| Поленина С. В. Женский вопрос и строительство социалистического правового государства
1. Женщины и мужчины. Равноправие и фактическое равенство
Перестройка и гласность изменили многое в духовной жизни страны. С ними связало не только освобождение от страха, накопившегося у нескольких поколений советских людей за годы сталинского террора, и как следствие - возрастание политической и общественной активности, особенно у молодежи, но и постепенный отход от той лености мысли, которая долгие годы застоя рассматривалась в качестве высшей гражданской добродетели. И как результат, стремление критически проанализировать историю нашей страны, в том числе сопоставить лозунги, которые были начертаны на знаменах революции с реальностью последующих десятилетий и, конечно, сделать выводы, касающиеся сегодняшнего дня. Не составляет исключение и так называемый "женский вопрос", десятилетиями считавшийся полностью решенным в нашей стране.
Хорошо известно значение, которое придавали вопросу о равноправии женщины и мужчины в деле раскрепощения масс основоположники марксизма-ленинизма. Нашумевшая в свое время, выдержавшая 51 издание и переведенная на многие языки книга Августа Бебеля "Женщина и социализм"1, которого видный советский партийный и государственный деятель Александра Михайловна Коллонтай называла великим борцом за права и свободу женщины2, долгие годы была настольной книгой всякого истинного партийца. Великая Октябрьская социалистическая революция принесла всем гражданам России, всем жившим на ее территории нациям и народностям, всем мужчинам и женщинам свободу
1 См.: Бебель А. Женщина и социализм, М., 1959.
2 См.: Коллонтай А. М- Избранные статьи и речи. М., 1972. С. 113--124.
от эксплуатация, от национального гнета, сословного неравенства. В числе первых декретов Советской власти были и изданные в декабре 1917 года Декрет о гражданском браке, о детях и о ведении книг, а также Декрет о расторжении брака. Этими Декретами были отменены действовавшие до революции законы, ставившие женщину в неравноправное положение с мужчиной в семье в отношении детей, в правах на имущество, при разводе, при выборе местожительства.
Человек склонен быстро привыкать ко всему хорошему. Через непродолжительное время оно начинает рассматриваться как само собой разумеющееся. Так и мы с расстояния в 70 с лишним лет не можем в полной мере оценить значимость названных Декретов, тот переворот, который они принесли в сознание людей, многие столетия воспитанных на нормах "домостроя? - патриархального свода правил, устанавливавших в России безусловную единоличную власть отца и мужа в семье. Чтобы несколько приблизить читателя к реалиям той эпохи, поделюсь историей, которую мы, студенты юридического факультета Института внешней торговли, услышали в свое время от нашего профессора - первой женщины-адвоката в России - Е. А. Флейшиц. Екатерина Абрамовна рассказывала, как в дореволюционные годы, будучи молодой замужней женщиной, она поехала с подругой из Петербурга на юг отдохнуть непродолжительное время. Однако отдых не состоялся. Екатерину Абрамовну отправили обратно в Петербург с полицией, по этапу, так как у нее не было документов, официально подтверждающих согласие мужа на временную смену его женой местожительства. Такое не могло бы нынче прийти в голову даже самому закоренелому бюрократу.
После Октябрьской революции женщины России впервые приобрели право свободно избирать профессию, получать образование. Был издан Декрет о введении равной оплаты за равный труд для мужчин и женщин. Расчищая, по словам В. И. Ленина, "авгиевы конюшни", оставшиеся от царского строя. Советская власть шаг за шагом уничтожила все существовавшие ранее ограничения прав женщин в различных областях общественной жизни, стремилась превратить женщин в полноправных гражданок своей страны, всемерно вовлекая их в общественное производство. Последнее обстоятельство имеет особое значение, поскольку, по мысли Ленина, именно участие в общественно-производительном труде является решающим условием, определяющим общественное положение женщин. "Для полного освобождения женщины и для действительного равенства се с мужчиной нужно, - писал В. И. Ленин, - чтобы было общественное хозяйство и чтобы женщина участвовала в общем производительном труде. Тогда женщина будет занимать такое же положение, как и мужчина"1.
Равенство женщин с мужчинами в политических и гражданских правах было закреплено первой Советской Конституцией, принятой в июле 1918 года. В ст. 64 этой Конституции было особо подчеркнуто, что правом избирать и быть избранными пользуются "обоего пола граждане". И ныне, когда участие женщин в общественно-политической жизни развитых государств стало обычным явлением, нелишне вспомнить, что Советская Россия оказалась в первой пятерке стран мира, предоставивших женщинам право избирать и быть избранными в представительные органы страны.
