|
|
Лахова Е. Женское движение в годы реформ: проблемы и перспективы. М., 1995.
|
В начало документа |
В конец документа |
Лахова Е. Ф. Женское движение в годы реформ: проблемы и перспективы Продолжение. Перейти к предыдущей части текста Московский реабилитационный центр жертв сексуального нападения "Сестры" (в момент основания руководитель - Гайдаренко Н.) возник еще в 1991 году. Первые три года группа энтузиастов работала без регистрации - подобных служб в России никогда не было, и власти с трудом осознавали необходимость их возникновения. Центр был официально зарегистрирован в марте 1994 года. В Центре работает "телефон доверия". Только за первый год деятельности Центра его сотрудницы приняли 3455 звонков, из них 682 - это обращения людей, которым была необходима экстренная психологическая помощь, а 229 - обращения по поводу сексуального насилия. Активистки Центра ведут интенсивную пропагандистскую работу в учебных заведениях, женских организациях, публикуют информацию в различных изданиях, готовят к печати специальную литературу, проводят психологические тренинги и т.д. Центр поддержал инициативу проведения конференции "Безопасность женщин", которая состоялась в апреле 1996 года в Петербурге. По настоянию женских организаций начали возникать и первые убежища для жертв домашнего насилия. Один из них - Петербургский центр "Женщина в опасности" (директор - Аристова М.В.). Он открыл свои двери в 1996 году благодаря настойчивости и упорству его директора, которая в течение четырех лет убеждала мэрию города в необходимости профинансировать этот проект. В центре работают психологи, юристы, социальные работники. Любая женщина, подвергшаяся домашнему насилию, может пробыть в нем до недели, пока специалисты не помогут ей найти выход из сложной бытовой ситуации. Экологические организации. Несмотря на тяжелую экологическую ситуацию в России, организации этого типа пока не получили здесь должного развития. Прежде всего, очевидно, из-за низкого уровня экологического сознания наших соотечественников, а также сложностей с финансированием. Но такие организации есть. Одна из самых заметных - московская экологическая ассоциация женщин "Юнона" (президент - Веденева Р.П.). "Юнона" занимается конкретными проблемами экологического состояния Москвы. Ее активистки выезжают на звонки москвичей, обращающихся в ассоциацию по самым различным поводам в том случае, когда они отчаялись получить помощь от Санэпиднадзора или Госкомприроды. "Юнона" помогает сохранять зеленые насаждения, борется за внедрение новых технологий по переработке вторсырья и производственных отходов. Ассоциация ведет и просветительскую деятельность. Ее активистки убеждены в том, что не только российская земля, а вся наша планета остро нуждается в разумном, бережном отношении[[См. подробнее: "Женщина плюс...1994, № 2. С.8-9.]]. Региональные организации. Определенная децентрализация российской жизни, усиление центробежных тенденций, сосредоточение больших властных - и финансовых - полномочий в регионах по-своему стимулируют развитие региональных женских объединений. Многие из них пользуются влиянием и авторитетом по всей России. Среди них можно назвать Байкальский региональный союз женщин "Ангара", объединение "Женщины Дона", Конгресс женщин Кольского полуострова, Ярославскую региональную организацию "Равновесие" и многие другие. На городском уровне активно действуют "Ассоциация гуманитарных инициатив" г. Мирного (республика Саха-Якутия), Воронежская организация "Не ЖДИ", Женское общественное объединение "Фемина" г. Набережные Челны, Информационно-образовательный центр "Стимула" подмосковного г. Дубна, общественная организация "Пролог" из подмосковного г. Жуковского, "Согласие" из Сергиева Посада и многие другие. Одной из старейших организаций в этом ряду является Байкальский региональный союз женщин "Ангара". Он был основан в 1991 году (президент - Широбокова А.