|
|
Здравомыслова
О. М. Арутюнян М. Ю. Российская семья на европейском фоне / Институт
социально- экономических проблем РАН. М., 1998.
|
В начало документа |
В конец документа |
Здравомыслова О. М., Арутюнян М. Ю. Российская семья на европейском фоне Продолжение. Перейти к предыдущей части текста Российские женщины не менее российских мужчин ориентированы на свой собственный пол и тоже во многом превосходят в этом смысле женщин других стран, а их критичность к противоположному полу, иногда, кажется, переходящая скорее во враждебность, в целом ряде пунктов также превосходит таковую у женщин других обследованных стран. Значительно чаще, чем польки, немки или венгерки, русские женщины находят у других женщин понимание (например, Россия - /75%, Западной Германии - 61%, Венгрия - 21%), чаще им доверяют (Россия - 62%, Западной Германии - 35%), чаще восхищаются другими женщинами (Россия - 28%, Западной Германии - 16%, Польша - 24%); в то же время, среди них больше тех, кто не ждет от женщин, как, впрочем, и от мужчин, профессиональной помощи (Россия - 73%, Западной Германии - 61%) и кому женщины не придают важных импульсов в жизни (Россия - 65%, Западной Германии - 27%, Польша - 51%). У мужчин они гораздо чаще других женщин не находят понимания (Россия - 43%, Западной Германии - 18%), мужчины категорически не могут служить им примерами в 72% случаев (Западной Германии - 45%), за исключением Польши, в России самая большая доля женщин, у которых не возникает доверия к мужчинам (Россия - 49%, Западной Германии - 29%) и восхищения ими (Россия - 62%, Западной Германии - 20%, Польша - 40%), мужчины не способствуют их профессиональному росту (Россия - 76%, Западной Германии - 46%). Невелика и способность мужчин, по мнению женщин, придавать им важные импульсы в жизни; ее отрицают 53% российских женщин (Венгрия - 45%, Западной Германии - 27%, Польша - 39%). Интересен тот факт, что российские женщины в огромном большинстве абсолютно отрицают наличие какой-либо конфликтной зоны в отношениях с мужчинами. Так, отвергают наличие конфликтов с мужчинами в своей жизни 80% российских женщин, а совершенно категорически - 68% (Венгрия - 42%, Западной Германии - 30%, Польша - 58%); совершенно отрицает конкуренцию с ними в частной жизни 81% (Западной Германии - 45%, Польша - 68%), в профессиональной жизни - 78% (Восточной Германии - 40%, Западной Германии - 45%, Польша - 75%). Та борьба между полами, которая кажется столь явной при анализе данных, по-видимому почти не осознается самими женщинами, по крайней мере, не относится ими к сфере собственного личного опыта. Вытеснение из сознания реальных процессов конкуренции и конфликтности как в частной жизни (при том, что показатели удовлетворенности партнером и браком в России самые низкие - например, удовлетворены своим браком 65% русских женщин и 84% немецких), так и в профессиональной сфере не только является следствием недоверия и отчуждения между полами, но и усиливает этот разрыв. Высокая степень гендерного конфликта как на социальном, так и на межличностном и семейном уровнях, при сравнительно низкой степени его осознания, отчасти, вероятно, является наследием советской системы, когда декларируемым "освобождением женщины" этот конфликт был на долгие годы объявлен несуществующим и "декретом" вытеснен в бессознательное. Осознание этого конфликта было бы не только бессмысленным, так как не могло иметь никаких конструктивных последствий, но и временами опасным. В более позднюю, посттоталитарную эпоху, когда подспудно усиливалась оппозиция коммунистическому режиму, и после, в эпоху резкого обострения борьбы различных социальных групп, причем борьбы вне пределов и юридических норм, осознанию противоречивых отношений между полами, вероятно, мешало (и мешает) то, что мужчины и женщины вынуждены постоянно определять и переопределять свою социальную идентичность (оппозиция - истэблишмент, коммунисты - демократы, социалисты - радикалы, интернационалисты - фашисты и т. п.), возможно, в ущерб гендерной. Объединяясь перед лицом общего врага, не ищешь противоречий в отношениях с теми, в ком можешь найти "эмоциональную" или "практическую поддержку". Неосознание людьми противоречивости действующих в них самих и обществе гендерных стереотипов, напряжение, создающееся как между жизненной реальностью и установками, так и между самими сосуществующими противоположными установками, накопленная в результате (и нередко вытесненная) враждебность между полами могут отчасти и объяснять то, что в России плохо пока прививаются различные феминистские идеи и движения, и указывать на то, что, возможно, феминизм в России будет в результате весьма