|
|
Липовская О. Г. Женские имена в русской истории // Все люди сестры. Бюллетень /ПЦГИ. СПб, 1994. №3. C. 67-85.
|
В начало документа |
В конец документа |
Липовская О. Г. Женские имена в русской истории Продолжение. Перейти к предыдущей части текста В те годы Вера Засулич имела внешность нигилистки: синие очки, короткая стрижка, платье наподобие балахона из грубого сукна и грубые ботинки, сшитые на заказ по ее собственному образцу. Свою народническую деятельность она начала в Киеве, куда перебралась после долгих скитаний и присоединилась там к группе под названием "Южные бунтари". Там она встретилась со Львом Дейчем, бывшим студентом медицины, который вскоре станет ее многолетним гражданским мужем. По воспоминаниям Дейча, в те времена она была крепкой, по-деревенски здоровой девушкой, значительно образованней многих, но скромной, дружелюбной и открытой. У нее был громкий заразительный смех, ее звучная речь сопровождалась восклицаниями и жестикуляцией. Все члены небольшого кружка любили ее и часто называли "Марфушей"- кличка, которую они ей дали. В отличие от остальных народников, "Южные Бунтари", считали возможным применение силы для защиты от властей, тем более, что большая часть Народной Воли подвергалась репрессиям, арестам и ссылкам. Они носили с собой револьверы и все умели стрелять. Однако хождение в народ не принесло своих результатов. Жизнь в украинской деревне, где русский акцент Веры, ее странная одежда и постоянное сидение с книгой, вызывавшее подозрения у неграмотных крестьян, полностью разочаровала ее. Бунтари любили рассказывать смешные и курьезные случаи из своего народнического опыта. Вскоре Вера и ее подруга Маша Коленкина отправились в Петербург, где надеялись приложить свои силы с большей пользой. Лето 1877 года было богато событиями. Помимо огромных потерь в Русско-Турецкой войне, газеты были посвящены нескольким крупным процессам над революционерами. Одним из них был процесс над 193 членами Народной Воли, который проходил за закрытыми дверями Судебной палаты Имперского Сената. Несмотря на секретность процесса, новости об ужасных подробностях тюремной жизни и жестоком обращении с заключенными, о суровых приговорах, просачивались в народ. Процесс вел Прокурор Желеховский, известный своим злобным отношением к подсудимым. Но еще более нелюбим в революционной среде был член сената Жихарев, объявивший беспощадную войну народникам и приказавший безжалостно арестовывать и сажать всех, попавших под подозрение. В это время в рядах революционеров уже происходили перемены в сторону ужесточения борьбы с властями. Многие разочаровывались в пропагандистской деятельности, понимая, что в условиях реакции и задавленности малограмотного народа, необходимы более жесткие средства борьбы. Накопившийся гнев рвался наружу. Вера Засулич и ее подруга Маша Коленкина решили пожертвовать собой и пойти на террористический акт. Жихарев и Желеховский были намечены ими как будущие жертвы. В это время в газетах появилось сообщение о жестоком избиении в тюрьме предварительного заключения арестанта Боголюбова по приказу генерал-губернатора Трепова. Его провинность заключалась в том, что он не снял головной убор в присутствии Трепова. Однако наказание, вместо традиционных 25 розг, было проведено с предельной жестокостью. Боголюбов был избит до полусмерти, в результате чего помешался и был отправлен в психиатрическую лечебницу. Узнав об этом девушки, в своих планах, заменили Жихарева Треповым. Процесс 193-х закончился 23 января 1878 года, и этим же вечером Маша и Вера бросили жребий. Трепов достался Вере, Маше не повезло, она не смогла подкупить охранников у дверей Желеховского. Утром 24 января Вера прошла к генералу Трепову под видом просительницы за справкой о благовидном поведении, которые требовались для работы гувернанткой. Генерал-губернатор, по словам его помощников, выступавших свидетелями на суде, взял ее петицию, обещал рассмотреть и повернулся к следующему посетителю. В этот момент она вынула из сумочки пистолет и выстрелила в него один раз. После этого Вера Засулич бросила пистолет и не сделала попытки скрыться. Свидетели происшествия умолчали о том, что один из помощников Трепова жестоко избил ее, порывался выдавить ей глаза, но его оттащили со словами: "Подумайте о последствиях". Генерал-губернатор был любимцем Александра II еще со времен подавления им Варшавского восстания. Поэтому государь лично был заинтересован в суровом приговоре над террористкой. Но в это время, в обществе уже назревало глухое недовольство по поводу множества политических процессов, проходивших за закрытыми дверями и закончившихся казнями и многолетними ссылками. Вере повезло. Ее решили судить открытым гражданским судом