Право

Женский вопрос и строительство социалистического правового государства // Труд, семья, быт советской женщины. М., Юридическая литература, 1990.
 
В начало документа
В конец документа

Поленина С. В.

Женский вопрос и строительство социалистического правового государства


Продолжение. Перейти к предыдущей части текста

Для сравнения укажем, что среди мужчин, ставших народными депутатами СССР от КПСС, 13 секретарей ЦК КПСС, секретарей ЦК компартий союзных республик, а также членов и кандидатов в члены Политбюро; 13 - писатели, киноработники, артисты, главные редакторы газет и журналов; 7 - организаторы науки, в том числе президент и два вице-президента АН СССР, президент АН Украины. Миллионы женщин, занятых в сфере науки и культуры, вообще не представлены в депутатской группе, избранной от КПСС (и среди депутатов от АН СССР тоже).

Можно ли в этих условиях говорить, что женщины на равных с мужчинами условиях участвуют и будут па ближайшую пятилетку участвовать в формировании и осуществлении политики нашей страны, как этого требует ст. 7 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин?

Обратимся теперь к такой массовой общественной организации, как профсоюзы, и посмотрим, в каком количестве и кем представлены среди избранных народных депутатов СССР соответственно мужчины и женщины.

Среди кандидатов в народные депутаты от профсоюзов 28 женщин и 86 мужчин. Голосование на расширенном пленуме ВЦСПС привело к дальнейшей "выбраковке" женщин. Пять женщин - кандидатов против девяти кандидатов-мужчин не получили необходимого числа голосов и избраны не были. В их числе женщины - председатель ЦК профсоюза рабочих текстильной и легкой промышленности и председатель Литовского республиканского комитета профсоюза работников государственной торговли.

Анализ качественных характеристик женской части депутатского корпуса, избранного от профсоюзов, во многом близок к тем показателям, которые характеризуют социальное и должностное положение женщин, избранных депутатами от КПСС. На 22 руководящих профсоюзных работника - мужчин, избранных народными депутатами СССР (в их числе председатель и три секретаря ВЦСПС, пять председателей республиканских советов профсоюзов) приходится только шесть женщин - профсоюзных функционеров, ставших депутатами. Среди них одна -- председатель Узбекского республиканского совета профсоюзов и четыре - председатели соответственно республиканского, краевого, областного, городского отраслевых профсоюзов.

Даже в самом низу иерархической лестницы профсоюзных работников среди председателей профкомов, избранных народными депутатами СССР от профсоюзов, число мужчин и женщин соотносится 8:2. Картина явно не в пользу женщин и весьма далекая от провозглашенного в Конституции СССР равноправия полов.

Если же обратиться к анализу качественных показателей депутатов, избранных от Всесоюзной организации ветеранов войны и труда, то невольно видится явный перевес мужчин в деятельности этой общественной организации. Мало того, что женщин среди 75 депутатов избрано только 6. Среди них нет никого, кто имел хотя бы отдаленное отношение к руководству каким-либо органом данной общественной организации. Шесть депутатов - женщин - это три пенсионерки, одна - директор средней школы, одна доярка и один врач. И это все при значительном общем преобладании среди избранных депутатов именно руководящих работников всесоюзного, республиканского, областного, краевого и иного масштаба, возглавляющих советы и комитеты Всесоюзной организации ветеранов войны и труда. На 75 депутатов, избранных от данной общественной организации, таких функционеров приходится 29, т. е. почти 40% депутатского корпуса, и все они мужчины.

Какие же общие выводы относительно участия женщин в государственной и общественной жизни страны можно сделать на основе приведенного выше выборочного анализа результатов выборов народных депутатов СССР, впервые прошедших после избирательной реформы 1988 года в условиях активизации деятельности общественных организаций и расширения гласности и демократии.

Во-первых, участие советских женщин в общественной и политической жизни страны весьма далеко от идиллической благополучной картины, какую рисовали выборы, проводившиеся ранее в соответствии со спущенными сверху разнарядками.

