|
|
Литвинова Г. И. Надо ли повышать рождаемость? // Свет и тени прогресса (социально-демографические проблемы СССР). М., Советская Россия, 1989. С. 63-142.
|
В начало документа |
В конец документа |
Литвинова Г. И. Надо ли повышать рождаемость? Продолжение. Перейти к предыдущей части текста Для республик Средней Азии. где рождаемость выше оптимальной, проблема ее стабилизации и тем более ее повышения не актуальна Хотя некоторые ученые полагают, что демографическая политика республик Средней Азии должна быть направлена на дальнейшее повышение рождаемости, это не только нецелесообразно, но и нереально, так как рождаемость в этих республиках практически близка к естественные детородным способностям женщин. 1 См.: Атамирзаев О., Атакузиев А. Пробемы населения и региональная демографическая полтика//. Коммунист Узбекистана,- 1978,- № 1.- С. 41. Социологические опросы об идеальном количестве детей в семье показали, что женщины коренных национальностей Средней Азии идеальным считают количество детей меньше, чем то, которые они фактически имеют (например, идеальным считают 7 детей, а фактически имеют 7,3%). Стало быть. реализация демографических установок женщин республик Средней Азии требует улучшения условий, позволяющих им с большей независимостью решать вопросы семейного планирования, обеспечивающих более полное включение их в общественное производство. Среди мер, направленных на решение этой задачи, немалую роль играют меры правовые. Хотя конституции этих республик содержат статьи, провозглашающие принцип равноправия мужчины и женщины, его полная реализация требует от местных органов власти и управления ряда дополнительных мер, так как механизм действий этой конституционной нормы все еще далек от совершенства. Пережитки байско-феодального отношения к женщине, консервативные установки религиозной этнопсихологии оказались более живучими, чем это можно было предполагать. Поэтому при совершенствовании законодательства, касающегося правового положения женщин республик Средней Азии, необходимо учитывать действие этнопсихологических, исторических и религиозных факторов с целью более полного обеспечения фактического равенства женщин во всех сферах общественной, экономической и семейной жизни. С учетом этого Президиум Верховного Совета Туркменской ССР восстановил в 1974 году в Уголовном кодексе республики статью об уголовной ответственности за кайтарму - возвращение замужней женщины в дом ее родителей и задержание ее там до полной выплаты калыма. Конечно, высокая, нерегулируемая рождаемость при пока еще высокой детской смертности в Среднеазиатских республиках - необходимое условие выживания народа. Снижение же детской смертности повлияет в перспективе н на снижение рождаемости. Прежде всего проблема упирается в расширение возможностей сочетания производственной деятельности женщины с материнством Работающие женщины, имеющие детей, испытывают большие перегрузки. Одна из причин этого заключается в том, что темпы вовлечения женщин в общественное производство опережали темпы развития сферы услуг. У молодых работающих матерей почти не остается сил и времени, чтобы по-настоящему отдохнуть, духовно расти, профессионально совершенствоваться. Это, конечно же, сказывается на их репродуктивных установках. Среднее число детей у работающей женщины ниже, чем у неработающей, а частота абортов в 2,5 раза выше. В этой связи в республиках с низкой рождаемостью органам власти и управления нецелесообразно стремиться к увеличению занятости женщин в общественном производстве. В этих республиках и регионах большую актуальность приобретает расширение льгот работающим женщинам, имеющим детей, сокращение их рабочего времени. Реализация программной части статьи 35 Конституции СССР о сокращении рабочего времени женщин-матерей должна был. обеспечена в первую очередь в этих регионах, Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" предусмотрено предоставление работающим матерям оплачиваемого отпуска до достижения ребенком возраста одного года. Размер оплаты отпуска (от 35 до 50 руб.) и сроки его введения дифференцированы по регионам. В первую очередь он введен в республиках и регионах с низкой рождаемостью, в последнюю - в республиках и