|
|
Янчевская М. М. Женщина у Вейнингера // Айвазова С. Г. Русские женщины в лабиринте равноправия (Очерки политической теории и истории. Документальные материалы). М., РИК Русанова, 1998. С. 284-297.
|
![]() |
![]() |
![]() | Янчевская М. М. Женщина у Вейнингера
В умственных течениях последнего времени заметно проявляется тенденция к радикальной переоценке общечеловеческой ценности женщины и к ее духовному принижению. Тенденция эта появилась у нас одновременно с половым вопросом, но первоначально она высказывалась так мягко и осторожно, что ее как-то совсем не замечали, и хотя так называемая "молодая литература с самого начала содержала в себе солидную дозу презрения к женщине", в ней многие хотели видеть орудие женской эмансипации и при ее помощи собирались спасать женщину от пережитков рабства. Предполагалось, что Санины явились к нам не нарушить, а исполнить закон или, говоря современным языком, освободить женщину от "последних цепей", но, странное дело, по мере того, как эта эмансипация подвигалась вперед, отношение к женщине в свою очередь менялось, и когда вместе с цепями спали и "последние" оковы, то неожиданно обнаружилось, что с женским вопросом у нас обстоит не все благополучно. Начались лекции со странным заглавием "Женщина и человек"; стали появляться статьи, старательно выискивавшие "истинную" природу и "истинное" призвание женщины; наконец, наметились даже известные практические выводы из смутно обрисовывавшихся положений. Одни, например, высказывали пожелание, чтобы женщины бросали мужские дела, между прочим, неумеренное чтение, справедливо доказывая, что оно портит глаза; другие, ратуя за женскую стыдливость, открыли поход против совместного обучения, причем особенно неодобрительно отмечали то обстоятельство, "что у нас в медицинских институтах не женщины-врачи, а исключительно мужчины объясняют девушкам строение и функции человеческого тела".Коротко говоря, у нас появились ростки новой идеологии по женскому вопросу. Судя по началу, нашим доморощенным идеологам вряд ли бы удалось самостоятельно свести концы с концами и создать какое-нибудь законченное идейное здание. Но у нас так уже исстари заведено, что сами мы только подготовляем материал, а научное и принципиальное обобщение выписываем из-за границы. На этот раз в ответ на наш вопрос мы получили оттуда "Пол и характер" О.Вейнингера. Трагическая фигура Вейнингера плохо гармонирует с теми разжигаемыми настроениями, которые создали у нас почву для увлечения им. Философ-моралист аскетического типа, беспощадно строгий к себе и к другим, он менее всего годится для роли "модного" писателя, и если бы он был жив, то его мишурный успех в далекой и чуждой ему по условиям жизни стране только утвердил бы его в его мнении о "женственности" русской нации. Но у книг есть своя судьба, и авторы часто бывают ее виновниками. Введя в свое исследование элемент дешевого сочинительства, направленного на такую пикантную тему, как женщина, Вейнингер одновременно обесценил и популяризировал свой труд. Философская сторона его воззрений отодвинулась куда-то вглубь, а на переднем плане осталось его отношение к женщине и удобная формула М. и Ж., конечно, без обременительного научного багажа. А между тем смысл книги Вейнингера не в женщине и даже не в половом вопросе, а в основной для философии этической проблеме добра и зла, которую он непосредственно связывает с проблемой духа и плоти и кладет в основу своего миропонимания. Дуализм Вейнингера - этический по своему миропониманию. Его корни не в дерзновениях разума, отважно, но бесстрашно переступающего заповедные границы опытного познания, а в бурном протесте нравственного чувства, восставшего против ограниченности и греховности человеческой природы и вынуждающего исследователя расценивать все явления жизни как положительные или как отрицательные. Поэтому и вопросы пола интересуют Вейнингера не сами по себе, а как ключ к "проблеме вины", как путеводная нить к открытию и уяснению источника зла в мире. Уделяя им специальное исследование, он стремится