|
|
Лахова Е. Женское движение в годы реформ: проблемы и перспективы. М., 1995.
|
В начало документа |
В конец документа |
Лахова Е. Ф. Женское движение в годы реформ: проблемы и перспективы
СОДЕРЖАНИЕ Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Глава 1. Зарождение независимого женского движения . . . . . . . . . . 11 Глава 2. Типология независимых женских организаций. . . . . . . . . . 17 Глава 3. Парламентский опыт женского движения (1993-1995 г.г.)..37 Глава 4. Общероссийское общественно-политическое Движение Женщин России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76 Введение. Эта книга посвящена российским женщинам - участницам женского движения. Я хотела показать здесь, как они настойчивы в достижении своих целей, какие творческие способности в них скрыты, и какой вклад они вносят в построение гражданского общества, а тем самым - в реформирование России. Вносят, несмотря на то, что власти пытаются обустроить страну либо без участия женщин, либо вообще за их счет. Взяв курс на демократизацию российского общества и построение правового государства, инициаторы нынешних реформ сосредоточились на развитии рынка, рыночных отношений и связанных с ними институтов. Однако рыночные отношения сами по себе вовсе не гарантируют утверждения демократических норм, правил, процедур - всего того, что делает жизнь человека достойной. Рынок возможен и без демократии - истории такие случаи хорошо известны. Действительно необходимой предпосылкой демократизации является обеспечение реального равенства прав и возможностей всех граждан на участие в общественной жизни. В этом случае и сами граждане сознают свою личную ответственность за происходящее и реализуют ее в различных гражданских инициативах. Создание благоприятных условий для такой глубинной демократизации общественной жизни относится к числу сложнейших задач современного государства. Ее решение требует, помимо прочего, кропотливой работы по искоренению любых форм дискриминации по признаку пола, поскольку едва ли не самой характерной чертой современной демократии считается признание мужчин и женщин равноправными и равно ответственными субъектами социальной и политической жизни. Принцип равных прав, свобод и равных возможностей последовательно разрабатывается структурами международного сообщества. Россия на международном уровне не только заявляет о поддержке этого принципа и участвует в подготовке многочисленных документов, фиксирующих антидискриминационные нормы и стандарты, но и берет на себя вполне конкретные обязательства в этой области. Подпись нашей страны стоит под Конвенциями ООН и другими документами, имеющими силу закона для тех государств, которые решились к ним присоединиться. В соответствии с этими обязательствами, антидискриминационные нормы должны быть детализированы в национальном законодательстве, а главное - последовательно воплощены в жизнь. Российские власти, сосредоточившись преимущественно на экономических преобразованиях, они не уделили почти никакого внимания даже вопросу о том, как распределяется социальная цена этих преобразований, - не говоря уже о том, чтобы всерьез озаботиться созданием условий для преодоления стародавних стереотипов массового сознания, препятствующих утверждению подлинного равноправия женщин и мужчин во всех сферах общественной жизни. А между тем адаптация женщин к условиям формирующейся рыночной экономики сопряжена с непропорционально высокими издержками. Происходят интенсивные изменения в структуре занятости, ведущие к повышению концентрации женщин в отраслях с низкой заработной платой. В тех же сферах хозяйственной деятельности, где уровень оплаты труда с началом рыночных реформ заметно повысился - например, в банковском деле, - их удельный вес сокращается. Горизонтальная (межотраслевая) сегрегация по признаку пола дополняется вертикальной (внутриотраслевой): женщины получают меньшую, чем мужчины, заработную плату практически во всех отраслях экономики - и там, где они преобладают, и там, где их немного. Механизм профессиональной сегрегации, оттесняющий женщин на наименее благоприятные позиции в системе разделения труда, действовал и в эпоху планово-распределительной экономики. Но тогда асимметрия в оплате труда мужчин и женщин, то есть гендерная асимметрия[[Понятие "гендер" (английское - "gender") в буквальномл переводе на русский означает "род", "пол". Его смысл можно адекватно передать только фразой - "социальные отношения между полами" или "социально закрепленное разделение ролей на мужские и женские".]], сдерживалась уравнительной политикой государства, которое ограничивало межотраслевые и внутриотраслевые различия в зарплате. С переходом к рыночным отношениям эта асимметрия существенно увеличилась, что объясняется, главным образом, двумя обстоятельствами: во-первых, резким усилением межотраслевой дифференциации, во-вторых, - формированием частного сектора экономики, где доля женщин среди работников с высокими и сверхвысокими заработками незначительна. Параллельно с усилением профессиональной сегрегации развивается и процесс вытеснения женщин из общественного производства. Частично он обусловлен тем, что по мере утверждения рыночных отношений в экономике "скрытая" безработица, которая в дореформенный период была в значительной мере феминизированной, постепенно превращается в "открытую". Но только частично. Сокращение женской занятости во многом оказывается следствием откровенной дискриминации, практикуемой многими работодателями, а также - сравнительно низкой профессиональной и трудовой мобильности самих женщин. Дело в том, что из-за непропорционального распределения семейных обязанностей женщины, как правило, располагают меньшей, чем мужчины, свободой маневра, более ограниченными возможностями для повышения своей конкурентоспособности на рынке труда. Поэтому они чаще держатся за свое рабочее место до последней возможности, а, теряя его, проявляют меньшую, нежели мужчины, активность в поиске работы. И при этом - большую "разборчивость": при существующем гендерном разрыве в оплате труда выход женщины на работу на любых условиях нередко оказывается нерациональным с точки зрения семейных интересов. Это не означает, однако, что сами женщины мечтают покинуть сферу общественного производства, чтобы всецело посвятить себя семейным обязанностям. Многочисленные социологические исследования свидетельствуют об обратном: большинство представительниц "прекрасного пола" предпочитает работать. Однако, как явствует из тех же исследований, женщина, желающая работать, обычно считает себя "белой вороной" и полагает, что "нормальным", преобладающим является стремление избавиться от производственных обязанностей и полностью сосредоточиться на семейных делах. Это заблуждение, разделяемое и большинством мужчин, само по себе способствует усилению гендерной асимметрии: оно провоцирует отношение к женщинам как к работникам "второго сорта", не имеющим оснований претендовать на равенство ни в оплате труда, ни в служебном продвижении. Данный стереотип отражается и на отношении общества к женской безработице, которая нередко рассматривается как преимущественно "добровольная" и, следовательно, не требующая столь же серьезного внимания, как безработица мужская. С предельной отчетливостью обнаруживается гендерная асимметрия и в сфере предпринимательства: чем крупнее бизнес, тем меньше в нем женщин. В среде же финансово-промышленной элиты их практически нет. Впрочем, доля женщин не слишком велика и среди владельцев мелких предприятий. Гендерное неравенство в сфере частного бизнеса обусловлено не поражением женщин в честной конкурентной борьбе, а вопиющим неравенством стартовых условий. Становление частного сектора российской экономики, как известно, было сопряжено с переделом собственности, принадлежавшей ранее государству. Крайне низкая представленность женщин в управленческой элите государственного сектора не позволила им использовать его ресурсы на старте своей предпринимательской деятельности, как это делали многие ныне преуспевающие бизнесмены-мужчины. Кроме того, они испытывали и продолжают испытывать особые сложности в отношении доступа к кредитным и информационным ресурсам, потому что такой доступ в российских условиях во многом обеспечивается личными связями, сложившимися в сфере хозяйственного руководства и государственного управления еще в дореформенный период. В политической области неравенство шансов мужчин и женщин проявляется столь же наглядно, как и в экономической. Примерно ? российских избирателей выступает против участия женщин в политике. И хотя большинство россиян - как женщин, так и мужчин - занимает противоположную позицию, это является очень серьезным препятствием для действительного, значимого