регионах с высокой рождаемостью. Одновременно введен отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а в дальнейшем и двух лет с сохранением непрерывного стажа работы. Основные направления экономического и социального развития СССР на 1986-1990 годы и на период до 2000 года, продолжая линию на первоочередное расширение помощи семьям с детьми в республиках с низкой рождаемостью, предусматривают также поэтапно, по районам страны, увеличение продолжительности частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком. Женщинам, имеющим двух и более детей в возрасте до 12 лет, предоставляется ежегодно дополнительный трехдневный оплачиваемый отпуск (при условии, что общая продолжительность отпуска не превысит 28 календарных дней); первоочередное право на получение ежегодного отпуска в летнее или другое удобное для них время; право на дополнительный отпуск по уходу за детьми без сохранения заработной платы продолжительностью до двух недель по согласованию с администрацией, когда позволяют производственные условия1. 1 См : СП СССР.- 1981.--№ 13.- Ст. 75. Этот акт общесоюзного значения играет особо важную роль для республик с низкой рождаемостью. Вместе с тем следует иметь в виду, что его реализация может встретить серьезные экономические затруднения именно там, где его проведение особенно необходимо,- в республиках и регионах с низкой рождаемостью. Ведь они отличаются, во-первых, дефицитом трудовых ресурсов, во-вторых, высоким процентом женщин среди населения, занятого в народном хозяйстве. Стало быть, реализация этого постановления существенно сократит как абсолютную численность, так и удельный вес женщин, занятых в народном хозяйстве, что способно серьезно обострить имеющийся дефицит трудовых ресурсов. Следовательно, успех политики поощрения рождаемости в этих республиках будет в определенной мере зависеть от темпов роста производительности труда и направлений миграционных потоков. В любом случае имеет смысл пойти сегодня на обострение существующего дефицита трудовых ресурсов ради обеспечения естественного прироста трудовых ресурсов в последующие десятилетия. Одним из важнейших путей смягчения дефицита трудовых ресурсов и снижения занятости женщин должна стать механизация трудоемких работ. Ведь сегодня в промышленности более половины ручных работ выполняются женщинами. Необходимо в первую очередь произвести механизацию этих работ, совмещая решение демографических задач с научно-техническим прогрессом. Среди мер, способных облегчить совмещение женщиной функций работницы и матери, следует назвать предусмотренное Программой КПСС увеличение продолжительности дородового отпуска, а также увеличение с 1988 года продолжительности оплачиваемого бюллетеня по уходу за больным ребенком до 14 дней. Достижению целей демографической политики в сфере рождаемости может существенно содействовать жилищная политика. Социологические исследования показывают, что среди причин, заставивших супругов отказаться от ребенка или отложить его рождение, на первом месте стоит неудовлетворенность жилищными условиями. О связи уровня рождаемости с обеспеченностью жильем свидетельствует и тот факт, например, что в Москве, в районах новой застройки, где большинство семей проживает в отдельных квартирах, на 1000 семей приходится 839 детей, а в районах старой застройки, где многие семьи не имеют отдельных квартир,- 476 детей. Думается, что в условиях нашей страны жилищные льготы могут стать наиболее действенным стимулом оптимизации репродуктивных установок граждан. Эти льготы также должны вводиться прежде всего и иметь наибольший объем в республиках . и регионах с низкой рождаемостью. Между тем именно в них обеспеченность населения жильем наименьшая. В областях РСФСР, например, исполкомы ставят на очередь по улучшению жилищных условий семьи, имеющие обеспеченность жильем менее 5 кв. м. на человека, тогда как в других регионах правом на улучшение жилищных условий обладают граждане, имеющие менее 6- 8 кв. м на человека. Обеспеченность жильем на душу населения в таких экономических районах, как Волго-Вятский, Центрально-Черноземный (в городе, и на селе)1, в Сибири и на Дальнем Востоке была гораздо ниже общесоюзной. На недостаточную обеспеченность