лишь подойти вплотную к старому, но доныне не исчерпанному вопросу: Unde malum?![]() Средневековье отвечало на него мистической фигурой дьявола. Вейнингер заменил дьявола женщиной. И хотя в последнем счете он возлагает вину и ответственность на мужчину, непосредственная носительница зла для него все же женщина. Она - вечный соблазн, живой воплощение "греха", и мировое зло, отождествляясь с ней, фатально ускользает из-под контроля морального начала, хранителем которого является женщина. Моральная коллизия становится в силу этого безысходной. Вдумываясь в эту концепцию, нетрудно заметить, что Вейнингер совершил здесь как раз то, чего, по его мнению, никогда не делает гений: вместо того чтобы повсюду искать единства и связи, он раздробил вселенную на куски и этим закрыл себе путь к гармоническому синтезу, в котором у его учителя Канта сочетались звезды на небе и нравственный закон в человеческом сердце. Искать разрешения мировой проблемы в расколотом мире и с раздвоенной душой было явно бессмысленно, и Вейнингер покончил с собой, думая найти в смерти разгадку жизни. Как бы ни относиться к философским взглядам молодого ученого, нельзя не признавать глубокой серьезности его исканий. В них он поставил на карту свою жизнь, и, когда карта была бита, он окупил ее своей кровью. Вот этой-то всеискупляющей серьезности и глубины не хватает в тех умственных запросах, которые ему выпало на долю удовлетворять. Известно, что в широкой публике интересуются не столько высшими проблемами бытия, сколько просто "тайнами жизни", не столько отвлеченными началами М. и Ж., сколько реальными отношениями полов. У Вейнингера достаточно воды и на эту мельницу, и потому неудивительно, что он сразу завоевал себе если не славу, то популярность. Одно время чуть ли не на каждом шагу приходилось слышать: "Страшная книга! Неотразимая логика! Немудрено, что женщины молчат - нечего возразить". Если вы спрашивали говорившего, прочел ли он эту книгу, то в девяти случаях из десяти получали ответ: "Ну, где же ее прочесть? Метафизики там, знаете, много. Но главное прочел". Главным в книге Вейнингера считаются главы, посвященные женщине. Действительно ли Вейнингер силой одной логики внес так много разрушения в исторически слагавшееся представление о женщине как о человеке? Безупречна ли его "беспощадная" логика? Чтобы ответить на эти вопросы, надо ясно представить себе весь план исследования и характер аргументации. Научным базисом для Вейнингера является, как известно, не новая в европейской науке, но самостоятельно им переработанная теория бисексуальности, то есть двуполости всего живого. Основываясь на данных современной биологии, Вейнингер утверждает, что в природе нет такого живого существа, которое можно было бы просто определить как принадлежащее к тому или другому полу. В действительности повсюду наблюдаете" колебание между двумя крайними типами мужественности и женственности, М. и Ж., которые в чистом виде нигде не встречаются. Каждый индивид помещается где-нибудь в промежутке между этими полюсами, и ввиду этого во всяком отдельном случае наука не может ограничиваться простым указанием на пол, но должна определять дробное содержание обоих элементов. Основываясь на пропорциональном соотношении начал М. и Ж., Вейнингер устанавливает особый закон полового притяжения, сущность которого заключается в том, что "для сексуального соединения необходимо, чтобы М. и Ж. находили свое дополнение к целому". Так, например, если у одного субъекта имеется в наличности 3/4 М. и 1/4 Ж., то он найдет свое дополнение в индивиде с содержанием 1/4 М. и 3/4 Ж. Возможность точного количественного учета М. и Ж. наводит Вейнингера на мысль о радикальном пересмотре основ современной психологии и о создании двух новых дисциплин, приближающихся к типу точных наук, "дифференциальной психологии" и характерологии.