|
|
Правовая
основа социальной защиты женщин и семьи // Правовая защита женщины и
семьи (в вопросах и ответах). М., Лициния, 1991. С. 8-35.
|
В начало документа |
В конец документа |
Правовая основа социальной защиты женщин и семьи
В чем заключается конституционное регулирование правового положения женщин в нашем обществе? Конституция является Основным законом государства. Поэтому в ней заложены основополагающие нормы, которые являются обязательными и из которых исходят все другие отрасли права. В Конституциях Союза ССР и республик содержится несколько норм, закрепляющих правовое положение женщин. Прежде всего речь идет о равноправии всех граждан перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств (ст. 34 Конституции СССР). В ст. 35 Конституции СССР говорится о равных правах женщин и мужчин. Чем обеспечиваются равные права женщин и мужчин? Ответ на этот вопрос дается в ст. 35 Конституции СССР. Осуществление этих прав обеспечивается предоставлением женщинам равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовки, в труде, вознаграждении за него и продвижении по работе, в общественно-политической и культурной деятельности, а также специальными мерами по охране труда и здоровья женщин; созданием условий, позволяющих женщинам сочетать труд с материнством; правовой защитой, материальной и моральной поддержкой материнства и детства, включая предоставление оплачиваемых отпусков и других льгот беременным женщинам и матерям, постепенное сокращение рабочего времени женщин, имеющих малолетних детей. Эти конституционные принципы находят свое конкретное воплощение в текущем законодательстве, о чем пойдет речь в последующем изложении. Есть ли в Конституции нормы, регулирующие положение семьи в нашем обществе? Следует иметь в виду, что в полном объеме семейные правоотношения регулируются Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье и республиканскими кодексами законов о браке и семье (КЗоБС). В Конституции СССР содержится статья 53, которая закрепляет основы правового положения семьи. В ней говорится: Семья находится под защитой государства. Брак основывается на добровольном согласии женщины и мужчины; супруги полностью равноправны в семейных отношениях. Государство проявляет заботу о семье путем создания и развития широкой сети детских учреждений, организации и совершенствования службы быта и общественного питания, выплаты пособий по случаю рождения ребенка, предоставления пособий и льгот многодетным семьям, а также других видов пособий и помощи семье. Говорится ли что-либо в Конституции о детях и подростках? В Конституции на этот счет имеются следующие нормы. Статья 42 закрепляет право на охрану здоровья. В ней подчеркивается, что это право обеспечивается также особой заботой о здоровье подрастающего поколения, включая запрещение детского труда, не связанного с обучением и трудовым воспитанием. Право на образование, о котором говорится в ст. 45, в числе других обеспечивается осуществлением всеобщего обязательного среднего образования молодежи; предоставлением государственных стипендий и льгот учащимся и студентам; бесплатной выдачей школьных учебников. Какие правовые акты, направленные на укрепление семьи и усиление социальной защиты женщин, приняты в последнее время? Таких актов несколько. К ним относятся акты Верховных Советов и Правительств Союза ССР и республик, постановления, инструкции и другие нормативные акты министерств и ведомств, о них подробнее будет говориться в последующем изложении правовых норм. Среди актов, принятых в последнее время, необходимо назвать Декларацию прав и свобод человека, принятую 5 сентября 1991 г. Внеочередным пятым Съездом народных депутатов СССР, статья 20 которой гласит, что брак основывается на добровольном согласии и равноправии женщины и мужчины. Семья, материнство и детство находятся под защитой государства. (Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1991, № 37, ст. 1083). Хотелось бы обратить внимание читателей и на такой важный комплексный акт как Постановление Верховного Совета СССР "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, охране материнства и детства, укреплению семьи", принятое 10 апреля 1990 г. В дальнейшем мы в той или иной мере будем касаться отдельных положений этого Постановления. Вместе с тем, имея в виду важность и актуальность этого акта, приводим его полностью, чтобы читатель имел о нем целостное, а не отрывочное представление: "Верховный Совет СССР, придавая важное значение решению в короткие сроки наиболее острых проблем семьи, материнства и детства, повышений социальной защищенности наименее обеспеченных семей с детьми и во