этих районов жильем обратил внимание XXVII съезд КПСС, который подчеркнул необходимость приоритетного выделения государственных капиталовложений на жилищное и социально-культурное строительство во вновь осваиваемых районах, особенно в районах Сибири, Севера и Дальнего Востока2. Поскольку в северных районах СССР в силу климатических условий население вынуждено большую часть времени проводить в помещении, нормы обеспеченности жилой площадью здесь должны быть выше, а не ниже, чем в южных районах страны. Ускорение решения жилищной проблемы партия считает делом особой социальной значимости. Программа предусматривает к 2000 году обеспечение каждой семьи отдельной квартирой или индивидуальным домом. Для быстрого увеличения жилищного фонда в двенадцатой пятилетке запланировано ввести в строй больше жилой площади, чем за любую из предшествующих. Но одним только увеличением жилищного фонда проблемы не решить, если большая часть его будет доставаться тем социальным слоям населения, жилищная обеспеченность которых и без того хороша. Так, по сообщению первого секретаря ЦК Компартии Казахстана Г. В. Колбина, в Алма-Ате только 20% всей площади сдаваемого жилищного фонда отводилось очередникам. 1 См.: Тапилина В. С. Некоторые социально-экономические аспекты развития жилищного строительства на селе// Изв. СО АН СССР: Сер. экономики и прикл. социологии.- 1984.-Вып.1.-№1.-С.62. 2 См.: Материалы XXVII съезда КПСС.- С. 133. Однажды серьезный архитектор задал мне странный вопрос: "Существуют ли в советском праве нормы, делящие граждан на людей высшего и низшего сорта?" - "Конечно же, нет и быть не может, ведь по закону все граждане равны,- ответила я.- Почему у вас возник такой вопрос?" Вопрос был продиктован жизнью. Оказалось, что архитекторы проектируют дома с учетом новейших достижений строительного искусства, с повышенной комфортностью, включая плавательные бассейны в квартире: дома просто хорошие, добротные и дома плохие, с убогой планировкой, построенные из некачественных панелей, с плохой тепло- и звукоизоляцией. Было бы ясно, еcли бы все квартиры покупались по ценам, соответствующим их стоимости. Можно понять человека или семью, которая, отказывая себе во многом, копит деньги, чтобы купить хорошую квартиру, обеспечив себя и потомство. Но ведь наилучшие квартиры раздаются, как правило, бесплатно, а квартиры кооперативные и частные с меньшей комфортностью оплачиваются жильцами полностью. Полностью оплачиваются ими и все расходы по эксплуатации и ремонту домов и даже по благоустройству своего микрорайона. При этом кооперативную квартиру или дом покупает, как правило, семья среднего достатка, в жилищный кооператив идут не от избытка денег, а от большой неудовлетворенности имеющимся жильем и отсутствия надежд па улучшение иным путем. По данным статистики, обобществленный жилищный фонд составляет 59% от всего жилого фонда. Остальное приходится на долю частных владений. В обобществленный фонд включены и квартиры, построенные на деньги жильцов через строительные кооперативы. Значит, более 40% населения вынуждено полностью оплачивать жилищные и все расходы, связанные с его эксплуатацией и ремонтом, а также часть расходов на строительство и эксплуатацию жилья для той части населения, которая получает его бесплатно, внося свой трудовой вклад в государственную дотацию на строительство и эксплуатацию жилья, в кагором они не проживают. Новейшее законодательство не только не облегчили, но даже осложнило решение жилищной проблемы с учетом принципа социальной справедливости, отменив право на изъятие излишков жилой площади, установив оплату излишков в размере, не восполняющем затрат государства на строительство и эксплуатацию жилья,- 40 коп. за 1 кв. м излишней площади. Сказанное заставляет задуматься о выравнивании возможностей граждан в реализации их конституционного права на жилище. Влияние обеспеченности жильем на уровень рождаемости, количество браков и разводов доказывает, что пересмотр ряда норм жилищного права, расширение и демократизация жилищных прав граждан способны оказать воздействие на улучшение демографических процессов. Увязав жилищные проблемы с демографическими, можно с наименьшими затратами и наибольшей отдачей