|
|
Трофимова Е. И. О книжных новинках женской русской прозы // Преображение (Русский феминистский журнал), 1995, № 3. С. 105-111.
|
В начало документа |
В конец документа |
Трофимова Е. И. О книжных новинках женской русской прозы Продолжение. Перейти к предыдущей части текста Среди перечисленных выше сборников также хотелось бы остановиться на дайджесте русской литературы "Глазами женщины". Сам дайджест первоначально предназначался для зарубежных читателей и вышел на английском языке. Однако успех его был настолько впечатляющим, что его издатель Наталья Перова решила повторить его в русском варианте. В этом сборнике собраны женская проза и поэзия (Светлана Василенко, Марина Палей, Нина Садур, Нина Искренко), а также и теоретическая статья Юлии Латыниной "В ожидании Золотого Века", где делается попытка проанализировать состояние и перспективы литературы в России в посттоталитарную эпоху. Среди произведений, вошедших в сборник, особенно сильное впечатление производит рассказ малоизвестной петербургской писательницы Елены Глинки "Колымский трамвай" средней тяжести". Е.С. Глинка - писательница, работающая в жанре автобиографической прозы, ее произведения захватывают и держат интерес читателя в первую очередь показом вынужденно-экстремальных жизненных ситуаций в годы сталинской и советской диктатуры. Будучи студенткой 1 курса Ленинградского кораблестроительного института, она была арестована в 1950 году по ст.58-1а (измена Родине) за нахождение в оккупированном фашистскими войсками Новороссийске (в ту пору ей было 15 лет, она с 1926 г.). Ее реабилитировали только в I960 году. Документальные рассказы Е. Глинки основаны на тяжелом личном опыте и показывают систему советских лагерей совсем не столь "романтически", с верой в победу справедливости, как, например, Евгения Гинзбург в "Крутом маршруте": в 50-е годы обстановка была уже другой, навыки накопленной на войне жестокости нашли также выход и в лагерном быте. Тема насилия над женщиной особенно волнует писательницу и становится главным сюжетом многих ее рассказов. Необходимо пояснить, что "колымский трамвай" - лагерный термин - наказание женщины или нескольких женщин многократным изнасилованием заключенными или живущими на поселении мужчинами с согласия и попустительства охранников и конвоя. Публикация ее рассказов в журналах вызвала огромный читательский резонанс, интерес прессы, радио и телевидения. Из литературных событий последних лет, имеющих непосредственное отношение к развитию женской литературы, необходимо упомянуть Международный конкурс на лучший женский рассказ. Мысль о проведении конкурса родилась в 1991 году среди членов литературной секции клуба "Преображение". Определенную роль в зарождении этой идеи сыграло участие клуба в конференции, посвященной творчеству американских и российских писательниц, состоявшейся в Нью-Йорке в начале того же года. Устроители этой Конференции - слависты Колумбийского университета с энтузиазмом ответили на предложение стать учредителями конкурса. С российской стороны кроме клуба "Преображение" учредителем стал литературно-публицистический журнал "Октябрь". Несмотря на то, что конкурс в первую очередь был ориентирован на писательниц из России, поскольку принимались рассказы, написанные только на русском языке, среди более чем пятисот работ, поступивших в адрес жюри, были рассказы из Америки, Финляндии, Дании, Франции, Испании, Италии, Латвии, Украины, Белоруссии. Конечно, шире всего была представлена сама Россия: Центр и Сибирь, Север и Дальний Восток, Москва и Санкт-Петербург. В состав жюри вошли писатели, поэты, критики, и литературоведы - Фазиль Искандер, Владимир Маканин, Зоя Богуславская, Галина Белая, Лев Рубинштейн, Мария Михайлова, Елена Трофимова. Естественно образовалась и американская часть жюри, состоявшая из Марины Ледковской (Колумбийский университет) и Елены Гощило (Питсбургский университет). Таким образом, был сформирован состав, который позволял прочитывать