Во-вторых, на руководящих должностях не только в государственных учреждениях, но и в массовых общественных организациях, в том числе в КПСС, профсоюзах, комсомоле, находятся преимущественно мужчины, которые и формируют, по существу, без участия женщин политику страны вопреки требованиям Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.

В-третьих, женская часть депутатского корпуса, в том числе избранного от общественных организаций, сильно уступает не только по количественным показателям, но и по своим деловым и иным качествам мужской части этого корпуса. Следовательно, на ближайшую перспективу едва ли можно прогнозировать активизацию влияния женщин-депутатов в части формирования в рамках высших представительных органов страны научно обоснованной и, главное, соответствующей идеалам социализма политики в части решения "женского вопроса", ориентированной не только на выполнение женщиной репродуктивной функции, но и на ее равное с мужчинами участие в руководстве всеми сферами государственной и общественной жизни страны.

В-четвертых, в предвыборных программах КПСС, ВЛКСМ и профсоюзов, равно как и в наказах депутатам от этих общественных организаций, вообще отсутствует вопрос о необходимости пропорционального представительства мужчин и женщин в руководстве государственными органами и общественными организациями. Задача решения "женского вопроса" сводится в этих программах, по существу, к проблемам укрепления семьи, охраны материнства и детства, создания женщинам лучших условий труда и быта, позволяющих сочетать материнство с трудовой и общественной деятельностью. Важность этих вопросов, а также запущенность в их разрешении не вызывают сомнений. Не менее ясно и то, что данным перечнем не исчерпываются задачи, стоящие перед партией, профсоюзами и комсомолом, реализация которых необходима для обеспечения в СССР подлинного равноправия граждан обоего пола во всех областях экономической, политической, социальной и культурной жизни, как того требует ст. 34 Конституции СССР. Между тем вопрос о развитии советской женщины как личности, о поднятии ее роли и участия в принятии политических и государственных решений, в том числе в работе руководящих партийных, комсомольских и профсоюзных органов, в ходе предвыборной кампании, по существу, даже не был поставлен, хотя он того бесспорно заслуживает.

В свете изложенного заслуживает внимания опыт Скандинавских стран, достигших заметных успехов в деле реального вовлечения женщин в руководство государством и обществом. Интеграция женщин в политическую жизнь названных стран справедливо рассматривается как показатель степени эгалитарности политической системы этих государств. Особенно важным для СССР с практической точки зрения является тот факт, что в Скандинавских странах процесс интеграции женщин в политическую жизнь начинался со значительного увеличения их представительства в руководстве различными политическими партиями, и прежде всего левыми 1.

Анализ участия женщин в государственной и общественной жизни СССР, проведенный сквозь призму итогов выборов в высшие представительные органы страны, свидетельствует о том, что за годы беззакония и застоя мы далеко отошли от идеалов, начертанных на знаменах Октября, и от модели решения "женского вопроса", как ее видели основоположники марксизма-ленинизма.

Перестройка не только высветила многое из того, что долгие годы оставалось как бы незамеченным за лакированными фразами газетных статей и праздничных лозунгов, но и создала новые, не менее острые проблемы и противоречия. Их снятие и устранение предполагает разработку и всенародное обсуждение как общей для страны в целом, так и особой для каждой союзной и автономной республики научно обоснованной программы решения "женского вопроса", охватывающей не только все стороны жизни, быта и труда женщин, но и ставящей задачу значительного повышения их реального участия в выработке и осуществлении политики государства и общества.

Нуждается в значительном обновлении под этим углом зрения и ст. 35 Конституции СССР. Вторая ее часть,

1 Skjeie H. The Feminization of Power: Norway's Political Experiment (1986). Р. 3, 11-16, 36.

В ходе Межпарламентского симпозиума по вопросам участия женщин а процессе принятия решений на политическом и парламентском уровнях, проходившем о ноябре 1989 года, господствовала мысль о том, что по степени вовлеченности женщин в этот процесс можно судить о демократической развитости общества//Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1989. №26. С. 689.