решить две крупнейшие социальные проблемы: демографическую и жилищную. Поскольку конкретные нормы обеспеченности жильем закреплены в республиканском законодательстве, республика обладает большими возможностями в совершенствовании жилищного законодательства в соответствии с создавшейся в данном регионе демографической ситуацией. Принятые недавно в республиках жилищные кодексы, к сожалению, не всегда отвечают этому требованию. Справедливое распределение жилья предполагает сочетание бесплатного предоставления всем гражданам строго установленной нормы с доплатой или оплатой но полной стоимости всего сверхнормативного жилья. Воздействие на репродуктивные установки населения, особенно женщин, от которых в большей мере, чем от мужчин, зависит уровень рождаемости, тем более если речь идет о его повышении, требует мер, разработка и принятие которых без участия женщин не может дать должного эффекта- Есть основания полагать, что в проблемах рождаемости женщины компетентны не менее мужчин. Между тем в высших органах власти и управления СССР, а также высших руководящих партийных органах, то есть на тех уровнях, где должны окончательно решаться генеральные направления демографической политики и методы ее обеспечения, женщин почти нет. Парадоксально, что Советское государство, первым обеспечившее полное вовлечение женщин в общественное производство, ныне одно из немногих крупных государств, где нет ни одной женщины-министра. Нет их и в Политбюро. Широкое представительство на этих уровнях женщин, руками и умом которых создается половина материальных ценностей государства, было бы одной из иллюстраций нашей демократии. Сглаживание обострившихся за последние десятилетия различий в уровне рождаемости республик и наций, ориентация всех республик на оптимальный для СССР, а не только для данной республики уровень рождаемости могут быть обеспечены прежде всего общесоюзным законодательством. дополненным республиканским законодательством, учитывающим специфику уровня рождаемости в данной республике. Что касается РСФСР, то ее законодательство должно предусматривать дифференцированные пути обеспечения оптимума рождаемости для различных регионов республики, резко отличающихся друг от друга по уровню рождаемости: например, уровень рождаемости у пародов Северного Кавказа достаточно высок, а уровень рождаемости в Нечерноземье - самый низкий в СССР. Значимость общесоюзных мер в решении демографических проблем подтверждается историческим опытом Советского государства. Как уже говорилось, до Октябрьской революции некоторые народы национальных окраин были обречены на физическое вымирание. Смягчить, а тем более устранить депопуляцию усилиями только этих народов было невозможно. Такая задача оказалась под силу лишь Союзу ССР, создавшему наиболее благоприятные условия для демографического развития всех наций и народностей. Опережающие темпы социально-бытового и культурно-экономического развития в ранее отсталых национальных республиках и автономиях, обеспеченные главным образом за счет общесоюзного бюджета, позволили быстро изменить там демографическую ситуацию: резко сократилась смертность, особенно детская, улучшилось здоровье женщин, в результате чего повысилась рождаемость. Повышению уровня рождаемости в регионах и республиках, находящихся под угрозой депопуляции и испытывающих дефицит трудовых ресурсов, в частности в Нечерноземной зоне, будет способствовать политика опережающих темпов их социально-экономического развития. Первые шаги в этом направлении сделаны, но их явно недостаточно. В намеченных XXVI и XXVII съездами КПСС задачах демографической политики СССР, особенно в сфере воздействия на естественное движение населения, нашел отражение позитивный опыт братских социалистических стран. Думается, что этот опыт достоин большего распространения. Опыт демографической политики европейских социалистических стран, проводимой при строгом соблюдении принципа национального равноправия, сближающей уровень рождаемости у различных этнонациональных групп населения за счет повышения рождаемости одних и снижения у других, показывает правомерность и допустимость такой политики в условиях многонационального социалистического государства. Поэтому представляется противоречивой позиция А. Я. Кваши, который пишет: "Хотя желательной и единственно возможной представляется сравнительно низкая рождаемость, меры демографической политики в условиях социалистического общества не могут быть использованы в целях ускорения снижения рождаемости в районах с высоким ее уровнем, поскольку это противоречило бы самой сути социальной и национальной политики" (подчеркнуто мной.