|
|
Концепция женской занятости. ВТК под руководством Л. С. Ржаницыной / Институт экономики РАН. М., 1994.
|
В начало документа |
В конец документа |
Ржаницына Л. С. и др. Продолжение. Перейти к предыдущей части текста Подобная социально защитная роль государственного регулирования на рынке труда в настоящей ситуации позволяет расширить свободу выбора жизненного пути и самореализации личности женщины, способствует усилению равенства возможностей по признаку пола, как к тому стремится осе цивилизованное мировое сообщество. Вопрос о соблюдении равенства возможностей, как известно, в мире решается двояко: действует юридическое равноправие с механизмом административно-судебного его обеспечения и соответствующий формы и методы экономической политики, увеличивающие шансы женщин на рынке труда и в других областях жизни. В нашем законодательстве нет недостатка в статьях. запрещающих дискриминацию по полу при найме и увольнении в пределах общих норм трудового права. Учитывая практику зарубежных стран, сложную ситуационную обстановку переходного периода, позиции женщин усилило бы принятие специального закона о равных правах и возможностях (по типу шведского, английского), где выстроить систему ответственности за дискриминацию и создать единую систему органов (можно из действующих) в целях надзора и контроля за соблюдением предпринимателями, должностными лицами положений закона о равноправии в труде и других областях жизни *, хотя в целом этот аспект выходит за рамки концепции женской занятости. Следовало бы подчеркнуть, что преобладание женщин в российском населении и преимущественные масштабы женского труда в народном хозяйстве делают бессмысленным решением наиболее глобальных проблем их занятости в пределах какой-то особой, изолированной, чисто гендерной политики занятости. * Типа Омбудсмена в Швеции. Рациональнее учесть положение женщин в общей системе программ, в том числе уже принятых Правительством на 1994 г. (занятости, конверсии оборонных отраслей, развития российского льна, сохранения культуры и образования, здоровья нации и т.п.), а также в предусмотренных к разработке ФСЗ программных документах: о поддержке предпринимательства и самозанятости, помощь наводящимся в зонах риска массового увольнения, профобучение безработных граждан и незанятого населения, трудовая , реабилитация и содействии занятости инвалидов, молодежь России и другие меры целевого поощрения трудоустройства социально слабых, категорий населения. Затем, видимо, целесообразно объединение предусмотренных мер , и включение в качестве подраздела в федеральную программу "Женщины России" Вместе с тем, мы не исключаем возможность в любом желающем того регионе создать специальную местную комплексную программу женской занятости по всем наиболее актуальным для территории аспектам.Что касается используемых социальных технологий в управлении женской занятостью. то основные методы здесь то основные методы здесь общеизвестны: субсидирование рабочих мест и иные программы поддержки производства , содействие в развитии нестандартных режимов занятости, предпринимательства и самозанятости, организации профобучения и профориентации, общественные работы, материальная помощь безработным и т п. Перечисленные направлении должны использоваться с учетом принципа дифференцированного подхода. Чтобы быть эффективной, политика занятости должна иметь в виду не абстрактную женщину вообще, а более конкретный срез проблемы, различия по возрасту (молодая, пожилая), образованию (высшее, среднее, гуманитарное, техническое) профессиональным группам (рабочая, служащая, специалист), месту проживания (городская, сельская), уровню материальной обеспеченности и нуждаемости в социальной защите (с выделением маргинальных слоев женщины с малолетними детьми, многодетные и одинокие матери, родители воспитывающие ребенка-инвалида, инвалиды, безработный, беженцы и т п.) Социально слабые требуют особого внимания политики занятости, более того они должны быть в центре этой политики. Все государственное регулирование (программирование) женской занятости представляется нам в виде системы базовых, дополнительных и превентивных программ: государственных и государственно-общественных, на федеральном и региональном уровне. Последний, принимая но внимание региональный характер рынка труда, выступает как основное пространство для проводимых мероприятий. Базовые программы должны быть рассчитаны на достаточно большие группы населения и в принципе быть бесплатными для охватываемых