успеха женщин на выборах. Но если преодоление гендерного дисбаланса в сфере публичной политики требует серьезных перемен в электоральном поведении широких слоев населения, а значит - принципиальных изменений в их системе ценностей и социальных установок, то для расширения представительства женщин на руководящих должностях в структурах исполнительной власти нужна лишь политическая воля. Однако, хотя российское правительство в последние годы неоднократно публично признавало факт дискриминации женщин в сфере государственного управления и заявляло о намерении исправить положение дел в этой области, оно изменилось незначительно. Российское правительство, как и другие высшие органы государственной власти, декларирует приверженность принципу равных прав, свобод и равных возможностей для женщин и мужчин - принципу, закрепленному в Конституции РФ 1993 г. (ст.19). Но конкретные задачи, связанные с практической реализацией этого принципа, занимают, мягко говоря, не ведущее место в системе его приоритетов. Наиболее наглядно это проявляется в подходе к распределению ресурсов. Ситуация с оплатой труда работников социальных отраслей бюджетной сферы - самых "феминизированных" отраслей в России - убедительным образом демонстрирует величину дистанции между обязательствами, которое государство взяло на себя ради улучшения положения женщин, и политикой, которую оно реально проводит. Действительное равенство возможностей мужчин и женщин невозможно без существенного повышения конкурентоспособности последних на рынке труда. А для этого следует, прежде всего, отказаться от двойного стандарта по отношению к работникам - мужчинам и женщинам, то есть ликвидировать ряд закрепленных в трудовом законодательстве "льгот" и "привилегий" для женщин, снижающих заинтересованность работодателей в использовании женской рабочей силы. Но дело в том, что "накопленный" в течение десятилетий разрыв в конкурентоспособности чересчур значителен, чтобы такой шаг сам по себе уравнял шансы мужчин и женщин на рынке труда. Более того, резкое выравнивание их правового статуса на фоне растущей безработицы может привести к обратному результату: к усилению прямой дискриминации женщин в сфере труда и занятости. Поэтому в сегодняшних условиях переход от государственного патернализма в отношении женщин, характерного для советской эпохи, к гендерно-нейтральному курсу, не допускающему целенаправленного вмешательства государства в социальные отношения между полами, объективно способствует росту гендерной асимметрии. Действенной, конструктивной альтернативной патернализму должна быть целенаправленная антидискриминационная политика, активно содействующая адаптации женщин к новым экономическим условиям. Однако государство не предпринимает практических шагов по разработке и законодательному закреплению норм и принципов такой политики, а тем более - по формированию дееспособного механизма их применения. Эклектическое соединение патерналистских и рыночных подходов к решению проблемы женской занятости обрекает государственную политику в этой области на низкую эффективность. Все еще не устранена, в частности, одна из главных причин гендерного неравенства в этой сфере - асимметричность подхода к родительским правам и обязанностям мужчин и женщин. Несмотря на ряд позитивных изменений в этой области, традиция советского "охранного" законодательства, закреплявшего семейные обязанности за женщиной и одновременно отлучавшего мужчину от воспитания детей, продолжает отчетливо просматриваться в российском трудовом праве. Оно нуждается в гораздо более последовательном, чем до сих пор, реформировании, потому что для устранения гендерного дисбаланса необходимо предоставлять права и льготы, связанные с воспитанием детей, в равной мере обоим родителям. Обеспечение равенства родительских прав женщин и мужчин является необходимой предпосылкой постепенного сокращения разрыва в их конкурентоспособности на рынке труда. Нынешние экономические и политические преобразования - при слабости, декларативности и непоследовательности государственной политики в сфере гендерных отношений - могли бы иметь еще более тяжелые последствия для социального статуса российских женщин, если бы они пассивно ожидали поддержки со стороны государства. Но женщины ответили на резкое усложнение своего положения всплеском общественной активности, что проявилось