Женская пресса

Ровенская Т. А. О чем до сих пор молчали женщины или прогулки по страницам независимой женской прессы. Обзор некоммерческой женской прессы. 1999.
 
В начало документа
В конец документа

Ровенская Т. А.

О чем до сих пор молчали женщины или прогулки по страницам независимой женской прессы


В подавляющем (во всех смыслах этого слова) большинстве случаев на провокационный вопрос, что же такое независимая женская пресса, собеседник не задумываясь отвечает, что это женские журналы, такие как, например, "Лиза", "Cosmopolitan", "Marie Claire" и оказывается совершенно не прав. В связи с тем, что в центре внимания настоящего обзора будет именно независимая женская пресса, хотелось бы сразу разрушить это распространенное заблуждение, предприняв попытку разобраться, что же отличает их друг от друга.

Появление тех и других в начале 90-х годов окажется, пожалуй, единственным, что объединяет женские глянцевые журналы и журналы независимой женской прессы. Женским журналам отведена своя ниша в рамках официальных СМИ, за ними стоят большие финансовые вложения, призванные приносить свою долю прибыли. Они плотно вписаны в существующую структуру рыночных отношений, при которых, как нам давно было предсказано, спрос определяет предложения, и предложения формируют спрос. Нахлынув с падением "железного занавеса" с Запада, женские глянцевые журналы довольно быстро адаптировались, (вероятно, генетическая память в каком-нибудь н-адцатом хромосоме донесла до нас щемящую тоску по запрещенным в 1930-м году русским женским журналам) и стали вполне "своими", сохраняя при этом пьянящий шарм нездешности. Их популярность объяснялась, прежде всего, потребностью в праздничной карнавальности среди утомительных будней, которые не в состоянии были подарить ни усталые "Работница" с "Крестьянкой", ни тем более вышедшие из политической моды "Коммунистка", "Общественница" или "Делегатка". Прельщало и завораживало все: яркость красок, красота моделей, тяжелые глянцевые страницы и обещавший немедленного исполнения самой несбыточной мечты пропитывающий их аромат духов. Взгляд скользит по картинкам, задерживаясь на плоскости, не проникая вглубь, и даже материалы статей часто отступают на второй план проигрывая виртуозному визуальному искусству рекламы. Под этим массированным натиском одновременно на все органы чувств как-то само собой становится не существенным, что журналы служат коммерческим интересам издательских корпораций и призваны помогать в освещении и решении "женских вопросов" лишь в той мере, в какой это будет поддерживать и стимулировать интерес к настоящим изданиям. Глянцевые журналы охватывают самые разные страты читательской аудитории, они рассчитаны на разнообразный потребительский вкус, разную социальную градацию, то есть на разный карман. Их читательницей может стать каждая, при условии, что имеет в кошельке излишек в размере от 8 до 80 рублей. Не случайно, например, самые глянцевые из глянцевых журналов обходят стороной темы женщины в возрасте, так как те в широкой массе по своим финансовым возможностям попросту не в состоянии пополнить их читательские ряды. И вот ведь парадокс, женские журналы не устаревают, что позволяет читать их с любого места, а предприимчивым согражданам продавать в электричках номера изрядно устаревшие.

"Массовое" рождение независимой женской прессы приходится на начало 90-х годов и связано с тем, что неофициальные женские союзы и клубы постепенно покидали свои давно обжитые кофейно-кухонно-посиделочные пространства и превращались в зарегистрированные организации третьего сектора, НПО. Ее возникновение было во многом спровоцировано невозможностью адекватно высветить женский дискурс в других, не собственно женских изданиях. В связи с этим она подчеркивает свою альтернативность, с одной стороны, официальным средствам массовой информации и, с другой, глянцевым женским журналам, которые являют собой по сути одно и то же: они воспроизводят и утверждают традиционные патриархатные практики и установки. Этими обстоятельствами было вызвано появление на свет такого серьезного нетрадиционного женского художественного журнала как "Идиома", в котором были представлены и художественные практики, и осмысление теоретических проблем. Желание развивать нетрадиционные представления становится заметным и в других журналах. Так, в обращении к читателю редакторы журнала "Женщина Плюс" предупреждают: "на страницах нашего журнала вы не найдете: кулинарных рецептов; советов по шитью и вязанию; гороскопов; способов привораживания и сглаза, а также рекомендаций, как в течение двух недель похудеть, помолодеть, поумнеть, увеличить бюст на два дюйма"[[Обращение к читателю//Женщина Плюс. 1994. №1. С.1.]]. Не удивительно, что привлекательность подобного издания для читательницы, воспитываемой и опекаемой г-жой Бурдой, представляется довольно сомнительной.

