Право

Малышева М. М., Баллаева Е. А, Тюрюканова Е. В., Клименкова Т. А., Константинова В. Н. Россия - 1997: права женщин в контексте социально-экономических реформ // Права женщин в России: исследование реальной практики их соблюдения и массового сознания (по результатам исследования в г. Рыбинске Ярославской области на основе глубинных интервью) / МЦГИ, Ин-т социально-экономических проблем народонаселения РАН. Т. 2. М., 1998. С. 10-21.
 
В начало документа
В конец документа

Малышева М. М., Баллаева Е. А, Тюрюканова Е. В., Клименкова Т. А., Константинова В. Н.

Россия - 1997: права женщин в контексте социально-экономических реформ


Продолжение. Перейти к предыдущей части текста

Право женщин на безопасный аборт

Тяжелыми для женщин в моральном и физическом планах являются условия оказания медицинской помощи по поводу аборта. Иногда аборты проводятся без обезболивания или же применяется анестезия низкого качества. Технология проведения аборта остается неизменной на протяжении десятилетий. Аборт посредством вакуум-аспирации производится только в коммерческой клинике "Аня", стоимость его 100 рублей ($17) - немыслимая сумма для многих молодых женщин!

Аборт мне делали без обезболивания. Это ужас, это очень тяжело. Это как в страшном сне. А еще говорят: ну, что там: двадцать минут потерпела - зато всю жизнь потом не мучаешься. Но это тяжело и психически. Ведь как у нас тут делают в больнице? - Очередь... Тут же мужики ходят - смеются. Тут же абортницы - женщины. Все это морально убивает. (М.В.)

СЕМЕЙНЫЕ И РОДИТЕЛЬСКИЕ ПРАВА

Равные права работников с семейными обязанностями

Согласно действующему законодательству, работающие родители имеют равное право на получение отпуска по уходу за ребенком в случае его болезни. Очень немногие семьи используют это право в полном объеме. Как правило, с больным ребенком остается мать. В Рыбинске этому способствует также позиция врачей, выдающих больничные листы для предъявления по месту работы. Врачи нарушают закон, повинуясь силе традиции, боясь осуждения со стороны общественного мнения.

Это все местные измышления. Местные. Но они объясняют это тем, что мужчина не будет так ухаживать за ребенком, как это делает мать. Да, государство лучше знает, чем семья! В принципе, в моей семье эта проблема никогда не стояла. Если я хотела, мужу всегда давали больничный. Редко очень, но тем не менее - было!

Право на совмещение материнства и работы вне дома

Развал социальной сферы в городе ударил прежде всего по женщинам. Большая часть детских садов, принадлежавших ныне приватизированным предприятиям, закрылась. Образовались очереди на поступление детей в детские сады, чего город не знал в былые годы. Стоимость содержания ребенка в детском саду очень высока, а заработная плата воспитателей и персонала ниже прожиточного минимума. Все это ущемляет право женщины на совмещение материнства и работы вне дома - право, к которому женщины привыкли и пользовались долгие годы.

Мои дочки обе ходили в детский сад. Нормальный садик. Хороший. И они легко... с людьми сходились. И воспитателей любили. Я тоже без проблем работала. Школа, садик... Нормально это все. А сейчас в садик разве можно попасть? Сейчас, знаете, там такие цены, что нам надо полностью работать на этот садик! И ведь много садиков-то было. Сейчас все - позакрывали. С этим было гораздо легче в то время. (М.М., 50 лет, бабушка семимесячной внучки).

Лишение права на родительство

Природное право каждого человека родить и воспитать ребенка становится мало реализуемым вследствие экономических трудностей. По свидетельствам начальника Отдела опеки и попечительства города

"Родители, оставляющие детей, принадлежат к самым разным слоям, самая широчайшая палитра. Здесь и рабочие предприятий, и научные сотрудники, из категории сельских работников тоже порядочно. Родители сами начинают просить устроить своих детей в детские дома. Это совершенно новая тенденция - она возникла где-то года три назад. Причем на это идут родители в трудоспособном возрасте и не очень молодые. Самый большой отказ от детей - в родильном доме. Но и детей детсадовского и даже школьного возраста просят забрать в детский дом. Когда эти дети попадают в детский дом, родители их часто навещают. Относительно этих родителей мы еще не совсем потеряли надежду, думаем, что детей возьмут обратно. Как поправят свое положение, возьмут...

