|
|
Павлюченко Э. А. Женщины в русском освободительном движении от Марии Волконской до Веры Фигнер. М., Мысль, 1988. С. 1-272.
|
В начало документа |
В конец документа |
Павлюченко Э. А. Женщины в русском освободительном движении от Марии Волконской до Веры Фигнер Продолжение. Перейти к предыдущей части текста "Все пошло в переборку", говаривали современники, начиная с основ государственного и общественного строя, религиозных воззрений вплоть до обычаев, костюма, прически. "Связанное общество до того истомилось, лежа без языка и движения, что готово было все поломать, лишь бы хватило смелости"26,-писала одна из новых женщин, Елена Андреевна Штакеншнейдер (1836-1897 гг.). Она-дочь придворного архитектора, "личность в высшей степени симпатичная, с широким литературным образованием, с тонким художественным чутьем"27, в доме которой на вечерах бывали П. Л. Лавров, М. Л. Михайлов, Шелгуновы, литературные знаменитости. Там же под руководством профессора Н. П. Федорова велись занятия для женщин по химии, читались общедоступные лекции. В поисках новой жизни сотни девушек, молодых женщин покидали родительский дом. Проблема "отцов и детей", разрыв молодого поколения со старым стали характерной чертой б0-х годов XIX в. "Мне то и дело приходилось быть свидетельницею того, как молодежь обоего пола уходила из-под родительского крова",- вспоминала одна из шестидесятниц, Е. Н. Водовозова28. Об этом же свидетельствовала Софья Ковалевская: "Можно сказать, что в этот промежуток времени, от начала 60-х до начала 70-х годов, все интеллигентные слои русского общества были заняты только одним вопросом: семейным разладом между старыми и молодыми. О какой дворянской семье ни спросишь в то время, о всякой услышишь одно и то же: родители поссорились с детьми. И не из-за каких-нибудь вещественных, материальных причин возникали ссоры, а единственно из-за вопросов чисто теоретических, абстрактного характера. "Не сошлись убеждениями!"-вот только и всего, но это "только" вполне достаточно, чтобы заставить детей побросать родителей, а родителей отречься от детей. Детьми, особенно девушками, овладела в то время словно эпидемия какая-то - убегать из родительского дома. В нашем непосредственном соседстве пока еще, бог миловал, все обстояло благополучно; но из других мест уже приходили слухи: то у того, то у другого помещика убежала дочь, которая за границу - учиться, которая в Петербург - к "нигилистам""29. Как мы знаем, а эпидемия" эта коснулась и Сони Корвин-Круковской, пошедший на фиктивный брак с В. О. Ковалевским ради того, чтобы уехать учиться в Петербург, а затем за границу. Толкало девушек на уход из дому и нежелание идти замуж без любви, по расчету, иногда плохие семейные условия, попреки в куске хлеба, а то и просто вздорные ссоры с домашними по пустякам.