программами лиц (к примеру, программы повышения правовой информированности женщин, бухгалтерской и компьютерной грамотности и др.). Дополнительные программы имеют меньший охват и гораздо более четкую адресность (например, целевое обучение женщин дефицитной профессии - нотариус и поддержка открытия после обучения собственною дела). Реализация превентивных программ для работающих граждан предполагает меры по повышению адаптационного потенциала входящих в группы риска по безработице работниц на основе упреждающего обучения. внедрения альтернативных форм занятости и др. в соответствии с требованиями рынка труда и расширения возможностей трудоустройства. Главная проблема положения женщин - сочетание профессионального труда с материнством*, будучи одной из центральных в обществе, не может не решаться конъюнктурна, с учетом потребностей экономики. Однако, принимая актуализированные сиюминутные решения, следует готовить почву для оптимизации этого сочетания в будущем. Так, происходящее сейчас снижение доли женщин в условиях кризиса и по ряду других объективных причин тем не менее должно сопровождаться мерами, рассчитанными на более благоприятную перспективу относительно обеспечения прав и свобод личности женщины во всех сферах жизни, важнейшей из которых является область занятости. С этих позиции нынешние действия по разрушению крупной индустрии - главной сферы женского труда во всех передовых странах, укрытие детских учреждений, разрушение бытового обслуживания и тому подобные меры нельзя рассматривать как чересчур дальновидные. * Из 34 млн. работающих женщин 30 млн. (80%) - в репродуктивном возрасте. 16,5 млн. (44%) - а возрасте активного формирования семьи (до 34 лет) Учитывая достаточную степень разработанности основных направлений политики занятости, наличие обширной в этой области мировой практики, нам бы хотелось, не повторяя общих мест. остановиться в этом докладе на предложениях, способных расширить в интересах женщин то, что уже сформулировано и реализуется для населения в целом. МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРЕДЛОЖЕНИЕ РАБОЧИХ РУК Один из наиболее актуальных аспектов в этом отношении - меры по снижению потребности отдельных групп женщин о наемной работе с тем, чтобы уменьшить давление на рынок труда и тем самым ограничить рост численности безработных. Не секрет, что главный объект подобной меры - молодые женщины с детьми в нуклеарных семьях, лишенные помощи родителей и родственников, а сейчас. таких семей большинство. Однако указанная категория неоднородна, .то немаловажно для определения конкретных действий Примерна половина .к них достигла гармоничного сочетания дома и работы, ориентированы на реализацию полученного образования и приемлют воспитание детей в дошкольных учреждениях (так что свертывание их - неблагоприятный для них фактор) В то же время почти треть женщин строится к домашнему воспитанию детей и потенциально готовы не идти на рынок труда. Уже сейчас мы видим значительное число женщин, которые сознательно пополняют ряды безработных, чтобы получать пособие и быть дома с детьми Как показали обследования ЦИТ в Хабаровской крае, среди женщин с детьми а возрасте до трех лет согласны идти работать на любых условиях примерно 30% Остальные 70%, испытывая нужду в средствах на жизнь, видят для себя возможность работать только при определенных условиях, среди которых наиболее значимыми являются- работа возле дома и по специальности, на что указали, соответственно, 22 и 20% опрошенных. По данным исследования "Социальный портрет безработной", среди всех зарегистрированных женщин-безработных с детьми 11% составили матери малолетних детей до 3-х лет, 23% - от 3 до 6 лет. Таким образом, если усилить действенность государственной материальной поддержки семей с детьми, то определенная часть женщин (особенно молодых с детьми) добровольно согласится остаться дома и не конкурировать за оплачиваемую профессиональную работу. При этом из необходимой суммы увеличения средств на семейные пособия надо вычесть экономию расходов государства и работодателей на детские учреждения, социальные льготы на предприятиях, на обслуживание и поддержку безработных. В идеале пособие по уходу за ребенком до 3-х лет следовало бы иметь на уровне, близком к средней заработной плате или по крайнем мере - в размере прожиточного минимума. Тогда у женщин действительно появилась бы свобода выбора между профессиональной работой и воспитанием детей, в то время как сейчас мотивы материального