Право

Поленина С. В. Проект Конституции Российской Федерации сквозь призму международных стандартов о правах человека / Верховный Совет РФ. Парламентский Центр РФ. М., 1992.
 
В начало документа
В конец документа

Поленина С. В.

Проект Конституции Российской Федерации сквозь призму международных стандартов о правах человека


По стечению обстоятельств на 1993 г. приходятся два крупных, хотя и неравнозначных по своему весу события в жизни России. Первое - принятие новой Конституции страны, второе - отчет Российской Федерации перед соответствующими органами ООН о ходе выполнения в стране Конвенции ООН 1979 г. "О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин". Такое совпадение придает дополнительную актуальность вопросу о том, в каком соотношении находится проект новой Конституции РФ, равно как и действующий Основной Закон страны (в редакции от 21 апреля 1992 г.) с международными документами о правах человека и гражданина вообще и Конвенцией ООН 1979 г. в частности.

Составители проекта Конституции провозгласили Российскую Федерацию суверенным, правовым, демократическим, федеративным и социальным государством (ст.1). Этому положению, которое, на мой взгляд, должно быть сформулировано, исходя из сегодняшних реалий, не как факт, а как цель, к достижению которой стремятся государство и общество, корреспондирует статья 3 проекта. В части четвертой ст.3 записано, что "общепринятые принципы и нормы международного права и ратифицированные международные договоры Российской Федерации составляют часть ее права. Если ратифицированным международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем законом, то применяются правила этого международного договора". В несколько менее точной редакции аналогичное правило применительно к правам человека закреплено в ст. 32 действующей Конституции России (в редакции от 21 апреля 1992 г.).

Провозглашение приоритета норм международного права над нормами национального законодательства является необходимым условием существования истинно демократического, правового и социального государства. К сожалению, провозгласив этот правильный тезис, составители проекта не выполнили содержащиеся в нем требования в той части, которая касается прав женщин и иных маргинальных слоев населения, составляющих больше чем половину граждан страны. В такой же мере дефектен с этой точки зрения и раздел II "Государство и личность" действующей Конституции Российской Федерации в редакции, принятой в апреле 1992 г. Особенно заметна дефектность этих документов, как будет показано ниже, при их сопоставлении со всеми ранее действовавшими Конституциями РСФСР. Причина расхождения проекта Конституции РФ с рядом международных документов обусловлена, по-видимому, тем, что его составители не учли эволюцию, которую претерпела за последние десятилетия во всем мире концепция прав человека в связи с признанием мировым сообществом наличия так называемого третьего поколения этих прав.

Конвенции и иные нормы международного права по вопросу о правах и свободах граждан подразделяются на общие и специальные, в том числе и в зависимости от того, какого круга субъектов они касаются. Общие конвенции и общие нормы международного права распространяются на все без исключения категории граждан. К ним относятся, в первую очередь, принятые вскоре после второй мировой войны Всеобщая декларация прав человека и Международные пакты о политических и гражданских, а также социально-экономических правах граждан. Содержащиеся в них положения определяют базисные границы правового статуса всех людей без исключения. Именно на эти документы и ориентирован проект новой Конституции Российской Федерации. Такой подход в принципе правилен, хотя и недостаточен.

Дело в том, что примерно с начала 70-х годов планетарная идея равенства прав и свобод всех граждан независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения (ст. 2 Всеобщей декларации) стала уступать место более прогрессивной концепции необходимости уравнения не только прав, но и возможностей людей. Соответственно в развитых странах все большее распространение получило так называемое право публичного интереса (public interest law), представляющее собой своеобразное ответвление в комплексе норм, относящихся к правам человека.1 Постепенно этот специальный комплекс норм и закрепляющих его международных конвенций и иных документов стал трактоваться как третье (после политических и гражданских, а также социально-экономических прав граждан) поколение прав человека.

