Труд, образование, здоровье

Груздева Е. Б. Совмещение женщинами профессиональной и семейной ролей: проблемы и пути их решения // Интеграция женщин в процесс общественного развития. Ч. 2. М., Луч, 1994. С. 321-356.
 
В начало документа
В конец документа

Груздева Е. Б.

Совмещение женщинами профессиональной и семейной ролей


Высокая занятость женщин профессиональным трудом обусловлена спецификой условий, в которых осуществлялся их переход из индивидуального домашнего в общественно-организованное производство. Экстенсивные формы развития экономики в тоталитарном Советском государстве, когда все решал кадровый потенциал и спрос на рабочие руки нередко опережал, а часто и подменял потребность в техническом прогрессе, предопределили стремительный рост количества женщин в составе рабочей силы.

Профессиональный труд, становившийся не исключением, а нормой для подавляющего большинства женщин, превращал их в членов не только семейного, но и трудового коллектива. Круг их интересов уже не ограничивался заботами о доме, семье, детях, а распространялся на дела производственные и общественные. Женщина утверждалась в своей экономической самостоятельности. Доступность образования способствовала освоению сложных профессий, что позволяло осваивать новые сферы трудовой деятельности. Росло гражданское и общественное самосознание женщин. Однако очевидные достижения не снижают остроты проблем, имеющихся в сфере профессиональной занятости женщин, феминизации тех профессий, производств и отраслей, где труд наименее механизирован, отличается невысокой сложностью, нередко оказывается физически тяжелым, носит преимущественно исполнительский характер, а его оплата существенно отстает от средней по народному хозяйству, где ограничены возможности продвижений по службе, участия в управленческой деятельности.

Массовая занятость женщин расширила сферу их трудовой активности - к работе по дому прибавилась работа вне дома. Между тем господствующий в экономике принцип приоритетности одних направлений перед другими, сказавшийся, в частности, на крайне низком уровне развития отраслей, призванных удовлетворять повседневные потребности человека, не привели к созданию такой системы социально-бытовых услуг, которая могла бы взять на себя наиболее трудоемкие работы по обслуживанию семьи, равно как и обеспечить достойные человека условия труда в домашнем хозяйстве. При этом освоению женщиной новой роли труженицы ни в коей мере не сопутствовала широкая разъяснительная работа, направленная на необходимость изменения ролей работающих мужчин и женщин в семейном и трудовом коллективе.

Ничто не противостояло укоренившемуся в общественном мнении представлению о традиционном разделении обязанностей по хозяйству, где мужчина обеспечивает семью средствами для жизни, а женщина занята домашней работой, детьми. Подобное отношение к ролевому поведению мужчин и женщин в семье, передаваясь из поколения в поколение, образовало устойчивый стереотип, благодаря которому основная, если не вся, работа по обслуживанию семьи все еще лежит на плечах женщин. К тому же правовая система Советского государства прочно увязывала семью с женщиной, а семейная политика изобиловала различного рода льготами, направленными работающей матери. Политика, право, нравы как бы "приговорили" именно женщину быть ответственной за все происходящее в семье.

Таким образом, на уровне трудового коллектива приоритетными выступают требования к женщине как к работнику. В семье же иерархия ценностей переносится на такие роли женщины, как мать и хозяйка дома. Из этого следует, что и трудовой коллектив, и семья требуют от женщины полной отдачи. При этом первому необходимы постоянное присутствие работника на рабочем месте и его компетентность и высокая работоспособность, а второму - внимательная жена, рачительная хозяйка дома, любящая мать, что тоже, как известно, связано с расходом значительных физических и душевных сил.

Эти раздвоение, разнонаправленность женских усилий, усугубляясь несовершенством бытового обслуживания и сферы торговли, существенными недоработками в системе детских учреждений, отражаются в итоге на качественных характеристиках женской рабочей силы, создают ситуацию наибольшей уязвимости женских кадров на рынке труда.

Перечисленный комплекс проблем, затрагивающих обе сферы трудовой активности женщин - производственную и домашнюю, привел к дисгармонии профессиональных и семейных ролей, столь важных для женщин, значимых для семьи и общества в целом, обусловил появление острой социальной проблемы "двойной занятости", касающейся работающих женщин, имеющих семью и воспитывающих детей.