присяжных. Судебное разбирательство, тянувшееся целый день, привлекло к себе не меньше зрителей, чем гастроли незабвенной оперной певицы Патти. Зал был забит до отказа и улицы вокруг здания суда запружены народом. В специальной ложе сидели крупные государственные чины: председатель госканцелярии князь Горчаков, фельдмаршал Баранцев, граф Строганов от министерства Внутренних дел. В ложе прессы сидел известный писатель Федор Достоевский. Грамотная защита известного адвоката Петра Акимовича Александрова, привлечение огромного внимания публики, общественное осуждение произвола государственной власти, привели к тому, что суд присяжных оправдал Веру Засулич. Это был первый и единственный прецедент победы общественного суда присяжных над произволом властей в России. Этот суд и освобождение из-под стражи сыграли поворотную роль в жизни и судьбе Веры Засулич. Вскоре, боясь новых преследований, она отправилась за границу. Там, в Женеве, она занялась активной политической деятельностью как автор статей, журналистка и пропагандистка. Несмотря на то, что ее пример удавшегося террористического акта вызвал широкую волну терроризма в России, сама она с тех пор стала активной противницей террора, как метода политической борьбы. Она писала в своих статьях, что террор не только не приносит желаемых результатов, Ужесточает давление властей, но и выбивает из рядов лучших революционеров, уносит из жизни слишком много людей. Главным фактором в революции Вера Засулич считала участие в ней просвещенных и образованных народных масс. С конца 1870-х она познакомилась и сдружилась с Георгием Плехановым, с которым впоследствии уйдет из "Народной Воли" и организует мирную фракцию "Черный Передел". Он считал, что невозможно создать парламент под прицелом, что революция дело рук народных масс, что условия для революций создает история, а не кучка террористов. Здесь был поворотный пункт, с которого началось резкое расхождение взглядов будущих социал-демократов и террористов. Впоследствии еще один подобный раскол разделит их с большевистской фракцией Ульянова, но, как ни печально, историческая и политическая удача чаще оказывается не на стороне порядочности и моральных принципов. Можно сказать, что бедная, отчасти неприкаянная жизнь в Женеве оказалась самым счастливым и плодотворным временем для формирования романтической и идеалистической концепции революции в сознании плехановской группы, к которой принадлежала Вера Засулич. Они едва умели зарабатывать себе на хлеб, деньги из России от родственников и соратников поступали нерегулярно. Днем время проходило в библиотеке, где они читали русские газеты, из которых и черпали основную информацию о событиях на родине. Вечерами сидели в кафе и до утра, опиваясь чаем, рассуждали о будущем России. Разочарование в деревенском социализме заставило Плеханова и остальных снова обратиться к Марксу, который до того казался им не подходящим для России. Они стали посещать встречи женевского кружка социалистов. Мало-помалу на фоне темной реальности в России им забрезжила надежда в идее буржуазной революции, которая породит революционный пролетариат, а с ним и социалистическую революцию. Засулич, Плеханов и Аксельрод занялись адаптацией Маркса к российской почве. К 1882 году они все были убежденными марксистами и тогда же создали свою организацию под названием "Группа освобождения труда", а Плеханов приобрел титул "Отца русского марксизма". Впрочем, сам Маркс поначалу весьма критически относился к трактовке своего учения, считая ее "глупейшим доктринерством". Чтобы наладить связи с патриархом учения, друзья упросили Веру Засулич, чье имя носило отпечаток мифологической известности, написать Марксу. Он ответил! Ликованию кружковцев не было предела. Позже переписку продолжил Энгельс, поскольку сам Маркс был уже нездоров. Засулич переводила работы Энгельса с немецкого. Позже, в 1890 году они встретились в Лондоне, и он был очарован ею, они часто встречались и общались по-французски. С 1885 года, после очередного ареста в Германии Льва Дейча и ссылки его на каторгу, начались ее внутренние расхождения с Плехановым, который излишне научно и педантично следовал теории марксизма, что, по мнению Засулич, отрывало его от реального восприятия российской действительности. Вообще, некоторая заносчивость Плеханова и его уверенность, что только он является истинным толкователем марксизма, порождали массу трений внутри организации, и Вера Ивановна была чуть ли не единственным миротворцем в этой мужской своре. В своих статьях она постоянно полемизировала со своими коллегами против догматичного, лишенного человеческого контекста, толкования марксизма, В ее представлении революция была не только и не столько история