Все рвались в Петербург, который в начале 60-х годов приобрел ореол обетованной земли: здесь была лаборатория идей, здесь много говорили и писали о женском вопросе, здесь могли указать, как жить, что делать... Писатель В. Л. Слепцов, активно помогавший женщинам в их эмансипации, получал десятки писем с вопросами: следует ли девушке бросать родительский дом? можно ли разойтись с мужем? можно ли оставить детей на руках престарелой бабки и самой ехать в Петербург учиться? как и где найти заработок? Последний вопрос был особенно актуальным. "На переломе"-в канун крестьянской реформы и после нее - многие бедные родственницы, ютившиеся в помещичьих усадьбах в качестве домашних учительниц, экономок, приживалок, оказались не у дел. Девушки и женщины, порвавшие с родными, естественно, так же лишались материальной поддержки. Они ехали в Петербург, чтобы учиться, работать, чтобы найти применение своим силам, не жить трутнями, быть полезными обществу, утвердиться в своей независимости. Стесненные материальные возможности таких женщин становились естественным ограничителем всяких излишеств. Но строгая простота в быту, в одежде была вместе с тем и принципом нового человека: стыдно иметь деньги и бросать их на барские прихоти, а не на нужды парода, и прежде всего, его просвещение. А потому - долой пышные разноцветные платья с оборками, кружевами и лентами, долой корсеты и прочие женские ухищрения, напоминавшие о "кисейных барышнях". На смену им приходило простое черное, платье, чаще всего шерстяное (в противовес светлому шелку барынь-аристократок), без всяких украшений и излишеств, иногда с белым воротничком и манжетами. Подобный костюм был своеобразной униформой новой женщины в течение нескольких десятилетий. Софья Перовская на суде была в черном платье с белым воротничком. Накануне, 22 марта 1881 г. она обратилась к матери с единственной просьбой, которая состояла в том, чтобы купить ей "воротничок и рукавчики...". Н. П. Суслова вспоминала, как П. Л. Лавров напал на нее за шелковое платье, когда она, уже получив диплом врача, собиралась "делать визиты" и действительно была в шелковом платье, хотя и "самом дешевеньком"30. В повести Д. Гранина "Эта странная жизнь" о замечательном ученом и человеке А. А. Любищеве есть интересные рассуждения по доводу принятого им "обычая одеваться более чем просто, игнорируя мнение окружающих". "По-моему,-рассуждал А. А. Любищев,- для ученого целесообразно держаться самого низкого уровня приличной одежды, потому что: 1) зачем конкурировать с теми, для кого хорошая одежда - предмет искреннего удовольствия; 2) в скромной одежде - большая свобода передвижения; 3) некоторое даже сознательное "юродство" неплохо: несколько ироническое отношение со стороны мещан - полезная психическая зарядка для выработки независимости от окружающих..."31 Любищев вел речь об ученых, но его последнее соображение о "независимости от окружающих" весьма соотносится с поведением нигилисток прошлого века. Хотя, без сомнения, бывал у них и эпатаж, нарочитые крайности, бравада (как, например, красная кумачовая косоворотка, видневшаяся из-под плисовой поддевки, или грязное ситцевое платье в чернильных пятнах). Но это уж никак не было правилом, скорее, исключением для женщин, по-настоящему стремившихся к новой жизни. Независимость от окружающих обывателей вырабатывалась не только скромной одеждой, но и всем внешним обликом женщины новой формации, ее манерами и нормами поведения. Короткая стрижка взамен кос и шиньонов, требующих много времени и забот; отказ от "женских глупостей" в виде сережек, брошей и т. п., уподобляющих, по мнению нигилисток, женщин дикарям; пренебрежительное отношение к пустой светской болтовне и кокетству; посещение лекций, участие в мужских спорах и даже появление на улице интеллигентных женщин, никем не сопровождаемых,- все это вызывало насмешки, возмущение обывателей, а следовательно, вырабатывало силу воли, смелость у женщин, противостоящих толпе. Однако характерное для женщин той эпохи стремление во всем сравняться с мужчинами, естественный протест против науки "нравиться", впитываемой с молоком матери, приводили зачастую к потере женственности, к искусственному мужеподобию. Не одна чудная коса была отрезана из принципа, изящные дамские шляпки заменялись мужскими (кстати, и потому, что были более дешевы). Одной из "обязанностей, налагаемых верой", было просветительство. Нравственный долг каждого образованного человека - учить неграмотного. Этим занимались все-профессора, литераторы, журналисты, офицеры, ученицы школ и т. д., но главным образом - женщины. "Почти в каждую семью, захваченную духом времени, приходили учиться грамоте дети, подростки, даже взрослые из подвалов, углов, лавочек; с ними занимались члены семьи в свободное время, чаще женщины, как неслужащие, более свободные",-вспоминала Е. Н. Щепкина32. Е. Н. Водовозова. ученица К. Д. Ушинского, известный педагог и литератор, рассказывала в своих воспоминаниях, как тетка приставала к пятилетней племяннице: "Кем будешь, когда вырастешь?" "Буду учить бедных деток; они ничего не знают, а я им все расскажу",- отвечала малютка33. Характерной чертой новых людей была вера в знания. Науки (и в первую очередь естественные), считали они,- лучшее орудие в борьбе с невежеством, предрассудками, а следовательно, и наикратчайший путь к высвобождению личности. Социальные неурядицы, экономические бедствия, разлад семейных отношений - все, по их мнению, можно быстро исправить, если за дело возьмутся умные, образованные люди... Для того чтобы стать полезным членом общества, приносить ему посильную пользу, необходимо, прежде всего, образование. Постижение этой истины заставило женщин взяться за серьезные книги. "Русские девушки,- писала одна из них, лидер женского движения А. Н. Шабанова,- вместо романов зачитывались Д Ст. Миллем, вместо заучивания стихов для писания в альбомы засели за математику и естественные науки". Во всех случаях жизни ими руководил Спенсер, вспоминала бывшая курсистка, "семейные же несогласия всегда разрешались при его благосклонном участии". "Жизнь животных" Брема, свидетельствовала Е. Н. Водовозова, стала настольной книгой, "не читать этой книги значило подвергать себя укорам и насмешкам"36.