А.) как многофункциональное общественно-политическое объединение, собравшее под своей крышей различные женские клубы, организации, ассоциации. "Ангара" видит свои задачи в том, чтобы стимулировать активное вовлечение женщин в процесс социально-экономического, политического и культурного преобразования Байкальского региона; содействовать изживанию всех форм дискриминации по признаку пола; противодействовать всем формам насилия над личностью; вносить свой вклад в демократизацию российского общества с помощью развития регионального женского движения. Развивая идеи социального партнерства, "Ангара" активно сотрудничает со всеми общественными объединениями области, со структурами исполнительной и законодательной власти. Ее активистки занимаются проблемами борьбы с наркоманией среди подростков, обеспечения женской занятости в регионе, профилактики насилия в отношении женщин, развития женского предпринимательства, продвижения женщин в структуры власти. В числе крупных акций "Ангары" - два международных женских форума "Женщины за выживание планеты". Первый из них состоялся 8-12 июля 1996 года, второй - 8-12 июля 1998 г. В работе форумов участвовали представительницы женских организаций России, Финляндии, США (более 200 человек на каждом). Они обсуждали самые главные проблемы, определяющие роль и место женщин в обществе: женщины, культура и религия; женщины, власть и право; предпринимательство и женщины; социальная политика и семья. Заметным событием стала и проходившая в феврале 1997 года региональная конференция "Реформы в регионах России: женский взгляд". Активистки женских организаций из различных российских краев обсуждали на ней вопросы повышения социального статуса женщин в нынешних социально-экономических и политических условиях, поддержки и развития общественных и некоммерческих организаций, формирования новых отношений социального партнерства между государственными и общественными структурами. Были подняты темы женской занятости и образования, медицинского обслуживания и экологии, использования возможностей новых информационных технологий и технологий проведения избирательных кампаний женскими движениями и организациями. Неформальные женские объединения. Крупнейшее в их числе - Независимый женский Форум (в момент основания лидер - Посадская А.И.). Это объединение складывалось в 1991-1992 годах и сыграло важную роль на начальном этапе становления независимого женского движения. Идея его создания принадлежала группе исследовательниц Центра гендерных исследований Института социально-экономических проблем народонаселения и демографии Российской Академии наук. Их первые инициативы связаны с проведением двух крупных акций - Первого и Второго Независимых женских Форумов в подмосковном городе Дубне. Название мероприятия - "Независимый женский Форум" - стало нареченным для объединения, которое так никогда и не было официально зарегистрировано. Выбор названия - в ту пору демонстративного, даже эпатажного - был продиктован стремлением его участниц подчеркнуть новизну своих установок, ориентацию на принципиально иной, чем прежний, советский, тип женской социальной активности. Эта оппозиция выглядела примерно так: прежний образец - движение, зависимое от принимаемых "сверху" решений. Строится же - движение независимое. Прежнее движение - заорганизованное, основанное на началах жесткой иерархии. Новое - объединение неформальное, практически не структурированное, динамику которого определяет инициатива снизу. Иными словами, Форум возникал как "альтернативная женская организация, основанная на принципах отсутствия иерархии, централизации, жесткого подчинения, конкуренции"[[Из письма инициативной группы по подготовке II Независимого женского Форума от 2 мая 1992 года.]]. В этом не было какой-то специфики Форума. Типичные для западных массовых движений 70-80-х годов установки на автономность, антииерархичность, спонтанность действия, как уже говорилось, были поначалу взяты на вооружение целым рядом женских организаций России. Правда, в отличие от западных образцов отечественные женские объединения были, как правило, "персонифицированными" - они создавались в основном "под лидера". В этом проявлялся не столько "умысел" их учредителей, сколько особенности нынешнего российского социума, в котором все общественные связи, нормы и правила игры определяются "персонами", конкретными фигурами, лидерами. Первый Независимый женский Форум состоялся 28-31 марта 1991 года. В его работе приняли участие 200 представительниц женских организаций из 25 городов страны. Тема и девиз Первого Форума - "Демократия минус женщина - не демократия". Впервые после долгого перерыва российские женщины открыто говорили на нем о своих проблемах, своем видении будущего России. Развернувшаяся на Форуме дискуссия получила отражение в его "Итоговом