Семья, планирование семьи

Здравомыслова О. М. Арутюнян М. Ю. Российская семья на европейском фоне / Институт социально- экономических проблем РАН. М., 1998.
В начало документа
В конец документа

Здравомыслова О. М., Арутюнян М. Ю.

Российская семья на европейском фоне


Продолжение. Перейти к предыдущей части текста

В сравнении с ответами работающих женщин ответы респонденток этой группы на вопросы анкеты действительно выглядят более оптимистичными: если среди первых удовлетворены жизнью в целом были лишь 26%, то среди вторых - 80%. То же и в отношении супружества: его считают счастливым 57% "просто жен" и 80% жен "новых русских". Последним оказался и более свойствен социальный оптимизм:

ровно половина их заявили, что в "стране все развивается к лучшему" - но с этим согласны лишь 26% замужних москвичек. "Все развивается к худшему", считают 20% жен бизнесменов и половина в другой группе респонденток.

На вопрос о том, как отразились на их жизни изменения последнего времени, замужние москвички ответили так: 18% - "стала увереннее", 6% - "улучшились отношения с мужем", 26% "я гораздо больше занята на работе", 32% - "муж вынужден искать дополнительный заработок и я почти не вижу его дома", 21% - "я нахожусь в постоянном напряжении, не знаю, как свести концы с концами", 18% - "я испытываю страх перед будущим", 33% - "я боюсь за здоровье своего ребенка", 50% - "я боюсь за будущее моего ребенка", 1,3% - "ухудшились отношения с мужем", 8% - "я стала больше нуждаться в помощи родителей". Очевидно, что баланс "плохого и хорошего" оказался нарушенным в пользу "плохого".

Что же жены бизнесменов? 20% из них стали чувствовать себя увереннее, у 30% улучшились отношения с мужем, 10% больше заняты на работе, 20% стали больше опасаться за здоровье ребенка и 40% - за его будущее. Наиболее негативные последствия изменений - постоянное напряжение и страх нищеты, страх перед будущим,

Все это позволяет предположить, что мы имеем дело с действительно разными социальными типами - с двумя разными образами жизни. И образ жизни жен "новых русских" действительно, в преобладающем большинстве случаев, это образ жизни неработающей женщины, который выбирается ими вполне сознательно: половина из них считают, что женщина не должна претендовать на рабочее место, если муж зарабатывает достаточно (с этим согласны только 18% замужних москвичек) и 80% готовы стать или уже являются домашними хозяйками (в отличие от 20% замужних москвичек).

Было бы банальностью сказать, что и тот и другой образ жизни имеет свои проблемы - но тем не менее было интересно понять, в чем состоит специфика этих проблем у "новых богатых" женщин. Оказалось, например, что хотя жены бизнесменов чаще довольны супружеством и жизнью в целом, тем не менее они же чаще говорят об отчужденности своих детей и мужа. Если судить по их ответам, то в их семьях дети чаще конфликтуют с отцом, оказывают матери меньше внимания, доверия, одобрения и нежности. А от мужа они тоже видят меньше привязанности и нежности, чем обыкновенные замужние москвички. Так почему же они все таки более довольны жизнью? По нашему предположению, именно в этом состоит своеобразное проявление большей зависимости от мужа неработающей, обеспечиваемой им материально жены. Иными словами, основание брака - материальное благополучие, и поскольку оно обеспечено, постольку брак считается удачным - его сохраняют и не критикуют мужа так, как это принято в семьях, где оба супруга работают. Но в "современной" традиционной семье иногда еще острее переживаются неудачи во взаимоотношениях.

Возникает и более тонкий и сложный вопрос: возможно ли укрепить семейные ценности на основе возрождения традиционной семьи в ее классическом, а не специфически советском варианте? Нельзя не понимать, что жены нынешних бизнесменов, как и сами бизнесмены, "взялись" не из какой-то другой, а из той, прежней, советской жизни, в которой женщины работали и материально не были столь уж зависимыми от мужа. Оказавшись один на один с домашним хозяйством и не имея опыта других занятий, кроме семьи и "службы", часть из них чувствуют себя так, как описала одна из наших респонденток, которую можно отнести к типу "разочарованных":

- Я нигде не бываю. Никуда не хожу. Я из нормальной женщины превратилась в домохозяйку и домработницу, которая провожает детей в школу, потом стирает-готовит, потом ждет, придет или не придет муж. Я ему начинаю говорить - а он: и так все надоело - прихожу домой, а тут еще ты ворчишь. У меня даже подруг-то нет. Раньше были. Когда не работаешь, то уже негде подруг найти. И потом не хочется чувствовать себя как-то ниже. Доя многих из знакомых моего мужа мы бедные.

