|
|
Малышева М. М. Приватность и права человека: семейный аспект // Права женщин в России: исследование реальной практики их соблюдения и массового сознания (по результатам исследования в г. Рыбинске Ярославской области на основе глубинных интервью) / МЦГИ, Ин-т социально-экономических проблем народонаселения РАН. Т. 2. М., 1998. С. 22-70.
|
В начало документа |
В конец документа |
Малышева М. М. Приватность и права человека: семейный аспект Продолжение. Перейти к предыдущей части текста Часть этих гипотез подтвердилась, а часть пришлось расширить или полностью переформулировать. Но, прежде чем остановиться на этом подробнее, дадим описание совокупности опрошенных. Состав респондентов Первоначально предполагалось, что каждый участник проекта проведет, по крайней мере, 10 интервью. Интервьюируемые будут репрезентировать ту или иную социальную группу: а) мужчин или женщин; б) занятых в производстве или безработных; в) состоящих в браке или разведенных; г) активно вовлеченных в социальную жизнь города или индифферентных; д) верующих или не верующих; е) молодежь или пенсионеров; ж) одиноких людей, или живущих в многопоколенных семьях; з) инвалидов и др. В основном, все предполагаемые для опроса люди попали в контингент проинтервьюированных. Естественно, что один и тот же респондент мог представлять собой человека определенного пола, социального занятия, религиозных убеждений и т.д. Он (или она) описывал как свой собственный опыт, так и опыт близкого окружения, благодаря чему внутри каждого отдельного случая можно было проследить несколько других случаев и, таким образом, обогатить наше информационное поле. Наращиванию информации особенно помогли экспертные интервью. Их оказалось даже больше, чем было запланировано. Если обычных людей пришлось отыскивать прямо на улице или устанавливать с ними контакты через экспертов, то сами эксперты, как правило, приглашали нас в административные и общественные структуры города, насколько у них хватило сил и времени. Эти структуры мы старались охватить как можно шире, поскольку понимали особую значимость встреч с людьми, влияющими на социально-экономический микроклимат Рыбинска. Ниже я привожу перечень всех, кого удалось опросить. Фрагменты нарративов будут приводиться уже в зависимости от раскрытия темы исследования. Случай 1. Женщина 45 лет, бухгалтер, специальное техническое образование(техник-плановик), 26 лет замужем, двое детей. Муж полгода не получал никакой зарплаты. Встреча состоялась в июне 1996 года в редакции местной газеты "Рыбинские известия". Контакт установлен через редактора газеты. Продолжительность интервью - 1 час вплоть до момента закрытия редакции. Случай 2. Женщина 38 лет, главный специалист Рыбинской администрации, высшее образование (юрист), 15 лет замужем, двое детей. Встреча состоялась в ноябре 1997 года на квартире у сотрудницы ЯГТРК (Ярославского государственного теле-радио комитета) М.И. Шакуровой после окончания рабочего дня. Продолжительность интервью - 1,5 часа. Закончилось в 22.30. Случай 3. Женщина 22 лет, безработная, среднее техническое образование, замужем, мать грудного ребенка. Муж тоже безработный. Встреча состоялась в ноябре 1997 года на набережной Волги во время утренней прогулки с ребенком. Продолжительность интервью - 1 час в связи с наступлением времени кормления малыша. Случай 4. Юноша 24 лет, незаконченное специальное образование (авиационный техникум), без постоянной работы, в браке не состоит, верующий. Встреча состоялась в июне 1996 года возле городского рынка. Продолжительность интервью - 1,5 часа. Случай 5. Женщина 55 лет, директор среднеобразовательной школы, общий стаж работы - 33 года, разведена, есть дочь и внучка. Встреча состоялась в июне 1996 года в кабинете директора. Продолжительность интервью - 1,5 часа. Интервью частично может быть расценено