МобиТел Обьединение
МобиТел


История

На главную страницу
Устав
Буклет
Персоналии
История
Текущие проекты
Деловые предложения
Восстановительное правосудие
Ювенальная юстиция
Суд присяжных
Экспертные материалы и рукописи
Учебные фильмы
Книги
Библиотека
Результаты
Контакты




Рустем Максудов, Михаил Флямер

ЧЕТЫРЕ ГОДА ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ В РОССИИ

Начало

Временем начала работы московской группы по реализации идей восстановительного правосудия (в дальнейшем ― ВП) в России можно считать 1997 год. Летом 1997 г. американский специалист в области восстановительного правосудия Эрик Шенк приехал в Москву. В Москве Эрик провел семинар-тренинг для ведущих программ примирения, в котором приняли участие будущие активисты движения за восстановительное правосудие в России – Рустем Максудов, Анна Грасенкова и Михаил Флямер. С осени 1997 г., в Центре “Судебно-правовая реформа”, началась систематическая работа над созданием условий для запуска первой программы примирения жертвы и правонарушителя. В 1998 г. в ходе работы над изданием на русском языке книги Ховарда Зера “Меняя линзы” в группу, занимающуюся темой восстановительного правосудия в России, вошла Людмила Карнозова, которая была приглашена редактором русскоязычного издания.

Было три важных предпосылки быстрого включения Центра в движение за восстановительное правосудие.

Во-первых, по базовому образованию мы были не юристами, а гуманитариями (психология, история, системная методология), имевшими контакты с юристами и получившими за предшествующее время глубокое знакомство с вопросами российского уголовного правосудия и его реформ. Члены Центра участвовали (Людмила Карнозова с 1992, Михаил Флямер с 1993, Рустем Максудов с 1995 г.) в мероприятиях по преобразованию судебной системы РФ в рамках работы отдела Судебной реформы и судопроизводства Государственно-правового управления Президента РФ. В 1996 году, после ликвидации этого отдела, встал вопрос о нашем самоопределении. В этот момент была создана независимая неправительственная организация – Центр “Судебно-правовая реформа” (Центр "СПР").

Во-вторых, Рустем Максудов до его перехода на работу в Центр “СПР” работал в правозащитной организации – Общественном центре содействия реформе уголовного правосудия, где познакомился со спецификой правозащитной деятельности и вопросами кризиса наказания.

В-третьих, Михаил Флямер был с 1993 по 1996 г.г. участником ряда проектов, нацеленных на становление в России сектора неправительственных организаций, и хотел продолжать работать с ними в контексте вопросов судебной реформы.

Таким образом, идеи и практика восстановительного правосудия отвечали нашей ситуации и устремлениям. Они высветили для нас тот комплекс проблем уголовной юстиции, который соответствовал нашему потенциалу как специалистов, инициирующих глубокую реформу правосудия, но при этом работающих в общественной организации, не интегрированной в официальные органы власти.

В период 1997-1998 г.г. оформилось понимание общих приоритетов работы Центра. Одним из главных моментов работы нашей группы состоит в том, что мы рассматриваем себя не столько в качестве организации, оказывающей услуги по типу приемной или службы, сколько в качестве организации, инициирующей новую практику и распространяющей ее образец в России. Исключительно важным для нас является методическая работа по анализу и конструированию процедур деятельности, юридических алгоритмов, закреплению прецедентов партнерства с правоохранительными органами и постоянному отслеживанию и аккумуляции опыта восстановительных программ. Одновременно мы рассматриваем себя в качестве центра, осваивающего и продвигающего гуманитарные (не репрессивные, но восстановительные) способы разрешения криминальных ситуаций, способы обращения с правонарушителями, жертвами и их социальным окружением.

Это заставляет нас постоянно обращаться к опыту реформирования и запуску общественных изменений, вести постоянный внутренний диалог о путях такой работы, сохранять постоянную связь и вести дискуссии в кругу представителей оригинального интеллектуального движения, известного в России под названием “системомыследеятельностная методология”.

