Труд, образование, здоровье

Концепция женской занятости. ВТК под руководством Л. С. Ржаницыной / Институт экономики РАН. М., 1994.
 
В начало документа
В конец документа

Ржаницына Л. С. и др.

Концепция женской занятости


Продолжение. Перейти к предыдущей части текста

1)те, которые готовят для работы в областях, где они мало представлены,

2) те, которые предназначены для женщин, отсутствовавших: на рынке труда по семейным обстоятельствам.

Центры обучения женщин должны проводить обучение со следующими целями:

- преодолеть экономические и социальные барьеры, встающие перед женщинами;

- увеличить возможности трудоустройства и самостоятельного бизнеса для женщин;

- стимулировать и формировать экономическую активность женщин среди местной общественности;

- развивать и распространять методологию обучения, которая гарантирует женщинам хорошие условия трудоустройства, сокращение различий в уровне квалификации;

-учитывать в ориентации обучения особенности семейного положения женщины, необходимость ухода за детьми, выполнения домашних обязанностей и т.п.;

- не ограничиваться краткосрочной подготовкой, закрепляющей отставание женщин в квалификации, а иметь многоуровневую систему непрерывного обучения.

 

МАКРОПРИОРИТЕТЫ И МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ

Перечисленные меры по воздействий на предложение женских рабочих рук должны сопровождаться энергичными действиями по поддержанию спроса на них. Среди возможных направлений: приоритеты правительственной политики в области экономики (инвестиции, кредиты, налоги и т.п.), субсидированная занятость, расширение использования гибких форм рабочего времени и добровольной работы на режиме неполного рабочего дня (недели), стимулирование малого предпринимательства и самозанятости.

В настоящее время определились решающие приоритеты правительственного курса в народном хозяйстве (добывающие отрасли, ВПК, продовольствие, жилищное строительство), Как видим, судя по распределению работающих по полу, преимущество получают в основном отрасли с преобладанием мужского контингента, разве что некоторые перспективы будут для женщин в продовольственной и конверсионной программах.

Легкая и текстильная промышленность с их женским составом кадров не попала в число народнохозяйственных приоритетов, что угрожает массовой женской безработицей. Проблема упирается в отсутствие сырья (после распада Союза осталось лишь 25% необходимой сырьевой базы), технологическое оборудование требует замены, дефицит красителей, отделки, фурнитуры, давление конкуренции ширпотреба с зарубежного Востока, но главное, по утверждению специалистов, - недостаточно оборотных средств, на что нужны приемлемые кредиты.

В канун 1994 г российское правительство обсуждало положение в легкой и текстильной промышленности и поручило изыскать средства для льготного кредитования сезонной закупки сырья, есть намерение освободить от НДС ввозимое сырье, комплектующие изделия, запчасти, одобрена программа "Возрождение российского льна" и т.п.

Однако в течение I полугодия 1994 г, в бюджете все возможное отдано сельскому хозяйству, хотя выращивать на льготных условиях лен, производите шерсть и т.п. бессмысленно, если текстильщики не смогут его переработать.

По данным экспертов, спасение отрасли на национальном уровне заключается в индексировании оборотных средств предприятий, в определенной инвестиционной политике, предоставлении банкам, кредитующим производство, налоговых льгот по типу тех, что даны при ссудах малому бизнесу, когда налогообложение снижается в 1,5 раза, если в общем объеме кредитов доля малых предприятий превышает 50%. Заинтересованное отношение к указанным решениям должно проявить не только государственное отраслевое управление, но и социальный блок исполнительной власти, депутаты; поддержка соответствующим разделом государственной федеральной программы занятости.

Другим важнейшим направлением макроподдержки рабочих мест для женщин могла бы быть реализация давно имеющихся предложений о развертывании социальной работы в национальном масштабе. Как известно, нынешние органы социальной защиты должны превратиться в территориальную социальную службу, оказывающую разнообразную помощью нуждающемуся населению: для нетрудоспособных - материальную помощь. бесплатные столовые, услуги по уходу и т.п., для трудоспособных -юридические консультации, психологическая поддержка, содействие вместе с органами занятости в трудоустройстве подростков, организация временного жилья и пр. В большинстве своем подобные работы - область широкого применения женского труда разнообразного качества: от малоквалифицированного, где можно было бы в значительной мере использовать молодежь после школы, до высококвалифицированного с соответствующей специализированной подготовкой.

