|
|
Павлюченко Э. А. Женщины в русском освободительном движении от Марии Волконской до Веры Фигнер. М., Мысль, 1988. С. 1-272.
|
В начало документа |
В конец документа |
Павлюченко Э. А. Женщины в русском освободительном движении от Марии Волконской до Веры Фигнер Продолжение. Перейти к предыдущей части текста Все это невозможно было не видеть, хотя большинство новичков давало деньги на мероприятия, не понимая почти ничего в происходящем. Такой вначале была и Вера Фигнер. После долгих раздумий она решилась поговорить с Софьей Бардиной, с которой встречалась в университете. Софья Илларионовна пригласила ее в женский "ферейн", где собирались только женщины, чтобы научиться "логически говорить". На всех их собраниях сразу же разгорались шумные споры о социальной революции и современной цивилизации, о женском равноправии и многом другом. В каждой дискуссии Фигнер искала ответа на один главный вопрос: что делать? Вместе с подругами она посещала рабочие собрания, заседания секций I Интернационала, читала "Положение рабочего класса в России" Берви-Флеровского, сочинения Прудона, Луи Блана, Бакунина.
Женский "ферейн" через несколько недель распался. На смену ему пришел кружок "фричей", названный так по имени хозяйки дома, в котором жили некоторые студентки. В кружке было человек 12 женщин во главе с Бардиной, среди них Варя Александрова, Ольга и Вера Любатович, три сестры Субботины, Лидия и Вера Фигнер, Бетя Каминская... Их главная задача - изучение социалистических идей, политэкономии, истории народных движений и революций на Западе. С момента приезда в Цюрих прошел всего год, но для В. Н. Фигнер целью стала не только учеба. Раньше она думала о том, чтобы облегчать страдания народа, лечить симптомы болезни, а надо было устранять причины страданий! Однако такая перестройка мышления Веры Николаевны отнюдь не означала негативного отношения к науке, знаниям, учебе, распространившегося среди революционной молодежи, которая считала, что, если знания не могут переменить мир, они - обуза. Для революционера, поэтому нужны только честность и самоотверженность в борьбе за народное дело. Для Фигнер такая логика была неприемлемой. Медицинские знания, считала она, могут пригодиться для большого дела, а значит, они нужны. Поэтому она усерднее прежнего посещала лекции по анатомии, зоологии, физиологии, практические занятия. Но одновременно вместе с "фричами", по своим идеям и темпераменту склонявшимися больше к анархистским бакунинским призывам, она ходила на журфиксы к Лаврову, прислушивалась к его словам о мирной пропаганде среди крестьян, помогала набирать в типографии первый номер журнала "Вперед!". Летом 1873 г. Фигнер решила посвятить себя революции и стала членом тайного общества. Тогда перед ней возникла необходимость порвать со всем, что мешает служению революции, в первую очередь с мужем... Между тем на далекой родине, в самодержавной России, в 1873 г. была учреждена особая комиссия для обсуждения путей пресечения отъезда русских женщин в Цюрихский университет. В ее докладе, представленном Александру II, Цюрих характеризовался как центр заграничной революционной пропаганды. Вовлеченные в политику девушки,- говорилось в документе,- попадают под влияние коноводов пропаганды и становятся в их руках послушными орудиями.
