Семья, планирование семьи

Новикова Е. Ч. Забота партии о женщине-матери // Опыт КПСС в решении женского вопроса. М., Мысль, 1981.
 
В начало документа
В конец документа

Новикова Е. Ч.

Забота партии о женщине-матери


Широкое привлечение женщин к экономической, политической и культурной жизни общества могло быть осуществлено Коммунистической партией лишь при условии ее неустанной заботы о женщине-матери, о создании наилучших условий для выполнения ею материнских функций, для воспитания подрастающего поколения.

Эта сфера деятельности касается политического, правового положения женщины, условий труда и быта, организации медицинской помощи, воспитания подрастающего поколения, укрепления основ семьи и т. д. Советское государство сделало заботу о женщине-матери, о детях одной из важнейших своих задач.

Создание системы охраны материнства и детства проходило в нескольких направлениях: во-первых, оказание социальной помощи женщине-матери, контроль за соблюдением законодательных актов, касающихся защиты интересов матери и ребенка; во-вторых, разработка мероприятий по организации и осуществлению лечебно-профилактической помощи женщинам и детям. На различных этапах социалистического строительства формы работы в этом направлении менялись и совершенствовались в соответствии с условиями развития Советского государства, с задачами, стоявшими перед ним, с возможностями советского общества.

Чтобы оценить все то, что сделано в исторически короткий срок в области охраны материнства и детства в нашей стране, надо обратиться к дореволюционному прошлому. "Наследство", полученное Советским государством от царизма в этой области, было крайне тяжелым, антинародным по своему существу, ибо буржуазно-помещичье государство не могло ставить своей задачей заботу о матери-труженице. Немногочисленные учреждения родовспоможения в царской России принадлежали различным ведомствам, благотворительным и частным организациям. Но их было мало.

В 1913 г. в стране было всего девять женских и детских консультаций. Во всей Российской империи насчитывалось лишь 7,5 тыс. коек для беременных и рожениц, в основном в крупных городах1. Особенно плохо обстояло дело с акушерской помощью в сельской местности. Роды дома - на полатях, на полу, даже в хлеву, в поле во время работы, иногда с помощью бабок-повитух или соседок, а порой и вообще без всякой помощи - все это было обыденным явлением в дореволюционном крестьянском быту. Тяжелым было в те годы и положение работавших женщин, тем более матерей. Женщинам-работницам не предоставлялся оплачиваемый отпуск по беременности и родам.

В чрезвычайно плачевном состоянии находилась акушерская помощь на 'национальных окраинах Российской империи. Неграмотность населения этих мест, тяжелые социально-экономические условия жизни, суеверия, религиозные обычаи и обряды накладывали свой отпечаток на отношение к женщине.

На 15 млн. детей ясельного возраста в России имелось всего 560 мест в детских яслях. Отсутствие государственного попечения о здоровье женщин и детей вело к высокой детской смертности. К началу первой мировой войны (1914 г.) из каждой тысячи родившихся 269 детей умирали на первом году жизни, 43% детей не доживало до 5 лет2.

Становление и развитие системы охраны материнства и детства в нашей стране тесно связано с именем В. И. Ленина. Еще задолго до Октябрьской революции он глубоко изучал проблему охраны материнства и младенчества, разработал систему мероприятий в этой области.

Забота о детях, о женщине-матери стояла у Владимира Ильича на одном из первых мест. Это видно из программных документов большевистской партии3.

О детях, в частности о беспризорных детях, о равноправии женщин "на деле, а не на бумаге только" В. И. Ленин писал в апреле 1917 г. в брошюре "Задачи пролетариата в нашей революции (проект платформы пролетарской партии)". К вопросу об облегчении участи женщин, о помощи детям он возвращался в июне 1917 г. в "Материалах по пересмотру партийной программы". Наконец, группа вопросов, относящихся к охране материнства и детства, рассмотрена В. И. Лениным в работе "Удержат ли большевики государственную власть?"4.

После победы Великой Октябрьской социалистической революции, с. первых же дней существования Советской власти Коммунистическая партия приступила к практическому претворению в жизнь тех требований, которые содержались в ее Программе. Государственная охрана материнства и младенчества была закреплена в первых декретах и других законодательных актах Страны Советов, разработанных В. И. Лениным. 29 октября 1917 г. Совет Народных Комиссаров принял декрет "О восьмичасовом рабочем дне", по которому запрещалось пользоваться трудом лиц, не достигших 14 лет;

рабочее время лиц, не достигших 18 лет, не могло превышать 6 часов в сутки. Женщинам, занимавшимся умственным трудом, обеспечивался отпуск по беременности и родам с полным сохранением заработной платы на 12 недель; занимавшиеся тяжелым физическим трудом получали отпуск на 16 недель. Каждая кормящая мать получила право отлучаться с работы каждые три часа на полчаса для кормления ребенка 5.