Было бы крайним упрощением сказать, что отказываются от детей те родители, которые злоупотребляют алкоголем. Что эти случаи появились - да. Но не обязательно отказываются те, которые злоупотребляют. Просто люди брошены на дно жизни. Они не от безделья без средств существования оказались".

Право на родительство больше, чем какое-либо другое, имеет гендерную специфику. Основная ответственность за рождение и воспитание ребенка традиционно ложится на мать. Поэтому нарушение материнских прав неизбежно влечет за собой нарушение прав детей. В большинстве случаев нарушение прав детей также является нарушением прав матери. Государство в данном случае является главным виновником их бедствий. Об этом свидетельствует невыплата детских пособий, а также их смехотворно низкая величина. Исключение составляют государственные пособия на детей отказников. Размер этих пособий достигает 480 руб. в месяц ($80), что существенно выше средней заработной платы по городу, которая составляет приблизительно 360 руб ($60).

Из вышеприведенных цифр становится очевидным, что зарплата потеряла свой изначальный смысл и не только не выполняет стимулирующей роли в процессе труда, но опустилась ниже абсолютного минимума, необходимого для поддержания жизнедеятельности организма. Сложилась парадоксальная ситуация, при которой легче усыновить чужого ребенка и жить вместе с ним на его пособие, чем полноценно трудиться в государственном секторе и растить свое собственное чадо.

Оплата пребывания ребенка в детском саду составляет 500 рублей в месяц или 83$. Если детский сад принадлежит предприятию, на котором работают оба супруга, то они освобождаются от оплаты. Если работает только один родитель, то нужно платить половину этой суммы. Кроме того идет отдельная оплата питания - около 60 руб. в месяц ($10), что не по карману большому количеству семей.

Право на родительство предполагает не только три элементарные функции - родить, накормить и напоить. Оно предполагает также общение с ребенком. Его многие семьи лишены. Из интервью с директором школы.

"Мы сейчас очень мало занимаемся детьми. Вы посмотрите - все ринулись на дачи. Нас всех сделали пахарями, сеятелями. Ну ведь это до смешного. И дети, бедные дети, они часто остаются без присмотра, а ребенку нужен присмотр. Не надзор, а присмотр. Нужно, чтобы мысли детей кто-то направлял, чтобы кто-то им помогал определиться, что лучше".

Нарушение прав детей

Появилась новая категория детей - дети-добытчики. К ним относятся подростки в возрасте от 11 до 14 лет, которые ради того, чтобы прокормиться вынуждены искать случайные заработки на улице. Они работают и кормят не только себя, но и родителей, уволенных с предприятия или не получающих месяцами положенную им зарплату. И это уже проблема долговременного характера.

Безвыходность ситуации в городе принуждает отчаявшихся людей смотреть на "детские" как на альтернативу заработной платы. Драматизм происходящего сформулирован в следующем резюме из интервью с заведующим отделом опеки и попечительства, Васильевым М.М.:

"В обществе должно измениться отношение к выплате детских денег. Люди должны иметь работу, ответственность. Иначе жизни не будет дальше. Останутся только тюрьмы и детские сады... Иностранцы увозят детей. Что делаем? Неужели не выживаем? Начали детьми торговать, разбазаривать."

Нарушение права на образование

Потеря права на образование преимущественно связана с невозможностью его оплачивать. Приведем фрагмент из интервью с директором школы:

"Дети на экзаменах по литературе могут отвечать по три, четыре часа. Но поехать учиться в Москву или Ленинград у них нет возможности. Они не могут выехать даже в Ярославль, так как родителям материально не осилить их обучение".

Вместе с тем, те немногие люди, которые могут платить, в буквальном смысле слова покупают каждую хорошую оценку своим детям, а затем при помощи купленных дипломов устраивают их на престижные места.