исполнение решений первого Съезда народных депутатов СССР, п о с т а н о в л я е т : 1. В целях улучшения материального положения семей, имеющих детей: 1) повысить:' размер государственного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет - до уровня минимальной заработной платы (при рождении двух и более детей пособие выплачивается на каждого ребенка). При этом для лиц, проживающих в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, размер пособия определяется с применением этих коэффициентов. Если в данном районе действуют разные коэффициенты к заработной плате, то применяются коэффициенты, установленные к заработной плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей народного хозяйства; размер государственного пособия на ребенка, находящегося под опекой (на попечительстве), - до уровня минимальной заработной платы; размер государственного пособия не детей военнослужащих срочной службы - до уровня минимальной заработной плоты; размер государственного пособия, выплачиваемого на воспитание и содержание детей одиноким матерям (вдовам, вдовцам), бывшим воспитанникам детских домов {школ-интернатов), - до уровня минимальной заработной платы; 2) выплачивать работающим женщинам, не достигшим 18 лет, пособие по уходу, за ребенком до достижения им возраста полутора лет, независимо от продолжительности трудового стажа; 3) установить работающим женщинам, не имеющим годичного стажа работы, и неработающим женщинам пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в размере 50 процентов минимальной заработной платы; 4) распространить на вдовцов, имеющих детей, но не получающих на них пенсии по случаю потери кормильца, право на государственное пособие., выплачиваемое вдовам в соответствии с действующим законодательством.. 2. Совету Министров СССР совместно с ВЦСПС к 1 января 1991 года: разработать единую систему государственных пособий семьям с детьми с учетом типа семьи, ее дохода и индекса стоимости жизни; определить порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности лиц, занятых уходом за детьми раннего возраста (до 3 лет), детьми-инвалидами, в случае болезни матери на период, когда она не может осуществлять уход за ребенком. 3. Предоставить право Советам Министров союзных и автономных республик, краевым, областным, окружным, районным и городским Советам народных депутатов устанавливать в пределах имеющихся у них средств доплаты ко всем видам пособий, предусмотренных действующим законодательством Союза ССР для семей с детьми, вводить дополнительные виды пособий и льгот, направленных на более полное удовлетворение потребностей семей с детьми, в первую очередь многодетных, неполных и молодых, семей, воспитывающих детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей. 4. Распространить на всех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения .родителей, обучающихся или воспитывающихся в учебно-воспитательных учреждениях, независимо от их типа и ведомственной подчиненности, льготы, установленные действующим законодательством для данной категории детей, находящихся в детских домах и школах-интернатах. 5. Установить, что средства, взыскиваемые с родителей на содержание детей, находящихся в государственных детских учреждениях, а также назначенные им государственные пенсии и пособия переводятся на личные счета воспитанников в сберегательном банке. 6. В целях повышения эффективности диспансеризации беременных женщин, охраны их здоровья и здоровья новорожденных детей установить, что отпуск по беременности и родам продолжительностью пятьдесят шесть календарных дней до родов (с 1 декабря 1990 года - семьдесят календарных дней) и пятьдесят шесть (в случаях осложнений родов или рождения двух и более детей - семьдесят) календарных дней после родов исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью, независимо от числа дней, фактически использованных до родов. 7. Для создания благоприятных условий по уходу за новорожденными и малолетними детьми: 1) установить, что отпуск по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста предоставляется полностью или по частям матери ребенка либо по усмотрению семьи его отцу, бабушке, деду или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком; 2) предоставлять работающим мужчинам, жены которых находятся в отпуске по беременности и родам, ежегодный отпуск по их желанию в период отпуска жены. 8. В целях создания родителям благоприятных условий, позволяющих сочетать труд в общественном производстве с воспитанием детей: 1) устанавливать по просьбе женщин, имеющих детей в возрасте до14 лет (в том числе находящихся на их попечении), неполный рабочий день или