документе"[[Итоговый документ Первого Независимого женского Форума. // "Преображение", 1993, № 1. С. 198-199]]. В нем, в частности, подчеркивалось: несмотря на декларированное Конституцией 1977 г. равноправие женщин и мужчин, "в нашей стране существует социально-экономическая, политическая и культурная дискриминация" по признаку пола; практически не выполняются подписанные международные соглашения о недопустимости подобных форм дискриминации и необходимости ее искоренения. Участницы Форума предлагали принять срочные меры, которые обеспечили бы возможности для преодоления существующей гендерной асимметрии. В их числе: поддержка малого и среднего женского предпринимательства; создание новых рабочих мест для женщин, поддержка новых форм семейных отношений, с равным участием родителей в воспитании детей и обеспечении быта; равное представительство мужчин и женщин в структурах власти; поддержка женских гражданских инициатив; преодоление стереотипного отношения к женщинам в средствах массовой информации; развитие "женских исследований" и введение специальных курсов по "женскому вопросу" в системе среднего и высшего образования. Форум постановил, что считает первоочередной задачей создание "женской информационной сети". Кроме того, участницы Форума предлагали "объединиться и сделать Форум постоянно действующим". В соответствии с этим предложением практически сразу же по завершении его работы началась подготовка ко Второму Форуму. Тема и девиз Второго Форума - "От проблем к стратегии". Предполагалось, во-первых, что Второй Форум станет базовой структурой, обеспечивающей подготовку и представление альтернативного (по отношению к официальному) Национального доклада по положению женщин, который страна подает в международные организации, в частности, в ООН как участница соглашений о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. А во-вторых, что в его рамках пройдут интенсивные обучающие семинары по целому блоку вопросов, так или иначе связанных с конкретными проявлениями дискриминации. Обе задачи должны были способствовать разработке единой стратегии независимого женского движения. Второй независимый женский Форум проходил 27-29 ноября 1992 года. Он собрал более 500 представительниц женских организаций из разных регионов страны, а также гостей из многих стран мира. Его итоговый документ[[Там же. С. 149-151]] подчеркивал, что за полтора года, прошедших после проведения Первого Форума, независимому женскому движению страны удалось добиться главного - "оно стало реальностью" общественно-политической жизни. Женщины вышли "из социальной тени в область социальной видимости". Вместе с тем, в документе обращалось внимание на то, что "Форум не ориентируется ни на одну из действующих" политических сил, будь то партии или движения, поскольку они не имеют "полноценной и реализуемой программы повышения социального статуса женщин". Работа Форума проходила как на пленарных заседаниях, так и в многочисленных дискуссионных группах, на "круглых столах", проводились и специальные тренинги. Дискуссионные группы разрабатывали свои предложения для итогового документа по следующим направлениям: права женщины как составная часть прав человека; реализация равенства прав и возможностей женщин и мужчин; учет гендерных последствий осуществляемых социально-экономических программ и т.д. Принципиально значимыми были прозвучавшие на Форуме требования о включении в текст проекта новой Конституции РФ положения о равенстве прав и возможностей мужчин и женщин. Эти требования выдвигали в то время многие женские организации. Вместе с тем, звучали предложения о проведении гендерной экспертизы всех принимаемых законодательной и исполнительной властью решений, а также о создании эффективного национального механизма по повышению социального статуса женщин. В октябре 1993 года участницы Форума провели пресс-конференцию, на которой выступили с "Обращением" к своим будущим избирателям. В нем, в частности, говорилось: "Сегодня, в сложных условиях предвыборной кампании, мы обращаемся не к "населению России", как это обычно принято, и не к "политическим" и "региональным элитам", мы обращаемся к женщинам и мужчинам - к тем, кто знает нас, и к тем, кто нас не знает, но, как и мы, считает: современное общество должно быть не только обществом равных прав, но и обществом равных возможностей. Демократия минус женщина - не демократия. Когда три года назад этот лозунг выдвинул Первый Независимый женский Форум, мы не могли себе представить, что сможем увидеть эти слова на газетных страницах. В последние недели мы убедились: независимый женский голос не только существует, он стал слышен и политически значимым". [["Феминф", феминистский информационный журнал, 1993, № 3. С.6]] Участницы Форума приняли решение не создавать отдельный блок на выборах, а включить своих кандидатов в списки разных блоков и объединений. Вот какими соображениями это обосновывалось: "Это решение было продиктовано теми условиями, в которых реально осуществлялась предвыборная кампания, когда ни одна из политических партий практически не была готова представлять интересы женщин, т.е. не было партии, которую можно было бы целиком и полностью поддержать. Однако, немедленно возникает вопрос - почему же сам Форум не стал таким политическим блоком. Это - сознательное решение или признание неготовности к такой роли? Пока что, видимо, скорее первое, однако нужно признать, что общая проработка политических вопросов к моменту начала избирательной кампании могла быть значительно лучше. ...Нашей неготовности способствовало и ярко выраженная различная политическая ангажированность членов Форума в традиционном (нефеминистском) смысле. Многие из нас были и остаются ярыми приверженцами различных партийных ориентаций - что затрудняет нахождение общей платформы. Между тем, общие интересы женщин в настоящей политической ситуации, безусловно, налицо. Это - вещь невыдуманная, и все мы это хорошо знаем"[[Там же. Из выступления Т.Клименковой на семинаре "Независимый женский Форум: избирательная кампания, октябрь-декабрь 1993 года". С.2.]]. Кандидаты в депутаты от Независимого женского Форума проходили по списку объединения "Яблоко" и списку блока "Преображение", а также как независимые кандидаты по одномандатным округам. Первый опыт участия в избирательной кампании успеха им не принес. Следующие годы для Независимого женского Форума прошли под знаком подготовки, участия и реализации решений Четвертой Всемирной конференции по положению женщин, состоявшейся в Пекине в сентябре 1995 года. В Пекине Форум был представлен солидной группой в 50 человек. Накануне Конференции Независимый женский Форум провел три межрегиональных семинара в России, в ходе которых обсуждались подготовительные документы к Пекинской встрече и ее повестка дня. В Пекине участницы Независимого женского Форума организовали серию собственных акций: "круглых столов", семинаров, дискуссий. А после Пекинской встречи, извлекая уроки, пришли к заключению, что деятельность российских участниц как членов одной команды была скорее неэффективной. Что же им помешало? Вот что писала об этом одна из активных участниц событий М.Либоракина: "Отсутствие реальных партнерских отношений, систематических и скоординированных совместных действий официальной делегации и неправительственных организаций (у которых есть значительный интеллектуальный ресурс и опыт участия в международных конференциях), безусловно, сыграло против нашей страны"[[Либоракина М. Очень секретная женская политика. // "Сегодня", 26.10.1995]]. После Пекина Независимый женский Форум берет курс на развитие социального партнерства. Но эту задачу решает уже не столько само объединение, сколько входящие в него организации. Глава 3 Первый парламентский опыт женского движения (1993-1995 г.г.) Участие в избирательной кампании 1993 года стало важной вехой в истории женского движения России. Ни одна влиятельная политическая организация, вступившая в борьбу за места в парламенте, не включила в свои программные документы положения о необходимости обеспечить равные права и равные возможности для российских женщин и мужчин. Ни одна из них не сочла нужным обеспечить сколько-нибудь заметное представительство женских имен в списках кандидатов. Не добившись понимания со стороны мужского политического истэблишмента, некоторые женские объединения страны самостоятельно вышли на старт избирательного марафона. Одно из них - политическое движение "Женщины России" - пришло к финишу. Завоевав в трудной борьбе 8,13% голосов избирателей, оно одолело пятипроцентный барьер и получило право образовать свою фракцию в Государственной Думе. Политическое движение "Женщины России" возникло в октябре 1993 года как избирательный блок трех женских