-Г.Л.). А.Я. Кваша считает, что в республиках Средней Азии переход к средней, а потом к низкой рождаемости произойдет "лишь как следствие социально-экономического развития этих регионов"1. Уместно напомнить в связи с этим, что темпы социально-экономического развития сельских районов Средней Азии с первых лет Советской власти значительно превосходят темпы, а теперь уже и уровень социально-экономического развития пораженных депопуляцией сельских районов Нечерноземной зоны РСФСР и ряда областей Украины. Сохранение преимущественных темпов социально-экономического развития сельских районов Средней Азии, на чем настаивает ряд демографов, не способно сгладить существующие региональные различия в уровне рождаемости и естественного прироста населения. Конечно, в социалистическом государстве высокая рождаемость в отдельных республиках (регионах) не порождает тех острых проблем, которые возникают в развивающихся государствах. Поэтому нет нужды принимать решительные меры для ее интенсивного снижения. Но нет оснований и тормозить процесс снижения рождаемости до оптимального уровня. Другое дело - методы снижения рождаемости. Они, равно как и методы повышения рождаемости, не могут быть принудительными, не должны ограничивать социально-экономические права граждан. Проведение демографической политики как в рамках Союза ССР, так и в рамках республик, автономий, регионов возможно лишь при строгом правовом обеспечении для любой семьи, любого гражданина максимума 1 Кваша А. Я. Демографическая политика СССР.- М., 1981.-С. 110. свободы в реализации своих демографических (в том числе репродуктивных) установок с одновременным поощрением мер, нацеленных на формирование в массе семей социально оправданных репродуктивных установок.Право на планирование семьи, право свободно определять количество детей в семье В.И. Ленин называл азбучным правом граждан1. Это право закреплено в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении. Представляются нецелесообразными какие-либо правовые или экономические ограничения не только для тех семей, которые желают иметь количество детей выше оптимального, но и тех, которые хотят иметь меньшее количество детей либо совсем не иметь их. В этой связи недопустимы меры, ограничивающие возможность планирования семьи, в частности запрещение абортов и т. п. Проявляя заинтересованность в повышении рождаемости, нельзя не считаться с тем обстоятельством, что каждый ребенок в семье должен быть желанным. "Нежеланные" дети, как показывают исследования, хуже развиваются, хуже учатся, особенно мальчики. Прослеживающаяся в советском законодательстве тенденция ограничения круга лиц, с которых взимается налог за бездетность, надо надеяться, завершится полной отменой этого налога. Экономическая обеспеченность семей с детьми должна отличаться от экономической обеспеченности бездетных не за счет налогов, а за счет семейных надбавок на детей. Курс XXVII съезда КПСС на повышение уровня материального благосостояния целесообразно проводить через рост благосостоя- 1 См.: Ленин В. И. Поли. собр. соч.- Т. 23.- С. 257. ния в первую очередь семей с детьми, даже если введение семейных пособий на детей несколько затормозит рост заработной платы. Разумеется, никаким законом нельзя обязать всех граждан иметь определенное число детей. Однако право располагает разнообразными методами воздействия на репродуктивное поведение людей. Нормы права могут создавать во всех республиках и регионах условия, в которых демографические идеалы людей, их репродуктивные установки будут формироваться в направлении, желательном для социалистического общества, для советского народа. Право может устанавливать льготы и преимущества для семей, воспитывающих оптимальное, с точки зрения современного государства и общества, число детей (пособия на