закрепляющая гарантии равноправия мужчин и женщин, должна быть приведена в соответствие со ст. 7 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, которая излагалась в начале настоящего параграфа. Следует конституционно закрепить, что равноправие полов обеспечивается не только предоставлением женщинам равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовки, в труде, вознаграждении за него и продвижении по работе, в общественно-политической и культурной деятельности, но и в формировании и осуществлении политики государства, в равной возможности занимать государственные должности и посты в общественных организациях, а также осуществлять все государственные функции на всех уровнях государственного управления. Большие задачи стоят и перед общественными науками. Неотъемлемой частью программы решения в СССР "женского вопросад должна стать разработка, научное обоснование и внедрение в жизнь специального механизма защиты прав женщин как социальной группы в целом и как отдельных личностей. Этот механизм должен не только фиксировать правовой и социальный статус женщин в условиях перестройки и создания правового государства, но и охватывать процедуры выявления, учета и отражения в законе групповых и индивидуальных интересов женщин, определять формы и методы защиты принадлежащих им прав государственными органами и общественными организациями, а также регламентировать порядок контроля за надлежащей реализацией этих прав на практике.

В решении этих вопросов нелишне использовать и опыт развитых капиталистических стран, где в последние годы широкое распространение приобретает так называемое право публичного интереса (public interest law), представляющее собой своеобразное ответвление в комплексе норм, относящихся к правам человека 1. Основная цель этой подотрасли прав человека состоит в создании правовой защиты групп и слоев населения, ущемленных в той или иной мере в своих правах в силу их физического, социального и иного положения. К ним относятся эмигранты, инвалиды, женщины, молодежь, безработные и др. При этом публичный интерес применительно к данной подотрасли права связывается с реализацией задачи внедрения социальной справедливости при решении экономических и иных проблем, необходимость

1 См.; Public interest law Ed. J. Cooper and Dhavan. Oxford. № V. 1986-1987.

чего обусловлена различными возможностями и несовпадением положения в обществе названных слоев и групп населения по сравнению с остальными гражданами.

В отдельных капиталистических странах развитие права публичного интереса, как подотрасли прав человека, пошло столь далеко, что сформировались особые субинституты такого права, вычлененные применительно к отдельным субъектам, в том числе к женщинам. Особенно развито "право женщин" в Скандинавских странах. Так, в Норвегии на факультете публичного права университета г. Осло в течение ряда лет функционирует специальный институт прав женщин, проводящий соответствующую педагогическую и научно-исследовательскую работу. И не случайно именно в этой стране столь велико реальное участие женщин в государственной и общественной жизни. Не обойденной оказалась и проблема социальной защищенности женщин. Помимо прочего, в Норвегии Законом о равном статусе полов, принятым 9 июня 1978 г., создан специальный уполномоченный (ombudsman) по вопросам равноправия полов и специальный апелляционный орган, рассматривающий споры такого рода1.

В нашей стране комплексного исследования путей решения "женского вопроса", по существу, не ведется. Отдельные имеющиеся работы затрагивают в основном частные вопросы темы. Отсутствуют специальные учебные и научно-исследовательские центры, специально занятые данной проблематикой. В связи с этим следует поддержать идею об усилении междисциплинарного характера исследований по женской проблематике и об их концентрации в едином научном центре2.

Осуществление и защита права публичного интереса, в том числе прав женщин, неразрывно связаны не только с работой государственных органов, но и с деятельностью специализированных общественных организаций, представляющих интересы соответствующих групп и слоев населения. Такие общественные организации в последние годы заметно усилили во многих капиталистических странах свою лоббистскую активность.

В СССР выразителями специфических интересов женщин являются прежде всего Комитет советских женщин и ВЦСПС. Как уже отмечалось, профсоюзы и на перспективу

1 См.:Dahl T.S. Women's Law. Oslo, Р. 11-15, 70-74.

2 См.: Захарова Н., Посадская А., Римащевская Н. Цит. соч. С. 65.

не связывают решение "женского вопроса" в СССР с реализацией требований Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин в части равного с мужчинами участия в политической и общественной жизни страны.