Иные по два, по три раза в год ездят из Цюриха в Россию и обратно, приводят письма, поручения, прокламации и принимают живое участие в революционной пропаганде"54. Царь утвердил вывод комиссии: потребовать немедленного возвращения на родину цюрихских студенток. В мае 1873 г. в "Правительственном вестнике" было опубликовано соответствующее сообщение, в котором сверх обвинения в "живом участии в преступной пропаганде" русские студентки объявлялись женщинами "вольных нравов", поскольку "увлекаются коммунистическими теориями свободной любви и под покровом фиктивного брака доводят забвение основных начал нравственности и женского целомудрия до крайних пределов". "Недостойное" поведение русских женщин, говорилось в сообщении, якобы "возбудило против них негодование местных жителей, и даже квартирные хозяйки неохотно принимают их к себе". Чтобы положить конец "растлению молодого поколения" "коноводами... эмиграции", русским студенткам предлагалось покинуть Цюрихский университет. Общепризнанный факт увлечения русских студенток "социалистическими и нигилистическими идеями"55 был ловко приправлен облыжными обвинениями в моральном растлении, что производило особенно сильное впечатление на российского обывателя. Почти все подруги Веры Фигнер отправились в Россию, она же не захотела бросать учебу и поехала в Бернский университет. Но в Берне обстановка и общий дух были совсем иными - многие из русских студенток придерживались правила: "Пусть революция остается в шкапах, в Цюрихе, из которого мы из-за нее изгнаны". Вера Фигнер оказалась почти в одиночестве. Шел 1874 год. Друзья Веры Фигнер действовали в России. Они составили ядро "Всероссийской социально-революционной организации", но начались аресты, и понадобились новые силы. Друзья вызывали Фигнер на родину. Она колебалась: до получения диплома осталось всего полгода. Надежды матери, самолюбие, ожидания знакомых - все поставлено на карту, но единомышленники в тюрьме, надо продолжать их дело, знаний же, чтобы идти в народ, хватит. И в декабре
1875 г. Вера Николаевна выехала из Швейцарии домой, в Россию. Почти через десять лет, уже после ареста, в 1883 г., она написала в своем первом следственном показании: я... не окончила курса в университете по вызову революционной организации, членом которой сделалась за границей в 1873 г."56. Что же касается медицинских знаний, то они ей пригодились: в 1877 г. В. Н. Фигнер сдала экзамены, получила звание фельдшерицы и акушерки, а затем отправилась "в народ"-в Самарскую губернию, с. Студенцы, где три месяца лечила крестьян и пыталась, хотя и безуспешно, вести пропаганду, пока ее не спугнула полиция. Второй эксперимент (в Саратовской губернии, в с. Вязьмине) был более успешным и продолжался целый год. К тому времени Фигнер на собственном опыте убедилась в невозможности мирной пропаганды при полном отсутствии политических свобод и уверовала в "физическую силу: кинжал, револьвер и динамит"... А в то же самое время другие русские женщины, не потерявшие веры в просвещение, продолжали бороться за доступ к высшему образованию. Они были изгнаны из российских университетов, им крайне затруднили получение дипломов за границей. Однако усилия энтузиасток не были потрачены даром: правительство вынуждено было не только пресекать их просьбы и начинания, но и думать об открытии в стране высших учебных заведений для женщин
Глава шестая "ОНИ ЗАВОЕВАЛИ СВОИ ПРАВА" ЖЕНЩИНА ИМЕЕТ ПРАВО И ДОЛЖНА УЧИТЬСЯ 2 января 1868 г. Е. И. Конради, известная журналистка и активный борец за женское равноправие, от имени кружка женщин обратилась с письмом к первому съезду русских естествоиспытателей, собравшемуся в Петербурге. Констатируя "полную неподготовленность женщин к великой обязанности, возлагаемой на них самой природой и самым складом общественного быта" - воспитанию детей, Конради поставила вопрос о необходимости систематического женского образования1. Дело происходило в большом актовом зале университета при переполненной аудитории. Голос профессора А. С. Фаминцына, зачитавшего письмо, был покрыт громом рукоплесканий. Обращение женщин за поддержкой к естествоиспытателям не было случайностью. Естественные науки переживали пору расцвета, делали свои открытия Д. И. Менделеев, И. М. Сеченов, И. И. Мечников. Именно они вместе с А. Н. Бекетовым, А. М. Бутлеровым, А. С. Фаминцыным, П. Ф. Лесгафтом и другими прогрессивными представителями российской науки первыми активно поддержали стремлений женщин к высшему образованию. Демократическая молодежь 60-х годов рассматривала естественные науки как передний фронт борьбы (вспомним тургеневского Базарова!), в них видела "весь свет, всю суть"2. При всем при этом участники съезда естествоиспытателей дальше аплодисментов не пошли, сочтя невозможным (не их компетенция!) обратиться к правительству с ходатайством в поддержку женского образования. И все-таки призыв Е. И. Конради сыграл свою роль. По мнению современников, она "указала путь, выход, направление, дала окончательный толчок, сплотила и сосредоточила всех лучших женщин, все лучшие женские помышления, дала им возможность тронуться с места"3. К тому же Конради была в то время настолько заметной фигурой не только в женском движении, но и в общественно-литературной жизни, что ее "смелая, оригинальная выходка" не могла пройти незамеченной.
