|
|
Об основах социально-правовой защиты от насилия в семье (законопроект) // Вестник Проекта "Новые возможности для женщин". Нет насилию в семье / Общественная экспертиза законопроекта "Об основах социально-правовой защиты от насилия в семье" / ИЦНЖФ. М., 1997, № 10. С. 44-56.
|
В начало документа |
В конец документа |
Об основах социально-правовой защиты от насилия в семье (законопроект) Продолжение. Перейти к предыдущей части текста Статья 11. Предотвращение насилия в семье 1. Предотвращение насилия в семье проводится по решению суда в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. 2. Предотвращение насилия в семье предусматривает осуществление следующих видов социального обслуживания, в дополнение к предусмотренным Федеральным законом "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации": 1) проведение первичного обследования семьи на предмет установления характера трудной жизненной ситуации, сопряженной с совершением в ней насилия; 2) проведение обследования условий жизни пострадавшего от насилия члена семьи, изучение причин возникновения трудной жизненной ситуации, сопряженной с совершением в ней насилия;
4) направление на предварительное освидетельствование члена семьи, пострадавшего от насилия, а также лица, его совершившего, с их согласия; 5) беспрепятственное посещение социальным работником жилища семьи, где совершено насилие в дни и часы, определенные планом коррекционных мероприятий; 6) привлечение члена семьи, совершившего насилие в семье, или способствовавшего возникновению трудной жизненной ситуации в семье к занятиям в коррекционных, психотерапевтических группах, предоставление им иных социальных услуг по адаптации, реабилитации или ресоциализации; 7) направление пострадавшего от насилия члена семьи с его согласия на обследование в медицинское или иное специализированное учреждение, а также на лечение с контролем за ходом последнего. 3. В целях предотвращения насилия в семье социальный работник, ответственный за его осуществление, составляет план коррекционных мероприятий, утверждаемый руководителем социальной службы. 4. Разрешение на проведение мероприятий по предотвращению насилия в семье может быть дано на срок не более трех месяцев. Статья 12. Пресечение насилия в семье 1. Пресечение насилия в семье проводится государственной или муниципальной социальной службой при обращении члена семьи за защитой от непосредственной опасности его жизни или здоровью, а также при получении информации, свидетельствующей о наличии достаточных данных полагать, что пребывание в семье сопряжено с непосредственной опасностью для жизни или здоровья члена семьи. 2. Социальное обслуживание при пресечении насилия в семье включает в себя: 1) незамедлительное предоставление временного приюта по просьбе члена семьи, пострадавшего от насилия в семье; 2) оказание срочных социальных услуг по разрешению на месте трудной жизненной ситуации, создающей непосредственную угрозу жизни или здоровью члена семьи; 3) направление члена семьи, жизни и здоровью которого непосредственно угрожает опасность, на освидетельствование с его согласия, а зависимого члена семьи и при отсутствии его согласия, но с последующим уведомлением об этом суда, в отношении совершеннолетнего члена семьи, и органа опеки и попечительства - в отношении несовершеннолетнего или лица, находящегося под опекой или попечительством; 4) незамедлительное изъятие без его согласия из семьи и предоставление временного приюта зависимому члену семьи, жизни и здоровью которого непосредственно угрожает опасность, или направление его в учреждение здравоохранения по состоянию здоровья, с последующим уведомлением об этом суда в отношении несовершеннолетнего или лица, находящегося под опекой или попечительством органа опеки и попечительства; 5) предоставление неотложной психолого-социальной помощи пострадавшим членам семьи;
По устранении психического состояния, препятствовавшего адекватной оценке угрозы личной безопасности, взрослый зависимый член семьи имеет право отказаться от предоставленного ему временного приюта. 3. Предоставить государственной или муниципальной социальной службе по социально-правовой защите от насилия в семье право беспрепятственно входить в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки при наличии достаточных данных полагать, что там находятся члены семьи, жизни и здоровью которых угрожает непосредственная опасность, или для оказания экстренных социальных услуг, позволяющих разрешить на месте трудную жизненную ситуацию, создавшую эту опасность. 4. При пресечении насилия в семье территориальный орган милиции обеспечивает социальному работнику личную безопасность и беспрепятственное вхождение в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, а также содействует в направлении пострадавших от насилия членов семьи в специализированное учреждение социального обслуживания, предоставляющее им временный приют. 5. Государственная и муниципальная социальная служба по социально-правовой защите от насилия в семье незамедлительно уведомляет суд о предоставлении временного приюта совершеннолетнему зависимому члену семьи, жизни и здоровью которого непосредственно угрожает опасность, при отсутствии его согласия, или о направлении его при отсутствии его согласия на освидетельствование. О случаях предоставления временного приюта или направлении на освидетельствование несовершеннолетнего члена семьи или члена семьи, находящегося под опекой и попечительством, уведомляется орган опеки и попечительства. О случаях проникновения в жилище против воли проживающих в нем граждан обязанность об уведомлении в соответствии с действующим законодательством возлагается на орган милиции, участвующий в пресечении насилия в семье. Статья 13. Порядок направления и обслуживания жертв насилия в семье в стационарном специализированном учреждении социального обслуживания по социально-правовой защите от насилия в семье 1. Лицо, пострадавшее от насилия в семье, имеет право обратиться за помощью в специализированное учреждение (отделение) социального обслуживания по социально-правовой защите от насилия в семье или может быть направлено в него по его просьбе органами управления системой социальных служб, управления образованием, здравоохранения, комиссией по делам несовершеннолетних, а также прокурором, следователем, органом дознания, судьей или органом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях в порядке предупреждения, предотвращения, пресечения ими совершения преступления или административного правонарушения.