Международно-правовые нормы регулирования положения работающих семейных женщин

Активный рост женщин в составе рабочей силы, характерный для всех развитых стран, сопровождался разработкой нормативных актов, устанавливающих соответствующие международные стандарты условий труда и охраны здоровья женщин. Как показывает анализ конвенций и рекомендаций Международной организации труда, международные стандарты, направленные на охрану материнства, охватывают несколько сфер, где действуют запретительные и императивные нормы, относящиеся к условиям труда.

Запрет на использование труда женщин касается ночных работ, работ вредных и опасных для здоровья женщин.

Ограничения предусматриваются на сверхурочные работы, на поднятие и перенос тяжестей.

Императивные нормы касаются облегчения условий труда для беременных и кормящих женщин: перерывы на отдых и кормление грудных детей, сокращение продолжительности рабочего времени, перевод беременных женщин на более легкую работу с сохранением заработной платы, организация для женщин сидячих рабочих мест там, где это возможно.

Запрещение ночной работы. К этой проблеме Международная организация труда обращалась трижды. В 1919 г. была принята Конвенция N 4 о запрещении ночной работы среди женщин. Затем она была пересмотрена и дополнена в 1934 г. (Конвенция N 41) и в 1948 г. (Конвенция N 89). В конвенциях определялось время ночной работы - с 22.00 до 5.00, оговаривались частичные и общие исключения, например в условиях форс-мажора, для врачей и другого медицинского персонала в госпиталях и для некоторых других категорий работников.

Конвенция N 95 (1952 г.) запрещала работу в ночное время беременным женщинам и кормящим матерям.

Организация рабочего времени. Рекомендация N 116 (1962 г.) о сокращении продолжительности рабочего времени обращает особое внимание на сокращение рабочего времени на производстве, где заняты в основном женщины и молодежь (§ 9).

В Конвенции (1952 г.) об охране материнства N 95 и в Рекомендации N 116 (1962 г.) записано, что беременные и кормящие женщины не должны использоваться на сверхурочных работах.

Перерывы на кормление ребенка. Конвенция об охране материнства N 3 (1919 г.). Конвенция об охране материнства N 103 (1952 г., пересмотренная) и Конвенция об охране материнства N 95 (1952 г.) предусматривают перерывы для кормления ребенка работающей матери. Конвенция и 3 предусматривала два 30-минутных перерыва. Конвенция N 103 вопрос о продолжительности перерывов на кормление ребенка предоставляла решать национальным трудовым законодательствам.

Перерывы на отдых. Конвенция об охране материнства N 95 рекомендовала так планировать и организовывать рабочее время, чтобы беременные и кормящие женщины имели перерывы на отдых.

Организация рабочих мест. Рекомендация N 102 (1956 г.) предложила, чтобы на предприятиях, особенно там, где работают женщины и молодежь, где работу можно выполнять сидя, соответствующим образом оборудовать сидячие рабочие места; там же, где нет такой возможности, следует оборудовать комнаты отдыха.

Запрещение опасной и вредной для здоровья работы. Конвенция М 95 об охране материнства говорит о том, что найм женщин на работу, вредную для их здоровья и здоровья ребенка, и работа в этих условиях должны быть запрещены во время беременности и в течение 3 месяцев после родов. В случае если женщина кормит ребенка, запрет распространяется на весь период кормления.

Работы, на которые должен быть наложен запрет для женщин, - перенос и поднятие тяжестей, связанные с физическими усилиями, непривычными для работающей женщины, в том числе предусматривающие длительное стояние, работа с вибрирующими механизмами.

Запрещение подземных работ. Конвенция N 45 (1935 г.) о подземных работах предусматривает запрещение женщинам работать под землей.

Перенос грузов. Конвенция N 127 (1967 г.) "О максимальном грузе для переноски одним трудящимся" и Рекомендация N 128 (1967 г.) с тем же названием говорят об ограничении использования женщин на регулярной переноске грузов вручную (кроме легких грузов) - статья 7, § 1. Параграф 2 этой статьи предусматривает, что, когда переноской тяжестей вручную заняты женщины, максимальный вес таких тяжестей устанавливается значительно ниже, чем разрешенный для взрослых мужчин.

В Рекомендации N 128 говорится, что, насколько это возможно, взрослые трудящиеся женщины не должны назначаться для регулярной переноски тяжестей вручную (ст.16).

Когда взрослые трудящиеся женщины используются на регулярной переноске тяжестей вручную, должны быть приняты меры для ограничения в соответствующих случаях времени, в течение которого эти трудящиеся действительно используются на поднятии, переноске и опускании грузов (ст.17). Ни одна женщина не должна работать по переноске тяжестей вручную в период беременности, установленной врачом, а также в течение 10 недель после родов (ст.18).