организаций федерального статуса - Союза женщин России, Союза женщин военно-морского флота и Ассоциации женщин-предпринимателей. В Уставе Движения подчеркивалось, что его основной целью является "активизация участия женщин в общественно-политической жизни России, увеличение их представительства в выборных органах власти на всех уровнях принятия решений"[[Устав политического движения "Женщины России", М., 1993]]. Здесь же говорилось, что "движение выступает за общечеловеческие ценности, социально ориентированную государственную политику, демократическое устройство общества, за равное представительство полов во всех органах власти и управления"[[Там же.]]. Иначе говоря, движение заявляло, что преследует двоякую цель: с одной стороны, оно намеревалось добиваться реализации определенных "групповых" интересов - интересов российских женщин, а с другой, - развития демократии. Предвыборная программа политического движения разъясняла: "Выдвигая женщин кандидатами в депутаты Федерального собрания, мы выступаем за подлинную демократию, демократию для всех. Без женщин нет демократии"[[Пресс-релиз политического движения "Женщины России", октябрь 1993]]. Лидеры движения, отвечая на постоянно звучавший в ходе предвыборных баталий вопрос, зачем в принципе следует добиваться более широкого участия женщин в управлении государством, подчеркивали, что это необходимо по многим причинам. Во-первых, почти полное отсутствие женщин в сфере принятия государственных решений противоречит самим принципам демократического устройства общественной жизни: не может быть демократии - власти народа - там, где его половина, женщины, лишена этой власти. Во-вторых, именно перед женщинами стоит задача качественно изменить мир политики: "женщины с их милосердием и стремлением к согласию способны особенно эффективно влиять на принятие решений в интересах мира и человека". В-третьих, участие женщин в законотворчестве будет способствовать защите социальных интересов всех россиянок в сфере труда, социального обеспечения и т.д.[[Информационный бюллетень фракции политического движения "Женщины России" Государственной Думы РФ. 1995, № 5. C. 2]]. Позднее исследователи, изучавшие особенности избирательной кампании 1993 года, отмечали, что участие в ней самостоятельного женского политического блока "обнаружило "гендерную" окраску власти, которая до той поры претендовала на нейтральность и универсальность, но оставалась, по сути, властью мужской"[[Айвазова С.Женщины и общество. Гендерное измерение политического процесса. М.,ИСПРАН, 1996. С.162]]. И хотя аналитики, политологи, обозреватели всех политических ориентаций старательно обходили стороной это обстоятельство, избиратели обратили на него внимание и отдали свои голоса женскому блоку, выступавшему от лица всех россиянок - от лица пола, отстраненного от политики. Этот блок поддержали 4 млн. 369 тысяч 918 избирателей или 8,13% от общего числа голосовавших за партийные списки. В З2 из 88 регионов, участвовавших в выборах по общефедеральному округу, за него проголосовало свыше 10% избирателей, в шести регионах этот процент был еще выше: Ямало-Ненецкий округ - 19,2%; Эвенкийский автономный округ - 17,39%; Курганская область - 15,52%; Приморский край - 15,27%; Еврейская автономная область - 14,92%; Удмуртская республика - 14,77%. В числе тех, кто голосовал за блок, преобладали женщины - 82% от общего числа поданных голосов. Электорат был в основном молодым: 19% избирателей в возрасте от 18 до 29 лет; 37% - в возрасте от 30 до 44 лет, и только 16% пенсионеров. Среди тех, кто отдал свои голоса за женское политическое движение, рабочие составляли 30%, служащие - 27%, инженерно-технические работники - 13%, интеллигенция - 8%, крестьяне - 3%, чиновники - 1%, предприниматели - 1%, и т.д. Интересы этих избирателей надлежало представлять в российском парламенте депутатам женского политического движения. Депутаты Движения образовали в Государственной думе пятого созыва (1993-1995 годы) свою фракцию - "Женщины России". Ее председателем стала автор этой книги. Возглавлявшая список политического движения А.