Усилия Комитета советских женщин в этом направлении пока еще недостаточно эффективны и к тому же мало скоординированы с работой других массовых общественных организаций, в первую очередь комсомола и Всесоюзной организации ветеранов войны и труда. Отсутствие нужных контактов между Комитетом и названными общественными организациями в ходе выборов в народные депутаты СССР в 1989 году явилось, на наш взгляд, одной из причин столь малого числа женщин, избранных депутатами от молодежи и пенсионеров. Не может не снижать эффективность усилий Комитета в формировании общегосударственной политики решения "женского вопроса" и известная неопределенность и незавершенность его статуса по сравнению с большинством других общесоюзных общественных организаций, в том числе ВЦСПС и ВЛКСМ. Как известно, в СССР нет организации, объединяющей советских женщин на основе индивидуального членства. Комитет советских женщин возглавляет многоступенчатую систему женских советов, и, следовательно, не является в собственном смысле всесоюзной общественной организацией, непосредственно объединяющей и представляющей интересы женщин страны. Между тем создание такой организации либо соответствующая трансформация статуса комитета - одна из неотложных задач на пути создания правового государства, неразрывно связанного с поднятием роли общественных организаций в функционировании политической системы страны.

Комплексное решение "женского вопроса" не может быть уделом только общественности. Обострившиеся в условиях перестройки, введения хозрасчета, самофинансирования, арендных и бригадных форм труда противоречия в экономической и социальной сферах требуют также активной научно обоснованной и целенаправленной государственной политики. Ее выработка, реализация и контроль за претворением в жизнь должны являться одной из важных функций Советского социалистического государства. Осуществление этой функции в свою очередь требует создания специального государственного органа - Государственного комитета по делам женщин по типу существующих в ряде других государств. Общесоюзный Государственный комитет по делам женщин и соответствующие республиканские государственные комитеты должны взять на себя основную тяжесть работы, связанной с ликвидацией накопившихся противоречий и реализацией в условиях перестройки конституционного принципа равенства мужчин и женщин во всех сферах экономической, политической, социальной и культурной жизни.

4. Семья и общество

Одна из самых радикальных революций в истории человечества связана с переходом от матриархата к патриархату. Наиболее образно этот переход охарактеризован Ф. Энгельсом в книге "Происхождение семьи, частной собственности и государства". Он писал: "Ниспровержение материнского права было всемирно-историческим поражением женского пола. Муж захватил бразды правления и в доме, а жена была лишена своего почетного положения, закабалена, превращена в рабу его желаний, в простое орудие деторождения" 1.

Шли века, возникали и отмирали государства, сменялись исторические формации, но сущность второстепенной роли женщины в обществе оставалась неизменной - она была дискриминирована во всех областях жизни, в том числе и в семье.

XX век, богатый величайшими событиями исторического значения, стал веком возрождения социальной активности женщин: изменились отношения в семье, являющейся первичной ячейкой общества.

На смену сложившейся на протяжении тысячелетий авторитарной семье, основанной на господстве мужа как главы семьи и его единоличной власти при решении всех хозяйственных, бытовых и социальных вопросов жизни семьи, стала постепенно приходить семья эгалитарная, базирующаяся па равных правах и активном участии жены, мужа и других членов семьи во всех семейных делах.

Конечно, этот процесс еще далек от завершения и протекает отнюдь не прямолинейно. Уровень его активности различен в разных странах и зависит от ряда причин, в первую очередь от состояния общественного производства, степени вовлеченности в него женщин, темпов урбанизации в стране, роли религии в общественном сознании и многих других факторов.

1 Маркс К., Энгельс Ф, Соч. Изд. 2-е. Т. 21. С, 60.

Однако как тенденция эволюция семейных отношений в сторону эгалитарной семьи просматривается практически во всех государствах, разумеется, с учетом присущих каждой стране экономических, национальных, бытовых и иных особенностей. Можно констатировать, что в целом мир ныне находится на переходном этапе от патриархального типа взаимоотношений в семье к эгалитарному со всеми свойственными всякому переходному периоду сложностями и противоречиями.

