|
|
Здравомыслова
О. М. Арутюнян М. Ю. Российская семья на европейском фоне / Институт
социально- экономических проблем РАН. М., 1998.
|
В начало документа |
В конец документа |
Здравомыслова О. М., Арутюнян М. Ю. Российская семья на европейском фоне Продолжение. Перейти к предыдущей части текста II.4. Незамужние матери II.4.1. Семья Прежде всего, мы предположили, что отпуск по уходу за ребенком воспринимается по-разному двумя противоположными группами женщин. Действительно, оказывается, что хотя отпуск по уходу - тяжелое бремя для всех женщин, но семейно-ориентированные незамужние матери чувствуют себя в нем более комфортно (более подробно об этом см. в главе "Родители и дети"). Тем не менее, когда респонденткам предложили согласиться или не согласиться с суждением: "женщина не хочет оставаться долго дома потому, что она "лезет на стенку от тоски"", респондентки в обеих группах разделились практически поровну. В то же время, в поддержке родителей (бабушек и дедушек) и отца ребенка во время отпуска по уходу наиболее нуждались профессионально-ориентированные незамужние матери и 47% их против 67% семейно-ориентированных были готовы взять этот отпуск даже без гарантий сохранения рабочего места. Это говорит, разумеется, не только о значимости профессиональной ориентации для данной группы женщин, но и о признаваемой ими необходимости работать, чтобы прокормить семью. Последнее не избавляет этих респонденток от чувства неудовлетворенности собой в материнской роли (подробнее об этом в IV.5.). Наконец, в обеих группах более половины женщин не сумели добиться равновесия между семьей и профессией. Таким образом, действительно принципиальных различий в восприятии различных аспектов семейной жизни, связанных с противоположными ориентациями, обнаружить не удалось, хотя можно отметить тенденции, различающие эти группы. II.4.2.Работа В восприятии работы обнаружено первое существенное различие между группами: если лишь половина семейно-ориентированных женщин считают свою работу интересной, то все 100% профессионально-ориентированных придерживаются этого мнения. Одновременно, профессионально-ориентированные женщины рассматривают свою работу как более престижную (47,1% против 33,3% семейно-ориентированных), более ответственную (70,6% против 51,3% семейно-ориентированных). Они более удовлетворены своей зарплатой (29,4% против 12,8% семейно-ориентированных). В то же время, профессионально-ориентированные респондентки признали, что они не имеют больших возможностей для карьеры, только 11,8% сочли, что работа предоставляет им возможность профессионального продвижения (против 25,6% семейно-ориентированных женщин). Как показывают наши данные, профессионально-ориентированные респондентки вовлечены в содержание работы значительно больше, чем семейно-ориентированные, и более остро переживают проблемы, связанные с работой. Это доказывает и тот факт, что семейно-ориентированные респондентки более удовлетворены как отношениями в коллективе (72% против 65%), так и начальством (67% против 47%). То есть они, вероятно, в силу своей меньшей вовлеченности в саму работу, менее конфликтны и более ориентированы на отношения. В то же время, семейно-ориентированные респондентки оказались и наименее реализованными профессионально: они составляют большинство среди тех респонденток, которые считают, что их профессиональные ожидания не сбылись и что на нынешней работе нет возможности делать карьеру. Однако, отвечая на вопрос "Кому живется лучше: домашним хозяйкам или работающим матерям", большинство женщин обеих групп считают, что более счастливы домохозяйки. Таким образом, результаты амбивалентны: с одной стороны, профессионально-ориентированные женщины действительно более вовлечены в работу, ценят ее выше, с другой, примерно половина из них явно "тяготеет" к домохозяйкам. То же, но с обратным знаком, наблюдается в группе семейно-ориентированных женщин. II.4.3. Ценностные ориентации Демонстрируют ли ответы респонденток из двух групп различие ценностных ориентиров? Если семейно-ориентированные, признавая факт очевидного гендерного неравенства, тем не менее не считают, что следует изменить это положение, усилив влияние жизни в "нетрадиционных" для женщин сферах (в политике и профессиональном мире), то профессионально-ориентированные более настроены на равенство. Но, признавая огромное влияние женщин в семье, которое они считают почти абсолютным, и та и другая группа желала бы сохранить эту позицию, лишь "смягчив" ее. Что касается семейно-ориентированных респонденток, то в их ответах прослеживается определенная "логика": не претендуя на равную власть вне семьи, они желают лидировать внутри нее. Позиция профессионально-ориентированных женщин более противоречива и свидетельствует о стремлении к равенству, а возможно и к доминированию. В отношении распределения рабочих мест между мужчинами и женщинами в ситуации возможной