как экспертное в той его части, где речь идет о перспективах выпускников школы. В основном же - это история родительской семьи и своей собственной семьи в межпоколенческом срезе. Случай 6. Женщина 56 лет, пенсионерка. Образование среднее специальное (авиационный техникум). Разведена. Имеет дочь и внука. Встреча состоялась в июне 1996 года во дворе дома респондентки. Продолжительность интервью - 40 мин. Факторы, ограничившие беседу, - присутствие внука и психологическая подавленность респондентки, вызванная тяжелой душевной болезнью дочери. Случай 7. Супружеская пара. Муж - машинист погрузчик. Жена - воспитательница детского сада. Имеют девочку 12 лет. 16 лет в браке. Интервью состоялось в день празднования города в июне 1996 года в городском скверике у памятника адмиралу Ушакову. Продолжительность интервью - 1,5 часа в присутствии дочери. Случай 8. Женщина, 35 лет, сотрудница городской центральной библиотеки. Высшее педагогическое образование. Стаж работы - 15 лет. Замужем. Дочери 10 лет. Интервью состоялось в июне 1996 года в абонементном зале библиотеки. Ход беседы прерывался приходящими читателями. Продолжительность интервью - 1 час. Отчасти интервью может быть рассмотрено как экспертное, поскольку давалась оценка библиотечного фонда, изменений в читательском спросе и изменений самого контингента читателей. Случай 9. Мужчина, 33 лет, продавец коммерческого отдела по продаже запчастей для автомобилей, среднее специальное образование (ленинградский техникум; ремонт медицинского оборудования), женат, имеет сына 14 лет. Интервью состоялось в ноябре 1997 года в здании магазина. Продолжительность беседы - 1 час. Интервью прерывалось редкими покупателями. Случай 10. Женщина, 23 лет, воспитатель детского сада, высшее педагогическое образование, замужем. Интервью состоялось в ноябре 1997 года в здании гостиницы, где мы проживали. Контакт установлен через горничную, дежурившую на этаже. Продолжительность интервью - 1,5 часа. Интервью может быть частично оценено как экспертное, так как анализировалось положение матерей и детей из детского сада. Случай 11. Мужчина 33 лет. Священник одного из приходов. Образование - духовная семинария. Родители - интеллигенты в нескольких поколениях. Интервью состоялось в ноябре 1997 года после окончания службы. Место интервью - трапезная. Контакт установлен благодаря объявлению о цикле лекций этого священника для жителей города. Продолжительность интервью - 2 часа. Диктофонная запись отсутствует, так как беседа не была освещена. Имя священника и название прихода в соответствии с профессиональной и религиозной этикой остаются анонимными. Случай 12. Мужчина, 27 лет. Руководитель рыбинского Союза молодежи. Высшее техническое образование. Женат, имеет 5 летнего ребенка. Интервью состоялось в ноябре 1997 года в здании гостиницы, где мы проживали. Контакт установлен через респондентку (случай 10). Продолжительность интервью - 1,5 часа. Случай 13. Мужчина, директор клуба "Польский костел", руководитель общественного проекта "Моложская слободка". Образование высшее, гуманитарное. Женат, имеет взрослого сына. Интервью состоялось в ноябре 1997 года в здании ДК "Авиатор". Контакт установлен через респондентку (случай 10). Продолжительность интервью - 2 часа. Экспертные интервью Случай 14. Интервью с Бородулиной Надеждой, собкорром газеты "Золотое кольцо". Интервью проходило в ноябре 1997 года в здании Общественно-культурного центра города. Продолжительность беседы - 2 часа. Случай15. Интервью с Васильевым М.