в первую очередь в возникновении демократического массового женского движения[[В книге речь будет идти только о независимых женских организациях демократической направленности, которые способствуют социальной и политической адаптации российских женщин к новым реалиям. Деятельность организаций традиционного советского типа, таких, скажем, как Конгресс советских женщин, Всероссийский женский союз или родственные им объединения, останется за ее пределами. Прежде всего потому, что женская проблематика для них, как и прежде, вторична, производна по отношению к основным задачам партийной стратегии. Эта деятельность должна быть предметом специального исследования.]], женских гражданских инициатив. Глава 1. Зарождение независимого Начальная пора демократического женского движения приходится на рубеж 80-90-х годов. Вот как описывала это время одна из активисток и исследовательниц этого процесса: "В период перестройки, когда все мы были полны надежд на быстрое изменение государственной системы и собственной жизни, когда казалось, что все хорошее, что было во времена "социализма", сольется с неведомой нам еще "капиталистической" свободой, и это-то и будет нашим счастливым завтра, женщины вместе с мужчинами участвовали в становлении демократических движений или в движениях, направленных на реставрацию прежнего режима. Но в них им давалась и отводится сегодня роль массовки, которая может пикетировать, плакать, кричать, которой манипулируют. Постепенно к женщинам приходило сознание того, что "мужские" организации не склонны принимать во внимание и решать какие-то ни было женские проблемы. Поэтому женщинам пришлось объединиться для того, чтобы иметь возможность проводить нужную им политику"[[Забадыкина Е. Женские организации Санкт-Петербурга.Вступит ли в одну из них моя внучка?// Все люди - сестры. Бюллетень № 5. Петербургский центр гендерных проблем. С.Пбг.,1996. С.9.]]. Женские гражданские инициативы были направлены, прежде всего, на преодоление негативных последствий реформ, а, в конечном счете - на устранение гендерной асимметрии. Эта ориентация на выравнивание статуса женщин и мужчин в обществе и сейчас остается для них определяющей. На практике движение к этой цели обеспечивается, прежде всего, очень конкретными мерами по адаптации женщин к новым условиям труда и быта, - по организации профессиональной подготовки и переподготовки женщин, созданию условий для их профессиональной самореализации, взаимной помощи и поддержке. Вместе с тем, женские гражданские инициативы затрагивают и более общие проблемы - конверсии и экологии, здоровья женщин, детей, защиты социально уязвимых слоев населения - пожилых людей, инвалидов и т.д. Женские организации занимаются также отстаиванием прав человека, будь то военнослужащий, ребенок или женщина, пострадавшая от насилия, оказанием гуманитарной помощи, благотворительностью, просветительством, наконец, продвижением женщин в структуры власти как на местном, региональном, так и на федеральном уровне. Объединяясь в группы, союзы, ассоциации, клубы, участницы женского движения помогают друг другу, а также многим и многим жить и работать в новой реальности. Одновременно с этим на многочисленных встречах - семинарах, конференциях, съездах, которые проходят в эти годы, - они стремятся понять и объяснить себе и другим, чем существование женщины в России отличается от существования мужчины, чего могут добиться женщины совместными усилиями для себя и для всего общества. Мне представляется, что в этой саморефлексии, в деятельности по пробуждению женского гражданского сознания, которая не приносит - и не может принести - мгновенного эффекта и которую многие сторонние наблюдатели склонны оценивать как нерезультативную[[Митрофанова А.