свойства дискриминируют ее материнскую функцию. А в период падения производства, сокращения числа рабочих мест занятость воспитанием детей выгодна обществу, снижая социальные издержки массовой безработицы. Абсолютное большинство матерей с детьми до 3-х лет приходится на женщин в возрасте до 35 лет. Основными сферами приложения их труда являются промышленность (главным образом, машиностроение, легкая, пищевая) - около 30% всех занятых в этом возрасте женщин; народное образование - более 15%, торговля и общественное питание - около 12%: сельское хозяйство - 4%. здравоохранение - 6%; строительство - около 5% За исключением народного образования и здравоохранения, в указанных отраслях вполне реально ускорение высвобождения рабочей силы. Увеличение числа женщин, находящихся в длительном и достаточно хорошо оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком, позволит администрации гибче маневрировать кадровым составом в самые неблагоприятные кризисные годы. В этих целях следовало бы временно перераспределить страховой тариф в пользу матерей с детьми до тех пор, пока существует кризисная ситуация. Кроме того, целесообразно освободить предприятия от организации выплат страховых и государственных пособий по материнству и детству и передать эти функции в органы социальной защиты. Предприятие вносит страховой взнос за работающих, остальное - добывание наличности, содержание бухгалтерии для расчетов и т.п. не должно являться его функцией. Тогда была бы несколько снижена неприязнь многих руководителей к использованию труда женщин с детьми. В рамках единой социально-трудовой политики на рынке труда находится также проблема женского населения ставших возрастов. Хотя этот контингент значительно уступает а численности молодым безработным (сложности с трудоустройством испытывают в предпенсионном возрасте 8%, то есть в 5 раз меньше, чем среди лиц около 30 лет), но эти люди - первые кандидаты на увольнение и последние в очереди на получение работы. Мы предлагаем гораздо активнее применять показавший свою эффективность за рубежам и у нас метод регулирования масштабов безработицы путем досрочного выхода на пенсию. На региональные рынках труда в зависимости от конкретной ситуации можно более гибко подходить к возрасту перехода на досрочную пенсию, чем эта сейчас обусловлено законодательством (в рамках всего предпенсионного пятилетия, но с обязательным учетом трудового стажа). Поскольку более льготный по отношению к действующему законодательству пенсионный возраст будет устанавливаться прежде всего в районах с критическим уровнем безработицы, можно использовать для выплаты таких пенсий часть средств из фонда занятости как альтернативу затратам на пособие по безработице и трудоустройство безработных старших возрастав. В экономически благополучных странах рынок труда освобождается от предложения рабочих рук в пожилом возрасте путем качественного пенсионного обеспечения. У нас типичная пенсия на 80% уходит на минимальное питание, наиболее необходимые лекарства и квартплату (а что же будет после ее повышения?), и пенсионер (а большинство из них -женщины) вынужден трудиться. Исходя из анализа сложившейся профессиональной структуры женских кадров в народном хозяйстве, смеем утверждать, что дебатируемая сейчас идея увода пенсионеров с рынка труда на базе отмены пенсии работающим пенсионерам' не решит ни финансовых, ни экономических проблем. Напротив, она грозит обнажить целые трудовые ниши, на которые практически не претендует безработная молодежь. Это -либо малопрестижные и малооплачиваемые неквалифицированные работы, в основном занимаемые женщинами преимущественно в госсекторе (уборщицы, регистраторы, вахтеры, лаборантки, приемщицы, мелкие служащие), либо также малооплачиваемые, но высококвалифицированные профессии, требующие длительного специального образования и опыта (врачи, учителя. научные работники, преподаватели вузов, музейщики, ИТР высоких технологий оборонного комплекса). В результате может образоваться дефицит кадров, неадекватно высокая цена рабочей силы, произойдет серьезное падение уровня жизни массовых когорт социально уязвимого населения с соответствующими последствиями для общественной обстановки. * Причем с этой идеей прямо не вяжется противоположная, содержащаяся в варианте проекта нового пенсионного закона, - об увеличении для населения возраста выхода на пенсию. Причем все трудности коснутся только государства как работодателя, которое будет вынуждено очередным образом ограничить