|
|
Концепция законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин. Комитет Государственной Думы РФ по делам женщин, семьи и молодежи. М., 1996.
|
В начало документа |
В конец документа |
Концепция законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин Продолжение. Перейти к предыдущей части текста При решении вопроса об обеспечении равных прав и равных возможностей мужчин и женщин необходимо иметь в виду, что в законодательстве Российской Федерации есть нормы, прямо регулирующие правовой статус женщин, а также нормы, которые воздействуют на положение женщин опосредовано. И те, и другие нормы существуют в отношении найма на работу, установления цен на лекарства, детские учебники, детское питание, тарифов оплаты содержания детей в детских учреждениях, минимальных гарантий доходов (законы о прожиточном минимуме, об индексации пенсий и заработной платы, об ответственности за невыплату заработной платы, о пособиях гражданам, имеющим детей, и другие законы). Такие нормы существуют также в нормативных актах о поддержке малого предпринимательства и самозанятости, о льготах по налогам (на иждивенцев, на детские и иные социальные учреждения, на благотворительность и прочее). Процесс воздействия на решение гендерных проблем в обществе должен включать в себя прямое и косвенное правовое регулирование. Вопросы улучшения положения женщин в сфере труда во многом могут решаться путем использования системы коллективных договоров и соглашений. Возможности социального партнерства для решения данных вопросов велики, но еще недостаточно оценены в нашем обществе. В странах с развитыми системами рыночной инфраструктуры и социально-трудовых отношений многие вопросы, которым посвящена Концепция, решаются на уровне трехсторонних договоров. В деятельности Международной Организации Труда (МОТ) уже давно одним из важнейших направлений является совершенствование системы договоров между властными структурами, работодателями (их объединениями) и работниками (их объединениями) в части удовлетворения интересов женщин и/или лиц с семейными обязанностями в сфере труда. Механизмом трехсторонних, а также двусторонних договоров и соглашений можно достичь таких форм взаимоотношений, которые обеспечат баланс интересов территорий, работодателей и работников дифференцированно по половым и возрастным различиям. Договоры и соглашения могут влиять на формирование кадровой политики. Для обеспечения равенства возможностей мужчин и женщин в сфере занятости в ряде случаев необходимо квотирование рабочих мест. Его целесообразно применять при массовых увольнениях, чтобы исключить увольнение преимущественно женщин. Механизм квотирования следует использовать также при обеспечении рабочими местами социально уязвимых на рынке труда работников, в том числе всех единственных кормильцев в семье. Необходимо использовать положения Закона РСФСР "О занятости населения в Российской Федерации". Стимулирование работодателей к действиям, исключающим дискриминацию в сфере труда и занятости, должно дополняться усилением их ответственности за противоправные действия. Законодательно необходимо предусмотреть, в частности, следующие меры: возмещение работодателем вреда при доказанности факта дискриминации женщин; возложение на работодателя обязанности доказывания отсутствия дискриминационных мотивов в его действиях. Наряду с этим в субъектах Российской Федерации и органах местного самоуправления должно быть организовано консультирование женщин по вопросам их прав и порядка их защиты.В антидискриминационных целях наиболее перспективным видом воздействия на работодателей предприятий всех форм собственности является экономическое воздействие, в том числе поощрение за счет дифференциации страховых тарифов и налогов, процентов по кредитам, что может улучшить условия трудоустройства граждан, имеющих маленьких детей. Большую роль может также сыграть соответствующий порядок аренды, лизинга, франчайзинга и т. д. Для этого потребуется внести изменения в трудовое законодательство, налоговое законодательство, законодательство о страховании, пересмотреть финансовую политику государства. Эффективное экономическое макрорегулирование должно включать в себя учет гендерной составляющей на пути продвижения к обществу равных возможностей. 4. Предотвращение насилия и личная безопасность Насилие в России приобретает угрожающие масштабы. В результате ущемляются конституционные права и свободы личности и создается реальная угроза безопасности общества в целом. Проблема требует безотлагательного решения, для реализации которого необходим комплекс неотложных мер, направленных на: обеспечение неприкосновенности личности; предотвращение насилия в семье.