М., заведующим отделом опеки и попечительства Рыбинского ГОРОНО. Интервью проводилось в ноябре 1997 года в кабинете Васильева. На встречу были приглашены инспектора отдела, которые вносили свои ценные добавления и комментарии. Продолжительность беседы - 1,5 часа. Случай 16. Интервью с Мариной Шакуровой, независимым корреспондентом ЯГТРК. Интервью проводилось в ноябре 1997 года в кабинете Шакуровой. В нем участвовал также один из инициаторов Городского территориального совета. Продолжительность беседы - 2 часа. Случай 17. Интервью с судебными исполнителями Рыбинского городского суда. Проводилось в июне 1996 года, в офисе работало три человека. Время беседы - 1,5 часа. Состоялся еще ряд встреч, которые по продолжительности оказались более короткими - например, в городском Отделе записи актов гражданского состояния, в городском Управлении социальной статистики, с сотрудниками ДК "Авиатор". Записи о них содержатся в архиве проекта, но не оформлены в виде транскриптов. Методология исследования Поскольку правосознание и практика соблюдения прав человека интересовали нас с точки зрения особенностей положения мужчины и женщины в обществе, то мы постарались собрать нарративы и у тех и у других, то есть гендерно сбалансировать восприятие происходящих изменений. В моем случае оказалось шесть "мужских" интервью и десять "женских", а одно - с супружеской парой. Действительно ли это были нарративы или лейтмотивные интервью? Надо сказать, что преимущественно получалось смешение обоих жанров. В случаях 1, 2, 3, 6, 8, 9, 10, 12 основной лейтмотив беседы - социальное положение семейных женщин - звучал довольно отчетливо; наводящие вопросы постоянно возвращали респондентов к одним и тем же проблемам. Зато случаи 4, 5, 7, 11, 13 разворачивались через совершенно свободное повествование, внутри которого спонтанно прорисовывались релевантные лейтмотиву сюжеты. И только тогда, когда нужно было подвести итог, то есть вывести респондента на широкие гендерные обобщения, задавались прицельные вопросы (вопросы-пробы). Что касается экспертных интервью, то их предварял подробный разговор о сути проекта и о главной исследовательской теме. И эксперт и исследователь фокусировались на оценках происходящего, на возможных выходах из ситуации, на перспективах людей в свете их поведенческих установок, психологии и морали. Интервью приобретали скорее форму открытого диспута с привлечением множества обоюдных контр-аргументов, нежели обмена мнениями об особенностях менталитета людей в свете недавнего исторического опыта. Существуют, по крайней мере, три возможные стратегии анализа собранного материала - а) селекция и детальная проработка наиболее символичного кейса; б) генерализация объясняющей теории или различных концепций из всего набора кейсов (grounded theory); в) анализ кейсов с точки зрения соответствия/несоответствия гипотезам, выдвинутым на стадии написания программы исследования. Поскольку каждый отдельный случай покрывает только часть анализируемой проблемы, то членам нашей исследовательской команды показался слишком узким тот путь, когда выводы делаются исходя из одного кейса (стратегия а). Вторая стратегия, предполагающая одновременный анализ всех кейсов с учетом их смыслообразующих моментов и множеством затронутых проблем, фактически требует написания отдельной авторской монографии, включающей все использованные транскрипты. Такой возможности у нас нет, но все же все участники проекта попытались ее реализовать, "пожертвовав" многими ценными деталями. Использовался и третий путь, который я назвала бы иллюстративным, тоже был использован и он представлен в данной статье. Суть его состоит в том, чтобы прибегая к различным нарративам, показать, как меняются гендерные конструкты (или гипотезы, имеющие теоретический и гипотетический характер) в ситуации специфического культурного и экономического пространства на фоне острых социальных катаклизмов. Часть 2. Голоса рыбинцев Интервью с верующим (Случай 4). Это интервью выбрано в качестве вводного для раскрытия темы приватности в связи с правами человека. Я позволила себе отвести ему непропорционально большое место по сравнению