|
|
Здравомыслова
О. М. Арутюнян М. Ю. Российская семья на европейском фоне / Институт
социально- экономических проблем РАН. М., 1998.
|
В начало документа |
В конец документа |
Здравомыслова О. М., Арутюнян М. Ю. Российская семья на европейском фоне Продолжение. Перейти к предыдущей части текста таблица 4. Уровень квалификации труда замужних женщин-матерей с различной ориентацией на профессиональную занятость Таблица 5. Образовательный уровень замужних женщин-матерей с различной ориентацией на профессиональную занятость таблица 6. Социальный статус незамужних женщин-матерей с различной ориентацией на профессиональную занятость таблица 7. Заработная плата незамужних женщин-матерей с различной ориентацией на профессиональную занятость таблица 8. Уровень квалификации труда незамужних женщин-матерей с различной ориентацией на профессиональную занятость Таблица 9. Образовательный уровень опрошенных замужних и незамужних женщин-матерей, мужчин таблица 10. Заработная плата опрошенных замужних и незамужних женщин-матерей, мужчин
таблица 12. Число детей у опрошенных замужних и незамужних женщин-матерей, мужчин таблица 13. Работа сверхурочно опрощенных замужних и незамужних женщин-матерей, мужчин Глава I Проблемы европейской семьи в начале 90-х годов (по результатам межкультурного сравнения) Изменения, происходящие с семьей в течение последних десятилетий (начиная с 60-х годов) многократно описаны и проанализированы в западной и отечественной литературе. Катализатором этих изменений, безусловно, явилось то, что профессиональная занятость стала нормой женской биографии и изменила тип жизненной стратегии женщины и семьи в целом. Причем в Восточноевропейских странах утверждалась стратегия, в основе которой лежала модель продолжающейся в течение всего трудоспособного возраста занятости - перерыв составлял только отпуск по уходу за ребенком. Для западных стран была, скорее, характерна женская стратегия с "прерывающейся занятостью" (pach-work-Model), но одновременно шло формирование типа профессионально-ориентированной женщины и нового типа семей с двумя работающими родителями и "двухкарьерных" семей [7]. Одна из самых серьезных по своим последствиям перемен связана и с изменением роли мужчины в обществе и семье. Начавшиеся в 1980-х годах в Европе и Америке дебаты о "новом образе мужчины" сигнализировали о разрыве с доставшейся от прошлого моделью отцовства, Близость, заботливость, эмоциональный контакт с детьми становились непременными атрибутами отцовской роли. Но одновременно с новыми возможностями самореализации для мужчин возникла и новая ответственность, которая добавилась к "главной" - обязанности финансово обеспечивать и поддерживать семью [8]. Одновременно, это повлияло на самоощущение мужчин и женщин, породило новые взгляды на традиционные гендерные роли и стремление осознать "цену прогресса". Так, по данным одного из исследований конца 80-х годов, проведенного в социалистической тогда Болгарии, современный мужчина, по мнению женщин, приобрел "свободу мысли и действия и достойного товарища в лице жены", а по мнению самих мужчин, "равноценного товарища в лице жены" и "возможность культурно и интеллектуально развиваться". В то же время, он потерял, по мнению женщин, власть над женой, былую уверенность в себе и прочности брака, волю, авторитет в семье, само право быть главой семьи, а по мнению самих мужчин, "уверенность в себе и чувство надежности, власть и авторитет в семье, мужественность, твердость, способность преодолевать трудности, уважение жен, которые им ни в чем не уступают" [9]. Как мы видим, мнения мужчин и женщин почти совпадают: и те и другие признали, что изменились их взаимоотношения, их ролевые позиции прежде всего в семье и, наконец, что современный мужчина больше потерял, чем приобрел. I. 1. Семейные ценности и отношение к различным формам образа жизни В результате трансформации традиционной семьи с ее четко прописанными ролевыми позициями начало признаваться право людей на экспериментирование в личной жизни, их право на самореализацию и осуществление индивидуальной своей жизненной стратегии. При этом сама ценность семьи продолжала оставаться одним из основных приоритетов в сознании людей. Это показало и наше исследование, в котором при безусловном лидировании ценности "дети" среди всех предложенных "семью" отнесли к числу важнейших ценностей 79% замужних респондепток в России, 77% в Западной Германии, 81% в Восточной Германии, 87% в Польше и 89% в Венгрии. Среди мужчин дали такой же ответ 66% респондентов в России, 77% в Западной