|
|
Статьи из ежемесячного журнала "Женский вестник". 1914 // Айвазова С. Г. Русские женщины в лабиринте равноправия (Очерки политической теории и истории. Документальные материалы). М., РИК Русанова, 1998. С. 386-402.
|
В начало документа |
В конец документа |
Статьи из ежемесячного журнала "Женский вестник" (1914 г.) Продолжение. Перейти к предыдущей части текста Несомненно, взгляд депутата отличается оригинальностью, но, пожалуй, при установлении ценза холодного рассудка и г. Шульгин не попадет в депутаты. Оригинально смотрит также неизвестный депутат, тщательно скрывший свою фамилию. Он заявляет, что женщина - храм морали в жизни, потому ей не место в парламенте, так как моральные мотивы чужды современным политикам. Казалось бы, что именно в таком случае особенно желательно участие женщин в народном представительстве, чтобы поднять его моральный уровень. Но неизвестный депутат, очевидно, готов скорее примириться с низким моральным уровнем народного представительства, нежели предоставить женщинам право голос". Гораздо более откровенен другой неизвестный депутат. Он признает избирательные права женщин вредными для государства и семьи, так как "женщина имеет прочное назначение быть самкой". Это давно осознал народ, который смотрит на женщину как на существо низшего разряда, и выразил это в пословицах: "Курица не птица, баба - не человек: у бабы волос долог, а ум короток". Народ признает также, что особой свободы давать женщинам нельзя: "Бей бабу молотом, она будет золотом". Не правда ли, откровенно говорит господин депутат? Но ободрительно уже то, что, высказывая такие крепостнические бесчеловечные взгляды на женщин, он сам стыдится их, потому скрыл свою фамилию. Депутат Белогуров советует женщинам не терять веру в мужчин и надежду на них. Мужчины прекрасно справляются и без женщин, говорит он. Избирательные права выбьют женщин, из той колеи, в которой порядочному мужчине желательно видеть женщину. Закон 4 февраля достаточно наглядно показывает женщинам, в какой колее мужчинам желательно их видеть и какие надежды они могут возлагать на сильный пол. Мужчины во что бы то ни стало хотят удержать женщин в рабстве - вот что он говорит. Этот закон громко призывает женщин добиваться права голоса в народном представительстве. Правда, при принятии закона 4 февраля Государственная дума приняла такое пожелание, предложенное И. В. Годневым: "Принимая во внимание неудовлетворительность наших действующих законов о разводе и признавая неотложную необходимость незамедлительной разработки этого вопроса и внесения в Государственную думу соответствующего законопроекта. Государственная дума переходит к очередным делам". Итак, женщины могут рукоплескать Государственной думе. Она решила хорошенько подумать о них и радикально улучшить их положение. Что такое право на свободный труд? Разве его можно сравнить с разводом, который сулит совсем освободить жену от невыносимого мужа? Право на труд представляет только частичку тех прав, которыми будет обладать разведенная женщина. Ведь известно, что мужчины особенно заботятся о том, чтобы женщины пользовались самыми совершенными правами. Когда женщины требуют себе избирательных прав на основании законов, дающих права мужчинам с известными ограничениями, им говорят: "Не для чего вам давать такие несовершенные права. Вот будет всеобщее избирательное право, тогда другое дело". Теперь жены задыхаются в той атмосфере, которая создается в семье их экономической зависимости от мужей, и жаждут избавиться от своего невежества, а законодатели им говорят: "Потерпите, мы вам дадим право на развод, тогда вы все получите". Если мы вспомним, какие препятствия встречает в Священном Синоде расширение поводов к разводу, то нам будет ясно, как скоро женщины дождутся новых законов, освобождающих их от тирании мужей. Кроме того, развод не даст права на свободный труд тем женам, которые не желают разводиться. Затем мне думается, что, принимая пожелание о разводе, депутаты, несомненно, больше думали о своем освобождении от нелюбимых жен, нежели об улучшении участи замужних женщин. По отношению к женщинам в России существуют вопиющие законы. Жен они отдают в рабство мужьям, а малолетних девочек на развращение эротоманов. За последнее время много шума наделала история с приютом для малолетних проституток на Пороховых. Там в виде исправительной меры применяется заключение в холодный сарай. Мера варварская, против которой необходимо протестовать. Она вызвала протест общества защиты детей от жестокого обращения и вмешательство начальства. Много шума наделала эта история, и многие заинтересовались судьбой малолетних проституток, их спасением. Но меня страшно удивляло то, что, занимаясь вопросом спасения этих несчастных, общество совершенно игнорировало вопрос о предупреждении их появления. Как будто главная суть в спасении, а не в предупреждении. Кроме социальных, моральных и экономических причин, безнаказанность развратителей малолетних девочек также создает малолетних проституток, наполняющих приюты. Русские законы в этом отношении удивительны. Они предоставляют эротоманам тут полный простор. Закон наказывает у нас за растление, за сводничество, но оставляет безнаказанными потребителей детской проституции. И получается следующее. 