Защита женщин от отдельных рисков. Конвенции и рекомендации МОТ по защите от отдельных рисков на производстве, такие, как Конвенция N 115 и Рекомендация Н 117 "О защите от радиации" (I960 г.). Конвенция N 136 и Рекомендация Н 144 "О бензоле" (1971 г.). Конвенция N 170 и Рекомендация N 177 "О химических веществах" (1990 г.) и ряд других не выделяют женщин среди других трудящихся при установлении правил техники безопасности на работах с этими веществами. Тем не менее эти конвенции и рекомендации устанавливают порядок работы с этими веществами и для женщин, с тем чтобы не нанести вред их здоровью.

Перевод беременных женщин и кормящих матерей на более легкую работу. Конвенция об охране материнства N 95 (1952 г.) предусматривает перевод женщины на безопасную для ее здоровья и здоровья ее ребенка работу с сохранением заработной платы.

Изложенные выше нормативные акты, регулирующие условия труда женщин, способствуют широкому их участию в общественном производстве без ущерба для здоровья и выполнения функций материнства.

Тенденция к увеличению удельного веса работающих в составе всего трудоспособного женского населения связана с возрастанием числа занятых женщин, имеющих семью и воспитывающих детей. Для них и становится актуальной проблема совмещения производственной и семейной ролей. Это приводит к появлению международно-правовых актов, регулирующих положение этой категории трудящихся.

В Рекомендации МОТ о труде женщин с семейными обязанностями N 123 (1965 г.) подчеркивается необходимость рассмотрения правительством и неправительственными организациями проблем, вытекающих из совмещения женщинами профессиональных и семейных обязанностей, в широком социальном, экономическом и правовом плане (преамбула, п.6).

Возможность гармоничного сочетания женщинами различных обязанностей дома и на работе увязывается с развитием обслуживания (разд. 1, п. "б"). Особая роль при этом отводится развитию сети детских учреждений за умеренную плату, а при необходимости и бесплатных, организуемых на гибкой основе, удовлетворяющей как потребности детей, так и их работающих родителей. Детские учреждения всех типов должны соответствовать нормам, обеспечивающим здоровье и благосостояние ребенка (разд. III, п. 4а, 46, 5а).

Поощряются любые другие меры, способные оказать трудящимся женщинам помощь в выполнении их трудовых и семейных обязанностей, в их числе согласование часов работы, часов учебы в школе и работы детских учреждений, работы служб, облегчающих за низкую плату выполнение домашней работы (разд. Y, п. 11.1, 11.2, 12).

Если основная направленность Рекомендации МОТ N 123 (1965 г.) обращена на изменение и улучшение положения женщин, совмещающих профессиональный труд с семейными обязанностями, то Конвенция N 156 (1981 г.) и Рекомендация N 165 (1981 г.) о трудящихся с семейными обязанностями пронизаны идеей равенства полов и регулируют правовое положение мужчин и женщин, сочетающих профессиональные и семейные роли. В преамбуле Конвенции N 156 содержится ссылка на Конвенцию ООН 1979 г. о ликвидации всех форм дискриминации женщин, где сказано, что "для достижения полного равенства мужчин и женщин необходимо изменить традиционную роль как мужчин, так и женщин в обществе и семье" (п. б). Конвенция раскрывает содержание понятия "трудящиеся с семейными обязанностями" - трудящиеся мужчины и женщины, имеющие семейные обязанности в отношении находящихся на их иждивении детей, когда такие обязанности ограничивают возможности их подготовки, доступа, участия или продвижения в экономической деятельности (ст.1, п.1).

В статье 3 указывается, что "для обеспечения подлинного равенства обращения и возможностей для трудящихся мужчин и женщин одна из целей национальной политики каждого члена Организации заключается в том, чтобы лица с семейными обязанностями, которые выполняют или желают выполнять оплачиваемую работу, могли осуществлять свое право на это, не подвергаясь дискриминации и, насколько это возможно, гармонично сочетая профессиональные и семейные обязанности" (п.1). При этом им должны быть созданы условия для свободного выбора работы (ст. 4а).

Подчеркнута необходимость мер, соответствующих национальным условиям и возможностям и направленных на развитие государственных или частных служб быта, таких, как учреждения и службы по уходу за детьми и оказанию помощи семье (ст. 56).

