|
|
Тюрюканова Е. В. Миграция женщин из России: еще одна "стратегия успеха"? // Гендерные аспекты социальной трансформации. Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН. М., 1996 С. 84-102.
|
В начало документа |
В конец документа |
Тюрюканова Е. В. Миграция женщин из России: еще одна "стратегия успеха"? Продолжение. Перейти к предыдущей части текста Возможен также и обратный вариант, когда в иерархии мотивов брачных мигрантов достаточно весомое место занимают профессиональные цели и намерения. Так, среди направляющихся за рубеж в связи с вступлением в брак примерно каждый пятый отметил, что на его решение эмигрировать оказали влияние такие причины, как лучшие условия за границей для реализации профессиональных способностей. Все это еще раз подтверждает тезис, что существует единая "миграционная стратегия", форму реализации которой каждая женщина находит в зависимости от своих индивидуальных особенностей, целей и возможностей. Женская трудовая миграция, как и брачная, отличается объективно высокими качественными характеристиками: около половины женщин имеют высшее образование, значительна доля студентов и не закончивших вуз. Одна из серьезных проблем связана с вынужденным понижением профессионального и квалификационного статуса работников в результате миграции. Только немногие женщины отметили, что для них миграция - ступенька в профессиональной карьере, для абсолютного большинства это - лишь способ заработать деньги. Одна из основных проблем женской трудовой миграции - узость предлагаемых профессий, которые во многом ограничены сферой обслуживания и развлечений. Высокообразованным женщинам сейчас очень трудно найти работу без потери профессионального статуса. Зачастую высокообразованные специалисты сознательно идут на то. чтобы заниматься неквалифицированной работой за рубежом, получая за это в несколько раз больше, чем стоит их квалифицированный труд на родине. Это может расцениваться как потери миграции и, по нашим данным, в настоящее время они достаточно велики. Косвенный показатель этого - совпадение или несовпадение профессий трудовых мигрантов на родине и во время миграции. Ниже приведены данные о том, в каких сферах собираются трудится мигранты за рубежом и о совпадении их занятия там с профессией на родине (табл.3). Являлись ли эти женщины в России танцовщицами, официантками, бэбиситтерами домработницами? Менее половины респонденток за- Таблица 3. Сферы занятости трудовых мигрантов-женщин за рубежом, %
явили о совпадении их занятия на родине и за рубежом; у 22 опрошенных они совпадают лишь частично и примерно у 30% не совпадают вовсе. При этом только l2t мужчин меняют специализацию при выезде за границу для работы. Такова одна из специфических особенностей женской трудовой миграции, которая служит дополнительным источником проблем в этой сфере. Важный вопрос, во многом определяющий миграционное поведение, - возвратные намерения трудовых мигрантов. Среди женщин 14% отметили, что они используют любую возможность для продления срока своей работы за рубежом после истечения первоначального контракта; 82% также не исключают для себя такой возможности и будут действовать в зависимости от предложенных условий; и только единицы категорически заявили, что намерены вернуться сразу после окончания первоначального контракта. При этом 44% женщин рассматривают брак с иностранным гражданином как реальный путь для продления своего пребывания за рубежом. На возвратные намерения выезжающих оказывает влияние и общее отношение мигрантов к возможности остаться за рубежом на постоянное жительство:
У желающих выехать за рубеж для работа в настоящее время имеется ряд путей. Наиболее реальны из них два. Первый - рассчитывать только на свои силы и личные связи как в получении информации, так и в оформлении контракта с работодателем и организации выезда. Этим путем обычно идут либо имеющие родственников за рубежом, либо те, кто смог установить контакт с зарубежными работодателями по месту своей работы в России (как правило, в области науки и коммерции). Другой путь - воспользоваться услугами государственных структур или коммерческих фирм. специализирующихся на трудоустройстве российских граждан за рубежом. Однако здесь есть ряд трудностей. Инициатива по трудоустройству за границей в настоящее время целиком принадлежит коммерческим фирмам, обращение в которые предполагает значительную долю риска для потенциальных мигрантов, ввиду неразвитости правового обеспечения в данной сфере. Для женщин это особенно существенно из-за специфики занятости в