Разумеется, среди жен бизнесменов есть и тип "энтузиасток" нового образа жизни:

- За последний год наша жизнь изменилась кардинально, она стала значительно лучше: и в материальном плане и вообще мы почувствовали себя людьми совершенного иного рода. Я думаю, что будущее моих детей будет лучше. Мы прилагаем массу усилий, чтобы они могли оправдать наши надежды, делаем все для того, чтобы они могли стать свободными, образованными людьми. За деньги мы можем дать нашим детям хорошее образование. Я думаю, что в ближайшие несколько лет благосостояние нашей семьи улучшится: я очень верю в моего мужа.

С явным удовольствием осваивая новые возможности, которые предоставляют деньги, "новые богатые" женщины, принадлежащие к этому типу, ориентированы на западный образец, который совпадает с их представлениями о "нормальной жизни". В ней есть благоустроенный дом, дорогие развлечения, путешествия, ощущение стабильности и гарантированное будущее детей. Но, даже по мнению "новых богатых", попытка осуществить эту жизнь в России связана с слишком большими трудностями:

- Мы очень непредсказуемая страна, у нас даже самые налаженные и просчитанные механизмы, действующие во всем мире, не срабатывают. Жизнь всего одна, и я бы хотела ее прожить не по экспериментальной программе нашего правительства, а прожить так, как я бы хотела. И мне представляется, что такая возможность есть только в Америке или в Австралии.

Итак, две довольно типичные представительницы нового среднего класса. Конечно, богатство - вещь относительная, но, безусловно, они не живут в постоянном напряжении, пытаясь свести концы с концами, и не находятся в изматывающем поиске более денежной работы, как большая часть замужних москвичек, отвечавших на наши вопросы. Они и сами хорошо понимают исключительность своего положения сейчас:

- Какая-нибудь женщина подумает: вот, заелась, не работает, сидит дома. Действительно, муж говорит: что тебе надо, то и покупай, куда хочешь, туда и поезжай отдыхать.

И все-таки: у одной - вместе с уходом с работы оказался потерян, как она сама говорит, "какой-то важный стимул в жизни" и никак не складывается новый круг знакомых, поскольку ей трудно пока еще научиться дружить по принципу принадлежности к "одному кругу богатства и деловых связей". У другой, несмотря на то, что она энтузиастически принимает свой новый образ жизни - по сути дела, тоже потерян "какой-то важный стимул". Оказывается, что ее привилегированное положение "наложило отпечаток на межличностные отношения, и они складываются не так благоприятно, как хотелось бы"... Речь идет тоже о разрушении круга общения, о разрыве прежних связей, о трудности образовывать новые. Не с этим ли не в последнюю очередь связано чувство нестабильности жизни и желание уехать из России? С почти физическим ощущением потери корней в нынешнем российском обществе? У женщин, особенно у тех из них, которые, получив образование и поработав какое то время, стали домашними хозяйками, безусловно есть еще чувство, что они отказываются от судьбы своих матерей. Иногда это выглядит как своеобразный реванш, иногда как растерянность...

В то же время, среди проинтервьюированных нами жен бизнесменов обнаружился и еще один тип, правда, значительно реже встречающийся - к нему принадлежат те женщины, которые хотят отношений партнерства и готовы вступать в конкуренцию с мужчинами вообще и с мужем в частности:

- За последний год мой образ жизни сильно изменился, потому что до этого я занималась исключительно учебой и жила на то, что зарабатывал муж. Когда я начала сама работать в бизнесе и у меня появились собственные деньги, я стала чувствовать себя совершенно по-иному. Я считаю, что обязательно должна работать, во-первых, чтобы чувствовать равноправное положение с мужем, а во-вторых, чтобы распоряжаться своими средствами. Я стала более трезво и более жестко относиться к жизни.