В. Федулова была избрана заместителем Председателя Государственной Думы. В составе фракции - 21 депутат. В их числе было 9 педагогов, 6 медицинских работников, 2 предпринимателя, 3 юриста, 1 актриса. Самой молодой в момент избрания исполнилось 32 года, самой пожилой - 54 года; основная масса - в возрасте от 40 до 50 лет. Все депутаты фракции имели высшее образование. Некоторые - дипломы кандидатов наук, одна - степень доктора социологии. Депутаты фракции входили во все рабочие комитеты, подкомитеты и комиссии Думы, а часть из них - возглавляли. В том числе - такие важные, как Комитет по делам женщин, семьи и молодежи; подкомитет по пенсионному обеспечению и государственным выплатам; подкомитет по правовым гарантиям военнослужащим, лицам, уволенным с военной службы и членам их семей, связям с общественностью; подкомитет по правам человека и Федеральному законодательству; подкомитет по медицинской реабилитации населения; подкомитет законодательных основ обеспечения населения медицинской продукцией; подкомитет бюджетного планирования в сфере безопасности; подкомитет по делам семьи и демографической политике; подкомитет по делам детей и молодежи; подкомитет по международному, культурному, научному и гуманитарному сотрудничеству. Эти позиции позволили фракции активно участвовать в законотворческом процессе и корректировать его в соответствии со своей предвыборной платформой - со своими целями и обещаниями, данными избирателям. Задача была далеко не простой. Для ее успешного решения требовалось одолеть сразу несколько порогов. Особая женская фракция в парламенте - образование исключительное. Аналогов ей не было ни в мировой, ни в отечественной политической практике. Члены фракции были обязаны доказать, что они умеют работать столь же профессионально, как и парламентарии-мужчины. И одновременно - что они работают иначе: иначе видят стоящие перед страной проблемы, иначе отвечают на запросы избирателей. Короче говоря, доказать, что социальный опыт женщин позволяет парламенту увидеть стоящие перед страной проблемы во всей их полноте. Другой порог - внутренняя политическая разнородность фракции, депутатов которой объединяла лишь установка на защиту и представительство интересов российских женщин. И это давало о себе знать при обсуждении злободневных политических проблем. Еще одно, достаточно неожиданное препятствие - дистанция, возникшая между фракцией и блоком выдвинувших ее женских организаций. И, наконец, барьер между общественным мнением, которое в значительной степени формируется средствами массовой информации, и депутатами фракции. Все это обнаружилось не сразу, не вдруг. Опыт, умение обогнуть подводные камни приобретался на ходу. С чем-то справиться удалось, а какие-то проблемы остались нерешенными. Тем не менее, фракция сумела обрести собственное лицо, сформировать собственную политическую линию. Вопреки многим прогнозам и предсказаниям, фракция не примкнула в парламенте ни к коммунистической оппозиции, ни к проправительственным блокам. Она заняла особую позицию - умеренности и прагматичности. Вот что говорили об этом лидеры фракции: "Политическая позиция "Женщин России" ... имеет отчетливо выраженный центристский характер. Свое отношение к каждому вопросу фракция ... определяет, исходя из интересов обыкновенного, рядового человека, а не на основе той или иной идейно-политической доктрины"[[Информационный бюллетень фракции "Женщины России", 1995, № 5. С.3.]]. Выбрав центризм в качестве своего идейно-политического кредо, женская фракция подчеркнуто дистанцировалась от крайнего радикализма как правого, так и левого толка, обрекавших российское общество на противостояние, противоборство. Фракция стремилась к роли посредника между противостоящими лагерями, взаимное неприятие которых незадолго до этого едва не столкнуло страну в пропасть гражданской войны. Прежде всего, в этом проявилась особенность "женского" социального опыта и видения политики. Не случайно фракция стала одним из инициаторов провозглашения Меморандума о согласии, а затем - подписания Договора об общественном согласии, которое состоялось весной 1994 года. В укреплении российского парламентаризма фракция видела едва ли не единственную возможность для страны вступить на путь цивилизованного согласования различных социальных интересов. Она рассматривала Государственную Думу, прежде всего, как "лабораторию, опыт которой значим для всего общества, где учатся искусству компромисса и сосуществования с политическими оппонентами, взаимодействию с другими ветвями власти"[[Подробнее см. Е.Лахова. Разделяй и...думай. // "Комсомольская Правда", 4 октября 1995 г.]]. |