|
|
Ровенская Т. А. О чем до сих пор молчали женщины или прогулки по страницам независимой женской прессы. Обзор некоммерческой женской прессы. 1999.
|
В начало документа |
В конец документа |
Ровенская Т. А. О чем до сих пор молчали женщины или прогулки по страницам независимой женской прессы Продолжение. Перейти к предыдущей части текста По мнению другой исследовательницы, Синди Титтл Мор "эта ветвь феминизма по своей природе носит скорее духовный оттенок, нежели политический или теоретический. Экофеминизм считает, что вследствие принципа силы, лежащего в основе патриархатно-иерархического общества, это общество будет продолжать эксплуатировать свои ресурсы, невзирая на дальнейшие последствия. При этом прослеживаются параллели между отношением такого общества к окружающей среде, животным, ресурсам и его отношением к женщине. Своим сопротивлением патриархатной культуре экофеминистки выражают также свой протест против разграбления и разрушения Земли"[[Цит. По Качалова Ю. Экологическая ассоциация женщин "Юнона"// 1994. №2. С.9.]]. Нельзя не заметить, что экологическое движение в России переживает сейчас кризис. Его причины в низком уровне культуры и экологического сознания; в отсутствии координации между государственными и общественными организациями; в нехватке средств у экологического движения. Эти и другие проблемы отмечали, например, участники встречи, организованной Экологической Ассоциацией женщин "Юнона". В процессе обсуждения у участников встречи возникло интересное и показательное наблюдение, о котором рассказывает Ю. Качалова. "Участники-мужчины видели решение финансовой проблемы экологического движения в создании партии. Это предложение обсуждалось с жаром, и уже почти была учреждена рабочая комиссия по выработке партийной линии, когда Римма Петровна (президент Ассоциации "Юнона") вернула их на бренную землю, заметив, что в данный момент обсуждается ближайшая Акция Земли - объезд территорий, нуждающихся в очистке, и их уборка. Вот так просто и прозаично. Когда речь идет о высоких материях, о вселенских прожектах, о партиях и революциях, редко можно услышать женские голоса. Но когда надо взять тряпку или метлу - это делают женские руки"[[Там же. С.9.]]. Образование и культура В рубрике "Образование и культура" можно найти материалы о развитии рынка образования, о развитии системы заочного образования[["Женщина Плюс..." 1995. №1.С.5-9.]] и многом другом. Так, в номере за 1997 г., посвященном 850-летию Москвы, журнал приводит перечень женских инициатив, поддержанных правительством Москвы. Среди них проект "Женщины Москвы - детям", нацеленный на "трудоустройство выпускников детских сиротских учреждений и интернатов"[[Женские инициативы, поддержанные правительством Москвы// Женщина Плюс... 1997.№2.С.2.]]. Кураторы, в качестве которых могут выступать одинокие трудоспособные пенсионеры и не работающие женщины, помогут покидающим интернат юношам и девушкам освоиться в новой социальной среде. Это уже упоминавшийся нами проект "Женщины за развитие и творчество" и др. Журнал видит одной из своих задач показать читательницам широкий спектр положительных примеров того, как потребность в самореализации, активность и настойчивость в достижении цели, открывали женщинам двери в жизнь, наполненную смыслом, делали ее интересной и полнокровной. Не случайно в том же номере "Женщина Плюс" публикует интервью с женщинами, реализовавшими свой общественный и творческий потенциал и занявшими заметное место в структуре женских НПО, коммерческих предприятиях и творческих объединениях. Это Л. Андриенко, хозяйка Центра женского творчества "Славянка", Р. Емельянова, директора Московского центра ремесел и Н. Никитина, преподавательница Физтеха, одна из инициаторов "Московского дома женщин" и др. Отдельно хотелось бы остановиться на материале интервью с Ларисой Васильевой, поэтессой, писательницей, автором бестселлеров "Кремлевские жены" и "Дети Кремля" и других. По мнению писательницы, "все мужские идеи в конце ХХ века себя исчерпали. Они всегда ведут к одному и тому же - войне противостоянию. А в результате: пьяные победители, мертвые побежденные, плачущие вдовы и сироты. И инвалиды, которые уже не мужчины..." Л. Васильева видит задачу женщины в том, чтобы "привнести в общество душевность". По ее мнению, "женщина должна прийти к власти с невластной идеей". "Женщине присущи генетически четыре дарования: этическое, экологическое, экономическое, этническое. Она весьма успешно реализует эти дарования в собственной семье: управляет этикой семьи; регулирует проблемы экологии в семье, приучая всех ее членов к порядку и чистоте в доме; выбирается из любой трудной экономической ситуации; наконец, когда женщина любит, то не смотрит в паспорт, а рожает детей, смешивая самые разные крови. Однако на общественном уровне женщина пока совершенно не использует эти дарования, а она должна иметь эту возможность. Только совместное сосуществование женского и мужского начал на общественном уровне - единственный, на мой взгляд, шанс выжить человечеству", - считает писательница [[Долог путь к "Евангелию от Василисы"// Женщина Плюс... 1997.