агрессивным. V.2.4. Тендерная роль и "социальный/личный оптимизм" Не имея возможности глубоко проанализировать эту тему, сделаем лишь несколько замечаний. Опираясь на ответы женщин на 2 вопроса: "Как Вы оцениваете перспективы страны" и "насколько Вы удовлетворены своей жизнью в настоящий момент", были выделены группы женщин - "социальные оптимистки" (считают, что все развивается к лучшему), "социальные пессимистки" (считают, что в стране все развивается к худшему); "личные оптимистки" (удовлетворены своей жизнью в настоящий момент) и "личные пессимистки" (не удовлетворены своей жизнью). Надо сказать, что среди других стран Россия "лидирует" в отношении пессимизма, причем если "социальный пессимизм" русских замужних женщин сопоставим с таковым в других странах, особенно с Западной Германией, то по числу "личных пессимисток" россиянкам нет равных (21%). Кроме того, в России "личный" и "социальный" пессимизм/оптимизм замужних женщин оказались в большей мере связаны, чем, например, в Западной и даже в Восточной Германии (табл. V.9.). Трудно сказать, проецируется ли на "Востоке" социальная неудовлетворенность в личную сферу или наоборот: если именно социальные претензии и недовольство заставляют женщин чувствовать себя лично менее счастливыми, то почему западным немцам такой механизм кажется несвойственным? Однако здесь мы хотели бы остановиться на некоторых характеристиках гендерной роли, которые оказались в большей мере присущи "социально" и/или "лично" оптимистичным российским женщинам. У "оптимисток" (О) по сравнению с "пессимистками" (П) выше ценность брака и семьи (считают, что семья - это "очень важно" 85% О и 68% П), но не ниже ценность работы, они также выше ценят и самореализацию; не меньше О, чем П, хотели бы делать карьеру; при этом О выше, чем П, оценивают свои профессиональные достижения и чаще, чем П, считают работу интересной (О - 68%; П - 54%); одновременно, они больше удовлетворены участием мужей как в домашнем хозяйстве, так и в воспитании детей; собой как матерью, своей материнской ролью, партнерством/браком в целом (35% - П, таблица V.9. Доля удовлетворенных/неудовлетворенных собственной жизнью в группах "социальных пессимисток" и "социальных оптимисток" (в % к числу опрошенных)* 1. Россия * Промежуточные ответы - балл "З" на 5-бальной шкале удовлетворенности • опущены, поэтому сумма по столбцу не равна 100%. 2. Восточная Германия
85% - О); и "личные", и "социальные" оптимистки значительно более удовлетворены тем временем, когда они находились в отпуске по уходу за маленьким ребенком, чаще считают его "прекрасным временем" (55% - О, 44% - П; "временем общения" (65% - О и 50% - П) временем обретения себя как личности (55% - О, 35% - П); при этом 31% П и лишь 10% О считают его временем утраты себя); временем более близких таблица V.10. 1. Кому лучше в жизни 2. Удалось ли достичь равновесия семьи и работы 3. Достигли в профессии того, о чем мечтали отношений с мужем (61% - О и 34% - П); спокойным временем (57% - О и 40% - П). "Оптимистки", по сравнению с "пессимистками", склонны к большему принятию собственной роли работающей матери с детьми (табл. У.Ю.). Возможно, они имеют более кооперативных партнеров; удовлетворенность браком явно оказывает влияние на их оптимистический жизненный настрой. Однако эта "сбалансированная идентичность" достигается отчасти за счет определенных компромиссов. "Оптимистки" меньше претендуют на власть в семье (считают, что влияние женщин в семье должно превышать 70%, среди "пессимисток" - 54%, а среди "оптимисток" - 37%), они чаще, чем "пессимистки" ориентированы на общение с другими женщинами, больше доверяют им, больше ожидают от них эмоциональной поддержки и пр. Отношение их к мужчинам, несмотря на высокую удовлетворенность партнерством, скорее настороженное (например, категорически отрицают возможность мужчин их понимать 48% О и 30% П). В чем мужчинам отдается приоритет - это в способности стимулировать женскую активность ("импульсы в жизни") 14. Отнеся основную часть духовного обмена к общению с женщинами, "оптимистки", по-видимому, чаще "пессимисток" придерживаются романтически-традиционного мужского образа; они более субмиссивны по отношению к мужчине (табл. V.11.). таблица V.11. Испытывали бы Вы угрызения совести, если бы у мужа не было работы, а жена бы работала* * В таблице указаны доли опрошенных женщин, отметивших крайние полюса шкалы в каждой группе. Неявная традиционность "оптимисток" видна и в том, что религия для них выступает в качестве ценности существенно более значимой, чем для "пессимисток" (табл. V.12.). таблица У.12. Религия как ценность* (% к числу опрошенных в графике) * Опущены промежуточные варианты ответа, соответствующие позиции "3- на 5-балыюй шкале. 