На разных этапах развития Советского государства специфические вопросы, связанные с участием женщин в государственной и общественной жизни страны, охраной материнства и детства, трудовой деятельностью женщин, повышением их общеобразовательного и профессионального уровня и другие решались и решаются в первую очередь как задачи государственные. Поэтому они реализовывались одновременно с осуществлением других задач, стоявших перед обществом: ликвидацией безработицы, индустриализацией страны, коллективизацией сельского хозяйства, устранением неграмотности, восстановлением народного хозяйства после Великой Отечественной войны 1941-1945гг. и др. Революция дала женщинам России возможность впервые почувствовать себя хозяйками не только собственной судьбы, судьбы своих детей и дома, но и всей огромной Страны Советов. И они приняли на свои плечи, на которых и так лежали материнские и семейные заботы, вместе с мужчинами все, связанное с этим: не только радости свершений, но и тяготы изнурительного труда, сменивший в годы сталинских репрессий революционный романтизм страх за собственную жизнь, за жизнь своих детей и близких, ужасы войны, трудности послевоенных пятилеток, разочарования периода застоя и надежды, связанные с перестройкой.
Трудно сказать, принадлежал ли "женский вопрос" к числу так называемых закрытых тем, которые запрещалось затрагивать в печати в годы застоя. На наш взгляд, его скорее следует считать забытой темой, поскольку в сознании не только руководящих кругов государственных органов, партийных и иных общественных организаций, но и подавляющего
1 Ленин В. И. Полн. Собр. соч. Т. 39. С. 201.
большинства населения, включая и женское, этот вопрос как бы не существовал. Он считался решенным одновременно с конституционным провозглашением в 1936 году равноправия женщины с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни, которое гарантируется равным правом на труд, его оплату, отдых, образование, государственной охраной интересов матери и ребенка и льготами женщинам в связи с материнством.
Конечно, конституционное закрепление равноправия женщины и мужчины- большое социальное завоевание социализма и этим с полным основанием можно гордиться. К сожалению, и в данной области, как и в других сферах общественной, политической и социальной жизни, между провозглашенными в Конституции СССР правами человека и их претворением в жизнь, между словом и делом оказался весьма существенный, со временем все увеличивающийся разрыв. Причины этого явления общие для страны. Они подробно проанализированы в решениях XXVII съезда КПСС, XIX Всесоюзной партийной конференции и иных партийных и советских документах и стали в условиях гласности объектом внимательного изучения со стороны широкой общественности, печати и науки. Поэтому на них нет необходимости специально останавливаться в настоящей работе.
Достаточно упомянуть общий результат, противоречивый, как противоречива сама наша действительность. Почти 100%-ное участие трудоспособных женщин в общественном производстве, но фактическое неравенство в оплате труда, вызванное более низкой в среднем по стране, чем у мужчин, квалификацией работниц. Большее, чем среди мужчин, число женщин специалистов с высшим и средним специальным образованием, но неуклонно уменьшающееся, по мере поднятия к вершине иерархической служебной лестницы, число женщин среди руководящего состава государственных учреждений, хозяйственных, партийных органов, иных общественных организаций. Провозглашаемая с высоких трибун ориентация общества на участие всех членов семьи в общественном производстве, но. абсолютно не удовлетворяющее потребность семьи развитие службы быта, общественного питания, дефицит товаров народного потребления и продовольствия, нехватка и плохая работа дошкольных учреждений и школьных учебных заведений, плохая организация медицинского обслуживания и многое другое. И все это в силу сложившегося на протяжении столетий и все еще господствующего стереотипа разделения труда в семье ложится в основном на плечи женщин. Время, затрачиваемое женщиной на ведение домашнего хозяйства, оказывается практически равным, как показали исследования, еще одной рабочей смене1. Таким образом, быт, по существу, корректирует семейное и социальное равенство не в пользу женщин.
Стоит ли удивляться, что в таких условиях трудности совмещения женщинами производственных, семейных и общественных функций все чаще стали ошибочно ассоциироваться пе только в сознании отдельных лиц, прежде всего мужского пола, но и во мнении широких слоев населения, на страницах книг, газет и журналов с издержками эмансипации, а не с деформацией, как это имеет место в действительности, в данной сфере, подобно многим другим областям политической, хозяйственной и социальной жизни, принципов социализма. Создалось парадоксальное положение, когда в общественном сознании причина и следствие как бы поменялись местами.
