|
|
Павлюченко Э. А. Женщины в русском освободительном движении от Марии Волконской до Веры Фигнер. М., Мысль, 1988. С. 1-272.
|
В начало документа |
В конец документа |
Павлюченко Э. А. Женщины в русском освободительном движении от Марии Волконской до Веры Фигнер Продолжение. Перейти к предыдущей части текста Екатерина Степановна Некрасова (1847-1905 гг.) В 1808 г., когда Е. С. Некрасова вступила в активную борьбу за высшее образование для женщин, ей исполнился всего лишь 21 год. Тремя годами раньше, в 18 лет, она получила свидетельство на звание домашней учительницы. Документ этот был подписан помощником попечителя Московского учебного округа "Двора его императорского величества церемониймейстером, действительным статским советником и кавалером В. Дашковым"*. Из него можно узнать, что девица Екатерина Степановна Некрасова родилась 15 января 1847 г. в столичном городе Москве; образование получила в частном учебном заведении г-жи Добринской, от которого имела одобрительное свидетельство об успехах в науках и о поведении. Вследствие поданного ею прошения о желании "вступить в домашние учительницы" и по рассмотрении представленных свидетельств она была допущена к испытанию в Московском университете и оказала познания в языках: в русском очень хорошие, во французском хорошие, в математике и физике отличные, и сверх сего в присутствии испытателей с успехом дала пробные лекции по означенным предметам. А потому ей, Некрасовой, дозволено принять на себя звание домашней учительницы...25 Отец Е. С. Некрасовой, сын дьячка, окончил Московскую семинарию и, до того как получил приход, преподавал латинский и греческий языки, грамматику и арифметику, а также катехизис и священную историю. Все дети - а их в семье было шестеро, в том числе четыре дочери - получили образование. Варвара Степановна Некрасова в числе первых в 1877 г. окончила Женские врачебные курсы, пошла добровольцем на русско-турецкую войну, работала там в госпиталях и погибла в 27 лет26. Екатерина Степановна позднее опубликовала письма сестры с войны, которые вначале появились в журнале "Русская мысль", а в 1903 г. вышли отдельной книгой под названием "Жизнь студентки". Весь сбор от продажи книги поступил в пользу женского медицинского института27 - характерная деталь для образа Екатерины Степановны, жившей весьма скромно на доходы от литературной деятельности, человека общественного темперамента и высокой нравственности. Тяга к знаниям, вера в просвещение привели ее к участию в женском движении, к борьбе за высшее образование для женщин. Именно Е. С. Некрасова возглавила движение в Москве, приведшее, в конце концов, к открытию Высших женских курсов. По вопросу женского образования она много выступала в печати, по письмам и воспоминаниям написала очерк "Женское движение у нас с конца 50-х годов"28, в котором собран, систематизирован большой фактический материал, в том числе и факты биографии самой Некрасовой - активной участницы женского движения. Сотрудничать в периодической печати она стала уже в начале 70-х годов XIX в. В архиве Некрасовой хранятся девять писем к ней П. И. Бартенева за 1872- 1897 гг., в одном из которых (30 марта 1874 г.) уважаемый и авторитетный издатель писал: "Я весьма дорожу Вашим сотрудничеством и отношусь к нуждам Вашим с искреннейшим почтением". Некрасова в то время, зарабатывал на жизнь, никак не могла освободиться от опостылевших ей уроков ("уроки мне надоели, так же надоели, как Москва с своим представителем образованности Катковым"29,-признавалась она Викторову) и мечтала полностью переключиться на литературную работу. Кроме Бартенева деловые отношения связывали Е. С. Некрасову с М. И. Семевским, издателем "Русской старины". Печаталась она в к Отечественных записках", а после их закрытия-в "Северном вестнике", "Русской мысли", "Русских ведомостях" и других либеральных органах. Многие публикации Е. С. Некрасовой посвящены женщинам, оставившим след в истории, литературе, искусстве,- поэтессе Евдокии Ростопчиной и писательнице Елизавете Кульман, "кавалерист-девице" Надежде Дуровой... Получив брошюру о Елене Ган, Н. А. Тучкова-Огарева писала Некрасовой: "Ваше призвание прекрасно: Вы не даете забыть ушедших тружеников, Вы оживляете их для живых"30. Екатерина Степановна старалась собрать как можно больше материалов о выдающихся женщинах, в том числе и о современницах. То, что не было опубликовано, сохранилось в ее архиве. В 1889 г. специально для Румянцевского музея Некрасова начала коллекционировать автографы (письма, записки) и фотопортреты своих современниц-писательниц и врачей. Автографы в некоторых случаях сопровождались комментариями коллекционера. Главным делом жизни Е. С. Некрасовой и ее заслугой перед потомками стало собирание документального наследия А. И. Герцена и Н. П. Огарева, его сохранение "до тех пор, пока свободная Россия сможет их свободно изучать", и активная пропаганда.