Третье поколение прав человека охватывает специальные права и гарантии их осуществления так называемых маргинальных слоев населения, которые в силу физиологических либо социальных причин не имеют равных с остальными гражданами возможностей по осуществлению общих прав и свобод и, поэтому, нуждаются в специальной поддержке и защите со стороны национальных государств и мирового сообщества К их числу относятся, наряду с женщинами, молодежь, престарелые, безработные, инвалиды, беженцы и т д. При этом публичный интерес применительно к этой подотрасли прав человека связывается в развитых странах, с необ

1 См. Public Interest Law. Ed.J. Cooper and R. Dhavan. Oxford

ходимостью реализации на практике задачи внедрения социальной справедливости при решении экономических и иных проблем, необходимость чего обусловлена различными возможностями и несовпадением положения в обществе названных слоев и групп населения по сравнению с остальными гражданами.

Половина населения земного шара - женщины - составляют основу третьего поколения прав человека, называемого также правом публичного интереса. Это объясняется тем, что женщины нуждаются в особой защите и в выравнивании возможностей осуществления прав и свобод в силу физиологических особенностей женского организма и в связи с присущей лишь женщинам функцией деторождения. Кроме того, женщины на протяжении своей жизни попадают по возрастным и иным причинам в категорию других, названных выше, маргинальных слоев населения.

На международном уровне следствием формирования третьего поколения прав человека явилось принятие международным сообществом ряда специальных конвенций, посвященных тем или иным категориям маргинальных слоев граждан. В их числе Конвенция ООН 1979 г. "О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин" (ратифицирована СССР в 1980 г.)2 и Конвенция ООН 1990 г. "О правах ребенка" (ратифицирована СССР в 1990 г.)3

К истории вопроса

Юридическая экспертиза проекта новой Конституции РФ и действующего Основного закона страны (в редакции 1992 г.) свидетельствует, как будет показано ниже, что оба эти документа не соответствуют не только духу, но во многом и букве Конвенции ООН 1978 г. Ситуация тем более парадоксальная, что общая концепция, положенная в основу данного международного документа, в своей основе сформировалась в мировом общественном мнении под влиянием процессов, произошедших в России, а вслед за нею и в других развитых странах как результат Октября 1917 года. И это та самая концепция, которая исповедовалась, во всяком случае на уровне официальной политики и конституционного законодатель

2 Ведомости Верховного Совета СССР, 1982, N25, ст.464

3 Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1990 г., №2б, ст.497; N45, ст.955.

ства, во всем СССР, в том числе и в России вплоть до начала перестройки.

Уже в декабре 1917 г. в России были изданы Декрет о гражданском браке, о детях и о ведении книг, а также Декрет о расторжении брака. Этими документами были отменены законы, ставившие женщину в неравноправное положение в мужчиной в семье в отношении детей, в правах на имущество, при разводе, при выборе местожительства. После Октябрьской революции женщины России впервые приобрели право свободно избирать профессию, получать образование. Был издан Декрет о введении равной оплаты за равный труд для мужчин и женщин, который приобрел ныне новую жизнь в качестве одной из статей Конвенции ООН 1979 г. и в ряде конвенций Международной организации труда (МОТ).

Равенство женщин с мужчинами в политических и гражданских правах было закреплено первой Конституцией РСФСР, принятой в июле 1918 г. В ст. 64 этой Конституции было особо подчеркнуто, что правом избирать и быть избранными пользуются "обоего пола граждане". И ныне, когда участие женщин в работе законодательных органов всех уровней иерархии по существу сводится к нулю, нелишне вспомнить, что советская Россия оказалась в первой пятерке стран мира, предоставивших женщинам право избирать и быть избранными в представительные органы страны.

На разных этапах развития России специфические вопросы, связанные с участием женщин в государственной и общественной жизни, охраной материнства и детства, трудовой деятельностью, повышением их общеобразовательного и профессионального уровня и другие решались в первую очередь как задачи государственные. Поэтому они реализовывались одновременно с осуществлением иных актуальных задач, стоящих перед обществом в целом: ликвидацией безработицы, индустриализацией, коллективизацией, устранением неграмотности, восстановлением народного хозяйства после Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и др. Вот почему женщины России приняли на свои плечи, на которых и так лежали материнские и семейные заботы, вместе с мужчинами все, выпавшее на долю населения за последние 75 лет: радости свершений и тяготы изнурительного труда, сменивший в ходе сталинских репрессий революционный романтизм, страх за собственную жизнь, за жизнь своих детей и близких, ужасы войны, трудности послевоенных пятилеток, разочарования периода застоя и полный крах каких-либо надежд, связанных с перестройкой.