ПРАВО НА ЖИЛЬЕ

Большинство семей состоит из двух-трех поколений, при этом они занимают двухкомнатные квартиры, часто со смежными комнатами. В однокомнатной квартире живут 3-5 человек, в двухкомнатной 4-8. За съем однокомнатной квартиры в центре города необходимо платить 250 рублей ($40), что на 100 рублей меньше средней заработной платы по городу или составляет месячную заработную плату молодых учителей. Не выдерживая таких жилищных условий, многие перебираются жить на дачи, где нет отопления.

НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ

Отсутствие заработков увеличивает мужскую агрессию. Возникают искусственные механизмы гиперкомпенсации через потребление алкоголя. Алкоголь, в свою очередь, провоцирует насилию по отношению к женщинам и детям. Из интервью с воспитательницей детского сада:

"Сейчас очень плохо, что мужчины не могут заработать, обеспечить семью. В детском саду женщины рассказывают, что мужья пьют, бывает и бьют. Всякое бывает. Иногда с синяком женщина приходит, а деваться ей некуда.

Что касается насилия против детей, то хотя таких случаев не слишком много, они все же имеют место. Как утверждает начальник отдела опеки и попечительства люди просто еще не знают, что существует ответственность за жестокое обращение с детьми.

ПРАВО НА ИНФОРМАЦИЮ О ПРАВАХ

На реализации этого права должны основываться все процессы жизненного выбора: выбор места жительства, места учебы, места работы и т.п. Другими словами это право на обоснованный жизненный выбор. Из следующего отрывка интервью видно, что люди настолько привыкли жить в условиях ограниченной информации, что не осознают это как нарушение их прав. Отсюда проистекает ограничение индивидуальной свободы, а в российском менталитете в качестве нарушения права рассматриваются только те действия, которые идут вразрез с принятой общественной моралью и нравственностью, то есть то, что противоречит не установкам отдельного человека, а общества в целом.

Я пошла, помню, в кинотеатр, а там две девочки между собой разговаривали о том, что в школу N26 подали документы - там был уклон швеи. Я тоже как раз думала, куда же мне идти, в какую школу? И я как узнала, вот в эту школу и поступила.

Отсутствие информации приводит к тому, что так велика роль случайных событий в жизни людей и, соответственно, роль сознательного выбора - низка. Люди "случайно" поступают в ту или иную школу, институт, "случайно" находят работу, "случайно" живут там, где они живут.

Кроме того, нарушение этого права сдерживает социальную активность и приводит к нарушению многих других прав. Одним из наиболее ярких проявлений нарушения права на информацию является неосведомленность населения о своих правах, которая, в конечном счете, является одной из форм бесправия. На вопрос о том, знают ли в городе о так называемых Правах Второго и Третьего поколения, о том, что существует Декларация о соблюдении прав женщин и ликвидации всех форм дискриминации, респондентка ответила:

Нет, ни одной Декларации, может быть, в городе и нет. Если даже Вы и попробуете придти в нашу библиотеку, то вряд ли найдете там что-нибудь такое. Судьи может быть и знают, поскольку они следят за законодательством, но, насколько мне известно, в городе не было таких обращений в суд по поводу дискриминации.

Вывод понятен: дело не в том, что в городе нет случаев дискриминации, а в том, что горожанки "не прочитывают" ситуации дискриминации как подлежащие законодательному регулированию.

В юридической практике считается, что гражданин не имеет права оправдывать свое поведение незнанием законов, но, как свидетельствуют респонденты:

В Рыбинске люди не знают, куда обратиться, чтобы прочитать Кодекс. Нет такого места. Они и законов не знают, и пойти некуда. Люди совершенно безграмотны. Если только случай какой-то произойдет у них особый. Например, что после мамы осталась квартира, и они не знают, как ее оформлять, тогда они пойдут в библиотеку и попросят найти им Указ или закон какой-то. Идут к нам, считают, что библиотекари все знают. Но это редко. Лучше было бы заранее знать, что, если мать умрет, то нужно перевести квартиру. (Зав. библиотекой)

В такой ситуации представляется, что необходимо хотя бы при библиотеке открыть постоянно действующую книжную выставку по правовым вопросам, а также иметь сведения о месте возможных юридических консультаций не только платного характера. В этом плане представляют интерес и рекомендации, предложенные нашей респонденткой:

Законы нужно бы изучать, как мы изучали английский язык с первого класса. Нам бы можно организовать такой ликбез, но библиотекари не проходят такие предметы специально.