неполную рабочую неделю; 2) сохранять женщинам непрерывный трудовой стаж для исчисления пособий по временной нетрудоспособности в случае расторжения трудового договора в связи с уходом за ребенком в возрасте до 14 лет (в том числе находящимся на их попечении) или ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет при условии поступления на работу до достижения ребенком указанного возраста; 3) распространить льготы, предоставляемые женщине в связи с материнством (ограничение труда на ночных, сверхурочных работах, привлечения к работам в выходные дни и направления в командировки, предоставление дополнительных отпусков, установление льготных режимов труда и другие льготы, установленные действующим законодательством), на отцов, воспитывающих детей без матери (в случае ее смерти, лишения родительских прав, длительного пребывания в лечебном учреждении и в других случаях отсутствия материнского попечения о детях), а также на опекунов (попечителей) несовершеннолетних; 4) установить одному из родителей (опекуну или попечителю), воспитывающему ребенка-инвалида: выдачу листка по временной нетрудоспособности на. весь период санаторного лечения (с учетом времени на проезд) ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет при наличии медицинского заключения о необходимости индивидуального ухода за ребенком; один дополнительный выходной день в месяц с оплатой его в размере дневного заработка за счет средств социального страхования. 9. В целях дальнейшего улучшения условий труда женщин и лиц моложе восемнадцати лет: 1) признать необходимым создать реальные условия для применения их труда преимущественно на работах, соответствующих их психофизиологическим и возрастным особенностям, а также для совершенствования их профессионального мастерства, продвижения по работе и активного участия во всех сферах жизнедеятельности общества; 2) Совету Министров СССР совместно с ВЦСПС обеспечить в 1990-1991 годах: разработку мер по повышению заинтересованности объединений, предприятий, организаций в рациональном использовании труда женщин, лиц моложе восемнадцати лет и лиц с ограниченной трудоспособностью; разработку новых норм предельно допустимых нагрузок для женщин и несовершеннолетних при подъеме и перемещении тяжестей вручную в соответствии с научно обоснованными нормативами; пересмотр списков производств, профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин и подростков, дополнив их видами работ, которым не должны привлекаться женщины детородного возраста; определение отраслей народного хозяйства, производств и работ, где ночной труд женщин не вызывается особой необходимостью, и соответственно установление конкретных сроков и порядка освобождения женщин от ночных смен, предусмотрев первоочередное освобождение от ночного труда женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет или детей-инвалидов в возрасте до 16 лет; разработку критериев для классификации рабочих мест с учетом психофизиологических, возрастных и других особенностей работников и примерного перечня работ и профессий для преимущественного замещения их женщинами, несовершеннолетними и лицами с ограниченной трудоспособностью; введение форм статистической отчетности по труду с выделением отдельной строкой женщин и лиц моложе восемнадцати лет в показателях занятости, категорий работников, форм организации и условий труда, заболеваемости, травматизма и их причин. 10. В целях предупреждения вредного воздействия на здоровье женщин и детей работ по возделыванию табака и хлопка считать необходимым поручить Советам Министров союзных республик обеспечить разработку и внедрение безвредных технологий по сбору и первичной переработке табака и хлопка, соответствующих форм организации и условий труда. 11. Для обеспечения своевременного перевода беременных женщин на другую, более легкую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов: 1) руководителям объединений, предприятий, организаций совместно с профсоюзными комитетами, органами санитарного надзора и с участием женских общественных организаций в соответствии с медицинскими требованиями устанавливать рабочие места и определять виды работ, на которые могут переводиться беременные женщины либо которые могут выполняться ими на дому, а также создавать специальные цеха (участки) для применения их труда или создавать в этих целях производства и цеха на долевых началах; 2) установить, что для решения вопроса о рациональном трудовом устройстве беременной женщины в соответствии с медицинским заключением она подлежит освобождению от работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные вследствие этого рабочие дни за счет средств предприятия, учреждения, организации. 