В условиях широкого распространения в российских правоохранительных органов идеологии войны с преступностью мы решили начать работу по конкретным криминальным ситуациям с уголовных дел несовершеннолетних, а не взрослых обвиняемых. И до сих пор в нашей практике работа с несовершеннолетними правонарушителями и жертвами их преступлений остается доминирующей. Первая площадка для ведения программ примирения жертвы и правонарушителя была подготовлена нами в Таганском районе г.Москвы, на базе Таганского районного управления внутренних дел. Здесь на основе информации, переданной следователями, специализирующимися на расследовании уголовных дел несовершеннолетних, прошла первая встреча жертвы и правонарушителя в рамках программы примирения.

Проведение первых примирительных программ принесло нам важный опыт.

Во-первых, мы обнаружили, что желание людей самим найти выход из криминальной ситуации, в которую они попали, не исчезло. Более того, важнейшей причиной, побудившей многих потерпевших участвовать в примирительных встречах, было желание исправить поведение обвиняемых и не допустить их попадания в места заключения. Это для нас стало очень важным, мобилизующим открытием. Выражение чувств, неформальный диалог, получение ответов на свои вопросы в значительной степени содействовали изменению отношения участников друг к другу, к самим себе и к ситуации в целом.

Во-вторых, мы столкнулись с непониманием нашей деятельности со стороны местной прокуратуры, что сделало невозможным проведение программ по уголовным делам вплоть до июня 1999 года, когда удалось получить поддержку со стороны Генеральной прокуратуры РФ. В этот период были скорректированы и согласованы регламенты (юридические алгоритмы), показывающие, каким образом можно вписать проведение встреч потерпевшего и обвиняемого в ход уголовного процесса, а также каковы юридические последствия примирения и возмещения ущерба. В Таганском районе от следователей нам была передана информация по 7 случаям. Работа со случаями, проходящими в уголовном правосудии, была расширена позже за счет создания контактов с Черемушкинским судом г. Москвы.

Обучение и рост квалификации

Проведение первых программ примирения и работы, связанные с созданием условий для этой практики, обеспечивались Рустемом Максудовым, Михаилом Флямером и Анной Грасенковой, а сейчас в московскую группу постоянно работающих ведущих Центра “Судебно-правовая реформа” вошли еще двое - Антон Коновалов и Людмила Карнозова. Все они являются сотрудниками общественной организации, и это не случайно. В вопросе о принадлежности ведущих восстановительных программ мы исходили из того, что они должны входить в штат независимых общественных организаций или муниципальных социальных центров, а не в штат государственных правоохранительных органов (например, милиции). Только в этом случае есть возможность уберечь ПВП от подчинения ее ведомственным показателям и политическим заказам.

Важную роль в подготовке нашей группы сыграло знакомство с работами Нильса Кристи ("Конфликты как собственность", "Пределы боли") и Ховарда Зера. Нам повезло, что в конце 1997 г. Стивен Ширк, представитель Менонитского Центрального Комитета в странах бывшего СССР нашел нас и предложил проект издания на русском языке одной из наиболее часто цитируемых книг по восстановительному правосудию, написанной Ховардом Зером, – “Меняя линзы”. Изучение и работа над изданием этой книги стало серьезным этапом систематического образования нашей группы в области восстановительного правосудия. Ховард Зер приезжал в Москву на презентацию книги, читал лекции и проводил рабочие встречи с группой нашего Центра.

У нас установились хорошие контакты с польскими коллегами – Яниной Валюк, Беатой Чарнецки-Дзалюк, которые оказывают нам большую методическую помощь в работе. При поддержке Фонда Форда Рустему Максудову удалось пройти стажировку в Восточной Европе (Чехии, Польше и Украине). При поддержке Center for International Mobility Михаил Флямер прошел стажировку в Финляндии, а Меннонитский Центральный Комитет помог его участию во Второй международной конференции “Восстановительное правосудие для несовершеннолетних” в г. Форт Лодердейл (США). Английская коллега Мариан Лейбман провела для активистов нашего Центра тренинг “Базовые идеи и технологии восстановительного правосудия”. Мы ведем переписку с Иво Айретсеном из Бельгии, Фредом МакЭлри из Новой Зеландии, Лизой Риттербро из Швеции, Марти Прайсом и Ховардом Зером из США, Мартином Райтом из Великобритании. Большой вклад в нашу работу вносят Менонитский Центральный комитет, Агенство США по международному развитию, Дом Друзей общества квакеров в Москве, Международная тюремная реформа.

