|
|
Здравомыслова
О. М. Арутюнян М. Ю. Российская семья на европейском фоне / Институт
социально- экономических проблем РАН. М., 1998.
|
В начало документа |
В конец документа |
Здравомыслова О. М., Арутюнян М. Ю. Российская семья на европейском фоне Продолжение. Перейти к предыдущей части текста таблица III.18. Оценка своей работы мужчинами разных групп (доля согласных с каждым утверждением, %) таблица III.19. Некоторые ожидания, связанные с карьерой в разных группах таблица III.20. Вовлеченность в работу таблица III.21. Мнения мужчин о профессиональной работе женщин
III.4. Установки и ценности III. 4.1. Отношение мужнин к профессиональной работе женщин Профессиональная или семейная идентичность мужчин, кажется, в какой-то мере связана с тем, до какой степени они склонны принимать профессиональный или, по крайней мере, не вполне традиционный образ женщины. Большинство респондентов считает, что главным критерием при приеме на работу должна быть квалификация нанимающегося (табл. III.21.), однако различается некоторая тенденция профессионально-ориентированных мужчин чуть больше поддерживать женщин на рынке труда и больше представлять себе женщину как индивида, имеющего право на работу (табл. III.22.-III.24.). Они чаще видят причины таблица III.25. По каким причинам женщины оставляют работу? того, что женщины оставляют работу, в практической области (недостаток поддерживающей инфраструктуры - детских садов, возможностей неполного рабочего дня; безработица - табл. III.25.). Мужчины П-группы чаще отрицают, что главной причиной пребывания женщины в роли домохозяйки является ее желание заботиться о семье, и чаще считают, что женщина-мать выходит на работу как из-за стремления зарабатывать деньги, так и потому, что "дома она лезет на стену от тоски" (табл. III.26.). В целом, это единственная подгруппа опрошенных, в которой больше половины респондентов считает, что работающей женщине живется лучше, чем домохозяйке; мужчины П-группы также не столь безусловно уверены в том, что мужчине живется лучше, чем женщине, как респонденты других групп. Опрошенные же мужской М-группы выделяются среди всех остальных тем, что чаще других выражают уверенность в том, что людям с детьми живется лучше, чем людям без детей (табл. III.27.). Таким образом, можно сказать, что П-группа демонстрирует наибольшее принятие профессиональной роли - в том числе для женщины, М-группа - родительской роли; С-группа же, похоже, наиболее противоречива в отношении собственной идентичности и амбивалентна в установках на семейную и профессиональную роль женщины. таблица III.26. Почему женщины не остаются дома дольше срока отпуска по уходу за маленьким ребенком? таблица III.27. Кому живется лучше (мнения мужчин в каждой группе)
III. 4.2. Тендерные отношения Ответы на предлагавшиеся респондентам вопросы об их опыте отношений между полами и установках, касающихся лиц своего и противоположного пола, выявили тот факт, что мужчины С-группы значительно больше "благоволят" женщинам, чем мужчины двух других групп - и особенно, чем профессионально-ориентированные мужчины. В С-группе выше доля мужчин, полагающих, что женщины их понимают, восхищающихся женщинами и даже берущих с них пример в жизни. Напротив, мужчины П-группы чаще не доверяют женщинам, входят с ними в конфликт и конкурируют с ними на работе (тогда как "С-мужчины" чуть чаще признаются в конкуренции с женщинами в частной жизни). Для мужчин всех трех групп женщины, в первую очередь, представляют собой объекты восхищения и источники эмоциональной поддержки и "важных импульсов в жизни" (табл. III.28.). В противоположность картине, полученной в других странах, отношения российских мужчин между собой гораздо более интенсивны, чем с женщинами (гендерная сегрегация еще более выражена у российских женщин - см. главу "Социальный пол и опыт общения"), и это особенно справедливо для профессионально-ориентированных мужчин таблица III.28. Опыт отношений с женщинами мужчин каждой группы таблица III.29. Опыт отношений с мужчинами женщин каждой группы Отношения с другими мужчинами воспринимаются как источники понимания и мотивации, практической, эмоциональной и профессиональной поддержки, как примеры в жизни - и в то же время, как сфера конфликта, соревнования и борьбы. Мужчины так же больше заслуживают доверия (с точки зрения мужчин же), однако для С- и М-групп они реже, чем женщины, выступают в качестве объектов восхищения. Среди мужчин, ориентированных на собственный пол, наиболее экстремальные позиции занимают профессионально-ориентированные отцы (табл. III.29.). Но то, что может восприниматься как "лучшее" отношение к женщине со стороны семейно-ориентированных мужчин, приобретает несколько иной оттенок, когда рассмотрению