Евгения Ивановна Конради (1838-1898 гг.) Она родилась в Москве в дворянской семье Бочечкаровых. Уже с раннего детства Евгения поражала окружавших некоторой экстравагантностью и безудержным темпераментом - недаром дома ее прозвали "ураганом". Новые веяния, казалось, не проникали в дворянское гнездо Бочечкаровых. Однако Евгения много, хотя и беспорядочно, читала, заполняя бесконечные досуги "кисейной барышни". "Если бы заглянуть в потемки чужой души было бы так же просто, как заглянуть в содержимое закрытого сосуда, подняв его крышку,- писала Евгения Ивановна в неоконченных воспоминаниях,- воспитывавшая меня среда была бы очень удивлена тем, что открылось бы перед нею; большая часть ее воздействий не достигала той цели, к которой они были направлены, по сплошь и рядом именно эти воздействия давали мысли или чувству толчок в направлении, наименее желательном для среды". Вот почему дворянская девушка в 18 лет сделала для себя "великое открытие", что крепостное право-"страшное зло и возненавидела его всем своим естеством"4. Незримый дух революционных преобразований и освободительных идеи сделал свое дело. Когда со смертью отца стало ясно, что семья разорена, 20-летняя Евгения без колебаний начала самостоятельную трудовую жизнь. Ее появление в Петровском женском институте в Москве в должности классной дамы и преподавателя английского языка (три языка она знала с детства) произвело настоящую сенсацию: педагоги новой формации еще только формировались, и Евгения Ивановна была в числе первых. Ее воспитанница Усова вспоминала: "Нас поразила ее удивительная красота и молодость... Очень скоро ее умственное и нравственное влияние на нас выдвинулось на первый план... Она вводила большинство из нас в совершенно новый мир понятий: говорила о Гарибальди, об объединении Италии, о Герцене, о возмутительности крепостного права, читала нам "Современник", политические, литературно-критические и публицистические статьи. Из беллетристики она прочла нам повесть Тургенева "Накануне""5.
В дальнейшем Е. И. Конради активно работала в области педагогики, сотрудничала в журнале М. К. Цебриковой "Воспитание и обучение". Современная наука считает, что она внесла большой вклад в развитие дошкольной педагогики6. Передовые для той эпохи взгляды на домашнее воспитание отразились в главном сочинении Конради-"Исповедь матери" (1876 г.). На рубеже 50-60-х годов, когда Евгения Ивановна уже жила в Петербурге и стала женой врача и журналиста П. Ф. Конради, началась ее литературная деятельность. Вначале были переводы. В 1865 г. в "Русском слове" (№ 7-8) появилась ее первая оригинальная статья "Развитие рабства в Америке". Вскоре Е. И. Конради прочно вошла в ряды активно работавших журналистов. С 1866 г. она деятельный сотрудник нового журнала "Женский вестник", где вела хронику женского движения на Западе, печаталась рядом с Глебом Успенским, П. Л. Лавровым, В. А. Слепцовым. Апогей ее журналистской деятельности был связан с "Неделей"-популярной петербургской газетой либерально-демократического направления. В 1869 г. Конради стала фактическим редактором этой газеты (формальное редакторство для женщины исключалось существующим законодательством). К сотрудничеству в "Неделе" она привлекала А. И. Герцена и П. Л. Лаврова, печатавшихся под псевдонимами. Женщина - редактор, журналист, публицист была в те годы диковинкой, а если прибавить к этому ее несомненный талант, молодость, красоту, острый язык и умение им пользоваться, можно понять причины популярности Е. И. Конради. "Она производила тогда на всех знакомых своих очень сильное впечатление и умом, и образованностью своею, и сильным, решительным характером, и инициативою",-вспоминал В. В. Стасов, познакомившийся с Евгенией Ивановной в 1869 г.7 Находились, правда, и такие люди, которым модная журналистка и эмансипированная женщина представлялась светской барыней. К их числу относился и А. М. Скабический, сотрудничавший в "Неделе" и оставивший интересные воспоминания.
