|
|
Материалы к заседанию Комиссии по вопросам женщин семьи и демографии при Президенте Российской Федерации 18 декабря 1998 г.
|
В начало документа |
В конец документа |
Материалы к заседанию Комиссии по вопросам женщин семьи и демографии при Президенте Продолжение. Перейти к предыдущей части текста Законами России установлена административная ответственность за проституции. Вовлечение несовершеннолетних девочек в занятия проституцией, содержание притонов, разврата, сводничество с корыстной целью преследуется по соответствующим статьям Уголовного Кодекса РСФСР. В России нет ведомства, занимающегося проблемой проституции, а вовлечение несовершеннолетних детей в проституцию выявляется только при возникновении уголовных правонарушении. Это является препятствием к государственному контролю за этим процессом и не позволяет реально оценить масштабы данного явления. Не разработаны законодательные и административные меры по предотвращению венской наркомании и растущей женской преступности, особенно групповой. Данные социологических исследований показывают, что число женщин - случайных потребителей наркотиков составляет среди горожанок от 9 до 11 процентов опрошенных. В последние годы эта цифра имеет тенденцию к росту. Меры по защите женщин, подвергшихся насилию Одной из мер по защите женщин, подвергшихся насилию, является создание сети учреждений, куда они могут обратиться за помощью, психологической поддержкой, медицинской консультацией и пр. Такого рода учреждения создаются как в рамках государственной системы социальной завиты при участии Федеральных и территориальных органов управления, так и неправительственными организациями. В Бурятии (Улан-Уде) при Министерстве социальной защиты республики создан социальная приют для женщин с детьми и подростками ( срок пребывания в нем 2-3 месяца). В городе Тюмени работает социальная гостиница для женщин, подвергшихся насилия в семье. Такую же гостиницу откроют в 1994 году в Сургутском района. Подобные услуги оказываются и в Пермском центре социально-психологической адаптации и терапии "Доверие". В городе Воркута (Республика Коми) создан муниципальный центр социальной помощи семье и детям "Возрождение", в котором женщины, подвергшиеся насилию, могут получить соответствующую помощь. В Москве работает служба психологической помощи для женщин, пострадавших отсексуального насилия. Кроме того, для данной категории женщин создается Московский медико-социальный кризисный центр. В городе Ижевск (Удмуртия) работаем служба "Телефон "доверия" для жертв сексуального насилия. В Курской области планируется открытие нескольких учреждений для временного проживания в них женщин, оказавшихся в трудных жизненны ситуациях, в том числе и подвергшихся насилию. В Самарской области создан кризисный стационар для девушек. В стадии организации социальная гостиница "Мать и дитя". В Республике Дагестан при центре социальной помощи семье и детям действует отделение социальной помощи женщинам, создан приют для женщин с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуации. 3 Саратовской области в 1993 году работали 3 государственных приюта для взрослых и детей. Количество женщин в правоохранительных органах Среди судей удельный вес женщин в 1985 г. достигал 42%, в 1989 году - 50%. В 1993 году среди председателей районных и городских народных судов женщины составляли более 50%. нотариусов - 95%. В коллегиях адвокатов Российской Федерации - 40% женщин. Женщина на службе в милиции Количество женщин. проходящих службу в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, увеличилось за 1980-1993 годы на 41.5%. В 1993 году доля женщин в общей численности сотрудников рядового и начальствующего состава Министерства внутренних дел достигла 8.8%, проходят службу и работают по вольному найму 97.8 тыс. женщин, из которых 51.8 тыс. на должностях начальствующего состава и 31.0 тыс. - рядового состава. Около 26% из них работает в службах охраны общественного порядка, 21,33; - в системе исправительно-трудовых учреждений, 17% - в пожарной охране. 