Не вдаваясь в оценку научного значения теории бисексуальности, которое еще далеко не установлено, я отмечу только, что, взятая в ее чистом виде, эта теория могла бы служить скорее подтверждением, нежели опровержением идеи полового равенства. Дело в том, что хотя, во Вейнингеру, половые различия даны уже в клетках, но из этого у него отнюдь не следует, что все клетки одного тела должны обладать одинаковым содержанием М. и Ж. Напротив, "клетки одного и того же тела могут находиться даже по разные стороны той безразличной среды, которая лежит между двумя полюсами". В зависимости от этого разные части тела обладают неодинаковой половой характеристикой, или, иначе говоря, различной степенью мужественности и женственности. Так, например, встречаются хорошо развитые мужчины с едва заметной бородой и слабой мускулатурой или почти типические женские особи с едва означенными грудями. Автору попадались люди с женскими бедрами и мужскими голенями, с женским правым и мужским левым бедром. Еще чаще, по его наблюдением, замечается различие в кодовой характеристике между правой и левой половиной тела, симметрия которых представляет только идеальный случай. Исходя из такого неравномерного распределения мужественности и женственности в пределах одного и того же организма, мало вместе с Вейнингером прийти к выводу, что "нет резкого различия между мужской и женской особью и что существуют только бесчисленные смешанные типы обоих долов формы". А если это так, то как хорошо развитые masculina могут обладать женоподобной внешностью, так и почти идеальные feminina в свою очередь могут иметь благоустроенный мозг и прочный запас духовных сил. Совершенно непонятно, для чего понадобилось Вейнингеру при такой постановке вопроса доказывать, что все выдающиеся женщины отличались внешними признаками мужественности - признаками бороды, слабым ростом волос на голове и т. п. Переходя от дедукции к опыту, от теории к явлениям жизни, Вейнингеру нужно было искать в них не точного совпадения односторонних половых признаков, которого, по его же словам, могло и не быть, а пропорционального соотношения начал М. и Ж. разного, как мы видели, для различных частей, а, следовательно, и функций организма. Но для этих целей, как это ясно само собой, ему было недостаточно простого описания мужчины и женщины, а требовалось научно установить типические свойства М. и Ж. - "все дело в том, чтобы определить М. и Ж.". Вот тут-то кроется главная трудность, своего рода гордиев узел задачи. Как определить сущность и основное различие М. и Ж., если на опыте они неотделимы одно от другого? Что отнести на счет М. и что на счет Ж.? До сих пор в аналогичных случаях апеллировали к анатомии и физиологии. Вейнингер считает это недоразумением. Он даже удивляется, "как вообще могли вопрос о природных свойствах мужчины и женщины поставить в зависимость от анатомических выводов; как будто 12 лишних кубических сантиметров мозга на одной стороне сами по себе могут иметь какое-нибудь значение". "Более осмотрительные анатомы, - говорит он далее, - дают по этому доводу один ответ: общих половых различий между всеми мужчинами и всеми женщинами установить нельзя. Невозможно с полной уверенностью определить пол не только по костям и по мускулам, связкам, коже, артериям и нервам. То же самое приходится сказать о черепе и о тазе". Не находя надежного критерия мужественности и женственности во внешнем опыте, Вейнингер переносит центр тяжести вопроса в область психических явлений. К современной экспериментальной психологии он относится отрицательно, и в его распоряжении остаются лишь метод самонаблюдения и данные внутреннего опыта, которые он охотно подкрепляет случайными наблюдениями из жизни. У него постоянно встречаются ссылки на "одну знакомую мне даму", на "всех известных мне женщин", на "очень многих женщин", хотя он очень хорошо знает, что в рассматриваемом им вопросе "каждый обладает только индивидуальным опытом и этот опыт обыкновенно односторонен". Но и при таком упрощении задачи Вейнингер сталкивается с очень серьезными для него затруднениями. Ведь психология создана мужчинами, а женщины писали о себе очень мало, да, кроме того, Вейнингер им не верит. Как при таких условиях браться за психологию женщин, предлагать а priori, что она существо, резко отличное от мужчины? Столкнувшись с этой трудностью, Вейнингер вполне логично решает, что "написать женскую психологию (для него) представляется невозможным, так как она должна высказывать о других людях вещи, которые не получают подтверждения путем самонаблюдения". Однако психологию женщины он все-таки пишет, опираясь, как он говорит, "На то, что есть женственного в самом мужчине". Тут был бы уместен еще один вопрос: каким образом в себе самом мужчина может отличить мужское от женского? Вейнингер оставляет это без разъяснения.