Социальный статус

Калабихина И. Социальный пол и проблемы населения. М., Менеджер, 1995.
 
В начало документа
В конец документа

Калабихина И. Е.

Социальный пол и проблемы населения


Содержание

ВВЕДЕНИЕ..................................................3

ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЯ ГЕНДЕРНОГО АНАЛИЗА.........7

1.1.Исследования социального пола..................7

1.2. Теория познания, методология или методика?.............25

ГЛАВА 2. ВОСПРОИЗВОДСТВО НАСЕЛЕНИЯ

И СОЦИАЛЬНЫЙ ПОЛ.....................................43

ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНЫЙ ПОЛ

И ПРОБЛЕМЫ НА РЫНКЕ ТРУДА...................66

3.1. Факторы и проблемы женской занятости .............66

3.2. Профессиональная сегрегация......................80

3.3. Модель профессиональной сегрегации ..................93

ГЛАВА 4. ГЕНДЕРНЫЙ АНАЛИЗ ДОМОХОЗЯЙСТВ...........106

4.1 .Социальный пол и проблемы исследования домохозяйств...106

4.2. Влияние факторов домохозяйства

на занятость женщин................................124

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................142

Литература................................................................144

Посвящается моим близким -

мужу, маме и дочери Катюше

ВВЕДЕНИЕ

Среди наиболее сложных и дискуссионных проблем, с которыми столкнулось современное индустриальное общество в XX веке, присутствуют проблемы, связанные с интеграцией женщин в процессы развития.

"Женские" проблемы традиционно обуславливались биологическими особенностями женской популяции, а также исторически сложившимися стереотипами социальной практики (включая культуру, религию, мораль и т.д.). Понимание того, что "женские" и "мужские" проблемы являются общечеловеческими проблемами, корни которых лежат в дискриминации людей по признаку пола, и деление их на "женские" или "мужские" связано с социо-культурной средой выводит современное обществознание на новое направление, связанное с понятием ГЕНДЕРА или СОЦИАЛЬНОГО ПОЛА.

Тот факт, что мы живем в период рыночной трансформации, накладывает свой отпечаток на структуру "женских" проблем, расширяя и преобразуя ее. Формирование рынка труда, включение механизмов спроса и предложения, возникновение феномена безработицы непосредственно отразилось на положении женщин в сфере занятости. Проблемы, с которыми сталкивается все общество в целом, в первую очередь и в большей степени отражаются на женщинах. Рост преимущественно женской зарегистрированной безработицы, трудности в процессе трудоустройства, увольнения квалифицированной женской рабочей силы, барьеры на пути вхождения в альтернативные структуры занятости,- это лишь неполный список тех проблем, с которыми пришлось столкнуться женщинам.

Решение данных проблем, предлагаемое политическими структурами или средствами массовой информации, часто приводят к обратному результату в отношении реализации политики равных возможностей и улучшения качества жизни женщин и мужчин (которое невозможно осуществить без формирования эгалитарного общественного развития). В частности, проблемы в сфере занятости предлагается разрешать путем реанимации традиционной патриархатной семьи, то есть возвращением женщины к "семейному очагу", где и находится ее "предназначение". Очевидно, что такое решение проблемы породит лишь новый комплекс проблем для женщин, лишив их права выбора жизненной парадигмы, снизив их уровень жизни и усилив дискриминацию в отношении женщин.

Ко всему вышесказанному следует добавить, что помимо качественно новых проблем, возникающих в результате рыночной трансформации, существует еще нерешенный комплекс проблем, оставшийся в наследство от советского периода. Присутствие таких проблем (и в политической, и в экономической, и в семейной сферах) если и признавалось, то трактовалось в силу идеологических причин совершенно иным способом. Полная занятость (в том числе и женская), повышение уровня образования (в том числе и среди женщин) ассоциировались с эмансипацией женщин, с "успешным решением женских проблем" и с отсутствием барьеров для свободной реализации личности женщин.

Несмотря на значительное внимание, уделяемое женщинам со стороны общественности и политических органов, идеология восприятия женщины проецировалась идеологией патриархатного общества. Женщина всегда воспринималась как "социальный инвалид", требующий для себя протекционистских мер защиты. Неверные посылки в анализе положения женщин порождали неверный результат. В силу этого продолжала существовать (и существует поныне) дискриминация по признаку пола. В частности, такое явление как профессиональная сегрегация (сверхпредставительство женщин на низкостатусных работах), социо-поло-вой разрыв в уровне оплаты труда мужчин и женщин, "двойной рабочий день" для женщин, девальвация института отцовства сохраняются и воспроизводятся на протяжении всего обозримого периода нашего государства.