В немалой степени этому способствовали и общая ориентация семейной политики в СССР и издаваемого в целях се реализации законодательства на протяжении последнего полувека на решение преимущественно демографических задач подчас в ущерб прямым интересам женщины как личности. Достаточно упомянуть два законодательных акта-постановление ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1936 г.г. и Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г.3. Первый из них имел общей целью поднять значимость социальных функций семьи в обществе и воздействовать на увеличение рождаемости. Для этого были не только предусмотрены установление государственной помощи многосемейным и роженицам, расширение сети родильных домов, детских яслей и садов, усиление уголовного наказания за неуплату алиментов, усложнена процедура разводов, но и запрещены аборты (кроме случаев вынужденной необходимости). Тем самым советские женщины существенно ущемлялись в свободе реализации функции деторождения4.
Дальнейший шаг в государственном воздействии па увеличение рождаемости в стране связан с принятием Указа
1 См.: Вестник статистики. 1988. № 1. С. 75.
2 СЗ СССР. 1936. № 34. Ст. 309.
3 См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1944. № 37.
4 Запрет на аборт был отменен только в 1955 году. См.: Ведомости Верховного о Совета СССР. 1955. №22, Ст. 425.
Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г., которым во изменение принципов Кодекса о браке, семье и опеке РСФСР 1926 года во главу угла всей семейной политики был поставлен лишь зарегистрированный брак. Стремясь упрочить семью, долгое время разделенную войной, законодатель ввел усложненную и дорогостоящую процедуру развода, измененную лишь в 1965 году1. Весьма больно ударил по правовому положению женщин и правосознанию общества прочерк в графе "отец" в метрических свидетельствах внебрачных детей, а также отмена этим Указом возможности признания отцовства в судебном порядке и даже на основе добровольного волеизъявления отца, если оно не имело места одновременно с последующим оформлением законного брака с матерью ребенка. Отказ от этих мер, дискриминационных не только по отношению к детям, рожденным вне брака, но ко всем женщинам как социальному слою населения, произошел, хотя и не до конца последовательно, лишь после принятия в 1968 году Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье и корреспондирующих им кодексов союзных республик.
Однако к этому времени под влиянием законодательных актов 1936 и 1944 гг. и других государственных мер, ориентированных преимущественно на охрану материнства и детства, и усилением диспропорции мужского и женского населения, вызванной войной, в массовом сознании населения сложился устойчивый стереотип представлений о функциях каждого из полое в семье и в обществе, весьма далекий не только от идеалов революции, но и от практики первого десятилетия Советской власти. По существу, этот взгляд остался неизменным, если не усугубился, до настоящего времени. Картина тем более парадоксальная, что за те же десятилетия XX века во многих развитых странах мира послереволюционный опыт решения "женского вопроса" в СССР существенно повлиял на общественное мнение, результатом чего явились изменения не только в законодательстве, но и во всей политической, хозяйственной и социальной жизни этих стран в сторону выравнивания правового статуса и фактического положения в обществе и семье женщин и мужчин2. Более того, в вопросах достижения юридического равноправия и фактического равенства полов многие развитые страны мира, и прежде всего Скандинавские, оставили
1 См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1965. № 49. Ст. 725.
2 См.: например: Коллонтай А. М. Указ. соч. С. 361-363.
СССР далеко позади 1. И в этом вопросе, как и во многих других, Страна Советов, выступавшая после революции в качестве носителя прогрессивных тенденций развития человечества, оказалась за годы сталинской и брежневской деформации социализма в роли отставшей.
Такова ситуация в социальной жизни Советского Союза, с которой страна вошла в период перестройки. Можно было ожидать, что стремление партии и народа выдвинуть на первый план и сделать приоритетными цели и задачи, начертанные на знаменах Октября, но впоследствии забытые или деформированные, коснется и "женского вопроса". Однако этого, к сожалению, не произошло. Более того, экономическая реформа, хозрасчет и самофинансирование, бригадный подряд породили новые противоречия, создали ситуацию, при которой женщины вообще, и в особенности женщины, имеющие детей, оказались в вопросах труда менее конкурентоспособными, чем мужчины, и, следовательно, их положение в сфере труда и в области общественно-политической жизни более уязвимо.