Со своей стороны Центр “СПР” ведет издательскую работу, стремясь сделать тему восстановительного правосудия доступной для российских специалистов. Наша издательская деятельность началась с выпуска книги Х.Зера “Меняя линзы”, и сегодня мы готовим переиздание этой книги. В рамках разработок Центра, посвященных ювенальной юстиции, были изданы 2 ежегодных выпуска, содержащих более 600 страниц; мы регулярно делаем переводы с английского. Сейчас Центр работает над переводом на русский язык книги Джона Брейтуэйта “Crime, Shame and Reintegration”.

Большое значение в работе по реализации идей восстановительного правосудия имеет научно-методическая и человеческая поддержка российских юристов. Прежде всего нам хочется отметить вклад в нашу деятельность Сергея Анатольевича Пашина. Практически с первых шагов нашей работы мы чувствовали постоянную поддержку известного российского криминолога Григория Иосифовича Забрянского. Важную роль в создании условий для расширения возможностей проведения программ восстановительного правосудия играет поддержка доктора юридических наук Алексея Станиславовича Автономова и профессора, заслуженного юриста Российской Федерации Игоря Леонидовича Петрухина.

Деятельность Центра “СПР” в контексте уголовного правосудия

С конца 1998 г. и до января 2001 г. в Москве на базе Центра “СПР” были начаты (и в большинстве полностью проведены и завершены) различные восстановительные программы по 71 случаям конфликтных и/или криминальных ситуаций. По 43 случаям восстановительные программы дали положительные результаты. Из них 12 случаев – работа по уголовным делам. Остальные случаи получены из Комиссий по делам несовершеннолетних, милиции по делам несовершеннолетних и школ.

В 1997 году, когда Центр "Судебно-правовая реформа" начал работать над созданием условий для проведения примирительных встреч жертвы и правонарушителя, перед сотрудниками Центра стояли следующие задачи:

  • встроить Программу в существующую деятельность правоохранительных органов и судов;
  • определить технологически значимые моменты во взаимодействии Программы примирения жертвы и правонарушителя и партнеров (правоохранительных органов и судов);
  • определить технологически значимые моменты внутреннего устройства Программы, учитывающие особенности несовершеннолетних правонарушителей.

Предполагалось, что опыт и результаты этой работы дадут начало новой социальной технологии, которая будет распространена среди юристов, криминологов, общественных и муниципальных организаций, работающих с подростками-нарушителями, и взята на вооружение Комиссиями по делам несовершеннолетних. Этим путем мы намеревались ввести в сферу российской уголовной юстиции широкий круг негосударственных участников, готовых реализовать восстановительную реакцию на криминальную ситуацию. Проекты Центра 1998 – 2000 годов во многом связаны именно с этой целью.

Каких результатов мы добились?

Во-первых, мы определили особенности организации программы примирения и ее юридические последствия, вытекающие из необходимости вписаться в рамки действующего законодательства и деятельности правоохранительных органов и судов. Нами отработаны 3 варианта включения процедур примирения в ход уголовного процесса. Первый вариант применяется на стадии предварительного следствия. Здесь следователи, специализирующиеся на делах несовершеннолетних (входящие в систему МВД) направляют случай в Центр “СПР” на программу примирения. Результаты программы (примирительный договор и документы, подтверждающие его выполнение) включаются в материалы дела на следствии или в суде. Второй вариант предполагает включение процедур примирения потерпевшего и обвиняемого на стадии судебного разбирательства. Здесь мы контактируем с судьей Черемушкинского суда г.Москвы, специализирующейся на рассмотрении дел несовершеннолетних. Третий вариант предполагает установление партнерства с прокуратурой. Здесь процедуры примирения включаются в официальный процесс со стадии поступления обвинительного заключения прокурору. В настоящее время Центр взаимодействует с Таганской межрайонной прокуратурой г.Москвы.