с другими по ряду причин. Первая из них - очевидная связь сохраняющихся взглядов на мужчину и женщину с религиозными предписаниями; вторая - довольно широкая распространенность этих взглядов среди живущих в Рыбинске людей, и третья - пассивность в отношении приобретения знаний о правах человека и ожидание, что их пропагандой займутся государственные чиновники, а не обычные люди. Текст транскрипта приводится не фрагментарно, а двумя большими смысловыми блоками. Блок (А) содержит отчетливо сформулированную нормативную модель организации отношений супругов в приватной сфере и определяет соподчиненные роли мужчины и женщины в публичной сфере. Блок (Б) раскрывает "потусторонность" проблемы прав человека для верующего и его окружения. Блок А. Вопрос: Ваша жизнь отчасти связана с церковью. Она, насколько я вижу, помогает Вам в тяжелой ситуации. Скажите, пожалуйста, есть ли внутри церковного учения какие-то предписания относительно того, как должна строить свою жизнь женщина и как должен строить ее мужчина? Ответ: Да, Библия обо всем говорит. Она учит, как строить семью. Сейчас мало кто знает, что такое семья. Для многих семья - это чисто личные отношения, ребенок, и все. Но это намного глубже. У меня есть свое понимание, что я как муж, как отец. Библия учит нас любить жен, понимаете? После того, как Адам согрешил, мы впали в этот грех, изменились не в лучшую сторону. Теперь мы не можем просто любить, мы не знаем, что скрывается под этим словом. Библия нас учит любить своих жен. Там нигде не написано: "Жены, любите своих мужей", - потому что они уже сделаны такими любвеобильными. А когда я читаю послание, Новый Завет, Ветхий Завет, там всегда есть описание жены, как она сделана изнутри, что она представляет, и как Бог на нее смотрит. Он желает научить мужа смотреть на нее Божьими глазами, а не своими плотскими, не своими греховными, не чтобы как из-под палки, не как на рабыню, а как на друга, на товарища, на помощницу, как на самое прекрасное создание, что сотворил Бог на земле. Вопрос: Вы сказали, что согрешил Адам. Обычно говорят, что согрешила Ева. Это поразительная для меня мысль. Ответ: Сначала Ева согрешила. Да, но здесь нет никакой разницы - ты первый или я первая. Независимо от того, когда мы рождаемся, мы рождаемся уже во грехе. Об этом пишет Библия, это не я придумал. Вопрос: А в чем он состоит для Вас лично? Ответ: Первородный грех в том, что это... непослушание. Библия пишет, что Бог сотворил человека в общении с ним. Это главная цель его была - общаться с Богом. Сейчас этих отношений нет, люди не знают, что такое Бог. Они живут своими целями, своими плотскими целями, и поэтому написано, что они совершают грех. Возмездие за грех - это смерть, сначала духовная, а затем уже физическая. То есть мы даже не знаем Бога, и нет у нас этого благословения, поэтому все рушится. Бог никогда не будет благословлять свой народ, который не послушен, который противится ему, который не верит в него. Он есть, и поэтому Библия пишет, что непослушание, неповиновение - это грех. Вопрос: А первородный грех Вы не связываете с интимными отношениями мужчины и женщины? Ответ: Нет, Библия говорит, что плохо быть человеку одному. Вопрос: Вы мне сказали, что значит любить женщину в семье. А каково ее место и роль в семье? Не мужчины, а женщины. Как Вы их понимаете? Ответ: Женщина, она... Естественно, что жена должна повиноваться мужу. Но это не то, что "иди сюда, делай то", нет. Написано, что муж - глава семьи, как Христос глава церкви. Например, если супруги что-то решают, то за ним всегда выбор идет, то есть он нужен, он выбирает. Не то, чтобы, например, он идет против жены. Он советуется с ней, но выбирает сам. Например, что сделать, куда пойти, он видит лучше. Вопрос: А женщина не может принять такое решение? Ответ: Может, решение мужа идет с согласия