Право

Баллаева Е. А. Гендерная экспертиза законодательства РФ: репродуктивные права женщин в России / МЦГИ. М., Проект ''Гендерная экспертиза''. М., 1998.
 
В начало документа
В конец документа

Баллаева Е. А.

Гендерная экспертиза законодательства РФ: репродуктивные права женщин в России


Продолжение. Перейти к предыдущей части текста


Порядок выплаты пособий гражданам, имеющим детей регулируется

Положением о порядке обеспечения пособиями по государственному страхованию. Утверждено постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 года.

1. В порядке, предусмотренном настоящим Положением, выдаются следующие пособия по государственному социальному страхованию:

а) по временной нетрудоспособности:

б) по беременности и родам;

в) при рождении ребенка;

г) на погребение.

5. Пособие назначается, если обращение за ним последовало, не позднее 6 месяцев со дня восстановления трудоспособности, установления инвалидности, окончания отпуска по беременности и родам, рождения ребенка или со дня смерти.

6. ...Неуплата предприятием взносов не лишает рабочих и служащих права на обеспечение пособиями по государствен ному социальному страхованию.

VI. Исчисление пособий по временной нетрудоспособ ности, беременности и родам.

67. Пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам исчисляются из фактического заработка рабочего или служащего.

81. Если нетрудоспособность или отпуск по беременнос ти и родам наступил в период временной приостановки работы, то пособие за время приостановки не выдается.

Дискриминационным в отношении женщин является пункт 81 этого постановления, ибо работники предприятий, не находящиеся в отпуске по беременности и родам в период временной приостановки работ, как правило, получают пособия. Кроме того, они имеют право обжаловать невыплату зарплаты в период временной приостановки работ в установленном законом порядке. Женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам, оказываются этого права лишенными.

В определенной мере эта дискриминационная норма смягчается Указом Президента Российской Федерации от 5 ноября 1992 года. Правда, Указ защищает право на полу


чение пособия только женщин, уволенных в связи с ликвидацией предприятий, на которых они работали до начала отпуска по беременности и родам.

О дополнительных мерах по социальной защите беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, уволенных в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций.

1. Установить, что беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, уволенные в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций, у которых отсутствуют правопреемники, в случае невозможности подбора им подходящей работы и оказания помощи в трудоустройстве органами службы занятости, время со дня их увольнения до достижения ребенком возраста трех лет включается в непрерывный трудовой стаж для назначения пособий по государственному социальному страхованию;

2. Органам социальной защиты населения Российской Федерации производить уволенным в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций и нетрудоустро енным женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет:

выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в размере, предусмотренном для работающих женщин, за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации;

ежемесячные компенсационные выплаты в размере, установленном для женщин состоящих в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями, учреждения ми и организациями всех форм собственности и находящимися в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста, в случае если они находились на момент увольнения в отпуске по уходу за ребенком и не получают пособия по безработице. Указанные выплаты производить за счет средств Республиканского бюджета Российской Федерации.


Легализация права на пособие по беременности,

родам и в связи с рождением ребенка

Выдача основного документа , дающего право на получение пособия по беременности и родам, а также при операции подсадки эмбриона работающим женщинам регулируется Инструкцией о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан. (Введена Приказом от 19.10.94 №206 Министерства здравоохране ния и медицинской промышленности Российской Федерации и Постановлением от 19.10.94 №21 Фонда социально го страхования Российской Федерации).

Раздел 8. Порядок выдачи листов нетрудоспособности по беременности и родам - непосредственно регулирует правовые отношения работницы и медицинского учреждения.

8.1 По беременности и родам листок нетрудоспособнос ти выдается врачом - акушером-гинекологом, а при его отсутствии - врачом, ведущим общий прием. Выдача листка нетрудоспособности производится с 30 недель беременности единовременно продолжительностью 140 календарных дней (70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов). При многоплодной беременности листок нетрудоспособности по беременности и родам выдается с 28 недель беременности, при этом общая продолжительность дородового и послеродового отпусков составляет 180 дней.

8.2 При осложненных родах женщинам, в том числе иногородним, листок нетрудоспособности выдается дополнительно на 16 календарных дней лечебно-профилактическим учреждением, где произошли роды. В этих случаях общая продолжительность дородового и послеродового отпусков составляет 156 календарных дней.

8.3 При родах, наступивших до 30 недель беременности и рождении живого ребенка, листок нетрудоспособности по беременности и родам выдается лечебно-профилактическим учреждением, где произошли роды, на 156 календарных дней, а в случае рождения мертвого ребенка или его смерти в течение первых 7 дней после родов - 87 календарных дней.

8.7 При операции "подсадка эмбриона" листок нетрудоспо собности выдается оперирующим врачом на период с момента госпитализации до установления факта беременности.



Нет возражений по поводу необходимости выдачи листков временной нетрудоспособности по беременности и родам, поскольку при беременности и родах имеется необходимость в получении женщиной медицинской помощи. И устанавливаемые нормы оплачиваемого отпуска в связи с беременностью и родами - не говоря уж о подсадке эмбриона - одни из самых высоких в мире. Но, на наш взгляд, совершенно неоправданно не только то, что этот документ является единственным, удостоверяющим (легализующим) права беременной на получение социальных гарантий. Неоправданно и то, что врач, медицинское учреждение приобретают в силу этого несвойственный им статус и практически мало чем ограниченную власть над женщиной.

Финансирование пособий по беременности, родам

и в связи с рождением ребенка

Поскольку выплата пособий по беременности и родам производится из средств Фонда социального страхования Российской Федерации, имеет смысл привести несколько нормативных актов, касающихся выплаты пособий.

Постановление Правления Фонда социального страхования Российской Федерации от 15 апреля 1992 г.№ 30 "О порядке перерасчета пособий по беременности и родам, по временной нетрудоспособности в связи с повышением заработной платы".