В условиях, когда имя Герцена было в России под запретом, Е. С. Некрасова одной из первых начала энергичную работу по поиску и сбору материалов среди живших еще тогда современников Герцена и Огарева, их родных и знакомых, как на родине, так и за ее пределами, установила контакты с детьми Герцена, с Н. А. Огаревой и М. К. Рейхель31. Своеобразный памятник этим революционерам Некрасова создала в Румянцевском музее в Москве, где по ее инициативе был открыт первый в России музей освободительного движения - "комната людей 40-х годов". "Комната" просуществовала более 20 лет, вплоть до реорганизации Румянцевского музея в 1925 г. Усилия Е. С. Некрасовой по пропаганде и сохранению национальных реликвий были оценены еще при ее жизни передовой русской общественностью, людьми, близкими Герцену и Огареву. В архиве Некрасовой хранится диплом почетного корреспондента "Московского Публичного и Румянцевского музеев, признательных за просвещенное внимание к их преуспеянию и в уважение заслуг"32. Здесь же - адресованные ей письма. От Н. А. Тучковой-Огаревой (29 июля 1892 г.): "Дорогая Екатерина Степановна! Да, Вы мне дороги, бесконечно дороги, потому что вы заняты ими, вы любите их, хотя и не знали их, вы хотите, чтобы их любили и помнили,- а как их скоро забыли"33. От Марии Каспаровны Рейхелъ (23 апреля 1904 г.): "Берегите себя, Вы еще много можете сделать с Вашей неутомимой деятельностью, с Вашим сердцем, которое горячо бьется за все достойное"34. От внука декабриста В. Е. Якушкина, выражавшего "чувство признательности" и "искреннее уважение" основательнице "комнаты" за тот интересный материал, что собран в музее ее стараниями35. Похвальные отзывы, слова одобрения воспринимались Екатериной Степановной как призывы к дальнейшей работе. Она была в числе первых в России литераторов, начавших писать о Герцене и Огареве, публиковать их материалы в печати. При этом ее отличала скромность в самооценках: имена Герцена и Огарева для нее были святы, и она, критически оценивая свои творческие возможности, опасалась, что не хватит таланта, литературного мастерства, чтобы написать об этих людях так, как они того заслужили. В 1895 г. исполнилось 25 лет со дня смерти А. И. Герцена.
Е. С. Некрасова подготовила заметку "Памяти Герцена", которая по цензурным запретам напечатана не была. Этот факт вызвал у нее двойственное чувство, которое столь волновало Екатерину Степановну, что она написала в дневнике: "Я рада, что моя заметка не помещена,- она же так плоха, так гадка, я рада! иначе бы я сгорела со стыда при взгляде на нее: не сумела даже о нем, о Герцене, сказать как следует! И в то же время как мне мучительно больно! 25 лет прошло со дня его смерти, а сказать о нем печатно мы не можем, не смеем, нам не позволяют!".36 Оттиски статей и публикаций материалов Герцена и Огарева, собранные Некрасовой воедино, составили целую книгу37. В ней 49 сюжетов: "Связка писем А. И. Герцена 1838-1840 гг.", повествующая о жизни Александра Ивановича и Натальи Александровны Герцен во владимирской ссылке (Е. С. Некрасова записала в дневнике: "Летом 1893 г. А. Л. Герцен вручил мне несколько пакетов с рукописями 30-х и 40-х годов"); "Наталья Александровна Герцен в переписке с Александрой Григорьевной Клиентовой. 1834-1840"; "Герцен в Вятке"; "Из владимирской жизни Герценов. Письма мужа и жены 1839 г."; "Смерть Н. А. Герцен" и другие публикации 1880-х - начала 1900-х годов, главным образом из "Русской мысли", "Северного вестника", а также из других периодических изданий. Получив в Швейцарии "Русские ведомости" со статьей Е. С. Некрасовой "Забытый юбилей", Мария Каспаровна Рейхелъ писала автору 29 января 1903 г.: "Ваш артикль я читала одна с душевным участием, для меня эти подробности были новы, ведь я узнала о смерти Г[ерцена] из здешних газет, и сердце отказывалось верить, что это могла быть правда. Сегодня я отправила газету к Тате, сообщив Ваше желание о дополнении..." В ее письме через месяц - о том же: "Меня очень радует, что Ваша статья такое распространение находит и так часто перепечатана, вот теперь бы и надобно еще больше известий о Г[ерце]не помещать, чтоб интерес не ослаб. Если б можно было его самого говорить заставить, т. е. в печати"38. Статья Е. С. Некрасовой памяти Н. П. Огарева, опубликованная в "Бакинских известиях" 4 ноября 1903 г., вызвала такой же душевный отклик соратницы Герцена.