Независимая женская пресса находилась и находится в принципиально иных условиях. Она создавалась для женщин самими женщинами. Однако ее появления не ждал никто, ни женская, ни тем более мужская аудитория. Издание первых номеров было инициативой отдельных женщин или групп женщин, подготавливавших, тиражировавших и распространявших их чаще всего на собственные средства. Казалось, что она была нужна только ее издательницам. Что же заставляло женщин двигаться по такому непростому и заведомо неблагодарному пути? Вот как объясняет это редактор первого феминистского альманаха, вышедшем в 1979 г., "Женщина и Россия" Татьяна Малаховская: "Мы открыли для себя и хотели открыть для окружающих женщин, что причина несчастий каждой из нас не в том, что каждая такая уж невезучая и неумелая, не в ее личной так называемой судьбе, а в каких-то гораздо более широких, всеохватывающих законах, по которым живет наш мир..."[[Малаховская А.//Феминформ. 1992. №1. С.6.]] В этом издании нашел свое отражение материал о самых насущных проблемах женщин: "о потрясающем своим цинизмом обращении с женщинами в родильных домах и абортариях, о нашем лукавом "равноправии" в семье и на работе, о том, как обращаются с нашими детьми в яслях, детсадах, в школах и пионерских лагерях"[[Как начиналось женское движение в конце 70-х//Феминформ. М.,1992.№1.С.3.]]. Альманах "Женщины и Россия" был выпущен всего в девяти экземплярах, но получил широкий резонанс в Ленинграде. При том, что, наверное, подавляющее большинство советских женщин сталкивалось с этими проблемами и в кровь разбивали свой лоб о невозможность их решить (тут приходит на память великолепный перформанс художницы Лены Ковылиной о женщине, бьющейся в железную дверь), тем не менее, независимая женская пресса обнаружила, что на нее не нашлось потребителей. Перед ней встала задача формирования самого поля потребителя ее информации. В связи с этим самые разные журналы решают по сути общую для всех задачу - раскрепощение сознания женщин в процессе их взаимного общения, которое в настоящем контексте приобретает самостоятельную ценность и значимость, а также вовлечение читательниц в активный процесс совместного творчества,.

Независимая женская пресса выводит на поверхность то, что обычно называют женской "повесткой дня", тот круг проблем и вопросов, который не может выявить и назвать никто кроме самой женщины. Ее во многом маргинальное положение в обществе и культуре определяет ту степень субъективизма ее взгляда, который при обобщении всего женского опыта рождает новую реальность. Высвобождение женского дискурса из научного, публицистического и других, и оформление его в самостоятельный "женский", обусловленный целым комплексом социальных, политических, идеологических и культурных предпосылок, становится одой из главных стратегий женской прессы. Неофициальные женские издания едины в понимании необходимости легализации всех форм, в которых представлен в истории, культуре, и даже в общественном мнении женский опыт.

Особое значение приобретает то обстоятельство, что независимая женская пресса работает в непосредственном контакте и отражает конкретную деятельность женских неправительственных организаций, ее характер и направления. Она является плодом работы новых, непривычных для российского сознания образований: творческих и деловых союзов женщин, которые ищут новые формы взаимодействия и эффективной совместной деятельности. Не случайно материалы изданий освещают непосредственную работу семинаров, конференций, проводимых женскими организациями, в процессе которых и рождаются особые женские практики.

Сложность задач, которые поставила перед собой неофициальная женская пресса, заключается еще и в том, что присутствующий на уровне проблемы "женский вопрос" еще находится в процессе поиска и формирования своего собственного языка, у него нет апробированных практик и стратегий и единой и однозначной конечной цели. Впрочем, как нет и не может быть единого толкования понятий "феминизм", лежащего в основе любой женской инициативы, и собственно "феминность". Феномен "маскулинности" неплохо изучен на настоящий момент, но он представляет собой и менее сложное для изучения явление, так как мы постоянно вступаем в непосредственный контакт с его практиками. Феминное же пространство, напротив, пока исключительно абстрактно, оно не выявлено и не оформлено и отношение к нему не свободно от открыто выражаемых негативных оценок или подсознательного оценочного подтекста. Широте трактовок "феминности" можно только удивляться, ее олицетворяют как с представлением об истинной женственности, так и с понятием феминизм, негативное отношение к которому во всем мире успело сформироваться быстрее, чем все поняли, что же это такое. Не удивительно, что независимой женской прессе пришлось столкнуться не только с неготовностью читателя воспринять материал, отражавший иной угол зрения, иную перспективу, иную артикулируемую систему ценностей, но и с предвзятым отношением к любой возможности каких-либо изменений в этом направлении.