конкурсные рукописи как бы под различными углами "творческого зрения". Если говорить о рассказах, удостоенных трех первых премий, то, как будто, здесь особых сенсаций не произошло: их получили писательницы, которые уже были знакомы российскому читателю. У пермской писательницы Нины Горлановой были изданы два авторских сборника, кроме этого ее рассказы вошли в книги "Не помнящая зла" (1990), "Чистенькая жизнь" (1990), "Новые Амазонки" (1991), "Абстинентки" (1991), о которых я уже упоминала. У Аллы Сельяновой из Санкт-Петербурга вышел сборник "Позови меня" (1992), не обошла вниманием литературная фортуна и третьего лауреата - москвичку Елену Калинскую, известную постановками пьес не только в театрах и на телевидении, но и опубликованными повестями и романами ("Московский иллюзион", "Московская история"). Российским читателям известны имена и Надежды Голосовской (книга повестей "Шесть телефонных звонков"), Ольги Татариновой (книга рассказов "Вечная верность", роман "Некурящий Радищев"), Марины Палей ("Отделение пропащих"), Рады Полищук ("Угол для бездомной собаки"), Марины Урусовой ("24 кадра в секунду"). Однако конкурс дал и новые имена. И благодаря тому, что конкурс не ограничился только лишь присуждением премий, но и завершился выпуском сборника лучших рассказов "Чего хочет женщина...", он дал возможность для литературного дебюта некоторым до того не публиковавшимся писательницам. Это Мария Кирпичникова и Марианна Александрова из Москвы, Людмила Агеева из Санкт-Петербурга, Светлана Боим из Бостона, Анастасия Волек из Парижа. Кроме этого в сборник вошли рассказы Ольги Лобовой, Ольги Ложкиной и Любови Романчук, отмеченные специальным жюри конкурса за феминистский подход к раскрытию темы. Несмотря на неизбежную, связанную с самой природой литературного конкурса непредсказуемость выдвинутых на конкурс и отобранных в сборник рассказов, можно с удовлетворением отметить, что они составили достаточно объемную и многогранную картину женской прозы, как в отношении манеры и стилистики письма, так и выбора сюжетов. Читатель наверняка оценит психологическую точность прелестной миниатюры Людмилы Агеевой "Мы жили в Самарканде", где автор воспроизводит всю гамму переживаний ребенка в период расставания со своим детством - "жизнерадостным бессмертием". Внутреннюю эволюцию переживают и герои рассказа Нины Горлановой "Любовь в резиновых перчатках", написанного в оригинальной коллажной манере, составленной из дневниковых записей и бесед людей, связанных общими воспоминаниями о студенческой юности. Однако на развитие характеров персонажей впрямую воздействуют пережитые ими события - от "Пражской весны" 1968 года до недавней эпохи "перестройки" - заставляя делать тот или иной нравственный выбор. Чувством самоиронии наполнен рассказ Анастасии Волек "Моя богиня", где проблема выбора и расплаты разворачивается на совсем иной географической сцене. Автор погружает нас в эмоциональный мир эмигранта, у которого обретение свободы, достоинства, сравнительного достатка неизбежно связаны с потерей родины, разрывом с родными и близкими. Однако не только темы страдания, выбора и потерь привлекают современных российских писательниц. В сборнике можно найти весьма необычный сюжет Марианны Александровой в рассказе "Ненаписанное письмо", где достаточно традиционная для нашей литературы военная тематика обрела совсем нетрадиционную мистическую трактовку. И уж откровенно фантастичен рассказ Надежды Голосовской "Болотный гость", где спасенный из болота дедом Мазаем человек на деле оказывается упырем. Хотя сам сборник не может рассматриваться в качестве некого литературного манифеста, в нем есть определенное единство. Оно не связано с формально-стилистическими признаками того или иного текста, речь скорее всего может идти о подсознательной и эмоциональной сфере их авторов. То есть о той области, где только и можно искать аргументы в спорах о правомочности существования понятия "женская литературы". Ведь