Перспективы независимого женского движения в России. //Воспоминания о будущем. М.,Яна, 1997, выпуск 2. С.31.]], в действительности есть большой социальный смысл. Именно таким путем идет подспудное накопление новых ценностей и норм общественной жизни, намечаются изменения в самом историческом контексте. Конструирование смыслов, конструктивность подходов являются отличительными чертами нынешнего женского движения. Хотя стремление "помочь выжить" своим соотечественницам является одной из главных мотиваций этого движения, его динамику определяет, прежде всего, не консервативная, а достижительная составляющая - та, что предусматривает реальные перемены. С этой точки зрения, женское движение оказывается более значимым, более продвинутым, чем многие другие гражданские инициативы. Его участницы обнаружили способность не только смягчать негативные последствия реформ для тех или иных категорий женщин, но и содействовать медленному и постепенному изживанию того комплекса "социальной слабости", "бессилия", который специалисты по массовой психологии относят к основным чертам российской ментальности, считая его едва ли не самой большой преградой на пути построения в России правового государства и демократического общества[[Дилигенский Г. Российские архетипы. // "Рубежи", 1997, № 2. С. 147.]]. Есть основания утверждать, что женское движение вносит свой вклад в формирование основ гражданского общества в России. Женские организации становятся его первыми очагами, опорными пунктами. Почему это так? Ведь женское движение возникает в крайне неблагоприятных для своего развития обстоятельствах. Независимые женские инициативы подвергаются критике как со стороны демократов, так и со стороны традиционалистов всех разновидностей. Первые упрекают активисток женского движения в неизжитой приверженности к былым социалистическим ценностям и нормам. Вторые негодуют по поводу проникновения в Россию "тлетворного" западного феминизма, способного подорвать сами основы российской культуры. Вставать на ноги под перекрестным огнем такой критики, да еще в условиях, когда основным настроением соотечественников, особенно женщин, является социальный пессимизм, - дело нелегкое. Что же в таком случае обеспечивает в последние годы стремительное приумножение женских гражданских инициатив? Ключ к ответу на этот вопрос следует, скорее всего, искать в особенностях того типа гендерной системы или системы социальных отношений между полами, который характерен для России. Очень важным в этом отношении можно считать наблюдение петербургских социологов Е. Здравомысловой и А. Темкиной, которые отмечают в одной из своих работ, что "конструкция гендера в России и соответствующая ему гендерная система предполагает высокую степень социального активизма женщин"[[Здравомыслова Е., Темкина А. Социальная конструкция гендера и гендерная система в России. // Материалы 1-ой российской школы по женским и гендерным исследованиям. - Валдай-96. М., 1997 С. 88.]]. Этот "женский социальный активизм" является следствием гендерного соглашения особого типа. Его определяют как "контракт работающей матери". Это - контракт гендерно асимметричный, сопряженный со многими трудностями и сложностями бытия для женщины. Но сравнительно с некоторыми другими видами гендерных соглашений, например, контрактом "домохозяйки", он имеет определенные преимущества. "Работающая мать" - женская личность особого типа. Для нее характерны одновременно и большая самоотдача, даже жертвенность, и высокая степень адаптивности, и способность к проектированию будущего, а вместе с тем, тяготение к конструированию собственного "Я"[[См.: Козлова Н., Сандомирская И. Я так хочу назвать кино. "Наивное письмо": опыт лингво-социологического чтения. М., Гнозис, 1996.]]. Сегодня в России таких женщин если не большинство, то достаточно много. Они не могли потеряться или растеряться в ходе реформ. Они оказались готовыми ответить на вызов времени - отстаивать своих детей, свой дом, наконец, самое себя. Ответить по-разному. Одни стали первыми челночницами, пошли в малый и средний бизнес. Другие - образовали основной костяк женских групп и объединений. В 90-е годы число женских организаций в России стремительно растет. К 1996 году только Министерством юстиции РФ было зарегистрировано около 400 женских объединений. К ним следует добавить еще и те организации, что были зарегистрированы на региональном или местном уровнях, а также те, что не регистрировались совсем. В каждом более или менее крупном российском городе действует по 30-40 женских объединений, в Москве их около 150. Тринадцать женских организаций имеют федеральный статус. Это значит, что они опираются на свои региональные отделения, расположенные более чем в половине российских регионов, то есть как минимум в 45 из них. В их числе Общероссийское общественно-политическое движение женщин России, Союз женщин России, Союз женщин военно-морского флота, Российская благотворительная организация женщин "Будущее - без