"Нужно ли говорить,- писала Рейхель,- что я с интересом и участием читала Ваши строки об Ог[ареве]. Как ни мало знала я его лично, но это такая симпатичная личность, перед всем существом которой нельзя не преклоняться"39. Знакомство Некрасовой и Рейхель - женщин двух разных поколений-началось с деловых отношений: Екатерина Степановна разыскивала всех здравствовавших современников Герцена, а также сохранившиеся устные и печатные известия о нем. Так в 1892 г. началась их переписка. Общность интересов, духовная и душевная близость вскоре превратили деловое знакомство в тесную дружбу. Переписка продолжалась более десяти лет и оборвалась со смертью младшей из корреспонденток - Некрасовой. Мария Каспаровна аккуратно и тщательно отвечала на многочисленные вопросы Некрасовой, активно помогала ей советами и пожертвованиями в создании "комнаты людей 40-х годов". В свою очередь Екатерина Степановна теплыми, сердечными письмами поддерживала ветерана освободительного движения. Рейхель благодарила ее за доброту, "милое внимание", "теплое участие" и особенно за предложение "работать", т.е. писать воспоминания. Ее мемуары вышли в свет во многом благодаря Некрасовой, стимулировавшей Рейхель непрерывными вопросами, просьбами восстановить тот или иной факт, подробность, деталь или опознать личность, причастную к Герцену. Легко понять особую привлекательность для Е. С. Некрасовой, активной участницы женского движения, образа Натальи Александровны, жены Герцена. Познакомившись со "старушкой Клиентовой", другом детства и юности Н. А. Герцен, Е. С. Некрасова опубликовала их переписку за 1834-1840-е годы40. Обнародованные мысли совсем юной Н. А. Герцен удивительно соответствовали мировоззрению публикатора. "Береги свою светлую душу,-писала Герцен подруге,- береги ее от земли, от людей, а более всего от дремоты", или: "Я очень много занимаюсь, читаю Шиллера и Гете. Теперь я, Сашенька, кормилица и няня, хочется быть и учительницею его [сына], хотя сначала, и потому я учусь сама..." Подобные письма писала и сама Е. С. Некрасова Наталье Александровне-младшей - дочери Герцена. Их сроднило стремление к знаниям, к хорошей книге, к идеалу, возвышающему душу. Но вот быть кормилицей, няней и учительницей собственного ребенка Екатерине Степановне не было суждено: у нее не было сына, не было своей семьи, всю жизнь оставалась она одинокой женщиной...