жены, конечно. Но основное решение принимает он, это Библия подчеркивает, это Бог решает. Это не идет против человеческого естества. Бог, он благословляет через это, когда он говорит, что жены должны повиноваться мужьям. Это не то, что я, там, как господин, нет. Вопрос: Очень много мужчин сейчас пьют. Особенно потому, что потеряли зарплату и не могут содержать семью, то есть быть главой семьи, как того требует Библия. Что в таком случае делать женщине? Что ей может посоветовать Библия? Ответ: У нас, конечно, есть такие проблемы, потому что есть неверующие мужья. Там нельзя посоветовать: делай то, не делай это. Потому что советовать можно немножко, не причиняя боль. Иногда нужно просто помочь. И мы помогаем. Понимаете, церковь - это как семья. Это не замок с куполами и крестами, как мы привыкли видеть. Она учит понимать и слышать. Церковь - это особое взаимопонимание между людьми. Мы дружим друг с другом. Триста человек в церкви. И неважно, что мы разделяемся на подгруппы, - мы как семья. Если муж неверующий, пьяница, мы начинаем работать, то есть молиться, чтобы Бог коснулся его сердца. Мы молимся, мы поддерживаем, мы помогаем. Не просто, там, хлебом или деньгами, нет, мы поддерживаем человеческие отношения с людьми. Мы приходим, когда ей трудно. И если она пришла в церковь, то Бог пожелал ее туда привести. Вопрос: А есть ли какие-то обязанности, зафиксированные за мужчиной и женщиной в семье? Вот это - женское, а это - мужское? Ответ: Да, конечно. Написано, что мудрая жена украшает свой дом, не просто сидит у мужа, а почитает его, понимаете? С почитанием я сравниваю уважение. Например, я разговаривал с Вами на одном уровне. Почитание не значит, что я унижаю себя перед Вами, например. Не то, что унижаю, но... Вопрос: Превозношу над собой, да? Ответ: Да. И она также должна относиться к мужу. Конечно, это не потому, что "надо". Понимаете? Есть большая разница между "надо" и "есть". Написано, что Бог есть любовь. Если у тебя не хватает любви к своему мужу, ты не можешь исполнить, что написано в Библии. Ты просто приходишь к нему и просишь об этом. Конечно, есть обязанности мужа и жены. Но, понимаете, раньше были законы Моисея, тысячи законов. И народ не мог выполнить их потому, что их все надо было выполнить. Однажды ты от всего откажешься, потому что невозможно выполнить своими силами все, как написано в Библии. Нужен Бог, нужна его любовь к человеку, как к своему ребенку, как к мужу или жене. Если есть любовь, то все остальное приложится. Сейчас люди не знают, что такое семья, для чего они женятся. У нас статистика - около двадцати разведенных пар за неделю. Где-то пятнадцать пар сходятся и двадцать расходятся. Вопрос: Если женщина в семье должна заниматься устройством своего дома, то как Вы относитесь к тем женщинам, которые, будучи в браке и имея детей, делают карьеру или занимаются общественной деятельностью? Скажем, могут уехать по делам на месяц и активно работать для других людей, оставив мужа и ребенка? Ответ: Это невозможно. Написано, что двое станут одной плотью. Если уезжаете на месяц, то лучше уехать всей семьей. Вопрос: А если это невозможно? У мужа свои дела, и он тоже ими сильно занят... Ответ: Нет, нельзя так. Бог сочетал в человеке неразлучимость. Все миссионеры, которые к нам приезжают, они ездят с семьями. Вопрос: А я могу привести живой пример из вашего города. Есть такая Мария Магалоф. Наверное, Вы о ней слышали. Она основала в вашем городе ассоциацию "Рыбинск". Благодаря ей удалось отремонтировать крышу в первой городской больнице. Это было очень непросто сделать, но они нашли необходимую сумму денег. Чтобы реализовать это дело, она из Парижа сюда приезжала. Говорят, много раз приезжала, хотя у нее есть и муж и четверо детей. Муж ей сказал: "Я не могу тебя остановить. Это твоя жизнь. Видимо, это твоя судьба. Ты