№2.С.16. ]]. Здоровье В рубрике "Здоровье" журнал уделяет внимание в первую очередь комплексу социально-правовых вопросов здравоохранения. Так, например, статья Ю. Качаловой "Особенности национальной страховки"[[См. Женщина Плюс... 1996.№3.С.8-10.]] посвящена государственному медицинскому страхованию и проблемам, возникающим в связи с этим у рядовых граждан. В этой рубрике можно также найти материалы, посвященные социальной психологии ребенка, например публикация Е. Черномазовой "Гиперактивный ребенок"[[См. Женщина Плюс... 1996.№3.С.11-14.]]; психосоциальной проблеме юных матерей, бросающих своих детей[[См. Брутман В.И. Дети, бросающие своих детей//Женщина Плюс... 1996.№3.С.14-18.]]. Особое место занимает информация о новых контрацептивных средствах. Ее важность в концепции этого журнала не случайна, нежелательная беременность может представлять реальную угрозу для здоровья женщины, в связи с этим ее право на безопасность означает право на эффективную контрацепцию. Журнал уделяет большое внимание пропаганде Программ и тренингов в рамках программ психологической помощи и поддержки женщин в критических ситуациях, таким как, например Тренинг по преодолению Болезни и Страха Русского Центра Психологической Поддержки "Круг"[[См. Женщина Плюс... 1995. №1.С.11.]]. "Женщина Плюс" озабочена ростом специфически женских заболеваний. Подобно "Вы и Мы" журнал учит читательниц по-новому, как бережная и внимательная хозяйка, относится к собственному телу. Поэтому он стремится ознакомить с характерными симптомами, требующими немедленного обращения к специалисту, а также предоставить конкретную информацию по медицинским услугам, предлагаемым женскими медицинскими центрами. Почти половина первого номера (№1) за 1998 г. посвящена проблеме рака молочной железы. "Печальная статистика свидетельствует, что рак молочной железы сегодня выходит на первое место в мире по смертности у женщин в репродуктивном возрасте. В нашей стране число заболеваний этим видом рака постоянно растет, по показателям заболеваемости молочной железы мы уже приближаемся к уровню высокоразвитых стран. При ранней диагностике и своевременной квалифицированной помощи шансы благоприятного исхода этой болезни значительно увеличиваются: 20-летняя выживаемость достигает практически 90%. Однако реальная возможность ранней диагностики снижается из-за позднего обращения женщин к врачу"[[Что важнее здоровья...// Женщина Плюс... 1998.№1.С.2. ]]. О важности и возможности раннего выявления рака молочной железы корреспондент журнала беседует с главным врачом Московского маммологического диспансера А. Легковым. Публикация "Спешите делать добро!" рассказывает о работе благотворительного фонда с тем же названием, оказывающем помощь женщинам, перенесшим операцию по удалению молочной железы. Фонд был зарегистрирован в 1997 г., его инициатором стала Н. Дремова, доктор медицинских наук, сама перенесшая эту операцию. Благотворительный фонд реализует программу "Надежда выздороветь - половина выздоровления", нацеленную на оказание психологической и материальной помощи малообеспеченным женщинам с диагнозом рак молочной железы, а также перенесшим радикальную мастэктомию. Сюда входит и покупка дорогостоящих лекарственных препаратов, и оплата пластических операций, и покупка протезов. В этом номере журнала опубликованы отрывки из книги Н. Дремовой "История моей болезни" (С.7-9.). "Ученые считают, что рак молочной железы имеет многопричинную природу. Существуют целые группы факторов, способствующих развитию опухолевого процесса, а именно: генетические, средовые факторы, связанные с образом жизни, гормональные, фоновые заболевания, состояние центральной нервной системы, радиация, солнечный свет, механические воздействия". В приводимом в журнале отрывке кратко уделяется внимание каждому из этих факторов. Женская тема в журналистике Как и многие другие издания независимой женской прессы, "Вы и Мы" в том числе, журнал "Женщина Плюс" серьезно озабочен тем, как женская тема представлена в журналистике. Это объясняется тем, что средства массовой информации являются одним из главных инструментов формирования общественного мнения на сегодняшний день. Поэтому то, под каким углом и каким образом телевидение, радио и пресса освещают проблемы взаимоотношения полов, социальные роли мужчин и женщин, оказывает подчас решающее воздействие на формирование общественного статуса женщины и закладывает устойчивые стереотипы поведения у подрастающего поколения. Эти и другие вопросы легли в основу исследования, проведенного группой социологов под руководством О. Здравомысловой по заказу Женского инновационного фонда "Восток-Запад", и нашедшего свое отражение в совместной статье О. Здравомысловой и Н. Кигай "Женская тема в журналистике"[[См. Здравомыслова О. и Кигай Н. Женская тема в журналистике//Женщина Плюс. 1999. №1.]]