безработицы семейно ориентированные респондентки признают, что женщинам вряд ли следует конкурировать с мужчинами за рабочие места, если материально семья обеспечена. Профессионально-ориентированные в этом отношении разделяются на две примерно равные группы, демонстрирующие прямо противоположные позиции. Отношение респонденток к различным формам образа жизни показывает, что все они признают приоритет традиционного брака. При этом профессионально-ориентированные опять демонстрируют противоречивую позицию: они более решительно отвергают "нетрадиционные" формы организации семьи, и в то же время только они в целом позитивно относятся к возможности "жить одной". В то же время очевидно, что "традиционный брак" остается их мечтой. Еще более явно эта противоречивость обнаруживается при ранжировании ценностей: профессионально-ориентированные женщины одинаково высоко оценивают и семью и личную независимость. Таким образом, профессионально-ориентированная женщина, воспитывающая ребенка самостоятельно, отличается от семейно-ориентированной прежде всего своей идеологией, своими взглядами на жизнь, которые осложняют реальную семейную жизнь. * * * Результаты исследования показывают, что выбор идентичности влияет на все стороны жизни женщины. В то же время, в обеих группах есть и женщины, которые действительно сделали самостоятельный выбор: семья или работа, и те, которые, по тем или иным обстоятельствам, были вынуждены это сделать. Не исключено, что в условиях нынешнего кризиса традиционный для российских женщин конфликт профессиональной и семейной роли все более перерастает в проблему выбора между ними. Глава III Мужчины: семейная и профессиональная идентичность В последние десятилетия все большее число исследований фокусируются на изменении отцовской роли и фиксируют рост семейной ориентации среди мужчин [20]. Об этом свидетельствуют и данные нашего исследования (табл. III.1.). таблица III.1. Распределение ответов мужчин на вопрос: "Какой образ: "мужчина, предпочитающий семью и частную жизнь" или "мужчина, предпочитающий работу и профессиональную жизнь" - в большей мере соответствует Вашему представлению о себе"? (в % к числу ответивших) Проблема, которая требует дальнейшего исследования, состоит в том, является ли этот феномен характеристикой "нового мужчины", отказывающегося от стереотипной мужской роли достижителя и кормильца в пользу более гибкой партнерской роли, или наоборот, исследования фиксируют проявление архаической мужской роли кормильца, обеспечивающего и охраняющего свою семью - роли, не связанной с профессиональной идентичностью. Что касается нашего исследования, есть основания полагать, что выбор мужчинами семейной идентичности в разных случаях может интерпретироваться по-разному. Своеобразной иллюстрацией этого тезиса могут служить ответы российских мужчин. Подвыборка 194 женатых мужчин-отцов, как и подвыборка матерей, была разделена на три группы в соответствии с ответами на вопрос о том, с чем респонденты больше себя отождествляли - с семейной или профессиональной стороной своей жизни. Группа "семейно-ориентированных" составила 76 человек (С-группа), группа "между" или "и то, и другое" - 75 человек (М-группа), группа "профессионально-ориентированных" - 43 человека (П-группа) (табл. III.2.). таблица III.2. Распределение опрошенных (в %) по трем группам в зависимости от семейной или профессиональной ориентации Хорошо видно, что доля женатых мужчин-отцов, заявляющих о своей преобладающей профессиональной ориентации превосходит таковую у женщин, однако и она не столь уж велика (четвертая часть), и семейная ориентация признается ведущей большим числом опрошенных мужчин. III.1. Возраст, квалификация, образование, доход респондентов-отцов Модальная возрастная группа - 30-35 лет. Группа семейно-ориентированных при этом несколько "моложе" (то же справедливо и для женщин), так как включает больше опрошенных в возрасте 20-25 лет, в то время как П-группа включает в себя больше лиц в возрасте 40-45 лет и лишь около 3% самых молодых. Мужчины моложе 35 лет составляют 89% С-группы, 74% М-группы и 72% П-группы. В отношении социально-профессиональной группы следует отметить, что наибольшую долю во всех трех группах составляют рабочие, хотя их и несколько меньше в П-группе. Особенностью С-группы можно считать сверхпредставленность в ней так называемой технической интеллигенции (26%), а в П-группе, напротив, наблюдается "перекос" в сторону "гуманитарной интеллигенции" (14%) (табл. III.3.). (Суммы по строке в таблицах не всегда равны 100%, так как в большинстве случаев неответы в таблицы не включались). Меньшая доля рабочих и несколько большая представленность лиц более высокого образовательного уровня в П-группе могли повлиять на различия в жесткости рабочего времени по группам (табл. III.4.). В противоположность группе М у женщин, образовательный уровень промежуточной группы у мужчин