Многое уже начато в этом отношении непосредственно на местах включая изучение потребности населения в помощи, создание соответствующих социальных центров, налаживание координации социальной работы на территории, подготовка кадров в учебных заведениях, но настоящая законодательная база в виде социальных законов РФ "О социальном обслуживании" и "О прожиточном минимуме", уже разработанных Минсоцзащитой и Минтрудом, пока отсутствует. С их принятием можно было бы объединить усилия на федеральном уровне соответствующих министерств и ведомств (а на территориальном уровне - местных органов управления) по оформлению территориальной социальной службы как особой отрасли народного хозяйства, которая была бы способна предоставить до 100 тыс. рабочих мест (5-6 социальных работников на каждые 10 тыс. населения) в основном для женщин за счет бюджетных средств и средств фондов занятости и социальной поддержки.

Отсюда решение проблем женской занятости сейчас а значительной мере связано с тем, будут ли включены в число приоритетов правительственной экономической политики (с вытекающими из этого последствиями в области кредитования, налогообложения, инвестирования и пр.) две важнейшие сферы с преимущественно женским, кадровым составом. текстильная промышленность и социальные услуги.

ПОДДЕРЖКА РАБОЧИХ МЕСТ

Она, как известно, может осуществляться разнообразными способами. Прежде всего, нам хотелось бы остановиться на достаточно нетрадиционном для нашей страны варианте такой поддержки - квотировании рабочих мест. Так, самодеятельная женская ассоциация "Женщины и конверсии" предлагает на период перестройки предприятий квотный принцип высвобождения работников: доля женщин в числе сокращенных не должна превышать из удельного веса в общей численности персонала.

В это связи остановимся на нашем, отношении к самому принципу квотирования рабочих мест по полу. Нам представляется его применении вполне справедливым при увольнении как типичной антидискриминационной меры. То же самое можно сказать о необходимости квотирования доли женщин при осуществлении государственной политики продвижения по службе и т. п.

Иное дело - прием на работу. Здесь квотирование вообще может рассматриваться как сугубо временная мера и не столько по половому признаку, сколько по нуждаемости в социальной защите: инвалиды, подростки и т.п. Квотировать места для всех женщин или женщин с детьми практически невозможно, ведь они составляют большинство работающих, и столь грубое вмешательство государства в условия найма несовместима со свободой рыночного хозяйства. Для них возможность работать - в организации дешевых детских учреждений, улучшении бытового обслуживания и т.п. И пока не уточнен порядок предоставления для предприятий льгот и других источников содержания дополнительных и специализированных рабочих мест для остронуждающихся в социальной защите (статья 13 Закона о занятости), преждевременной будет и запись в проекте нового КЗОТа об обязанности работодателя принимать женщин по направлениям службы занятости на квотируемые рабочие места.

В западных странах квотный принцип модифицирован таким образом, что женщина-кандидат получает предпочтение при назначении на должность лишь при прочих равных условиях, то есть при соблюдении требования выдвижения нескольких претендентов на должность и конкуренции между ними.

Наша отечественная практика показала, что более эффективным, чем квотирование, является финансовая поддержка действующих и новых рабочих мест. а том числе для женщин ("субсидированная занятость"), которая уже начата в регионах и которую следует расширить Укажем хотя бы на опыт Петербурга по реализации программы содействия занятости населения на основе соглашения между мэрией, Ассоциацией предприятий, Советом федерации профсоюзов города, включающего меры по созданию рабочих мест для безработных, особо нуждающихся в социальной поддержке и т п. (см таблицу 6).

Таблица 6

Меры по стабилизации, сокращению безработицы в Санкт-Петербурге в 1993 г.

Другое дело, что пока субсидированная занятость как направление активной политики занятости не получила еще достаточного развития и во многом уступает формам пассивной поддержки безработных. По нашему мнению, следует любые экономические программы с государственным финансированием, инвестированием и т.п. рассматривать по критерию занятости - ее увеличения или снижения.

На практике хотелось бы усилить приоритет расходов на поддержку рабочих мест, который пока не чувствуется в распределении фонда занятости на 1994 г.: на указанную поддержку - 19%, а на функционирование службы занятости - 14%. Не менее важно указать в Федеральной программе, столько из 280 тыс. новых рабочих мест поступит в пользу социально слабых и каким механизмом это будет обеспечено (фиксацией доли соответствующих категорий или специфических видов занятий, определение признаков нуждаемости?). Эффективность подобных решений во многом зависит от учета мнения работодателей и профсоюзов на территориях, которые должны совместно с работниками занятости решать вопросы распределения средств по направлениям под конкретные наиболее социальные программы.