Проблемы населения, разрешаемые в рамках тендерного анализа, часто приобретают иное трактование, вероятно, более адекватно интерпретирующее проблемы идентификации социальных полов. Данные проблемы предлагается решать путем гармонизации всей системы социо-половых отношений. Само понятие развития населения рассматривается в развитии его качественных аспектов, включая индикаторы всех форм дискриминации по признаку пола, индикаторы субъективного восприятия женщинами (и мужчинами) их статуса, общественных взаимоотношений и окружающей действительности.

Развитие демократических процессов в стране дало импульс развитию гендерных исследований, утверждающих принципы равенства возможностей и приоритета личности. Эта тенденция позволяет надеяться на то, что решение "женских" проблем будет рассматриваться в контексте гармоничного развития всего комплекса социо-половых отношений, что позволит "погасить" явления стереотипизации и дискриминации личности.

Эта проблема междисциплинарна по своей сути, поэтому в предлагаемой работе рассматриваются экономические, демографические и социальные аспекты проблем, с которыми сталкиваются женщины.

В первой главе предлагается анализ сути и причин возникновения гендерных исследований, а также эпистемологического, методологического и методического уровней проявления области знания, исследующей проблемы социального пола.

Во второй главе описываются возможности применения

гендерного анализа в рамках демографических исследований и исследований качественного развития населения, анализируются проблемы народонаселения: проблемы смертности и рождаемости, брачности и разводимости, здоровья и качества жизни, проблемы старения населения и отношения поколений, проблемы формирования семьи и воспитания детей.

Третья глава посвящена анализу проблем занятости женщин и анализу социо-культурных и экономических факторов, воздействующих на нее. Рассматривается явление гендерной сегрегации в профессиональной сфере, предлагается модель профессиональной сегрегации, построенная для современного состояния рынка труда в России.

Четвертая глава предлагает проблемно-теоретический обзор категории "домохозяйство" с точки зрения проблем социального пола, рассматривает воздействие факторов домохозяйства на занятость женщин. Предлагается обзор брачно-возрастных моделей женской занятости и гипотеза развития типа занятости российских женщин на современном этапе.

Цель исследования состоит в анализе применения гендерного подхода к проблемам развития населения. Для реализации данной цели исследования анализируется понятие гендера, исследуются основные сферы жизнедеятельности человека - сфера занятости и сфера домохозяйства - с точки зрения гендерного восприятия реальности. Мы как бы надеваем "гендерные очки" и смотрим через них на проблемы, возникающие в этих сферах жизнедеятельности женщин и мужчин.

 

ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЯ ГЕНДЕРНОГО АНАЛИЗА

1.1. Исследования социального пола

Интерес к женским проблемам и к тому положению, которое занимает женщина в обществе, возник весьма давно. Вспомним, например, "Государство" Платона, где автор рассуждает об общности образования для мужчин и женщин в целях установления для них равных шансов для участия в управленческих и производственных делах. Кант, Шопенгауэр, Фрейд, Ницше, Розанов, Соловьев, Л.Толстой, Чернышевский, Вейнингер и многие другие философы, психологи и социологи обращались к вопросу отношений между полами.

В советской литературе проблемы социализации полов рассматривались в основном односторонне: какие существуют возможности для сочетания женщинами различных функций -материнской и профессиональной - и какие проблемы возникают при росте профессиональной занятости женщин, объективность которой признавалась большинством исследователей (13,14,16,21,30). В силу того, что уход за ребенком, его воспитание рассматривались как природные качества, присущие исключительно женщине (68), проблема совмещения профессиональных и семейных ролей решалась либо с помощью акцента на общественную поддержку женщин (а не семей) (Кунгурова, 1983; Машика, 1989; Сергеева, 1987), либо за счет приоритетности демографического фактора. В частности, критерием рациональной занятости женщин в общественном производстве выступало успешное решение демографических задач общества (Котляр, Турчанинова, 1975).

