|
|
Лахова Е. Женское движение в годы реформ: проблемы и перспективы. М., 1995.
|
В начало документа |
В конец документа |
Лахова Е. Ф. Женское движение в годы реформ: проблемы и перспективы Продолжение. Перейти к предыдущей части текста Фракция понимала центризм как курс на диалог, компромисс, согласование интересов различных сторон. Все эти понятия были во многом новыми для российской политической культуры. Их не воспринимали даже аналитики, которые усматривали в центризме фракции "Женщин России" всего лишь проявление "непоследовательности, неуверенности, отсутствия собственных убеждений, колебаний слева направо"[[См."Известия", 5 ноября 1995 г.]]. Несмотря на такого рода критику, фракция последовательно придерживалась своего выбора. Члены фракции были убеждены в том, что центризм - это единственная позиция, позволяющая всегда и во всем исходить из интересов рядового человека, заниматься конкретным делом, конкретными вопросами. Вот почему в законотворческой деятельности "Женщины России" сделали ставку на откровенный прагматизм в защите нужд и потребностей избирателей. Многие обозреватели увидели в этом симптом политической неразборчивости. Вот что писала респектабельная пресса: "Анализ итогов деятельности фракции "Женщины России" в Государственной Думе показывает, что это объединение - одно из наиболее прагматичных, ибо чаще всех голосует за полярно противоположные предложения. И именно этот прагматизм лежит в основе устоявшейся за фракцией репутации "умеренной"[[Там же.]]. Депутаты пытались объясниться: "Доктринерские соображения никогда не влияли на позицию фракции при голосованиях. По одному вопросу "Женщины России" могут голосовать вместе с коммунистами, по другому - с "Выбором России". Все определяется тем, насколько результат голосования может быть полезен обществу и его гражданам. Фракции не раз приходилось выслушивать обвинения в беспринципности и непредсказуемости. Но "Женщины России" уверены, что непримиримость, нетерпимость мешают принятию взвешенных решений, а взвешенность и чувство меры - это залог достижения мира и согласия в обществе" [[Информационный бюллетень фракции "Женщины России", Цит.пр. С. 3.]]. За два года работы в парламенте фракция участвовала в разработке 209 из 325 законопроектов, прошедших через Думу. Тринадцать законопроектов были подготовлены ее депутатами. Стратегическим направлением ее деятельности было обеспечение социальной направленности реформаторской политики государства, ее подчинение интересам рядового гражданина. Своим головным комитетом фракция считала Комитет по делам женщин, семьи и молодежи. Его Председателем была депутат фракции Г.И.Климантова. "Женщины России" исходили из того, что семья является сегодня важнейшей ценностью в жизни российских граждан[[Об этом же говорят и социологические опросы, проводившиеся в 90-е годы. См.,в частности, сб. "Российская повседневность и политическая культура". М., ИСПРАН, 1996. С.61.]], поэтому она должна стать объектом внимания и заботы со стороны законодателей, а семейная политика - важной составной частью социальной политики государства. Депутаты фракции - члены Комитета по делам женщин, семьи и молодежи - принимали активное участие в подготовке нового Семейного Кодекса Российской Федерации, где определялись принципы современного государственного подхода к семье. Этот Кодекс содержит 178 статей и касается всех аспектов семейной жизни. Семейный Кодекс, равно как и другие разрабатывавшиеся депутатами фракции законы о семье, формулировался с учетом международного законодательства в отношении женщин, семьи, детей и молодежи, в частности, в соответствии с такими документами как Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенция о правах ребенка и т.