Таким образом, теория бисексуальности послужила для ее творца перекидным мостом к замкнутому для него внутреннему миру женщины. И, тем не менее, в основу его психологии она не легла. Биология осталась сама по себе, а психология сама по себе. Первая конструируется по принципу бисексуальности, вторая - по принципу унисексуальности. Вместе с тем искомые М. и Ж. внезапно исчезают из поля зрения исследователя, уступая место живым, конкретным мужчине и женщине. Этот идейный обвал совершается так неожиданно, что первоначально читатель да, по-видимому, и сам автор не отдают себе отчета в происшедшем, и только к концу книги окончательно выясняется, что научное исследование превратилось в особое моральное дознание по вопросу: кто является злейшим врагом духовной эмансипации женщины, а через нее и всего человечества? Мужчина и женщина фигурируют здесь в качестве подсудимых. Что же такое они, эти подсудимые? Для Вейнингера это две настолько несоизмеримые величины, что их нельзя рассматривать не только в одной плоскости, но даже на одной линии, поставив мужчину впереди, а женщину позади. У них почти нет общих половых признаков, и если мужчина в силу своей всеобъемлемости может иногда превратиться в женщину, то женщина органически неспособна приблизиться к мужчине. Ибо самый плохой мужчина все же выше лучшей женщины. Однако, хотя женщина стоит в другой плоскости, чем мужчина, она совершенно не понимает мужского мышления, оно, именно в силу этого, сексуально влечет ее к себе, как щекочущий кончик усов, как мускульная сила. Она ищет у мужчины разъяснения своих неясных ей ощущений, она требует от мужчины убеждений, не имея их сама, она хочет, чтобы мужчина умел рассуждать. Отсюда Вейнингер заключает, что мышление есть специфически мужское свойство и что женщина лишена его, потому что "то, что сексуально притягивает Ж., должно быть свойством М.". Установив, что у женщины нет способности к мышлению, Вейнингер при помощи аналогичных приемов доказывает, что у нее нет также непрерывной памяти, а, следовательно, личности. Женщина не личность, а лицо, и хотя она вменяема, но она не способна осознать свою вину, какое бы преступление она ни совершила. По своей бездонной лживости она будет обманывать самое себя и отстаивать свою правоту там, где она кругом виновата. Она не знает, что такое правда и справедливость. Мелочная и завистливая, она в такой же мере противообщественна, как аморальна. Государство, политика, товарищеское общение не имеют для женщины никакого значения. Она стремится отвлечь от них и мужчину, втягивая его в свое создание - семью, которая является антитезой всех лучших форм общения.Духовная экспроприация женщины идет crescendo, разрастается в опустошительный ураган и завершается финальным аккордом, в котором слышатся отзвуки крайних средневековых воззрений: у женщины нет души. И самым разительным доказательством этого является у Вейнингера тот факт, что женщина требует души от мужчины. Дальше этого в отрицании идти было некуда. Отказывая женщине в сознании, личности, непрерывной памяти, наконец, даже в одинаковых с мужчиной ощущениях, Вейнингер вторично отрезает себе путь к женской психологии. И все-таки он снова настойчиво к ней возвращается. Если женщине абсолютно чужда всякая духовная жизнь, то, что может ей быть специфически свойственно, кроме голого полового инстинкта? Мужчина знает еще много других вещей: борьбу и игру, дружескую беседу и политику, искусство и науку. Женщина