В этих условиях стало особо нетерпимым такое положение, когда в СССР имеется, хотя недостаточно совершенная и плохо реализуемая государственная политика в вопросах материнства и детства, но до сих пор не выработана цельная научно обоснованная политика, касающаяся всех сторон жизни, труда, быта и положения в обществе женщин как единого социального слоя2. Не дает на это ответа и постановление Верховного Совета СССР от 10 апреля 1990 г. "О неотложных мерах но улучшению положения женщин, охране материнства и детства, укреплению семьи"3.
Представляется, что разработка такой политики и ее законодательное закрепление составляют важную задачу общесоюзных и республиканских представительных органов. Для этого необходимы специальные научные разработки
1См. Skjeie H. The Feminization of Power Norway's Political experiment (1986). Institute for social Research. Oslo, August 1988; Fastvold M., Hellum A. Money and work in Marriage, Studies on women's Law #26. Institute of Public and International Law. Publication Series #6, 1986, Oslo.
2 В специальной литературе, посвященной вопросам прав женщин в буржуазном обществе, высказывалось мнение, что в настоящее время едва ли существует какая-либо четкая марксистская политика в отношении женщин, поскольку марксистская идеология, односторонне оценивая работу по найму как организующий институт общественной жизни, упускает из виду перспективы развития женщин как таковых, т. е. как социального слоя. См.: Dahl T.S. Women's Law. Oslo. 1988. Р. 17-20.
3 Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 16. Ст. 269.
оптимальных способов решения "женского вопроса" в условиях социализма, в том числе политического, правового, экономического, социологического и иного характера. Задачу поиска путей решения этого вопроса при помощи правовых средств и ставят перед собой авторы настоящей работы.
В ст. 35 Конституции СССР провозглашено равноправие женщины и мужчины в нашей стране. Едва ли есть необходимость специально пояснять, что равноправие по закону не есть еще фактическое равенство в жизни. Оно зависит не столько от правовых норм, закрепленных в законе, сколько от реальных социально-экономических условий, в которых эти нормы реализуются. Применительно к женщинам и мужчинам фактическое равенство имеют и ограничители биологического свойства, учитываемые законодателем.
Конституция СССР и все советское законодательство исходят из того, что простое уравнение прав женщин с правами мужчин отнюдь не обеспечивает подлинного равноправия женщин, которые, выполняя в обществе те же функции, что и мужчины, осуществляют и свою специфическую функцию - функцию материнства. Поэтому правовой статус женщин, т. е. совокупность принадлежащих им прав и обязанностей, а также охраняемых законом интересов, не может быть тождествен правовому статусу мужчин. Равноправие женщин имеет место тогда, когда женщины, обладая теми же правами, которые принадлежат и мужчинам, наделены еще и дополнительными правами. Если попытаться составить формулу равноправия женщин и мужчин, то она будет выглядеть так:
ПЖ = ПМ +,
при этом П1Ж = П1Жт + П1Жс + ...+ П1Жп,
где ПЖ - совокупность прав женщин;
ПМ - совокупность прав мужчин;
П1Жт - дополнительные трудовые права женщин, связанные с материнством;
П1Жс - дополнительные семейные права женщин, связанные с материнством;
П1Жп - дополнительные пенсионные права женщин, связанные с материнством, и т. д.
На первый взгляд может показаться, что чем шире дополнительные права, предоставляемые женщинам в связи с осуществлением ими функции материнства, тем полнее и синхроннее равноправие полов. Однако такой подход к вопросу о равноправии женщин и мужчин был бы чисто механическим, не учитывающим диалектичность и противоречивость жизни. В действительности, реализация женщинами дополнительных прав, связанных с материнством, нередко лишает их возможности осуществления на равных с мужчинами условиях других прав, принадлежащих всем гражданам СССР, независимо от пола, - трудовых, политических и т. д.
Кроме того, нельзя упускать из виду, что предоставление дополнительных прав одному полу, особенно в сфере семейных отношений, нередко происходит за счет умаления прав другого пола и в силу этого может касаться и мужчин. Так, правило ст. 14 Основ законодательства о браке и семье, согласно которому "муж не вправе без согласия жены возбудить дело о расторжении брака во время беременности йены и в течение одного года после рождения ребенка", несомненно относится к числу дополнительных прав женщин, обусловлено причинами биологического порядка и направлено на охрану здоровья матери и ребенка. Следовательно, такая норма хотя и ограничивает право мужчин, но не дискриминирует их в области семейных отношений.
