Липовская О. Г. Женские имена в русской истории // Все люди сестры. Бюллетень /ПЦГИ. СПб, 1994. №3. C. 67-85.
 
В начало документа
В конец документа

Липовская О. Г.

Женские имена в русской истории


Основной идеей феминистского подхода к мировой истории является высвечивание женского опыта в событиях и фактах, которые традиционная историческая наука преподносит как достижения мужской половины человечества. Это не означает, что мы не уделяем внимания тому, что дали человечеству великие мужи, но просто история отдает женщинам гораздо меньшую роль в развитии общества. Немало имен выдающихся женщин - художниц и писательниц, подвижниц, активисток, воительниц и ученых были просто забыты, отложены в сторону. Материалы о них, их письма, мысли пылятся в архивах до тех пор, пока любопытные исследовательницы и исследователи не выкопают их на свет, не опубликуют и не представят на наше обозрение. И когда это происходит, меняется наш взгляд на собственное прошлое, меняется отношение к женщине и к женскому опыту.

Второй, не менее важный аспект в феминистском подходе к истории - изменение взгляда на историческую науку, как на перечень крупных политических событий и побед в войнах и битвах. Историей, по нашему мнению, также является повседневная жизнь, обычаи и традиции разных времен и культур, их отличия и универсальные черты.

Как ни печально, большая часть материалов, предложенных в курсе "Женские, имена в русской истории", была взята из работ западных исследователей. В нашей стране пока еще слишком мало энтузиастов, готовых затратить много часов в архивах, в библиотеках с тем, чтобы мы больше узнали о нашей Российской Женской истории.

Дальнейшим продолжением этого курса будет история женщин в мире: в западных и других странах.

Историческая справка

По дошедшим до нас источникам в до-Киевской Руси женщина обладала достаточно высоким престижем, властью и правами, включая возможность участвовать в военных действиях. Однако с возникновением Московского правления началось стабильное закрепощение женщин. По мнению многих исследователей, это происходило в результате нарастающего влияния Византийской церкви, проповедовавшей доктрину нечистоты женского пола и ее более низкого человеческого статуса, а также в результате милитаризации Московского государства, вынужденного отражать набеги монголо-татарской орды с Востока и тевтонских рыцарей с Запада.

Возникли княжеские и боярские терема, где женщина была заперта как в тюрьме (оба слова одного греческого корня), не имея права свободного передвижения и выхода с женской половины на люди.

В XVI века в независимой Новгородской республике возникает свод законов под названием "Домострой", утверждавший деспотическую власть мужчины в семье и предписывающий суровое и жестокое обращение с женой.

В эпоху правления Петра, в контексте общей европеизации консервативного дворянства и купечества были введены некоторые изменения в уклад их жизни: царь указом заставил женщин высших слоев общества присутствовать на ассамблеях. Завезенные из Европы моды и идеи оказывали влияние на умы дворянок. Петр изменил брачное законодательство, запретив навязывание родителями будущего супруга невесте. Но при этом жена все-таки обладала весьма ограниченной свободой. Она должна была всюду следовать за мужем (за исключением каторги и ссылки), не имела права учиться, путешествовать, работать или торговать без разрешения супруга. Семейные отношения жестко контролировались церковью, и развод получал благословение только в нескольких случаях: трехлетней половой импотенции мужа, в результате неверности одного из супругов, доказанной свидетелями, отсутствия одного из супругов в течение 5 лет, а также при лишении одного из супругов гражданских прав.

К концу XVIII века под влиянием французского Просвещения в эпоху правления образованной царицы Екатерины Второй произошел всплеск творческой и интеллектуальной активности женщин. Сама Екатерина и ее подруга и фрейлина княгиня Дашкова, ставшая первой в мире женщиной-президентом Академии наук, служили ярким примером для своих современниц из высшего дворянского сословия. В эпоху Екатерины было открыто первое учебное заведение для дворянок - Институт Благородных Девиц в Смольном монастыре.