Развитие общества в нашей стране привело к необходимости признания суверенитета личности и суверенитета семьи при формировании социально-демографической политики. Ни приоритетность демографического фактора, ни узкая направленность политики только на женщин не могли более реализовываться в современном обществе. Тем более, что данные подходы не снимали для самих женщин проблемы совмещения материнства и занятости в общественном производстве. Иной подход к исследованиям указанных проблем может быть сформулирован в рамках концепции социального пола, отрицающей "природность", "естественность" домохозяйственной роли для женщины, рассматривающей проблемы мужчин и женщин через призму гендерной дискриминации личности в различных сферах жизнедеятельности.

Исследования социального пола возникли в рамках феминистских исследований. Еще в эпоху Возрождения в Европе появились феминистские идеи о защите прав женщин, которые развивались позже различными женскими движениями и партиями, включая рабочее женское движение, демократическое женское движение и феминизм. Развитие феминистской мысли привело к осознанию необходимости расширить женские исследования до уровня гендерных исследований, исследований, затрагивающих проблемы социальных полов. Произошел качественный переход в анализе женской проблематики на уровень социо-культурного, общечеловеческого анализа действительности. В орбиту исследования вовлекаются не только проблемы женщин, но и проблемы мужчин, необходимым условием нормального развития общества признается двусторонний процесс эмансипации. Гендерные исследования проникают во все академические науки.

Феминизм перестает быть в основном политическим движением. Этот феномен сегодня представляет из себя целостное мировоззрение людей, разделяющих идеи о равенстве прав и возможностей для женщин и мужчин во всех жизненных сферах для реализации личностного потенциала.

Причины возникновения

гендерных исследований лежат в нескольких областях. Во-первых, к концепции социального пола исследователи пришли из-за невозможности вне этой концепции разделить социо-биологическое начало в человеке на две составляющие - социальную и биологическую. Понимание того, что социальный пол представляет из себя социальный конструкт, расширяет возможности анализа социального начала в человека. Индивидуумы рассматриваются в данной концепции в качестве социальных женщин и социальных мужчин, которым приписывается выполнение определенных ролей, понимаемых конкретным обществом как "мужских" или "женских" ролей. Вопрос о том, в какой степени "назначенные" роли и качества индивидуумов являются "мужскими" и "женскими" и определяются социумом (а не биологически детерминируются), рассматривает концепция социального пола.

Во-вторых, концепция социального пола возникла в ответ на попытки найти разрешение социально-экономического противоречия относительно комбинирования населением производственных и семейных ролей, объяснить механизм данного противоречия и проанализировать степени участия женщин и мужчин в процессе разрешения данного противоречия.

В-третьих, понимание отрицательного воздействия протекционистской социально-демографической политики на положение женщин привело к необходимости создания политики нового типа. Женщина, воспринимаемая как "социальный инвалид", требующий защитных мер и всевозможных льгот, не может претендовать на равноправное участие в общественной жизни и заранее воспринимается как менее способный индивидуум. Введение различных льгот для женщин, как показала практика, только усложняет ее позиции и усиливает подчиненное положение женщины. Политика предоставления мужчинам и женщинам равных прав и возможностей для всестороннего развития личности предполагает более тонкий подход к пониманию условий для создания среды равных возможностей, анализирует формы и размеры компенсаций, предоставляемых женщинам за реализацию их репродуктивной функции и не ущемляющих ее права выбора жизненного пути.

В-четвертых, возникновение гендерных исследований в нашей стране связано с развитием демократизации общества, со стремлением построить такое общество, в котором выполнялись бы условия равноправного развития каждой личности. В основе гендерной концепции лежит принцип создания климата равных прав и возможностей для развития личности женщины или мужчины. Необходимой предпосылкой для реализации идей суверенитета личности является демократизация общества.

Патриархатное общество (общество, основанное на культе силы, на господстве мужчины над женщиной, человека над природой, одной нации над другой) разрушает личность человека и его право на развитие. Маскулинная идеология, господствующая в таком обществе, утверждает мужское доминирование: все "мужское" становится позитивным, все "женское"- негативным и субординируемым (Воронина, Клименкова, 1992). Лучшими чертами характера признаются якобы мужские черты: карьеризм, агрессивность, властолюбие, мужественность, соперничество, проявление силы. Признанные общественные ценности, заключающиеся в достижении цели любыми средствами, в утверждении господства над природой, в создании системы, работающей на себя, а не на человека ("производство ради производства"), привели общество к нивелированию приоритета личности в процессе развития, к современному экологическому кризису. Причины многих экологических проблем современные феминистки видят именно в господстве маскулинной культуры (Портер, 1994).