Трудно сказать, принадлежал ли "женский вопрос" к числу так называемых закрытых тем, которые запрещалось затрагивать в печати в годы застоя. Ведь и в эпоху гласности средства массовой информации по существу обходят этот вопрос молчанием. Очевидно, дело в другом. Проблему равноправия полов и борьбы с дискриминацией следует скорее считать забытой темой, поскольку в сознании не только руководящих кругов государства, программах политических партий и уставах общественных организаций, но и в сознании подавляющего большинства населения, включая и женское, этот вопрос как бы не существовал и не существует. Он считался решенным одновременно с конституционным провозглашением в 1936 г., а позднее - в 1977 и 1978 годах равноправия женщины с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни, которое гарантировалось равным правом на труд, его оплату, отдых, образование, государственной охраной интересов матери и ребенка и льготами женщинам в связи с материнством.

К сожалению, и в данной области, как и в других сферах общественной, политической и социальной жизни, между провозглашенными в Конституции правами человека и их претворением в жизнь, между словом и делом оказался весьма существенный, со временем все увеличивавшийся разрыв. Причины этого явления общие для страны. Совпадает и результат. Юридический механизм реализации конституционного принципа равноправия женщин и мужчин так и не был разработан, а сам принцип во многом остался декларацией.

На фоне широковещательных лозунгов о равноправии полов в реальной жизни это обернулось скрытой дискриминацией женщин. При почти 100% участии трудоспособных женщин в общественном производстве - фактическое неравенство в оплате труда, вызванное более низкой в среднем по стране, чем у мужчин, квалификацией работниц. Большее, чем среди мужчин, число женщин-специалистов с высшим и средним специальным образованием, но неуклонно уменьшавшееся, по мере поднятия к вершинам иерархической служебной лестницы, число женщин среди руководящего состава государственных учреждений, хозяйственных, партийных органов, иных общественных организаций. К этому следует добавить трудности быта и все еще господствующий стереотип разделения труда в семье, когда основная доля домашних тягот ложится на плечи женщины.

В этих условиях трудности совмещения женщинами производственных, семейных и общественных функций все чаще стали ошибочно ассоциироваться не только в сознании отдельных лиц, но и во мнении широких слоев населения, на страницах книг, газет и журналов с издержками эмансипации, а не с деформацией, как это имело место в действительности, в данной сфере, подобно многим другим, конституционных принципов о правах и свободах граждан.

В немалой степени этому способствовали и общая ориентация семейной политики в стране, которая на протяжении не одного десятка лет подкреплялась соответствующим законодательством, на решение преимущественно демографических задач подчас в ущерб прямым интересам женщины как личности. Начало этому положило недоброй памяти постановление ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1936 г.4, искалечившее не одну женскую судьбу. Им были предусмотрены государственная помощь многодетным семьям и роженицам, расширение сети детских садов и ясель, установлена уголовная ответственность за неуплату алиментов, усложнена процедура развода, но главное - запрещены, кроме случаев вынужденной необходимости - аборты. Этот запрет просуществовал до 1955 г. и, следовательно, целое поколение женщин было лишено основной для любого человека свободы - свободы самостоятельно распоряжаться своей судьбой, выбирать свой жизненный путь.

Дальнейший шаг в государственном воздействии на увеличение рождаемости в стране связан с принятием Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г.5, которым во изменение принципов Кодекса о браке, семье и опеке РСФСР 1926 г. во главу угла всей семейной политики был поставлен лишь зарегистрированный брак. Стремясь упрочить семью, долгое время разделенную войной, законодатель ввел усложненную и дорогостоящую процедуру развода, измененную лишь в 1965 г. Весьма больно ударил по правовому положению женщин и правосознанию общества прочерк в графе "отец" в метрических свидетельствах внебрачных детей, а также отмена этим Указом возможности признания отцовства в судебном порядке и даже на основе добровольного волеизъявления отца, если оно не происходило одновременно с последующим оформлением законного брака с матерью ребенка. Эти меры, дискриминационные не только по отношению к детям, рожденным вне брака, но и ко всем женщинам как социальному слою населения, были отменены, хотя и не до конца последовательно, лишь через четверть века - после принятия в 1968 г. Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье и одноименных кодексов союзных республик. Однако к этому времени под влиянием законодательных актов 1936 и 1944 гг. и других государственных мер, ориентированных преимущественно на охрану мате

4 СЗ СССР, 1936, М34, ст.309.