Во многом программы занятости женщин неотделимы от программ социального развития города и обслуживающей инфраструктуры - здесь есть потребность и возможность для создания новых рабочих женских мест, здесь сосредоточена экономическая заинтересованность местных властей, а следовательно, и средств.

В число объектов субсидирования занятости можно было включить поощрение добровольной неполной занятости, надомничества для женщин с детьми, чтобы охватить трудоустройством побольше безработных.

По данным ЦИТ по Хабаровскому краю, треть из обратившихся в службу занятости женщин с детьми до трех лет предпочитают работать на нестандартных режимах труда, 45% хотели бы работать неполный рабочий день. 21% - неполную рабочую неделю и 33% - по гибкому графику. Сравним еще недавно, в 1990 г. Госкомстат отмечал более 80% женщин, желающих трудиться подобным образом, позволяющем лучше сочетать профессиональные и домашние обязанности. Кризис и безработица, включая вынужденную полузанятость, безусловно, снизили привлекательности неполных режимов работы, одновременно усилив их вынужденность.

Казалось бы, имеется объективный выигрыш от применения нестандартных режимов труда для предпринимателя - снижение финансовых издержек, гибкость в управлении персоналом в связи с конъюнктурой и т.п. За рубежом в кризисной ситуации обязательно увеличивается число неполнозанятых - альтернатива массовой безработице, у нас; же практически отсутствуют традиции подобной производственной организации (в том же Хабаровском крае только в 26% обследованных районов нашлись банки данных по местам с режимом неполного рабочего времени). Сложившаяся массовая (минимум 3-4 млн. чел.) вынужденная неполная занятость еще больше дискриминировала указанную форму труда, предпринятые попытки ввести в качестве условия получения пособия по безработице обязательную отработку 52 полных недель вместо прежних 12 (для неполной недели таким образом нужно уже не полгода, а два года работы) дополнительно усилили опасения и оппозицию.

Поэтому, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки, нужны мощные общественные силы, которые понимают значение неполной занятости для решения жизненных проблем рынка труда вообще и женского в частности -последние в большей мере, чем мужчины, испытывают на себе колебания спроса при изменении производства. В качестве инициаторов здесь со стороны исполнительной власти могли бы выступать госструктуры занятости, со стороны работников - профсоюзы при заключении колдоговоров и соглашений с работодателями и их союзами.

Сферой широкого использования нестандартных форм занятости могли бы стать сельское и коммунальное хозяйство, торговля и общественное питание, переработка сельхозсырья, пищевая промышленность, социальные и бытовые услуги и т п. В легкой промышленности, машиностроении, информатике и некоторых других отраслях женщины особенно заинтересованы в надомном труде, по сути полностью отданного сейчас из организованной сферы в неорганизованную. Усиление роли государства здесь требует налоговых и кредитных льгот, субсидий, четкой нормативно-законодательной базы, определения правового статуса лиц, занятых в альтернативных режимах, За рубежом регулирует эти отношения, главным образом, контракт, у нас же в коммерческой сфере нередко полный произвол и отсутствие социальных гарантий для женщин, компенсируемые повышенной по сравнению с государственной заработной платой. Дальнейшее упорядочение рынка труда должно сопровождаться усилением государственного контроля и правовой инспекции труда для каждого работающего в любом секторе народного хозяйства.

Одно из направлений смягчения негативных последствий безработицы - организация общественных работ. За прошедший год численность принимавших участие в общественных работах женщин составила 30 тыс. человек или 14% от безработных. Учитывая, что возможность заключения срочных трудовых договоров гарантируется только безработным гражданам, можно с большой степенью вероятности заключить, что как средство обеспечения временной занятости общественные работы вроде бы касаются а первую очередь женской рабочей силы. При этом очевидно, что резервы в этом направлении далеко не исчерпаны, постольку распространение практики общественных работ в регионах страны находится еще в начальной стадии.

Социологические исследования показывают, что отношение к участию в Общественных работах неоднозначно. Например, необходимость расширения практики общественных работ как вынужденной меры для обеспечения временной занятости отметили более половины опрошенных руководителей районных служб занятости. Вместе с тем, примерно такая же доля экспертов (60%) считают, что основная социально-демографическая группа безработных - женщины - относятся к такой занятости отрицательно.