. Результаты проведенного опроса показали, что, по мнению самих журналистов, в фокус внимания СМИ реже всего попадают проблемы неравноправия женщин в обществе (36,4% ответов), а именно: женская занятость и безработица, профессиональная дискриминация, конкуренция с мужчинами при устройстве на работу, требующую высокой квалификации и способности принимать ответственные решения, женское лидерство; формальность равноправия и прав женщин; засилие мужских стандартов и подходов, недооценка того, что именно женщина выводит страну из кризиса; насилие в семье; сексуальные домогательства на работе; торговля женщинами. Отдельные комплексы проблем, недостаточно часто или недостаточно точно освещаемые журналистами включают в себя: "традиционные женские проблемы" (медицинские и проблемы материнства и воспитания детей); современная роль женщины в обществе (женщина и власть, женщина и бизнес и др.); социально-психологические проблемы (женская бедность, проблемы возраста, адаптация женщин к меняющейся жизни и др.); самореализация женщины как личности; социальная защищенность женщины и др. Женские неправительственные объединения осознают всю опасность пренебрежительного отношения к данными вопросами в контексте общегосударственной социальной политики. Стремясь компенсировать отсутствие или недостаточное внимание к настоящим проблемам в СМИ, независимая женская пресса, и социально-просветительский журнал "Женщина Плюс" в их числе, берет на себя задачу восполнить сложившийся вакуум и дать широкую и подробную разработку каждой из них. Не будет преувеличением сказать, что именно эти темы и проблемы сформировали российскую женскую независимую прессу сегодня и определили ее лицо. Часть V Девочки просят внимания Объединение "Фемина" (г. Набережные Челны) существует с ноября 1990 г., зарегистрировано оно было только в мае 1994 г. Организация видит свою цель в том, чтобы "менять стереотипы о роли женщины в обществе, показывать истинное положение женщин в городе и регионе, повышать их информированность и самосознание, привлекать внимание к проблемам женщин со стороны администрации города. Желание объединиться, совместно обсуждать и решать "женские" проблемы, создать для себя и других перспективы креативной деятельности, установить связи с международными женскими организациями"[[Там же. С.51.]]. В рамках информационного проекта организации издается газета "Женский блокнот" о новостях женского движения, а так же информационно-публицистический журнал для молодежи по правам человека. Уникальным в своем роде проектом объединения "Фемина" стал журнал для девочек-подростков "Девочки просят внимания". Он создается молодежной группой настоящего объединения при финансовой поддержке Посольства Королевства Нидерландов с 1996 г. Журнал уже успел получить известность в США, Канаде, Германии, Нидерландах, Венгрии, Албании, Болгарии, его можно найти в библиотеках многих женских организаций бывшего Союза. В нем публикуются статьи, посвященные правам и возможностям для молодых девушек и женщин, интервью с интересными людьми, консультации специалистов, результаты социологических опросов. На страницах своего издания юные журналистки поднимают проблемы, волнующие современных подростков, однако не менее полезен он и для их родителей, и для всех тех, кто хочет понять процессы, происходящие в молодежной среде. Как мы уже смогли убедиться, анализируя материалы журнала "Женщина Плюс", предметом особой озабоченности неофициальной женской прессы в отношении подрастающего поколения стали в первую очередь условия социализации молодежи в условиях политического и экономического кризиса и проблемы насилия. В свою очередь эти проблемы волнуют и саму молодежь. Не случайно именно они становятся темами специальных подборок журнала. Реально оценивая сложившуюся в современном обществе ситуацию юные журналистки не ставят перед собой невыполнимых задач, как то победить насилие во всех его проявлениях и создать условия для его упразднения. "Единственное, что ты можешь сделать для того, чтобы предотвратить вероятность насилия - это не забывать о нем и думать о реальном существовании этого. Твой мозг - своеобразный компьютер, оснащенный файлами для хранения информации. В твоем мозгу должен быть "файл" о сексуальном насилии, содержащий информацию о том, как тебе поступить, что делать, как реагировать на происходящее"[[Девочки просят внимания! 