Во всех этих вариантах случай может быть направлен на программу, независимо от степени тяжести содеянного, если несовершеннолетний обвиняемый хотя бы частично признает вину и в деле есть лицо, признанное потерпевшим. При этом мы не работаем со случаями, связанными с организованной преступностью, серийными убийствами, изнасилованиями и теми делами, где обвиняемый арестован. В последнее время мы встретились с уголовными делами, где проходят нанесение ущерба собственности юридических лиц (кража подростками цветного металла, кражи в магазинах).

Чаще всего правоохранительные органы передавали на программу примирения дела по грабежам (ст. 161 УК РФ) и кражам (ст. 158 УК РФ). Поскольку во всех этих случаях в качестве обвиняемых по делу проходили группы из двух–трех подростков (и это типично), последние обвинялись в совершении тяжких преступлений. Грабеж, совершенный группой лиц по предварительному сговору, наказывается в Российской Федерации сроком от 3 до 7 лет лишения свободы. Кража, совершенная группой по предварительному сговору, наказывается либо штрафом, либо лишением свободы от 2 до 6 лет. В этих случаях юридическим последствием примирения в соответствии с УК РФ может быть только смягчающее обстоятельство. К сожалению, действующее законодательство предполагает возможность прекращения уголовного дела за примирением сторон только по уголовным делам небольшой тяжести (9 ст. УПК РСФСР). В практике реагирования на правонарушения несовершеннолетних дел этой категории почти не встречается.

Установление партнерства общества и государства – важнейшая проблема реализации идей восстановительного правосудия в России

Чем больше мы работали, тем больше убеждались, что важнейшей проблемой реализации идей восстановительного правосудия в России является установление партнерства общественных организаций и органов уголовной юстиции. Нам представляется, что этому есть как минимум несколько причин:

1. в настоящее время уголовная юстиция в России, по мнению многих экспертов и правозащитников, находится в глубоком кризисе, который отличается следующими особенностями:

  • работа с отклоняющимся и преступным поведением подчинена ведомственным интересам, сильно политизирована и имеет тенденцию к расширению репрессивных и устрашающих акций;
  • процесс уголовного правосудия построен так, что основные нужды потерпевших и ответственность правонарушителей в плане их участия в исправлении ситуации остаются вне зоны внимания правоохранительных органов;
  • общественным организациям, работающим в области уголовного правосудия в крупных городах, достаточно трудно найти поддержку в местных органах власти, поскольку репрессивная уголовная политика часто поддерживается городской администрацией, которая за счет этого пытается решить проблемы миграции;
  • привлечение граждан к этой работе затруднено, поскольку ведомственная политика правоохранительных органов и судов приводит людей, столкнувшихся с работой официальной юстиции, к потере веры в справедливость правосудия. Эта область кажется просто опасной для тех, кто хочет вносить в правосудие позитивные изменения.

На наш взгляд, выход из кризиса состоит в привлечении общественности к работе с правонарушителями уже на начальных стадиях уголовного преследования, изменении способа реагирования, официального признания принципа альтернативности в реагировании на преступления;

2. поскольку ВП реализует интересы конкретных людей, превращаемых в меньшинства, на него начинают обращать внимание многие общественные деятели, правозащитные организации и ученые. Многим правозащитникам импонирует, что восстановительное правосудие стратегически ориентировано на трансформацию государственных органов и организаций в направлении программ ВП как альтернативы уголовному процессу и наказанию. В то же время, вести программу восстановительного правосудия правозащитной организации достаточно трудно. При наличии характеристик, сближающих восстановительное правосудие с правозащитной деятельностью, восстановительный и правозащитный подходы существенно различаются. Основное различие между ними состоит в том, что в первом случае определяющей (при сохранении стратегических реформаторских ориентиров) является установка на партнерство и совместное решение проблем реагирования на криминальные ситуации, а во втором главную роль играет контроль за соблюдением прав человека и противодействие их нарушению. Для лидера общественной организации, работающего в направлении организации программы восстановительного правосудия, очень важно удерживать позицию ответственности за гуманитарные результаты программы восстановительного правосудия и создавать условия для взаимодействия общественности и государства. Именно взаимодействие правоохранительных органов и общественности создает предпосылки для эффективного проведения программы восстановительного правосудия. Установление партнерства требует самоидентификации лидеров, определения рамок, в которых необходимо помыслить себя и соответственно адекватно презентировать свою организацию и восстановительное правосудие.