В большом ходу среди передовой женской молодежи в те годы были западные социалисты - Сен-Симон, Оуэн, Луи Блан, Лассаль, Прудон. "Современник", "Колокол", "Полярная звезда" и другие издания герценовской Вольной печати, "Русское слово" входили в постоянный круг чтения. Каждое новое выступление кумиров молодежи - Чернышевского, Добролюбова, Писарева - бурно обсуждалось. "В столе у меня лежит "Колокол" Искандера,- записала Е. А. Штакеншнейдер 6 октября 1857 г.,- и надо его прочитать спешно и украдкой, и возвратить. Искандер теперь властитель наших дум, предмет разговоров"37. Статья Н. А. Добролюбова "Темное царство", по мнению современников, произвела "целый поворот общественного сознания на новый путь понятий", "перелом всех домашних отношений", стала "новым кодексом для воспитания свободных людей в свободной семье"38. Она читалась с огромным увлечением. Молодежь носилась с этой статьей как с откровением. Самым любимым поэтом передовой демократической интеллигенции тех лет был Н. А. Некрасов - поэтический выразитель "эпохи разночинца". "Кого интересует идейное и нравственное содержание эпохи образованного разночинца,- писал Г. В. Плеханов,- тот непременно должен обратиться к поэзии Некрасова"39. Через увлечение Некрасовым прошли Софья Ковалевская, Вера Фигнер, Софья Перовская и многие их сверстницы. Одна из участниц женского движения 60- 70-х годов вспоминала о том потрясающем впечатлении, которое произвели на псе, 16-летнюю девушку, стихотворения поэта с призывом делать будничное, простое дело для пользы народа. "И с этим-то народом Некрасов впервые познакомил нас и, что самое главное, сумел заставить нас понять и полюбить всех этих Власов, школьников, Арин-солдаток, всех этих баб, замерзающих в поле, ребят, возящих дрова из лесу в шестилетнем возрасте, и, полюбив их, мы горячо привязались и к поэту, который открыл перед нами этот до тех пор почти неведомый для нас мир, и, пристрастные, как всегда бывает в юности, мы вознесли его на недосягаемую высоту"40. "Некрасов в настоящее время кумир, бог, поэт выше Пушкина, - записала Е. А. Штакеншнейдер в дневнике 31 октября 1856 г.,- ему поклоняются и против него говорить нельзя. В сущности, подругам моим до него очень мало дела, но что он идеал неприкосновенный, это они, конечно, знают"41. Особенно импонировал Н. А. Некрасов новым женщинам тем, что в числе первых вывел на своих страницах их образ - в лице Саши. Вера Фигнер прочла поэму в 15 лет, и она произвела на нее неизгладимое впечатление: "Над этой поэмой я думала, как еще никогда в свою 15-летнюю жизнь мне не приходилось думать. Поэма учила, как жить, к чему стремиться, согласовать слово с делом - вот чему учила поэма, требовать этого согласования от себя и от других-учила она. И это стало девизом моей жизни"42. Поэма Некрасова о декабристках "Русские женщины" в разгар обсуждения женского вопроса была воспринята как напоминание о предтечах, имена которых впервые вошли в историю русского освободительного движения. Особая роль в общественной жизни той поры, и, может быть, в первую очередь в формировании женского самосознания, принадлежала творчеству И. С. Тургенева. Как писатель, он обладал исключительной чуткостью ко всем новым и даже нарождавшимся общественным явлениям. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить его сочинения и череду выведенных в них образов реальных людей: "Рудин", "Накануне", "Отцы и дети в, "Дым", "Новь". Одна из самых сильных сторон творчества писателя - создание женских образов, которые он наделял гражданской активностью, энергией, готовностью к делу не на словах. В. Г. Белинский, говоря о великом подвиге А. С. Пушкина, который поэтически воспроизвел русское общество, отмечал: " ...