же всегда и во всем сексуальна. Она - или мать, или проститутка, причем проститутка, отдаленно приближаясь к типу преступника-мужчины, стоит выше матери. Центральное положение полового акта во всем мышлении женщины делает ее носительницей идеи полового общения. Она - прирожденная сводница, и ее таинственность есть не что иное, как сводничество. "Воля к теще" - безусловное тяготение женщины, и "нет матери, которой было бы абсолютно неприятно, когда какой-нибудь мужчина даже с самыми низкими намерениями добивается ее дочери и соблазняет ее". В мужчине женщина видит и признает только половое существо, и на все, что его отвлекает от половой жизни, на его книги, политику, на его науку, на его искусство, она смотрит враждебно. Женщина - воплощеннаясексуальность, и "если бы хоть одно единственное, вполне женственное существо оказалось бы внутренне асексуально или находилось бы в действительном отношении к идее нравственной самоценности, то все, что было сказано тут о женщинах, тотчас бы потеряло свою всеобщность, как психологическая характеристика женского пола, и одним ударом была бы уничтожена вся позиция этой книги". Странная научная позиция, которую одним ударом может уничтожить одно единственное существо. Впрочем, Вейнингер мог "оставаться спокойным за нее, так как в его опыте такого существа явно не могло встретиться. Если видеть в женственности чистую сексуальность, то все, что не вполне сексуально, не подойдет под это определение и, следовательно, будет считаться неженственным и непригодным "для характеристики женскою пола"". Кажущиеся же отклонения легко объяснить явлениями истории, в которой Вейнингер видел "органический кризис женской лживости". Таким образом, получается замкнутый круг, в который нет доступа фактам жизни, кроме тех, какие подтверждают доктрину. Укрепившись в своем логическом бастионе, Вейнингер приглашает противника оставаться "на почве строгих дедукций" и рассматривать вопрос в той плоскости, в какую он его перенес. Я не буду здесь доказывать, что его позиция крайне искусственна и не выдерживает критики с точки зрения современной научной методологии. Я беру ее, как она есть, ограничиваясь лишь указанием, что это позиция не психолога, хотя бы и рационалиста, а докантовского метафизика, оперирующего с "субстанцией", с которой у него (по его взглядам) нет никаких точек соприкосновения. Поэтому все, что он высказывает о ней, зиждется не на данных внутреннего опыта, как он хочет уверить, а на общих соображениях, установленных спекулятивным порядком. Спрашивается, те ли это, по крайней мере, общие начала, которые он положил в основу своего труда? Я уже указывала, что в середине исследования Вейнингера имеется как бы провал, после которого оно круто поворачивает на другой ход. Вторая часть его книги совершенно независима от первой, и хотя в ней говорится также о М. и Ж., но под ними понимается нечто иное, чем ранее. Не доискавшись сущности установленных им отвлеченных начал, Вейнингер заменил их одноименными живыми существами, допустив, таким образом, грубейшую логическую ошибку, и притом такую, которую он считает по преимуществу женской. На этом quaternio terminorum![]() Этого мало. Все исследование о женщине построено у Вейнингера не в логической цепи, в которой каждое отдельное положение опирается на предшествующее и в свою очередь служит основой последующему. Так, например, если у женщины нет непрерывной памяти, то ео ipso Однако, какова бы ни была аргументация Вейнингера, он и ею не везде пользуется, предпочитая сплошь и рядом силлогизму афоризм. Так, например, один из его излюбленных тезисов - то, что сексуально влечет Ж., есть свойство М. - применяется без всяких доказательств, как нечто само собой разумеющееся. По примеру Вейнингера и некоторые русские его сторонники категорически утверждают, будто никто никогда не сомневался, что женщину сексуально привлекает в мужчине логичность его мышления, его нравственное чувство, его воля" словом, его личность. Отсюда делается вывод, что для самой женщины все это "нетипично". |