Проблема семьи имеет разнообразные демографические, моральные, правовые, психологические и другие аспекты, свою специфику в городе и на селе, в столице и в маленьком рабочем поселке. Решение проблемы семьи зависит и от того, к каким возрастным группам принадлежат супруги, от местного уклада жизни и национальных особенностей.

Эволюция семейных отношений неразрывно связана с изменениями социальных функций и структуры семьи, с переменой положения женщины в обществе.

Во всех промышленно развитых странах семья фактически утратила свою некогда главную производственную функцию, оставаясь преимущественно ячейкой потребления и организации домашнего быта. Благосостояние современной семьи в социалистических странах больше зависит от личного труда каждого члена, в том числе и жены, в общественном производстве, чем от их совместного труда в семейном хозяйстве.

Ныне наряду с репродуктивной функцией семьи и ее задачами, связанными с воспитанием детей, на первый план вышла функция взаимной моральной и материальной поддержки членов семьи, создание климата и условий удовлетворения не только бытовых, но и духовных запросов живущих в семье людей.

При этом нелишне напомнить, что, признавая материнство социальной функцией женщины, советский закон ни в коей мере не ограничивает право каждой конкретной женщины, будь то замужней либо незамужней, по своему собственному усмотрению решать этот кардинальный вопрос ее жизни. В ст. 38 Основ законодательства о здравоохранении прямо записано, что "в целях охраны здоровья женщины ей предоставляется право самой решать вопрос о материнстве". В этом несомненно проявляется ориентация советского законодательства на охрану прав и свобод человека, реализация требований ст. 12 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, обязывающей государства-участники обеспечивать женщинам доступ к медицинскому обслуживанию, в частности и в том, что касается планирования размера семьи.

Все большее влияние на трансформацию семейных отношений оказывает экономическая независимость женщин, неразрывно связанная с их участием в общественном производстве.

Социологические исследования свидетельствуют о наличии у большинства советских женщин не только материальной, но и морально-психологической заинтересованности в активной профессиональной и общественно-политической жизни. Например, 78% семейных женщин в ходе эмпирического исследования, проведенного в г. Саранске, сказали, что они остались бы работать, даже если бы их мужу увеличили заработную плату на сумму их заработка1-. Аналогичные результаты получены в ходе других исследований. При этом названный показатель прямо зависит от уровня образования работающих женщин и возрастает по мере его повышения 2.

Активное участие женщины в общественном производстве и общественно-политической жизни, являясь прогрессивным в своей основе, вместе с тем нередко вступает в противоречие с осуществлением функции материнства и традиционным распределением обязанностей в семье. Вот почему модель семьи в условиях социализма, презюмируя, в виде общего правила, участие всех взрослых членов семьи в профессиональной и общественно-политической жизни общества, вместе с тем должна предусматривать непременное наличие обратной связи - помощи общества семье.

К сожалению, в этом вопросе семейной политики в нашей стране слова и дела сходятся пока еще явно недостаточно, что стало особо заметно в условиях перестройки, обострившей многие противоречия.

Между тем помощь семье должна составлять одну из важных функций социалистического государства, являться одной из задач, неразрывно связанных с формированием человека будущего.

Государство и общество должно стремиться максимально освободить семью от выполнения требующих больших затрат времени рутинных механических и непродуктивных

1 См.: Савинов Л. И. Влияние свободного времени на репродуктивное поведение супругов. - В кн.: Семья и социальная структура социалистического общества. М., 1980. С. 120.

2 См.: Груздева Е. Б.,Чертихина Э.С. Труд и быт советских женщин. М., 1983. С. 56.

функций, связанных с обслуживанием ее членов. Общеизвестно, что большая часть этих работ - удел женщин 1. Вместе с тем кардинальное решение проблемы разгрузки женщин от бытовых семейных хлопот состоит не в переложении их тяжести с плеч жены на плечи мужа или в разделении их пополам (хотя любую работу делать вдвоем быстрее и приятнее, чем одному), а в широком развертывании сети детских учреждений, доступности и хорошо налаженной работе службы быта, общественного питания и т. д. не только в городах, но и на селе.

Далее...