производства и ухудшить обслуживание населения, и не коснутся коммерческой, в том числе теневой трудовой сферы, практически не живущей в режиме соблюдения социального законодательства. Поэтому, если уж надо сэкономить на доходах пожилых людей, то это возможно не для рабочих и служащих бюджетных отраслей, а для коммерческой сферы, способной самостоятельно решить вопрос о содержании работающего пенсионера. Еще одна половозрастная группа населения, являющаяся серьезным объектом политики занятости, - молодежь. Имея в виду, что в настоящее время разрабатывается одноименная федеральная программа, подчеркнем очень важное для нее и нас свойства, молодежная проблема в основном женская, ибо именно девушки составляют три четверти выпускников школ, ПТУ, техникумов и вузов с особыми сложностями трудоустройства. Конечно, решения в этой области должны быть, безусловно, комплексными во всех направлениях политики занятости, но специфическим в ее пределах, вероятно, выступает организация профессионального обучении. способствующая решению двуединой задачи: временному уходу с рынка труда трудоспособной обучающейся молодежи и обеспечению для нее лучших профессиональных перспектив трудоустройства в соответствии с требованиями к качеству рабочей силы, на которую существует спрос. ОБУЧЕНИЕ В ЦЕЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ Хотелось бы, чтобы в молодежном разделе политики занятости (или в концепции профобучения безработных и незанятых) присутствовали механизмы обязательного обучения женщин, находящиеся в отпуске по уходу за маленьким ребенком и по выходе из него. Если такая система не будет реализована, трудно говорить о создании условий для повышении конкурентоспособности женской рабочей силы в принципе, начиная с хорошего общеобразовательного старта, работницы затем резко отстают от мужчин а накоплении профессионального опыта и квалификации в связи с перерывами на материнство. К тому же работающие матери сейчас не имеют ранее действующего законодательного права на обучение в период рабочею времени с сохранением среднего заработка, лишившись тем самым дополнительных шансов на профессиональную адаптацию, хотя справедливости ради надо сказать, что и ранее от общего числа повышающих квалификацию женщины составляли меньшинство - не более трети. Да и не поощрялось их профобучение серьезно: по обследованиям в 1991-1992 гг. 90% учившихся женщин не получили повышения ни в разряде, ни в должности, ни в заработной плате. В особо трудном положении с позиций профессионально-квалификационной адаптации к требованиям рынка находятся женщины, имеющие малолетних детей. Сразу после выхода из отпуска по уходу эти женщины могут быть сокращены, тем более что за трехлетний срок профессиональные навыки значительно ослабевают Причем пониженная конкурентоспособность женщин практически сохраняется на весь период до поступления ребенка в школу, а нередко и до окончания начальной школы из-за максимальной трудовой нагрузки в указанный период. Это обстоятельство необходимо принять во внимание при конструировании систем обучения таких женщин, необходимость которой уже зафиксирована в программе действии ФСЗ на 1994г. Но есть серьезные сложности в организации системы, ориентированной на профобучение женщин с малолетними детьми. Первая - отсутствие субъективной потребности женщины обучаться в достаточно сложный для них период жизни. Преодолеть это можно путем введения в трудовое законодательство положений об обязательной сдаче квалификационного экзамена при возвращении на работу после перерыва на рождение и обязанности как органов занятости, так и работодателей предоставить условия для обучения в подобных случаях на основе коллективных договоров и тарифных соглашений с профсоюзами как формы так называемого "опережающего обучения", ныне не предусмотренного законодательством. Помочь в реализации данного решения могла бы возникшая недавно добровольная государственно-общественная Ассоциация по развитию персонала, включая Минтруд, Госкомимущество, Минобразование и значительный круг предприятий, которая будет выполнять специальную российскую программу по поддержке предприятий в их работе с кадрами. Таким способом можно было бы во многом скорректировать потребность в кадрах и планы подготовки, которые, например, а Саратовской области, по мнению 80% экспертов, не соответствуют нуждам в рабочих специальностях; 65% опрошенных отметили такое же несоответствие при подготовке женщин в вузах и техникумах - серьезный фактор, усиливающий