Насилие

Шведова Н. А. Официальные документы РФ о насилии // Достижения и находки: кризисные центры России. М., Пресс-Соло, 1999. С. 20-34.
 
В начало документа
В конец документа

Шведова Н. А.

Официальные документы РФ о насилии


Проблема насилия в отношении женщин, как зеркало, отражает дисгармонию и перекосы, существующие во взаимоотношениях в обществе. Ее острота свидетельствует о нездоровой социально-нравственной обстановке в российском обществе. Реакция государства на насилие в отношении женщин является знаковой для развития демократических тенденций и становления гражданского общества в России - стране, допускающей существование такой ситуации, при которой насилие, возведенное в "обыденность", и тем самым "узаконенное" как приемлемый стандарт поведения, как один из методов разрешения конфликтов, отравляет и разлагает как семью, так и общество.

Терпимость к такому "методу", бездействие правительства означают не что иное, как отказ от человеческого гуманистического начала в самой личности, и ведет к ее деградации и, в конечном итоге - к полному разрушению. Терпимость же общества, осознанная или по обстоятельствам, ко всякому роду насилия, и особенно к насилию, в столь распространенных масштабах и формах проявляемому в отношении к женщине, это, по сути, отказ от создания цивилизованного общества, признающего диалог как единственно приемлемый и достойный метод разрешения противоречий и конфликтов. Вот почему так важна позиция государства, или иными словами, проводимая государством политика по пресечению насилия в отношении женщин.

Как обстоят дела в России: что сделано и что делается правительством для искоренения насилия против женщин? Существует ли в России достаточная нормативно-правовая база для борьбы с этим социальным злом? На какие официальные документы можно опираться, черпать поддержку и уверенность женским неправительственным организациям, поставившим себе задачу противостоять и бороться с насилием в отношении женщин?

Российская Федерация ратифицировала международные правозащитные соглашения, взяв тем самым на себя обязательства по защите женщин от насилия, совершаемого как государственными, так и частными лицами и организациями.Еще Советским Союзом были ратифицированы Международный пакт о гражданских и политических правах в 1973 году. <a name=Конвенция по ликвидации всех форм дискриминации женщин в 1981 году. Россия как правопреемник СССР взяла на себя обязательства по выполнению этих международных документов. Как государство, подписавшие их, Россия "обязана осуществлять без промедления политику ликвидации дискриминации женщин"."> Это означает, что ни Президент Российской Федерации, ни Правительство Российской Федерации не могут игнорировать обязательства, взятые Россией в Пекине на последней. Четвертой Всемирной конференции ООН по положению женщин (1995г.).

Эти обязательства предусматривали проведение оценки российского законодательства и разработку предложений по внесению в него изменений, необходимых для защиты и обеспечения соблюдения прав женщин. Характерно, что насилие должно быть запрещено во всех сферах жизни, в том числе и на работе, и дома.

Развивающееся женское движение в России оказывает давление на Правительство РФ, настаивая на проведении антидискриминационной политики в отношении женщин. Женские неправительственные организации, объединения и группы сыграли свою заметную конструктивную роль в том, что были приняты важнейшие правительственные документы, касающиеся статуса женщин в России и включающие в себя как одну из составных - задачу борьбы с насилием в отношении женщин. Благодаря именно активной работе НЖО по продвижению интересов женского населения, особенно в предвыборный период и во время избирательных кампаний, когда политики всех рангов и идеологических ориентации становятся особенно "внимательными" к нуждам избирателей и вспоминают о женском электорате с "особым чувством". Именно тогда и появлялись на свет официальные правительственные документы, включая Указы Президента Российской Федерации.

Сегодня на федеральном уровне существует ряд важнейших официальных нормативных документов, постановлений и распоряжений, которые касаются проблем насилия в отношении женщин и оказывают влияние на их решение. Это - законы Российской Федерации В данном разделе мы рассмотрим Концепцию законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин. О действующих законах, касающихся проблем <a name=насилия (см. главу VI).">, Указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации и Государственной Думы Российской Федерации, в том числе:

УКАЗЫ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. "О Национальном Плане действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года" от 18 июня 1996 г., №932.