Патриархатное общество, имеющее жесткую иерархию, воспроизводит дискриминацию, разрушая личность. Это касается и мужчин, ибо маскулинная культура разрушает также и личность мужчин, препятствует их свободному развитию. Во-первых, угнетая и подавляя, нельзя свободно развиваться самому. Во-вторых, многие мужчины не выдерживают испытания на "мужественность" и становятся сами объектом давления и разрушения. Об этом красноречиво свидетельствует статистика: продолжительность жизни мужчин ниже, чем продолжительность жизни женщин (62 года у мужчин, против 73,8 лет у женщин). Вопрос о том, насколько этот разрыв связан с биологической закономерностью и насколько с социальными причинами, остается открытым. Смертность мужчин от самоубийств в 5 раз превышает смертность женщин, а в возрастах 25-39 лет (то есть в молодых возрастах, в период наиболее активной реализации личностного потенциала) - в 8 раз (65). В-третьих, существуют такие сферы жизнедеятельности, в которых мужчина не имеет равных прав для реализации своего личностного потенциала. Например, социальная политика в нашем государстве девальвировала институт отцовства. Право получать детские пособия, использовать отпуск по уходу за детьми имели исключительно женщины; в случае развода почти всегда ребенок оставался с матерью, а личный контакт с отцом разрывался. В настоящее время данные права получили уже юридическое признание, однако, реализация данных прав пока только декларируется на практике.

В то же время, некоторые социологические обследования подтвердили тезис о том, что мужчины обладают достаточно высоким потенциалом для интеграции в сферу семейных отношений. В частности, результаты таганрогского обследования (37) показали, что проблема "сверхзанятости" в общественном производстве является не только женской, но и мужской проблемой: 65,9% опрошенных мужчин высказались за ту или иную форму сокращения/прекращения профессиональной нагрузки; 44,1% мужчин намерены равномерно распределять свое время между работой и семьей и всего 25,6% мужчин хотели бы целиком посвятить себя профессиональной деятельности. (У женщин эти цифры - 83,3%, 31,8% и 10% соответственно).

Пилотажное обследование студенческих групп, проведенное автором в целях выяснения потенциальных потребностей и предпочтений мужчин и женщин, показало, что мужчины и женщины в целом имеют схожие потребности и предпочтения. Ни при каких обстоятельствах не согласились бы оставить работу (реальную или перспективную) 51 % опрошенных мужчин и 48% женщин. 48% мужчин и 40% женщин не согласны оставить работу, при условии, что жена (муж) будут обеспечивать семью, однако, согласны не работать при условии достаточного на их взгляд материального обеспечения в семье. Заметим, что отказ респондентов предоставить супруге/супругу исключительную возможность финансировать семью связан не столько с причинами материального характера (недостаточный уровень обеспечения семьи), сколько с желанием быть материально независимым от партнера. 9,5% мужчин и 12% женщин согласились бы оставить работу при любом из вышеназванных условий.

Использовать дополнительное свободное время респонденты предпочитают следующим образом: на досуговые занятия (спорт, культура, хобби) - 74,7% мужчин и 67,2% женщин; на получение дополнительного образования - 54,8% мужчин и 57% женщин; на воспитание детей - 30% мужчин и 44,8% женщин; на ведение домашнего хозяйства - 12,4% мужчин и 22,4% женщин. Как видим, предпочтения и здесь во многом схожи. Даже отношение к непрестижному домашнему труду у мужчин и женщин одинаково: этот вид деятельности стоит на последнем месте в шкале предпочтений.

Результаты обследований подтверждают тезис о том, что ущемление прав мужчин или женщин в какой-либо сфере жизнедеятельности неизбежно ведут к подавлению личности. Однако, природа патриархатной культуры в первую очередь подавляет личность женщины.