но едва ли не выше подвиг нашего поэта в том, что он первый поэтически воспроизвел, в лице Татьяны, русскую женщину"43. Добавим - русскую женщину первой трети XIX столетия. Тургеневская женщина - достояние середины века. По воспоминаниям М. Горького, Л. Н. Толстой как-то сказал: "Тургенев сделал великое дело тем, что написал удивительные портреты женщин. Может быть, таких, как он писал, и не было, но когда он написал, их, они появились. Это верно, я сам наблюдал потом тургеневских женщин в жизни"44. Русский революционер и ученый П. А. Кропоткин свидетельствовал: "Он вселил высшие идеалы и показал нам, что такое русская женщина, какие сокровища таятся в ее сердце и уме и чем она может быть как вдохновительница мужчины. Он нас научил, как лучшие люди относятся к женщинам и как они любят. На меня и на тысячи моих современников эта сторона писаний Тургенева произвела неизгладимое впечатление, гораздо более сильное, чем лучшие статьи в защиту женских прав". Кропоткин признавался, что именно Тургеневу обязан он своим личным счастьем: повесть "Накануне" с ранних лет определила его отношение к женщине и тем самым помогла найти жену по сердцу и прожить вместе счастливо более двадцати лет45. Одна из воспитанниц женского института и через много лот хорошо помнила, как Евгения Ивановна Конради читала своим ученицам повесть "Накануне", "которой в то время придавали большое значение и на которую смотрели как на выдающееся событие вследствие уже намечавшегося тогда движения в пользу женской самостоятельности и равноправности"46. П. С. Стасова (жена Д. В. Стасова, урожденная Кузнецова), активная деятельница женского движения, в свое время под влиянием Тургенева начала учиться, ибо "мало было a la тургеневская Елена только сочувствовать всему хорошему, сильному, хотелось самой быть самостоятельной работающей единице и являлось сознание крайней бедности своего образования, стремление учиться, учиться"47. Настоящую бурю вызвал роман Тургенева "Отцы и дети". М. А. Антонович в "Современнике" объявил его злым памфлетом, Писарев же назвал его главного героя - Базарова - выразителем лучших идей и настроений передовой молодежи. Многие сути произведения попросту не поняли. Враги злорадствовали и торжествовали - шеф жандармов во всеподданнейшем отчете Александру II за 1802 г. сообщал: "Справедливость требует сказать, что благотворное влияние на умы имело сочинение известного писателя Ивана Тургенева "Отцы и дети". Находясь в главе современных русских талантов и пользуясь симпатиею образованного общества, Тургенев этим сочинением неожиданно для молодого поколения, недавно ему рукоплескавшего, заклеймил наших недорослей-революционеров едким именем "нигилистов" и поколебал учение материализма и его представителей"48. В молодой среде бушевали: это презренный пасквиль! Его автор сидит за границей, услаждается пением своей Виардо и перестал поймать все, что происходит в России! Естественно, что женский пол больше других взволновал образ Кукшиной: "Г-н Тургенев желает показать этим, что женщина недостойна свободы, не должна заниматься науками, иначе из нее выйдет карикатура на человека". Негодующих усмиряли здравые голоса; в образе Кукшиной автор не изображает современную передовую женщину, это всего лишь карикатура на людей, "заимствующих лишь внешность прогрессивных идей, примазывающихся к новому течению". И как же можно говорить, что Тургенев в лице Базарова осмеял молодое поколение, когда, наоборот, он показал в нем редкие достоинства!49 Е. А. Штакеншнейдер в обстановке, когда весь наш читающий мир потрясся от романа "Отцы и дети" и весь заговорил, запомнила и записала слова П. Лаврова. "Не осуждайте Тургенева,- говорил он,- поймите его, он художник, а художник - зеркало. Все, что проходит мимо этого зеркала, отражается в нем"50. Не будем относиться к словам чтимого революционера и философа столь доверчиво, как мемуаристка, и поправим его: творчество Тургенева было таким зеркалом, которое отражало не "все, что проходит мимо", а