наряду с некоторыми универсальными общечеловеческими проблемами, которые переживаются обществом как бы усредненно-социально, "вообще", существует и гендерный аспект этих переживаний. Вполне понятно, что женщина одну и ту же ситуацию общего или частного порядка видит несколько иначе, нежели мужчина, что часто выражается не столько в самих логических заключениях по тому или иному поводу (они могут в достаточно большой мере совпадать), сколько в их эмоциональной окраске. Я не думаю, что эта мысль нова, но она дает возможность поддержать сторонников выделения женской литературы в особую категорию и превратить ее в предмет широких исследований. Ведь именно эмоциональная, интуитивная сфера, а не строгая логика, лежит в основе художественного творчества, именно в ней рождается образный строй поэзии и прозы, именно она придает тексту полифоничность и глубину, богатство оттенков и полутонов, духовную насыщенность, то есть то, что и делает текст литературным произведением. Литература Абстинентки: Сборник современной женской прозы. М., 1991. Авантюрный русский роман. В 6-ти т. СПб, 1994. Асламова Д. Исповедь дрянной девчонки. М., 1994 Бакунина Е. Тело. Любовь к шестерым. Map А. Женщина на кресте. М., 1994. Блаватская Е.П. Тайная доктрина. Смоленск, 1993. Блаватская Е.Н. Разоблаченная Изида. М., 1994. Вербицкая ан. Ключи счастья: В 2-х т. СПб. 1993. Вербицкая ан. Дух времени. СПб, 1993. Гиппиус З.Н. Живые лица: Стихи. Дневники. Воспоминания. В 2-х Т. Тбилиси, 1991. Глазами женщины \\Glas: Дайджест современной русской литературы. М., 1993. Головкина (Римская-Корсакова) И. Побежденные: Роман. М., Русло, 1993. Голосовская Н. Шесть телефонных звонков: Повести. М., 1990. Горланова Н.В. Родные люди: Рассказы. М., Молодая гвардия, 1990. Дача на Петергофской дороге: Проза русских писательниц 1-й половины XIX века. М., Современник, 1987. Жадовская Ю. В стороне от большого света. Отсталая: Роман, повесть. М., 1993. Женская логика: Сборник. М., 1989. Ишимова А. История России в рассказах для детей. СПб, 1992. Каплинская Е. Московская история. М., 1988. Кандинская Е. Московский иллюзион: Роман. М., 1991. Кшесинская М. Воспоминания. М., 1992. Лесницкая 3. Житейское море: Роман. СПб, 1992. Медведева Н. Мама, я жулика люблю. М., 1993. Муромцева-Бунина В.Н. Жизнь Бунина: Беседы с памятью. М., 1989. Не помнящая зла: сборник. М., 1990. Новые амазонки: Сборник. М., 1991. Одоевцева И. На берегах Невы. М., Худ. литература, 1988. Одоевцева И. На берегах Сены. М., Худ.литература, 1989. Палей М. Отделение пропащих. М., 1991. Полищук Р. Угол для бездомной собаки: Монолог одинокой женщины. М., 1991. Свидание: Проза русских писательниц 60-80 гг. XIX века М., Современник, 1987. Северин Николай. Звезда цесаревны. Царский указ. Тайный брак: Исторические романы. М., 1993. Сельянова А. Позови меня. М., 1992. "Сердца чуткого прозреньем...": Повести и рассказы русских писательниц XIX века. М., Сов. Россия, 1991. Степная барышня: Проза русских писательниц XIX века. М., Правда, 1989. Словцова-Камская Е.А. Любовь или дружба. Пермь, 1990. Татаринова О. Вечная верность. М., 1988. Татаринова О. Некурящий Радищев: Роман. М., 1992. Тихонова Н. Девушка в синем: Воспоминания. М., 1992. Толстая А.Л. Дочь: Воспоминания. М., 1992. Только час: Проза русских писательниц конца XIX - начала XX века. М., Современник, 1988. Тютчева А.Ф. При дворе двух императоров: Воспоминания и фрагменты дневников. М., 1990. Урусова М. 24 кадра в секунду: Повести и рассказы. М., 1988. Чарская Л.А. Волшебная сказка: Повести. М., 1994. Чарская Л.А. Записки институтки: Повести. М., Республика, 1993. Чарская Л.А. Записки маленькой гимназистки. М., Дом, 1991. Чарская Л.А. Сказки голубой феи. М., 1992. Чарская Л.А. Сибирочка: Повесть. СПб, 1991. Чего хочет женщина: Сборник рассказов. М., 1993. Чистенькая жизнь: Сборник. М., 1990. Чудинова Е.П. Держатель знака: Роман. Самара, 1993. Шаховская З.Н. В поисках Набокова. Отражения. М., 1991.
|