подвергаются их установки касательно общественного (политического, профессио- таблица III.30. Профессиональное влияние женщин в сравнении с мужским таблица III.31. Политическое влияние женщин в сравнении с мужским таблица III.32. Семейное влияние женщин в сравнении с мужским нального) влияния женщин. Оценивая, к примеру, желательный уровень влияния женщин в политике, и особенно, в профессиональной сфере, С-группа демонстрирует тенденцию удерживать вклад женщин в эти области существенно на более низком уровне, чем предпочли бы профессионально-ориентированные мужчины (табл. III.30.). Кстати, сравнивая соответствующие данные, касающиеся мнений мужчин и женщин соответственно по поводу актуального и предпочитаемого уровня участия женщин в социально-политической жизни, невозможно избежать впечатления буквально пропасти, пролегшей между полами в России - особенно в профессиональной сфере (размеры этой "пропасти" сопоставимы разве что в Польше). Мужчины стремятся приуменьшить, а женщины - преувеличить социальное (прежде всего, профессиональное) влияние женщин; более того, многие женщины - особенно в П-группе - считают, что это влияние должно превосходить мужское, в то время как значительная доля мужчин хотела бы даже уменьшить его (и в первую очередь это характерно для мужчин С-группы). Эти данные отражают высокое напряжение и конкуренцию между полами в профессиональной сфере, в то время как политика воспринимается скорее как мужская область, а семья - как преимущественно женская, но с некоторой тенденцией к большей эгалитарности (табл. III.30.- III.32.). Кажущийся парадокс состоит в том, что профессионально-ориентированные мужчины несколько менее проявляют "воинственные" установки, защищая "поле битвы" от женских посягательств. Они чаще замечают конкуренцию, но, возможно, считают ее как бы нормальным явлением, не испытывая по этому поводу такой тревоги, как семейно-ориентированные мужчины. Возможно, это происходит от того, что они профессионально и социально ощущают себя увереннее, чем мужчины С-группы. III.4.3. Шкала ценностей Иерархия ценностей в зависимости от профессиональной или семейной ориентации иногда, кажется, играет более значительную роль, чем гендерные различия, являясь как бы "мостиком" через гендерную "пропасть". В некоторых отношениях структура ценностей профессионально-ориентированных мужчин и женщин может быть противопоставлена таковой у семейно-ориентированных респондентов. В самом общем виде можно видеть, что профессионально-ориентированные отцы и матери оказались и более "социально-ориентированными" (например, ценность "Родина" имеет второй ранг у мужчин П-группы и пятый - у женщин П-группы; у мужчин С-группы эта ценность - на 11-м месте, у женщин С-группы - на 14-м). Социальные ценности в П-группе реально конкурируют с семейными (табл. III.33.); подробнее эти вопросы рассматриваются в главе "Российские матери и отцы на европейском фоне: ценностный профиль". "Семья" занимает первое место в иерархии ценностей женщин всех трех групп, для мужчин таким "первым номером" является ценность "дети". Женщины ценят прежде всего семью как целое - и для "С-матерей" в ту же группу входят также "любовь" и "брак". У мужчин "партию" первостепенных ценностей (которые сочли наиболее важными более 90% респондентов) для С-группы составляют лишь "дети" и "семья"; для М-группы сюда входят уже 7 ценностей, как семейных, так и личностных (включая, например, "личную независимость" и "свободу"); для П группы это 8 ценностей - семейных, личностных и социальных. Последними в иерархии ценностей в российской выборке располагаются "терпимость" и "религия" (для женщин - наоборот "религия" и "терпимость"), причем доля респондентов, считающих их важными, ниже в С-группе, чем для профессионально-ориентированных мужчин. Группы дифференцируются ценностями третьего ранга: для мужчин С-группы это "любовь", для мужчин М-группы - "личная независимость", для мужчин П-группы - "профессия" (ценность, имеющая гораздо более низкий - 10-й - ранг в других группах). Также как и у женщин, ценность традиции не играет, кажется, никакой существенной роли в системах ценностей респондентов, что в какой-то мере можно рассматривать как вызов "привычке" социологов называть ту или иную группу "традиционной". Кого здесь таблица III.33. МУЖЧИНЫ-ОТЦЫ. ЦЕННОСТИ. Что самое важное в жизни следует считать более традиционными: отцов П-группы с их традиционным акцентом на мужскую внесемейную самореализацию или мужчин С-группы с их сравнительно традиционными взглядами на женскую роль и подчеркиванием мужской модели ответственности, роли кормильца и т.п.? При этом ни те, ни другие не слишком-то озабочены такими базисными традиционными ценностями, как религия и традиция.