Что показало наше небольшое исследование? То, что в формирующемся новом среднем классе появляются разные типы женщин, которые в силу большей экономической свободы начинают и более трезво и более обдуманно относиться к своей жизни и к жизни вообще, чем это было принято в прежних советских семьях. Возможно, рисуя себе идеал домохозяйки, они прежде полагали, что будут иметь жизнь более легкую, более безответственную, более приемлемую для женщины, чем жизнь их матерей и бабушек. Эту иллюзию поддерживали в них и мужья, и, в какой-то мере, общество, заявившее, что семьдесят лет всеобщей женской занятости были вынужденной мерой и чуть ли не идеологической диверсией. Оказалось, что положение обеспеченной женщины позволяет решить часть проблем, но порождает довольно много новых и непростых. В том числе и потому, что, как выразилась одна из наших респонденток, "собственность - это такая вещь, которую ты зарабатываешь сам и относишься к ней соответствующим образом". И еще - мы имеем основание предположить, что успешнее справляются с этими новыми проблемами те из жен бизнесменов, которые не порывают резко со своей прежней жизнью и прежней профессией.

Заключение

Модернизация общества - модернизация семьи?

Исследование российской семьи, результаты которого представлены в этой книге, совпало со временем, когда российское общество находилось в начале очередного этапа модернизации. В 90-е годы его заметной особенностью стала концентрация людей на семейно-ориентированном образе жизни, связанная у большинства с необходимостью выживания в условиях кризиса, у меньшинства - с открывшимися экономическими возможностями обустроить частную жизнь по "западному образцу". Правомерен вопрос: можно ли считать, что и институт семьи в России - самый устойчивый и консервативный социальный институт - переживает сейчас период модернизации? Соотнесение российских данных с европейским контекстом, предпринятое в этой книге, открывает, на наш взгляд, возможность уточнить распространенные представления и сформулировать некоторые гипотезы.

Очевидно, что сосуществуют и фиксируются эмпирически два разных типа сознания и семейной идеологии, соответствующие так называемой традиционной versus модернизированной семье. Во всех странах это магистральная тенденция, но в каждой она имеет вариации, которые делают различия весьма существенными. Так, в контексте европейского сравнения оказалось, что хотя для всех респондентов определенная мера сочетания профессиональной и семейной ролей имеет характер культурной нормы, являясь знаком модернизации института семьи, тем не менее, в каждой из стран выделяется "своя" ведущая ориентация.

Самое непротиворечивое усвоение модернизированных эгалитарных норм в отношении семейной жизни, участия женщин в социальной, профессиональной, политической сферах на равных основаниях с мужчинами можно наблюдать в Западной и Восточной Германиях. Базовое для западногерманских респондентов представление о семье, основанной, прежде всего, на любовном союзе - скорее личностном, чем социально-функциональном партнерстве - совпадает с ключевой характеристикой перспективной модели семьи, которая описывалась социологами с начала б0-х годов. (Дж. Бернард, А. Хохшилд, Р. и Р. Раппопорт, С. Голодом, М. Мацковским, Сысенко и многими другими.) В то же время, именно в Западной Германии оказалась наиболее выражена приверженность традиционным нормам внутрисемейной жизни и тендерных отношений. Так, респонденты-мужчины демонстрируют наиболее высокую карьерную ориентацию, соответствующую стереотипу мужской "достижительной" роли. Женщины-респондентки разделились на две группы. Представительницы одной - исходя из своего положения в социальной структуре ("неработающая жена") - придерживаются семейно-ориентированной стратегии. Иначе говоря: западногерманские домохозяйки признают экономическую зависимость от мужа и оба супруга поддерживают традиционный баланс гендерных ролей и норм внутрисемейного поведения, хотя разделяют господствующую идеологию гендерного равноправия. Представительницы другой группы - работающие в режиме полного рабочего дня женщины- вполне сознательно ориентированы на профессию, карьеру и семейные отношения партнерского типа.

В исследовании использовались некоторые данные опроса, проводившегося по аналогичной анкете в Швеции. В целом, можно заключить, что шведский вариант близок западногерманскому: модернизированный макросоциум, изменение ролевых позиций мужчин и женщин в обществе, эволюция гендерной идеологии и социальной политики вызывают и корреспондирующую модернизацию внутрисемейных ролей, семейной идеологии и гендерных отношений.