В ноябре 1917 г. был организован Наркомат государственного призрения (позднее Наркомат социального обеспечения). Постановлением его от 28 декабря 1917 г. (10 января 1918 г.) "для разработки вопроса о проведении неотложных мероприятий по охране и обеспечению материнства как социальной функции женщины и по охране младенчества как прямой обязанности государства" была создана специальная коллегия в составе И. П. Шувалова, Ф. К. Скрибинского, Е. Я. Миндлинг, Н. Д. Королева, А. М. Коллонтай (председатель) и др.6 Этой коллегии предлагалось немедленно организовать при главном управлении наркомата "Отдел по охране материнства и младенчества". В 1918 г. заведовать этим отделом стала врач-большевик В. П. Лебедева.

Задача состояла в том, чтобы объединить все учреждения по охране материнства и младенчества в единую систему. Она нашла отражение в постановлении Народного комиссариата государственного призрения РСФСР от 31 января (13 февраля) 1918 г. "Об организации комиссии по охране младенчества". Этот документ был проникнут пафосом построения "великого здания социальной охраны грядущих поколений"7. Отныне все учреждения, обслуживавшие детей, объединялись в одну государственную организацию и передавались в ведение отдела охраны материнства и младенчества, с тем чтобы "составить неразрывную цепь. с учреждениями, обслуживающими женщину во время беременности и кормления ребенка грудью; принимать от них и продол' жать выполнение одной общей государственной задачи-создания сильных духом и физически граждан"8.

Для скорейшей разработки и проведения необходимых реформ по охране младенчества в России были организованы при Отделе охраны материнства и младенчества комиссии в составе представителей Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, рабочих организаций и специалистов в вопросах социальной охраны младенчества.

Первое, чем начал заниматься Отдел охраны материнства и младенчества,-это организация сети детских лечебно-профилактических учреждений и специальная подготовка медицинских кадров для них. Он провел огромную работу по организации приютов для грудных детей, домов матери и ребенка, детских и женских консультаций, молочных кухонь, детских яслей, родильных домов. Повсеместно развернулась массовая подготовка кадров для работы в таких учреждениях, к этому благородному делу привлекались работницы, а позднее делегатки, члены женсоветов.

Широкую агитацию по привлечению работниц и крестьянок к работе по охране материнства и младенчества развернули женотделы местных комитетов партии. Через них партия подняла миллионы трудящихся женщин на строительство новой жизни.

Первые мероприятия по охране интересов матери и ребенка, по созданию детских домов, сети яслей, садов, домов матери и ребенка проходили при активной помощи В. И. Ленина, М. И. Калинина, Н. К. Крупской, А. М. Коллонтай, В. М. Бонч-Бруевич. В трудные годы гражданской войны и иностранной военной интервенции Советским правительством был издан ряд декретов, направленных на улучшение жизни матери и ребенка. Им предоставлялась полностью бесплатная медицинская помощь. Беременные и кормящие матери получали удвоенные пайки. Было установлено специальное пособие на предметы ухода за новорожденным и на кормление ребенка в течение первых трех месяцев жизни, принят ряд декретов о детском питании и т. п.

Наиболее полное и яркое отражение требования партии в области здравоохранения трудящихся, и особенно в области охраны здоровья -матери и ребенка, нашли в ее Программе, принятой на VIII съезде РКП (б). В порядок дня выдвигалась организация сети дошкольных учреждений, яслей и детских садов. Никогда еще ни в одной стране не ставилась такая задача-создать систему обслуживания детского населения.

4 января 1919 г. постановлением СНК РСФСР за подписью В. И. Ленина был учрежден Совет защиты детей во главе с наркомом просвещения. В его состав входили представители наркоматов здравоохранения, социального обеспечения, продовольствия и труда. Совету предоставлялась полнота власти в деле охраны здоровья детей, организации их питания и снабжения по всей республике9.