14 "Оптимистки" чаще "пессимисток" абсолютно уверены в том, что женщины их понимают (СП - 51%, СО - 60%), с ними возможны отношения близости и доверия (СП - 35%, СО - 44%), эмоциональной поддержки (СП - 29%, СО - 42%). другие женщины их восхищают (СП - 15%, СО - 22%), "оптимистки, чаще берут с других женщин пример (СП - 19%, СО - 30%), с ними же и чаще возникают конфликты (СП - 17%, СО - 30%), Мужчинам же "оптимистки" доверяют несколько реже, чем "пессимистки" (абсолютно не доверяют 44% СО и 37% СП), от них реже ждут поддержки. Ее вовсе не ожидают 32% СО и 25% СП. мужчины абсолютно не восхищают 65% СО и 46% СП, не являются примерами для 71% СО и 61% СП, вовсе не способны к пониманию для 48% СО и 30% СП, однако "важных импульсов" ожидают 26% СО и 16% СП. Одновременно, "оптимистки" чаще совершенно отрицают конфликты и конкуренцию с мужчинами, чем "пессимистки". Надо заметить, что конкуренцию они отрицают категорически и тотально - как с мужчинами, так н с женщинами, (СО - "социальные оптимистки", СП - "социальные пессимистки".) По-видимому, один из факторов, способствующих адаптации женщин в современном российском обществе, состоит в способности сочетания традиционно женских и традиционно мужских видов активности при сохранении определенного уровня психологической ролевой традиционности и удержании вне сознания присущих такому сочетанию противоречий. Удовлетворенность браком имеет высокую связь как с "личным", так и с "социальным" оптимизмом российских женщин; выраженность этой связи заметно отличает российских опрошенных от немецких женщин. Глава VI Хорошо известно, что родители, воспитывающие детей-дошкольников, сейчас испытывают особые материальные трудности и составляют значительную часть семей, отнесенных к категории бедных [39]. Но уже в 1991 году, как показывает наше исследование, респонденты-родители малолетних детей уже столкнулись с проблемами, которые лишь углубились к настоящему времени. Как мы уже говорили, все без исключения респонденты, участвовавшие в Европейском сравнительном исследовании, были родителями детей-дошкольников. Что касается собственно российских респондентов, то большинство из них (64,1% замужних женщин, 81,8% незамужних матерей и 68,4% мужчин) имели младшего ребенка в возрасте от трех до шести лет (остальные - ребенка в возрасте до трех лет). Если иметь в виду данные о ценностях, в ряду которых детям - согласно ответам респондентов из всех стран, участвовавших в исследовании - принадлежит первое место, и об отношении к различным формам образа жизни, среди которых подавляющее большинство респондентов поддерживают зарегистрированный брак с детьми или, по крайней мере, сожительство, в котором родители воспитывают детей, то можно предположить, что "жизнь без детей" вызывает если не прямое осуждение, то, по крайней мере, сожаление и представляется неполноценной, несчастливой жизнью. Потому довольно неожиданными оказались результаты ответа на вопрос: "Кому сейчас лучше в жизни?", заданный респондентам (см. таблицу VI.!.). Как видно, только в Венгрии существует выраженный "детоцентризм". На другом полюсе - Восточная Германия, которая демонстрирует выразительное единство в утверждении, что людям без детей в жизни лучше. Это объясняется "наложением" отчетливой ориентации на работу у восточных немцев, продемонстрированных ими эгалитарных взглядов на семью и реакции на перемены, связанные с переходом к постсоциализму, прежде всего, на безработицу среди женщин. В остальных странах можно говорить, скорее, о противоречии между ценностной ориентацией и восприятием реальной ситуации, в которой люди с детьми сталкиваются с многочисленными трудностями и проблемами, снижающими качество их жизни. таблица VI.1. Распределение ответов на вопрос "Кому сейчас лучше в жизни?", (в % к числу ответивших) Часть этих проблем обнаруживается в оценке степени доброжелательности по отношению к детям окружения, в котором живут семьи. VI.1. Мир, в котором живут дети, с точки зрения родителей Все респонденты отчетливо разделили окружение ребенка на два мира: приватный, безусловно, дружелюбный и общественный, публичный - отчужденный и даже, скорее, враждебный, если речь идет, например, о государстве в целом (82% всех респондентов подчеркнули дружелюбную по отношению к детям обстановку в собственной квартире, 76% дружелюбие соседей, 33% дружелюбие "людей на улице" 29% - на предприятиях и в учреждениях и только 16% - "дружелюбие" государства). Что касается государства, то здесь обнаружились характерные различия между странами. Так, среди замужних матерей его враждебность