СПИДа", Общероссийское движение женщин "За здоровье нации", Конфедерация деловых женщин, Ассоциация женщин-предпринимателей России, Союз женщин границы. Часть женских организаций имеет международный статус, часть - межрегиональный. Но основная масса - это небольшие группы по 30-40 человек. Их деятельность протекает по преимуществу на локальном уровне - в структурах местного самоуправления. И большие и малые организации работают на общее дело. И каждая может быть по-своему эффективной. Такое разнообразие подходов и ориентаций следует отнести к достижениям нынешнего женского движения России. Ведь оно стартует без каких-либо навыков самостоятельности, умения оценивать, выбирать, намечать свои цели и добиваться их реализации. Становление нынешнего женского движения идет под знаком обретения идейной и организационной независимости, утверждения плюрализма мнений и подходов. В этом - принципиальное отличие от тех форм женской активности, которые существовали в недавнем прошлом, когда действовала лишь одна женская организация - Комитет советских женщин, четко выполнявшая спущенные "сверху" партийные инструкции. По целому ряду параметров нынешнее женское движение России схоже с массовыми социальными движениями, характерными для Запада 70-80-х годов. Специалисты по этим движениям обращали внимание, в частности, на разнородность их социального состава, низкий уровень институционализации и централизации, аморфность организационных структур, отсутствие "системной" идеологии, а также, что очень важно в нашем российском контексте, на отсутствие сколько-нибудь четкой грани, отделяющей участников движения от сочувствующих ему, "тела" движения от его "ауры"[[Кертман Г.. Социально-психологическая структура западного общества: вектор перемен. (К изучению предпосылок современных массовых движений). // Массовые движения в современном обществе. М., Наука, 1990. С. 33-34.]]. Последняя особенность свидетельствует о возможностях влияния даже небольших женских организаций, их программных установок и конкретных действий, на массовую среду. Вместе с тем, лозунги и требования многих российских женских организаций во многом схожи с тем, чего добивается нынешнее западное женское движение, активно включившееся в 90-е годы в борьбу "за половину власти на земле" и перешедшее от внеинституциональных форм протеста к институционально оформленному, политически определенному действию[[См. подробнее: Айвазова С. Женское движение и политика. // Массовые движения в современном обществе. С. 117-126.]]. В основе такого перехода лежало осознание специфики интересов женщин как определенной социальной общности, которые необходимо отстаивать и особым образом представлять на политической сцене. Такая "групповая" ориентация преобладает и в нынешнем женском движении России. Причем основная масса его участниц нацелена на те или иные формы сотрудничества с государством, властными структурами. Об особом интересе активисток женского движения к политическому участию свидетельствуют как наблюдатели, так и опросы, проводившиеся на женских семинарах и встречах. Известная журналистка Л.Кузнецова отмечает, например, в российско-американском феминистском журнале "Вы и мы", что в независимых женских группах, очень разнородных по составу и интересам, идейным убеждениям, симпатиям и антипатиям, "собраны активные и деятельные женщины, по их собственному признанию, склонные к лидерству и участвующие в женском движении под флагом политического интереса". "Такие выводы я делаю, - пишет Л.Кузнецова,- на основании не только собственных наблюдений, но и в результате анкетирования участниц одного из семинаров, где 23 женщины из 56 собравшихся утвердительно ответили на вопрос "Считаете ли Вы себя лидером?"[["Вы и мы. Диалог женщин", 1995, № 12. С.23.]] Программные установки различных женских объединений трудно свести к какому-то общему знаменателю. Они различаются даже по фундаментальным параметрам. Есть женские организации, отстаивающие вполне традиционные ценности и нормы и ни в коей мере не оспаривающие традиционную модель социального взаимодействия полов, иначе говоря, - не посягающие на существующую гендерную систему. Но одновременно активно действуют и те, кто всерьез нацелен на ее радикальную трансформацию - то есть на практическую реализацию принципа равных прав, свобод и равных возможностей для женщин и мужчин. |