Часто и активисты НПО, и депутаты Рыбинского Совета депутатов не имеют возможности ознакомиться с текстами проектов областных и федеральных законов и участвовать в их обсуждении. Это мешает как преемственности в законотворческой деятельности, так и использованию законов для защиты прав граждан через общественные организации.

Бывший депутат Областной Думы могла участвовать в разработке законов, только когда была депутатом:

"А сегодня нет. Это оседает, видимо, на уровне Областной Думы Те, кому поручают дать какие-то заключения, рекомендации, они, как правило, все это прорабатывают на уровне Областной Думы. К нам они уже не приходят. И на уровне областных департаментов. Вот, только потому что я была депутатом, я была в курсе многих законопроектов..."

Поскольку Указы Президента в целом и направленные на продвижение женщин и предусматривающие меры специальной политики - "позитивной дискриминации", в частности, не только не выполняются, но часто вообще не доходят до депутатов, то неудивительно, что даже "сверху" невозможно стимулировать введение, например, квотной системы при назначениях и формировании партийных списков на выборах.

Респондентка отвечает на вопрос о наличии информации о законодательных актах, способствующих улучшению положения женщин, таким образом:

Не слышала. Дело в том, что с Указами Президента творится что-то такое непонятное, они не очень выполняются. Уже своим первым указом он вызвал какое-то неуважение, неприятие, потому что указ не выполнялся. Это о том, что заработная плата в образовании будет равна заработной плате в промышленности. И вообще-то указы Президента выполняются выборочно. У меня сложилось такое впечатление, что если указ не наложится на желание тех, кто его будет исполнять, то он не будет исполнен" (Женщина, руководитель органа исполнительной власти)

Право на защиту в суде своих интересов

Внутри самого процесса судопроизводства есть достаточно очевидные нестыковки, приводящие к прямым нарушениям прав граждан. Сейчас во многих случаях потерпевшие, обращаясь за защитой, ее не получают.

У нас в городе был случай, когда в результате наезда погиб человек и родственники нанимали адвокатов, чтобы им хотя бы в ходе следствия возместили моральный и материальный ущерб. (Женщина-адвокат)

 

ПРАВО НА УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВОМ

Известно, что представленность женщин в органах власти, их возможность участвовать в принятии решений зависит от комплекса социально-экономических прав, репродуктивных прав, уровня дохода, общего политического климата и т.п., в настоящее время многие составляющие этого комплекса отсутствуют.

Существующая дискриминация при продвижении по службе связана с устаревшими стереотипами в отношении женщин, которые закрепляют традиционное распределение гендерных ролей в обществе: мужчине принадлежит общественная сфера, женщине -частная, приватная.

И тогда появился аргумент: "Она, конечно, умнее, но нужен мужчина". В нашей стране, чтобы занять равный с мужчинами пост, женщине надо быть во много раз умнее" (руководитель профсоюза, 50 лет)

В Администрации у нас 73 процента женщин. На руководящих должностях в основном мужчины. Подход такой: если есть мужчина более или менее подходящий, то, конечно, его поставят начальником отдела, а не женщину, которая может быть активна и многое знает. Сразу начинают вспоминать: "А у нее дети. У нее есть проблемы. Лучше взять мужчину, у которого, конечно проблем семейных меньше". (Одна из руководителей Администрации города, женщина 50 лет)

Среди позитивных факторов меритократического продвижения отмечаются практикующиеся в период реформ выборы руководителей всех уровней. С одной стороны, выборы дают женщинам легитимную возможность занять руководящие должности, даже без применения квотной системы и других мер позитивной дискриминации, с другой - выборы все больше носят "денежный" характер.