наиболее характерное, типичное. Без Кукшиной была бы неполной воссозданная писателем картина 60-х годов, но не ее образ определял эпоху. Тургеневские женщины - это Елена Стахова и ей подобные. На них (а не на Кукшину) уповал Тургенев, а затем Достоевский, Толстой... Печать всегда является существенным элементом общественной борьбы, формирования общественного мнения, ареной сражения "за души". Но в России печатное слово играло исключительную роль, особенно в периоды революционного подъема. Это глубоко и всесторонне объяснил А. И. Герцен. "У народа, лишенного общественной свободы,- писал он,- литература - единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести"51. В 1860-х годах появился новый читатель, с общественными потребностями и интересами, соответственно им искавший и ценивший в литературе, прежде всего, нравственный, воспитательный, обучающий аспект, относившийся к писателю как к учителю жизни, пророку. На литературных вечерах, ставших характерным явлением общественной жизни тех лет, даже простое упоминание таких слов, как "свобода", "деспотизм" и т.п., вызывало бурю среди собравшихся. При появлении популярного писателя на публике "стон стоял от криков восторга, аплодисментов и стучания стульями и каблуками". Н. В. Шелгунов брал на себя смелость утверждать, что "никогда, ни раньше, ни после, писатель не занимал у нас в России такого почетного места"52. Однако обостренное внимание к кардинальным задачам эпохи падения крепостного права определяло односторонний, можно сказать, утилитарный подход передовой молодежи к литературе. Нам, считала она, нужно только то, что служит общественным интересам непосредственно: стихотворения Некрасова, роман Чернышевского, некоторые вещи Тургенева, а Поль де Коков, Евгения Сю, а заодно с ними и Пушкина следует сдать в архив. Д. И. Писарев, явно увлекаясь, полагал, что "многие из наших беллетристов сделались художниками потому, что не могли сделаться общественными деятелями или политическими писателями"53. Вместе с тем нельзя не согласиться с критиком, который, разбирая в 1801 г. творчество Писемского, Тургенева, Гончарова, подчеркивал, прежде всего, "общественный интерес" их произведений. Понятно, что в такой обстановке никому и в голову не могло прийти отнестись к роману Н. Г. Чернышевского "Что делать?" как к беллетристике. Для прогрессистов он - учебник жизни, новое Евангелие, для ретроградов - проповедь настоящего разврата во всех сферах жизни. О влиянии романа Чернышевского на современников написано и сказано очень много. Но в чем секрет его особого успеха среди женщин? Наверное, в том, что Чернышевский первым в русской литературе указал конкретное дело, которого жаждала молодежь и, прежде всего, вырывавшиеся на свободу из душного плена домашних стен женщины, назвал конкретные пути и формы этого дела - производственные ассоциации, артели, которые хотя и оказались на поверку утопическими, несбыточными, но в целом сильно активизировали женский пол. Наконец, читательницы романа уверовали в высокое предназначение женщины в обществе и в семье, но в семье нового типа, неизвестной дотоле, узнали о фиктивном браке - наиболее простом и доступном способе высвобождения из-под родительской власти. 25 марта 1863 г. Е. А. Штакеншнейдер сделала в дневнике такую запись: "Вышел "Современник", .№ 3. В нем роман Чернышевского. Я этим романом наэлектризована. Он мне доставил наслаждение, какое доставляли книги в юные годы, он мне согрел душу своим высоконравственным направлением, наконец, объяснил то восторженное поклонение... иначе назвать не умею, которое питает к его автору молодое поколение, то влияние, которое он на него имеет"54. "Что делать?" читали многие женщины и девушки, вплоть до гимназисток. Е. Д. Субботина - одна из трех сестер, судившихся в 1877 г. по "процессу 50-ти", вспоминала, как в первый ее гимназический год одна из учениц принесла в класс роман Чернышевского, а учитель как раз предложил написать сочинение о положении русской женщины по Домострою. "Вот мы и вплели туда и Веру Павловну и артели,- писала Субботина.