После окончания гражданской войны, когда началось восстановление народного хозяйства, огромное внимание было уделено организации сети детских учреждений-домов ребенка, яслей, консультаций для детей и т. д. К этой работе удалось привлечь специалистов-врачей, известных своими прогрессивными взглядами и отдавших свои знания и опыт служению народу.

В декабре 1920 г. состоялось первое Всероссийское совещание по вопросам охраны материнства и младенчества. Были подведены итоги проделанной работы, намечены дальнейшие задачи в этой области, определены формы контакта Отдела охраны материнства и младенчества с женотделами, профсоюзами и отделами охраны труда, представители которых образовывали при Отделе охраны материнства и младенчества постоянно функционирующие комиссии содействия. В стране к моменту проведения совещания было развернуто около 1500 различных учреждений по охране материнства и младенчества, из них 567 яслей, 108 домов матери и ребенка, 197 консультаций, 108 молочных кухонь, 267 приютов для грудных детей и домов ребенка 10.

Огромное внимание развертыванию общественных столовых, яслей, детских садов и подобных учреждений оказывал В. И. Ленин. В 1920 г. по его инициативе под Москвой был создан совхоз "Лесные поляны", который снабжал молоком и другими продуктами больницы и детские учреждения. В. И. Ленин сам, несмотря на огромную занятость, обращал внимание местных органов на необходимость скорейшего открытия детских учреждений. В записке сибирским советским учреждениям 26 июня 1920 г. он писал: "Прошу оказывать всякое содействие подателю, товарищу Путинцеву Илье Даниловичу, для организации детского сада и других подобных предприятий в его местности, Семипалатинской губернии, Павлодарском уезде"11. 22 февраля 1921 г. В. И. Ленин подписал декрет "О мерах к осуществлению коммунального питания детей", который предписывал организовать во всех подведомственных Народному комиссариату просвещения школах и детских учреждениях столовые и раздаточные пункты для осуществления коммунального питания детей. В марте того же года вышел декрет СНК РСФСР "Об организации питания в сельских школах" 12.

Для оказания лечебно-профилактической помощи детям создавались новые типы медицинских учреждений - прививочные пункты, детские консультации, школьные амбулатории.

Особое значение партия и Советское государство придавали подготовке кадров специалистов, которые должны были претворить в жизнь ее политику по охране здоровья будущего поколения. В 1919 г. в Москве были открыты первые курсы инструкторов-организаторов охраны материнства и младенчества. В 1920 г. такие курсы уже работали в 9 крупных городах13. В 1922 г. в Москве был создан научно-исследовательский институт охраны материнства и младенчества (ныне Институт педиатрии АМН СССР). Институты такого же профиля открывались на Украине (Киев и Харьков), в Азербайджане (Баку), Казахстане (Алма-Ата) и в ряде городов Российской Федерации (в Ленинграде, Ростове, Свердловске и др.) 14. С 1930 г. начали действовать педиатрические факультеты при медицинских институтах.

По предложению В. И. Ленина 27 января 1921 г. при Президиуме ВЦИК была создана Комиссия по улучшению жизни детей и по борьбе с детской беспризорностью, которую возглавил председатель Всероссийской чрезвычайной комиссии Ф. Э. Дзержинский. Комиссия в тесном контакте с наркоматами здравоохранения и просвещения провела большую работу по борьбе с детской беспризорностью, по улучшению питания детей и подростков, по культивированию среди детей санитарно-гигиенических знаний, по созданию в стране сети детских учреждений и т. п. Детская беспризорность была ликвидирована в короткий срок. Тысячи детей были спасены.

В апреле 1923 г. состоялось второе Всероссийское совещание по вопросам охраны материнства и младенчества, на котором обсуждались вопросы: о работе в деревне, об обслуживании больных детей на дому, о воспитательной работе в детских учреждениях для детей раннего возраста, о подготовке кадров и др.15 Решения первого и второго Всероссийских совещаний сыграли большую роль в совершенствовании работы по охране материнства и младенчества.