Вне всяких сомнений позиция, исповедуемая женщинами-участницами независимых женских проектов, представляет собой определенную идейную инновацию в той же мере, в какой сами издания независимой женской прессы являются социальной и культурной инновацией в особом специфическом смысле этого слова. Они несут в себе просветительство, однако и в это понятие изначально вкладывается несколько иное значение. Женщины сами выбирают темы для разговора и говорят на том языке, который им близок и который позволяет им выразить собственные мысли. Не случайно огромную роль в женских изданиях приобретают письма читательниц. В независимых женских издательствах также нет постоянного штата журналистов, готовящих материал для того или иного номера. Журналы приглашают читателей к совместной работе над изданием и публикуют присылаемые ими материалы. Этим объясняется некоторая неровность женских изданий в целом и косноязычие отдельных разделов и рубрик в частности. Но женская пресса не обещала быть красивой и приглаженной, она изначально ставила перед собой иные задачи, главные из которых - предоставить на страницах печати голос женщине и создать условия, чтобы он был, наконец, услышан. "Некрасивость" текстов объясняется не тем, что в журналах нет профессиональных редакторов, а те, которые есть не знакомы с правилами синтаксиса и орфографии, а тем, что многие тексты перепечатывались из писем или переносились в журналы прямо с пленки и изначально были призваны отразить неотретушированные мысли и чувства говорившей. Отсутствие редактуры авторских текстов давало широкий простор для женских высказываний, мнений, для женского вербального самовыражения. Отсутствие какой бы то ни было оценочности в отношении "незрелых" суждений или тех, которые шли в разрез со взглядами самих редакций также демонстрирует присутствие принципиально иного посыла женских изданий. Все эти действия были направлены на то, чтобы "задеть" женщин, вызвать их на диалог, на ответную реплику, с которой начинался разговор на темы так или иначе волнующие всех. Женская пресса увидела свою роль в том, чтобы стать своеобразной лабораторией, где каждая участница диалога осуществляла бы глубокую духовную личностную работу, пересматривая формы своего взаимодействия с окружающим миром, неожиданно обнаруживая свой собственный внутренний потенциал; тем местом, где женщины, не смущаясь и не боясь критики и насмешек со стороны мужчин, могли бы быть самими собой, говорить о наболевшем и важном для себя и, по их мнению, для окружающих.

Потребность в самореализации и невозможность самореализоваться, участвуя в социальных играх, правила которым прописаны маскулинистской культурой, заставляют женщин задуматься, действительно ли что-то так уж безнадежно не в порядке с ними. Многие самостоятельно приходят к внушающему оптимизм заключению, что проблема недовоплощенности собственной судьбы женщины, зарытого в землю таланта оказывается шире ее отдельно взятой фигуры, пусть даже внушительного размера, так и глубже моря одною ею пролитых слез, и вообще она лежит повсюду и пронизывает все, на что бы женщина не бросила свой взгляд. Не будет преувеличением сказать, что женская пресса в определенной мере стимулирует к самостоятельному и критическому восприятию женщиной событий и явлений окружающего мира и активному выражению своей позиции. Привлечение нетрадиционных женских практик позволяет расширить как сами границы феминного пространства, так и теоретическую и методологическую базу гендерных стратегий. Все это направлено на формирование подхода, при котором женская традиция воспринималась бы не как "вторичное иное" относительно общекультурной нормы, а в качестве альтернативной культурной парадигмы.

Но прежде всего женские издания становятся местом встречи и общения женщин. Некоторые из них выпускаются "для чтения" ("Вы и Мы"), другие "для изучения" ("Вестник", "Права женщин в России"), замечает журналистка Лариса Кузнецова, но все они предназначены "для размышления", считает редакция журнала "Преображение" и "для обсуждения", добавляет Марина Либоракина. По мнению последней, независимая женская пресса является той необходимой нитью, которая связывает женщин между собой.