диалектического развития, основанная на классовой борьбе,- это был путь к свободе и процветанию народов России. Это было высвобождение людей от тягот экономической реальности и освобождение их душ для более высоких ценностей жизни, через совместную революционную деятельность. Она не могла согласиться с догматической установкой Маркса, что любое социальное и политическое развитие в обществе зависит только от экономики, и что каждый класс в целом представляет одни и те же интересы. В России капитализм не достиг такого развития, как в Европе, и возможности борьбы его с феодальным Царизмом она не усматривала, так как они были связаны неразделимыми экономическими узами. Пролетариат также не являлся революционной силой в России, поэтому она считала, что действующей силой могут пока являться другие социальные группы, выступающие против тирании. Аксельрод и Плеханов резко критиковали "ненаучность" ее подхода, и в письме к ней, озаглавленном "Дорогая Вера", Аксельрод писал в 1888 году, что ей "следует избегать в своих статьях тем, требующих абстрактного мышления, широкого эмпирического опыта и способности к логическому развитию идей..." Здесь можно увидеть один из ярких примеров различия мужского и женского подхода к вопросам человеческого развития, различия, проходящего по линии гуманистического, человечного восприятия бытия. И в сегодняшней действительности, когда теоретизирования тогдашних марксистов вроде Плеханова, Ленина и других воспринимаются как беспочвенные или опасные теории, нанесшие урон нашей истории, чтение работ Веры Засулич, (если бы кто-то захотел их прочесть) пронизанных здравым смыслом, нравственным императивом и ее личным видением проблем, может быть, помогло бы изменить взгляд на теорию социализма в целом. После тихой и ненасильственной смерти Александра III в 1894 году к власти пришел Николай II, унаследовавший режим отца, но не имевший его железной воли. Вера Засулич с ее интуицией почувствовала возрастание революционной волны в России. Она рвалась к действию, в отличие от своих друзей по кружку, для которых марксизм уже давно стал предметом чистой теории. Страшно далеки они были от народа. Засулич призывала соратников к совместным действиям с марксистами в России. В Минске в 1898 году состоялся Первый Съезд РСДРП, на котором почти все делегаты были арестованы. Следом за ним состоялся конгресс Союза Социал-Демократов в Швейцарии, созванный российскими эмигрантами. Между двумя партиями завязалась словесная война. Для того, чтобы сгладить разногласия, Вера, несмотря на то, что приказ о ее аресте, изданный царем в 1878 году не был аннулирован, отправилась в Россию и прибыла в Санкт-Петербург в декабре 1899 года. С присущим ей юмором, она объяснила цель своей поездки таможенникам на границе, таким образом: "Хочу взглянуть на мужика, насколько у него нос вырос". В Петербурге она встретила Ульянова (Ленина), который только что вернулся из сибирской ссылки. Результатом встречи стала организация редакции газеты "Искры", и Вера, наряду с Мартовым и Алексеевым стала одной из шести редакторов газеты. Издание и редакторская работа над "Искрой" происходили за границей, сначала в Мюнхене, потом в Лондоне. В лондонском доме перебывало немало народу, включая Троцкого. Там царил дух революционной коммуны. В нижнем этаже, где можно было курить, постоянно шли дискуссии и споры, приезжавшие из России курьеры и изгнанники, привозили новости с родины. Новое поколение марксистов спорило со старыми народниками. Им уже не интересны были опусы Белинского и Чернышевского, которые они рассматривали как скучное беззубое чтение. В 1901 году вернулся Лев Дейч. Его присутствие поддержало Веру Засулич в самый трудный период, когда здоровье стало сдавать, и когда Плеханов- старый соратник и Ленин, который поначалу ей понравился, оба отвернулись от нее. В это время шло обсуждение программы Социал-Демократической партии для представления ее на II съезде. Краеугольным камнем стал опять вопрос о допустимости террора. В это время в России уже образовалась партия Эсеров, действовавшая на террористических принципах. В этих дебатах Вера Засулич, когда-то послужившая своим примером для начала волны терроризма в России, выступила как активная его противница. Она осуждала маргинализм, элитизм, недальновидность этой тактики, но также резко осуждала его с моральных позиций. В своей статье на эту тему под названием "По поводу современных событий" она упоминает разговор из романа Достоевского "Братья Карамазовы". Впрочем, ее теоретическому, политическому подходу противоречит ее личная, жертвенническая позиция. Чуть больше, года спустя в статье по поводу жестокого подавления первомайской демонстрации в Вильне, она ностальгически