|
|
Лунякова Л. Г. "Материнские семьи": соблюдение прав и гарантий (на примере г. Рыбинска) // Права женщин в России: исследование реальной практики их соблюдения и массового сознания (по результатам анкетного опроса) / МЦГИ, Ин-т социально-экономических проблем народонаселения РАН. Т. I. М., 1998. С. 259-284.
|
В начало документа |
В конец документа |
Лунякова Л. Г. "Материнские семьи": соблюдение прав и гарантий (на примере г. Рыбинска) Продолжение. Перейти к предыдущей части текста Деятельность женских общественных организаций. В последние годы во многих городах России и странах СНГ действует немало неправительственных женских организаций так или иначе способствующих решению социальных и экономических проблем женщин, матерей, воспитывающих детей без мужа, а также детей и защите их прав. Они информируют общественность по актуальным проблемам прав ребенка, организуют благотворительные акции, оказывают помощь в проведении судебных процессов в защиту материнства и детства. Так, например, в Пскове в составе Независимого социального женского центра Псковской области работает Правозащитная служба, в которой любая женщина может бесплатно получить не только квалифицированную юридическую консультацию, но и конкретную помощь (Справочник. Женские неправительственные организации России и СНГ 1998: 46, 86, 92, 145, 148, 149, 173, 187, 287 и т.д.). В мае 1998 г. в г.Мурманске во время заседания "круглого стола" представителей неправительственных организаций и различных ветвей власти открыто говорилось об антисемейной политике государства в регионе и России в целом, о причинах отказа родителей от воспитания и содержания детей в семьях. Конгресс женщин Кольского полуострова обратился с открытым письмом к Президенту, правительству и женским организациям России, чтобы еще раз обратить внимание на "грубые нарушения прав женщин-работниц, женщин-матерей". В г. Сергиев Посад (по численности населения в два раза уступающему г.Рыбинску) Общество неполных семей "Лада", насчитывающее 300 человек, оказывает посильную помощь в выживании социально незащищенным слоям населения, в частности, одиноким матерям и их детям. К сожалению, сведений о деятельности подобных организаций в г.Рыбинске нет. Немало женщин, воспитывающих своих детей без мужей, знакомы между собой, но к объединению в некое сообщество относятся негативно: "Поднимать лишний раз наболевшие проблемы и вопросы не хочется. Нужно разрывать этот круг общения, а не замыкаться в нем",- так ответила на возможность создания благотворительного женского фонда одна из опрошенных. Другие выразили сомнения в поддержке этой идеи самой по себе, не верят в результативность коллективных действий и справедливое распределение помощи, поэтому ищут ресурсы либо в самих себе, либо в кругу близких людей и друзей: "...Мы работаем на одном предприятии, живем рядом. Праздники, отпуск проводим вместе. Наши девочки дружат. А когда я предложила вместе написать заявление в суд, эта моя знакомая почему-то отказалась. Это совсем разные вещи..." Международная практика социальной помощи семьям с детьми Семейная политика разных стран весьма разнообразна: одни объявляют законодательно оформленную семейную политику, как, например, Франция, другие, не провозглашая официально, активно ее проводят (Германия, Швеция), третьи поддерживают все типы семей (Финляндия, Дания и др.), а иные защищают и поддерживают бедные семьи. Общим для всех стран Европейского Союза является факт признания семьи важнейшим социальным институтом, и меры по поддержке семей с детьми осуществляются в большей или меньшей степени в каждой стране. Возрастной предел предоставления пособия на детей колеблется от 14 до 19 лет, но в некоторых странах, если ребенок учится, но при этом не получает стипендию, пособие могут выдавать и до 27 лет (Австрия). Как правило, размер семейного пособия для одиноких родителей более высок. В некоторых странах общественность выступает за отмену увеличенного (или дополнительного) пособия, которое "якобы поощряет родителей не регистрировать брак". В целом в странах Европейского Союза в последние годы отмечается расширение и совершенствование государственной политики помощи семьям с детьми. Мировым лидером по благосостоянию семей является Швеция, причем "материнские" семьи пользуются особыми преимуществами. Меры семейной политики направлены на то, чтобы создать условия, позволяющие родителям и детям выбирать "стиль жизни". Внебрачная рождаемость - 49%. Удельный вес неполных семей - 30% (включая 11% семей, где отец и мать живут в консенсуальном браке). Одиноким женщинам с детьми государство выплачивает повышенное пособие на детей, независимо от того, получает ли она алименты от отца. Семейные пособия выплачиваются на всех детей до достижения ребенком 16 лет (и до 19 лет, если учится). Повышенные пособия выплачивают на третьего и последующего детей, а также одиноким матерям. Большинство детей посещают детские учреждения. Плата за них довольно высока, но семьи обычно оплачивают в среднем 10%, а остальное распределяется между бюджетом местных органов власти и госбюджетом (Осколкова 1995: 109-113). Семейная политика Франции "считает необходимым государственное вмешательство в процесс воспроизводства