2. "Об усилении социальной поддержки одиноких матерей и многодетных семей" от 8 июня 1996 г. №851.

ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. "О концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации" от 8 января 1996 г., №6.

2. "Об одобрении и представлении на утверждение Президенту Российской Федерации основных положений региональной политики в Российской Федерации" от 23 марта 1996 г., №327.

3. "Об утверждении Национального плана действий по улучшению положения женщин и повышении их роли в обществе до 2000 года" от 29 августа 1996 г., №1032.

4. Постановление Министерства труда и социального развития "Об утверждении примерного положения о Кризисном центре помощи женщинам" от 10 июля 1997 г., №40.

ПОСТАНОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

"О Концепции законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и возможностей мужчин и женщин" от 20 ноября 1997 г. №1929-11 ГД.

В "Концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации" (далее: Концепция), одобренной Правительством РФ, в первой ее части "Важнейшие особенности статуса женщин, вызывающие особую озабоченность в Российской Федерации" присутствует целый подраздел "Насилие в отношении женщин", в котором признается, что "проблема насилия в отношении женщин не получила до сих пор должной оценки и необходимого разрешения". В нем также зафиксировано, что насилие в отношении женщин "имеет место во всех сферах жизнедеятельности, включая работу и семью", и перечислены формы, наиболее ярко выражающие насилие в отношении женщин - "принуждение к сожительству и проституции, изнасилования, бытовое насилие и убийства на почве алкоголизма, наркомании, садизм, систематическое избиение и психологическое насилие". Отмечено, что "сложным остается положение женщин в чрезвычайных условиях межнациональных и военных конфликтов, а также женщин - беженцев и вынужденных переселенцев".

Согласно этому документу, "рост насилия в отношении женщин обусловлен ухудшением криминогенной обстановки, ослаблением воспитания в семье, школе, коллективе и обществе в целом, пропагандой эксплуатации женской сексуальности, обнаженного тела в средствах массовой информации и, наконец, "отсутствием соответствующего законодательства, неэффективной работой правоохранительных органов".

Здесь же дается официальная статистика преступлений в отношении женщин с оговоркой, что "официальная статистика не отражает реальной картины преступлений в отношении женщин". Другими словами, само государство признает себя в данном вопросе несостоятельным, поскольку не владеет объективной и достоверной информацией о масштабах этого социального зла.

Концепция определяет стратегические цели и основные подходы к их реализации в области пресечения насилия в отношении женщин, которые включают:

• недопущение насилия в отношении женщин во всех сферах их жизнедеятельности в соответствии с Декларацией об искоренении насилия в отношении женщин, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1993 года

• разработку уголовных, гражданских и административных санкций для наказания за правонарушения и возмещения ущерба, причиненного женщинам, которые подверглись насилию, в том числе и насилию в семье

• разработку механизма взаимодействия с неправительственными организациями, занимающимися проблемами реабилитации женщин

• развитие широкой сети служб, обеспечивающих помощь жертвам насилия, и консультирование населения по вопросам профилактики насилия в отношении женщин

• проведение информационной, образовательной и воспитательной работы по изменению традиционных стереотипов, основанных на превосходстве одного пола над другим, с обязательным включением в учебные программы специальной психологической и физической подготовки по предупреждению возможного насилия в отношении женщин

• организацию подготовки специальных профессиональных кадров для органов здравоохранения, образования и правоохранительных органов для работы с гражданами, подвергшимися насилию

• совершенствование статистической отчетности по преступлениям в отношении женщин

• проведение исследований о причинах, характере, степени и последствиях насилия, об эффективности мер по предупреждению и искоренению насилия в отношении женщин.

Таким образом, данное постановление Правительства РФ - официальный документ исполнительной ветви власти, в котором содержится признание государственным органом власти федерального уровня наличия проблемы насилия в отношении женщин и ее фактическая нерешенность.

Ясно, что выход в свет такого документа - отрадное явление, поскольку проблема признается как серьезная и общественно значимая. Кроме того, Правительство заявило о своем желании улучшить защиту женщин, что является первым шагом на пути решения задачи пресечения этого социального зла, ставшего повсеместным.