5 См. Ведомости Верховного Совета СССР, 1944, N37.

 

ринства и детства, и усилением диспропорции мужского и женского населения, вызванной войной, в массовом сознании сложился устойчивый стереотип представлений о функциях каждого из полов в обществе и семье, весьма далекий не только от воспринятой к этому времени мировым сообществом идеи равных прав и свобод мужчин и женщин, но и от практики первого десятилетия Советской России.

Принятие в 1967 г. Генеральной Ассамблеей ООН Декларации о ликвидации дискриминации в отношении женщин и ратификация СССР в 1980 г. одноименной Конвенции ООН 1979 г. не привели к каким-либо существенным изменениям в правовом и фактическом положении женщин нашей страны. По-прежнему конституционный принцип равноправия полов подправлялся скрытой дискриминацией женщин, особенно чувствительной на фоне бытовых трудностей. А главное - не была воспринята новая идея Конвенции ООН 1979 г. - необходимость обеспечения не только равных прав и свобод, но и равной возможности их реализации женщинами и мужчинами. Между тем эта идея стала доминировать в социальной политике не только отдельных развитых стран мира, но и Европейского Сообщества в целом.

Изменения в данном вопросе начались в нашей стране лишь вместе с перестройкой и переходом к рынку. Однако, против ожидания, это было не движение вперед в соответствии с требованиями международного права и столбовой дорогой мировой цивилизации, а возврат к патриархальным идеалам XIX века. Наиболее выпукло это прозвучало в известной книге М. С Горбачева "Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира". В подразделе "О женщине и семье", как бы по иронии помещенном в раздел III "По пути демократизации", отец перестройки призывал население нашей страны и мировое сообщество "в полной мере вернуть женщине ее истинно женское предназначение".6 Такое расходящееся с международными документами "новое мышление" вызвало бурю протеста среди женской общественности Запада, о чем, однако, наши средства массовой информации, присягавшие гласности, упорно хранили молчание.

Дальнейшее развитие событий в нашей стране хорошо известно. Распад Советского Союза и, как следствие, обострение национально-государственных проблем в рамках Российской Федерации, военные конфликты, вызвавшие, помимо прочего, потоки бе

6 Горбачев М.С. "Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира" М., "Политическая литература", 1987, с.116.

 

женцев и резкий всплеск национализма во всех его худших формах и проявлениях.

Переход к рынку, происходящий в явно нецивилизованных формах, привел страну на грань экономического хаоса и обусловил не только развал экономики, но и обнищание, а подчас и люмпенизацию значительной части населения.

Потерпели крах какие-либо попытки конвертировать социально-экономические достижения социализма с нарождающимся капитализмом.

Падение общего уровня культуры и нравственности, сопровождающееся разгулом преступности, ростом насилия, безудержной эксплуатацией секса и потерей значительной частью населения, особенно молодежью, каких-либо идеалов, создало угрозу социальной безопасности населения, и многое другое в том же ключе.

Для женского населения России все это обернулось еще одной стороной: наряду со скрытой дискриминацией по признаку пола появилась явная, прямая. Наиболее остро это проявилось на рынке труда. Если в странах Запада число безработных женщин превышает число безработных мужчин в среднем на 4-5%, то у нас в России женщины составляют ныне более двух третей всех безработных. Парадоксален и портрет безработной женщины. Чаще всего это женщина с высшим либо специальным средним образованием в наиболее активном возрасте - 30-45 лет. Появились даже специальные понятия "феминизация безработицы" и, как следствие, - "феминизация бедности".