маргинальное положение женщин на рынке труда в перспективе. Хотелось бы восстановить реальность права женщин с маленьким ребенком обучаться бесплатно (а том числе и за счет страховых средств) но время полной и неполной занятости. Стоит, видимо, начать, как за рубежом внедрять учащихся на время практики в конкретные фирмы по договорам со службой занятости. - тогда зарекомендовавшая себя студентка могла бы рассчитывать на постоянное рабочее место. Желательно было бы отдельным категориям женщин после обучения выплачивать в период трудоустройства -месяц-два стипендию или выдать ссуды на открытие собственного дела и пр. Кроме того, хорошо бы преодолеть современную излишнюю концентрацию учебной базы, как правило, в областных центрах и крупных юродах, малую рассредоточенность по территории, что создает подчас неразрешимые проблемы по поездкам на учебу для женщин, имеющих детей дошкольного и младшего школьного возраста, матерей детей-инвалидов, глав неполных семей. Для реального охвата женщин с семейными обязанностями учебой нужно максимальное приближение ее к месту жительства. Отсюда служба занятости должна была бы заключать договора на оперативной переобучение, особенно краткосрочное в форме индивидуально-бригадного. курсового обучения на ближайшем предприятии, в ПТУ и пр. При более длительном и серьезном обучении предлагается оплачивать проезд, льготное содержание детей в детских дошкольных учреждениях (как за рубежом) или организовать другие формы присмотра за детьми ("детские комнаты" в учебных заведениях с воспитателем и пр.) в отсутствие обучающейся матери-одиночки, матери ребенка-инвалида и т.п. Для начала предлагается предусмотреть в федеральной программе по выплатам пособий по безработице и поддержке безработных дифференциацию стипендий и надбавок на иждивенца для перечисленных категорий и возможность получить услуги по уходу за небольшую плату от территориальной социальной службы. Чтобы создать серьезный современный фундамент массового обучения безработных (в январе-июне 1994 г. профессиональное обучение по направлениям службы занятости в РФ прошли 52 тыс. женщин и 33 тыс. мужчин), необходимо использовать все существующие формы: обучающие центры службы занятости, число которых следовало бы расширить, имеющиеся учреждения профобразования, предприятия, где есть структуры обучения, а также специализированные альтернативные государственные организации - некоммерческие частные или совместные. В настоящее время уже есть часть таких учебных заведений специально для женщин (например, Сеть Обучающих Центров для женщин с поддержкой зарубежных коллег из Великобритании, накопивших положительный опыт), которые могли бы с успехом участвовать в такой работе по заказам и планам органов занятости и местных органов власти. Для такого сотрудничества требуется принятие Федеральным Собранием РФ закона о некоммерческих организациях с соответствующим режимом налогообложения. В пределах федеральной программы профессиональной подготовки. повышения квалификации и переподготовки безработных граждан в особом внимании нуждается дообучение женщин с высшим образованием (например для работы в общеобразовательной школе, основам современной информатики, прав, менеджерской деятельности, по внутрифирменным отношениям, социальной работе и т.д.). Рекомендуется также установление временных квот при приеме в учебные заведения по "мужским" специальностям (управление, правоведение, международные отношения, технические специальности в армии и т п.). Однако сложность трудоустройства специалистов и служащих в том, что 40% вакансий (в I полугодии 1994 г) предъявляет негосударственный сектор, который явно предпочитает работников-мужчин, формируя тем самым новый этап дискриминации, преодолеть который, по мировому опыту, поможет стимулирование работодателей к приему на работу высококвалифицированных женских кадров и механизм контроля за соблюдением антидискриминационного законодательства. Что касается женщин, имеющих рабочие профессии, переподготовку целесообразно осуществлять прежде всего с учетом их возраста и имеющегося опыта работы в определенных производственных условиях: аппаратурные процессы, работа на конвейере, обслуживание машин с высокой степенью интенсивности труда, работа вручную. Для этой категории следует сделать более привлекательными обучение профессиям бытового обслуживания, страдающего сейчас дефицитом кадров почти на всех территориях, обучение ремеслу, видам социального обслуживания и т.