4.1. Неприкосновенность личности Соблюдение принципа неприкосновенности личности связано прежде всего с соблюдением конституционных принципов функционирования демократического общества: права на безопасную жизнь, свободу и охрану достоинства человека и гражданина. Эти принципы соблюдаются явно недостаточно. Одной из важнейших особенностей указанной проблемы является тот факт, что женщины все чаще становятся объектом насильственных действий во всех сферах жизнедеятельности (в семье, на работе, в общественных местах). По данным Министерства внутренних дел Российской Федерации в 1996 году зарегистрировано более 610 тысяч преступлений, жертвами которых стали женщины. Это почти четверть всех зарегистрированных преступлений в стране. В 1996 году преступления в отношении женщин совершались по следующим мотивам: корыстные побуждения - 131 тысяча; хулиганские действия - 53 тысячи; ревность, ссоры и другие бытовые причины - 78 тысяч; сексуальные побуждения - 4 тысячи. Важно подчеркнуть, что данные Министерства внутренних дел Российской Федерации дают представление только о надводной части айсберга, то есть констатируют число преступлений, связанных с применением насилия в отношении женщин. В силу различных причин женщины, прежде всего жертвы сексуальных домогательств, а также женщины, потерпевшие от насилия в семье, не всегда обращаются в правоохранительные органы с заявлением о привлечении к ответственности виновных. Данные социологических опросов показывают, что более 40 процентов жертв насилия не обращаются в правоохранительные органы из-за неверия в их возможности раскрыть преступление. Следует отметить, что в период социально-экономического кризиса, усиления криминогенной обстановки в стране появляются и принципиально новые мотивы преступлений, связанных с применением насилия в отношении женщин. Девушки и молодые женщины становятся объектами похищения, перепродажи в притоны разврата, жертвами сексуальных домогательств на работе. Увеличивается число женщин, занимающихся проституцией. Жертвами насилия становятся женщины в чрезвычайных ситуациях, во время межнациональных, религиозных и военных конфликтов, а также женщины - беженцы и временные переселенцы. Отсутствие государственной статистики по указанным вопросам не позволяет реально оценить масштабы данного явления. Несмотря на то, что нарушения прав женщин на личную безопасность, свободу и охрану достоинства приобретают значительное распространение в обществе, до настоящего времени эта проблема не получила должной оценки со стороны государства. Необходим комплекс срочных мер, принимаемых законодательной и исполнительной властью, по пресечению насилия в отношении женщин. 4.1.1. Международный опыт по предотвращению насилия Проблема насилия в отношении женщин не является локальной, характерной исключительно для российского государства. Этой проблеме приоритетное внимание уделяют вся мировая общественность и правительства иностранных государств. Наиболее важные решения по этой проблеме были приняты на Всемирной конференции по правам человека (Вена, 1993 год), в Декларации об искоренении насилия в отношении женщин, принятой Генеральной Ассамблеей ООН (1993 год, 20 декабря), в Декларации и Платформе действий, принятых на IV Всемирной конференции по положению женщин (Пекин, 1995 год), в рекомендациях IX Конгресса ООН "По предупреждению преступности и обращению с правонарушителями" (Каир, 1995 год) и в других международных документах. В частности, Генеральная Ассамблея ООН от лица международного сообщества рекомендовала правительствам всех стран осудить насилие в отношении женщин и безотлагательно приступить к его искоренению всеми надлежащими средствами, в том числе путем: разработки в рамках внутреннего законодательства (уголовного, гражданского, трудового, административного и др. ) санкций за совершение преступлений в отношении женщин; реализации системы экстренных мер, направленных на предотвращение насилия в отношении женщин и защиту женщин от преступных посягательств; определения механизма возмещения ущерба, причиненного женщинам, которые подверглись насилию; обеспечения женщинам, пострадавшим от насилия, беспрепятственного доступа к органам правосудия. Вышеназванные меры должны быть положены в основу государственной политики правительств различных стран, в том числе и России.