Развитие партнерства необходимо рассматривать в рамках общественной инициативы. Под общественной инициативой мы понимаем апробирование командой людей прообраза нового способа разрешения той или иной социально значимой ситуации. Общественные инициативы возникают как деятельный ответ на те или иные ситуации. Чем сложнее и масштабнее ситуация, теми дольше и разнообразнее бывают общественные инициативы. Понятие "восстановительная общественная инициатива" включает несколько единиц:

  • прообраз нового способа деятельности как проект, реализуемый в рамках тех или иных экспериментальных площадок,

– привлечение людей для участия в деятельности по реализации идей восстановительного правосудия в России (команда, союзники, партнеры, сочувствующие, недоброжелатели и критики),

– организационно-финансовый ресурс нового способа (та или иная форма организации работы и финансовое обеспечение). Сюда входит поиск средств для финансирования деятельности и разработка необходимой документации (юридические алгоритмы, примирительные договора, регистрационные карты, отчеты по проведенным случаям, договора о сотрудничестве с органами уголовной юстиции).

Остановимся подробнее на том, как эти элементы восстановительной общественной инициативы реализуются Центром "Судебно-правовая реформа".

Проект, который разрабатывается в рамках Центра "Судебно-правовая реформа", включает: А) освоение принципов восстановительного правосудия. Работая над реализацией идей восстановительного правосудия, мы в течение 3 лет осваивали принципы восстановительного правосудия. В самом начале этому помог перевод и внимательное изучение книги Ховарда Зера. В дальнейшем мы встречались с различными американскими и европейскими специалистами для разрешения вопросов, которые вставали у нас в связи с организацией и проведением программ ВП. Надо отметить, что усвоение принципов – это не просто чтение книг. Это достаточно трудная задача, которая в нашей истории разворачивалась в следующих направлениях:

    1. Переводы и обсуждение книг и статей по восстановительному правосудию.
    2. Регулярное обсуждение на конференциях, семинарах и совещаниях проблемных моментов, возникавших в процессе проведения примирительных встреч.
    3. Анализ встреч и разработка методических материалов, в ходе которых происходило постоянное взаимоувязывание принципов и деятельности по их реализации.

Можно выделить принципы общественной инициативы, одни из которых относятся к функциональному назначению ВП в обществе, другие к новому содержанию деятельности восстановительного реагирования на преступления, третьи – к новой функциональной связи специалистов в деятельности данного реагирования.

Принципы, относящиеся к функциональному назначению ВП в обществе:

  1. Социокультурной значимости инициативы. Этот принцип отображает необходимость существования ВП, прежде всего как средства укрепления социальных отношений.
  2. Альтернативы наказанию, прежде всего в виде лишения свободы. Наверное, почти со времени возникновения тюрем началась критика тюремного заключения. Почему этот вид наказания до сих пор применяется, причем в некоторых странах, по мнению специалистов, он приобрел характер индустрии?. Можно выделить множество функций, которые выполняет наказание в виде лишения свободы ("избавление от лишних людей", новая область предпринимательства, необходимое звено уголовно-правовой традиции, которое существует в виде корпорации и т.д.). По нашему мнению, человечество сохраняет тюрьмы за неимением лучшего, то есть, в отсутствии технологически отработанных альтернатив наказанию, тюрьмы – "отчет органов уголовной юстиции о свершившейся справедливости".