несколько ниже, чем в других группах (табл. III.5.). Описываемые три группы не различаются сколько-нибудь существенно по доходу, однако подгруппа лиц с высокими на момент таблица III 3 Распределение опрошенных мужчин по социально-профессиональным группам в зависимости от преобладания ориентации на семью или работу (%) таблица III.4. Доля мужчин, имеющих гибкий или жесткий рабочий график в каждой группе (%) таблица III.5. Образование мужчин-отцов различных ориентации (%) опроса доходами была больше среди семейно-ориентированных отцов (табл. III.6.). Можно предположить, что семейно-ориентированные мужчины более склонны принимать роль "кормильцев" и зарабатывать для семьи - таблица III.6. Собственный доход в каждой группе (%) соотнесен с принятыми оценками на момент опроса таблица III.7. Подушевой семейный доход в каждой группе и в этом отношении эта группа напоминает модель "незамужнего материнства", в рамках которой, наоборот, женщины П-группы зарабатывают значительно больше, чем женщины С-группы. В меньшей мере это свойственно и профессионально-ориентированным замужним матерям. Таким образом, семейная ориентация мужчин не означает обязательно некоей "нетрадиционности" и вполне может согласовываться с традиционным акцентом на роли "кормильца", в то время как профессиональная ориентация женщин дает больше оснований предполагать нетрадиционные установки и способы поведения. Несмотря на то, что мужчины С-группы имеют более высокий собственный доход, семейный доход П-группы по крайней мере не ниже, чем в С-группе (доход подсчитывался исходя из общих сумм среднемесячных заработков, указываемых респондентами (табл. III.7.). Так как семьи С и П групп мужчин не различаются сколько-нибудь значимо числом детей в них, это может быть следствием того, что жены профессионально-ориентированных мужчин зарабатывают несколько больше, чем жены семейно-ориентированных. Практически не обнаруживается различий в уровнях квалификации респондентов трех групп. Большинство их были работниками квалифицированного труда - рабочими и служащими. III.2. Опыт жизни в семье. Отпуск по уходу за ребенком Тот факт, что отцами отпуск по уходу за младенцем воспринимается не в таком радужном свете, как матерями, достаточно универсален. При этом в России и Польше наблюдается наименьший уровень удовлетворенности этим периодом как со стороны матерей, так и со стороны отцов. Сравнивая три группы отцов в зависимости от профессиональной или семейной ориентации, следует отметить, что не семейно-ориентированные и не профессионально-ориентированные отцы, а мужчины, отнесшие себя к промежуточной группе, судя по их самооценкам, получили наибольшее удовольствие от этого периода семейной жизни. Профессионально же ориентированные мужчины (как кстати и соответствующая группа женщин) испытывали в это время наибольший стресс в разных областях жизни в семье и чувствовали себя наименее интегрированными в нее (табл. III.8.). Этот опыт, возможно, внес свой вклад в оценки мужьями П-группы длительности отпуска по уходу за маленьким ребенком, которую они чаще считают вполне достаточной, чем отцы других групп (табл. III.9.). Они также значительно либеральнее относятся к перспективе того, что о ребенке в это время стал бы заботиться кто-то, кроме родителей (табл. III.10.). В то же время, такой результат может свидетельствовать и о менее традиционных, менее "матрицентрических" взглядах, в рамках которых лишь модель полной семьи с матерью, находящейся всецело "при ребенке" по крайней мере несколько первых лет его жизни, считается обеспечивающей правильное "взрашивание" (табл. III. 11.-III. 12.). В дополнение можно заметить, что мужчины П-группы - единственная категория русских опрошенных, которая склонна считать, что работающим женщинам живется лучше, чем домохозяйкам - этот результат отличает "П-отцов" от всех других подгрупп российских респондентов, мужчин и женщин (табл. III.27.). Профессионально-ориентированные отцы даже чаще, чем семейно-ориентированные мужчины, утверждают, что участвуют в домашнем хозяйстве и воспитании детей наравне с женами. В то же время, в П-группе больше и тех, кто берет на себя, по их словам, менее 20% всех домашних дел (табл. III.13.). Большая гибкость в установках на организацию семейной жизни, в какой-то мере демонстрируемая П-группой, не приводит к большей удовлетворенности супружеством. Несмотря на то, что значительно больше отцов этой группы считают (таблицы III.8.