8. Последствия для женщин продолжающихся внутренних и международных вооруженных и других конфликтов Качественные изменения масштабов миграции и направленности ее потоков привели к возникновению новых форм: беженцы, вынужденная миграция, репатриация депортированных народов, возвращение военнослужащих, выводимых из стран Европы, миграция по экологическим причинам. Рост социальной напряженности во многих республиках, входивших в состав СССР, ущемление экономических, социальных, культурных и политических прав русского и русскоязычного населения приводят к его реэмиграции. С 1 июля 1992 года органы Федеральной миграционной службы России начали регистрацию беженцев и вынужденных переселенцев. На 1 января 1993 года было зарегистрировано 161.8 тыс. беженцев. Среди них женщины составляли 34.2%, дети до 16 лет - 31.1%. На 1 января 1994 года общая численность беженцев возросла более чем в 2.5 раза, доли женщин и детей составили соответственно 53.4% и 28.6%. В 1993 году официально признан беженцем или вынужденным переселенцем каждый четвертый прибывший в Россию из бывших республик СССР. Подавляющее большинство таких граждан прибыло из Таджикистана (30%), Грузии (20%) и Азербайджана (17%). В числе покинувших места постоянного жительства 70 тыс. россиян (16%), переселившихся в другие регионы Федерации из Чечни, Ингушетии и Северной Осетии. Среди вынужденных переселенцев преобладают русские: они составляет 62%. Наиболее многочисленны также армяне (8.8%), осетины (8.2%) и татары (7.1%). В 1993 году в России создано 10 региональных центров беженцев и временных переселенцев на 2.5 тыс. человек, а в зоне осетино-ингушского конфликта на 14 тыс. человек. В 1994 году планируется довести число центров до 25. Остро стоит проблема реабилитации женщин после моральных и физических травм в зонах национальных и вооруженных конфликтов. В Московской области организован центр медико-психологической реабилитации и оздоровления беженцев и вынужденных переселенцев, подвергшихся моральным и физическим травмам в зонах вооруженных межнациональных конфликтов . Женщины в вооруженных силах В настоящее время происходит значительное увеличение числа женщин среди военнослужащих. Их отличает большая ответственность и высокая дисциплинированность. В 1980 году доля женщин среди военнослужащих составляла 1.6%, в 1985 году - 1.8%, а 1990 году - 3,5%, в 1993 году -9,0%. II. ОБЗОР И ОЦЕНКА И МЕЖДУНАРОДНОЙ ПОДДЕРЖКИ Масштабы и острота задач, стоящих перед мировым сообществом в области улучшения положения женщин, определяется в значительной степени тем, что решение многих проблем осложняется социально-экономической ситуацией в ряде регионов мира. Признавая приоритетность национальных усилия в разработке и проведении политики в области улучшения положения женщин, нельзя принижать роль мирового сотрудничества. В связи с этим вызывает удовлетворение тот факт, что ООН в течение десятилетия с неослабевающей энергией предпринимает усилия по защите и содействию равенству возможностей мужчин и женщин, видя в этом мощный ресурс ускорения социального развития. Сегодня, когда в России осуществляются социально-экономические преобразования, направленные на создание демократического общества, расширение сотрудничества с ООН, особенно в плане подготовки кадров, проведении научных исследований, обмена информацией и оказания консультативной помощи в разработке специальных мер в области улучшения положения женщин, было бы крайне полезно. В решении проблем улучшения положения женщин, особенно в вопросах снижения женской безработицы и феминизации бедности. Россия открыта для международной финансовой, экспертной, консультационной помощи. Практический интерес представляет получение технической помощи в области программ содействия улучшению положения женщин, реализации национальных программ по планированию семьи и охране здоровья матери и ребенка, освоению современных методов сбора и анализа социально-экономической информации о положении женщин, разработке математических моделей ее анализа. Международному сообществу было бы целесообразно разработать комплексную межучрежденческую программу по оказанию содействия улучшению положения женщин в странах с переходной экономикой. В рамках этой программы могли бы объединить свои усилия МОТ, ВОЗ, ЮНИСЕФ, Фонд ООН в области народонаселения. Программа развития ООН, ЮНЕСКО и ряд других международных организаций. Координацию научно-исследовательской работы по изучению положения женщин в этих странах и выявление "болевых точек", требующих помощи со стороны международного сообщества, мог бы взять на себя Международный научно-исследовательский и учебный институт по улучшении положения женщин (instbaw).В международном сотрудничестве следует учитывать опыт миссии экспертов ООН в России по социальной поддержке населения, организованной в 1991 году Венским Центром ООН по социальному развитию и гуманитарным вопросам. Российская сторона надеется на сотрудничество с мировым сообществом, готова принять информационную, техническую, гуманитарную помощь, направленную на улучшение социально-экономического положения женщин. Россия готова участвовать в разработке совместных проектов, использующих международный опыт в решении проблем женщин применительно к специфическим условиям отдельных стран. III. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НА БУДУЩЕЕ И ИХ СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Политика государства в области улучшения положения женщин строится на разработке и реализации Федеральных и региональных программ по отдельным наиболее острым проблемам. Согласно Указа Президента Российской Федерации Правительство с 1993 года приступает к разработке комплексной федеральной программы "Женщины России", в которой предусматривается рассмотрение таких проблем, как положение женщин на рынке труда, обеспечение права женщин на охрану здоровья, организация их социального обслуживания. В результате реализации указанной программы ожидается: смягчение кризисной ситуации в сфере женской занятости и улучшение положения на рынке труда в целом за счет более эффективного использования женских трудовых ресурсов; формирование условий, способствующих обеспечении на практике осуществления права женщин на безопасный труд; обеспечение условий для выполнения профессиональных и семейных обязанностей; приостановление наметившихся негативных тенденций в здоровье женщин и всего населения в целом; создание комплексной системы, помогавшей преодолевать гражданам трудные жизненные ситуации. Основные направления в области Финансовой политики по социальный проблемам определены в программе Правительства на 1993-1995 годы "Развитие реформ и стабилизация российской экономики". На решение указанных проблем в бюджетной системе только в 1993 году предусматривалось 6,4 трл. руб., что в 10 раз больше, чем в 1992 году. Определенную систему мер экономического, правового, социального. информационно-пропагандистского и организационного характера, направленных на улучшение условия жизнедеятельности семьи, содержит разработанная в 1993 году Концепция государственной семейного политики Российской Федерации. Правительством разработана Концепция социальной защити нетрудоспособных граждан и семей с детьми, содержащая первоочередные меры, направленные на поддержание жизненного уровня слабозащищенных слоев населения. Вопросы оказания медицинской помощи в связи с беременностью, родами и в послеродовом периоде, профилактическое наблюдение девушек-подростков до 18 лет, периодические медицинские осмотры, дородовой и послеродовой патронажа, все виды контрацепции, прерывания беременности в ранние сроки, а также по медицинским и социальным показаниям при других сроках беременности включены в базовые программы медицинского страхования и гарантируются государством. В 1993 году Правительство приступило к реализации Федеральной программы "Безопасное материнство", включавшей меры по укреплению здоровья матери и ребенка, снижении материнской и детской заболеваемости и смертности, профилактике здоровья секший и детей, созданию системы консультативной и диагностической помощи женщинам и детям, формированию государственной системы планирования семьи. Реализация указанных предложений позволит приостановить наметившиеся негативные тенденции в здоровье женщин и детей. В Федеральной программе "Планирование семьи", предусматривается разработка медицинской технологии планирования семьи, снижение материнской и младенческой заболеваемости и смертности, сокращение абортов на 25-30% от исходного уровня. В целях улучшения здоровья девочек Правительством разрабатывается Федеральная целевая программа "Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия женщин, девушек-подростков", целью которой является улучшение медицинского обслуживания и профилактики заболеваемости этой категории населения. Реализация программы будет способствовать укреплению здоровья женщин детородного возраста, улучшении условий труда и быта женщин и девушек-подростков. Создается постоянная система анализа и слежения за уровнен загрязнения окружавшей среды по основным гигиеническим параметрам, влияющим на состояние здоровья населения, разрабатывается комплекс мероприятий по оздоровлению эколого-гигиенической среды. Правительством Российской Федерации в 1993 году были предусмотрены ассигнования в размере 13 млрд. руб. на обеспечение централизованной оплаты вакцин, используемых для зашиты детей от кори, паротифа, дифтерии, столбняка, полиомиелита, туберкулеза, гриппа и на бесплатный отпуск специальных молочных продуктов всем детям первого-второго года жизни. В июле 1993 года Парламентом Российской Федерации принята Федеральная целевая программа на 1993-1995 годы по предупреждению распространения заболеваний СПИД в Российской Федерации (Анти-СПИД). В сферу образования в 1993 году из бюджета было направлено