|
|
Груздева Е. Женская безработица в России (1991-1994 гг.) / Институт мировой экономики и международных отношений РАН. М., 1995.
|
В начало документа |
В конец документа |
Груздева Е. Б. Женская безработица в России (1991-1994 гг.) Продолжение. Перейти к предыдущей части текста III группа занятий умственного труда (по доле женщин среди работников) сосредоточивает преимущественно профессии инженерно-технического профиля. Три четверти занятых здесь женщин являются инженерами, конструкторами, техниками, диспетчерами и т.п. Характеризуя в целом профессиональные качества женщин, владеющих инженерными специальностями, уместно обратиться к известному исследованию этой профессиональной группы, осуществленному под руководством проф. В.А.Ядова10. Изучение деловых качеств инженерного персонала ленинградских проектных и научных учреждений показало, что женщины обнаруживают меньший уровень способностей к творческой и самостоятельной работе и скорее отличаются высокими исполнительскими и организаторскими качествами. Не случайно среди руководителей групп и других подразделений выше доля мужчин, в то время как женщины в значительной степени сосредоточены на "рядовых" инженерных должностях. Широкое распространение труда женщин в подобного рода занятиях нередко обусловлено особого рода препятствием для профессионального роста - совмещением ими служебных и семейных обязанностей. Период практического освоения полученных в студенческие годы знаний, вхождения в профессию, утверждения себя в ней и подъема зачастую совпадает у женщин с освоением обязанностей жены и матери, что существенно снижает возможность их профессионального совершенствования. Между тем, как считают исследователи, все показатели работника, его способность к творчеству, самостоятельность, ответственность, эффективность труда достигают высшей точки при 6-10-летнем стаже работы и после этого понижаются. Стабильно сохраняются лишь исполнительские качества. Не получившие продвижения по работе инженеры теряют перспективу, ослабляют требовательность к себе, перестают расти. Это как раз и отличало большую часть женского инженерного персонала. Более того, чрезвычайно высокая массовость инженерного труда, достигнутая в социалистических условиях хозяйствования, допускала пребывание на инженерных должностях работников без соответствующего уровня образования. Подобное положение в большей мере характеризует женщин-инженеров. Об отставании в уровне образования женщин инженерных специальностей от мужчин свидетельствуют данные переписи населения 1989 г.11: IV группа занятий умственного труда - это работники народного образования, здравоохранения, планирования и учета, торговли и общественного питания, занятые канцелярской деятельностью и делопроизводством. Наиболее адекватными по уровню первичной профессиональной подготовки являются здесь врачи и преподаватели учебных заведений, среди которых соответственно 87% и 72% имеют высшее образование, а также другие работники здравоохранения и народного образования, занятые в массовых профессиях среднесложного труда - медсестры, фельдшеры, акушеры, воспитатели, среди которых преобладают те, кто имеет среднее специальное образование. Для выполнения большинства остальных занятий, которые можно отнести к относительно несложному умственному труду, нередко оказывалось достаточным приобретением в процессе работы определенных навыков и производственного опыта. Поэтому во многих из этих видов деятельности у немалого числа работников отсутствует специальное образование. Лица, окончившие высшие учебные заведения, составляют меньшинство, среди специалистов преобладают выпускники техникумов (см. Табл.5). Так к примеру, среди такой категории занятых, как бухгалтеры, 27% работников приходится на долю "практиков", лишь 8% имели высшее образование и 60% - среднее специальное. "Практиком" был и каждый десятый из числа главных бухгалтеров, 23% среди них владели дипломами высших учебных заведений, 61% - средних специальных. Аналогичное соотношение работников по уровню образования характерно и для товароведов. Среди руководителей торговых организаций образование 18% ограничилось средней школой; 21% были специалистами с высшим образованием и 53% - со средним. Работники канцелярии и делопроизводства - секретари, машинистки, стенографистки и т.д. - в основном осваивали профессию по ходу работы, приступив к трудовой деятельности непосредственно после школьной скамьи, а даже окончившие техникумы не превышали здесь 25-33%. Как видно, содержание и организация труда в сфере планирования и учета, торговли и общественного питания, канцелярской деятельности и делопроизводства не ставили жестких условий к уровню профессиональной подготовки работников Для освоения распространенных здесь профессий простого умственного труда далеко не всегда требовалось специальное образование. Не случайно эта сфера преимущественно женского труда характеризуется относительно невысоким образовательным уровнем и профессиональной квалификации. Таким образом, сложившиеся в условиях социалистического хозяйствования "профессиональные" ниши с широким участием женщин - это,
Таблица 5 Массовые "женские" занятия умственного труда* и уровень образования работников в них (по материалам переписи населения 1989 г.), %