Обращено специальное внимание на необходимость поощрения со стороны органов власти развития информации и образования, содействующих более широкому пониманию общественностью проблем трудящихся с семейными обязанностями, а также общественного мнения, способствующего решению этих проблем (ст.6).

Предполагается принятие мер в области профессиональной ориентации и подготовки, обеспечивающих возможность трудящимся с семейными обязанностями начать или продолжать трудовую деятельность, а также возобновлять ее после отсутствия на работе в связи с этими обязанностями (ст.7).

Основные положения Конвенции N 156 о трудящихся с семейными обязанностями применительно к национальной практике могут быть реализованы посредством законодательства, коллективных договоров, правил внутреннего трудового распорядка предприятий, любым иным способом (ст.9).

Рекомендация N 165 (1981 г.) о трудящихся с семейными обязанностями подчеркивает значимость проведения специальных исследований по различным аспектам занятости трудящихся с семейными обязанностями, выявлению потребности в службах и учреждениях по уходу за детьми и оказанию помощи семье с целью получения информации для выработки действенной политики (ст. 11а, 24а, б), а также развития образования, которое способствовало бы совместному участию мужчин и женщин в выполнении семейных обязанностей, позволяя тем самым лучше выполнять их профессиональные и семейные обязанности (ст. 116).

Особо отмечена необходимость улучшения условий труда и качества трудовой жизни работников, выполняющих семейные обязанности; в качестве мер, способствующих этому, выступают постепенное сокращение ежедневной продолжительности рабочего времени, сокращение сверхурочных работ, гибкие режимы труда, периодов отдыха и отпусков (ст. 18а, б).

Отмечена необходимость особой защиты трудящихся с семейными обязанностями, занятыми неполное рабочее время, работающими на дому: контроль за условиями их труда, обеспечение эквивалентности условий их занятости, в том числе социального обеспечения, тем, кто работает полный рабочий день, предоставление возможности вернуться на рабочие места с полным рабочим временем (ст. 21.1., 21.2, 21.3).

Важным международно-правовым документом, содержащим принципы равноправия и недискриминации женщин, в том числе тех, кто сочетает профессиональную деятельность с семейными обязанностями, воспитанием детей, являются "Перспективные стратегии деятельности по улучшению положения женщин в период с 1986 по 2000 год", принятые в Найроби в 1985 г. на Всемирной конференции по оценке достижений "Десятилетия женщины" ООН: равенство, развитие, мир".

Значимыми положениями "Перспективных стратегий", направленными на преодоление актуальной социальной проблемы "двойной занятости" женщин, являются требования изменения стереотипа по отношению к роли женщины в семье и обществе, равного участия мужчин и женщин в организации семейного быта, равной их ответственности за воспитание детей.

В § 80, 173, 228 сказано: следует приложить усилия и осуществлять воспитание так, чтобы молодежь и дети как будущие родители тоже стимулировали и контролировали изменение отношения к женщине на всех уровнях жизни общества, уделяя особое внимание необходимости большей гибкости в вопросах распределения роли женщин и мужчин.

На всех уровнях образования необходимо ввести учебные программы, прививающие лицам мужского и женского пола чувство ответственности за воспитание детей и ведение домашнего хозяйства.

Правительства и неправительственные организации должны мобилизовать все средства массовой информации и другие средства связи с общественностью для формирования единодушного мнения о том, что мужчинам и обществу следует в целом разделить с женщинами ответственность за воспроизводство и воспитание детей.

Проблема сочетания производственных и семейных обязанностей женщин, негативно сказавшаяся на их профессиональной деятельности, обернувшаяся угрозой безработицы, может быть решена, как об этом говорится в § 71, 136, 140 "Перспективных стратегий", принятием мер, направленных на социальную защиту женщин.

Необходимо принять и выполнять законодательные или другие меры, обеспечивающие равные права мужчин и женщин на труд и на получение пособий по безработице, а также запрещающие (путем, в частности, введения санкций) увольнение в связи с беременностью или рождением ребенка и дискриминацию и увольнение по признаку семейного положения.

Необходимо принять и выполнять законодательные и другие меры, содействующие возвращению к труду тех женщин, которые оставили работу по семейным обстоятельствам, а также гарантирующие женщинам право на возвращение на работу после отпуска в связи с рождением ребенка.

Специальное внимание в "Перспективных стратегиях" уделяется организации труда работников, имеющих детей, и работе детских учреждений, позволяющих сочетать профессиональный труд с воспитанием детей; ставится вопрос о необходимости увеличения мест в детских учреждениях, об улучшении качества их обслуживания и доступности с материальной точки зрения.

