартия женской солидарности" - первая сознательная попытка преодолеть этот комплекс, освоить демократические нормы доверия, взаимодействия, сотрудничества.

Ее подписание проходило 4 марта 1997 года в очень торжественной обстановке. В акте подписания участвовали активистки более 40 женских организаций России, а также женщины - общественные деятельницы, чьи имена известны в стране, представительницы некоторых политических блоков.

Заключение

Но невостребованный в прошлом социальный потенциал российских женщин оказался достаточно значительным, чтобы не дать окончательно восторжествовать тенденции к "патриархатному ренессансу", которая и сегодня проявляется в рассуждениях о "природном предназначении" каждого из полов. При этом женщины в числе первых сумели освоить и использовать новые для российской политической культуры демократические нормы, процедуры и формы организации. Женское движение стало одним из самых развернутых плацдармов демократии, где преодолевается авторитарная наследственность, изживается привычка к патернализму, опеке сверху, вообще - к авторитарно-иерархическим формам организации социального бытия. Как справедливо подчеркивает философ Т. Клименкова, для многих женских групп сегодняшней России "неавторитарные организационные формы", "неиерархическая интерпретация коллективного действия, которая с необходимостью предполагает гражданское участие в политической жизни"[[Клименкова Т. Женщина как феномен культуры. Взгляд из России. М., 1996. С.138.]].

Женское движение стало наиболее действенным механизмом социальной и политической адаптации российских женщин к новым реалиям. А в той мере, в какой эти организации взаимодействуют с правительственными структурами в решении повседневных проблем человека, - и адаптации власти к обновляющейся стране. Поднимая вопросы о социальном заказе, о партнерстве в реализации социальных программ, женские неправительственные организации вовлекают государство в диалог с обществом. Диалог, готовность к которому наше государство декларирует, не обладая, однако, изначальной способностью и склонностью к нему. Так женское движение вносит свой вклад в развитие культуры компромисса, согласования интересов субъектов социального действия, то есть участвует в конструировании новой социальной реальности, действуя на стороне демократии.

"Естественным" ограничителем женского движения является та предельно асимметричная гендерная система, в рамках которой оно функционирует. Оно испытывает острейший дефицит ресурсов - информационных, финансовых, организационно-технических. Кроме того, женские организации окружены атмосферой не то чтобы враждебности, но недоброжелательности, какого-то снисходительного пренебрежения и непонимания. Причем не только со стороны мужчин, но и со стороны женщин. Это заметно и на бытовом уровне, и по публикациям в средствах массовой информации, и по общению с власть имущими. В чем тут дело? Похоже, так срабатывает защитный рефлекс патриархатного сознания, отторгающего новые, губительные для него нормы и ценности, которые несет в себе женское движение. По сути - это ценности современной демократии.

Логика равных прав, свобод и равных возможностей для женщин и мужчин органически связано с устранением авторитарного синдрома российского общества - синдрома "сильной руки" и "отеческой опеки". Наше общество сможет значительно продвинуться по пути демократии, лишь тогда, когда обретет чувствительность к ценностям равенства, взаимопонимания, солидарности, доверия, уважения к правам каждого, включая "слабых", - ценностям, которые исповедует женское движение.