подчеркнули более всего венгерки и восточные немки (по 54%) против 44% западных немок, 31% полячек и 42% российских респонденток. Если в этих ответах респондентов из постсоциалистических стран, безусловно, сказалось влияние переходного времени с характерным для него страхом и недоверием людей к государству, "вдруг" бросившему их на произвол судьбы, то в ответах всех респондентов звучит и независимая от конкретного периода времени неудовлетворенность социальной политикой по отношению к семье с маленькими детьми. Рассматривая отношение к окружению в целом, мы можем отметить, что российские респондентки отличаются тем, что они меньше, чем остальные, подчеркивают недружелюбное отношение к детям со стороны этого окружения (самые большие нарекания вызывают у них - кроме государства - общественный транспорт и конкретно водители). Российские респондентки практически никогда не говорят о "недружелюбии" к детям в собственной квартире (на это указали 0,4 немок, 10% полячек и 10% венгерок) и в соседском окружении (на это указали 3% российских респонденток против, например, 10% немок и 6% венгерок). Если сопоставить эти данные с ответами российских респонденток о взаимоотношениях в семье и о "самочувствии" людей с детьми в жизни, то можно говорить не столько о большем дружелюбии приватного мира по отношению к детям в России, сколько о большем несоответствии между ценностными и нормативными представлениями о семье, отношении к детям и реальностью, а возможно, о более идеализированном представлении о приватном мире по сравнению с публичным, которое существует у русских респонденток. Отметим, что та же особенность отличает и ответы российских мужчин на фоне ответов респондентов из других стран. "Внутри" российской выборки можно отметить следующее: мужчины и незамужние матери отмечают "недружелюбие" окружения к детям чаще, чем замужние женщины. При этом мужчины, главным образом, обращают внимание на "недружелюбие" социальной среды (в учреждениях и ведомствах, на предприятиях, в ресторанах, в школах и детских садах). Незамужние матери, напротив, подчеркивают "недружелюбие" человеческого окружения (соседи, люди на улице, на детских площадках и даже в собственной квартире). Это, вероятно, косвенное свидетельство того ощущения собственной отверженности, которое испытывают незамужние женщины, воспитывающие ребенка. Наиболее враждебным к детям все респонденты считают государство, при этом опять выделяются особенно подчеркнувшие это незамужние матери. Если же сравнить российских и нероссийских респонденток этой группы, то выделяется их негативная оценка государства (54% российских респонденток отметили его враждебность к детям по сравнению с 59% венгерок, 41% западных немок, 53% восточных немок, 23% полячек). Иными словами, в этом пункте особенность российских ответов - их меньший акцент на недружелюбии среды к детям - не подтверждается. Последнее справедливо и для ответов мужчин - недружелюбие государства по отношению к детям отметила половина респондентов (в Западной Германии, соответственно, 41%, в Восточной Германии - 50%, в Польше - 33%, в Венгрии - 60%). Дополнительную информацию о проблемах семей с детьми-дошкольниками дают ответы на вопрос о том, как сами родители оценивают условия, в которых растет ребенок, и качество его общения. Обратимся сначала к российским данным. Прежде всего, очевидно, что незамужние матери дают более низкие оценки, чем замужние женщины, а 40% даже считают, что у их ребенка нет "счастливого детства". Мужчины и замужние матери, преимущественно, солидарны в своих оценках. Этот ответ отличает их и от респонденток соответствующей группы из других стран. Так, на отсутствие "счастливого детства" у своих детей указали только 9% западных немок, 6% восточных немок, 24% польских респонденток и 6% венгерских. таблица V1.2. Распределение ответов российских респондентов на вопрос: "Чего из перечисленного ниже "слишком мало" у Вашего ребенка?" (в % к числу ответивших) Наибольшую тревогу у российских респондентов вызывают экология и жилищные условия. Незамужние матери выделяют еще и качество питания, а замужние женщины и мужчины больше, чем незамужние матери, недовольны врачебной помощью детям. В этом смысле российские респонденты отличаются от всех остальных, среди которых польки высказали высказали наибольшее недовольство экологией (50%-60%) и качеством питания (17%-20% респондентов). Что касается общения ребенка, то речь идет о его контактах с матерью, отцом и другими детьми. Если последнее удовлетворяет большинство респондентов, то на недостаточность контактов с матерью указывают прежде всего незамужние женщины (это прямой результат их особенно