Тип работающей женщины и нормы внутрисемейного равенства, провозглашенные социалистической идеологией, кажется, столь же прямо были восприняты респондентами из Восточной Германии. Ответы восточных немцев в наибольшей степени - в сравнении с ответами респондентов из других постсоциалистических стран - соответствуют модернизированному типу гендерных ролей, сочетая в себе сравнительно эгалитарные установки на семейное взаимодействие и ориентацию на профессиональную работу мужчин и женщин. При этом для восточногерманских респондентов - в отличие от западногерманских - характерны относительно невысокие карьерные устремления (что, по-видимому, в условиях прежнего общества помогало им осуществлять сочетание семейной и профессиональной ролей).

Специфика Восточно-Европейских стран - Польши, Венгрии и России - состоит в том, что в них элементы модернизированного семейного сознания более противоречиво сосуществуют с традиционными гендерными установками в отношении как семейной, так и социальной жизни в целом. При этом венгерские респонденты в целом демонстрируют самую высокую степень устойчивости традиционных норм организации семейной жизни и традиционной гендерной идеологии. Они явно "тяготеют" к семейно-ориентированному типу с взаимодополняющими гендерными ролями и относительно невысокими профессиональными амбициями как женщин, так и мужчин.

В ответах жителей Польши и России конфликт традиции и новации выражен наиболее напряженно.

Использованная литература и примечания

Примечания

[1] Литература на эту тему, вышедшая в 90-е годы, весьма обширна, для нее характерна острая дискуссионность. Среди многочисленных работ можно назвать такие, как: Куда вдет Россия? Альтернативы общественного развития. Выпуск 1, Ред. Т. И. Заславской, Л. А. Арутюнян. Интерпракс, Москва, 1994; Куда вдет Россия? Альтернативы общественного развития. Выпуск II. Ред. Т. И. Заславской. Аспект-Пресс, Москва, 1994; А. С. Ахиезер. Социально-культурные проблемы развития России. ИНИОН РАН, Москва, 1992; Модернизация и национальная культура. Материалы теоретического семинара. "Апрель-85", Москва, 1995; Свободное слово. Интеллектуальная хроника десятилетия 1985-1995. Ред. А. А. Гусейнов, В. М. Межуев, В. И. Толстых. Москва, 1996; Ш. Куридьски-Ожвэн, М. Ю. Арутюнян, О. М. Здравомыслова. Образы права в России и Франции. Аспект-Пресс, Москва, 1996; и многие другие.

[2] Cross-National Reseach in Sociology. Ed. L. Melnik. Kohn Sage Publications, London. 1989, р. 80.

[3] В. О. Рукавишников. Социальная динамика и социальная напряженность в обществе переходного периода // Личность и семья в эпоху перемен. Ред. О. М. Здравомыслова, М. Ю. Арутюнян. ИСЭПН РАН, Москва, 1994, с. 25-43.

[4] М. Ю. Арутюнян, О. М. Здравомыслова. Семейная социализация и ее влияние на формирование демографических представлений у детей и подростков // "Демография, труд, коллектив" (Тезисы Всесоюзно-научно-практический конференции), Минск, 1989, с. 103-106;

М. Ю. Арутюнян, О. М. Здравомыслова, И. И. Шурыгина. Учителя и ученики: два мира? "Просвещение", Москва, 1992.

[5] М. Ю. Арутюнян. "Кто Я?" // Женщины и социальная политика (гендерный аспект). ИСЭПН, Москва, 1992, с. 137; Е. М. Черняк. Семья в социалистической мысли и в действительности. Автореферат на соискание ученой степени доктора философских наук, Москва, 1990,с. 42.

[6] С. И. Голод. Стабильность семьи. Социлогический и демографический аспекты. М., 1984, с. 15-16.

[7] М. Fogarty, R.Rappoport & Rappoport. 1972. Sex, Саrееr and Family. London; А. Hochschild. 1989. The Second Shift. Working Parents and the Revolution at Home. New York, Avon Books; Families with Smoll Children in Eastern and Western Europe, Ed. By Ulla Bjornberg, Jurgen Sass.1997, Ashgate, Brookfield USA - Singapore - Sydney; О. Дудченко, Л. Ясная, Ш. Дейнз. Работа женщины и семья // Семья на пороге третьего тысячелетия. Ред. А. И. Антонов, М. С. Мацковский. Москва, 1995, ИСАН РАН, Центр общечеловеческих ценностей, с. 129-145; М. Арутюнян, О. Здравомыслова. Проблема двойной идентичности: особености традиционного конфликта "семья-работа" // Личность и семьи в эпоху перемен. М., 1994, с. 78.