В 30-е и 40-е годы XIX века большое волнение в умах общества произвели переводы романов французской писательницы Жорж Санд. Вопросы, которые она ставила в своих произведениях, обсуждались в гостиных и салонах: проблема свободного выбора в любви для женщины, самостоятельное определение жизненного пути. Образ яркой, активной, сильной женщины, описанный не раз в романах Жорж Санд, формировал сознание будущих активисток в революционной, народнической, феминистской деятельности.

Первые феминистки

Говоря о феминистках, необходимо отметить, что движение "равноправок", как они себя называли тогда, являлось лишь отдельной частью женского движения, к другим ветвям которого относились революционерки-народницы, нигилистки, большая часть партии эсеров и немало женщин социал-демократок, ставших впоследствии большевичками. Для более полного представления о той дореволюционной эпохе, данный курс будет включать в себя фигуры женщин из всех вышеперечисленных течений.

Важно отметить, прежде всего, что в отличие от революционерок из других общественно-политических движений, феминистки (не только в России, но и на протяжении всей истории суфражизма-феминизма) никогда не прибегали к терроризму и вооруженной пропаганде своих идей. Это вполне естественно, если учесть, что в своей основе феминизм не вписывается в теорию классовой борьбы. Отношения между полами построены по гораздо более сложной схеме, и обвинения в агрессивности и мужененавистничестве феминисток базируются скорее на естественном страхе перед глубинной ломкой традиционного уклада, нежели на Реальных фактах.

Результатом безуспешной Крымской кампании 1853-56 гг. стало осознание российским обществом неэффективности и отсталости феодального строя и необходимости радикальных социальных, экономических и политических реформ. Одной из важных общественных задач стало решение "женского вопроса".

В ходе Крымской войны известный хирург и просветитель Николай Пирогов организовал Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия, которая была первой женской общиной, участвовавшей в военных действиях. Позже он писал в своей книге "Вопросы жизни", что женщины, по его мнению, должны занять место, подобающее их человеческому статусу и способностям. Он пришел к этому выводу еще и потому, что видел воочию как дамы дворянского и среднего сословия, воспитанные в условиях, далеких от тягот реальной жизни, способны были проявить себя не менее стойко, самоотверженно и профессионально, чем мужчины, привыкшие воевать.

Вопрос о равноправии женщин занимал умы многих представителей интеллигенции: велись горячие дебаты в журналах, в салонах и на студенческих вечеринках. Роман Чернышевского "Что делать", затертый нашей современной школьной программой, во время его опубликования читался как прогрессивное футуристическое видение мира, где царят справедливость, добро и равноправие всех, включая женщин и мужчин.

Первые русские феминистки, в отличие от своих западных подруг, боровшихся во второй половине XIX века за избирательные, политические права женщин, в основном направляли свою деятельность на достижение равного права женщин на образование. Они называли себя "равноправками". Мария Трубникова, Надежда Стасова, Анна Философова, Мария Цебрикова, Евгения Конради, Мария Вернадская - это далеко не весь перечень активисток, которые добились общими усилиями открытия высших женских курсов в России.

В отличие от своих современниц-нигилисток и радикальных революционерок, равноправки сформулировали свои собственные концепции и воззрения, а также создали собственную стратегию активизма. Они руководствовались принципом действия в рамках существующей системы и последовательно, через реформы, а не радикальную трансформацию общества, добивались решения поставленных задач. Их взгляды были умеренными, либеральными, стратегия - постепенной, форма действия - мирный путь повышения статуса женщин, в первую очередь, в социальной и образовательной сферах. Также, в отличие от революционерок, они считали, следуя концепции английской феминистки Клары Балфур, что улучшение положения женщин - дело рук самих женщин.

Однако историческое значение слова "феминизм" в данном случае отличается от современного западного толкования. Русские феминистки (до большевички Александры Коллонтай) мало уделяли внимания вопросам пола, семьи и брака, тогда как их современные коллеги на Западе и в Восточной Европе ставят пол и проблемы

сексуальности во главу угла.