3. Срок пребывания жертвы насилия в семье в специализированных стационарных учреждениях социального обслуживания по социально-правовой защите от насилия в семье устанавливается до полного устранения угрозы их безопасности или до предоставления жертве насилия другого жилья (убежища). Статья 14. Обязанности и права органа управления системой социальных служб по защите прав и интересов зависимого члена семьи, нарушенных насилием в семье 1. Социальная служба, осуществляющая социально-правовую защиту от насилия в семье, обязана выяснить наличие оснований для признания совершеннолетнего лица, пострадавшего от насилия в семье, зависимым членом семьи. 2. Орган управления системой социальных служб обеспечивает зависимому члену семьи бесплатные социальные услуги по социально-правовой защите от насилия в семье и защиту его личных и материальных прав и интересов, нарушенных членами семьи, совершившими в отношении него насилие, а также при необходимости обеспечивает комиссионное и комплексное социально-медико-психологическое освидетельствование зависимого члена семьи. Основанием для предоставления бесплатных социальных услуг и осуществления дополнительной социально-правовой защиты совершеннолетнего является постановление органа управления системой социальных служб о признании зависимым членом семьи лица, пострадавшего от насилия в семье. В отношении несовершеннолетнего и лица, находящегося под опекой и попечительством, выносится постановление о признании его лицом, пострадавшим от насилия в семье. 3. Орган управления системой социальных служб имеет право обращаться в суд с исковым заявлением о защите прав и интересов зависимого члена семьи, нарушенных насилием в семье, и выделять своего уполномоченного для представительства в суде по данному делу в порядке, предусмотренным гражданско-процессуальным законодательством Российской Федерации. 4. Орган управления системой социальных служб имеет право представлять интересы зависимого члена семьи, признанного потерпевшим по уголовному делу, возбужденному по факту совершения в отношении него насилия в семье, и участвовать при производстве по этому уголовному делу в порядке статьи 56 УПК РСФСР. 5. Орган управления системой социальных служб имеет право за счет собственных средств заключить договор с адвокатом для оказания помощи зависимому члену семьи по защите его прав и интересов при производстве по уголовному делу, гражданскому делу или рассмотрении дела об административном правонарушении. 6. Должностные лица государственных и муниципальных органов управления системой социальных служб и органов милиции имеют право составлять протокол об административном правонарушении, выразившемся в совершении физического, психического или сексуального насилия в отношении зависимого члена семьи. В протоколе об административном правонарушении указываются основания признания пострадавшего от насилия в семье зависимым членом семьи. Статья 15. Плата за социальное обслуживание по социально-правовой Оплата социальных услуг по предотвращению насилия в семье проводится на предусмотренных Федеральным законом "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" основаниях за исключением следующих случаев: 1) При предотвращении и пресечении насилия в семье, а также при предоставлении в ходе пресечения насилия в семье временного приюта эти социальные услуги предоставляются в государственной системе социальных служб бесплатно. 2) Зависимым членам семьи эти социальные услуги предоставляются в государственной системе социальных служб бесплатно. Статья 16. Получение конфиденциальной информации при социально-правовой защите от насилия в семье 1. Орган управления системой социальных служб имеет право на получение в органах и учреждениях здравоохранения конфиденциальной информации о здоровье, в том числе психическом, членов семьи, в которой проводится работа по социально-правовой защите от насилия ее членов, а в органах милиции в отношении членов семьи, совершивших насилие над членами семьи, о совершенных ими преступлениях и административных правонарушениях, связанных с причинением вреда жизни или здоровью граждан или нарушением общественного порядка. 2. Основанием для запроса конфиденциальной информации служит рапорт социальной службы по социально-правовой защите от насилия в семье о невозможности без сведений о здоровье, в том числе психическом, членов этой семьи или сведений о противоправном поведении лица, совершившего насилие в семье, выполнения работы по разрешению трудной жизненной ситуации в семье, связанной с насилием в ней. 3. Необходимая конфиденциальная информация запрашивается органом управления системой социальных служб в соответствии с требованиями и в порядке, установленном Федеральным законом "Об информации, информатизации и защите информации". Статья 17. Конфиденциальность информации о семье, получаемой в ходе социально-правовой защиты членов семьи от насилия в ней 1. Право на ознакомление с конфиденциальной информацией имеют сотрудники социальной службы, осуществляющие в данной семье работу по предотвращению в ней насилия, руководители этих социальных служб, сотрудники органа управления системой социальных служб, осуществившие этот запрос, руководители органа управления системой социальных служб и должностные лица, проверяющие в пределах своей компетенции законность и обоснованность запроса этой информации социальными службами по социально-правовой защите от насилия в семье. 2. Лица, которым в силу служебного положения стала известна конфиденциальная информация о семье, в которой произошло насилие, или об отдельных се членах, полученная в ходе социально-правовой защиты членов семьи от насилия в ней, не имеют права распространять эту информацию, кроме случаев, предусмотренных законом.