п. В числе наиболее важных законов о семье, принятия которых добивалась фракция, следует назвать закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (вступил в силу 24.05.95). Данный закон предусматривает гарантированную выплату пособия в размере от 70% от минимальной заработной платы до достижения ребенком 16-летнего возраста и единовременное пособие при рождении ребенка в размере 10 минимальных заработных плат. Этот же закон увеличивает размеры помощи малоимущим - матерям-одиночкам; беженцам. Депутаты фракции особо настаивали на том, что необходимо уравнять в семейных правах обоих родителей. Именно с этой целью - ликвидировать элементы дискриминации в практике семейных отношений и одновременно повысить конкурентоспособность женщин на рынке труда - "Женщины России" обратились к президенту страны с предложением инициировать ратификацию Конвенции № 156 Международной Организации труда от 3.06.1981 года "О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями". Президент принял эту рекомендацию и внес соответствующее предложение в Государственную Думу. Теперь оно воплощено в жизнь. Очень важной была и другая законодательная инициатива депутатов фракции в сфере семейного законодательства. Речь идет о поправках к Закону Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской федерации". Предложенные поправки оказались действенным инструментом защиты прав несовершеннолетних при приватизации и продаже жилья. Они позволили исключить ситуации, типичные на начальном этапе приватизации, когда дети оставались без крыши над головой. Усилиями фракции в Законах о федеральных бюджетах на 1994-1995 годы отдельной защищенной строкой было обеспечено финансирование программы "Дети России" с шестью подпрограммами: "Дети-сироты", "Дети Севера", "Дети Чернобыля", "Дети-инвалиды", "Планирование семьи", "Развитие индустрии детского питания в РФ на 1991-1995 годы". Кроме того, в бюджет на 1995 год защищенными статьями были включены расходы на стипендии, пособия и другие социальные выплаты; в бюджетах на 1994 и на 1995 годы предусмотрены ассигнования на летний отдых детей и компенсации на строительство молодежных жилищных комплексов. Очень важными были и законодательные предложения фракции, направленные на установление нового порядка взимания алиментов - их размер благодаря этому стал определяться не заработком плательщика, а размером его доходов, а также на урегулирование порядка внутреннего и международного усыновления детей. Фракция начала разрабатывать принципиально новые для нашего законодательства законопроекты о предотвращении насилия в семье и о репродуктивных правах граждан, но не успела завершить работу над ним. "Женщины России" настаивали на том, что социальная сфера должна стать приоритетной для государства, что социальные гарантии нужны не только малоимущим, но и гражданам с высокой деловой активностью, что необходимо следовать букве и духу действующей Конституции Российской Федерации, определяющей нынешнее российское государство как государство социальное. Отстаивая эти позиции, фракция одной из первых забила тревогу по поводу задержек с выплатой заработной платы, которые в 1994 году стало практиковать правительство. В апреле 1994 года фракция выступила с обращением к депутатам Государственной Думы, подчеркивая в нем, что такого рода практика "является нарушением закрепленных в Конституции прав граждан". В этом "Обращении" фракция предлагала: внести изменения в соответствующую статью (96) Кодекса законов о труде, чтобы установить сроки выплаты заработной платы не реже одного раза в неделю; при задержке заработной платы установить ее индексацию с учетом инфляции; установить уголовную и административную ответственность лиц, виновных в нарушении статьи 96 Кодекса законов о труде РФ; обязать Госкомстат РФ по согласованию с Центральным банком РФ разработать и ввести в 1994 году оперативную ежемесячную отчетность о расчетах по оплате труда[[См. "Обращение" фракции политического движения "женщины России" к депутатам Государственной Думы Федерального Собрания РФ. // Информационный бюллетень фракции политического движения "Женщины России", 1994, № 2. С.29]]. Государственная Дума не поддержала эти предложения. Депутаты фракции приняли активное участие в подготовке специальных законов, призванных решить самые острые социальные проблемы российских граждан. В числе таких законов - "Закон об упорядочении заработной платы работников бюджетной сферы". Он был принят 21 июля 1995 года и позволил увеличить размер тарифной ставки первого разряда, а также тарифные ставки и оклады в соответствии с тарифными коэффициентами, действовавшими до 27 февраля 1995 года, а также ряд других законов и поправок. Фракция приложила немало усилий, чтобы противодействовать приватизации учреждений образования, здравоохранения, культуры. Ее депутаты выступили с инициативой принятия закона о моратории на приватизацию государственных и муниципальных учреждений системы образования. Своевременно введенный мораторий предотвратил развал системы государственного бесплатного общедоступного образования, угроза которого на начальном этапе приватизации была вполне реальной. 