4.1.2. Комплекс государственных мер, обеспечивающих неприкосновенность личности При разработке мер, обеспечивающих конституционные права граждан на безопасную жизнь, свободу и охрану достоинства, следует учитывать, что: основные законодательные акты, определяющие политику в области обеспечения личной безопасности граждан, в нашей стране уже приняты; принципиальное значение приобретает процесс непрерывного обновления законодательной базы, и в первую очередь законодательной базы, связанной с защитой прав женщин на личную безопасность; необходим комплекс мер, обеспечивающих исполнение действующих правовых норм, гарантирующих личную безопасность, охрану здоровья и свободу граждан. В действовавшем до конца 1996 года Уголовном кодексе РСФСР кроме ответственности за преступления, совершенные против жизни, здоровья и имущественных прав граждан, была предусмотрена ответственность за правонарушения, объектом которых является женщина: незаконное производство аборта, изнасилование, вовлечение в занятие проституцией несовершеннолетних, необоснованный отказ в приеме на работу и увольнение с работы беременных женщин или женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет. Все эти нормы сохранены и в новом уголовном законодательстве. Во вступившем в действие с 1 января 1997 года Уголовном кодексе Российской Федерации ужесточена ответственность за умышленные преступления против жизни, здоровья и половой неприкосновенности граждан, в том числе за: убийство, умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, а также за истязание; насильственные действия сексуального характера, не являющиеся изнасилованием; понуждение к половому сношению или совершению иных действий сексуального характера, в том числе с использованием материальной или иной зависимости потерпевшего (потерпевшей), то есть за противоправные действия, социальная опасность которых возрастает в условиях распространения бедности и безработицы среди женщин. Наряду с ответственностью за вовлечение в занятия проституцией несовершеннолетних новый Уголовный кодекс Российской Федерации установил ответственность за вовлечение в эти занятия и лиц старше 18 лет, если такие действия были совершены путем применения насилия или угрозы его применения, шантажа, уничтожения или повреждения имущества либо путем обмана. Указанные действия, совершенные организованной группой, влекут более строгое наказание. В отдельную норму выделена ответственность за организацию или содержание притонов для занятий проституцией. Принятие нового уголовного законодательства, отвечающего современным социальным потребностям российского общества и криминогенной ситуации в стране, означает, что важнейшей задачей в области борьбы с преступностью становится правоприменительная практика, в основе которой - неотвратимость ответственности виновных. В то же время анализ Уголовного кодекса Российской Федерации свидетельствует о наличии некоторых ошибочных решений, что вызывает необходимость внесения в него изменений и дополнений, в частности установления ответственности за: незаконное производство аборта лицом, имеющим высшее медицинское образование соответствующего профиля, с усилением ответственности за проведение аборта в поздние сроки беременности; многоженство; принуждение к вступлению в брак; уплату и принятие выкупа за невесту; установление соглашения о вступлении в брак с лицами, не достигшими брачного возраста. Законодательного регулирования требует и целый ряд положений, направленных на защиту прав лиц, потерпевших от преступных действий. В Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации должны быть предусмотрены нормы, расширяющие права потерпевших в процессе уголовного судопроизводства (право на обжалование в суд решений органов расследования, право на поддержание обвинения, право на судебную защиту и другие права). Требует законодательного подкрепления и система мер, гарантирующих социальную поддержку лиц, потерпевших от преступных действий. 4. 2. Предотвращение насилия в семье
Насилие в семье как в основной ячейке общества подрывает основы не только жизнедеятельности семьи, но и нарушает безопасность общества в целом. Под насилием в семье понимают любые умышленные действия одного члена семьи в отношении другого, если эти действия ущемляют конституционные права и свободы члена семьи как гражданина и наносят ущерб его физическому, психическому или моральному состоянию. Важнейшими особенностями представленной проблемы как глубинного социального процесса, связанного с криминализацией семейных отношений, являются: многогранность форм насилия в семье (физическое и сексуальное насилие, угрозы убийством и причинением вреда здоровью, доведение до самоубийства путем жестокого обращения с потерпевшим, принуждение к потреблению алкоголя, наркотических средств, к занятию проституцией); расширение круга потерпевших от насильственных действий, от