Факты дискриминации женщин можно проследить практически во всех сферах жизнедеятельности человека. В профессиональной сфере наблюдается разрыв в оплате женского и мужского труда, барьеры карьерного продвижения для женщин, профессиональная сегрегация, дискриминация при увольнении и найме на работу, недоиспользование образовательного потенциала женщин. В политической жизни участие женщин находится на низком уровне, так как существует много барьеров для вступления женщины в политические структуры. Традиционная семья имеет достаточно рычагов для подавления личности женщины. Воспринимая женщину в единственной роли матери и жены, отождествляя ее лишь с сексуальными и детородными функциями и игнорируя женщину, как носителя и создателя культурных и духовных ценностей, общество деформирует своих членов как личностей, растрачивает большой созидательный потенциал. Подчиненное положение женщин, которым предписывается общественным мнением выполнять исключительно "женские" работы, препятствует осознанию женщины себя как самоценной категории.

Оказавшись в роли "субординируемого объекта", женщины создали многочисленные течения и движения, пытаясь понять и объяснить причины дискриминации. Женщины захотели сами говорить о себе и о своих проблемах, обнаружив несовпадение взглядов мужчин и женщин на многие "женские" проблемы (потребность в детях, возрождение традиционной семьи, профессиональные амбиции). Попытка исключить посредников-мужчин, принимающих решения в отношении общественного положения женщин, привела к созданию многочисленных женских движений. Феминистских течений существует довольно много: это и западный феминизм белых женщин, и движение черных женщин за свои права, и феминистские идеи женщин из развивающихся стран, и лейсбийские партии. Феминистки-ученые и феминистки-практики высказывают свое мнение относительно фактов дискриминации женщин, ищут пути решения проблем.

Предлагаемые решения в отдельных случаях могут быть различными и даже противоположными в зависимости от интересов конкретных групп женщин. Но ценность данных решений заключается как раз в том, что они исходят от самих женщин, прислушивающихся к своим мироощущениям, и представляют по сути своей видение мира глазами женщин. В частности, например, отношение российских и западных женщин к частным проблемам занятости или семьи могут не совпадать в силу ряда социально-экономических, демографических и социо-культурных причин. По своей сути феминистические движения придерживаются либеральных, социалистических или радикальных взглядов. В настоящее время происходит определенная конвергенция между течениями, в том числе и между марксистским и радикальным направлениями (в ходе многих дисскурсов признается приоритетность гендерного разделения труда перед классовым разделением труда).

Воспроизводство человеческой жизни изо дня в день происходит посредством взаимодействия макросоциального уровня и микроуровней, то есть социально-общественной (социальная сфера, макроструктуры, экономические отношения и факторы) и частной сфер жизнедеятельности человека (проблемы семьи, половой идентификации, сексуальности), что заставляет искать новые способы познания действительности, необремененные строгими рамками тех или иных течений. Современный феминизм имеет тенденцию к стиранию четких граней между определенными течениями, акцентируется на гуманистических, общечеловеческих проблемах.

Анализируя процесс социализации мужчин и женщин, феминисты пришли к идее гендерного анализа действительности. В английском языке существует выделенное понятие именно социального пола ("gender") в отличии от биологического пола ("sex"). Социальный пол конструируется социальной практикой. Возникает система норм поведения индивидуумов, предписывающая выполнение определенных половых ролей. Для патриархатного общества существует устойчивая система понятий "мужских" и женских" ролей, профессий, занятий и черт характера. При этом возникает определенный ряд представлений, что есть "мужское", и что - "женское", социальные функции распределяются между мужчинами и женщинами.

Далее, от каждой конкретной женщины и каждого конкретного мужчины ожидается реализация заданной социумом модели поведения. "В этом смысле быть мужчиной или женщиной означает вовсе не обладание определенными природными качествами, а выполнение той или иной социополовой роли" (39). Более того, "многие не связанные с полом феномены (природа и культура, чувственность и рациональность, божественное и земное, духовное и телесное) через определенный культурно-символический ряд отождествляются с "мужским" и "женским" таким образом, что внутри этих пар понятий создается своеобразная иерархия (Клименкова, 1989), определяющая "мужское" как домининирующее. Общечеловеческий норматив трактуется как "мужской", а все женское является отрицательным отклонением от нормы.

Однако, система культурных норм, сложившаяся в обществе, не является неизменным или единственно "нормальным" конструктом. Относительность данных норм продемонстрирована в работах многих этнографов, изучающих общества с различным распределением ролей между мужчинами и женщинами, кажущимися на наш взгляд неприемлимыми. В зависимости от установленных социумом норм и моделей поведения женщина может занимать ведущие позиции в общественной иерархии.