Германии, 81% в Восточной Германии, 88% в Польше и 84% в Венгрии. Наконец, среди незамужних матерей отнесли семью к числу наиболее приоритетных ценностей 57% респонденток в России, 47% в Западной Германии, 65% в Восточной Германии, 82% в Польше, 83% в Венгрии. Как мы видим, несмотря на общую для всех традиционно высокую ценность семьи, есть существенные различия - так, ценностный "семейноцентризм" Польши и Венгрии (исключение не составляют и незамужние матери) в меньшей степени характерен для России и Западной Германии, в которых особенно выделяется в этом отношении группа незамужних матерей. Некоторой неожиданностью оказались результаты ответа на вопрос, насколько важны брак и любовь как ценности. Российские мужчины и женщины оказались весьма сдержанными: брак, а особенно любовь не занимают такого важного места в их иерархии ценностей, как у отвечавших нам мужчин и женщин из других стран- Это явно противоречило распространенному представлению, что брак в России строится, главным образом, "на взаимном чувстве" и кому-кому, но русской женщине свойственно особое, романтическое, и даже несколько восторженное отношение к любви. Оказалось же, что брак представляется людям более "фундаментальной" ценностью, чем любовь. Исключение составили женщины из неполных семей (воспитывающие ребенка без мужа). Для них любовь, несомненно, важнее, чем брак, и все-таки значительно уступает таким ценностям, как, например, семья, личная независимость, свобода и честность. Неожиданным оказалось и то, что российские мужчины и женщины как будто хотели подчеркнуть разницу между семьей и браком, с одной стороны, и любовью и свободой, с другой. Для них это, скорее, разные сферы жизни, и соединение их далеко не всегда нужно и возможно. Надо сказать, что в этом смысле российские мужчины и женщины придерживаются гораздо более "традиционной" точки зрения, чем респонденты из других стран, для которых любовь - не только одна из наиболее важных жизненных ценностей, но и существует, как правило, "внутри" брака, а не "вне" его (подробнее об этом - в главе о ценностях). Тем не менее, семья во всех странах сохраняет значение одной из лидирующих ценностей, а институт брака признается, как показывают наши данные, наилучшей формой существования семьи. Респондентам был задан вопрос: "Как Вы оцениваете разные формы образа жизни и семейных отношений?" Женатым мужчинам, замужним женщинам и незамужним матерям предлагалось высказать свое мнение по поводу нескольких форм совместной жизни, более или менее распространенных в европейских странах: зарегистрированный брак, сожительство при наличии детей, сожительство без детей, образ жизни матери-одиночки, семейную коммуну (когда в одной квартире живут несколько пар, связанных дружескими отношениями), одиночество как образ жизни, вариант, когда супруги (партнеры) живут в разных квартирах, вариант многопоколенной семьи (когда родители одного из супругов, супруги (или один из них) и дети живут совместно). Результаты ответов представлены в таблице I.1.1. Оценивая различные формы образа жизни, российские респонденты с явным недоверием отнеслись к "новым", "нетрадиционным" формам совместной жизни. Среди них наибольшее осуждение вызвало одиночество. Подавляющее большинство мужчин и женщин "очень негативно" оценили опыт "человека без семьи", хотя, как мы видели, ценность семьи не была у российских респондентов самой высокой (по крайней мере, по сравнению с Польшей и Венгрией). Это еще раз говорит о противоречии между нормой ("зарегистрированный брак") и ценностью ("семья, любовь"). В признании "нормальным" лишь семейного образа жизни единодушны и люди, состоящие в браке, и незамужние матери. Правда, в отношении других форм совместной жизни именно незамужние матери проявили наибольшую терпимость. Вероятно, собственный опыт - чаще всего разочаровывающий - сделал их более способными принять "нетрадиционные" варианты семейной жизни - и прежде всего незарегистрированный брак. Вторым по степени неприемлемости для российских респондентов оказалось "проживание в разных квартирах" (как ни странно, даже таблица I.1.1. Отношение к различным формам образа жизни: "очень позитивно" (+)... "очень негативно" (-) (в % к числу ответивших) "коммуна" оценивается более положительно). Вероятно, в сознании людей этот вариант - сродни одиночеству, и смысл такой сепарации при наличии близкого человека плохо понятен. Иначе говоря, люди плохо представляют себе возможность соединения личной независимости, автономии (проживание в разных квартирах) и сохранения близких отношений. |