|
|
Ржаницына Л. С. Женский труд: дискриминация усиливается // Человек и труд, 1998. №5. С. 28-31.
|
В начало документа |
В конец документа |
Ржаницына Л. С. Женский труд: дискриминация усиливается Продолжение. Перейти к предыдущей части текста Дифференциация показателей женской безработицы по регионам и категориям населения Безработица относительно выше в тех регионах, где преобладают предприятия текстильной и лептой промышленности, машиностроения и оборонки. Особенно сложная ситуация в городах с моноструктурой, в отдельных национальных образованиях. Наибольший процент женщин среди официально безработных отмечен службой занятости в Центрально-Черноземном и Поволжском регионах - более 66% по сравнению с 62% в среднем по РФ. Максимальные показатели - в Татарстане (75%), Саратовской (74), Кемеровской (70), Рязанской (79), Воронежской, Оренбургской и Новосибирской областях (69%). Увеличение доли безработных женщин отмечено в девяти (из 12) крупных экономических районах, особенно в Центральном. И только в трех (Северном, Северо-Западном и Северо-Кавказском) наметилось небольшое снижение. Некоторое выравнивание регионов по доле женщин, регистрирующихся в качестве безработных, свидетельствует об определенном влиянии службы занятости на рынки труда с точки зрения материального обеспечения женщин, ищущих работу. Длительность женской безработицы увеличилась в 1997 г. по сравнению с 1996 г.: в I полугодии 1997 г. она достигла 7,7 месяца (6,9 у мужчин); в 1996 г. эти показатели составляли соответственно 7 и 6,3 месяца. По-прежнему две трети числа длительно безработных (не имеющих занятия свыше 8 месяцев) - женщины, причем доля их растет. В составе женщин-безработных увеличился удельный вес высвобожденных с предприятий, выпускников ПТУ и лиц, имеющих длительный перерыв в работе, как и доля женщин с детьми, в том числе одиноких родителей и родителей детей-инвалидов, т.е. таких категорий, которые, безусловно, требуют особого внимания и поддержки. Доля социально слабых групп среди всех женщин, ищущих работу, как и год назад, сохраняется на уровне 30-35%. По данным службы занятости (на 1 июля 1997 г.), в их составе: 40% - подростки, 37 -одинокие и многодетные матери, 15 - пенсионеры, 5% - инвалиды. Остальные - беженцы и вынужденные переселенцы, лица, освободившиеся из мест заключения. По расчетам, в которых учитываются и те, кто не обращается в службы занятости, речь идет примерно о 600-700 тыс. женщин, неконкурентоспособных на рынке труда. Для них необходимы особые программы занятости, включающие квотирование рабочих мест. Чего ждать в будущем По результатам обследования ИЭ РАН, в настоящее время 46% безработных женщин согласны на любую работу (в 1992-1994 гг. их было менее 10%). Среди мужчин таких - 38%. При этом женщин претенденты предъявляют очень скромные требования к условиям труда и его с дате. Достойным считается заработок размере полутора прожиточных минимумов, или 650-700 тыс. руб. Нетрудно заметить "женский" характер подобных ожиданий: приведенные цифры ориентируется на уровень средней заработной платы в социальной сфере. По-прежнему часть безработных женщин не обращается в органы службы занятости, хотя, вообще-то, они регистрируются гораздо чаще, чем мужчины. Пола; ем, что регистрация безработных женщин в дальнейшем будет напрямую зависеть успехов в стабилизации экономики, демографической ситуации, а также порядка выплат и размера пособий по безработице. На государственном уровне обсуждается вопрос о том, что существующие размеры пособия по безработице непосильны для общества, переживающего системный кризис. Нет оснований не учесть официальное требование Всемирного банка относительно уменьшения размер этих пособий. Но при реформировании любых элементов системы, связанной с регулированием занятости, нужна достоверная и формация о реальном положении и потребностях людей, теряющих работу, чтобы не перестараться и не оставить их и их семьи без необходимой государственной поддержки. В свою очередь определение масштабов этой поддержки зависит от результатов исследований и прогнозов рынка труда с учетом демографических и социально-экономических факторов. Что касается демографических прогнозов, то, по расчетам Г. Сергеевой (Институт макроэкономических исследований при Министерстве экономики РФ начиная с 1996 г. и вплоть до 2005 г. число женщин трудоспособного возраста будет расти. Общий прирост за 1996-1999 гг. составит 2 млн. человек, а за 2000-2005 гг. - еще 1 млн. человек. Если ориентироваться на уровень экономической активности женщин, то предложение женской силы под влиянием демографического фактора увеличится в 1997-11,2-1,3 млн. человек и в 2000-2005 гг. на 800 тыс. ' По оценкам Госкомстата, 3 млн. женщин уже ищут работу и 1,5 млн. - официально безработные. И вряд ли в условиях рой перестройки экономики в обозримом будущем возрастет спрос на женскую рабочую силу. Нет пока реальных инвестиционных проектов, способных возместить потери "женских" рабочих мест в управленческих и научно-технических подразделениях крупных предприятий текстильной и легкой промышленности, приборостроении, электронике, оборонке, проектном