Ему принадлежит ядовито-ироническое описание широко известных в Петербурге "суббот" в доме Конради: "светская обворожительная дама" Евгения Ивановна возбуждает философские и социологические вопросы", а в это время ее супруг, "весельчак, эпикуреец, немного даже Дон-Жуан", сидя на председательском месте, деловито разрезает поросенка8. Под внешностью "светской обворожительной дамы", однако, скрывалась литературная труженица, последовательно проводившая во всей своей работе идеи демократов-шестидесятников. Ведущее место в ее творчестве занимал женский вопрос. Следует подчеркнуть, что здесь ее предшественниками были исключительно мужчины. Конради - первая женщина в России, выступившая в печати в защиту женского равноправия, в том числе и в вопросах образования, смело перешагнув через "обычные предрассудки и узость мысли оранжерейного воспитания"9. Ее позиция в женском вопросе - отказ от пассивного ожидания перемен, активная борьба за эти перемены - соответствовала ее кипучему темпераменту и радикально-демократическому мировоззрению. В женском движении 60-х годов XIX в. Конради наряду с М. В. Трубниковой, Н. В. Стасовой, А. П. Философовой выступала одним из безусловных лидеров, и при этом лидеров левого толка. "Всюду, где требовалось участие в общественном деле,- вспоминала одна из ее соратниц,- она горячо бросалась вперед, с огромной верой в свои личные силы, и без оглядки на мнение других. Евгения Ивановна ярко воспринимала впечатления и столь же ярко передавала их, страстно откликаясь на всякую общественную несправедливость и на всякое проявление заурядного общественного равнодушия. Она увлекала одних и раздражала других своею прямотой и резкостью своих суждений"10. Версия о "неуживчивом характере" Е. И. Конради столь распространена, что похожа на правду. Об этом писала и другая ее современница, Е. С. Некрасова: "Она очень пряма и резка-так прямо и режет, ничем не стесняясь... Это, несомненно, очень честный человек, который никогда не шел ни на какие компромиссы - потому она не могла ужиться ни с одной редакцией"11. Вероятно, Е. И. Конради были свойственны черты характера, довольно типичные для передовой женщины тех лет - максимализм и бескомпромиссность, представлявшие известные неудобства не только для окружающих, но и для самой носительницы этих качеств.
Наибольший успех Е. И. Конради в общественно полезной деятельности совпал по времени с крушением семейной жизни. Многим брачный союз Конради казался непонятным: красавица-жена с серьезными запросами, широким кругом занятий и "весельчак, эпикуреец" муж, неумный, циничный и бестактный12. И, тем не менее "подземный взрыв", разрушивший этот союз, был неожиданным для окружающих. Евгения Ивановна, как женщина эмансипированная, ваяла на себя воспитание двоих детей, отказавшись от помощи мужа. Как и водится, за одной бедой последовала другая: в 1874 г. Е. И. Конради была вынуждена уйти из редакции "Недели", что было для нее и моральным и материальным ударом. Причины этого, конечно, заключались не только в "неуживчивом характере" Е. И. Конради, они были значительно глубже: давняя борьба "Современника" и "Отечественных записок" с "Русским словом" и "Делом" на этот раз привела к коллективному выходу из "Недели" большой группы авторов из "Отечественных записок". Поводом послужило привлечение в газету (помимо воли Конради) писателей, принадлежавших к кругу "Русского слова" и "Дела" (например, В. Зайцева и П. Гайдебурова). Вынужденный отказ от любимого дела привел и к материальным трудностям: большую часть своей последующей жизни Конради нуждалась. В 1885 г. последовал новый удар - смерть от чахотки сына-студента, сразившая его в Швейцарии, куда мать привезла его для лечения. С тех пор Евгения Ивановна не возвращалась в Россию. Ее письма оттуда полны безысходности. "Живу, как в могиле,- писала она на родину из Женевы в 1889 г.,- без людей, без книг, без всяких впечатлений бытия, без смысла, без пользы, руки опустились, выхода не вижу"13. Литературная поденщица, уроки ради заработка подорвали здоровье Е. И. Конради. Она умерла в Париже, в общественной больнице. Однако смерть Евгении Ивановны вдали от родины даже через много лет после ее активной общественной деятельности в журналистике и в женском движении не прошла незамеченной. На это событие откликнулись газеты14. В некрологах Евгению Ивановну Конради называли" одной из замечательнейших женщин второй половины нашего века".