- Хорошо, что учитель отнесся спокойно к этим писаниям и не предал их огласке"55. Находясь далеко от России, в Ницце, прочитала "Что делать?" дочь Герцена Тата, Наталья Александровна. "Ты совсем права,- писала она 19 декабря 1867 г. М. К. Рейхель,- многое в нем странно, смешно и неестественно, но зато сколько дельного!"56 Именно это "дельное" и оценили в первую очередь русские женщины: "Дело, от которого нельзя отказаться, которого нельзя отложить,- тогда человек несравненно тверже"57. "Это было удивительное время,- время, когда всякий захотел думать, читать и учиться и когда каждый, у кого было что-нибудь за душой, хотел высказать это громко"58, - свидетельствовал участник событий. Передовые люди тогда не просто много читали, но и обязательно обменивались мнениями по поводу прочитанного, обсуждали, спорили до вторых петухов. Естественно, что особенно много проблем для обсуждения было у женщин, только приобщавшихся к общественной жизни. Трудно было в то время найти интеллигентный семейный дом, в котором бы не устраивались вечеринки - в складчину, с самоваром, без водки и без вина, но с обязательными спорами, чтением рефератов, иногда с лекциями-чаще всего по естествознанию. Кружки, идейные вечеринки, журфиксы - еще одно характерное явление тех лет. Поначалу на разного рода собраниях высказывались, читали рефераты мужчины, женщины только слушали. Постепенно ситуация менялась: женщины смелели, набирались опыта. Что же касается чтения рефератов на всевозможные животрепещущие темы, то уже к концу 70-х годов они стали до известной степени бедствием. "Лет пять-шесть тому назад,- вспоминала Е. С. Некрасова,- эти чтения в Москве только что вводились. Теперь они уже успели так войти в моду, что в какой дом ни загляни в приемный день, непременно попадешь на чтение какого-нибудь самородного таланта,- даже страшно"59. Споры шли вокруг тех же проблем, какими были заняты литература, журналистика того времени,- раскрепощение личности, и, прежде всего, женской, воспитание нового человека, и в частности воспитание детей в семье, роль и значение искусства и естественных наук, вопросы любви и брака и т. д. Многие современники запечатлели в своих мемуарах буйные молодежные споры той поры, когда в стране совершался исторический поворот от России феодальной к России капиталистической, а лозунгом эпохи было разрушение, отрицание. В разгар спора можно было услышать: - Против фактов я не иду, а потому не могу отрицать искусства и поэзии. Но они для меня лишь средства будить народ, направлять его в нужную сторону, как, например, некрасовские стихи. Пушкин же - баловство, как брошка или браслет для женщины. - Все ваши страсти и любови только рутина, старый хлам, который давно пора выбросить за борт! - А как вы понимаете Марка Волохова? - Я прочла брошюру "Дарвин как тип ученого"... - Чем вы так восхищаетесь? По-моему, у Писарева все это изложено остроумнее и интереснее. Спор прерывает чтение реферата о любви, начинавшегося так: "Подведем мину под Шопенгауэра и взорвем его навсегда". Затем кто-то декламирует "Узника" М. Л. Михайлова. После него хор грянул "Вниз по матушке по Волге". Один из студентов с большим чувством пропел "Вперед без страха и сомненья" - стихотворение Л. П. Плещеева, превращенное в гимн молодого поколения, И так до утра...60 Все ощущали недостаток знаний, потребность учиться, особенно женщины, образование которых значительно уступало мужскому. Поэтому лекции на частных квартирах собирали множество народа. В толпе мелькали и роскошные туалеты, но преобладали крайне просто или даже бедно одетые женщины в темных платьях, коротко остриженные-"стрижки". "Я