-III.12.), что им удалось достичь в жизни равновесия между семьей и работой (67% против 39% в С-группе), не исключено, что это "равновесие" достигается в некоторых случаях за счет семьи и сопряжено с более высоким уровнем супружеского конфликта (табл. III.14.). Это же касается и профессионально-ориентированных замужних матерей: похоже, что профессиональная ориентация каким-то образом связана с большей напряженностью в отношениях между супругами, хотя трудно сказать, разумеется, что здесь первично: профессия ли служит неким убежищем при не вполне удовлетворяющих семейных отношениях, отношения ли эти страдают от слишком выраженных профессиональных интересов одного из супругов. Мужчин отличает при этом значительно все же в целом более высокая удовлетворенность браком, чем у женщин. таблица III.8. Мнение об отпуске по уходу за маленьким ребенком отцов каждой группы (%) таблица III.9. Мнение отцов каждой группы о длительности отпуска по уходу за ребенком до 3-х лет (%) таблица III.10. Следует ли предоставлять другим людям, кроме родителей (напр., бабушкам и т.п.), отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет? Мнение отцов каждой группы (%) таблица III.11. Следует ли предоставлять отпуск по уходу отцу, чей брак с матерью ребенка не зарегистрирован? Мнение отцов каждой группы (%) таблица III.12. Доля отцов каждой группы, считающих, что матерям следует ежегодно предоставлять более 30 дней в году для ухода за больным ребенком таблица III.13. Самооценка мужей их участия в домашней работе (%) таблица III.14. Самооценка удовлетворенности браком в каждой группе (%) III.3. Восприятие работы и профессиональной жизни Достаточно парадоксален, на первый взгляд, тот результат, что семейно-ориентированные отцы чаще считают, что им не удалось выработать эффективный компромисс или баланс работы и семьи (табл. III.15.). Для женщин справедливо обратное: для замужних профессионально-ориентированных матерей гораздо более, чем для семейно-ориентированных, характерно ощущение неудачи в этой области. Что это означает: более конвенциональная роль способствует большему равновесию? Кому или чему приписывают опрошенные мужчины свою неудачу в достижении равновесия семьи и работы? Иерархия называемых причин различна в трех группах: С-группа (в порядке убывания частоты выбора): 1. начальство и коллеги, 2. собственная вина, 3. причина - в детях; М-группа и П-группа: 1. собственная вина, 2. для меня слишком важна собственная карьера, 3. причина - в жене. В то время как семейно-ориентированные мужчины подчеркивают недостаток понимания со стороны начальства и коллег, мужчины двух других групп ощущают непонимание со стороны жен. Означает ли это, что во всех трех группах определенная доля мужчин ищет объяснения недостаточности своего профессионального статуса9 Похоже, что мужчины П и М групп имеют в виду не только то, что они "недоиспользуют" свои профессиональные возможности из-за жен, но и то, что их профессиональные амбиции не позволяют им удовлетворительно играть роль отца и мужа - из-за чего они склонны чувствовать себя виноватыми (табл. III.15.). Ответы мужчин С-группы позволяют предположить, что "карьера" вовсе не утратила для них важности и притягательности. Большинство респондентов во всех трех группах определенно или при каких-то условиях хотели бы делать карьеру (табл III.16.). При этом семейио-ориентированные мужчины не менее "карьерно-ориентированы", чем те, кто открыто признает для себя приоритет профессии! Это создает сильный контраст с семейно-ориентированными женщинами, среди которых большинство склонно отрицать важность для себя профессионального роста и самореализации. Основное различие между группами мужчин лежит не в сфере желаемого в профессиональной области, а в оценке достигнутого. Мужчины С-группы значительно чаще чувствуют себя нереализованными, ниже оценивают свои достижения (табл. III.17.). Они также ниже оценивают другие параметры своей работы (табл. III.18.). Что причина, а что следствие: семейная идентичность вызывает профессиональную фрустрацию или наоборот, сама эта семейная таблица III 15. Удалось ли Вам достичь равновесия семьи и работы Если нет, то кто по вашему мнению в этом виноват таблица III 16. Хотели бы Вы сделать карьеру идентичность - лишь защита от ощущения неудачи в "главном"? Интересно, что источники удовлетворенности работой для профессионально-ориентированных мужчин и женщин различны. Свою работу считают интересной 90% женщин П-группы и лишь 63% мужчин. Практически по всем параметрам отношение "П-женщин" к своей работе более благоприятное - и единственное, где их оценки ниже, чем соответствующие оценки мужчин П-группы - это относительно того, что их работа "предоставляет возможности для карьеры" (так считают 29% женщин и 37% мужчин). М-группа - как и в случае с удовлетворенностью партнерством и семейной жизнью - пожалуй, выражает наибольший уровень удовлетворенности работой, в особенности ее содержательной стороной и заработком. Карьерная мотивация у "П-мужчин" чаще включает вопрос власти и влияния, чем это характерно для мужчин других групп, и, безусловно, чаще, чем у женщин (табл. III.19.). "П-отцы", как и следовало ожидать, более преданны своей работе (табл. III.20.). "М-мужчины" несколько ближе к женщинам в этом отношении таблица III.17. Достигли ли Вы поставленных профессиональных целей |