Это означает, что женщина не может участвовать на равных с мужчиной в предвыборной борьбе, так как в основном ее финансовые ресурсы уступают ресурсам мужчин. В целом женщины в предвыборной кампании - независимые кандидаты от одномандатных округов и они не имеют равного с мужчинами доступа к государственным и частным ресурсам. Они опираются на помощь волонтеров и свои собственные средства.

Кроме того, и на выборах, и в повседневной практике продвижения кадров мужчины используют методы, которые неприемлемы для женщин в силу моральных соображений. Кандидат в депутаты - конкурент на выборах признается нашей респондентке:

"Конечно, ты хотела за две недели кампанию провести. Я делал это по-другому. Я ездил летом по району, собирал руководителей на охоту, на рыбалку, и поэтому выборы в кармане у меня уже были." (Представительница органа исполнительной власти).

Нарушение права женщин на принятие решений связано с отсутствием отлаженной системы подготовки кадров: старая почти разрушена, новая еще не создана. В этих условиях создаются возможности для злоупотреблений, необоснованного протекционизма и даже клановости:

А сейчас должности можно изобретать, раньше это было недопустимо. Было утвержденное штатное расписание. Ну, и под нужного человека - будь это дочь, племянница или кто-то другой - придумывают должности. [Появляются] ненужные амбиции. Отсутствие образования, как правило, у этих людей." (Профсоюзная активистка, 50 лет)

ПРАВО НА СВОБОДНОЕ ПЕРЕДВИЖЕНИЕ И

СВОБОДНЫЙ ВЫБОР МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА

Это одно из фундаментальных прав человека. По классификации, приведенной в первой главе настоящей статьи, это право является классическим примером невостребованного права. Сегодня можно говорить не столько о явных фактах его нарушения и невозможности реализации, сколько о том, что оно в принципе не входит в сферу правосознания у большинства населения. Как и многие другие права, оно практически не осмысливается респондентами ни в терминах прав человека, ни вообще как жизненная необходимость. Когда люди заняты выживанием - не до перемещений. Та модель поведения, когда сами перемещения являются способом выжить, пока "не работает".

Невозможность реализации этого права абсолютным большинством российского населения практически делает его "бумажным", и, таким образом, приводит к отчуждению всех моделей поведения, связанных с территориальными перемещениями. Для большинства населения сегодня невозможно поехать куда-нибудь, кроме дачи, в отпуск, на работу в другой регион и, тем более, в другую страну, послать детей учиться в университеты крупных городов. Причины этого различны. Кроме нехватки средств, - отсутствие информации, миграционной инфраструктуры, трудности с обменом жилья.

Сейчас нет возможности выехать даже отдохнуть. Вот мы с мужем съездили на юг, в Ялту, со старшей дочерью. Муж у меня и за границу ездил даже (!), в Югославию. А с младшей уже не было возможности выехать.

Помимо перечисленных причин немалое влияние на сдерживание миграционной активности оказывает менталитет "оседлости" - довлеющий в обществе стереотип поведения, основанный на модели "привязанности к месту".

Просто сиднем сидим тут. Живем здесь в нищете, и так пожизненно и будем жить в нищете, если не тронемся отсюда ни он, ни я (о муже)

В следующем случае реализации права на свободный выбор места жительства помешала война и межэтнические конфликты.

Баку оказался неплохой город. Люди совершенно другие, не такие как в Рыбинске. Юг есть юг, настроение у людей лучше, праздничные они какие-то. В общем-то, я жила все время как на празднике. До 1987 года, когда началась война. Я не хотела жить в Рыбинске, ни в коем случае. Меня тянуло в Баку. И до сих пор закрываю глаза и представляю, какой город, это как сон сказочный снится, такой красивый, красочный сон. Я предлагала мужу поехать туда, посмотреть, а он говорит: "Что ты хочешь, чтобы мы оттуда приехали без денег и изнасиловали и тебя, и ребенка?"