В своей литературной деятельности Е. С. Некрасова выступала как последовательный демократ-просветитель. Большую активность проявила она, в частности, в подготовке и издании специальной литературы "для народа". Эта задача выдвигалась демократической интеллигенцией той поры в число первостепенных, тем более что хорошая книга противостояла потоку низкопробных, но популярных подделок под литературу. В 1892 г. Е. С. Некрасова через М. К. Цебрикову получила предложение участвовать в народных изданиях. Оно исходило от совсем еще юного В. Д. Бонч-Бруевича, задумавшего устроить "общество для издания и распространения полезных книг в народе" и обратившегося за помощью к известной писательнице М. К. Цебриковой. "Кто он,- писала Цебрикова Некрасовой,-не знаю. По тону письма, если не ошибаюсь, человек это должно быть искренно желающий добра, но, по-видимому, имеющий очень скудное понятие о народных изданиях. Если пойдет что-нибудь дельное, можно ли указать на Вас?".41 Узнав через Цебрикову, что Некрасова "имеет вещицы для народного издания", Бонч-Брусвич, уже в качестве редактора издательства П. Прянишникова в Москве, попросил ее содействия. "Направление нашего издательства,- писал он Екатерине Степановне,- можно определить так: радикальное до самого последнего и возможного в наши дни предела. К Вам еще просьба. Если Вы согласитесь издавать Ваши труды у меня, то прошу Вас самой, от себя, подать их в цензуру, только отнюдь не в московскую. Прошу об этом потому, что меня ненавидит цензура и преследует ужасно, и достаточно того, что рукопись подаю я, чтобы на нее стали смотреть в цензуре весьма и весьма подозрительно. Последствия этой травли уже не преминули выясниться; 6-го июля сего года мне запретили восемь рукописей очень и очень хороших... Еще просьба. Вы, наверно, имеете много знакомых, желающих потрудиться на пользу хорошей народной книжки; пожалуйста, просите их доставлять мне рукописи. Надо же, наконец, создать издательство, основанное на радикальных началах. А это только возможно при самом пламенном сочувствии общества"42.
Некрасова с радостью согласилась помогать "доброму предприятию"43, и очень оперативно. Она со свойственной ей деловитостью и нелицеприятностью высказывала (по просьбе Бонч-Бруевича) свое мнение об уже изданных книгах для народа. Проблемам "хорошей народной книжки" была посвящена не одна ее публикация, в том числе очерки "Народные книги для чтения в их 25-ти летней борьбе с лубочными изданиями" (напечатаны в "Северном вестнике", отдельное издание-в 1902 г. в Вятке), "Были ли у нас газеты для народа?", "Журналы для народа", "Лубочные картинки" (напечатаны в "Русской мысли" в 80-90-е годы). Все, что сделала за свою жизнь Екатерина Степановна Некрасова - рассекречивание и пропаганда имен Герцена и Огарева, подготовка книг для народного чтения, борьба за высшее образование для женщин, - все это в целом было несомненным вкладом в освободительное движение России второй половины XIX столетия. БОРЬБА ПРОДОЛЖАЕТСЯ В декабре 1868 г. пришел ответ от Д. А. Толстого, явившийся по существу замаскированным отказом: разрешены были только публичные лекции, совместные с мужчинами, ибо "указываемая в записке важнейшая и естественная обязанность женщины - воспитание и образование детей - не нуждается собственно в университетских курсах"44. Как всегда на перепутье, начались горячие споры в женских кружках о том, что делать дальше. В течение всей зимы 1868/69 г. на квартире у Н. В. Стасовой один раз в месяц по понедельникам проходили женские собрания. На них все те же небрежно одетые нигилистки с подстриженными волосами и нарядные барыни в изящных туалетах, филантропки и труженицы, содержавшие иногда своим трудом целые семьи. Для обсуждений собирались по 60-70 человек. Наряду с такими собраниями на частных квартирах под руководством Бекетова, Менделеева, О. Ф. Миллера началась подготовка к будущим, тогда еще не существовавшим даже на бумаге курсам. Н. В. Стасова, отличавшаяся скромностью и сдержанностью, рискнула сравнить эти собрания с кружками 30-х годов, из которых выросли такие титаны, как Белинский, Станкевич, Грановский, и, предвидя возражения, так их парировала:
"Скажут, что я слишком далеко махнула, а я на это отвечу, что нет. При том же тем не надо было пробиваться, им был университет открыт, им говорили: "учитесь, вот вам все готово-и чины потом, и места". А нам все было закрыто. Возьмешь газету, ты - синий чулок! Хочешь учиться не по "дамским" учебникам - куда тебе! Все стремление состояло в том, чтобы найти жениха, и ступай опять в кабалу с закрытыми глазами. В такое-то время взять на себя храбрость маленькому кружку женщин пробить дорогу и сметь идти с просьбой к министру об открытии "университета для женщин" или допустить их в мужской университет! Это не шутка"45. Пока шла бюрократическая волокита и продолжалось ожидание официального разрешения на открытие Высших женских курсов, группа наиболее радикальной молодежи во главе с Е. А. Солодовниковой, упрекая "филантропок" и "аристократок" в медлительности, сумела устроить концерты актрисы Е. Лавровской и на собранные деньги открыть в апреле 1869 г. как бы подготовительные курсы. Они разместились в здании пятой мужской петербургской гимназии у Аларчина моста, откуда и произошло их название - Аларчинские. Передовая женская молодежь потянулась на эти курсы. На них ежедневно с 6 до 9 вечера лучшие преподаватели Петербурга читали лекции в объеме программы мужских гимназий. Наибольшей популярностью среди слушательниц пользовались математик Л. Н. Страннолюбский, физик К. Д. Краевич, химик А. Н. Энгельгардт. Среди курсисток выделялась видающимися способностями в области математики, химии и физики 16-летняя Софья Перовская. Именно с Аларчинскими курсами был связан перелом в ее жизни: знакомство с революционно настроенными женщинами и как следствие этого - разрыв с семьей в ответ на приказ отца порвать все отношения с нигилистками. Аларчинские курсы сыграли свою роль не только в женском образовании, но и в истории освободительной борьбы. Недаром они пользовались плохой репутацией у властей как прибежище "всех нигилисток и эмансипированных". Здесь осенью 1869 г. возник кружок С. Л. Перовской, в котором объединились слушательницы Аларчинских курсов сестры Александра и Вера Корниловы, О. А. Шлейснер, А. Я. Ободовская (все они, включая Перовскую, впоследствии - "чайковцы"), А. П. Корба, А. К. Вильберг, Е. Н. Ковальская, С. А. Лешерн фон Герцфельдт, П. К. Скворцова, Ф. М. Берлин-Кауфман, Е. Ф. Литвинова46.
Многие из курсисток в дальнейшем сыграли немалую роль в русском революционном движении. Так, Л. И. Корнилова стала одной из основательниц кружка "чайковцев", судилась по "процессу 193-х" в 187 7- 1878 гг. и была сослана в Сибирь. Софья Лешерн занималась революционной пропагандой во многих местах России, неоднократно была судима, наконец, в 1879 г. по делу народника-террориста Валериана Осинского приговорена к смертной казни, замененной бессрочной каторгой. Умерла она на поселении в Восточной Сибири. Анна Корба-Прибылева стала в дальнейшем крупной народоволкой, членом Исполнительного комитета "Народной воли", была осуждена по "процессу 17-ти" (1883 г.) и провела более 20 лет на сибирской каторге. В 1869 г. эти серьезные, энергичные девушки, жаждавшие активной, сознательной жизни, свободы, знаний, еще не предполагали, что ждет их в недалеком будущем. Следующий этап на пути женщин к высшему образованию - открытие в Петербурге в январе 1870 г. Владимирских курсов. Они находились в ведении женской инициативной группы, а распорядительницей была Н. В. Стасова. Легко представить себе волнения устроительниц в день открытия: продажа билетов, размещение публики и т. п., а главное - опасения, что народу окажется мало, дело сорвется, а вместе с этим и вопрос о высшем образовании окажется проигранным надолго. Однако хлынула толпа и аудитория была переполнена47. Курсы открылись лекцией О. Ф. Миллера - известного историка литературы и фольклориста (в 1887 г. был лишен кафедры за резкое выступление против Каткова). К. Н. Бестужев-Рюмин читал историю, А. Д. Градовский - государственное право, Н. С. Таганцев - уголовное право. В духе времени основное внимание на курсах уделялось естественным наукам, которые, как и гуманитарные, представляли крупнейшие ученые: А. Н. Бекетов, М. С. Воронин, А. С. Фаминцын (ботаника), А. М. Бутлеров, Д. И. Менделеев (химия), И. М. Сеченов (физиология). Лекции читались четыре раза в неделю, что было явно недостаточно, и поэтому параллельно шли чтения на частных квартирах.