Иначе обстоит дело с вопросом о праве родителей на осуществление принадлежащей им обоим функции - ухода за ребенком и воспитания его. До принятия Верховным Советом СССР постановления от 10 апреля 1990 г. закон предоставлял право на дополнительный отпуск по уходу за ребенком только матери. Явно дискриминационной по отношению к мужчинам и к тому же не имеющей опоры в законе является и судебная практика, когда в подавляющем большинстве случаев при разводе супругов дети остаются с матерью, каковы бы ни были конкретные условия. Практика государственных органов также не гарантирует отцам реальной возможности принимать участие во всех случаях, в том числе и против желания бывшей супруги, в воспитании детей, оставшихся при разводе с матерью. В литературе правильно отмечалось, что такая практика судебных и государственных органов расходится со ст. ст. 34 и 35 Конституции СССР, провозглашающими равенство мужчин и женщин во всех сферах жизнедеятельности общества.
Следует поддержать предложение о дополнении этих статей Основного Закона страны частью, гарантирующей не только женщине, но и мужчине возможность совмещения функций родителя и работника 1.
Вот почему государственная политика решения в СССР
1 См.: Захарова Н., Посадская А., Римашевская Н. Как мы решаем женский вопрос// Коммунист. 1989, №4. С. 65
"женского вопроса" конечной целью должна иметь не максимальное расширение прав женщин, связанных с материнством и воспитанием детей, а научно обоснованное вычленение тех из этих прав, которые действительно, в силу биологических причин, могут принадлежать только женщинам. К их числу относится, например, право па оплачиваемый отпуск по беременности и родам. Остальные права, связанные с уходом за детьми и воспитанием, должны расширяться, но возможность их использования должна принадлежать не исключительно женщине -- матери, а семье как социальной единице, т. е. по усмотрению домашних - отцу, матери, бабушке, деду и другим членам семьи. Лишь в этом случае активная демографическая политика государства и политика в области охраны материнства и детства не войдут я противоречие с задачей стимулирования всестороннего социального развития женщины как личности, т.е. не только в составе семейной ячейки, но и как члена трудового коллектива и общества в целом.
Нелишне учесть и опыт других стран. Так, авторы цитированной выше статьи в "Коммунисте", приводя примеры наличия "отцовских льгот" в ряде стран мира, ссылаются на мнение члена шведского парламента Май Бритт Теории. Она считает, что всемирно признанные достижения Швеции в вовлечении женщин в высшую управленческую и политическую деятельность объясняются в том числе и социальной поддержкой родительства - не только для женщин, но и для мужчин 1.
Женщина выполняет в обществе три основные социальные функции: труженицы, гражданки, матери. Вот почему правовой статус женщины и ее фактическое положение в условиях перестройки целесообразно рассматривать с трех позиций - общества в целом, трудового коллектива и семьи. Применительно к каждой из этих сфер и будет вестись дальнейшее изложение.
2. Женщина и труд в условиях перестройки
Объективным ориентиром для определения оптимального масштаба дополнительных прав женщин, связанных с материнством, предоставление которых не вело бы на практике к существенному ущемлению возможностей их участия
1 См.: Захарова Н., Посадская А., Римашевская Н. Как мы решаем женский вопросу/Коммунист. 1989. № 4. С. 64.
в трудовой и социально-экономической жизни страны, должна являться Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 18 декабря 1979 г. Ратифицировав в 1981 году эту Конвенцию1, СССР тем самым признал ее приоритет по отношению к национальному законодательству и необходимость соблюдения ее положений как в правотворчестве, так и в процессе реализации принятых законов, а также во всей социальной практике. С точки зрения задач сегодняшнего дня для нашей страны особо актуальными представляются не только отдельные статьи данной Конвенции, но и многие положения ее преамбулы. В их числе те, где государства - участники Конвенции отмечают, что развитие страны, благосостояние всего мира и дело мира требуют максимального участия женщин наравне с мужчинами во всех областях, и признают, что для полного равенства между ними необходимо изменение традиционной роли как мужчин, так и женщин в обществе и семье.
Среди гарантий осуществления равноправия женщин с мужчинами ст. 35 Конституции СССР на первый план ставит предоставление женщинам равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовки, в труде, вознаграждении за него и продвижении по работе.
Далее...
|