III. 4.4. Удовлетворенность жизнью и социальный оптимизм Похоже, что семейная идентичность "работает" для состоящих в браке мужчин и женщин в противоположных направлениях: тогда как семейно-ориентированные замужние матери более других групп удовлетворены своей жизнью, семейно-ориентированные отцы, напротив, представляют собой наименее удовлетворенную жизнью группу. Профессионально-ориентированные замужние женщины чаще оценивают удовлетворенность жизнью как достаточно низкую - в противоположность профессионально-ориентированным мужчинам (табл. III.35.) и незамужним матерям. Хотя различия не очень значительны, все же достаточно ясно просматривается тенденция к большему "социальному пессимизму" семейно-ориентированных мужчин: они ниже оценивают перспективы страны, возможность улучшения в будущем, чем другие группы мужчин и чем как семейно-, так и профессионально-ориентированные женщины (табл. III.34.). Удовлетворенность жизнью у мужчин значительно слабее, чем у женщин, соответствует удовлетворенности браком (табл. III.36.), однако, похоже, в большей мере, чем у женщин, корреспондирует с "социальным оптимизмом/пессимизмом". Мужчины С-группы чаще удовлетворены браком, но реже - своей жизнью в момент опроса, чем мужчины П-группы; они же реже склонны оптимистично оценивать будущее страны. III.5. Резюме По сравнению с мужчинами других стран, российские мужчины-отцы демонстрируют наиболее устойчивый выбор профессиональной идентичности, наивысший уровень тендерной сегрегации и наивысшую же ориентацию в отношениях на собственный пол, то есть в наибольшей мере сохраняют, несмотря на самый длительный в этой стране "стаж" юридического женского равноправия и наивысшую вовлеченность женщин в сферу производительного труда, традиционный (что бы это ни значило) мужской образ. Этим, отчасти, объясняется и тот факт, что "российские" данные обнаруживают самую сильную (скрытую) конкуренцию и рассогласованность ожиданий мужчин и женщин относительно женской роли в обществе. При этом: а) мужчины П-группы еще больше ориентированы на "мужское общение", но и больше принимают модель профессионально-ориентированной жизни, причем не только для самих себя, но и для женщин; б) мужчины С-группы кажутся более романтичными и более традиционными в отношении женщин; в) мужчины П-группы меньше удовлетворены партнерством в браке, однако больше, чем С-группа, удовлетворены работой и своей жизнью в целом; таблица III.34. ОЦЕНКА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ. Пессимизм или оптимизм в отношении будущего таблица III.35. Оценка собственной жизни в данный момент таблица III.36. Удовлетворенность браком г) "С-мужчины", напротив, более удовлетворены браком, меньше - работой, вероятно, отчасти поэтому - жизнью. Они также пессимистичнее других настроены по поводу будущего. Напомним, что для женщин закономерности были, скорее, обратными: "баланс" был в пользу семейной роли, профессионально-ориентированные замужние женщины испытывали больше трудностей, чем С-группа, были менее удовлетворены как браком, так и жизнью в целом, В то же время, П-женщины более социально оптимистичны. Удовлетворенность жизнью женщин связана, прежде всего, с семьей и семейной идентичностью, у мужчин - с работой и профессиональной идентичностью. Социальный же оптимизм у женщин не связан (опять-таки в отличие от мужчин) так прямо с удовлетворенностью жизнью. Можно сказать, что на тот момент, когда проводился опрос, наиболее адаптивную роль играла семейная идентичность для замужних матерей, профессиональная - для мужчин и незамужних матерей и промежуточная - для мужчин |