воспитание детей, жилищные, налоговые, трудовые льготы). В этих условиях супруги сами решают вопрос о числе детей в семье и промежутках в их рождении. Однако при его решении они будут учитывать льготы и преимущества, предоставляемые законодательством семье с определенным числом детей. §3. НЕПРЕХОДЯЩАЯ ЦЕННОСТЬ СЕМЬИ Стиль и образ семейной жизни, характер взаимоотношений супругов отражают стиль и образ жизни общества, специфику человеческих отношений в нем. Советская Россия явилась первой страной, которая, предоставив женщине равные с мужчиной экономические и политические права, решительно покончила с бесправным положением женщины в семье, обеспечив ей равные права при заключении брака, а также равные родительские и имущественные права. С первых дней Советской власти были отменены все существовавшие в законодательстве ограничения прав женщин, изданы декреты, устанавливающие государственную охрану материнства и младенчества. Подводя итоги работы по раскрепощению женщин, В. И. Ленин мог уже в 1921 году с полным основанием сказать: "От неравенства женщины с мужчиной по закону у нас, в Советской России, не осталось и следа. Особенно гнусное, подлое, лицемерное неравенство в брачном и семейном праве, неравенство в отношении к ребенку уничтожено Советской властью полностью"1. Конституция СССР, провозглашая равные права женщины и мужчины, подчеркивает, что это равенство обеспечивается предоставлением женщинам равных с мужчинами возможностей в получении образования, в труде, вознаграждении за него, продвижений по работе, а также специальными мерами по охране труда и здоровья женщин; созданием условий, позволяющих женщинам сочетать труд с материнством; правовой защитой, материальной и моральной поддержкой материнства и детства, включая предоставление оплачиваемых отпусков и других льгот беременным женщинам и матерям (ст. 35). Статья 53 Конституции СССР подчеркивает, что семья находится под защитой государства. Брак основывается на добровольном согласии женщины и муж- 1 Лении В.И. Полн собр. соч. Т. 42 - С 369 чины; супруги полностью равноправны в семейных отношениях. Многие изменения семьи - отражение изменившегося положения женщины. Массовое вовлечение женщин в общественное производство обеспечило ей экономическую независимость, упрочило равноправие супругов, расширило духовный мир женщины, повысило ее престиж в обществе. В семье увеличилась значимость духовных ценностей, усилилось стремление дать детям всестороннее образование и воспитание. Но вместе с тем появились и проблемы, которых раньше не существовало или значимость которых была невелика. Так, вызывает озабоченность сокращение числа детей в семье, рост внебрачных рождений, разводов, неполных семей. От благополучия семьи, ее прочности зависят социальный прогресс общества, численность и качество населения. С семьи начинается Родина. Недаром в некоторых языках эти два понятия обозначаются одним и тем же словом. Человек, его моральные и этические установки формируются семьей, национальной и общечеловеческой культурой. Именно в семье начинают складываться эмоциональный мир ребенка, его ценностные ориентации, нравственные и этические нормы. От воспитания в семье зависит, какой вырастет наша смена, каким станет мир. В семье находят отражение все основные успехи, достижения, трудности и противоречии общественной жизни. Общество кровно заинтересовано в прочной. духовно и нравственно здоровой семье. Исходя из этого, партия и государство считают необходимым проводить линию на укрепление семьи, оказание ей помощи в выполнении социальных функций, всестороннем воспитании детей, расширять меры, направленные на улучшение материальных, жилищных и бытовых условий семьи, уделяя при этом особое внимание молодым семьям и семьям с детьми. Повышению материального благосостояния семей будет содействовать рост заработной платы, которая, согласно Основным направлениям экономического и социального развития на 1986- 1990 годы и на период до 2000 года, увеличится в двенадцатой пятилетке на 13-15% у рабочих и служащих и на 18-20% - у колхозников. Не меньшее значение будут иметь и рост фондов общественного потребления-на 20-23%, их рациональное использование для решения социальных задач. |