"В то время было так,-вспоминала А. П. Философова,- сегодня у меня читают. Являются дамы с хвостами и стриженые, и гарибальдийки, и пр., и всё это слушает, не переводя дыхания. После лекции кто-нибудь гласит: завтра такой-то читает на Петербургской у такой-то... Сейчас берут адрес и на следующий день едут в какую-нибудь мансарду, сидят и слушают, тоже не переводя дыхания... Как скоро все прочитанное усваивалось. Как жаждали мы новых знаний! Все легко друг с другом знакомились. Никому и в голову тогда не приходило, что могут быть шпионы"48 . А шпионы между тем не дремали. В 1870 г. начались лекции на Владимирских курсах, и уже в марте 1871 г. обер-полицмейстер Петербурга Ф. Ф. Трепов докладывал министру внутренних дел: "Курсы, об устройстве которых настойчиво хлопочут руководительницы так называемого "женского движения", лишены всякого образовательного значения. Молодые профессора Градовский и Таганцев, читающие государственное и уголовное право ("по-видимому, из моды" - считал он), "проповедуют вредные истины, Градовский о государственной власти и форме правления". Последнее обстоятельство вызывало наибольшую тревогу обер-полицмейстера: между девушками развивался "вредный корпоративный дух", отсюда этот "нигилистический дух" "может распространиться во все стороны и здесь имеет все способы созреть во взаимных беседах". Не обошел Трепов и расхожих мнений о неминуемой порче нравов, так как на курсах, по его мнению, не было "достаточно строгого надзора, а в антрактах мужчины и женщины долго прогуливаются в потемках по коридору"49 (Владимирские курсы первоначально были смешанными). В Москве в мае 1869 г. также открылись первые женские курсы, которые в 1870 г. получили название Лубянских (они размещались в мужской гимназии на Лубянке). Первые женские курсы, открытые в Петербурге и в Москве - Аларчинские, Владимирские, Лубянские,- имели в общем одни и те же слабости и изъяны. Прежде всего, они не были систематическими научными курсами, удовлетворявшими потребность женщин в высшем образовании.
Учебные программы составлялись на уровне мужских гимназий или на несколько более высоком уровне и в целом представляли как бы переходную ступень между средней и высшей школой. Наиболее совершенными по организации и уровню преподавания были Владимирские курсы, привлекшие, как уже говорилось, крупнейшие научные силы. Но даже здесь занятия сводились к пассивному прослушиванию лекций, в то время как для усвоения многих наук, особенно естественных, требовались практические, лабораторные занятия, семинары. В распоряжении курсисток не было ни лабораторий, ни библиотек, ни научных кабинетов. Состав слушательниц отличался чрезвычайной пестротой и по возрасту, и по уровню подготовки. Среди них были курсистки с дипломами домашних учительниц, окончившие гимназии или частные институты, получившие домашнее образование и т. п. В массе своей они были слабо подготовлены, что снижало уровень преподавания. Следует также учесть, что часть слушательниц, особенно на первых порах, приходила из любопытства, не имея серьезных стремлений к образованию. Все женские курсы испытывали большие материальные затруднения. Их бюджет составлялся главным образом из платы за обучение. На Владимирских курсах, например, годовое обучение стоило 50 руб., или пять руб. за каждый предмет, разовый билет на лекцию - 25 коп.50 В итоге это составляло сумму, абсолютно недостаточную для нормального функционирования курсов, хотя преподаватели, распорядительницы, дежурные и т. п. трудились безвозмездно. Положение мало улучшилось и с 1872 г., когда министерство народного просвещения назначило курсам ежегодную субсидию в тысячу руб. Просьба инициативной группы объявить через газету сбор пожертвований была отвергнута министерством внутренних дел. Положение спасала только общественная инициатива. Начались частные сборы, лотереи, музыкальные и литературные вечера в пользу женских курсов. В Петербурге чаще всего благотворительные вечера устраивались в доме Философовой, имевшей вместительный зал и множество богатых знакомых,- благотворительность была тогда в большой моде. Естественно, что курсы не могли удовлетворить стремления передовых женщин к высшему образованию.