Работодатели должны ввести гибкий график работы для родителей и тем самым как бы брать на себя часть обязанностей по уходу за детьми. Правительства также призываются создать такую атмосферу, при которой работодатели были бы заинтересованы в организации надлежащего ухода за детьми, который отвечал бы требованиям родителей в отношении начала работы (§ 136, 137, 140, 228, 230) .

Особой защиты требуют положения "Перспективных стратегий" о правах матерей-одиночек: следует ввести законодательные и иные соответствующие положения, чтобы искоренить дискриминацию матерей-одиночек и их детей. Необходимо уделить особое внимание женщинам, которые являются единственными кормильцами своих семей (§ 74, 212, 294, 295).

 

Правовые нормы регулирования положения работающих семейных женщин в Российской Федерации

Правовые нормы, связанные с регулированием положения женщин, совмещающих профессиональные и семейные обязанности, содержатся в Кодексе законов о труде Российской Федерации 194(КЗОТ РФ) и касаются как охраны здоровья женщин-матерей, так и предоставления им определенных преимуществ, связанных с воспитанием детей.

К нормам, обеспечивающим соответствие сферы применения труда женщин физическим и физиологическим особенностям их организма, охраняющим здоровье как будущих, так и настоящих матерей, относятся: запрещение труда женщин на тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда, на подземных работах; установление предельных норм переноски и передвижения тяжестей (ст.160); ограничение труда женщин на работах в ночное время (ст.161), установление облегченных условий труда беременных женщин (запрещение ночных, сверхурочных работ, направления в командировки, перевод на более легкую работу - ст. 161, 162, 163, 164).

На создание женщинам-матерям условий, позволяющих сочетать труд в общественном производстве с воспитанием детей, направлены следующие нормы: запрещение ночных, сверхурочных работ, работ в выходные дни и направление в командировки женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет (ст.162); подобного рода работы ограничиваются в отношении женщин, имеющих детей в возрасте от 3 до 14 лет (детей-инвалидов до 16 лет), и могут допускаться только с согласия самих женщин (ст.163); по желанию женщины (равно как и любого другого родственника, фактически осуществляющего уход за ребенком), находящейся в отпуске по уходу за ребенком, она может работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия в период частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком (ст.167); перерывы для кормления ребенка, предоставляемые матери, имеющей детей в возрасте до полутора лет, включаются в рабочее время и оплачиваются по среднему заработку (ст.169); на предприятиях, в организациях с широким применением женского труда организуются детские ясли и сады, комнаты для кормления грудных детей (ст.172); по просьбе женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет, администрация обязана устанавливать им неполный рабочий день или неполную рабочую неделю; оплата труда в этих случаях производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки; подобный режим труда не влечет каких-либо ограничений в отношении стажа работы и продолжительности отпуска (ст. 49). Женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет, а одинокой матери - ребенка в возрасте до 14 лет, предоставляются особые гарантии при приеме на работу и увольнении: запрещается отказывать им в приеме на работу и снижать заработную плату по мотивам, связанным с наличием детей; их увольнение по инициативе администрации не допускается, кроме случаев полной ликвидации предприятия, когда допускается увольнение с обязательным трудоустройством (ст.170).

Закон Российской Федерации от 19.04.1991 г. "О занятости населения в Российской Федерации" предоставляет дополнительные гарантии занятости многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей, женщинам, воспитывающим детей дошкольного возраста, детей-инвалидов, нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы, путем создания дополнительных рабочих мест и специализированных предприятий, организации обучения по специальным программам и другими мерами (ст.13).

Постановление Минтруда о занятости населения Российской Федерации от 11.06.1992 г. N 216 "Временное положение о порядке квотирования рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для лиц, нуждающихся в социальной защите" предусматривает квоты для приема на работу категорий населения, особо нуждающихся в социальной защите, испытывающих трудности в поиске работы, одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей; женщин, воспитывающих детей дошкольного возраста, детей-инвалидов (п.12).

Кодекс о браке и семье РСФСР закрепляет равенство прав и обязанностей обоих родителей по отношению к детям: родители обязаны воспитывать своих детей, заботиться об их физическом развитии и обучении, готовить к общественно полезному труду (ст.52); отец и мать имеют равные права и обязанности в отношении своих детей (ст.54).

Далее...