13 сентября 1994 года "Учительская газета" напечатала предлагавшийся Министерством образования РФ законопроект "О разгосударствлении и демонополизации в образовательной сфере". В ответ на него фракция сделала следующее заявление, адресованное Председателю Госкомимущества РФ Чубайсу А.Б., Председателю Государственного Комитета по Высшему образованию Р.Ф. Кинелеву В.Г., Министру образования РФ Ткаченко Е.В.: "Положения статей данного законодательного акта нарушают ст. 43 Конституции Российской Федерации, ст. 3 гл. VI. Договора об общественном согласии об обязанности государства обеспечить право россиян на доступное бесплатное полное среднее и высшее образование, не согласуются с требованиями Указа Президента РФ (№ 1487 от 8 июля 1994 года) о восстановлении в России в полном объеме государственного стандарта среднего образования; ...концепция проекта Закона о разгосударствлении и демонополизации в образовательной сфере направлена на ликвидацию системы государственного образования и замену его различными формами частного образования, что не согласуется с мировыми тенденциями развития образования в цивилизованных странах. Мнение фракции политического движения "Женщины России" согласуется с повсеместным протестом педагогической и родительской общественности против каких-либо попыток проведения приватизации учебных заведений. Граждане России в основной своей массе против элитарной направленности развития образования, лишающей их конституционных прав и гарантий"[[См. Информационный бюллетень фракции политического движения "Женщины России", 1994, № 2. С.25.]]. В то же время ряд законодательных поправок депутатов фракции способствовал развитию - параллельно с государственными - частных структур образования. Благодаря настойчивости "Женщин России" в Государственной Думе 5-го созыва был сформирован Комитет по охране здоровья. Работавшие в нем депутаты фракции, в числе прочего, подготовили и провели через Думу закон "О лекарственных средствах", вокруг которого развернулась острая борьба. Данный закон, призванный отрегулировать отношения на рынке лекарств, установить контроль над разработкой и внедрением новых лекарственных препаратов, облегчить потребителям получение качественной лекарственной помощи, до сих пор не принят. Проблемы государственного строительства также были важной составной частью деятельности депутатов фракции. "Женщины России", озабоченные прочностью федеративных основ российской государственности, выступали против крайностей сепаратизма и унитаризма. Они последовательно отстаивали идею равенства статуса и прав всех субъектов Российской Федерации. Фракция внесла свой вклад в подготовку и обсуждение законопроектов "О порядке и принципах разграничения полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов", "Об общих принципах организации системы органов государственной власти субъектов РФ", в которых устанавливались самые общие принципы и нормы взаимодействия между Федерацией и ее субъектами. Фракция полагала одной из своих главных задач содействие формированию в России сильного, демократического, правового государства, считая при этом, что для существования такого государства не достаточно деятельности одних только федеральных и региональных властей. Его опорой должны быть общественные инициативы граждан. Каждый российский житель должен иметь возможность участвовать в повседневном обустройстве своего города, района, села. В развитии местного самоуправления фракция видела одно из направлений демократизации российской жизни. Вот что отмечали депутаты фракции в одном из своих обращений к коллегам по Государственной Думе: "...Мы убеждены, что без создания структур местного самоуправления - структур демократических и дееспособных - невозможно реальное продвижение по пути социально-экономических преобразований в стране. Именно местное самоуправление может гарантировать социальную стабильность и действенное участие каждого гражданина в обустройстве наших городов, поселков и деревень. Только оно может послужить фундаментом возводимого здания российского федерализма и уравновесить опасное как для прав и свобод граждан, так и для целостности государства расширение полномочий региональных властей".