Однако не может не настораживать тот факт, что в Концепции не говорится напрямую об истинных истоках насилия в отношении женщин, которые следует рассматривать сквозь призму общедискриминационного положения женского населения в России, что создает благоприятную почву для насилия в отношении женщин.

Январское постановление Правительства было усилено изданием в июне 1996 года Президентом Б. Н. Ельциным Указа №932

"О разработке Национального плана действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе". Вслед за этим, в августе того же года Правительством РФ, в соответствии с итоговыми документами IV Всемирной конференции ООН по положению женщин в должный срок (до сентября 1996 года) был разработан и одобрен Национальный план, который был утвержден Постановлением правительства РФ №1032 от 29 августа 1996 г. "Об утверждении Национального плана действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года".

Состоящий из 37 пунктов План, включает лишь три (31, 32, 33), касающиеся проблем насилия в отношении женщин. Здесь речь идет о развитии сети специализированных учреждений по социальному обслуживанию женщин, подвергшихся насилию, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (кризисных центров, телефонов доверия, психолого-консультационных служб) и организации системы подготовки и обучения социальных работников, соответствующего персонала систем здравоохранения, образования и правоохранительных органов для работы с женщинами, подвергшимися насилию.

Причем 31 пункт, предусматривающий разработку системы мер по обеспечению защиты жертв преступлений, расширению их прав в уголовном судопроизводстве и гарантий возмещения причиненного материального и морального ущерба, лишь частично касается женщин-жертв насилия.

Таким образом, Национальный план действий в сфере пресечения насилия в отношении женщин охватывает лишь ограниченный круг направлений и предусматривает одиночные меры по решению проблемы насилия. Иными словами, эта область представлена в урезанном виде не только по сравнению с итоговыми документами IV Всемирной конференции ООН по положению женщин, но и с утвержденной Правительством РФ "Концепцией улучшения положения женщин в Российской Федерации"

Правительством Российской Федерации было проведено две конференции, посвященные положению женщин в России: первая в 1994 году, а вторая - в 1998. Первая конференция "Действия в интересах равенства, развития и мира" состоялась по инициативе Национального Совета по подготовке и проведению IV Всемирной конференции по положению женщин и стала официальным мероприятием Российской Федерации навстречу этому международному женскому форуму.

А вторая - "Женщины и развитие: права, реальность, перспективы" - предприняла попытку оценить работу, проделанную органами законодательной и исполнительной власти, общественными объединениями и организациями, по реализации стратегий улучшения положения женщин, намеченных в Концепции улучшения положения женщин, а также выполнения мероприятий Национального плана действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года на федеральном и региональном уровнях.

Конференция внесла предложения по корректировке Национального плана действий, среди которых было уточнение и систематизация статистических показателей, характеризующих социально-экономическое положение женщин, в том числе подвергшихся насилию, а пункт 31 предлагалось снять.

Таким образом, конференция, по сути, признала приемлемым и достаточным План национальных действий в сфере пресечения насилия в отношении женщин. Более того, она пошла по пути его конструктивного ослабления, предложив ликвидировать пункт о разработке системы мер по обеспечению защиты женщин-жертв насилия.

Из того, что было сделано Правительством за два прошедших года после Пекинской конференции, можно назвать разработку и рассылку в субъекты Российской Федерации Министерством труда и социальной защиты "Примерного положения о Кризисном центре помощи женщинам", а также методику организации работы кризисного центра помощи женщинам (Постановление "Об утверждении Примерного положения о Кризисном центре помощи женщинам" от 10 июля 1997 г., №40).

Реализация даже такого урезанного Национального плана действий представляется более чем призрачной и не только потому, что он не финансируется (хотя, безусловно, это ключевая причина). Существуют и другие препятствующие факторы, среди которых, прежде всего, отсутствие в стране разработанного и внедренного Национального механизма по реализации интересов женского населения, что делает выполнение Национального плана проблематичным: ведь ответственность за осуществление мер, намеченных в Национальном плане, распылена среди множества министерств и ведомств.

Правда, у нас есть и Президентская комиссия по делам женщин и демографии, и в Государственной Думе - Комитет по делам женщин, семьи и молодежи, а также Комиссия по вопросам улучшения положения женщин (Положение о Комиссии утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 1997 г. №504). Однако, все это отдельные элементы, не составляющие интегрированного целого механизма по защите и продвижению интересов женского населения.