Второе отличие заключается в том, что наши современницы на Западе, Востоке и в России стремятся отделиться от мужской иерархической системы мироустройства и создавать свою, свободную от иерархий и авторитаризма. Наши же русские предшественницы считали необходимым использовать все существовавшие мужские структуры в своих целях.

Первые русские феминистки принадлежали к привилегированному классу, их деятельность часто носила благотворительный характер, что вызывало критику и обвинения в ханжестве со стороны менее элегантных разночинных революционерок, которые звали их "аристократками". Однако их положение и более старший возраст не позволяли полностью порвать с установками своего класса.

Мария Васильевна Трубникова (1835-1897) была первой инициаторшей будущего феминистского триумвирата. Она была дочерью декабриста Ивашева и француженки Камиль Ледентю. Получив хорошее образование у своей тети, она могла читать и говорить на европейских языках, хорошо знала литературу и историю. В 1861 году, путешествуя по Европе, она прочла книгу французской феминистки Эжени Д'Эрикур, в которой та опровергала физиологистские мифы Мишле и спорила с женоненавистничеством Прудона. Книга произвела впечатление на Трубникову, и она вступила в переписку с ее автором, и та связала ее с двумя другими западными феминистками Жозефин Батлер и Мэри Гегг.

Надежда Васильевна Стасова (1822-1897), вторая участница триумвирата происходила из семьи известной в русской истории. Ее брат был крупнейшим музыкальным критиком XIX века, отец - придворным архитектром, а племянница - Елена станет, впоследствии, активной соратницей большевика Ульянова (Ленина). Ранняя любовная драма, когда жених оставил ее ради другой, навсегда отвратила ее от брака и тихой семейной жизни. Романтическое, тепличное воспитание подвигло ее на активную деятельность ради блага ближних, а встреча с Трубниковой на этом этапе направила ее усилия в сторону решения "женского вопроса".

Анна Павловна Философова (1837-1912), в девичестве Дягилева, является матерью Дмитрия Философова-реформатора культурной жизни России на рубеже веков и теткой балетмейстера Сергея Дягилева. Молодость ее началась с салонной и светской жизни, но очень скоро она начала задумываться о тяготах русского народа, и ее дом стал прибежищем для встреч либералов. Встреча с Трубниковой и Стасовой дала ей цель в жизни, как она описывала ее в своем письме к известному юристу Кони "дать женщине возможность самостоятельного пути к труду, обеспечить ей морально и материально независимый статус".

Кроме этих троих женщин с ними работало около 25-30 добровольцев и около ста в общей сложности участвовали в их работе. Так журналистка "Отечественных Записок" и писательница Мария Цебрикова не только активно помогала в практической работе, но и публиковала статьи на темы женского равноправия. Журналистка "Недели" Евгения Конради инициировала кампанию поддержки высшего женского образования в среде мужчин-ученых.

Среди инициатив и мероприятий, организованных феминистками были - создание швейных и переплетных мастерских для женщин, "Общество дешевых квартир", в котором нуждающиеся семьи, особенно без отца, могли получить достойное и дешевое жилье. Их усилиями в 1863 году был открыт первый Женский Издательский Кооператив, печатавший книги полезного чтения для детей и юношества, в котором женщины могли реализовать свои способности как авторы, журналистки, переводчицы, менеджеры и т.п.

Позже их примеру следовали женские группы в других крупных городах России. Такие как московское "Общество для пособия нуждающимся женщинам" или "Общество распространения полезных книг".

В 1866-67 годах выходил журнал "Женский Вестник", в котором о "женском вопросе" писали такие известные публицисты как Ткачев, Лавров, Слепцов, Глеб Успенский.

Все это время разрабатывались проекты, открытия, пути к высшему женскому образованию. Новым толчком к усилению этой кампании послужила публикация в 1869 году перевода книги известного английского политика, философа и правоведа Джона Стюарта Милла "О подчиненном положении женщин". Узнав, от своей корреспондентки Трубниковой, что женщины в России добиваются для себя высшего образования, он писал ей: "Россия, возможно докажет, что страна, совсем недавно познавшая плоды цивилизации, может быстрее усвоить идеи улучшения общества, чем более развитые страны". Он полагал, что "удвоение массы интеллектуальных возможностей необходимо для лучшей службы обществу". По его мнению, этот вопрос можно было решить только через адекватное образование женщин.