Обозначим основные принципы восстановительного реагирования на преступления:

  • Способ реагирования на преступление должен исходить из необходимости исправить самим правонарушителем нанесенный жертве ущерб.
  • Ведущим встречи жертвы и правонарушителя должны быть созданы условия для самоопределения участников криминальной ситуации в таком способе ее разрешения.
  • Ведущий несет ответственность не за решение ситуации, а за условия принятия решений участниками криминальной ситуации.
  • Процедура должна быть направлена на:

– нормализацию отношений сторон,

– интеграции участников криминальной ситуации в общество,

– привлечение к процедурам восстановительного правосудия там, где это возможно, сил местного сообщества.

Отметим третий вид принципов, позволяющих строить и апробировать те или иные варианты функциональных связей специалистов:

  • проведение конкретного случая строится на основе кооперации специалистов и организаций (прежде всего общественности и государства), работающих с конкретным случаем;
  • взаимодействие общественности и государства происходит посредством коммуникативных, а не иерархических форм;
  • процесс проведения программы восстановительного правосудия сопровождается непрерывным совместным (общественности и государства) совершенствованием и анализом.
  • представители общества и государства совместно работают для продвижения идей восстановительного правосудия в обществе и государстве. Здесь имеется в виду прежде всего совместная разработка проектов законодательных инициатив и образовательных программ для юристов и гуманитариев.

В настоящее время мы на основе этих принципов стараемся работать с представителями районных суда, прокуратуры и милиции г.Москвы.

Деятельность Центра “СПР” в контексте системы КДН

Россия не имеет системы специализированной ювенальной юстиции. Реагирование на преступность несовершеннолетних (до 18 лет) происходит либо в рамках судов общей юрисдикции (в случае, когда по некоторым видам преступлений несовершеннолетний нарушитель достиг возраста уголовной ответственности) либо в рамках Комиссии по делам н\л и защите их прав. Комиссии - это административный орган, создаваемый на всех уровнях власти и призванный законодателем определять реакцию общества и государства на “преступления” малолетних, отклоняющееся поведение подростков и социальные причины, их вызывающие. КДН отвечают за профилактику преступности и безнадзорности малолетних и несовершеннолетних, рассматривают административные правонарушения детей и молодежи до 18 лет, а также родителей, уклоняющихся от воспитания. КДН имеют право входить в суд с представлениями о неприменении наказания, о применении более мягкого наказания, об условном осуждении.

В 2000 году мы начали работать с КДН района Академический г.Москвы с целью внести в практику этой организации использование программ восстановительного правосудия и поняли, что сотрудники Комиссии сталкиваются со сложными социальными проблемами – конфликтами и кризисами в семьях, подростковой преступностью, но не имеют никаких специальных инструментов, кроме угроз, штрафов, или лишения родительских прав с направлением ребенка в интернат. Таким образом, мы обратили внимание на КДН как на организацию, чье существование дает шанс институционализировать восстановительное правосудие в области работы со всем спектром подростковых и семейных криминальных ситуаций и конфликтов, где инструменты восстановительного правосудия и специализированной социальной работы будут не просто уместны, но и активно востребованы. В течение 2000 года в Центре “СПР” постепенно сложилось отдельное направление работы, в котором соединись следующие задачи:

а) направить работу отдельных Комиссий на расширение возможностей помощи и содействия семьям и подросткам в преодолении конфликтов, алкоголизма, насилия или девиантного поведения.

б) выработать на основе концепции восстановительного правосудия и опробовать в пилотных проектах методики ведения восстановительных процедур и социальной работы по случаям правонарушений несовершеннолетних, детской безнадзорности и угрозы социального сиротства.

в) на основе анализа опыта нашей работы содействовать реформе системы КДН в целом на федеральном, региональном и местном уровне. Вносить поправки в законодательство о КДН.

Данное направление работы Центра мы соотносим с историей ювенальной юстиции и опытом ведения восстановительных программ с подростками (опыт реформ ювенальной юстиции в США, семейные конференции, обращение к процессам воссоединяющего стыда).

На основе результатов нашей работы в КДН Академического района мы создали методические разработки, которые сегодня используются за пределами Москвы - в Тюмени, Арзамасе, Великом Новгороде, Дзержинске и Урае, а также в КДН Ханты-Мансийского автономного округа.