Есть и еще один важный момент, который проиллюстрирует случай, произошедший в недавно созданной газете для женщин в Ростове на Дону, случай, впрочем, типичен для многих женских изданий. Читательница прислала в редакцию письмо, в котором жаловалась на притеснения на работе и сексуальные домогательства шефа. В ответ редакция осветила проблему как имеющую глубокие социальные и правовые корни, рассказала читательнице о ее правах и переадресовала к соответствующим статьям закона. Реакция читательницы последовала очень быстро, она обвинила газету в холодности и безразличии к ее проблемам, хотя газета и была призвана защищать интересы женщин. Иными словами, каждая из сторон вкладывала в понятие "помощь" совершенно различный смысл. Читательница ожидала, что ее поймут, успокоят и пожалеют, поплачут над ее сложной жизнью, расскажут несколько грустных историй о вселенской несправедливости и воодушевят словами типа, "ну ничего, как-нибудь все образуется". Вероятно, читательница и не ожидала, что группа экстренного реагирования придет лично разбираться с ее начальством, но безусловно рассчитывала на эмоциональный отклик и сочувствие. Женщина привычно ждала, что ее проблему решит за нее кто-то другой или на худой конец разделит ее тяжесть. Редакция разочаровала ее тем, что обобщила ее личную беду и дала ей в руки инструмент, позволяющий самой предпринять определенные шаги для правовой самозащиты.

Позиция независимой женской прессы в этом вопросе отличается четкостью и последовательностью. Она ориентирована в первую очередь на людей социально и интеллектуально активных, неравнодушных и заинтересованных. "Наше издание предназначено для того, чтобы мы все вместе попытались осмыслить свою жизнь... мы бы хотели, чтобы наш журнал стал средством борьбы с социальной пассивностью. Мы предназначаем его тем читателям, кто уже понял необходимость собственного участия в решении социальных, экономических, политических и прочих острых проблем современности"[[Обращение к читателю//Женщина Плюс. 1994. №1.]], - так определяет свою позицию журнал "Женщина Плюс". В представлении женской прессы женщина должна понять, что никто не поможет ей, кроме нее самой. Она должна осознавать свою ответственность за собственную судьбу, судьбу своих детей и своей страны; она должна научиться понимать и уважать то место, которое она занимает в общественной и культурной жизни России.

В настоящий обзор вошли издания самых разных стилей и жанров, чью концепцию и цели отражает в первую очередь информационно-просветительская направленность. В фокусе нашего внимания окажутся информационные бюллетени "Феминф" (Феминистская альтернатива"), "Вестник" Информационного центра Независимого Женского Форума; тематические бюллетени Информационного проекта для женщин "Архив. База данных. Библиотека.", выпускаемые в сотрудничестве с Информационным Центром и Проектом образовательной и культурной поддержки женщин г. Жуковского; "Посиделки" Петербургского Центра Гендерных Проблем. Среди периодических "тонких" журналов мы предложим вашему вниманию публикации журналов "Вы и Мы. Диалог женщин", "Женщина Плюс" и журнала для девушек-подростков "Девочки просят внимания".

За плечами у всех этих изданий непростая судьба, но их объединяет то, что все они сумели выжить, состояться и определить лицо всей независимой женской прессы сегодня. Эти издания являются носителями информации о жизни и развитии женского движения в России, они также служат юридическому, историческому, социологическому и культурологическому самообразованию женщин.

Мы сознательно не включили в обзор замечательные женские "толстые" журналы, такие как "Преображение", журнал женского клуба "Преображение", в редакционную коллегию которого входят Н. Габриэлян, М. Михайлова, О. Татаринова, Е. Трофимова; литературный альманах "Мария", издаваемый Петрозаводским университетом, бессменным составителем которого является Г. Скворцова; альманах "Адельфэ"; Альманах-бюллетень "Все люди - сестры" Санкт-Петербургского Центра Гендерных Проблем "Гендерные исследования", журнал Харьковского центра гендерных исследований, над созданием которого работают И. Жеребкина, З. Баблоян, С. Жеребкин, Н. Соболева; журнал "Женшина и культура", издаваемый в рамках Проекта "Новые возможности для женщин" Информационного центра Независимого Женского Форума, составитель Н. Габриэлян. Эти и другие, подобные им издания в большей мере относятся к литературному и/или научно-публицистическому жанру. Их неотъемлемая заслуга в том, что они сумели продемонстрировать и доказать, что гендерные исследования являются полноправной сферой мировой и отечественной науки и культуры. Благодаря усилиям этих исследователей, их единомышленниц и единомышленников женские рубрики начали появляться в других широко признанных изданиях, таких как "Общественные науки и современность", "Новое литературное обозрение", "Филологические науки", "Социологические науки" и др. Обзор этих журналов в праве стать предметом отдельного исследования, которое потребует выработки несколько других подходов и методов рассмотрения. Мы также вынуждены обойти своим вниманием материалы об истории женского движения, феминизме, женской литературе и публицистике, появлявшиеся в глянцевых журналах, таких как Cosmopolitan, Marie Claire и др., и "женские" полосы на страницах центральных газет, хотя считаем их важным элементом просветительской работы, проводимой активистками женского движения.