Начиная с 1868 года, женщины России двинулись в наступление на бастион высшего образования. Основным аргументом против посещения женщинами университетских курсов было то, что они не имели для этого достаточной начальной подготовки. Поняв это, феминистки при поддержке профессора педагогики Паулсона открыли в апреле 1869 года первые гимназии у Аларчина моста Екатерининского канала. Они так и назывались "Аларчинские курсы". В это же время начали работу первые университетские курсы по облегченной программе, и хотя они были смешанными, мужчины вскоре перестали посещать их. В 1870 году им было отведено собственное помещение у Владимирской церкви на Садовой улице, и они стали называться Владимирскими курсами. Там преподавали историк Бестужев-Рюмин, химик Менделеев, физиолог Мечников и другие выдающиеся профессора того времени. Лекции были разбавленными и упрощенными в расчете на женскую аудиторию, но сам факт существования этих курсов был огромной победой. Условия также не были блестящими: не хватало денег, помещений. И Стасовой пришлось держать библиотеку в собственном доме. До равного с мужчинами образования было еще далеко.

Активистки не покладая рук продолжали свою деятельность. Писались петиции к высоким чинам и богатым людям, способным выделить средства на обучение женщин, велась активная кампания в прессе для привлечения внимания обществености. Им на руку сыграло два важных фактора, а именно то, что общественное мнение уже созрело до приятия женской учености, и то, что правительство опасалось массового бегства, жаждущих знания, женщин в другие страны Европы, где они могли нахвататься более Радикальных революционных идей.

Феминисткам все время приходилось лавировать между недоброжелательством властей, злобой консерваторов и радикализмом нигилистов. Нельзя при этом сказать, что их жизнь была умеренной и спокойной. Философова, например, организовывала благотворительные концерты в помощь политическим заключенным, собирала деньги для подпольных групп, связанных с народниками, и даже осмелилась отдать генеральское пальто своего мужа ссыльному в Сибирь. За это и многое другое она была выслана из страны с 1879 по 1881 годы.

Между феминистками и радикалками было мало общего, но мало было и неприязни. Они следовали принципу "слева врагов не бывает" и, как цитировал их Кропоткин, как бы заявляли: "Мы будем носить бархатные платья и шиньоны, потому что нам приходится иметь дело с глупцами, для которых этот наряд и шиньон являются признаками политической благонадежности. А вы - революционерки, можете быть свободны в своих вкусах и пристрастиях".

К 1871 году в Москве и Петербурге количество несемейных женщин превышало количество несемейных мужчин во всех сословиях, кроме купеческого. Некоторые из них могли бы найти себе работу в качестве продавщиц, телеграфисток, ретушеров, граверов, часовщиц, но большая часть их имели более высокие профессиональные амбиции, им требовалось высшее образование. Началась активная эмиграция в Европу. В Цюрихе в Политехнической школе к тому времени уже образовалась большая женская студенческая коммуна из России.

Эта и некоторые другие причины вынудили российские власти пойти на дальнейшие уступки. Вскоре в Москве открылись Технические курсы для женщин и Медицинский институт в Санкт-Петербурге.

К 1876 году министр образования Дмитрий Толстой, поначалу так не любивший дамского образования, стал самым активные его сторонником. Так постепенно стали открываться университетские курсы во многих крупных городах России, начиная с Казанского университета в 1876 году, затем в Киеве, Москве Одессе, Харькове, Варшаве. Образ молодой курсистки, такой, как изображен на известной картине Ярошенко, стал неотъемлемой частью городских улиц.

Не все развивалось успешно, и в конце концов, практически все курсы, кроме Петербургских, были закрыты к середине 80-х. Самыми знаменитыми и стойкими были Бестужевские курсы названные так по имени историка Бестужева-Рюмина. Они открылись осенью 1878 года для женщин всех сословий и четыре года спустя выпустили 99 дипломированных специалисток. В 1883 году они получили постоянное помещение на Васильевском Острове недалеко от главного здания Университета.