Деятельность Центра “СПР” в контексте школ

Практика проведения программ ВП постепенно стала захватывать конфликты и криминальные ситуации, не попавшие в орбиту уголовного правосудия. Наш опыт показал, что часть конфликтных и криминальных ситуаций, в которых замешаны подростки, возникает в школе. Правоохранительные органы в силу специфики своей деятельности не решают гуманитарные (социально-реабилитационные и коррекционные) задачи, поэтому большинство школ стремится не выносить подобные ситуации вовне. В то же время, если оставлять такие ситуации без внимания, то многие неразрешенные конфликты и насилие могут привести к более тяжелым последствиям в будущем. В связи со всем вышеперечисленным, Центр “Судебно-правовая реформа” начал проводить программы ВП в школах. Сотрудники Центра проводят восстановительные процедуры по направлению школьных работников в основном из Таганского района г. Москвы.

Программы восстановительного правосудия работали со следующими случаями:

1. случаи, близкие к криминальным (драки, кражи, насилие). Результатом здесь являлось самостоятельное возмещение ущерба и принесение извинений нарушителем;

2. конфликты внутри классов и между разными классами. Результатами явились: примирение сторон, достижение взаимопонимания между сторонами, прекращение эскалации конфликта;

3. случаи, в которых конфликт подростков приводил к конфликту родителей. Результатом явилось примирение родителей;

4. случаи отвержения детей в классе. Результатом стало налаживание взаимопонимания между отверженной девочкой и остальными ребятами в классе.

В большинстве случаев результат не ограничивается только локальным разрешением конфликта, но имеет и “отдаленный” эффект в виде восстановления отношений, изменения поведения, изменения отношения к жизни у участников программы.

Освоение и использование программ примирения отвечает таким наболевшим вопросам школьной жизни, как:

  • Обеспечение новыми способами работы классных руководителей, социальных педагогов и психологов в школе и тем самым повышение неформального статуса работников, осуществляющих воспитательную работу в школе, а также повышение степени управляемости поведением подростков.
  • Совершенствование взаимодействия родителей и педагогов в работе по воспитанию подростков и тем самым повышение доверия со стороны населения к школе.

В настоящее время координатор Центра "СПР" по работе со школами Антон Коновалов разрабатывает проекты, связанные с созданием в школах детских служб примирения.

Работа Центра "Судебно-правовая реформа" по инициированию практики восстановительного правосудия в регионах.

В течение 2000 года в Центре “СПР” был разработан и опробован учебный и тренинговый курс по теме "Восстановительное правосудие" (ответственный разработчик Рустем Максудов). Мы начали распространять технологию организации и проведения программ в различные города России. С помощью финансовой поддержки Агентства США по международному развитию, Менонитского Центрального Комитета и Международной Тюремной Реформы нам удалось за 2000 год инициировать процесс создания в 7 городах Российской Федерации команд, помочь им в освоении концепции восстановительного правосудия и овладении навыками их ведения. Команды в этих городах нацелены не только на проведение программ, но и на распространение идей восстановительного правосудия. Сегодня такие независимые от государства группы сформированы в Тюмени, Иркутске, Дзержинске, Великом Новгороде, Арзамасе, Урае, Новороссийске. Этот процесс достиг своей кульминации на тренинге для начинающих ведущих программ (с 1 по 10 декабря 2000 в Москве), где присутствовали представители этих городов. На этом тренинге Центр “СПР” впервые мог выдать сертификаты о получении навыков ведения программ примирения жертвы и правонарушителя. К чему это привело?

В Иркутске создана организация "Байкальский фонд правовых реформ". Иркутские юристы Виталий и Виктория Шакины с 1998 года вели работу по созданию условий для проведения примирительных встреч в Иркутске. На сегодняшний день иркутская группа уже имеет опыт проведения и анализа таких встреч (проведена работа по 21 случаю).