[8] Men's Family Relations. Ed.by Ulla Bjornberg & Аппа-Каriп Коlling. 1996, Stockholm, Almqvist & Wiksell International.

[9] П. Попова. Современный мужчина в зеркале семейной жизни, Москва, 1989, с. 29-31.

[10] Н. М. Римашевская. Роль семьи в условиях социальных трансформаций // Семья, тендер, культура. Ред. В. А. Тишков. Москва, Институт этнологии и антропологии РАН. 1997, с. 116.

[11] Times Mirror Center for People. The Press, 1991, "The pulse of Europa Servey".

[12] Т. А. Гурко. Трансформация института семьи: постановка проблемы. "Социологические исследования". 1995, № 10.

[13] G. Еeler. Eifuhrungsreferat// Europa in Umbruch - Wo steht Familie? Einstellungen von Eltern im Ost-West-Vergleich am 15.11.1994 in Dresden, DJI, Munchen, s.17.

[14] Т. А. Гурко. Трансформация института семьи: постановка проблемы // "Социологические исследования". 1995, № 10.

[15] А. И. Посадская, О. А. Воронина и др. Гендерные аспекты аспекты социальной трансформации. Итоговый отчет ЦГИ, Москва, 1992, с. 153.

[16] А. И. Антонов. Стратегия фамилистических исследований и политики "семейной приватизации" •// "Семья в России". 1995, № 1-2, с. 45.

[17] Российская Федерация в цифрах. Госкомстат России, Москва, 1992.

[18] 3. А. Ходкина. Гендерная асимметрия в сфере занятости // Материалы Первой Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям. Ред. О. А. Воронина, 3. А. Ходкина, Л. Г. Лунякова. Москва, 1997, с. 62.

[19] Российская Федерация в цифрах. Госкомстат России, Москва 1994, с. 285-286.

[20] Обзор этих исследований дан, например, во вступительной статье к книге "Men's Family Relations". Ed. by Ulla Bjomberg & Anna-Karin Kollind. 1996, Stockholm, Almqvist & Wiksell International, p. 1-10.

[21] Женщина в меняющемся мире. Ред. Я. М. Римашевская, Москва, Наука. 1992, с. 74-84.

[22] 3. А. Янкова. Советская женщина, Политиздат, Москва, 1978, с. 36.

[23] М. Г. Панкратова. Женщина, занятость, семья // Семья как объект социальной политики. Институт социологии АН СССР. 1988, с. 32.

[24] Условия труда и быта женщин. Статистический сборник. Москва, Информационно-издательский центр по статистике. 1992.

[25] Женщина в меняющемся мире, с. 67.

(26] 3. А. Янкова. Советская женщина, с. 36.

[271 Женщина в меняющемся мире, с. 67.

[28] 3. А. Янкова. Советская женщина, с. 34.

[29] Женщина в меняющемся мире, с. 100.

]30] Качество населения. Москва, ИСЭПН РАН. 1993, с. 18.

[31] Н. М. Римашевская. Жизненный цикл семьи // Бедность: взгляд ученых на проблему, Москва, ИСЭПН РАН. 1994, с. 142.

[32] Женщина в меняющемся мире, с. 78.

[33] Е. Б. Мезенцева. Кадровая политика предприятий и перспективы женской занятости - доклад лаборатории гендерных исследований ИСЭПН РАН "Гендерные аспекты социальной трансформации". Москва, 1992, с. 51.

[34] Н. И. Лапин. Ценности как компоненты социокультурной эволюции современной России. "Социологические исследования", №5. Москва, 1994, с. 3-8.

[35] "Вопросы философии", №6, с. 3-31.

[36] Россияне: столичные жители. Серия "Этносоциология в цифрах". Москва: РАН. 1994.

[37] Я. И. Лапин. Ценности как компоненты социокультурной эволюции современной России. "Социологические исследования", № 5, Москва, 1994, с. 6.

[38] А. Г. Харчев, М. С. Марковский. Современная семья и ее проблемы. Москва, Статистика, 1978; С. Я. Голод. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. Ленинград, Наука. 1984;

К. Копыстянская, Н. Осетрова. Мотивы создания семьи и отказа от вступления в брак // Семья в представлении современного человека. Москва, Институт социологии АН СССР. 1990.