опять вернулась к России, значит так Богу угодно. Делай, что считаешь нужным". Ответ: Понимаете, очень страшно уезжать, когда нет такого согласия, и ты знаешь, что в семье может что-то случиться, если ты уедешь. Из монастырей и церквей в рядом лежащих городах священники могут уехать по приглашению, их приглашают в гости. Но они знают, что их жены - верующие, то есть люди, которые хранят не только чистоту внешнюю, но и внутреннюю. Я лично не опасаюсь поехать, но я вижу сейчас своих друзей, которые женились или девчонок, которые вышли замуж. Я не могу с уверенностью сказать про них. Если там отпуск, то буквально через неделю неизвестно, что будет. Не очень красиво будет, не очень приятно. Вопрос: Понимаете, я ведь сейчас говорю о проблеме терпимости, потому что даже для верующих людей это очень серьезная проблема. Каким бы человек ни был верующим, и как бы он не следовал основным заповедям, когда двое живут вместе, каждый все-таки остается личностью, каждый достаточно автономен. Поэтому грань терпимости меня беспокоит больше всего. Я хочу понять, учат ли вас этому отдельно? Ответ: Да, написано, что вам нужно терпение, чтобы все преодолеть. Но терпение - это не то, чтобы себя связывать по рукам и не делать то-то и то-то. Допустим, я чего-то хочу. Конечно, есть проблемы. Бог говорит: у вас будут преодоления, также будут искушения. Но на этом мы учимся. Проходя через эти проблемы, школа жизни получается. Бывает, что где-то не сошлись мнения и очень важно выйти из этой ситуации. Очень тяжело бывает сломать вот эту гордость. Потому что многие мужчин представляют как что-то железное, несломаемое такое, жесткое, грубоватое. Но это не так, это не так. Бог хочет сломать это все, вот эти наши качества - все, что в нас заложено. Вопрос: А что значит "заложено", кем заложено? Ответ: Нашими поколениями, нашими бабушками и дедушками. А потом вот эти там Рэмбо, всякие Сталлоне и Шварценеггеры - мы постоянно видим этих крутых мужиков. Вопрос: Не мужчина, а супермен? Ответ: Да, но это не так, это очень большая ошибка. Бог пожелал, чтобы люди читали Библию каждый день. Начинаешь читать и видишь, как Бог относится к жене , к женщине. Там в каждом послании есть отношение к жене. И ты каешься и говоришь: Боже, прости меня. Вопрос: Как Вы считаете, по отношению к женщинам в целом в нашем обществе есть дискриминация? Ответ: Я думаю, что вообще много. Вопрос: А где Вы это наблюдали? Ответ: Прежде всего, нужно опять начать с семьи. Понимаете, ну как у нас складывается? Жена, она за все отвечает - и следит за кошельком, и стирает, и готовит, и за детьми ухаживает. Все жена. Муж может это, ну, как источник дохода, только поддерживать. Но это глубоко неверно. Ведь все начинается с семьи. Какая семья, такое и общество. Написано, что сначала устраивай свой дом, а потом иди служи людям. Сначала Бог весь центр, потом дом, семья, а потом только служение людям. Вопрос: А как Вы относитесь к тому, что на самом высоком уровне управления государством у нас находятся только мужчины? Ответ: Бог в принципе хочет, чтобы главенствовал мужчина. Потому что он сделал женщину любвеобильной. Я не говорю, что она вообще никуда не должна стремиться. Но он хочет, чтобы пастырями были мужчины. Вопрос: А женщины не могут быть пастырями? Ответ: Могут. У нас многие женщины в старших группах лидеры. Но им тяжеловато, потому что женщина должна уделять семье больше времени. Она должна смотреть на мужчину. А мужчина, он просто берет все это и несет. Не просто жена несет, а несет вместе с мужем. Все равно в человеке заложено мужского рода немножечко быть повыше. И поэтому Бог, он ставит немножечко повыше мужчину. Это в его понимании, в его глазах он хочет ставить мужчину повыше. Библия говорит, что Адаму трудно было одному, и Бог создал ему помощницу. Поэтому жена помогает мужу во всех делах. |