восклицает, что если нет другого средства против безжалостного режима, то должен найтись герой (думаю, мыслила она о героине), который выпустил бы несколько пуль в жестоких представителей городской власти. На втором съезде РСДРП в Брюсселе произошел крутой поворот в русской истории. Интриган, рвущийся к власти, Ленин расколол партию и подтасовав результаты голосования, назвал поддержавшую его фракцию "Большевиками" (возможно и это хитрое название сыграло немалую роль в его дальнейшем успехе, а меньшевики совершили большую ошибку уступив ему этот титул). На съезде Засулич не смогла говорить, она всегда стеснялась выступать на людях, ее главным достоинством было написанное слово. В статье в "Искре" от 25 июля 1904 года она заявила, что особых разногласий в партии не было, и основной причиной раскола явились интриги Ульянова, жаждущего власти. Ульянов изгнал Веру из "Искры", которая была ее любимым детищем. Он гневно поносил ее, называя статьи Засулич "морализаторской блевотиной". Интриги и переменные успехи то меньшевиков, то большевиков, тщетные попытки склеить разбитый горшок, отвлекли социал-демократов от надвигающейся революции 1905 года. И хотя Засулич предвидела эту революцию и предсказывала ее, для социал-демократов она превратилась в страшный проигрыш. Вера вернулась в Россию в 1905 году с диагнозом "туберкулез", разочарованная и усталая, она полностью отошла от революционной деятельности. Лишь периодически ей приходилось вступаться за своих друзей из РСДРП, которые выступали за ликвидацию конспиративного отдела партии. Этот отдел был создан специально Ульяновым для ограбления банков и поездов, чтобы добывать деньги на партийную работу. Вера Засулич активно выступала против существования этого отдела. Партия, заявлявшая о своем неприятии терроризма, тайно сотрудничала с эсерами, исключительно из материального интереса, что, по мнению Засулич, было аморально. Лев Дейч, опять пойманный, посаженный и сбежавший из Сибири, остался в Америке до 1917 года. Когда произошла революция, Вера прекрасно знала, что у партии Ленина нет ни организации, ни достаточного влияния в народе, чтобы выступить как реальная сила. Она могла догадываться, что беспринципный политический интриган Ульянов, может попытаться совершить переворот. Но то, что он добьется успеха, никогда не приходило ей в голову, это не вмещалось в ее идеалистическую концепцию мира. Сразу после переворота и подавления Корниловского мятежа в феврале 1918 года, она написала статью в 4 номере журнала "Наша Жизнь" под названием "Социализм Смольного", в которой называла Ленина и его соратников узурпаторами, оседлавшими Россию и зажавшими ее в тиски неограниченной тирании, повергшими ее в хаос гражданской войны. "Сегодня,-писала она,-нет более безжалостных врагов социализма, чем хозяева Смольного. Они не способны превратить капитализм в социалистическое производство, их удел и способность-только разрушение. Все, чего коснется рука Смольного, будет уничтожено". Дальше идут почти пророческие слова о том, что с разрушением промышленности в России, будет уничтожен пролетариат, и лишь красная армия останется опорой и охраной режима, что приведет к мрачным сумеркам милитаризма не только в России, ной во всем мире, и возможность социализма откатится в туманную невидимую даль. Разумеется, ее противостояние новому режиму сильно повредило исторической репутации Веры Засулич в советское время. Почти никак не освещался на уроках истории ее социал-демократический период, ее борьба за моральную чистоту в политике и огромная пропагандистская роль ее образа в Русском революционном движении. И тот факт, что непрестанный труд Веры Засулич, огромный вклад в политическое развитие России не были по достоинству признаны идеологизированными историками советского периода, свидетельствует, возможно, и о том, что женскому имени в истории всегда доставалось меньше внимания и почестей, чем мужскому. Не становятся ли политика и развитие мира от этого все опаснее и бесчеловечнее? Не следует ли изменить и наш взгляд на историю в ее мужском выражении, пересмотреть концепцию исторического прогресса как списка достижений полководцев и государственных мужей. Может быть, следует взглянуть с другой стороны, с точки зрения миллионов женщин, живших до нас и также творивших историю и попытаться повернуть ее лицом к человеку, к природе, к гуманизму? Библиография: 1. "Историческая справка" и "Первые феминистки" печатаются по книге Richard Stites "The Women's Liberation Movement in Russia" (Feminism, Nigilism and Bolshevism 1860-1930), Princeton University Press, 1978. 2. "Вера Засулич-нечаянная террористка" печатается по материалам книги Margaret Maxwell, "Narodniki Women", Pergamon Press, 1990.
|