Более того, с момента их открытия не утихали внутренние противоречия в самом женском движении. Одни приветствовали публичные лекции как громадное завоевание. Другие принимали их скрепя сердце, за неимением более совершенного пути к получению образования, не желали поддерживать фиктивного представления о доступности в России женщине высшего образования и считали более целесообразным отдавать деньги девушкам, уезжавшим на учебу за границу. Поэтому конфликты среди лидеров были нередки: когда, например, осенью 1871 г. устроители были вынуждены (из-за нехватки средств) повысить цены на лекции, "левые" во главе с Е. И. Конради в знак протеста вышли из инициативного комитета. Отсутствие средств было бичом курсового обучения. Так, несмотря на общественную поддержку. Владимирские курсы просуществовали только до 1875 ., когда их пришлось закрыть из-за финансовых трудностей: "Кружок инициаторов пришел к сознанию, что они не удовлетворяют требованиям, а потому прогрессировать не могут..."51 Итак, борьба женщин за высшее образование, начатая ими на рубеже 50-60-х годов XIX в., хотя и не достигла цели, но к концу десятилетия привела к некоторым результатам. При всех недостатках первые курсы сыграли в целом положительную роль в становлении женского высшего образования в России. Они представляли собой как бы подготовительный этап к более высокой ступени. В ходе занятий у женщин вырабатывались непривычные для них навыки обучения. Инициаторы же приобретали опыт организаторской работы. Более того, не удовлетворяя потребности женщин в высшем образовании, первые курсы являлись своеобразными стимуляторами в борьбе за него. Что же касается Владимирских курсов, то они стали ядром, из которого впоследствии развились Высшие женские курсы (Бестужевские). * * * Бурное развитие капитализма в стране обострило потребность в работниках интеллигентного труда. Проблема высшего женского образования не была решена, и ее продолжали активно обсуждать в печати. Необходимость такого образования стала "самой настоятельной "ввиду серьезного запроса деятельности", запроса "женщин на участие в общем деле".
"В самом деле,- развивал свою мысль Ф. М. Достоевский в "Дневнике писателя" за 1876 г.,- только лишь высшая наука имеет в себе столько серьезности, столько обаяния и силы, чтоб умирить это почти волнение, начавшееся среда наших женщин. Только наука может дать ответ на их вопросы, укрепить ум, взять, так сказать, в опеку расходившуюся мысль""52. Правительство было всерьез озабочено не только общественным давлением, но и продолжавшимся бегством женщин в заграничные университеты, принимавшим по тем временам массовый характер. Совокупность всех названных обстоятельств оказалась благоприятной для дела женского образования. В начале 1872 г. профессор Московского университета В. И. Герье, воспользовавшись "высочайшим повелением" (1871 г.) учебному ведомству "поощрять женщин на поприще воспитательном", добился разрешения открыть систематические научные курсы для женщин53. Владимир Иванович Герье, известный историк-медиевист, еще на студенческой скамье выступал против косности официального преподавания. В 1850-1860-е годы он состоял в постоянной оппозиции к властям. Во время университетской "истории" 1866-1867 гг. он выступил против нарушения университетского устава и в защиту передовой профессуры, преследовавшейся Катковым. Правительство, однако, было столь заинтересовано в "утишении" женщин, рвавшихся к образованию, что В. И. Герье разрешили (невзирая на его вполне определенную репутацию у властей) открыть курсы. Для него же "вопрос о содействии высшему образованию русских девушек" сделался одним из главных интересов жизни. "...И я предался ему,-вспоминал Владимир Иванович,- как только получил к тому возможность"54. Курсы Герье были организованы на более прочной основе, чем все предыдущие55. Они были введены как двухгодичные, но с 1874-1875 гг. преподавание увеличилось еще на один год, что было официально узаконено в 1879 г. Обязательными предметами являлись русская и всеобщая история, русская и всеобщая литература, "история цивилизации" и история искусства. Преподавание велось не только в форме лекций, но и в форме семинарских занятий; таким образом, обучение на курсах перестало быть пассивным слушанием.
Судя по именам преподавателей, курсы имели высокий научный уровень: В. О. Ключевский, Н. С. Тихонравов, П. Г. Виноградов, М. С. Карелин, В. И. Герье вели историю; А. Н. Веселовский и Н. И. Стороженко преподавали литературу, А. И. Чупров - политэкономию, Ф. А. Бредихин-физику и астрономию (до 1879 г.). Одна из курсисток вспоминала позднее: "Слушательниц было много-даже слишком много; в зале часто не хватало места, а на иных лекциях и в коридоре стояла густая толпа. Особенным многолюдством отличались лекции по русской истории... (лекции В. О. Ключевского.- Э. П.) ни на минуту не ослабевало наше внимание, не слышалось покашливаний, зевков, глаза не блуждали по сторонам: было ясно, что каждое слово ловится на лету"56. Курсы Герье послужили образцом для Казанских и Киевских женских курсов (1876 и 1878 гг.). |