Отрицательное отношение большинства женщин к общественным работам а значительной степени объясняется, как правило, узким перечнем рабочих мест, большими затратами физического труда и низкой оплатой. В основном это - сезонные сельскохозяйственные работы и обслуживающий труд в гостиницах и пионерских лагерях.

При этом "Сборник инструкций, стандартов и рекомендаций" подготовленный Федеральной службой занятости, в качестве основных видов деятельности, по которым могут быть организованы общественные работы, приводит их виды, рассчитанные преимущественно на затрату значительных физических усилий, либо на работу в крайне неблагоприятных условиях, более соответствующих физическим параметрам мужского организма.

С другой стороны, существуют виды общественных работ, пользующиеся у безработных женщин определенным спросом. Это работы в коммунальном хозяйстве городов по поддержанию нормального санитарно-гигиенического состояния жилого фонда, где возможна занятость на нестандартных режимах труда, а также в пригородных тепличных, садовых хозяйствах и пр. Следует еще раз продумать виды общественных работ, имея н виду повысить их привлекательность для женщин, возможно, включить сюда уход, надзор за детьми, престарелыми, больными и т.п., не требующие серьезной подготовки социальные услуги и др.

МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Но самые большие надежды с позиций перехода к новым формам занятости, мы полагаем, вызывает развитие в нашей стране малого предпринимательства и самозанятости, включая семейные предприятия. Во всем мире знают, что они являются хорошим резервуаром для высвобождаемой и незанятой рабочей силы. в большинстве своем женщин. По данным Госкомстата РФ, уже сейчас среди совладельцев товариществ с ограниченной ответственностью 39% женщин, кооператоров - 23%, предпринимателей, использующих труд наемных работников, - 17-19%, среди фермеров - до 1/5, доля женщин в индивидуально-трудовой деятельности -более трети.

Малое предпринимательство. самозанятость, семейно-домашний бизнес - питательная почва для новых экономических отношений, действительно основанных на рыночной конкуренции, они способны пополнить рынок нужными населению товарами народного потребления и услугами, являются источником повышения уровня жизни путем экономической самодеятельности, способом самореализации личности с целевыми установками на предприимчивость и т.п.

Изучение состава женщин, задействованных в различных видах предпринимательства, о многом говорит для политики занятости. По данным ИСИ РАН за 1992 г.. длительное время изучающего предпринимателей, более энергично ведут себя женщины зрелого возраста - их было 83% в изученной совокупности предпринимательниц (женская молодежь предпочитает занятость в предпринимательском секторе, но на традиционно наемных должностях), Преобладали женщины с высшим образованием (0,9% со средним, 34.9% со специальным и 64,2% - с высшим образованием) - то есть как раз группа, угрожаемая по безработице. По наблюдениям, несколько позже отреагировали на открывшиеся возможности ведения собственного дела лица со средним образованием, выполняющие в прошлом работу массовых профессий, рабочих, малоквалифицированных "белых воротничков". По месту жительства более благоприятными для организации бизнеса явились крупные города, особенно столицы (только в С.-Петербурге Институт развития международного предпринимательства объединяет 150 женщин), хотя с 1993г. увеличилось движение и в провинции. Профессиональный профиль женского предпринимательства в основном традиционен: легкая промышленность. ремесла и промыслы, консультативная, учебная деятельность, народная медицина, косметологические услуги и пр. Приватизация дала женщинам

Лучший шанс стать владельцами малых и средних предприятий в области их традиционной занятости: швейная промышленность, торговля, бытовые услуги общественное питание, 66,5% предпринимательниц выкупили свои предприятия без конкурса, непосредственно у властей, против 27,5% - у мужчин. Оптимизма у них также больше. 75% опрошенных предпринимательниц считают, что они достигли поставленных целей; это втрое больше, чем у мужчин.