досуговой, обслуживающее и других типично "женских" сферах. Развернувшийся в 1993-1994 гг. процесс ажиотажного создания посреднических организаций по трудоустройству за рубежом имеет свои положительные и отрицательные стороны. К положительным относится то, что это так или иначе стимулирует и расширяет присутствие России на международных рынках труда. К отрицательным - "стихийный" характер создания и функционирования подобных служб, часто их деятельность по трудоустройству не является основной, а осуществляется на фоне коммерческой или какой-либо иной активности. Большое количество посреднических организаций (сейчас только в Москве легально функционирует около 50 посреднических фирм) при отсутствии какой-либо специализации среди них (за исключением нескольких узких областей, таких как морское дело или медицина) затрудняет процесс выбора для мигрантов, мешает ориентироваться во множестве предлагаемых вариантов. Неясный статус многих фирм-посредников не дает возможности оценить их надежность. Специализация необходима как по сферам занятости, так и по странам приема. Это должно, во-первых, облегчить процесс выбора для будущих мигрантов, помочь им ориентироваться во множестве фирм-посредников и их предложений, во-вторых, повысить качество работа самих фирм. Работая с одной страной (или регионом), можно досконально изучить особенности ее трудового и миграционного законодательства, установить прочные контакты с возможными работодателями. Очень важна и специализация по профессиональному признаку именно в таких сферах, как женская занятость, из-за большого количества специфических вопросов, требующих профессионализма. Необходим также институт адвокатов и юристов, специализирующихся на "женских вопросах" в связи с миграцией. основные трудности, которые отмечают женщины, выезжающие за рубеж для работы, это неясность условий контракта или неуверенность в правильности его составления, невозможность найти работу по специальности, нет выбора для женщин старшего возраста, конфликты с близкими, увольнение с работы даже из-за кратковременного выезда, невозможность выехать с семьей, плохое знание языка, опасение сексуальных притязаний со стороны начальника или клиентов. Проблемы, возникающие у мигрантов в процессе выезда, заставляют их зачастую обращаться к помощи юристов и различных консультационных служб. Причем среди женщин тех. кто прибегал к юридической помощи, значительно больше, чем среди мигрантов-мужчин. Это говорит о том; что в сфере женской миграции намного больше вопросов, которые требуют разъяснения и специальных правовых гарантий. Те, кто обращался за помощью к специалистам. делали это в основном через частных юристов: соотношение частных и государственных юридических консультаций составляет 4:1. Следовательно, в настоящее время практически вся сфера зарубежного трудоустройства обслуживается частным и коммерческим секторами. Роль государственных служб невелика. При формировании миграционной политики следует исходить из того, что регулирование внешней трудовой миграции из России может быть успешным только в случае активной роли государственных структур в реализации всех ее направлений, в том числе и в процессе трудоустройства за рубежом. Главным должен стать принцип, при котором государство рассматривается как основной гарант соблюдения прав всех категорий мигрантов. Наличие большого количества частных посреднических фирм на фоне пассивности государства в этих вопросах не может решить всех проблем. В результате неразвитости правовой базы миграционных процесса при их осуществлении по-прежнему остаются актуальными многие проблемы, связанный с обеспечением прав человека. Если прямые запреты на выезд ушли в прошлое, те возросшие масштабы миграций выдвинули на первый план такие вопросы, как разработка правовых гарантий и механизмов социальной защищенности мигрантов и их семей за рубежом, а также и после возвращения на родину. В первую очередь это относится к женской миграции из-за специфичности возникающих проблемных ситуаций и трудностей их регламентации в трудовых и брачных контрактах (кстати, не предусмотренных нашим законодательством) или в иных соглашениях. Несмотря на значительное количество фирм-посредников по организации трудоустройства за рубежом, правовое обеспечение этих процессов не соответствует необходимым международник нормам; защита прав мигрантов, доступность информации о законодательстве принимающих стран далеко не налажены. Многие фирмы не дают никаких юридических гарантий, действуют нелегально. Поэтому зачастую российские