|
|
Группа, составившая ныне ядро Центра создала или участвовала в создании различных видеофильмов. Центральное значение имеют видеофильмы "Предварительное слушанье в суде присяжных" и продолжающий его учебный фильм - "Судебное следствие в суде присяжных". Учебный видеофильм "Судебное следствие в суде присяжных" создан при поддержке Фонда "Евразия" за счет средств, предоставленных Агентством по Международному Развитию Соединенных Штатов Америки (AID). Точка зрения, отраженная в данном фильме может не совпадать с точкой зрения Агентства по Международному Развитию или Фонда Евразия. Сам фильм сделан как видеоверсия казусника в рамках курса "Уголовный процесс" по теме "Суд присяжных" для студентов и практикующих юристов, осваивающих навыки работы в суде присяжных либо повышающих квалификацию. Такая форма видеоматериала предполагает, что зрители уже имеют некоторое представление о суде присяжных и с ними можно обсуждать те или иные "тонкости" этой формы судопроизводства. Т.е. фильм по содержанию и функции не идентичен лекции на соответствующую тему, а предполагает определенную форму занятия, где пройденный материал отрабатывается на конкретных примерах. Это означает, что такая простейшая форма работы преподавателя с видеоматериалом как показ от начала до конца является наименее целесообразной, поскольку предложенный видеоматериал не является фильмом в точном смысле слова, т.е. видеодействием с единым сюжетом, а представляет собой скорее набор видеоиллюстраций для проработки определенных тем. Набор этих "иллюстраций" является, разумеется, не случайным, имеет определенную логику развертывания и подчинен идее многоплановости судебного профессионализма.Фильм состоит из трех частей ("Процедура", "Психология", "Этика"), введения
и эпилога. Указанные части ориентируют слушателей на полиаспектное представление
о судебном следствии в суде присяжных: процессуальное, психологическое
и этическое. Интервью в конце первой части фильма ("Процедура") с непрофессиональными
участниками процесса: бывшим подсудимым, присяжным и потерпевшей - указывают
на недостаточность исключительно юридического видения судебного следствия;
в рамках законной процедуры профессионалы должны руководствоваться и моральными
ориентирами, а также владеть социально-психологическими техниками. При
этом процедура остается "несущей конструкцией" относительно социально-психологических
навыков и моральных действий профессионалов. Каждая из частей структурируется казусами. Предлагаемые авторами фильма решения тех или иных казусов могут вызвать
споры и возражения. Смысл фильма состоит в расширении представлений профессионалов
и студентов о плацдарме приемлемого в рамках закона действия в суде присяжных;
при этом отнюдь не обязательно солидаризироваться с предлагаемыми решениями.
Важно их увидеть, понять их основания и обсудить. Фильм можно показывать
фрагментами, по казусам в зависимости от целей преподавателя. Взятые из
судебной практики казусы перемежаются беседами с профессионалами (членами
Верховного суда, судьями, адвокатами, преподавателями). Содержание введения и эпилога выходит за рамки судебного следствия и задает более общие контексты. Во введении дана краткая предыстория суда присяжных в России, в эпилоге продемонстрировано влияние процессуальной формы, которая отрабатывается сегодня в суде присяжных, на обычную форму судопроизводства (судья с двумя народными заседателями) на примере из реальной практики Московского городского суда, когда судьей при назначении дела к слушанию был исключен ряд доказательств, признанных им недопустимыми. Авторы фильма уверены в развивающем влиянии процедуры суда присяжных на уголовное судопроизводство в целом. Знания о способах работы юристов в состязательном процессе (для которого сегодня форма суда присяжных является эталонной) безусловно перспективны для профессионального роста судебных юристов. В настоящий момент, фильм разослан в различные организации России, в первую очередь в Вузы. Что бы вы могли оценить есть ли в Вашем городе или учебном заведении этот фильм Вы можете взглянуть на наш список рассылки. С уважением |
|