1997.№2.С.9.]]. Журнал ставит своей задачей дать читателям по возможности максимальную информацию о юридической и психологической стороне проблемы. "Сексуальное насилие - это любой вид домогательства, совершаемый без согласия"[[Там же.С.8.]]. Далее расставляются необходимые акценты: "Что такое согласие?", "Что такое принуждение?". Эти темы иллюстрируются примерами сексуального принуждения и сексуального насилия, которое сопровождается или провоцируется характерными лексическими конструкциями. Отдельный блок статей посвящен профилактике насилия и практическим советам, например, "какую тактику ты можешь применить для своей защиты". Журнал призывает и учит девушек в любой ситуации не терять самообладания: "Думай! Сохраняй самообладание! Будь напористой!", "Забудь о том, что ты паинька! Защити себя сама!", "У тебя есть полное право контролировать то, что с тобой происходит". В журнале можно найти юридическую справку, адреса кризисных центров и номера телефонов доверия, информацию о школах самообороны. В 1997 г. "Фемина" подготовила специальный выпуск, посвященный борьбе против всех форм насилия, направленного против девочек и женщин "Помоги себе сама!" как приложение к журналу. Помимо уже упомянутых публикаций в него вошли материалы, исследующие социальные и культурные корни проблемы. Среди них особо хочется выделить заметку М. Либоракиной, само название которой актуализирует внутреннюю природу рассматриваемого явления: "Вопрос насилия над женщинами - это вопрос о власти, а не о сексе". В четвертом номере журнала публикуется юридические и психологические рекомендации, "что делать, если это уже произошло" и краткий курс самозащиты. Третий номер издания в основном посвящен проблемам алкоголизма и наркомании. В них приводятся консультации специалистов, врачей, психологов, юристов. Отдельно анализируются объективные и субъективные факторы, приводящие к риску алкоголизма и наркомании среди подростков, а также факторы защитные. Предлагаются практические руководства для родителей. Проблемы сексуально образования стали главной темой четвертого номера журнала. В нем можно найти информационные и социологические материалы о молодежи и венерических заболеваниях, консультацию специалиста-венеролога, таблицу контрацептивов. Пример юных журналисток "Фемины" воодушевил молодежные группы других городов и даже стран. Так, например, украинская молодежная организация "Вперед" начала издавать в Киеве свой журнал для мальчиков и девочек "Свитанок" ("Расвет"). Своей основной задачей редакция "Рассвета" считает искоренение стереотипов о роли мужчин и женщин в обществе. Журнал "Девочки просят внимания" и подобные ему издания, патронируемые женскими неправительственными организациями, воспитывают социальную активность у девочек-подростков и ответственное отношение к собственной жизни и жизни окружающих. Они проводят мысль, что девочка должна стать полноправной хозяйкой и своей судьбы, "кто, если не ты" - так можно сформулировать кредо журнала. "Кто, если не ты" сделаешь жизнь интересной, насыщенной и осмысленной, "кто, если не ты" поможешь своим близким, своим друзьям и коллегам, которые сталкиваются со знакомыми тебе проблемами, "кто, если не ты" защитишь себя, оказываясь с опасностью один на один и т.д. Часть VI "Посиделки"
Невозможно обойти вниманием информационное издание Петербургского Центра Гендерных Проблем. В феврале 1993 г. увидел свет первый номер "Посиделок" - профессионального, острого и полного юмора информационного листка. Вот как объясняет выбор названия председатель ПЦГП Ольга Липовская: "мы долго думали, как назвать наш новый информационный листок. Были отклонены "оригинальные" названия вроде "Голос Гендера", "Женский Вестник", "Новости ПЦГП" и проч. И поскольку говорили мы об этом, сидя на нашей уютной кухне, мы решили назвать "Посиделки". Почему "Посиделки"? Издревле на Руси ПОСИДЕЛКИ - времяпрепровождение чисто женское, место, где женщины обсуждают свои дела, делятся друг с другом новостями; это дружелюбное, сестринское занятие. Серьезным делам частенько вредило отсутствие чувства юмора. Мы надеемся избежать этой ошибки"[[Посиделки. 1993. №1.С.1.]]