почти 4.5 трл. рублей на оказание помощи в воспитании, содержании и обучении детей путем предоставления мест в государственных детских дошкольных учреждениях, бесплатного обучения в общеобразовательных учебных заведениях . Правительством Российской Федерации и региональными органами управления принимаются меры по создании педагогическим работникам нормальных условий труда, укреплению материально-технической базы учреждений образования. В рамках Федеральной программы содействия занятости предполагается разработка подпрограммы содействия занятости женщин. Государственная политика в этой области в первую очередь направлена на создание условии для повышения конкурентоспособности женщин на рынке труда за счет внедрения соответствующих обучающих программ, позволявших легче адаптироваться к рыночным отношениям. Кроме того, предусматривается поощрение предприятий государственного и негосударственного секторов экономики, расширяющих возможности для занятости граждан с пониженной конкурентоспособностью на рынке труда; развитие различных форм семейного производства (надомный труд, семейные предприятия), а также увеличение рабочих мест с неполным рабочим днем (неделей); квотирования рабочих мест и стимулирование работодателей при организации ими рабочих мест для женщин; создание в учебных заведениях и учебных центрах государственной службы занятости специальных отделений профессионального обучения женщин, воспитывающих детей дошкольного возраста и детей-инвалидов. Одно из направлений работы Правительства - преодоление сегрегации в трудовой сфере, создание равных возможностей для граждан в реализации трудовых потенциалов. На улучшение материального положения женщин направлена государственная программа поэтапной ликвидации исторически слетавшегося отставания в оплате труда бюджетных отраслей с преимущественной занятостью женщин. В результате принятых в 1993 году мер среднемесячная заработная плата работников социально-культурной сферы и науки возросла в 9-11 раз. За тот же период в промышленности заработная плата увеличилась в 8 раз. В целях преодоления недостатков в информированности женщин о своих правах, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О дополнительных мерах правовой и экономической зашиты периодической печати и государственного книгоиздания" (20 февраля 1992 года) издания для женщин включены в приоритетную группу для получения государственных дотаций. С 1992 г. дотации получили около 20 таких изданий. Правительством готовится указ "О мерах по упорядочении продажи и распространения продукции эротического содержания". Разрабатывается Закон РФ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и Кодекс об административных правонарушениях", в которых устанавливается ответственность за нарушение правил публичной демонстрации кино- и аудиовизуальных произведения, распространения теле- и радиопрограмм эротического характера, а также правил продажи и распространения продукции эротического содержания. Одним из приоритетных направления действия Правительства в области социальной зашиты женщин является утверждение долговременной программы "Миграция". Расширяется сеть специальных центров реабилитации, ориентированных на одиноких женщин и матерей с детьми, женщин, пострадавших от насилия. В организации этих центров участвуют не только государственные учреждения, но и различные неправительственные объединения - благотворительные фонды, религиозные организации, международные организации, национальные общины и землячества. На улучшение социально-экономического положения женщин направлены мероприятия, предусмотренные Федеральными программами "Дети России", "Жилище", "Молодежь России" и другими. Меры в области улучшения положения женщин реализуется не только на Федеральном, но и на региональном и местном уровнях. Например, в Республике Мордовия утверждена комплексная программа "здоровье населения Республики Мордовия", где предусмотрены меры, направленные на улучшение охраны здоровья женщин и детей. Разработана программа "Семья и детство", в которой предполагается оказание помощи женщинам в выполнении репродуктивной и воспитательной функции, повышение статуса женщины на производстве и в обществе. Областная программа занятости населения Белгородской области включает меры, направленные на облегчение поиска работы женщинам, испытывавшим трудности с трудоустройством, предусматривает возможности их работы по гибким графикам, в режиме неполного рабочего дня и недели, на дому. В целях повышения уровня медико-социальной зашиты матерей и детей в Москве разработана комплексная программа "Охрана здоровья матери и ребенка". :): |