О КОНЦЕПЦИИ ЗАКОНОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ РАВНЫХ ПРАВ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ

МУЖЧИН И ЖЕНЩИН

18 декабря 1997 года - день, вошедший в историю женского движения России как очень богатый событиями: состоялась пресс-конференция Председателя Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи A.B.Апариной на тему "Подлинное равноправие мужчин и женщин: от государства к партнерству" и заседание Комиссии по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте Российской Федерации, посвященное деятельности женских общественных объединений по осуществлению рекомендаций Пекинской Платформы действий, принятой на IV Всемирной конференции по положению женщин. Активистки женских НПО метались между двумя мероприятиями, недоумевая: то ли событий слишком много в этой области российской жизни, что приходится их совмещать, то ли отсутствует координация действий даже между немногочисленными официальными органами, связанными с решением проблем статуса женщин?

На пресс-конференции А.В.Апарина заявила, что 19 ноября 1997 года по предложению Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи Государственная Дума приняла постановление (подписано 20 ноября №1929-11 ГД), которым была одобрена Концепция законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и возможностей мужчин и женщин, что, по мнению председателя комитета, является "примером последовательной реализации Государственной Думой положения, зафиксированного в статье 19 Конституции Российской Федерации". Кроме того, разработка Концепции обусловлена ратификацией Российской Федерацией Конвенции Международной Организации Труда "О равном обращении и равных возможностях мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями", которая в силу пункта 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации является составной частью российской правовой системы. Было подчеркнуто, что в Концепции рассматриваются "именно те сферы жизни общества, которые требуют особого внимания законодателей", среди которых и насилие в отношении женщин.

Разработка Концепции длилась почти 2 года. Срок не малый. Однако меньший, чем уже ушел на работу над законопроектом, касающимся насилия в семье. Сама Концепция не является нормативно-правовым актом. Можно лишь надеяться, что она послужит хорошей базой для дальнейшей законотворческой деятельности, направленной на улучшение общего статуса женщин, а значит на решение проблемы насилия в отношении женщин.

О ПРОЕКТЕ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

"ОБ ОСНОВАХ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ

ОТ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ"

На страницах данной книги уже говорилось о масштабах насилия в РФ и о его пагубных социальных, моральных, психологических и экономических последствиях. Казалось бы, прежде всего, необходимо создать законодательно-правовую базу борьбы с этим злом, а затем, "засучив рукава", "всем миром" (человек, общество, государство), навалиться на решение этой проблемы. Однако, не все так просто.

Читателям уже известно, что в действующем уголовном, гражданском и административном законодательстве имеются соответствующие статьи, которые применяются при решении дел, связанных с насилием против женщин, в том числе и в семье. Однако, эта база неадекватна и недостаточна для решения такого социального феномена как домашнее насилие вообще, и, в частности, насилие против женщин в семье.

Единственным средством правовой защиты для жертв домашнего насилия в Российской Федерации являются уголовные санкции, поскольку не установлена система гражданских мер для жертв домашнего насилия. Если добавить к этому бездействие милиции, то станет ясно, почему жизнь поставила вопрос о необходимости принятия специального закона о домашнем насилии. И такой законопроект о домашнем насилии был представлен Комитетом по делам женщин, семьи и молодежи еще в V Государственной Думе в 1995 году.

История его разработки богата и извилиста и до настоящего времени не завершена "счастливым концом". Более сорока вариантов законопроекта о домашнем

насилии были уже представлены "а воз и ныне там" - т.е. законопроект не стал законом. Создается впечатление, что этот законопроект "переживет" и очередную VI Государственную Думу, так и не получив своего окончательного завершения.

Ясно, что приоритетной или первоочередной данную законодательную инициативу не назовешь. Возникает закономерный вопрос: почему высший законодательный орган России не торопится принять законопроект о домашнем насилии?

Причин много, суммируя которые, можно утверждать, что главным фактором, мешающим принять закон о предотвращении насилия в семье, является отсутствие осознания действительной значимости проблемы распространения насилия в семье как в Государственной Думе, так и в обществе в целом.

Далее...