* Перечисленные здесь профессиональные группы охватывают 95% общей численности работников "женских" занятий умственного труда Источник: Работающие женщины в условиях перехода России к рынку, с. 12. во-первых, профессии квалифицированного труда технического профиля, требующие специального образования, но характеризующиеся скорее исполнительской, нежели творческой направленностью. Во-вторых, занятия простого умственного труда, подчас не требующие специального профессионального образования. В-третьих, высококвалифицированные виды деятельности, направленные на медицинское обслуживание населения, обучение и воспитание детей и подростков, но относящиеся, вместе с тем, к наименее престижным сферам труда в силу своего финансирования по остаточному принципу и, соответственно, невысокой оплатой труда, несмотря на особую его сложность, вызванную необходимостью постоянного общения с людьми.В видах деятельности, относимых к занятиям физического труда, подавляющее большинство женщин сосредоточено во II и IV группах занятий, т.е. там, где их доля составляет соответственно от 20 до 50% и свыше 70% (см. Табл.6). Ко II группе относятся массовые рабочие профессии, тарифицируемые преимущественно средними и низкими квалификационными разрядами и распространенные в сельском хозяйстве, на транспорте, в машиностроении, в производстве строительных материалов, стекольных и фаянсовых изделий, а также различные занятия межотраслевого характера. Наиболее многочисленными профессиональными группами здесь являются операторы по обслуживанию крупного рогатого скота, скотники, телятницы, работницы в растениеводстве; машинисты кранов и других подъемно-транспортных средств; вахтеры, сторожа; разнорабочие, кочегары, машинисты-мотористы; станочники (кроме токарей и шлифовщиков). Освоение большинства этих профессий, как правило, проходило непосредственно на рабочем месте в форме непродолжительного ученичества. Приобретенных таким образом навыков с учетом накапливающегося опыта зачастую хватало на всю рабочую жизнь. Потребность последующего периодического совершенствования в системе профессионального обучения за редким исключением не возникала ни со стороны производства, ни со стороны работниц. Да и действующая система повышения квалификации была мало привлекательна для работниц, поскольку не стимулировала соответствующего роста. Массовые "женские" занятия физического труда (IV группа), охватившие, как показано на таблице 6, свыше 60% общего числа работниц, представлены достаточно разнородными по содержанию труда, степени его сложности, требованиям к уровню общей и профессиональной подготовки группами профессий (см. Табл.6). Так, скажем, лаборанты, операторы вычислительных и электронно-вычислительных машин, контролеры, браковщики, сортировщики, составляющие примерно десятую часть работниц "женских" занятий, отличаются, наряду с довольно высоким общеобразовательным уровнем, наличием среди них значительной доли работников, имеющих среднее и даже высшее специальное образование. Другая группа "женских" занятий, связанных по большей части с обслуживанием населения или производством предметов потребления, составляет около трети работниц этой группы и представлена такими профессиями, как продавцы, парикмахеры, повара, пекари, швеи, маляры, штукатуры, текстильщики и др. Среди женщин-работниц, владеющих этими специальностями, удельный вес обладателей дипломов техникумов или вузов значительно ниже, зато наблюдается самый высокий показатель тех, кто прошел предварительное профессиональное обучение в системе профтехобразования. Наконец, еще одна группа профессий, включающая в себя примерно третью часть работниц, относятся к низкоквалифицированным, зачастую физически тяжелым видам деятельности. Речь идет об уборщиках помещений, санитарах, нянях, мойщиках посуды, гардеробщиках, операторах свиноводческих комплексов, операторах машинного доения и др. Эти работницы наименее образованны. Однако подобное положение связано не только со степенью сложности трудовых операций, но и обусловлено возрастными особенностями занятых этим трудом. Наименее престижную работу выполняли, как правило, люди старших возрастов, получивших в свое время недостаточную образовательную подготовку. Как видим, преобладающее число работниц в сфере преимущественно физического труда выполняет работу средней и низкой квалификации с довольно неопределенной перспективой на изменение сложившейся ситуации в лучшую сторону.
Таблица 6 Массовые "женские" занятия физического труда* и уровень образования работников в них (по материалам переписи населения 1989 г.), % * Перечисленные здесь профессиональные группы охватывают 84% общей численности работниц "женских" занятий физического труда. Источник: Работающие женщины в условиях перехода России к рынку, с. 19. Все эти свойства женской рабочей силы: чрезмерно высокий уровень участия в общественно-организованном производстве в условиях повсеместно распространенного режима полного рабочего времени; стремление подавляющего большинства женщин трудиться, чтобы поддерживать материальное положение семьи; издержки, обусловленные отвлечением женщин из сферы труда в связи с выполнением семейных обязанностей; сама структура их занятости, отличающаяся феминизацией наименее конкурентоспособных профессий, - делают эту категорию работников наиболее уязвимой на рынке труда. Свою роль в этом плане сыграла и протекционистская политика государства, в результате которой многие семейные льготы были закреплены за женщиной, что делало женскую рабочую силу менее выгодной для предприятия. |