По мере повышения заработной платы пересчитывать пособия по беременности и родам, а также по временной нетрудоспособности трудящимся, которые в этот период находились на длительном (не менее одного месяца) лечении или в отпуске по беременности и родам. Пособие увеличива ется пропорционально повышению минимального размера оплаты труда.

Постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. №101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации".

8. Средства Фонда направляются на:

выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение.


2.6. Материнство и отцовство

В российском законодательстве понятие "материнство" используется различными отраслями права.

1) Так, в семейном праве "материнство" и, соответствен но, "отцовство" рассматриваются с точки зрения родительских прав и обязанностей (См. Статью 31 Равенство супругов в семье и Статью 50 Основание возникновения прав и обязанностей родителей и детей Семейного Кодекса РФ, где устанавливаются взаимные права и обязанности родителей и детей).

Причем происхождение ребенка от матери устанавлива ется на основании документов, подтверждающих рождение ею ребенка в медицинских учреждениях, а в случае рождения ребенка вне медицинского учреждения - на основании медицинских документов, свидетельских показаний и иных доказательств. (Статья 51 пункт 1 Установление происхождения детей).

Без доказательств принимается отцовство мужчины, если он состоит с матерью ребенка в зарегистрированном браке (Статья 51, пункт 2). Правда, в силу того что законодатель здесь не использует понятия "право на материнство" и "право на отцовство" данная норма может быть использована против мужчины в тех случаях, если он не является фактическим отцом ребенка. В последнем случае этот факт ему при определенных обстоятельствах придется доказывать в судебном порядке.

Это происходит потому, что законодатель отдает приоритет защите именно материнства, а не отцовства или же равных прав мужчины и женщины на родительство.

Так, законодатель предусматривает особые меры защиты материнства.

Статья 51. Установление происхождения детей.

3. Если ребенок родился в течение 10-ти месяцев с момента расторжения брака, признания его недействительным или смерти мужа матери ребенка, предполагается, что муж матери является отцом ребенка.

При обсуждении проекта Семейного кодекса в Государственной Думе именно эта статья вызвала шумную полемику. Некоторым депутатам (в частности, лидеру фрак


ции ЛДПР В.Жириновскому) она показалась нарушающей права мужчин. Думается, что если бы разработчики законопроекта рассматривали "материнство" и "отцовство" не как правовые "состояния", а в аспекте прав человека, а также предусмотрели особые меры по их защите, эта полемика не возникла бы.

2) В медицинском праве понятие "материнство ", как мы уже указывали, означает право женщины на репродуктив ный выбор. В иных контекстах это понятие не используется. Совершенно очевидно, что правом на репродуктивный выбор может обладать также мужчина. Например, правом на отложенное отцовство . Однако действующее законодатель ство не содержит соответствующих правовых норм.

3) Понятие "материнство" используется также в трудовом праве и социальном праве, где оно интерпретируется как определенное - "срочное" состояние, так называемое "активное материнство". В период "активного материнства" входят беременность, роды, вскармливание ребенка и уход за ребенком до полутора лет. (Из беседы с правоведом, научным сотрудником Института государства и права РАН Л.Б.Максимович ). Именно на этот период, в основном, распространяется действие соответствующих социальных гарантий и льгот. Понятие "отцовства" этими отраслями права используется эпизодически, хотя законодатель в последнее время, как мы видели, пытается преодолеть имеющуюся здесь правовую асимметрию.

Важно отметить, что приоритет, отдаваемый законодателем защите женщины, на самом деле не означает, что ее права надежно защищены. На статус женщины в обществе влияет множество факторов - и экономическое положение, и профессия, и наличие работы - вплоть до системы ценностных ориентаций в семейной жизни и материнства. Существует точка зрения, что для обеспечения правового равенства полов следует отказаться от протекционистско го или особого специального законодательства. "Уникальность" и "особенность" женщины интерпретируются как своего рода помеха. Ибо особое законодательство, как полагают сторонники этой позиции, может быть использова но, скорее, для отрицания равноправия женщин, чем для

его достижения. Поэтому отстаивается необходимость гендерно нейтрального законодательства.

Но поставим вопрос: чего мы хотим? Хотим ли мы просто "равенства полов"? Или же мы хотим, чтобы два вида человеческих существ имели равные возможности для своей самореализации? В этом случае законодательство не должно быть гендерно нейтральным . Я хочу сказать: оно не должно быть нейтральным в той своей части, которая относится к биологическим и сексуальным особенностям этих человеческих существ. Оно должно ставить задачу ликвидации тех социальных барьеров, которые стоят на пути создания условий "равных возможностей" . То есть мы должны, по возможности, устранять из законодательства отождествле ние "материнства" и "беременности", устранять правовую базу для социальных ограничений , имеющих дискриминацион ный характер . И одновременно создавать законодательную защиту и женщинам, и мужчинам там, где их биологичес кие и сексуальные особенности вызывают дискриминацию.

Проблема законодательного протекционизма не может быть, на наш взгляд, однозначно решена раз и навсегда. Из этого отнюдь не следует, что нет и не может быть линейного прогресса в становлении реального равноправия женщин и мужчин. Хотя полемика относительно прерогативных "социальных функций" женщины - равное с мужчиной участие в экономической, политической и социальной жизни или же "материнство" - еще долго будет оставаться актуальной. И столь же долго женщины будут нуждаться в своего рода социальном буфере между собой и государством, дабы иметь возможность максимально реализовывать свои интересы.

Поэтому выработка единого понятия "материнство", а также введение в законодательство таких прав граждан (женщин и мужчин) на материнство и отцовство, на наш взгляд, призваны защитить граждан от дискриминации по признаку пола.


Далее...