деле, науке и научном обслуживании. Более того, намечаемая экономия на социальных расходах бюджета также ограничит численность занятых в здравоохранении, образовании, культуре, социальном обслуживании, где преобладают женщины. И хотя часть из них найдет себе работу в расширяющихся коммерческих структурах, полностью компенсировать накопившуюся нехватку "женских" рабочих мест не удастся. Таким образом, на рынке труда демографическая ситуация будет складываться не в пользу женщин: на нем будет преобладать предложение женской рабочей поскольку в предстоящие годы численность мужчин в трудоспособном возрасте сократится. Правда, возраст начала трудовой деятельности снизится для лиц обоих полов. Но нельзя не учитывать, что уже сейчас более 60% безработной молодежи, состоящей на учете в службах занятости, - девушки И по причинам социально-экономического характера проблемам женского труда необходимо повышенное внимание. Как известно, законодательство требует вывести женщин детородного возраста с тяжелых и вредных работ. Его исполнение (в этой части) временно отложено из-за невероятных сложностей реализации. Сегодня только на тяжелых физических работах трудятся 100 тыс. женщин, или 17% всех занятых тяжелым физическим трудом. 0 распространенности неблагоприятных условии труда на участках, где трудятся женщины, свидетельствуют и масштабы применения льгот. В промышленности такие льготы имели 37% работниц, в строительстве - 22, на транспорте - 25%. Ежегодно в народном хозяйстве 60 тыс. женщин травмируются. По данным Московского областного научно-исследовательского института акушерства и гинекологии, среди работниц химических предприятий 56% страдают невынашиванием детей, нарушением меноцикла. В электронной промышленности показатели распространенности гинекологических заболеваний зафиксированы на уровне 80-85%. Неблагоприятные условия труда грозят здоровью нации, ее будущему. Поэтому ситуация требует срочных и широкомасштабных мер. Важно при подготовке специальных программ создания новых рабочих мест и переобучения полнее учитывать интересы женщин. Самые главные резервы рационализации женской занятости, как и занятости в целом, находятся в плоскости промышленной и инвестиционной политики. В коллективных договорах разделы, регулирующие права и обязанности работниц и работодателей, должны стать обязательными. Проведению активной политики занятости мешает недостаток финансовых средств. Более того, согласно проекту Налогового кодекса, они будут сокращены с 10 трлн. руб. в 1997 г. до 5,8 трлн. руб. (неденоминированных) в 1998 г. при уменьшении тарифа взноса работодателя с 1,5 до 1%. Но фонды занятости в настоящее время примерно в 60 регионах уже являются дефицитными. Не хватает средств не только на поддержку рабочих мест, малого бизнеса и самозанятости, но и на выплату пособий. При общей недостаточности средств на выплату пособий велика дифференциация в их размерах. Хотя большинство довольствуется пособием в размере прожиточного минимума, часть безработных получает больше иных работающих. Так, в одном из районов Москвы при среднем пособии в 500 тыс. руб. максимальное достигает 1,4 млн. "Максимальщики" (5-7% среди получающих пособие), как правило, из коммерческих структур. Их справки о заработках нередко вызывают сомнение у работников служб занятости; они вынуждены их проверять и подчас дезавуировать. В таких условиях, видимо, нет другого выхода, как ограничить максимальные размеры пособия по безработице. Ведь более 15 млн. занятых на предприятиях и в организациях получают заработки ниже прожиточного минимума. Целесообразно также увеличить продолжительность страхового стажа и скорректировать размеры пособия; ввести правило, когда для назначения максимального пособия необходим по меньшей мере годовой стаж работы перед обращением. Может быть рассмотрено предложение об ограничении пособия размером прожиточного минимума. Но есть смысл не уменьшать его для безработных граждан, уже готовых открыть свое дело (имеющих бизнес-планы), и по-прежнему выдавать пособие в виде субсидии на эти цели. Заботясь о сокращении нерациональных или неоправданных расходов, надо сохранить на приемлемом уровне бюджет фонда занятости. Ведь растут и масштабы безработицы, и сложности с трудоустройством. Поэтому требуется применять более активные меры политики занятости, увеличивать расходы на переобучение, поддержку предприятий, создающих новые рабочие места, финансировать общественные работы и т. п.. Учитывая повышенное давление на рынок женской рабочей силы и сложности с трудоустройством женщин, их меньшую конкурентоспособность, потребность в переобучении, специфические критерии подходящей работы (связанные с выполнением семейно-воспитательной функции и материнством), нужно создать такие механизмы реализации политики занятости, которые бы исключали возможность дискриминации по полу. Что касается трудового законодательства, то в новом КЗоТе обязательно надо предусмотреть порядок квотирования рабочих мест по полу при массовых увольнениях, а также создание трудовых судов, которые в числе других должны рассматривать дела о дискриминации женщин.
|