Предлагаемый вашему вниманию обзор независимой женской прессы не вполне обычен. Следуя тактике женских изданий, мы даем не собственно анализ женских изданий, а экспозицию мнений, суждений, высказываний российских и зарубежных женщин, феминисток и разделяющих традиционные взгляды, профессиональных журналисток, философов, историков и юристов и тех, кого просто не оставили равнодушными проблемы, обсуждаемые на страницах журналов и информационных листков неофициальной женской прессы по самому широкому кругу волнующих современных женщин вопросов. Мы постараемся не навязывать никаких собственных заключений, потому что убеждены, что читатель сам в состоянии разобраться в предлагаемых материалах. Не исключено, что на фоне бесконечной погони официальных СМИ за сенсацией, они покажутся ей или ему скучным, однако если у кого-то они вызовут отзвук и потребность подумать над обсуждаемыми проблемами и высказать собственное мнение, мы будем считать нашу задачу выполненной.

Часть I

Феминформ

Одним из первых в ноябре 1992г. вышел информационный листок "Феминформ". В его создании принимали участие Татьяна Липовская, Ольга Липовская, Елена Кочкина, Марина Либоракина и др. Номера выходили самиздатом, на средства самих женщин. Так звучало обращение редакции первого номера к читателям:

"Мы хотим начать разговор о женщине устами женщин.

Мы хотим взглянуть на мир и проблемы в нем глазами женщин.

Этот листок мы начали выпускать потому, что хотим обмениваться информацией.

С первого номера мы начинаем публикацию подготовленных нами переводов зарубежных феминистских исследований. Нам кажется важным познакомить читательниц с историей развития феминизма и с основами его теории. И здесь мы хотели бы показать, что феминизм вовсе не однороден. Есть много путей, много направлений, и каждая из нас может выбрать то, что ей ближе. И каждая вправе сказать свое слово.

В нашей стране есть замечательные исследовательницы, занимающиеся проблемами женщин давно и серьезно. Мы рассчитываем на их помощь. Мы мечтаем реабилитировать само понятие "феминизм" в нашей стране, потому что понятие это скомпрометировано и смысл его искажен. Надеемся заинтересовать женщин, которые считают себя феминистками, но нам кажется, должны нас понять.

Каждая из нас неповторима, но у нас много общего. Мы хотим понять причины наших проблем и избавиться от того, что нас угнетает и унижает. Но помочь себе сами. Вот мы и хотели бы осознать свою значимость в этом мире. И первое, что мы говорим нашим читательницам: знайте, что вы в своих проблемах не одиноки.

Этот разговор назрел уже давно. Мы представляем себе это именно как разговор, многосторонний диалог. Выпустив первый номер информационного листа, мы просто подаем первую реплику".[[Феминформ. М., 1992. №1.С.2.]]

В первом номере они отдали должное своим предшественницам, журналу "Женщина и Россия" и альманаху "Мария". С особым теплом вспоминает на страницах "Феминформа" работу над ними А.Малаховская: "Я должна сказать, что работа над этим изданием принесла мне... огромную радость. Впервые мы могли свободно, не боясь ни насмешек, ни ущемлений со стороны всезнающей мужской части редакции, писать о самом наболевшем. Создание этого альманаха было праздничным событием для всех его участниц, оно было прорывом сквозь тьму неосознанного и тем самым еще более опасного угнетения, в котором мы все до сих пор жили, даже не понимая, что мы в нем живем... Мы как будто разорвали ту свинцовую мерзость, в которой мы годами прозябали, не зная ей даже названия. Мы прорвали ее и создали другой мир внутри того безнадежного мира, что окружал нас тогда"[[Малаховская А.//Феминформ. 1992. №1. С.6.]].