[[Обращение фракции политического движения "Женщины России" к депутатам Государственной Думы от 19 октября 1994 года. // Информационный бюллетень фракции политического движения "Женщины России" Государственной Думы РФ. 1994, № 2. C.23.]] Фракция не просто активно поддерживала законопроект "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", но и внесла в него ряд существенных поправок. Они касались обеспечения экономической основы местного самоуправления, развития особых территориальных органов местного самоуправления, полномочия которых будут определяться с учетом местных условий. "Женщины России" делали упор на то, что курс на построение правового государства можно будет считать законодательно и организационно обеспеченным только тогда, когда в стране будут неукоснительно соблюдаться права человека, а их защитой будет заниматься независимый суд. Становлению в стране независимой судебной власти и правам человека был посвящен разработанный депутатами фракции Закон о Конституционном суде Российской Федерации, а также подготовленные при их активном участии законы "Об основных гарантиях избирательных прав граждан" и "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания РФ". Трудная судьба постигла законопроект "Об уполномоченном по правам человека", автором которого была депутат фракции Л. Завадская. Фракция настаивала на его принятии, считая, что введение поста Уполномоченного по правам человека будет способствовать укреплению правовых основ российской государственности - контролю за соблюдением прав человека во всех сферах жизни общества, совершенствованию законодательства, правовому просвещению граждан. Важным направлением деятельности Уполномоченного по правам человека должна была стать защита гражданских прав женщин и детей, преодоление дискриминации по признаку пола. Законопроект был довольно быстро подготовлен и представлен в Государственную Думу. И здесь он наткнулся на препятствие не правового, а политического характера. Его принятие связали с конкретным назначением на пост Уполномоченного депутата С. Ковалева. Обсуждение законопроекта вылилось в выяснение политических отношений, что надолго застопорило его прохождение через парламент. Он был принят лишь в VI-ой Государственной Думе. Неотъемлемой составляющей правозащитной деятельности фракции "Женщины России" стало отстаивание конституционного принципа равных прав и свобод и равных возможностей для женщин и мужчин (статья 19, пункт 3 Конституции РФ). Фракция стремилась найти возможности перевести этот принцип в плоскость реальной государственной политики, в частности, привести в соответствие с ним текущее законодательство. Эта деятельность стала едва ли не главной в работе "Женщин России". Выступая за проведение политики равных прав и равных возможностей для женщин и мужчин, фракция особо выделяла два направления: первое - обеспечение равного представительства женщин и мужчин в структурах власти на всех ее уровнях, везде, где принимаются общественно значимые решения; второе - укрепление позиций женщин на рынке труда, предотвращение массовой женской безработицы. Свой концептуальный подход к политике равных прав и равных возможностей фракция официально обнародовала на первом Всероссийском женском конгрессе "Труд. Занятость. Безработица", состоявшемся в конце ноября 1994 года. На обсуждение участников конгресса, большинство которых составляли активистки неправительственных женских организаций, а также представители администраций областей, краев, городов, районов, представители министерств и ведомств, было предложено два документа, разработанных во фракции: "Взгляд на политику равных прав и равных возможностей" и "Декларация равных прав и равных возможностей". Представляя эти документы, руководство фракции подчеркивало, что "политика равных прав и равных возможностей должна стать составной частью нынешней общенациональной политики - политики реформ"[[Вступительное слово Е.Лаховой на открытии Всероссийского женского Конгресса "Труд.Занятость.Безработица." // Информационный бюллетень фракции "женщины России", цит.пр., 1995, № 3. С.21.]]