В Тюмени работа по продвижению технологий восстановительного правосудия ведется на базе общественной организации “Благотворительный Фонд развития г.Тюмени”. Фонд поддерживает работу городского координационного совета, куда входят различные организации города, желающие подключится к практике восстановительного правосудия. В Тюмени есть четыре сертифицированных Центром “СПР” ведущих, там с декабря 2000 г. начата работа с конкретными случаями (проведена работа по 12 случаям). Большую роль в работе тюменской группы играют Ольга Степановна Тарасюк и Галина Валентиновна Галицких.

В Великом Новгороде работа по применению восстановительных программ ведется на базе региональной общественной организации “Здоровая семья” (руководитель Тамара Заманова) и КДН Великого Новгорода (секретарь КДН Ольга Зейналова). Там подготовлено 2 сертифицированных ведущих, которые самостоятельно провели 4 случая.

В Дзержинске открыто Нижегородское областное отделение Центра “СПР” (руководитель Татьяна Лайша), там есть два сертифицированных ведущих, проведена работа по 3 случаям.

В городе Урае (Ханты-Мансийский автономный округ) сотрудники Ювенальной службы, которую курирует Светлана Леонидовна Болковая (заместитель председателя КДН), взяли на вооружение идеи восстановительного правосудия и стали проводить примирительные встречи (всего было разрешено 18 конфликтных и криминальных ситуаций).

В городе Арзамасе на базе Общественной организации “Мир - семье” совместно с Центром социально - психологической помощи семье эту работу ведут Нина Косова, Ирина Гурина, Лариса Облетова.

В городе Новороссийске в организации "Школа мира" сформировалась команда (Наталья Кошевая, Галина Мельник), которая стала готовить условия для проведения примирительных встреч

Отметим, что абсолютное большинство программ в регионах проходит за рамками уголовного процесса. Источниками дел являются комиссии по делам несовершеннолетних и школы.

Мы поняли, что преодоление карательной направленности уголовного правосудия требует кропотливой и длительной работы. В частности, необходимо не только передавать общественникам навыки ведения программ, но и передавать идеологию и технологию партнерства общественности и правоохранительных органов, что в будущем позволит придать уголовному правосудию восстановительный характер. Очень важно распространение концепции восстановительного правосудия среди представителей различных профессиональных групп (в том числе юристов). Именно это с большим трудом дается тем командам, которые мы сформировали в 2000 году из психологов, педагогов, социальных работников, юристов или правозащитников в разных городах России. Поэтому для достижения устойчивых результатов необходимо думать над тем, как вовлекать в движение за восстановительное правосудие представителей системы высшего юридического образования, новое поколение криминологов, социальных работников, работников системы местного самоуправления. Важнейшим направлением нашей деятельности является конструктивное взаимодействие с Генеральной прокуратурой Российской Федерации. Мы развиваем последовательные контакты с Министерством внутренних дел России, Верховным Судом России, политиками, международными организациями… Здесь открывается поле будущих проектов Центра.

Перспективы

В процессе реализации идей восстановительного правосудия в России Центр "Судебно-правовая реформа" развернул и предполагает развернуть следующие направления работы:

  1. Историческое и системное раскрытие миссии ВП, идеи, принципов и процедур проведения программ ВП.
  2. Установление партнерства с юристами и реформаторами в области уголовного правосудия для продвижения идей восстановительного правосудия в законодательство.
  3. Разработка технологии партнерства представителей милиции, прокуратуры, судей, органов местного самоуправления и общественности и апробирование ее на практике.
  4. Расширение областей организационного существования программ ВП. Такими областями, кроме следствия, суда и прокуратуры, возможно, являются школа и автономно управляемые территории общежития (микрорайоны в городах, деревни, села).
  5. Демонстрация на практике возможностей программ ВП, закрепление опыта работы в виде методических описаний и распространение данных описаний среди представителей общества, государства и региональных групп .
  6. Работа по включению темы "Восстановительное правосудие" в вузовские курсы и программы повышения квалификации для социальных работников, специалистов из правоохранительных органов и судей, а также органов местного самоуправления, работающих с несовершеннолетними правонарушителями (прежде всего, Комиссий по делам несовершеннолетних).
  7. Инициирование практики ВП в различных регионах России.

 © Copyright 2001 МKT

  Rambler's Top100