Дело то в том, что все хорошие люди оттуда уехали, там остался один разбой. Когда мы ехали сюда, у нас друзья многие уехали за границу. Предлагали и нам. Нужно было уехать, тогда беспрепятственно было: кто уехал как евреи, кто - как беженцы. Уехали в Канаду, уехали в Израиль. Но у меня воспитание такое - поменьше книги надо было читать. Что-то мешало. Пришлось сюда уехать (в Рыбинск - Е.Т.).

В приведенном случае семья респондентки также живет в Рыбинске не потому, что они выбрали этот город, а "по воле обстоятельств".

Слова "Рыбинск - неперспективный, умирающий город" встречаются в интервью очень часто и никого не удивляет, что с пониманием этого люди продолжают здесь жить. Самый распространенный ответ на вопрос: "Почему же Вы здесь живете?" - "А куда я поеду?". Мы даже не можем сказать, что человек не верит, что в другом месте будет лучше: он просто чаще всего вообще не рассматривает вариант переезда.

Право на свободный выбор места жительства является в некотором роде "результирующим". Реализация этого права будет означать принципиальное повышение социальной активности и мобильности в обществе. Сегодняшний же среднероссийский человек остается "человеком неподвижным".

 

ПРАВО НА СОЦИАЛЬНУЮ ПОМОЩЬ И ЗАЩИТУ

Реализация этого права требует развития специальных социальных и экономических институтов и механизмов (страхования, кредитования и др.), которые реализуются на основе отношений взаимного доверия общества и индивида. Практически этот процесс сегодня на нулевом уровне: если такие механизмы и существуют (например, страхование), они осознаются как исключительно коммерческие из-за отсутствия отношений доверия.

Дом у нас прекрасный старый родительский сгорел - пожаров сейчас в частном секторе много. Земля осталась. Мы этот земельный участок обрабатываем. И часть дома, которую можно восстановить после пожара, мы его немножечко подготавливаем, восстанавливаем. Все равно жалко его весь-то разбирать, правда денег не хватает, вот зарплаты нам не выдают. Материально очень трудно этот дом восстановить.

В этом "сюжете" о сгоревшем доме респондентка даже не поминает о какой-либо социальной помощи, страховании и т.п. Частые (хотя и неосознанные) нарушения этого права отражают распространенность отношений отчуждения между обществом и индивидом.

Право на национальность, сохранение (преемственность)

этнической культуры, традиции

В следующем случае респондентка-жительница Рыбинска вышла замуж за бакинского еврея и уехала с ним в Баку.

В домоуправлении моему свекру предложили, и мне он сказал, что я должна сменить свое отчество, ну не Альбертовна, а хотя бы Александровна. Меня как-то это задело. Это был уже 85 год. Там считают, что Альбертовна, Альберт - это абиги - это армянские евреи. И им, вот, не подходило мое отчество. А потом дочку зовут Маргарита, ну хорошее имя - жемчужина в переводе, как бы даже имеет свое значение. И вот такие варианты были: на улице там кричишь: "Эй, Рита иди ко мне", оглянутся, даже женщины: "О, Рита, а беленькая". Я говорю: "А какая должна быть?". То есть все Риты армянки. То есть оказывается я еще своему ребенку неправильное имя подобрала.

Родители мужа - евреи азербайджанские, то есть таты, горные евреи. Но в паспорте написано, что русские. Когда начался этнический конфликт в Азербайджане, некогда было откапывать свои национальности, потому что у многих они так были закопаны далеко. У кого было написано, что еврей, могли уехать за границу.

Заключение

То, что обыденные жизненные ситуации практически не осознаются и не артикулируются респондентами в терминах правосознания (за исключением очевидных правонарушений - невыплаты зарплаты, трудовых нарушений), это отражает, с одной стороны, неразвитость правосознания граждан, а с другой стороны, отсутствие объективных условий для осознания и реализации многих прав. Таким образом, во многих случаях проблемой является не борьба с нарушениями прав как таковыми, а создание условий для осознания и реализации этих прав, формирование концепции права как возможности свободного обоснованного персонального жизненного выбора как результата взаимодействия индивида с социумом.