Андроцентризм современной культуры проявляется в существующем несоответствии характеристик мужского и женского, которые не являются коррелятивными или взаимодополняющими, а представляются разнопорядковыми и разновесными (Клименкова, 1989). Данные характеристики не пересекаются и являются ассиметричными. Создается система относительно устойчивых стереотипов восприятия женщин и мужчин как социальных "женщин" и "мужчин". Под тендерными стереотипами понимаются "стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующих понятиям о "мужском" и "женском" (Воронина, Клименкова, 1992). Полярность таких стереотипов опровергается многими конкретными исследованиями, подтверждающими, что вариации в способностях и характерах гораздо больше внутри каждой половой группы, чем между ними (Кон, 1989; Гончаренко, 1991).

Гендерные стереотипы воздействуют на человека на протяжении всей его жизни. Семья, школа, детский сад,- все эти институты социализации человека культивируют традиционные гендерные стереотипы. Девочки играют в куклы, мальчики играют в машинки. Маленький мальчик, просящий у мамы популярную ныне куклу Барби, получает, как правило, такой ответ: "Ты же мальчик, играй в "свои" игрушки". Родители мальчика стыдятся проявления такого интереса своего ребенка, пресекают развитие "нестандартных" на их взгляд черт характера ребенка - мягкости, эмоциональности, потребности в заботе. Ребенок, в свою очередь, еще не полностью "зараженный" стереотипами восприятия женских и мужских ролей, стремится полноценно развиваться как личность. Школьные программы обучения, литературные образы, система распределения предметов, текстовой и художественный язык изложения обучающих программ, поведение учителей,- все эти параметры традиционного школьного обучения продолжают формировать ассиметрию гендерных стереотипов, побуждая девушек отступать на второй план в отношении активного создания личной карьеры. Понимаемая таким образом женственность и карьеризм - вещи несовместимые.

Девочкам с детства навязывается идея об их исключительной принадлежности к семейной сфере, где они и должны достигать успеха. Например, на уроках труда мальчики и девочки занимаются "своими" видами труда вне зависимости от их желания. Девочки - готовят и шьют, мальчики - выполняют столярные работы.

Литературное наследие патриархатного общества изобилует образами мужчин-кормильцев, идущих к своей цели и побеждающих, и женщин, чьи страдания замыкаются на сфере семьи, любви и секса. Ученым еще предстоит оценить ту роль, которую сыграли русские писатели в утверждении стереотипа о подчиненном положение женщин.

Пример отношений отца и матери и выполнения ими определенных ролей также закладывает в сознание подростка стереотипы гендерных ролей. Взгляды родителей на воспитание и образование дочери и сына, как правило, весьма различны. Если от мальчика требуют высоких оценок, настраивая его на дальнейшее обучение и карьерное продвижение, то на успехи дочери в школе смотрят сквозь пальцы, вполне довольствуясь средним уровнем. Приоритетным в воспитании дочери считается развитие у нее определенных черт характера и навыков "хорошей хозяйки и матери".

Профессиональная сфера также имеет свои механизмы подавления женщин, стереотипно воспринимаемых в качестве "неполноценных" работников. В качестве "наилучшей" похвалы для женщины часто звучит такая фраза: "У нее мужской склад ума". Одним из механизмов, создающих миф о "мужском" складе ума, является механизм воздействия средств массовой информации на стереотипы, возникающие в общественном сознании. Наиболее массовым и сильным по уровню воздействия являются телевизионные программы, особенно телереклама, призванная воздействовать на уровень подсознания, навязывая определенные поведенческие клише, формируя систему предпочтений. Можно привести интересный пример из нашей современной жизни. Всем запомнилась регулярно повторяемая одно время по несколько раз в день по основным вещательным телеканалам (останкинскому, российскому) реклама информационной сети "Телемаркет". На экране происходит следующее: мужчина объясняет молодой женщине преимущества системы "Телемаркет", задавая в конце вопрос: "Понятно?". Женщина, широко раскрыв глаза, отрицательно качает головой, иммитируя полнейшее непонимание. Далее звучит кульминационная фраза сюжета: "Телефоны для тех, кто понял!". На мой взгляд, это неплохой пример достаточно образной сравнительной характеристики "мужских" и "женских" качеств. Внесемейная и внешкольная среда - видео и киноискусство, телепрограммы и другие средства массовой информации, политические процессы, коллективные отношения и общественное мнение - влияет на личное восприятие человека самого себя как социального мужчины или женщины.

Далее...