. Надо сказать, что редакторскому коллективу листка, в который входили Ольга Липовская, Ирина Юкина, Анна Клецина, Юлия Жукова, Ирина Мерненко, прекрасно удалось совместить разговор о более чем насущных проблемах с иронией над собственной серьезностью. Это вдребезги разбивает стереотипное и однобокое представление о феминизме как об элитном клубе неудовлетворенных и потому исключительно занудных женщин, на которое, так или иначе, сетуют все "серьезные" женские издания. "Посиделки" предлагают вниманию читателей обширную информацию о неформальных женских и не только женских объединениях Санкт-Петербурга и других городов постсоветского пространства. Вот пример "рабочей" информации о Барнаульском центре для мужчин : "Кризисный центр для мужчин меняет направление работы. Поводом дня этого стал месячный курс "Социология семьи и пола", прослушанный сотрудниками центра в Москве, и который был подготовлен при помощи фонда Форда в рамках программы "Развитие социологии в России". В течение месяца на базе института социологии РАН обменивались опытом по гендерной социологии психологи, социологи, руководители кризисных центров из провинций. Если прежний подход к воспитанию детей, а также психологии мужчин и женщин был чисто функциональным (другими словами, девочку воспитывали как девочку, а мальчика как мальчика), то теперь от функциональных рамок приходится отказываться и переходить к подходам гуманистическим. Кроме этого, Барнаульский кризисный центр будет взят в качестве образца для создания подобных центров по всей стране. По словам руководителя центра Максима Костенко, это дело будет поставлено на государственный уровень. Сейчас центр готовит к изданию серию методических пособий по организации социальной работы с различными группами мужчин трудоспособного возраста"[[Посиделки. 1998. №7-8.]]. Посиделки рассказывают об акциях и инициативах, предпринимаемых женскими организациями, о деятельности фондов, готовых оказать поддержку независимому женскому движению в России, публицистические и научные статьи, новости агентства социальной информации, а также новости электронной почты и обширной и постоянно пополняющейся библиотеки ПЦГП. Наряду с этим листок регулярно и подробно знакомит читательниц с материалами официальных документов. Так в третьем номере за 1996 г. был опубликован пакет документов с проектом плана дальнейшего взаимодействия комитетов Государственной Думы с общественными организациями и резолюцией круглого стола "Женщины и трудовое право", состоявшегося в Москве в начале марта 1996 г. Пол и Право стали темой статьи Елены Гаповой в 7-8 номере Листка за 1998 г. Статья сопровождается скороговорками "Женскому полу - полноту прав", "полправа нам мало" и другими. "Основатель либерализма Д. Локк утверждал, что только мужчины являются участниками общественного договора, а Руссо - что женщины от природы не способны быть гражданами. Основным критерием гражданства признавалась "независимость" субъекта*[[3 Pateman, Carol. The Patriarchal Welfare State// Defining Women: Social Institutions and Gender Divisions ( Linda McDowell and Rosemary Pringle, eds.) Polity Press, 1992.]], а свойства и качества, необходимые для вхождения в эту категорию, такие как имущественные права, права наследования, политические, образовательные и др., являлись качествами мужчины, будучи даны ему в виде прав. Отношения женщины с государством осуществлялись через мужчину (мужа), который как наемный работник получал вознаграждение за труд. Женщина обладала средствами существования как иждивенка мужчины при том, что работа мужчины в производственной сфере является результатом не индивидуальных, а совместных усилий: никакая деятельность невозможна без обеспечения быта, так как дом - это "отель, прачечная, ресторан и детский сад одновременно"*[[Collins, Randal. Sociological Insight: an Introduction to Nonobvious Sociology// N.Y., Oxford University Press, 1982. P.138]]. Естественно, концепция зарплаты должна была предусматривать возможность содержания семьи одним работающим, а законодательство в сфере социального обеспечения строилось на том, что женщины осуществляют свой социальный вклад бесплатно, "частным образом", оставаясь, таким образом, "неполными" гражданами. При социализме отношения женщины с государством осуществлялись на основе ее обязательного участия в общественном производстве, что являлось условием получения привилегий, в основном связанных с материнством. Новая концепция зарплаты уже означала вознаграждение отдельному работнику, а источником социальных льгот для женщин, без чего биологическое воспроизводство общества было бы невозможным, стало государство. В своей наиболее выраженной форме такая система привела к тому, что по одну сторону оказались женщины, дети и государство, по другую - мужчины: "Если эмансипацией называется положение, при котором женщины не могут рассчитывать на мужчин в воспитании детей и материальной поддержке, то советские женщины эмансипированы, хотят они этого или нет, более, чем какие-либо другие".*[[Lissyutkina, Larissa. Soviet Women at the Crossroads of Perestroika// Gender Politics and Postcommunism. Routledge, 1993. P.280.]] Эта горькая ирония относится не к "плохим" мужчинам, а к тому, каким образом государство выстраивает отношения между полами. |