После ее смерти, в 1899 г., под редакцией М. А. Антоновича, продолжателя революционно-демократических традиций Чернышевского, были опубликованы сочинения Е. И. Конради в двух томах. В первом томе - ее главный, "капитальный труд" "Исповедь матери", во втором-статьи из периодических изданий. В этих двух книгах как бы подведен итог бурной 60-летней жизни, наполненной напряженным трудом, борьбой за демократические идеалы, за права русских женщин на образование, труд, равный с мужчинами, поисками счастья, которым Е. И. Конради была мало вознаграждена как в общественной, так и в личной жизни. ПЕРВЫЙ ПРИСТУП Инициатива Е. И. Конради была подхвачена группой петербургских женщин во главе с уже знакомым нам "триумвиратом": М. В. Трубникова, Н. В. Стасова, А. П. Философова составили "главный штаб" женского движения. Вместе с ними действовали Е. Н. Воронина, О. А. Мордвинова, В. П. Тарновская, Н. А. Белозерская, Е. А. Штакеншнейдер и др. Общая цель - борьба за высшее систематическое образование для женщин - вновь сплотила самые разнородные социальные элементы, "аристократок" и "нигилисток". Единство это проявилось в момент сбора подписей под письмом-прошением на имя ректора Петербургского университета К. Ф. Кесслера в мае 1868 г. Женщины обращались с просьбой разрешить им посещение университетских лекций. При этом вопрос о женском образовании ставился здесь значительно шире, чем в записке Е. И. Конради: женщина имеет право и должна учиться не только потому, что она мать и воспитательница своих детей, но и как член общества. "Мы надеемся,-указывалось в прошении,- что из массы русских женщин, давно убедившихся в недостаточности своего образования, найдется немало личностей, готовых к сознательному труду, и потому открытие для них высших аудиторий будет истинным благом, которое впоследствии обогатит наше общество многими полезными членами, а семейный быт более образованными матерями и воспитательницами"15.
Письмо кроме инициаторов подписали 400 женщин, представлявших самый разные слои общества - от дочери военного министра Д. А. Милютина и графини Л. И. Толстой до интеллигентных пролетарок, зарабатывавших на жизнь собственным трудом. При посредстве А. Н. Бекетова письмо женщин было передано в университетский совет. Тот же Бекетов возглавил особую комиссию, назначенную для рассмотрения просьбы и решившую вопрос в пользу женщин. Однако, несмотря на поддержку научной общественности, университетские двери для совместных занятии с мужчинами женщинам открыты не были по той же причине, что и раньше: присутствие их в учебных аудиториях противоречило университетскому уставу. Отказ властей еще больше активизировал энтузиастов. В октябре 1868 г. на квартире М. В. Трубниковой состоялось первое собрание инициативного комитета из 30 женщин при участии 43 профессоров университета. Среди ученых были А. Н. Бекетов, А. Д. Градовский, К. Н. Бестужев-Рюмин, Д. И. Менделеев, Н. А. Меншуткин, И. М. Сеченов, Н. Д. Сергеевский, Н. С. Таганцев, Л. С. Фаминцын и другие, представлявшие цвет не только естественных, но и общественных наук. Но существу предметом разговора был женский университет, коль скоро невозможно совместное с мужчинами обучение. Однако крамольные слова "женский университет" никем произнесены не были, речь шла всего лишь о создании систематических Высших женских курсов. Результатом первого собрания явилось решение о разработке проекта программы курсов, а также о подготовке соответствующего прошения в министерство народного просвещения. Приступая к делу, лидеры женского движения не имели ничего, кроме горячего желания и поддержки группы прогрессивной профессуры. Организационный комитет движения возглавила А. П. Философова - влиятельная придворная дама, лично знакомая с министром народного просвещения Дм. Толстым. Такая кандидатура была весьма удобна для решения многочисленных бюрократических проблем, составления бумаг и их продвижения по инстанциям, чему способствовали обширные личные связи Анны Павловны. В состав комитета кроме Конради, Стасовой и Трубниковой вошли также Н. А. Белозерская, Л. В. Вебер. Е. Н. Воронина, М. Г. Ермолова, Л. П. Лесевич, М. М. Маркович, М. А. Менжинская, В. П. Тарновская, С. Н. Ткачева, О. А. Штофф16.