Однако надо прямо сказать, что женское предпринимательство носит пока элитарный характер и, по мнению многих экспертов (А. Котляр, Г. Силасте) нельзя рассчитывать на массовость, большинство женщин пока предпочитают трудиться за гарантированную заработную плату в государственном секторе*. К трудностям нарождающегося российского бизнеса, а они хорошо известны для производителей, сферы социальных услуг и пр., добавляется конкуренция по полу. По единодушному мнению тех женщин, кто уже имеет собственное дело, "встал на ноги", трудно выжить а мире преимущественно "мужского бизнеса" Определенные действия для поддержки женщин осуществляются женскими неправительственными организациями, службой занятости, органами соцзащиты, антимонопольными комитетами, администрацией территорий: специальные программы обучения основам менеджмента, изучение общественного мнения на предмет готовности к экономической самодеятельности, иногда - поддержка женских проектов, небольшая материальная помощь, а частности, безработным для открытия своего дела, организация межрегиональных ярмарок с информационно-рекламными целями, кое-где даже принятие специальных нормативных актов, в частности, особого закона в Башкортостане и т. п., но этого недостаточно для создания необходимых условий возникновения миллионов мелких фирм.

* В 1993 г. численность субъектов малого предпринимательства - 700 тыс. доля работающих -11,5% По оценкам Минэкономики, порог ощутимости этой деятельности возникнет при 2-3 млн. занятых.

Между тем западные исследования предпринимательских качеств по основным критериям (независимость, отношения с людьми, находчивость, предотвращение ущерба, склонность к риску, приспосабливаемость к изменениям, страх перед неудачей, отношение к информации, интенсивность деятельности) говорят в пользу не мужчин, а женщин. Более того, женщины старательнее, менее амбициозны, проявляют большую ответственность, четко представляют цели своих фирм и менее склонны к панике на начальной стадии создания предприятия, охотно используют советы опытных коллег. Они легче описываются в новую среду, придавая особое значение межличностным отношениям. А именно это, по мнению специалистов, а не профессионализм, определяет в первую очередь успех предпринимателя.

Чтобы реально задействовать указанные качества, необходима определенная государственная политика поддержки малого бизнеса, в том числе и женского. Учитывая, что в женской среде доверие к общественной экономике с ее привычными формами управления сохраняется, требуется систематическая работа по преодолен и то психологического барьера. Еще важнее - заинтересованность и помощь власти. Что следовало бы сделать в целях поощрения малого бизнеса и самозанятости, от чего, как показывает опыт, выигрывают в значительной мере женщины?

Во-первых, иметь специальный раздел федеральных программ поддержки малого предпринимательства, занятости с участием в них женщин. Возьмем, к примеру, Францию, где с 1989 г. действует национальная система специальных государственных фондов предприятий, создаваемых женщинами;

в США в Администрации по делам малого бизнеса (АМБ) действует с 1977 г. специальная программа для женщин-владельцев малых фирм и т.п. У нас в федеральной программе поддержки малого предпринимательства нет даже упоминания женщин.

Во-вторых, организовать образование, просвещение женщин основам предпринимательства, расширение пропаганды, информации, создание централизованных бухгалтерских и юридических услуг и т. п., словом, некая "инкубационная деятельность" для начинающих.

Уже давно предполагается сеть пилотных экспериментальных центров содействия предпринимательству, информационно-консалтинговых центров, центров социальной реабилитации безработных, даже называются адреса некоторых из них: Москва, С.-Петербург, Рязань, Псков, Новгород, Томская, Свердловская, Ярославская области, Приморский край - с тем, чтобы на их опыте отработать систему государственной поддержки. К сожалению, указанные структуры намечены в основном в столицах, а надо бы еще и в закрытых городах, городах с монозанятостью, в зонах, наиболее опасных по безработице и т п. Причем в основном пока планируются достаточно ограниченные их функции: обучение, передача технологий и гораздо меньше - организация и поддержка новых рабочих мест и помощь в открытии собственного дела.

В-третьих, требуется финансовая поддержка, дешевые кредиты, низкие налоги, доступные производственные помещения, земля *. Наши системы законодательства, налогообложения, бухучета не делают никаких различии между крупным предпринимателем и самозанятым, который, как известно, не ориентируется на получение прибыли; кредит получить практически негде, хотя было много обещаний, в частности, давать их в виде социальной защиты для многодетных, беженцев, безработных; отрицательно действуют страховые платежи для самозанятых, хотя последние практически никогда не воспользуются оплатой бюллетеня, медицинской страховкой и тем более пособием по безработице, находясь на самообеспечении,

В-четвертых, активизация участия национального капитала, ликвидация причин утечки капиталов за рубеж и организация выгодных условий вложений н отечественную экономику, в том числе и в малое предпринимательство.

Далее...