. В первом документе давались конкретные характеристики того, что такое дискриминация по признаку пола, что такое политика равных прав и равных возможностей, в чем заключается ее цель и значение. В документе говорилось, что политика равных прав и равных возможностей есть антидискриминационная политика, направленная на преодоление гендерной асимметрии, фактического неравенства в положении между полами. Выделялось и то обстоятельство, что политика равных прав и возможностей должна придти на смену специальному "охранному" законодательству, обеспечивавшему статус женщины в советском обществе. Сохранение этого законодательства делает женскую рабочую силу невыгодным товаром на рынке труда. Выход здесь только один - следует перейти от охранного законодательства к законодательству антидискриминационному, обеспечивающему равные права и равные возможности для женщин и мужчин. Антидискриминационное законодательство, по определению, должно предусматривать единый стандарт для трудящихся - будь то женщины или мужчины. И одновременно - обязывать работодателей давать полную информацию о последствиях того или иного типа трудовой деятельности для здоровья трудящихся. Вместе с тем, такое законодательство должно содержать специальные гарантии для женщин, связанные с беременностью и родами. Политика равных прав и равных возможностей предполагает, таким образом, в первую очередь, законодательное выравнивание стандартов, определяющих положение мужчин и женщин на рынке труда. Другая ее составляющая - содействие продвижению женщин на уровень принятия общественно значимых решений, в структуры власти на всех ее уровнях. В документе ставился вопрос о необходимости разработки специальных государственных программ, обеспечивающих массовое вовлечение женщин в управленческие структуры[[Там же. С.22-28.]]. В связи с этим на конгрессе был поднят и остро обсуждался вопрос о юридическом закреплении особых квот для лиц обоего пола в соответствующих законодательных актах. В сжатом виде все эти проблемы нашли отражение в политической "Декларации равных прав и равных возможностей", которая была одобрена сначала на этом конгрессе, а затем на целом ряде национальных и региональных женских конференций. Одним из шагов по реализации "Декларации", которую поддержала женская общественность, одобрили многие женские организации, должна была стать разработка и проведение через Государственную Думу Закона о равных правах и равных возможностях для женщин и мужчин. Депутаты фракции проделали большую предварительную работу по его подготовке. Но законопроект так и не был представлен на обсуждение в Думу. Мешала глухая стена непонимания со стороны мужского большинства парламента. Вместе с тем, был предпринят ряд конкретных шагов, направленных на устранение самых очевидных проявлений дискриминации. В частности, во фракцию поступали многочисленные сигналы о посягательствах на трудовые права женщин. Со всех концов страны сообщали, что руководители предприятий в одних случаях отказываются брать их на работу при наличии вакансий, в других - включают в контракты специальные положения о том, что работница берет на себя обязательство не рожать в течение определенного срока. По настоянию фракции в Уголовный Кодекс РФ были внесены специальные поправки, которые предусматривают уголовную ответственность руководителей всех предприятий, в том числе и частных, за столь вопиющее нарушение прав женщин. Фракция неоднократно поднимала и вопрос о том, что свидетельством явного ущемления гражданских прав женщин является их практически полная отстраненность от участия в выборах в органы представительной власти в субъектах РФ. В целом ряде заявлений фракции подчеркивалось, что "несмотря на формально-юридическое признание принципа равенства прав и возможностей, участие женщин в структурах представительной власти катастрофически снижается (26,6% в 1989 году и 9,9 % - в 1994 г.)" [[Заявление фракции политического движения "Женщины России" // Информационный бюллетень , Цит. пр., 1994 , № 2. С.26.]]