21 января текущего года в сенате рассматривалось дело о двух официантах, Куваеве и Пискареве. Оба они служили во Владимирской гостинице, которая была центром детского разврата в Петербурге. Гостиницу закрыли, а названных официантов, которые зарабатывали деньги, продавая в ней детей, привлекли к суду за притонодержательство. Мировой судья и мировой съезд приговорили каждого из них к 6 месяцам тюрьмы. Сенат признал их виновными не в притонодержательстве, а в сводничестве и оставил то же наказание. Эти официанты понесли должное наказание. Но почему же не привлекли к суду тех эротоманов, которые пользовались телом продаваемых им детей? Тут-то мы и наталкиваемся на удивительный дефект в российских законах: у нас нет закона, который бы наказывал за пользование детской проституцией! Русский закон строго карает только за растление малолетних. Но раз это совершилось, он предоставляет эротоманам право безнаказанно ими пользоваться. Как будто то глубокое нравственное падение, которое губит малолетнюю проститутку, в глазах законодателей не стоит внимания. Как известно, русский закон определяет брачный возраст девушки в 16 лет. Наряду с этим законом существует другой, который определяет возраст сознательного согласия девушки на половое сношение в 14 лет. Таким образом, между замужеством и возрастом согласия остается промежуток в два года, в продолжение которого девочка может вступать во внебрачную связь, отдаваться проституции и ею мужчины могут пользоваться безнаказанно. Что выходит из этого, показывает следующий случай. На Дальнем Востоке в селе Спасском в декабре 1913 года застрелилась 14-летняя Зинаида Иванова. Ее семья очень нуждалась, и девочка за две недели до смерти попала к подполковнику Макарову, богатому и холостому. Затем у подполковника поселилась еще другая девушка. Вскоре после того Иванова застрелилась. При вскрытии трупа доктор нашел, что девушка подверглась половым извращениям. Чем руководствовались законодатели, оставляя девочку в продолжение двух лет до замужества беззащитной от соблазнителей, трудно понять. Может быть, они боялись, что в России без этого закона иссякнет проституция. Он, несомненно, содействует развитию проституции. Очень многие проститутки начали с этого возраста свои половые сношения. Во всяком случае, одно для меня несомненно: если бы женщины принимали участие в законодательстве, подобные законы не существовали бы в России. Что это так, доказывают Северо-Американские Соединенные Штаты. ' Нора де Форст, желая выяснить, какое значение имеют женские избирательные права для защиты женщин и детей, сравнила существующие законы разных штатов Северной Америки. Она взяла те, где женщины имеют законодательные права, и те, где они не имеют их. Оказалось, что в первых возраст защиты девушек в среднем 17,5 лет, минимум 16 лет, максимум 18 лет; а во вторых средний возраст защиты 15 лет, минимум 12 лет и даже 10 лет. Приведу еще следующие цифры. В первой группе штатов средний возраст детей, допускаемых к фабричной работе, 14,3 года, а во второй 19,3 года. Максимальный рабочий день в первой группе 8,6 часа для детей и 9,2 часа для женщин, а во второй 9,5 часа для детей и 10,1 часа для женщин. Эти цифры наглядно показывают значение женского права голоса для улучшения положения женщин и детей. Равноправные женщины начинают также проявлять себя и в борьбе с таким народным бедствием, как алкоголизм и проституция. И тут их участие заметно сказывается. Женщинам необходимо добиваться права голоса в законодательных учреждениях - вот вывод из тех примеров законов и жизни, о которых я здесь говорила. Правильность этого вывода подтверждается примером других стран. 1914г., № 3.
Десять лет (1904 - 1914 гг.) Десять лет существует "Женский вестник". Его № 1 появился 17 сентября 1904 года и теперь вышел сентябрьский номер за 1914 год. Десять лет - неслыханный период для русского женского журнала, посвященного равноправию и улучшению положения женщин и не дающего никаких приманок в виде мод, рукоделий, кухни и т. п. Журнал начал издаваться во имя идеи. Его идея, по убеждению редактора, должна была быть главной приманкой для женщин. В России много интеллигентных женщин, рассуждал он. Они интересуются общечеловеческими вопросами. Не может быть, чтобы они игнорировали такой жгучий для них общечеловеческий вопрос, как освобождение женщин из их настоящего рабства и их равноправие. Они сознают, какое громадное значение имеет печать для борьбы за идею, заинтересуются журналом и окажут ему прочную поддержку. И "Женский вестник" появился, но не оправдал этих надежд. Теоретически рассуждая, каждый образованный человек должен сознательно относиться к окружающему и к своему собственному положению, должен возмущаться бесправием других и своим собственным, должен искать выхода из такого тяжелого, унизительного и невыгодного положения. Но современное образование женщин не дает им подобного развития, не проясняет их сознании по отношению к своему собственному положению и не учит их самостоятельной критике существующих условий жизни. Только ничтожный процент образованный русских женщин сознательно относится к своему бесправию, возмущается своим рабством и пытается бороться с ним. Отсутствием сознания объясняется ничтожное число женских организаций в России, стремящихся к равноправию, малое число членов в них и неуспех женских идейных журналов. Несомненно, были и другие причины, мешавшие распространению "Женского вестника". Вот передо мной лежит недавно полученное письмо от одной подписчицы журнала. Она просит высылать его по другому адресу и говорит: "Дома мне запрещали выписывать "Женский вестник" и потому я должна была его выписывать на имя одной знакомой. Теперь она уехала, и, кроме того, я могу выписывать журнал на свое имя, так как мне теперь его сжигать не станут". Не один раз подписчицы "Женского вестника" жаловались на близких, и особенно на мужей, что они им запрещают выписывать "Женский вестник" и жгут его. Мужья не желают, чтобы жены сознательно отнеслись к своему положению. Невежество и несознательность жен представляются им более выгодными и привлекательными. Подобное отношение мужчин к "Женскому вестнику" является немалым препятствием для иго распространения. Но оно было бы побеждено, если бы образованные женщины сознательно относились к своему положению. "Женский вестник" стремится пробудить сознание женщин, заставить их задуматься над своим положением, искать из него выхода. Эту цель он преследовал до сих пор и будет преследовать при своем дальнейшем существовании. Нерадостно его прошлое. Будем надеяться на лучшее будущее. Должна же проснуться русская женщина! 1914 г., № 9.
|