Видя, как мечта их стала действительностью, Философова, Стасова, Трубникова и их соратницы сделали все, чтобы достигнутое не погибло от недостатка средств. В 1883 году они получили официальное разрешение основать "Общество для Поддержания Высших Женских Курсов". В него входило не менее одной тысячи членов с Исполнительным Комитетом, включавшим ведущих феминисток и таких выдающихся женщин как Софья Ковалевская. Организаторы собирали средства через продажу книг, лотереи, лекции, благотворительные концерты. Это общество стало крестной матерью, защитницей и патронессой Бестужевских курсов. Самые достойные ученицы становились его стипендиатками. Женские организации в других городах следовали их примеру. Несмотря на отсутствие драматизма и радикальности, эти женщины внесли огромный вклад в эмансипацию всех женщин России. На рубеже XIX-XX веков благодаря усилиям этих женщин Россия превзошла Европу по широте и качеству женского образования.

Первые революционеры

Социальные, политические и экономические изменения в конце XIX начале XX веков вызвали огромную волну народного протеста в России, завершившегося тремя революциями в 1905 и 1917 гг. В широком спектре различных революционных организаций женщины нашли свое место и подчас играли очень важную роль не только в повседневной деятельности этих организаций, но и в активной борьбе, включая терроризм. Одной из первых ярких фигур террористок является Вера Засулич, чей образ в наше время воспринимается слишком однозначно, а многим и просто незнакомо имя этой выдающейся женщины.

 

Вера Ивановна Засулич (1849-1919)

родилась в Смоленской губернии в семье

обедневшего дворянина и офицера. Ее

отец умер, когда ей было три года, оста-

вив жену и пятерых детей почти без

средств. Вера была отдана в имение бо-

гатым родственникам и выросла там.

Вера Засулич - нечаянная террористка

С детства ее увлекал образ жертвенного Христа, отдавшего свою жизнь для блага всех людей. Уже тогда она стала задумываться, что, будучи женщиной, ей труднее реализовать свои мечты и грандиозные планы.

Вскоре после окончания школы она перебралась в Петербург, где устроилась в переплетную мастерскую. В свободное время Вера ходила в качестве вольнослушательницы на университетские лекции по фонетике. Там она познакомилась с Анной Нечаевой, сестрой известного анархиста Сергея Нечаева. Это знакомство сыграло поворотную роль в ее судьбе. Хотя сама Вера не придавала особого значения взглядам анархиста-радикала, полиция, следившая за Нечаевым, обратила внимание и на нее.

В один прекрасный день молодую студентку арестовали и посадили в тюрьму предварительного заключения, где она провела целый год в ожидании предъявления обвинения. Еще год ей пришлось провести в одиночной камере Петропавловской крепости и ни единого свидетельства против нее так и не было найдено.

После выхода из тюрьмы она была вновь арестована без всяких объяснений и начались ее многолетние мытарства, переезды из города в город и неусыпный полицейский надзор. Лишь спустя три года, во время ее пребывания в Казани, полицейское рвение затихло, и она рискнула просто уехать.

Еще до тюрьмы Вера через своих старших сестер, живших в Москве, познакомилась с подпольными революционерами, она учила рабочих читать и немного помогала в нелегальном издательстве. По прошествии тюремных лет и гонений, ее неприятие полицейского режима и ненависть к произволу царской власти окрепли и приобрели революционную силу. Ответ своим радикальным устремлениям она нашла во взглядах народников. Это было движение российской дворянской и разночинской интеллигенции, вдохновленной работами Герцена, Лаврова и Бакунина, которые хотели просветить народ, дать ему образование и тем самым искупить свою вину за жестокость крепостного рабства. Идеализированное представление о русской деревне сподвигло десятки тысяч молодых людей отправиться в деревни под видом врачей, учительниц и просто сельских жителей с целью нести в народ революционную пропаганду.

Далее...