п. Следует всемерно содействовать восстановлению системы непрерывного повышения квалификации как работниц умственного труда, так и физического, учитывая их более низкую квалификацию Специальные подразделения службы занятости, структуры Ассоциации по развитию персонала или по их заказу могли заняться проверкой уровня квалификации потерявших работу с тем, чтобы конкретно определить характер их обучения. Повысить качество обучения и, следовательно, трудоустройства помогут создаваемые за счет бюджета, страховых фондов, средств предприятий специализированные центры профориентации, объектами которых станут не только молодые, но и взрослое население. Учитывая остроту профессионально-квалификационной проблемы в политике равных возможностей на рынке труда по полу, служба занятости как локомотив и организатор а стране профессиональной учебы должна иметь в виду два основных контингента женщин: а) нуждающихся в обучении по тем же признакам, что и мужчины (не имеющие профессиональной квалификации, имеющие профессию или квалификацию, не отвечающие современным требованиям или спросу); б) нуждающихся в обучении с учетом социальных признаков (находящиеся в отпуске по уходу за малолетними, одинокие матери, инвалиды. женщины старше сорокапятилетнего возраста, беженцы, бывшие правонарушительницы и т.д.). Из двух видов обучения безработных: профобразование и профподготовка - в настоящее время наибольшее признание получила последняя. Но в соответствии со статьей 27 Закона об образовании, профподготовка не вошла в установленные образовательные цензы, ибо она не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося. В итоге получаемая в действующих центрах ФСЗ ускоренная, дешевая начальная профподготовка (швей, продавцов, бухгалтеров и т.п.) выпускает работников с очень низкой квалификацией, которые нередко не находят себе места из-за гораздо более высоких требований работодателей (так случалось с бухгалтерами). К тому же многие женщины, получившие профессию подобным образом, не возвращаются в сферу обучения для получения дальнейшего образования, что закрепляет их более низкий социальный статус. Мы предлагаем в целях улучшения перспектив для женщин ввести возрастной ценз для безработных при прохождении того или иного вида обучения по направлениям службы занятости, имея в виду, что девушки и молодые женщины должны, как правило, получать профобразование, а не профподготовку. Предлагаемая примерная схема использования возрастного ценза может способствовать упорядочению направления на учебу по сложившимся формам: Профподготовка (от 10 дней до 3 месяцев) - для всех безработных старше 40 лет и уже имеющих профобразование или для лиц а особа сложной ситуации (родители детей-инвалидов, бывшие правонарушители и т.п.); Профобучение, среднее и высшее (от 1 года от 4 лет) - для выпускниц школ и иных категорий безработной молодежи до 35 лет, не имеющих профобразования, инвалидов; Опережающее обучение (повышение квалификации) - для всех возрастов безработных и для не состоящих на учете в ФСЗ матерей с малолетними детьми; Дообучение (повышение квалификации) - для потенциально теряющих работу и безработных с высшим образованием. По мнению специалистов, проведение обучения и профессиональной подготовки специально для женщин эффективно и не является новостью в мире. Традиционно для женщин и девушек привычно проходить обучение и профессиональную подготовку в группах одного пола, когда обучение проводится по традиционно женским специальностям, таким как машинопись, медицинская сестра, воспитательница дошкольного учреждений. Только в последние два десятилетия пометка "только для женщин" стала вызывать полемику и критику. Но даже сегодня общеизвестно, что некоторые виды обучения и профессиональной подготовки должны проводиться исключительно для женщин и женщинами. Отсутствие мужчин не является сепаратизмом, а только несет в себе информацию о типе учебного курса, хотя надо прямо сказать, что некоторые виды обучения и профессиональной подготовки, предлагаемые женщинам, увеличивают их традиционную гендерную роль (например, жены. матери, няни). По зарубежному опыту, женщины лучше всего воспринимают тренинговый метод обучения в группах, имеющих в виду конкретноситуативный и личностно-ориентированный подход к обучающемуся и образование путем формирования навыков и умений, а не трансляции знаний, как в классическом варианте. Тренинговый метод с помощью зарубежных коллег начали внедрять и у нас в стране.
В итоге видится два типа систем обучения для женщин: |