|
|
Поленина С. В. Закон и коллективные права женщин как социального слоя населения // Теория права: новые идеи / Институт Государства и права РАН. Вып. 4. М., 1995.
|
В начало документа |
В конец документа |
Поленина С. В. Закон и коллективные права женщин как социального слоя населения Продолжение. Перейти к предыдущей части текста В простейшем виде решение этой задачи видится примерно в таком ключе. Устанавливаются (с вариациями по отраслям хо 10 BGBI. 1980. N 1. 1308. О практике его применения см.: Рfarr Н. М., Bertelsmann К. Zum Verbot der unmittelbaren und mittelbaren Diskriminierung von Frauen im Erwerbsleben. Wiesbaden, 1985. 11 См.: Захарова Н„ Посадская А: Римашевская Н. Как мы решаем женский вопросу//Коммунист. 1989. № 4. С. 65. зяйства) нормы (проценты) женщин среди работников предприятия в целом и среди работников низшего, среднего и высшего звена в отдельности. Соблюдение этих норм не повлияет ни в сторону увеличения, ни в сторону уменьшения на размеры уплачиваемого предприятием налога с прибыли. Рост числа работающих на данном предприятии женщин по сравнению с установленной нормой должен влечь за собой уменьшение размера выплачиваемого этим предприятием налога с прибыли, уменьшение же против нормы числа работающих женщин должно вести к пропорциональному возрастанию этого налога. Разумеется, соответствующие изменения законодательства возможны лишь при условии осознания законодателем остроты и важности реализации, особенно в условиях переходного периода, равного с мужчинами права женщин на труд, предоставления женщинам реальных возможностей на осуществление свободы выбора функций в соответствии с официально признаваемыми нашей страной международными стандартами. Помочь в данном вопросе парламенту РФ (особенно в условиях минимального представительства в нем женщин) - задача отнюдь не простая. Тем не менее на ее решение должны быть нацелены усилия как женских и правозащитных организаций страны, так и мирового сообщества в целом. Трудовое законодательство содержит не только льготы для женщин в связи с беременностью, родами и кормлением ребенка, родительские льготы по уходу за детьми и их воспитанию, но и ряд ограничений труда женщин. Согласно ст. 160 КЗоТ РФ, запрещается переноска и передвижение женщинами тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы. Эта же статья предусматривает, что не допускается применение труда женщин на тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда, а также на подземных работах, кроме некоторых подземных работ (нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию). Существование таких норм и списков тяжелых работ и работ с вредными условиями труда в принципе следует только приветствовать. Однако их наличие не должно превращать женщин в некое подобие социальных инвалидов, не могущих оценивать последствия своих решений в трудовой сфере, а также служить для предпринимателей своеобразной индульгенцией, позволяющей не тратить лишние средства на улучшение охраны труда, модернизацию и повышение безопасности производства. Вот почему такие списки также следует подвергнуть проверке для выяснения того, не ограничивают ли они излишне свободу усмотрения женщин в трудовых отношениях. Наилучшим критерием сохранения в списке или исключения из него тех или иных видов работ, на которых не допускается труд женщин, могут служить имеющиеся Конвенции МОТ. С этой точки зрения полностью соответствует международным стандартам содержащийся в ст. 160 КЗоТ РФ запрет применения труда женщин на подземных работах. По изложенным выше мотивам в кардинальном пересмотре нуждаются подзаконные акты, устанавливающие запреты либо ограничения труда женщин в качестве профессионалов в отдельных сферах хозяйства, например в авиации, на морском и речном транспорте и т. д. Основанием для принятия таких ограничивающих права женщин актов служит ст. 252 КЗоТ РФ, предусматривающая, что законодательством могут устанавливаться особенности регулирования труда для работников транспорта, связи, сельского хозяйства, лесной промышленности и лесного хозяйства и других отраслей народного хозяйства, вытекающие из особых условий труда в этих отраслях. И чем скорее такой пересмотр будет проведен, тем лучше и для женщин, и для общества в целом. Существенным фактором, во многом ограничивающим конкурентоспособность женщин на рынке труда, служат некоторые положения пенсионного законодательства. Как известно, в нем три основные категории "женских льгот": 1) более ранний, чем у мужчин, возраст ухода на пенсию по возрасту как на общих основаниях, так и в связи с особыми условиями труда; 2) более короткий, чем у мужчин, общий и специальный трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии; 3) особо льготные условия ухода на пенсию для некоторых категорий женщин (в связи с материнством и работой в отдельных отраслях промышленности и сельского хозяйства). Следует сразу сказать, что, по нашему мнению, при всех условиях необходимо сохранить пенсию на льготных основаниях женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до восьми лет, а также матерям инвалидов с детства, воспитавшим детей до того же возраста. За ними должно быть сохранено право уходить на пенсию по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 15 лет (ст. 11 Закона о государственных пенсиях в РФ). Сохранены должны быть пенсионные льготы женщинам, работавшим в текстильной промышленности, на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью, а также женщинам трактористам-машинистам в сельском хозяйстве, строительстве и другим, перечисленным в ст. 12 Закона о государственных пенсиях. Изменения должны коснуться лишь пенсий по возрасту, назначаемых женщинам на общих основаниях. Представляется, что нет ни физиологических, ни социальных причин для понижения на пять лет по сравнению с мужчинами пенсионного возраста женщинам для выхода на пенсию по возрасту на общих основаниях. Более того, эта норма явилась для работающих женщин в условиях перехода к рынку фактором, во многом снижающим их конкурентоспособность на рынке труда по сравнению с мужчинами. Ныне женщина 45-50 лет рассматривается работодателями уже как лицо предпенсионного возраста, тогда как 50-55-летнему мужчине еще открыты пути продвижения по службе. Устранению такого дискриминационного в отношении женщин законодательства в части оснований назначения пенсии по возрасту на общих основаниях могло бы способствовать закрепление в Законе о государственных пенсиях следующих положений: 1) пенсия на общих основаниях назначается женщинам по достижении того же возраста, который установлен для мужчин, т. е. 60 лет; 2) трудовой стаж для назначения пенсий женщинам сохраняется 20 лет, а не 25 лет, как у мужчин (это связано с тем, что примерно в течение пяти лет своей жизни женщина, как правило, не работает совсем, будучи занятой семьей и детьми); 3) существенно расширяется круг категорий работниц в промышленности и сельском хозяйстве, имеющих право на льготную пенсию в связи с особыми условиями труда. В переходный период для соблюдения особых интересов женщин как социального слоя необходимо внести изменения и в некоторые другие, кроме рассмотренных выше, отрасли законодательства. Речь идет прежде всего о брачно-семейном законодательстве. Как известно, Кодекс о браке и семье РФ знает лишь один режим имущества, нажитого супругами во время брака. В соответствии со ст. 20 этого кодекса такое имущество является их общей совместной собственностью. Режим, при котором супруги пользуются равными правами на имущество и в том случае, если один из них был занят ведением домашнего, хозяйства, уходом за детьми или по другим уважительным причинам не имел самостоятельного заработка, создает определенные льготы слабейшему в имущественном отношении супругу, которым чаще всего оказывается женщина. Переход к рыночным отношениям заставляет по-новому взглянуть и на эту проблему. Дело в том, что, с одной стороны, режим общей совместной собственности супругов в определенной степени сдерживает хозяйственную инициативу супруга, решившего заняться предпринимательской деятельностью. Этим супругом, как свидетельствует практика, может быть и муж, и жена. С другой стороны, занятие предпринимательской деятельностью одного из супругов способно в случае его неуспеха поставить под угрозу имущественную базу всей семьи. Ведь при режиме общей совместной собственности супругов по обязательствам одного из них, в том числе вытекающим из предпринимательской деятельности, взыскание может быть обращено не только на его личное имущество, но и на долю в общей совместной собственности супругов, которая ему причиталась бы при разделе этого имущества (ст. 23 Кодекса о браке и семье РФ). Чаще всего таким общим имуществом, подлежащим принудительному разделу, оказываются нажитый супругами жилой дом (приватизированная квартира) и автомобиль. В связи с этим необходимо скорейшее внесение соответствующих корректив и в брачно-семейное законодательство. Супругам должна быть предоставлена возможность выбора: либо жить в режиме общей совместной собственности на нажитое в браке имущество, либо урегулировать этот вопрос иначе, заключив брачный договор (контракт). Как известно, институт брачного договора широко распространен в странах с развитой рыночной экономикой. ГК РФ (ст. 256) легализовал его и в России. При этом важно, чтобы закон закреплял