сложного материального положения и, соответственно, занятости на работе), но и почти 22% замужних матерей (также результат того, что слишком многим замужним женщинам с трудом удается поддерживать равновесие между семьей и работой). В то же время, среди незамужних женщин оказывается самая большая доля тех, кто считает, что контактов с матерью "много". Характерно, что 40,2% незамужних респонденток отнесли к специальным недостаткам воспитания ребенка в неполной семье то, что мать вынуждена всюду таскать ребенка с собой", а 15,6% - что "связь с ребенком настолько тесна, что это тяжело дли обоих". Очевидна и проблема, связанная с ролью отца в воспитании ребенка. То, что незамужние матери постоянно указывают на ничтожность этой роли, уже не кажется удивительным: наши данные показывают, что в неполных семьях связь с отцом ребенка, фактически, нарушена. Более неожиданно то, что почти половина замужних женщин считают, что ребенок недостаточно общается с отцом. Так же считают и 36,1% Мужчин, признающих, что они мало общаются с ребенком. таблица VI.3. Распределение российских ответов на вопрос "Как бы Вы оценили себя как мать?", (в % к числу ответивших) Если обратиться к сравнительным данным в целом, то оказывается, что наиболее благополучными считают условия, в которых растет ребенок, и качество его общения венгерские респонденты (91% признали, что у ребенка "всего перечисленного достаточно" или даже 'слишком много"). На втором месте - Западная Германия (соответствующий ответ дали 71% респондентов), "Посередине" располагаются Восточная Германия (благоприятный ответ дали 58% респондентов) и Польша (47% респондентов удовлетворены условиями и контактами ребенка). Самыми неудовлетворенными снова оказались российские респонденты, среди которых только 27% согласились с тем, что ребенок растет, в целом, в благоприятных условиях. На наш взгляд это говорит об особом напряжении, которое испытывают российские респонденты в родительских ролях - о том, что несбалансированность их профессиональной и семейной жизни сказывается и на "качестве" родительства. VI. 2. Восприятие себя в родительской роли В связи с этими результатами особенно интересна самооценка российских женщин в роли матери. Хорошо видно, что самооценка женщин в роли матери различается у замужних и незамужних женщин: последние гораздо чаще чувствуют, что в чем-то обделяют ребенка. Характерно в этой связи то, что среди незамужних матерей 8,25% (против 2,2% у замужних женщин) считают, что их ребенок имеет "недостаточно ласки". Если же обратиться к результатам ответа на вопрос о недостатках воспитания в неполных семьях, то оказывается, что незамужние женщины прежде всего выделяют две позиции: "я вынуждена всем заниматься сама" и "моему ребенку не хватает мужского влияния". На этой основе и возникает, очевидно, чувство "вины" перед ребенком, которое прямо связано с особенностями таблица VI.4. Восприятие родительской роли, (в % к числу ответивших) семейного и психологического статуса незамужней матери. Характерно, что 25% незамужних матерей признают, что чувствуют "осуждение общественного мнения". Сравнительные результаты высвечивают еще одну особенность российских ответов - большее, чем у всех остальных респондентов, ощущение "неадекватности" себя и своего супруга в родительской роли. Наши результаты показывают, во-первых, что степень неудовлетворенности собой в материнской роли во всех странах выше у незамужних женщин. Во-вторых, тем, как проявляет себя в родительской роли партнер, женщины во всех странах удовлетворены больше, чем мужчины партнершей в роли матери. Вероятно, большая критичность мужчин по отношению к своим женам связана с тем, что в их представлениях работающая женщина, в известной степени, приносит в жертву свои материнские обязанности: одно из свидетельств этого - наименьшая критичность западногерманских респондентов, у большинства из которых - неработающие жены. Кроме того, не только мужья, но и сами жены оценивают себя в качестве матерей ниже, чем мужей в качестве отцов. Это может отражать в целом более низкие социальные требования к отцовской роли по сравнению с материнской. Наконец, во всех вариантах ответов наиболее недовольны - как собой, так и друг другом - оказались российские респонденты. Хотя большинство замужних женщин-российских респонденток считают, что "муж - хороший отец", половина находят, что он справляется с ребенком, безусловно, хуже, чем мать, а треть думают, что "он нетерпелив с ребенком". В то же время, удовлетворенность собой в роли отца у мужчин выше, чем удовлетворенность женщин ролью мужей в воспитании детей (52% ответов мужчин против 47% ответов женщин). |