которых страдают не только супруги, но и дети, престарелые родители, другие родственники. При этом в наибольшей степени жертвами насилия в семье становятся женщины, несовершеннолетние дети. В связи с закрытым характером семьи и явной недооценкой государством того факта, что безопасность семьи является основой безопасности общества в целом, ни в бывшем Советском Союзе, ни в современной России не было и нет официальной статистики по вопросам насилия в семье. По материалам научных исследований установлено, что насилие в той или иной форме наблюдается в каждой четвертой семье; около 30 процентов от общего числа умышленных убийств совершается в семье; половине всех преступлений, связанных с бытовыми мотивами (ревностью, алкоголизмом, хулиганством), предшествуют длительные семейные ссоры. Следствием широкого проникновения насилия в жизнь семьи является распад семей, снижение уровня семейного воспитания. Именно это порождает детскую безнадзорность, стимулирует правонарушения несовершеннолетних. Подростки вовлекаются в пьянство, в занятие проституцией, в группы, совершающие тяжкие преступления. Ежегодно около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями. Для 10 процентов этих детей исходом становится смерть, а для 2 тысяч детей - самоубийство. Более 50 тысяч детей в течение года уходят из дома, спасаясь от собственных родителей, а 25 тысяч несовершеннолетних находятся в розыске. Представленные выше материалы позволяют сделать вывод о необходимости разработки государственного механизма предотвращения насилия в семье. 4.2.1. Комплекс государственных мер, обеспечивающих предотвращение насилия в семье Проблема предотвращения насилия в семье рассматривается нами как комплексная проблема, включающая: представленные выше меры, направленные на пресечение преступлений в отношении личности и обеспечивающие право каждого члена семьи как гражданина на безопасность жизни, свободу и охрану достоинства; меры, направленные на социальную профилактику, то есть на предупреждение насилия в семье. Важность такого направления очевидна, поскольку государственная политика предупреждения насилия в семье еще не сформирована. Именно этой теме посвящен данный раздел Концепции. Основой решения поставленной проблемы может стать принятие федерального закона об основах социально-правовой защиты от насильственных преступлений в семье. Цель данного закона в создании правовых основ искоренения насилия в семье, его социальная профилактика, оказание помощи жертвам насилия в семье и обеспечение их безопасности. Основными направлениями, требующими законодательного регулирования, являются: основы профилактики правонарушений в семье; меры социальной поддержки жертв насилия в семье; деятельность учреждений и организаций по предупреждению насилия в семье и оказанию помощи потерпевшим; ответственность должностных лиц за непринятие необходимых мер по предупреждению насилия в семье и защите личности от насилия в семье. Механизм реализации положений указанного закона предусматривает внесение изменений и дополнений в действующие законодательные акты (раздел "Заключение", п. 1. 4). 5. Охрана репродуктивного здоровья, материнства и отцовства В последние годы отмечается тенденция ухудшения состояния здоровья населения России. Коммерциализация сферы медицинских услуг, проблемы становления страховой медицины, децентрализация службы профилактики заболеваний ведут к тому, что все большему числу граждан становится недоступной квалифицированная медицинская помощь, в том числе в сфере репродуктивного здоровья. Игнорируются права граждан на защиту своего здоровья и здоровья своих детей, право самостоятельно и ответственно принимать решение о количестве детей, сроках их рождения и располагать для этого соответствующей информацией, а также право на получение высококвалифицированной медицинской помощи в вопросах гигиены половой жизни и деторождения. Официальная статистика показывает, что в 1996 году сократилось число коек (врачебных и акушерских) для беременных женщин, рожениц и гинекологических больных. Потребность здравоохранения в лекарственных средствах в 1996 году была удовлетворена на 62 процента. При сокращении мощностей отечественной медицинской промышленности растет зависимость от зарубежных поставок медицинских препаратов и медикаментов. Такие препараты и медикаменты становятся недоступными для медицинских учреждений и для огромного большинства (до 70 процентов) населения. Как следствие, растет уровень заболеваемости мужчин, женщин и детей - и в целом, и по отдельным болезням. За последние десять лет более чем в три раза выросла численность беременных женщин, страдающих анемией, более чем в два раза - болезнями мочеполовой системы. За этот период на 40 процентов увеличилось число женщин, страдающих токсикозом в поздние сроки беременности. Число осложненных родов увеличилось на 61,3 процента. Наблюдается