12. В интересах охраны и укрепления здоровья женщин и детей: 1) Госплану СССР и Министерству финансов СССР предусмотреть выделение в 1991-1992 годах дополнительных валютных ассигнований на строительство и оснащение новых типов детских и родовспомогательных лечебно-профилактических учреждений; закупку по импорту технологического оборудования для расширения производства биопрепаратов, вакцин, продуктов детского питания, лекарственных форм для детей; закупку продуктов детского питания, в том числе лечебного, противозачаточных средств до полного удовлетворения потребности населения с учетом выпуска отечественной продукции; 2) Совету Министров СССР и Советам Министров союзных республик обеспечить льготные условия создания совместных предприятий с иностранными фирмами и организациями по производству лечебно-диагностической аппаратуры и инструментария для .родовспомогательных и детских учреждений, средств реабилитации и протезирования для детей-инвалидов; 3) Государственной комиссии Совета Министров СССР по продовольствию и закупкам разработать к началу тринадцатой пятилетки механизм усиления экономической заинтересованности предприятий сельского хозяйства в выращивании экологически безвредной сельскохозяйственной продукции, в первую очередь для детей раннего возраста и беременных женщин. 13. Поручить Совету Министров СССР представить в 6-месячный срок в Верховный Совет СССР предложения о внесении в действующее законодательство изменений, вытекающих из настоящего Постановления. 14. Статьи 1, 4, 5 и пункт 4 статьи 8 настоящего Постановления ввести в действие с 1 января 1991 года. 15. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на Комитет Верховного Совета СССР по делам женщин, охраны семьи, материнства и детства; Комитет Верховного Совета СССР по науке, народному образованию, культуре и воспитанию и Комитет Верховного Совета СССР по охране здоровья народа". Что понимается под правовой основой социальной защиты женщин и семьи? Правовая основа - это комплекс правовых норм, регулирующих положение женщин, детей и семьи. Они содержатся в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье, о труде, здравоохранении, в соответствующих республиканских кодексах. В конкретных правовых нормах регламентируются вопросы труда и отдыха, охраны здоровья женщин, воспитания детей, выплаты пособий и пенсий, установления льгот и компенсаций, предоставления жилья и т.д. Может ли быть отказано в приеме на работу беременным женщинам и женщинам, имеющим детей? Основы законов о труде и республиканские кодексы о труде запрещают отказывать женщинам в приеме на работу и снижать им заработную плату по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей в возрасте до 3 лет, а одиноким матерям - с наличием ребенка в возрасте до 14 лет, а ребенка-инвалида - до 16 лет. При отказе в приеме на работу администрация обязана сообщать причины отказа в письменной форме. Отказ в приеме на работу может быть обжалован в народный суд. Как в законодательстве решается вопрос об увольнении беременных женщин и женщин, имеющих детей? В соответствии со ст. 73 Основ законодательства о труде увольнение беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, по инициативе администрации не допускается. Только в случаях полной ликвидации предприятия, учреждения, организации допускается увольнение с обязательным трудоустройством. Обязательное трудоустройство таких женщин осуществляется администрацией и в случаях их увольнения по окончании срочного трудового договора. На период трудоустройства за ними сохраняется средняя заработная плата, но не свыше трех месяцев со дня окончания срочного трудового договора. Есть ли какие-то особенности правового регулирования при сокращении штатов? Эти вопросы решаются в ст. 34 КЗОТ РСФСР, которая определяет преимущественное право на оставлении на работе при сокращении численности или штата работников. Указанная статья гласит: "При сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставлении на работе предоставляется рабочим и служащим с более высокой производительностью труда и квалификацией. При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным - при наличии двух и более иждивенцев; лицам, в семьях которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, имеющим длительный стаж непрерывной работы на данном предприятии, в учреждении, организации; работникам, получившим на данном предприятии, в учреждении, организации трудовое увечье или профессиональное заболевание; работникам, повышающим свою квалификацию без отрыва от производства в высших и средних специальных учебных