Любовь к детям - один из важнейших ленинских заветов, который свято чтут в нашей стране. Безграничным вниманием к детям и матерям пронизаны многие решения партии и правительства, принятые в годы социалистического строительства. Так, ноябрьский (1928 г.) Пленум ЦК ВКП(б), рассматривая вопрос о первых итогах введения семичасового рабочего дня, предложил Наркомтруду, ВСНХ и ВЦСПС провести в жизнь постановление законодательных органов об освобождении беременных и кормящих женщин от работы в ночной смене на предприятиях, переведенных и переводимых на семичасовой рабочий день. В постановлении ЦК ВКП(б) "О состоянии и перспективах текстильной промышленности" (май 1929 г.) говорилось о необходимости увеличить, своевременно и полностью использовать ассигнования на ясли, бани, прачечные, школы, больницы и клубы. В июне 1929 г. вышло постановление ЦК ВКП(б) "Об очередных задачах партии по работе среди работниц и крестьянок". В нем проводилась твердая линия на запрещение подземного труда работницам при одновременном расширении применения женского труда на поверхностных работах; усиливалось внимание Советов, всех систем кооперации и особенно профсоюзов к бытовому обслуживанию трудящихся женщин, увеличению средств на это дело, широкому использованию самодеятельности трудящихся в строительстве детских учреждений, столовых, прачечных

В апреле 1931 г. на Всероссийском совещании по вопросам охраны материнства и младенчества было принято решение о широкой организации массовых форм ясельного обслуживания 17. Женщины-матери, участвовавшие в работе на ключевых объектах первых пятилеток, могли трудиться спокойно, зная, что их дети находятся в заботливых руках. В декабре 1935 г. вышло постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР "О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности", в котором определялись задачи и меры по повышению роли партийных, комсомольских, профсоюзных организаций в воспитании подрастающего поколения и предупреждении беспризорности, по усилению ответственности родителей за поведение детей. В 1935 г. в Советской стране появились первые детские поликлиники. К 1940 г. в СССР насчитывалось уже более 8 тыс. женских и детских консультаций. Число коек для больных детей составляло почти 90 тыс. По всей стране открывались новые родильные дома, строились новые больницы, поликлиники, детские сады, санатории, лесные школы. В связи с успехами социалистического строительства с каждым годом улучшалось качество медицинского обслуживания женщин и детей. Перед войной в стране работало 19,4 тыс. педиатров, 10,6 тыс. акушеров-гинекологов, 68,1 тыс. акушерок18.

Вероломное нападение фашистской Германии нарушило мирный, созидательный труд нашего народа и явилось тяжелым испытанием для всего советского здравоохранения, в том числе и для системы охраны материнства и детства. В годы Великой Отечественной войны, когда страна жила по суровому закону "Все для фронта, все для победы", дети были окружены всенародной заботой, хотя возможности для этого существенно уменьшились.

К концу войны в освобожденных районах началось фактически заново создание сети учреждений по охране здоровья матери и ребенка, которые были уничтожены оккупантами. К концу четвертой пятилетки страна имела больше детских учреждений (больниц, поликлиник и др.), чем перед войной. Особое внимание в те годы уделялось строительству яслей и детских садов. При сооружении крупных заводов и фабрик строили здания для детских дошкольных учреждений из расчета 15 мест в детских садах и 12 в яслях на каждые 100 работающих женщин.

В первые послевоенные пятилетки значительно расширилась сеть больниц, диспансеров, родильных домов, санаториев, домов отдыха, детских садов и яслей и т.п. Улучшились условия труда и быта женщин-работниц. Для женщин-матерей предусматривались дополнительные льготы, в том числе увеличилась продолжительность отпусков по беременности и родам. На строительство детских учреждений выделялись значительные средства. Увеличивались ассигнования на бесплатное обучение и повышение квалификации, на бесплатную медицинскую помощь, на санатории и дома отдыха, на пособия рабочим и служащим по государственному социальному страхованию, многодетным и одиноким матерям, на государственные пенсии, на содержание домов для престарелых, на выплату заработной платы рабочим и служащим за время отпусков и на другие выплаты и пособия.

В 1956 г. были продлены отпуска женщинам по беременности и родам, матерям предоставлялся дополнительный трехмесячный отпуск без денежной оплаты. с сохранением рабочего места. В мае 1959 г. было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров. СССР "О мерах по дальнейшему развитию дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста". Ленинские идеи в области охраны материнства и младенчества нашли яркое выражение и развитие в Программе партии, принятой XXII съездом КПСС. В ней много внимания было уделено заботе о здоровье детей и женщин, улучшению условий жизни семьи.

В Программе особое внимание уделено развертыванию в городе и деревне сети учреждений по охране здоровья матери и ребенка (родильные дома, консультации, детские санатории и больницы, лесные школы и т. п.), улучшению бытовых условий семьи и положения женщины20. Выдвинуто требование создания необходимых социально-бытовых условий для сочетания счастливого материнства со все более активным и творческим участием женщин в труде и общественной деятельности, в науке и искусстве. В Программе партии предусмотрено, что женщинам должна предоставляться относительно более легкая и в то же время достаточно оплачиваемая работа.