значительный рост заболеваний репродуктивной системы, приводящих к раннему бесплодию у мужчин. Так, различными формами простатита страдает каждый десятый мужчина в возрасте 30 - 35 лет и каждый четвертый - после сорока лет. Различные отклонения в состоянии здоровья имеют более 50 процентов новорожденных детей и каждый третий подросток. Высокие показатели заболеваемости женщин, абортов и материнской смертности обусловлены также недостаточным применением средств контрацепции. Несмотря на некоторые положительные тенденции, остается высоким уровень материнской смертности - более 52 случаев материнской смертности на 10 000 живорожденных детей. При этом 30-35 процентов составляет смертность женщин по причине абортов. В это число входят женщины, умершие от внебольничных абортов. По данным Государственного комитета Российской Федерации по статистике, она составляет 68 процентов смертности женщин по причине абортов. Значительное число внебольничных абортов обусловлено высокой стоимостью операции в медицинских учреждениях. Такое большое число абортов (около 3 миллионов ежегодно) свидетельствует об отсутствии эффективной политики государства в сфере охраны репродуктивного здоровья. Усилия государства должны быть направлены не столько на ограничение доступа женщин к бесплатным абортам, сколько на развитие таких медико-социальных служб, деятельность которых позволит одним мужчинам и женщинам предотвратить нежелательную беременность, другим - дождаться рождения желанных детей. Согласно Закону РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР" и утвержденному Министерством здравоохранения Российской Федерации Перечню медицинских услуг, покрываемых за счет средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования, производство аборта по желанию женщины при сроке беременности до 12 недель должно финансироваться из средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Однако из-за недостаточного финансирования региональных отделений указанного Федерального фонда бесплатный аборт фактически недоступен для многих женщин. Также следует отметить, что ориентированность существующих служб здравоохранения прежде всего на поддержание женской фертильности ведет к недооценке важности охраны здоровья женщин нефертильных возрастных групп (девочки, пожилые женщины). В статье 41 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь. Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Кодексом законов о труде Российской Федерации определены государственные гарантии и права беременных женщин. В период беременности женщины в соответствии с медицинскими заключениями должны переводиться на другую, более легкую работу, с сохранением среднего заработка по прежнему месту работы. Для 67 отраслей и подотраслей промышленного и сельскохозяйственного производства разработаны гигиенические рекомендации по рациональному трудоустройству беременных женщин. Установленная законом продолжительность отпуска по беременности и родам составляет 140 дней при нормальных родах, 156 дней при осложненных родах, 194 дня при рождении двух или более детей. Для обеспечения своевременной диспансеризации беременных женщин введено разовое единовременное пособие всем женщинам, ставшим на учет в женской консультации в срок до 12 недель беременности. Сумма этого пособия с 1 января 1997 года составляет 100 процентов минимального размера оплаты труда. В связи с отсутствием действенных механизмов реализации правовых норм по охране труда и материнства положения существующих законов выполняются неудовлетворительно. Серьезные нарушения выявляются при трудоустройстве беременных женщин. Это во многом связано с разрушением систем охраны труда на предприятиях и медицинского обслуживания работников, в том числе женщин, с прекращением деятельности профсоюзов по контролю за своевременным и рациональным трудоустройством беременных работниц или их переводом на более легкую работу. Боясь потерять работу, женщины, особенно, если они являются единственными кормильцами в семье, сами отказываются от подобного перевода. Таким образом, право на работу в условиях, отвечающих физиологическим особенностям состояния здоровья беременных женщин, предусмотренное статьей 23 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, не всегда обеспечивается из-за отсутствия механизмов реализации закона. При этом отсутствие достаточного финансирования государственных учреждений системы здравоохранения приводит к нарушению конституционного права граждан на бесплатную медицинскую помощь. Несмотря на предпринимаемые усилия, решение проблем охраны репродуктивного здоровья и планирования семьи в России находится лишь на начальной стадии. Решение данных проблем, наряду с более полной реализацией и дальнейшим развитием соответствующих федеральных целевых программ, требует разработки законодательства об охране репродуктивного здоровья мужчин и женщин. |