. Однако в отсутствие специальных правовых норм, гарантирующих включенность женщин в политический процесс, эти заявления и обращения оставались скорее благими пожеланиями, чем действенным инструментом продвижения женщин в политику. И все же самым сложным вопросом, с которым столкнулась фракция, был чеченский кризис. Свое отношение к событиям в Чечне фракция выразила в первом же Заявлении, принятом по этому поводу 8 декабря 1994 года, практически сразу после начала боевых действий. В этом Заявлении, в частности, говорилось: "Фракция политического движения "Женщины России" обращается к Президенту Российской Федерации с просьбой немедленно начать переговоры по выходу из кризиса, неукоснительному обеспечению гражданских прав и свобод на территории Чечни. Только диалог и тактика компромиссов могут стать основой для установления отношений взаимного доверия и конструктивного сотрудничества между центральными и местными органами власти"[[Заявление фракции политического движения "Женщины России" в связи с событиями в Чеченской республике. // Информационный бюллетень,цит. пр., 1995, № 3. С.9.]]. От этой изначально избранной - миротворческой по содержанию - позиции фракция не отступила ни на шаг в продолжение всего конфликта. Она настаивал на немедленном прекращении боевых действий и начале переговоров о государственно-правовом статусе Чеченской республики; на необходимости отделить военный аспект проблемы от государственно-правового, на том, что переговоры с российской стороны должны вести не представители силовых ведомств, а политики высшего ранга. Фракция первой обратила внимание Верховного Главнокомандующего на недопустимость использования необстрелянных новобранцев в боевых действиях и добилась его прекращения. Она требовала дать конституционно-правовую квалификацию чеченскому кризису, чтобы можно было соответственно оценить статус участников войны в Чечне. Усилий одной только женской фракции в парламенте оказалось недостаточно для решения этого вопроса, и сегодня правовая неопределенность создает дополнительные сложности для тысяч военнослужащих, прошедших через Чечню. Фракция содействовала организации встречи представительниц Комитетов солдатских матерей с премьер-министром страны В.С. Черномырдиным. Депутаты фракции вывозили с места боев детей-сирот, собирали гуманитарную помощь для них; шефствовали над госпиталями, принимавшими раненых, помогали инвалидам. Именно они заговорили о чудовищном положении в фильтрационных лагерях и добились наведения там порядка. Наконец, фракция требовала расследования причин чеченского кризиса, отставки министра обороны П.Грачева и других руководителей силовых ведомств, ответственных за ход чеченской кампании. И главное - депутаты фракции выступили с инициативой подготовки законопроекта "О запрещении ведения боевых действий вооруженными силами России на территории РФ". Законопроект трижды ставился на голосование в Государственной Думе и трижды не проходил - его принятие блокировали депутаты ЛДПР, ПРЕС и аграрии. Позиция фракции по чеченскому вопросу, однако, не была адекватно воспринята общественным мнением. Более того, в средствах массовой информации "Женщины России" подверглись жестокой критике за то, что они якобы "проголосовали" за войну в Чечне[[См. "Аргументы и факты", 1995, № 49.]]. И как ни объясняли депутаты фракции, что этот вопрос вообще не выносился на голосование в парламенте - он решался Советом безопасности, а Государственная Дума не имела иной возможности остановить военные действия в Чечне, кроме как принять инициированный "Женщинами России" законопроект, - репутация фракции оказалась подорванной. В этой ситуации фракция была вправе рассчитывать на помощь со стороны организаций, входивших в политическое движение "Женщины России": разъяснение, широкая пропаганда ее позиций, ознакомление общественности с ее принципиальными подходами, обращениями и заявлениями, разоблачение клеветнических обвинений в ее адрес - все это являлось их политическим и моральным долгом. Но они этим не занимались. На фоне чеченского кризиса со всей очевидностью обнажились проблемы российской армии. "Женщины России" стояли на стороне тех, кто открыто говорил о том, что реформы в армии не идут, что российские военнослужащие не имеют достаточных социальных гарантий. Фракция четко определила свой подход к реформированию армии. Ее депутаты были единодушны в том, что армия должна стать профессиональной, что необходима хорошо проработанная и финансово подкрепленная концепция перехода на профессиональные рельсы, что на переходный период необходимо принять закон "Об альтернативной службе". "Женщины России" активно участвовали в его подготовке. Кроме того, при их содействии был разработан и проведен через парламент блок законов, касающихся статуса военнослужащих, их имущественного страхования и пенсионного обеспечения. |