Одна из наиболее важных и благородных задач строительства коммунистического общества, выдвинутых в Программе партии, - обеспечение счастливого детства каждому ребенку, дальнейшее широкое развертывание сети детских учреждений. Это создаст условия для того, чтобы все большее число семей, а затем и каждая семья имела возможность по желанию бесплатно содержать детей в детских учреждениях. Партия выдвинула задачу сделать все возможное, чтобы полностью удовлетворить потребности в дошкольных учреждениях.

Установки третьей Программы партии по вопросам охраны материнства и младенчества, по созданию наилучших условий для воспитания подрастающего поколения нашли свое дальнейшее развитие и конкретизацию в решениях XXIII, XXIV, XXV и XXVI съездов партии, пленумов ЦК КПСС, в выступлениях Л. И. Брежнева. В развитом социалистическом обществе забота о матери и ребенке, об улучшении условий труда и быта женщины, о воспитании детей поднята на еще более высокую ступень. Материальная основа мер партии в этой области заключается в нашем громадном экономическом потенциале, в возросшем уровне культуры советского общества.

В соответствии с Директивами XXIII съезда КПСС предусмотрено дальнейшее улучшение пенсионного обеспечения женщин и медицинской помощи им. Установлены пенсии по старости с 50 лет для категорий работниц промышленных предприятий, занятых на работах с повышенной интенсивностью труда, и с 55 лет-для женщин - членов колхозов. Увеличена сеть крупных многопрофильных городских и сельских районных больниц и поликлиник, способных обеспечивать специализированную медицинскую помощь. Обращено особое внимание на расширение сети женских и детских лечебно-профилактических учреждений21.

В июле 1968 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли специальное постановление "О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране"22. В нем намечены пути развития всего советского здравоохранения, в том числе и системы охраны материнства и детства. В частности, было предусмотрено предоставлять женщинам, имеющим грудных детей, по их просьбе кроме отпуска по беременности и родам дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до достижения ребенком возраста 1 года. В развитие этого постановления к концу 1976 г. Центральные Комитеты компартий и советы министров 13 союзных республик приняли постановления, направленные на улучшение охраны здоровья детей и женщин.

Советское государство проводит большие социально-экономические мероприятия в целях сохранения здоровья женщин и детей. Это соответствует принципам социалистического общества. Развитие общественных фондов потребления является материальной гарантией удовлетворения социальных потребностей всех трудящихся, в том числе и охраны их здоровья.

Программа социальных мероприятий, намеченная XXIV съездом КПСС, включала дальнейшие шаги по совершенствованию системы охраны материнства и детства. На основе роста общественных фондов потребления съезд счел необходимым обеспечить улучшение материального положения многодетных и малообеспеченных семей, работающих на производстве женщин, улучшение народного здравоохранения, развитие образования, воспитания подрастающего поколения, повышение пенсий, а также стипендий студентам23. Л. И. Брежнев на XXIV съезде КПСС подчеркнул: "Цель политики партии состоит в том, чтобы советская женщина получила новые возможности и для воспитания детей, и для большего участия в общественной жизни, отдыха и учебы, для более широкого приобщения к благам культуры"24.

В девятой пятилетке увеличена материальная помощь семьям, имеющим детей, расширены льготы работающим женщинам-матерям; введены пособия на детей семьям, в которых средний доход на члена семьи не превышает 50 руб. в месяц; увеличено число оплачиваемых дней по уходу за больным ребенком; установлена для всех работающих женщин оплата отпуска по беременности и родам в размере полного заработка независимо от трудового стажа, расширена сеть детских учреждений.

Свидетельством постоянной заботы государства об интересах матери и ребенка является принятие в девятой пятилетке целого ряда постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР: "О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы" (1972 г.), "Об улучшении обеспечения пособиями по беременности и родам- и по уходу за заболевшим ребенком" (1973г.), "Об утверждении Правил исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию" (1973 г.), "О мерах по дальнейшему развитию сети детских дошкольных учреждений в колхозах" (1973 г.), "О дальнейшем увеличении материальной помощи малообеспеченным семьям, имеющим детей" (1974 г.), "Об улучшении обеспечения рабочих и служащих пособиями по временной нетрудоспособности" (1975 г.) 25 и т. д.

Далее...