Нельзя сказать, чтобы правительство совсем не реагировало на эти факты. Но все принимаемые им меры шли и идут лишь по линии небольших денежных доплат то на каждого ребенка, то на школьную форму и т.д. Выплата этих сумм производится, как правило, из фондов предприятий и организаций, причем именно матери, а не одному из родителей по их выбору. Нетрудно представить, во что это вылилось на практике для работающих матерей, особенно имеющих нескольких детей. По существу они утратили, принимая во внимание и прочие, ранее установленные материнские (а не родительские, как это требует Конвенция ООН 1979 г.) льготы, всякую конкурентоспособность на рынке труда, стали финансовой обузой для тех предприятий и организаций, где они работают.

С точки зрения анализа соответствия, действующего в Российской Федерации законодательства, регламентирующего правовой статус женщин, и практики его применения, требованиям Конвенции ООН 1979 г., существенное значение имеет и тот факт, что стремление дискриминировать женщину путем умножения предоставляемых лишь ей одной льгот, особенно в связи с материнством, набирает все большие обороты. Оно чревато опасностью постепенного превращения женщин вообще в некое подобие социальных инвалидов. Такая тенденция опасна вдвойне, поскольку возврат к патриархату постепенно возводится в ранг государственной политики.

Чем иным можно объяснить два следующих, на первый взгляд, абсолютно не связанных фактора. Первый - включение в ст. 27 прошедшего первое чтение в Верховном Совете РФ проекта Закона "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства" такой нормы: "независимо от организационно-правовой формы работодатели устанавливают (читай: вопреки своему желанию и интересам дела) всем работающим матерям, имеющим детей до 14 лет, рабочую неделю продолжительностью не более 35 часов". При этом отсутствует всякий механизм реализации этого правила. Не указано даже как будет исчисляться зарплата женщин в этом случае.

Такая норма не только войдет в противоречие с технологической стороной производства. Она полностью игнорирует экономическую свободу участников рыночных отношений - работниц и предпринимателей, ущемляя право женщин на свободу выбора осуществляемых ими в обществе функций, нарушает требования ст. 11 Конвенции ООН 1979 г: о равных возможностях лиц обоего пола при найме на работу и продвижении в должности. Понятно, что результат ее введения может быть лишь один. На предприятиях не останется среди работников матерей, имеющих детей до 14 лет. Их уволят сразу под любым предлогом. А заодно перестанут принимать на работу и продвигать по службе женщин, хотя и не имеющих детей до 14 лет, но могущих стать матерями.

Похоже, что именно этого и добиваются составители проекта Закона, особенно если принять во внимание и остальные его статьи. С этой мыслью полностью согласуется второй факт. На проходившей 17-19 сентября 1992 г. международной конференции "Женщина и рынок" состоялась официальная встреча участников конференции с представителями правительства. В ходе этой встречи первый заместитель министра социальной защиты населения Алехин на вопрос, как бороться с феминизацией безработицы, ответил примерно, так: "Чего же вы хотите. Это результат эмансипации женщин". Возмущенная реакция зала его при этом нисколько не смутила. Ясно, что при такой "социальной защите" женщины России вскоре могут быть полностью вытеснены с рынка труда. Помимо прочего, это будет означать для миллионов семей существование ниже прожиточного минимума.

Ко всем этим фактам прямой дискриминации женщин добавляется почти полное отстранение женщин от участия в политической и государственной жизни, в принятии политических решений на всех уровнях государственной власти и государственного управления, необходимость чего прямо выдвигается ст. 7 Конвенции ООН 1979 г., в качестве обязательного условия для ликвидации дискриминации женщин. Между тем в России, где женщины составляют более 53% населения, в высший законодательный орган страны - Верховный Совет Российской Федерации было избрано только 5,6% женщин - народных депутатов. После ротации их число сократилось до 4,7%.

Близкая к тому ситуация и в республиках, входящих в РФ, а также в краях, областях, городах и районах.