мигранты, обладающие слабой правовой подготовкой и плохо ориентирующиеся в сложном миграционном законодательстве, не привыкшие к цивилизованным формам решения различных проблем, в кабинетах консультантов и адвокатов, сталкиваясь с какими-либо трудностями и конфликтными ситуациями, оказываются на рынках, "развалах", барахолках и в публичных домах. Развернутая в последнее время рекламная кампания в области трудовой миграции из страны имеет как свои плюсы, так и минусы. Доступность информации о миграционных возможностях, безусловно, явление положительное. Нарастание миграционных настроений в обществе должно не подавляться, а сопровождаться расширением альтернативных возможностей для реализации этих настроений, выгодных или приемлемых как для конкретных людей, так и для общества в целом. Однако вызывает тревогу то, что под влиянием средств массовой информации и рекламы складывается определенный эмиграционный стереотип, который охватывает все большую часть общества. При этом эмигрировать на постоянное жительство (например, в Канаду) зачастую легче, чем найти временную работу. "Эмиграционная кампания" - одна из очередных социальных кампаний в современном российском обществе со всеми характерными для них чертами: стихийностью, плохой организацией, низким правым обеспечением. Реклама трудовой миграции, подогревая ажиотаж, захватывает прежде всего женщин, не имеющих четких профессиональных ориентиров. и рассчитана во многом именно на них. Во-первых, они объективно находятся в худших .условиях на российском рынке труда, а во-вторых, западные работодатели в специфических сферах занятости женщин-мигрантов и их российские посредники получают наибольшие прибыли за счет развитого демпинга женской рабочей силы. Проблема демпинга российских специалистов (как мужчин, так и женщин) имеет свои объективные и субъективные причины. Первые заключаются в разнице в оплате труда, которая составляет в номинале величину порядка 15-20 раз. Демпинг снижает эту величину до 5-8 раз (предполагаемый средний заработок трудовых мигрантов за рубежом составил ( до US $ 800). Субъективная сторона заключается в согласии самих мигрантов, оценивающих предлагаемые им условия по заниженной шкале реальной оплаты труда в России [5]. Особенно развит демпинг женской рабочей силы. Среди "низкооплачиваемых" мигрантов (до US $ 500) соотношение женщин и мужчин составляет 3:1, то есть доля женщин в 3 раза превышает долю мужчин. В группе же "высокооплачиваемых" это соотношение меняется на обратное - 1:3. Добиваясь равноправного партнерства на международном рынке труда, Россия должна изменить сложившуюся парадоксальную ситуацию, когда наша страна является поставщиком одновременно квалифицированной и дешевой рабочей силы, причем это в первую очередь относится к женской миграций. Таким образом, трудовая миграция, как и брачная, для женщин - альтернативный способ профессиональной, социальной, психологической самореализации. Развитие подобных альтернатив чрезвычайно важно в настоящее время, поскольку это позволяет расширить спектр возможных жизненных моделей и путей достижения успеха для граждан России вообще и женщин в частности. Изучение женской миграции в России только начинается. Дальнейшие исследования позволят более глубоко подойти к специфическим вопросам в этой области, привлечь внимание к проблематике женской миграции, найти наиболее адекватные формы практической деятельности в этой сфере, наметить пути совершенствования миграционной инфраструктуры в стране и ее взаимодействия с женским движением. Литература 1. Е. Кросинец. Эмиграция снижается. Но география выезда будет расширяться // "Иностранец". 1995. N 16. 2. Е.Долгих. Миграционная мобильность в зеркале семьи // Бывший СССР: внутренняя миграция и эмиграция / Под ред. Ж.Зайончковской. 1992. 3. А. Переведенцева. Миграционные биографии и условия жизни молодежи // Бывший СССР: внутренняя миграция и эмиграция / Под ред. Ж.Зайончковской. 4. Г. Витковская. Путешественницы поневоле //Российское обозрение. Н.: РИА "Новости". 1995. N 9. 5. Р.Stalke. The work of strangers: A survey of International labour migration, Geneva, 1994. 6. The role of female migration In development / Ed.Gavin Jones. New York: UN. 1991. 7. The feminisation of Internal migration // Population Division. New York: UN, 1991. 8. Women аз migrants and workers In developing countries / Ed. Hanal Zlotnik // Internal Journey of Contemporary Sociology. Population Division. New York. 1992. Vol.30. No.1. 9. Recommendations to Improve the status of female migrants. Hew York: UN. 1992.
|