ГЛАВА IV. УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ, АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ И ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ОТ НАСИЛИЯ и СЕМЬЕ Статья 18. Обязанность условно осужденного или лица, освобожденного условно-досрочно от наказания, пройти курс социальной реабилитации 1. Суд, назначая условное осуждение в порядке статьи 73 Уголовного кодекса Российской Федерации или освобождая условно-досрочно от отбытия наказания в порядке статьи 79 Уголовного кодекса Российской Федерации, имеет право возложить на лицо, осужденное за общественно-опасное деяние, являющееся в соответствии с настоящим Федеральным законом насилием в семье, обязанность пройти курс социальной реабилитации. 2. Обязанность по прохождению курса социальной реабилитации может быть возложена судом на осужденного при наличии по месту его проживания социальной службы по социально-правовой защите от насилия в семье и наличии заключения государственного или муниципального органа управления системой социальных служб о целесообразности возложения на осужденного этой обязанности. 3. При отказе осужденного от выполнения возлагаемой на него обязанности пройти курс социальной реабилитации суд вправе не применять к нему условное осуждение или условно-досрочное освобождение от наказания. 4. Добровольное прохождение подсудимым или обвиняемым в совершении преступления, являющегося в соответствии с настоящим Федеральным законом насилием в семье, курса социальной реабилитации в связи с совершением им этого насилия может быть учтено судом как обстоятельство, смягчающее наказание. Статья 19. Административная ответственность за совершение физического, психического или сексуального насилия в отношении зависимого члена семьи и за неисполнение Федерального закона "Об основах социально-правовой защиты от насилия в семье" 1. Совершение физического, психического или сексуального насилия членом семьи в отношении зависимого члена семьи, когда это насилие не содержит в себе признаков состава преступления, или при отсутствии жалобы потерпевшего, когда уголовное дело возбуждается не иначе, как по его жалобе, влечет административную ответственность в соответствии с действующим законодательством. 2. Отказ в приеме заявления или сообщения о насилии в семье, укрытие заявления или сообщения от регистрации или рассмотрения, а также несообщение лицом, которое в силу настоящего Федерального закона обязано сообщать в органы управления государственной или муниципальной системами социальных служб о ставшем ему известном факте совершения насилия в семье, в указанные органы, влечет административную ответственность в соответствии с действующим законодательством. Воспрепятствование членом семьи или иным лицом предотвращению или пресечению насилия в семье влечет административную ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Статья 20. Возмещение вреда, причиненного уклонением от принятия мер по социально-правовой защите от насилия в семье 1. Член семьи, пострадавший морально, физически или материально от насилия в семье вследствие уклонения государственного органа или органа местного самоуправления от возложенных на него законом обязанностей по принятию своевременных надлежащих мер по пресечению или предотвращению насилия в семье, имеет право обратиться в суд с гражданским иском о возмещении вреда, причиненного ему по вине этого государственного органа или органа местного самоуправления в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации. 2. С гражданским иском по данному основанию может обращаться в суд в интересах зависимого члена семьи орган управления государственной или муниципальной системой социальных служб по месту совершения насилия в семье или по месту проживания пострадавшего члена семьи. 3. Уполномоченный орган управления государственной или муниципальной системой социальных служб не может представлять в суде интересы зависимого члена семьи, если гражданский иск о возмещении вреда предъявлен к этому органу. ГЛАВА V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 21. Статистический учет случаев насилия в семье 1. Статистический учет сведений о внутрисемейных преступлениях и других случаях насилия в семье, а также о мерах борьбы с ним осуществляется Государственным комитетом Российской Федерации по статистике на основании отчетности Министерства внутренних дел, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства общего профессионального образования Российской Федерации, Министерства труда и социального развития Российской Федерации, иных государственных органов, имеющих в своем подчинении социальные службы по социально-правовой защите от насилия в семье Генеральной прокуратуры Российской Федерации и органов местного самоуправления. 2. Статистическая отчетность о насилии в семье включает в себя показатели, отражающие количество зарегистрированных случаев совершения насилия в семье по его видам, принятые по ним меры, социально-демографические данные о членах семьи, совершивших насилие в семье и пострадавших от него. Статья 22. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, ведомственные нормативные акты, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления приводятся в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение трех месяцев со дня его вступления в силу. Статья 23. Вступление в силу настоящего Федерального закона Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин
|