населения" и системой семейных пособий и льгот стимулирует рождаемость, а также оказывает помощь всем семьям с детьми. Внебрачное сожительство согласно гражданскому кодексу признается законным. Родители-одиночки (в 99% случаев - это женщины) получают специальное пособие, но среди них не только матери-одиночки, но и вдовы и опекуны ребенка без обоих родителей. По доле детей, посещающих детские дошкольные учреждения, Франция стоит на первом месте среди стран Западной Европы (Осколкова 1995: 107). Правительство Великобритании признает деторождение частным делом и семейную политику, в собственном смысле этого слова, не проводит. Внебрачные дети остаются на попечении матери. Помощь оказывается нуждающимся семьям из местных бюджетов и пожертвований. Независимо от брачного статуса матери ей выплачиваются семейные пособия на детей до 16, если ребенок учится - до 19 лет. Дети посещают государственные или частные дошкольные учреждения бесплатно, но если таковые платные, то пособие для оплаты пребывания в них ребенка получают только одинокие родители. По мнению правительства, женщине следует сочетать работу и уход за детьми путем перехода на неполный рабочий день, использовать гибкий график или прерывать работу на длительный период по семейным обстоятельствам с правом возврата на прежнее или аналогичное место работы (Там же: 27-31). Все страны Европейского Союза выплачивают семейные пособия на детей: в некоторых из них выплаты зависят от дохода, в других ничем не обусловлены. Общие положения определяются законодательством и обусловлены социально-экономическим положением и возможностями каждой страны отдельно. Во всех без исключения странах Европейского Союза запрещено увольнение беременной женщины, а ее место работы на период декретного отпуска (а в ряде стран и на более длительный период) сохраняется. -*- Вместо заключения Обещанная Программой действий на 1996-2000 годы (Ельцин,1996: 56-57) помощь родителям, выраженная "в усилении социальной защищенности семей с детьми" и в "расширении видов и увеличении размеров пособий для всех семей с несовершеннолетними детьми", увы, так и осталась обещанием. К сожалению, все "программы, национальные планы, основные направления..." в сегодняшней России не действуют, а, придав себе законодательно свойство правового государства, Россия не имеет возможности его реализовать... Если Россия хочет не просто построить рыночную экономику, но и действительно стать современной цивилизованной страной, то нам, вероятно, придется учиться не только опыту регулирования финансовых и товарных потоков, но и опыту формирования социальной политики, отвечающей потребностям населения и, в том числе, потребностям одиноких матерей и их детей. Что касается правового сознания одиноких матерей, то полученные нами данные больше говорят об их ожиданиях выполнения социальных гарантий и повышения эффективности социальной политики со стороны государства. Литература Международные документы Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. - Положение детей в мире. М., 1991. Всеобщая декларация прав человека.- Права человека. Основные международные документы. М., 1989. Декларации прав ребенка.- Права человека. Основные международные документы. М., 1989. Аргументы и факты. М., 1998, N 19. Бодрова В.В. Репродуктивное поведение населения в переходный период: тенденции к депопуляции.- Информационный бюллетень мониторинга ВЦИОМ. Июль-август,1994. М., 1994. Бондарская Г.А. Внебрачная рождаемость в Российской Федерации: динамика и перспективы. - Женщина и свобода. Пути выбора в мире традиций и перемен. М., 1994. Брутман В.И., Ениколопов С.Н., Панкратова М.Г. Отказ от новорожденного: причины и мотивы. - Нетипичная семья: образ жизни и положение в российском обществе. М., 1997. Гурко Т.А. Родительство в изменяющихся социальных условиях. - Материалы Первой Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям "ВАЛДАЙ-96". М., 1997. Демографические процессы в Ярославской области за 60 лет. Аналитико-статистический сборник. Ярославль, 1996. Динамика ценностей населения реформируемой России. М., 1996. Дубин Б.В. Семья или успех? - Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. Информационный бюллетень. М., 1995, N6 (20). Ельцин Б.Н. Россия: человек, семья, общество, государство. Программа действий на 1996-2000 годы. М., 1996. Конституция Российской Федерации. М., 1993. Лунякова Л.Г. Одинокая мать. Проект программы качественного интервью. - Личность и семья в эпоху перемен. М., 1994. Мацковский М.С., Бодрова В.В. Ценность семьи в сознании различных слоев населения. - Семья в представлениях современного человека. М., 1990. О государственных пособиях гражданам, имеющим детей. Федеральный Закон РФ от 19 мая 1995 г. Осколкова О.Б. Государственная семейная политика в странах Европейского Союза. Краткий справочник. М., 1995. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан. М., 1993. Россия 1996. Социально-демографическая ситуация. М., 1997. Россия 1997. Социально-демографическая ситуация. VII ежегодный доклад. М., 1998. Семейный кодекс Российской Федерации. М., 1995. Семья в России. Госкомстат России. М., 1996. Справочник. Женские неправительственные организации России и СНГ. М., 1998.
|