право супругов заключить между собой брачный договор не только в момент вступления в брак, но и в любое время в дальнейшем, если у них возникнет в этом потребность, например, в связи с тем, что один из супругов собирается заняться либо уже начал заниматься предпринимательской деятельностью. Крайне существенно, чтобы закон не программировал заранее возможное содержание брачного договора, предоставив решение этого вопроса полностью на усмотрение супругов. Задача обеспечения и защиты коллективных прав женщин как социального слоя населения в условиях военных конфликтов, роста насилия, преступности в обществе делает необходимым, в частности, соответствующее ужесточение уголовной репрессии за преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства женщин. Такая задача тем более актуальна, что вопросу о насилии против женщин было уделено особое внимание на Всемирной конференции по правам человека в июне 1993 г. (Вена). В соответствии с рекомендацией Всемирной конференции Генеральная Ассамблея приняла в декабре 1993 г. Декларацию об искоренении насилия в отношении женщин, которая настоятельно призывает государства бороться против этого позорного явления в соответствии с ее положениями. В нашей стране этот призыв должен быть учтен прежде всего в ходе завершающейся подготовки нового УК РФ. Следует в первую очередь учитывать возросшую социальную опасность понуждения женщин в условиях "феминизации безработицы" и "феминизации бедности" к вступлению в половую связь или к удовлетворению половой страсти в иной форме лицом, в отношении которого женщина являлась материально или по службе зависимой. Нужно привести в соответствие с реальными масштабами нарушений общественного порядка уголовную ответственность за такие преступления, как содержание притонов и сводничество, а также понуждение к занятию проституцией. По-иному должно подойти уголовное и административное законодательство к такому чаще всего стыдливо замалчиваемому, но приобретающему все большие масштабы и изощренные формы явлению, как насилие в отношении женщин и детей в семье. Следует как можно быстрее разработать механизм контроля за изготовлением и сбытом порнографических предметов и т. д. Для полноты и эффективности системы законодательства о коллективных правах женщин как социального слоя населения необходима законодательная регламентация на трех уровнях. Верхний - конституционное правило о равных правах и свободах людей независимо от пола и о равных возможностях мужчин и женщин по их осуществлению. Нижний - конкретизирующее конституционную норму применительно к различным сферам жизни отраслевое законодательство. Однако нужен и закон среднего уровня, регулирующий в первую очередь процессуальные и процедурные стороны реализации принципа равных прав и возможностей полов, а также устанавливающий порядок контроля за осуществлением на практике норм отраслевого законодательства, в том числе тех, которые предусматривают родительские и женские льготы и гарантии. Таким актом среднего уровня мог бы явиться по типу существующих в ряде развитых стран закон "О равных правах и равных возможностях мужчин и женщин". Изучение опыта таких стран представляется первоочередной задачей. Интересен, в частности, тот факт, что в Норвегии Законом о равном статусе полов, принятым 9 июня 1978 г., созданы специальный уполномоченный по вопросам равноправия полов и специальный апелляционный орган, рассматривающий споры такого рода. Реализация в России положений Конвенции ООН 1979 г. "О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин" потребует наряду с мерами законодательного порядка по выравниванию прав, свобод и возможностей мужчин и женщин также решения комплекса организационных вопросов создания министерства по делам женщин, которое осуществляла бы контроль за недопущением прямой и косвенной дискриминации женщин, разработки государственной программы по вопросам равноправия полов по типу программы, существующей в Европейском сообществе, создания учебных и научно-исследовательских центров, занятых женской проблематикой, и усиления внимания к ней средств массовых коммуникаций. При всех условиях, для того чтобы России не пришлось догонять в очередной раз цивилизованные страны и в "женском вопросе", где мы когда-то занимали передовые позиции, необходимо срочно выработать и начать осуществлять скоординированную с субъектами Федерация политику, направленную на ликвидацию прямой и косвенной дискриминации в отношении женщин. Она должна включать принятие законов и мер по их осуществлению в соответствия со стандартами, закрепленными Конвенцией ООН 1979 г. и Итоговым документом Всемирной конференции по правам человека 1993 г.
|