заведениях; инвалидам войны и членам семей военнослужащих и партизан, погибших или пропавших без вести при защите СССР". Как решаются вопросы труда женщин на работах с тяжелыми и вредными условиями труда? Запрещается применение труда женщин на тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда, а также на подземных работах, кроме некоторых подземных работ (нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию) (ст.160 КЗОТ РСФСР). Список производств, профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин, утвержден постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 июля 1978 г., с изменениями 1988 г. (Бюллетени Госкомтруда СССР, 1978, № 12; 1988, № 3). Вопросы, связанные с использованием труда женщин на подземных работах, регулируются постановлением Совета Министров СССР "О мероприятиях по замене женского труда на подземных работах и в горнодобывающей промышленности и на строительстве подземных сооружений" от 13 июля 1957 года. Верховный Совет СССР постановлением "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, охране материнства и детства, укреплению семьи" от 10 апреля 1990 г. поручил Правительству и ВЦСПС обеспечить в 1990-1991 гг. пересмотр Списка производства, профессий и работ с тяжелыми и вредными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин, дополнив его видами работ, к которым не должны привлекаться женщины детородного возраста. Какие существуют предельные нормы подъема тяжести? Запрещается переноска и передвижение женщинами тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы (ст.160 КЗОТ РСФСР). Предельно допустимые нагрузки для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную определены постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС "О введении новых норм предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную" от 5 декабря 1981 г. Предельная масса поднимаемого и перемещаемого груза при условии чередования с другой работой не должна превышать 15 кг. На высоту более 1,5 м разрешается поднимать груз массой не более 10 кг, при подъеме и перемещении тяжестей постоянно в течение рабочей смены масса груза не может превышать 10 кг. Суммарная масса грузов, перемещаемых в течение рабочей смены, не должна быть более семи тысяч кг, при перемещении грузов в тележках и контейнерах прилагаемое усилие не должно превышать 15 кг. В массу поднимаемого и перемещаемого груза включается масса тары и упаковки. В соответствии с постановлением Верховного Совета СССР от 10 апреля 1990 г. "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, охране материнства и детства, укреплению семьи" разрабатываются новые нормы предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную. Допускается ли привлечение женщин к работам в ночное время и к сверхурочным работам? Привлечение женщин к работам в ночное время не допускается, за исключением тех отраслей народного хозяйства, где это вызывается особой необходимостью и разрешается в качестве временной меры (ст.161 КЗОТ РСФСР). Не допускается привлечение к работам в ночное время, к сверхурочным работам и работам в выходные дни и направление в командировку беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет. Женщины, имеющие детей в возрасте от 3 до 14 лет (детей-инвалидов - до 16 лет), не могут привлекаться к сверхурочным работам или направляться в командировку без их согласия (ст.69 Основ законодательства о труде в редакции Закона СССР от 22 мая 1991 г.). В соответствии с постановлением Верховного Совета СССР "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, охране материнства и детства, укреплению семьи" от 10 апреля 1990 г. имеется в виду определить отросли народного хозяйства, производства и работы, где ночной труд женщин не вызывается особой необходимостью, предусмотреть освобождение от ночного труда женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет (детей-инвалидов - в возрасте до 16 лет). В каких случаях осуществляется перевод женщин на более легкую работу? Беременным женщинам в соответствии с медицинским заключением снижаются нормы выработки, норма обслуживания либо они переводятся на другую работу, более легкую и исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе. До решения вопроса о предоставлении беременной женщине в соответствии с медицинским заключением другой, более легкой и исключающей воздействие неблагоприятных производственных факторов работы, она подлежит освобождению от работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные вследствие этого рабочие дни за счет предприятия, учреждения, организации (ст.70 Основ законодательства о труде в редакции Закона СССР от 22 мая 1990 г.). |