Учитывая тенденции развития экономических, социальных, политических и культурных процессов в стране, можно, к нашему стыду, прогнозировать, что если не будут срочно приняты в соответствии со ст.4 Конвенции ООН 1979 г. временные меры на переходный период (о них см. ниже), чтобы приостановить этот процесс, в представительных органах Российской Федерации в целом и входящих в нее субъектов, а также в местных органах государственной власти после очередных выборов народных депутатов среди депутатов может практически не оказаться женщин.

А это уже будет потеря, не только для женщины как личностии, и не только грубейшее нарушение норм международного права и ратифицированных страной международных конвенций и иных документов, недопустимое в демократическом, правовом и социальном государстве. В половом плане мир, в котором мы живем, двухмерен. И отстранение женщин от активного участия в его созидании и преобразовании - прямой путь к деградации человечества в целом либо отдельных, вставших на этот пагубный путь государств. Именно так трактует данный вопрос не только Конвенция ООН 1979 г., но и все последующие международные документы о правах и свободах граждан. Именно в этом и состоит новое мышление международного сообщества по так называемому "женскому вопросу".

Чтобы Россия не догоняла в очередной раз цивилизованные страны и в данном вопросе, где мы когда-то были на передовых позициях, необходимо срочно выработать и начать немедленно осуществлять скоординированную с субъектами федерации политику, направленную на ликвидацию прямой и скрытой дискриминации в отношении женщины. Она должна включать принятие законодательных мер и мер по осуществлению этих законов в соответствии со стандартами, закрепленными в Конвенции ООН 1979 г. "О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин". Первым шагом в этом направлении должно быть уточнение, после соответствующей доработки, проекта Конституции Российской Федерации и Основных законов входящих в нее республик.

Концепция Конвенции ООН 1979 г. и ее отражение в проекте нового Основного закона страны.

Главные идеи, положенные в основу Конвенции ООН 1979 г. "О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин", провозглашены в ее преамбуле. Наиболее существенные из них следующие: 1) дискриминация женщин нарушает принцип равноправия людей и уважения человеческого достоинства; 2) осуществление полного равноправия в стране, благосостояние всего мира и дело мира требуют максимального участия женщин, наравне с мужчинами, во всех областях жизни; 3) для достижения подлинного равноправия и равных возможностей между полами необходимо изменить традиционную роль как мужчин, так и женщин в обществе и в семье.

Реализуя эти идеи, государства-участники не только осудили дискриминацию в отношении женщин во всех ее явных и скрытых формах, но и приняли на себя конкретные обязательства по претворению в жизнь положений данной Конвенции.

В основе концепции Конвенции ООН 1979 г. лежит принцип свободы выбора женщиной осуществляемых ею в обществе функций. С этой целью государства-участники обязались обеспечивать:

1) равную для мужчин и женщин гражданскую правоспособность и одинаковые возможности ее реализации, в том числе в отношении собственности, займов, ссуд и семейных пособий (ст. 13 и 15);

2) равные для лиц обоего пола права в отношении приобретения, изменения или сохранения их гражданства, а также гражданства их детей (ст. 9);

3) равноправие мужчин и женщин при вступлении в брак, в период брака и при его расторжении (ст. 16);

4) одинаковые права и обязанности мужчин и женщин как родителей, независимо от их семейного положения, в вопросах, касающихся их детей, а также общую ответственность мужчин и женщин за воспитание и развитие своих детей (ст. 5 и 16);

5) равный доступ для лиц обоего пола к образованию и получению дипломов в учебных заведениях всех категорий, устранение в учебных программах и в ходе обучения любой стереотипной концепции роли мужчин и женщин (ст. 10);

6) право на одинаковые возможности при найме на работу, в том числе применение одинаковых критериев отбора при найме, на получение профессиональной подготовки и переподготовки, равное право на продвижение по работе, право на равное вознаграждение в отношении труда равной ценности, запрет дискриминации в сфере труда по причине замужества и материнства (ст. 11);

7) поощрение предоставления необходимых дополнительных социальных услуг с тем, чтобы позволить родителям совмещать выполнение семейных обязанностей с трудовой, деятельностью и участием в общественной жизни, в частности, посредством создания и расширения сети учреждений по уходу за детьми (ст. 6 пункт "с");

Далее...