[39] Россия в цифрах, 1995. Госкомстат России, Москва, 1995, с. 71. [40] Повседневная жизнь России // "Сегодня", 15.09.94.

[41] М. Е. Баскакова. Социальное положение безработных (семейный аспект) // Личность и семья в эпоху перемен. Москва, 1994, с. 85.

[42] Е. Б. Мезенцева. Кадровая политика предприятий и перспективы женской занятости, с. 42-44.

[43] Газета "Куранты", 6 марта 1994 г.

[44] М. Е. Баскакова. Социальное положение безработных (семейный аспект) // Личность и семья в эпоху перемен. Москва, 1994, с. 93.

[45] М. Е. Бахтин. Конспекты лекций о Л. Н. Толстом // Альманах "Прометей", № 12, Москва, 1980, с. 262.

Оглавление

Введение.

Европейское исследование семьи как сравнительное межкультурное исследование 3

Общая характеристика исследования и его предыстория. Основные вопросы исследования 8

Приложение 15

Глава I. Проблемы европейской семьи в начале 90-х годов

(по результатам межкультурного сравнения) 21

I.1. Семейные ценности и отношение к различным формам

образа жизни . 22

I.2. Семья в кризисном социуме 26

Глава II. Мужчины и женщины: проблема двойной идентичности 38

II.1. Влияние женщин в семье и обществе: оценки респондентов 39

II.2. Сочетание семьи и работы: различие моделей 41

II.3. Профессионально-ориентированные и

семейно-ориентированные женщины, имеющие . малолетних детей: социологический портрет 47

II.3.1. Возраст, образование, квалификация, доход 49

II.3.2. Замужние матери 49

II.3.2.1. Семья 49

II.3.2.2. Работа 50

II.3.2.3. Ценностные ориентации 51

II.4. Незамужние матери 52

II.4.1. Семья 52

II.4.2. Работа 53

II.4.3. Ценностные ориентации 53

Глава III. Мужчины: семейная и профессиональная идентичность

III.1. Возраст, квалификация, образование,

доход респондентов-отцов 56

III.2. Опыт жизни в семье. Отпуск по уходу за ребенком . 58

III.3. Восприятие работы и профессиональной жизни 62

III.4. Установки и ценности 65

III.4.1. Отношение мужчин к профессиональной работе женщин 65

III.4.2. Гендерные отношения 67

III.4.3. Шкала ценностей 70

III.4.4. Удовлетворенность жизнью и социальный оптимизм . 72

III.5. Резюме 72

Глава IV. Семейный статус женщины и ее профессиональная карьера 74

IV.1. Семья - работа - карьера 75

IV.2. Мужчины и женщины: желание делать карьеру 78

IV. 3. Препятствия профессиональному росту 82

IV.4. "Карьерные женщины" и "домашние хозяйки" 84

IV.5. Незамужние матери: "вина" перед обществом? 86

IV.6. Замужние и незамужние женщины: восприятие

трудностей переходного периода 88

Глава V. Ценностный "профиль" респондентов и гендерные

отношения в период социально-экономического кризиса 96

V.1. Российские матери на Европейском фоне:

ценностный профиль 96

V.2. Гендерные отношения в период социально-экономического кризиса 109

V.3. Гендерные стереотипы 109

V.4. Отношения власти 112

V.5. Гендер и опыт общения 115

V.6. Гендерная роль и "социальный/личный оптимизм" 121

Глава VI. Родители и дети 126

VI.1. Мир, в котором живут дети, с точки зрения родителей 127

VI.2. Восприятие себя в родительской роли 130

VI.3. "Модель" воспитания дошкольника 132

Post Scriptum.

Новый женский опыт в меняющемся российском обществе 136

1. Замужние москвички с маленькими детьми: привыкание к кризису 138

2. Стратегии семей с двумя работающими супругами

(по результатам исследования 1994 года) 142

2.1. "Противоположно-направленные" семейные стратегии преодоления кризиса 145

2.2. Выжидательные стратегии 148

2.3. Активная "рыночная" стратегия 149

3. Безработные женщины: снижение амбиций 150

3.1. Анализ результатов интервью 153

4. Жены "новых русских" бизнесменов: вступление в роль 157

Заключение.

Модернизация общества - модернизация семьи? . 162

Использованная литература и примечания .............. 166