Трения и разногласия, предопределенные пестрым составом женского комитета, не замедлили сказаться. Они проявились при обсуждении состава депутации, направлявшейся с подробным проектом предполагаемых женских курсов к Д. А. Толстому. Так, Е. И. Конради отстранили как "слишком беспокойный и бестактный элемент"17, из солидарности с ней сняла свою кандидатуру и М. В. Трубникова. В составе депутации остались Философова, Стасова и Воронина, а также представитель Петербургского университета А. Н. Бекетов. Надо сказать, что обстановка для подобных депутаций была самая неблагоприятная. Выстрел Д. В. Каракозова явился сигналом к усилению реакции во всех направлениях. В области народного образования натиск реакции ознаменовался деятельностью Д. А. Толстого, "рыцаря абсолютизма" и мракобеса. Ужесточался университетский режим, усиливался надзор за студенческой молодежью18. Министр встретил депутацию женщин иронически: "Наконец-то вы приехали, я все слышу со всех сторон, что открывается женский университет, даже государь меня спрашивал, а я ничего не знаю. Что вам угодно?" Окончательный ответ на прошение был обещан министром через месяц, однако надежд на его поддержку не оставалось: по мнению Толстого, "этого совсем не надо женщине", ибо "она выйдет замуж, и все науки в сторону"19. Между тем об инициативе женщин стало известно в Москве. Большую роль при этом сыграл А. Е. Викторов - выдающийся археограф и историк русской книги20. Уже 6 июня он послал копию майского письма петербургских женщин Е. С. Некрасовой и просил ее организовать в Москве поддержку начинанию. "Уверен,- писал он,- что Вы не замедлите принять меры дать этому делу ход в кругу Ваших знакомых". В Москве, как мы помним, бытовали весьма негативные взгляды на решение женского вопроса. Однако Некрасова активно включилась в движение. "Какой бы оборот ни приняло дело,- сообщала она Викторову,- но я, во всяком случае, решила довести его до университета". В архиве Некрасовой сохранилась оживленная переписка между ними.
Так, Викторов писал Некрасовой 6 июля: "Вчера были у меня Горбунова и Шабанова. Той и другой я дал Ваш адрес, и они обещались быть у Вас по делу о составлении адреса в Московский университет. Соберите маленькое заседание и пишите адрес". 24 июля: "Честь и слава Вам, Екатерина Степановна, что так быстро повели дело. Благо начать, а потом само собою пойдет. Я слышал, что даже Юркевич не против женского университета; значит, настало время"21. Следует отметить, что даже А. Е. Викторов, веривший в способности, возможности и будущее женщин, не мог представить совместного обучения мужчин и женщин в общих университетских аудиториях, что было вполне в духе его времени. В самых смелых своих мечтах он не шел дальше идеи женского университета, связывал будущее высшие образование женщин со специальным учебным заведением, которое "заживет совершенно самостоятельною жизнью, не зависящей от Юркевичей, ни от Герьевичей, ни от Бодянских"*, со своими "профессоршами". Разумеется, считал Викторов, четыре-пять лет "будущим университанткам" придется слушать профессоров-мужчин. Но затем появятся у нас женщины-историки, женщины-политико-экономистки, филологистки и т. д., и наука пойдет вдвое быстрее вперед. Даже мужчины-то станут серьезнее работать, когда встретят конкуренцию и конкуренцию солидную"22. А. Е. Викторов сообщил Е. С. Некрасовой, что составленная ею записка в пользу женского образования так его воодушевила, что он хочет продолжать свою статью о женском университете, которую бросил было. "Пусть же и моя копейка пойдет в общую кассу",-писал он. Москвички по примеру петербургских женщин засыпали власти прошениями и письмами. 28 июля 1868 г. Е. С. Некрасова, возглавившая инициативную группу в Москве, устроила заседание "по поводу ходатайства об устройстве в Москве высшей женской образовательной школы". Первый из обсуждавшихся на заседании вопросов имел не узкопедагогический, а общественно-воспитательный смысл:
"Какая цель помимо образовательной должна лечь в основу школы?" Участницы собрания "положили: расширить круг женских сведений вообще, а в особенности подготовить для наших женских учебных заведений как учительниц, могущих занять место учителя в высших классах женских гимназий, так и начальниц, которые бы могли более разумно и сознательно посвятить себя делу воспитания. Кроме вышесказанной цели еще одна не менее важная должна лечь в основу школы - иметь возможность удовлетворять все более и более возрастающей потребности в женщинах-медиках, не раз уже выраженной и выражаемой нашими журналами и газетами"23. Протокол заседания подписали 30 домашних учительниц. Список открывали сестры Некрасовы; Екатерина, Анна, Варвара; за ними следовали сестры Засулич-Вера и Екатерина, Анна Шабанова и другие женщины, имена которых известны в русском освободительном движении. В августе 1868 г. инициативной группой был составлен новый документ - прошение на имя попечителя Московского учебного округа об открытии высшего учебного заведения для женщин, в котором говорилось: "Чувствуя недостаточность наших научных сведений, мы желали бы иметь возможность продолжать наше образование, чтобы с большим успехом прилагать его к делу воспитания"24. Таким образом, передовые женщины, требовавшие для себя высшего образования, рассматривали его как средство активного включения женщин в общественную жизнь, в одну из важнейших ее сфер - воспитание подрастающего поколения. Но прежде, чем излагать события дальше, представим читателю Е. С. Некрасову. |