"Феминформ" начал знакомить читательниц с историей феминизма, а также с текстами западных теоретиков феминизма.

Второй номер листка, вышел в 1993 под новым названием "Феминф", в его редакционный совет уже входили Татьяна Клименкова, Наталья Абубикирова, Марина Регентова и др. Он имел политическую направленность и освещал участие блока "Женщины России", "Независимого Женского Форума", а также отдельных независимых кандидаток в избирательной кампании 1993 г.

"Когда три года назад, - писали в 1993г. в своем обращении участницы Независимого Женского Форума, - Первый Независимый Женский Форум выдвинул лозунг "Демократия минус женщина - не демократия", мы не могли себе представить, что сможем увидеть эти слова на газетных страницах. В последние недели мы убедились: независимый женский голос не только существует, он стал слышен и политически значимым. Сложилась ситуация, когда уже не только необходима, но и возможна женская политика, женское политическое действие". Вместе с тем они отмечали, что "женщины незаменимы, но они и незаметны. До руководящих должностей, до уровня принятия решений удается дойти очень и очень немногим. "Где есть власть, там нет женщины. Где есть женщина - там нет власти"[[Обращение участниц Независимого Женского Форума// Феминф. 1993.№3.С.6-7.]]. В их понимании "быть женщиной или мужчиной - значит не просто иметь определенную анатомию. Это значит иметь определенную социальную судьбу и разные шансы жизненного выбора. И то, что женщины проигрывают, не означает выигрыша для мужчин. Нам всем вместе плохо жить в таком обществе, где женщины раньше стареют, а мужчины раньше умирают". Участницы Форума не обошли стороной вопрос о политических правах женщин и прокомментировали его следующим образом: "Давайте вспомним, что все то, что мы и правами-то всерьез не считаем, настолько это кажется само собой разумеющимся: возможность загорать на пляже в купальнике, получить высшее образование в одном институте с бывшим одноклассником, отвести ребенка в детский сад - все это мы получили после того, как получили право голоса на выборах. Не "получили" как подарок, а добились его. Добились наши бабушки, участвовавшие в женском движении начала века. Это было совсем недавно. Помните, что ни одна женщина еще не заседала в Думе, ибо до февраля 1917 года у нас не было права голоса, права избираться и быть избираемыми".

"Говоря о включении женщин сегодня в политическую жизнь страны и о попытках обрести свое пространство, мы хотим напомнить, что речь идет не только о завоевании, но скорее о восстановлении статуса женщины в обществе"[[Феминф. 1993.№3.С.1.]], - так определяли редакторы свою позицию. Этот аргумент послужил основанием для расширения тематического поля листка, и в следующий номер были включены материалы по истории женщин прошлого столетия и во времена далекой минойской культуры.

В четвертом номере журнала появились новые рубрики: "Общество и насилие", "Психологические аспекты теории и практики феминизма". Вот как, например, обосновывалась необходимость введения новой для нас практики феминистского консультирования:

"Мы считаем, что отношение к женщине в обществе можно охарактеризовать как враждебное. Наступило время, когда стало очевидно, что женщины поставлены в рамки жестких ограничений. Все средства массовой информации ставят женщину в положение слабого существа, неспособного к занятию серьезным делом, без конца повторяя, что "это им и не нужно". Одновременно нас призывают к безусловной покорности и самопожертвованию, рисуя гармонию мира в виде жесткого разделения на "высший мужской ум" и поставленную на служение мужчине "женскую жертвенность". Общество не поощряет женские инициативы практически в любых сферах, особенно в тех, которые традиционно считаются мужскими. Самое серьезное беспокойство вызывает неумение женщин противостоять любым формам насилия и сексуального злоупотребления, что ввергает их в сложные стрессовые ситуации и создает ощущение полной безысходности. Мы считаем, что крайне важно и необходимо дать женщине возможность быть выслушанными и получить поддержку в безопасном для себя месте, где можно спокойно разобраться, что в действительности с ними происходит и почему".[[Смысл и содержание феминистского консультирования// Феминф. 1994. №1 (4). С.42.]]

Рубрики "Феминфа" в определенной мере наметили круг проблем и характер подходов и работы с ними других женских изданий.

Далее...