Для этого нужно сильное гражданское общество, но его возникновению противостоят мощные олигархические образования постперестроечных времен. Слабость гражданской самоидентификации российских людей - не есть результат их российской "инаковости". Это результат продолжающегося антидемократического реформирования России. Инвестиции, предназначенные для построения открытого общества в нашей стране, не доходят до народа. Не случайно верящего в закон человека сегодня в России считают чудаковатым. Приведем фрагмент интервью с корреспондентом газеты "Золотое кольцо" Н.Бородулиной.

"Теперь у нас полная свобода - формально. Теперь уже все разрешили - жить как хотим, работать как хотим. Но люди такими же и остались. Что же происходит с человеческой психологией, что за несколько лет, за много лет, они не освобождаются? Мало дать свободу, дать конституцию. Ну, дали в руки конституцию, ну ходит он с ней и его считают сумасшедшим. Это потому, что он думает, будто конституция - это главное, основной закон. "Вы нарушаете мои права и свободу", - говорит он. А они отвечают: "Да он ненормальный, не слушайте вы его". Он говорит - да, меня ограничивают в свободах, я хочу того-то и того-то. И он смешон всем - от власти до народа.

В том же интервью с Н.Бородулиной есть пояснение того, почему это происходит:

"Вся прежняя система, конечно, создавала в людях люмпенские настроения. И это вот люмпенство, оно труднее всего изживается: что-то урвать, от чьего-то пирога себе отщипнуть. Даже когда человек говорит, что я хочу чем-то заняться сам, то у него все равно мечты дальше того, чтобы поесть и что-то красивое на себя одеть, не идут... Это все то, что мы собой представляем, как мы воспринимаем жизнь и что мы от этой жизни хотим. Мы еще на очень низком уровне находимся".

Неизбежно возникает вопрос, может ли население подняться выше, опираясь на создаваемую сегодня правовую систему? Речь идет не о тех, кто вовлечен в крупный бизнес и составляет элиту общества, а об основной массе населения, мелких предпринимателях. В Рыбинске и по всем другим городам и весям нашей родины их очень много: кто-то шьет, кто-то вяжет, кто-то пироги печет. Это целый "обслуживающий фронт" (фраза из интервью). Несмотря на его массовость, он поставлен налогами, поборами и криминалитетом в нелегальные условия.

"Они, конечно, ни на кого не выходят. Они создали себе какой-то определенный круг клиентуры. Дело то в том, что начни они все оформлять - это связано со столькими проблемами, трудностями и нервотрепкой! С инвестициями, которых у них нет, и с налогами. А потом все это их задушит. Они ведь не смогут потом существовать. Сейчас они получают, скажем, по 300 тысяч, и это их устраивает. Они чувствуют себя очень уверенно, потому что как только они почувствуют с какой-то стороны давление, то тотчас же прекратят свою деятельность и станут искать что-то другое.

Возьмем, к примеру, бабушек, которые вязаными носками торгуют возле магазина. Написано - торговля запрещена. И она стоит до тех пор, пока милиционер не подошел. А когда подошел, она свои носки положила в сумку, плюнула в его сторону и убежала, и все. И эта ситуация не изменится никогда. Всегда будет существовать большое количество людей, которые занимаются вот таким обслуживающим трудом".

Какими бы мелкими и малозначимыми ни казались эти люди для исторических судеб России, именно от них зависит ее будущее. Развитие мелкого предпринимательства в Тайване и Китае, Польше и Сингапуре дало колоссальный сдвиг этим нациям, причем не с точки зрения наращивания национального производства, а с точки зрения легализации условий труда, которые возвращают достоинство самому обычному "среднему" гражданину (а значит, всему народу). Достоинство это заключается в праве получать свою выгоду законным путем через активный труд на общество, которое воздает труженику возможностью экономически защитить себя и своих близких через достойную оплату труда. Экономические барьеры, воздвигнутые правящими кругами на пути нашего народа, должны быть сняты. В противном случае концепция прав человека, и уж тем более прав женщин, останется для России пустой погремушкой.