приехала на лекцию в назначенный час,- вспоминала Авдотья Панаева о 1863 годе,- но все стулья уже были заняты слушательницами, между которыми находились дамы и девицы не из круга учащихся"61. В большинстве случаев темы занятий выбирались из естественных наук, которые зачастую превращались в нелегкую, но модную повинность для женщин, изучавших их часто только потому, что они им были недоступны ранее. "Музыкантши, талантливые певицы, девушки со сценическим дарованием как загипнотизированные брели на уроки анатомии и плакали от отвращения к препаратам",- свидетельствовала современница62. Одним из инициаторов чтения лекций для женщин выступил писатель В. А. Слепцов. Горячий поборник женской эмансипации, он придавал большое значение образованию женщин. Для лекций арендовали зал в частном доме. Однако довольно скоро это начинание, подобно многим другим новшествам 60-х годов, заглохло: число слушательниц убывало с каждой лекцией. Причина заключалась, прежде всего, в неподготовленности женщин к подобным занятиям, в слишком пестром составе слушательниц. Наряду с учащимися (которых, кстати, было мало, так как лекции читались по утрам) значительный процент составляли (по определению А. Панаевой) "мнимоучащиеся", которых было тогда немало и которые посещали лекции не столько ради знаний, сколько из принципа или из моды. К тому же "нигилисток" возмущало присутствие на лекциях хорошо одетых женщин - "аристократок". ""Аристократки" же, напуганные известиями о возможном приходе полиции, якобы уже предупреждавшей хозяина дома, переставали ходить на лекции63. Понятно, что власти не сидели, сложа руки и как могли мешали новшествам. Иногда их распоряжения возмущали даже людей вполне благонамеренных.
Так, А. В. Никитенко описал в своем дневнике 5 ноября 1866 г. такой курьезный случай. Нижегородский губернатор сделал распоряжение, но которому "все женщины, носящие круглые шляпы, синие очки, башлыки, коротко остриженные волосы и не носящие кринолинов, признаются нигилистками, забираются в полицию, где им приказывают скинуть все эти наряды и надеть кринолины; а если они не послушаются, то высылать их из губернии". Изложив этот факт, солидный профессор не мог удержаться от ядовитого комментария: "Администрация в этом усердии доходит до того предела, где ее странные распоряжения уже перестают быть странными, а становятся комическими"64 Немало "комического" было и в стане новых людей, точнее, среди тех, кто к ним "примазался" отнюдь не из идейных соображений, а в погоне за модой (слыть "нигилистом" стало модным в определенных кругах). Д. И. Писарев даже пустил в оборот термин "нигилист-наплевист". "Ситниковых и Кукшиных у нас развелось в последнее время бесчисленное множество,- писал критик в "Русском слове" в 1862 г. - нахвататься чужих фраз, исковеркать чужую мысль и нарядиться прогрессистом теперь так же легко и выгодно, как при Петре было легко и выгодно нарядиться европейцем". Двумя годами позже М. Е. Салтыков-Щедрин указывал на широкое распространение "вислоухих", которые "с ухарской развязностью прикомандировывают себя к делу, делаемому молодым поколением, и, схватив одни наружные признаки этого дела, совершенно искренне исповедуют, что в них-то вся и сила"66. Появлялись, например, барские затеи на тему женской эмансипации. Литератор Н. Ф. Бунаков вспоминал об "оригинальном" решении женского вопроса в Вологде: там организовали особый "домашний клуб", в котором "членами и старшинами были дамы, а мужчины допускались только в качестве гостей, по записям членов дома. Этот новый клуб помещался в доме дворянского собрания и устраивал дна или три раза в неделю вечера, конечно, с танцами, картами, буфетом"67. "Вислоухие" обоего пола давали пищу для фельетонов, памфлетов, эпиграмм, обывательских пересудов. Волна антинигилистической литературы выплеснулась на страницы книг и журналов. |